Алгоритм выполнения
- Внимательно прочитайте задание. Если написано «найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ», то следует смотреть только одно предшествующее предложение. Если написано «найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМИ«, то следует обратить внимание на несколько предложений, находящихся перед предполагаемым ответом.
- Внимательно прочитайте фрагмент текста.
- Обратите внимание на начало предложения, но имейте в виду, что слово-связка может находиться в любой части предложения.
- Выберете то предложение, в котором присутствуют все средства связи, заявленные в задании.
Грамматические средства связи
Грамматические средства связи | Примеры |
Личные местоимения | Во вторник Сергей пришел снова. Он хотел еще раз увидеть Ольгу, увидеть ее глаза и каштановые волосы. |
Указательные местоимения (такой, тот, этот) | Купить билет на самолет можно через Интернет. Такой способ очень удобен: он экономит ваше время и позволяет спокойно принять решение. |
Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) | Люблю и одновременно ненавижу старые, заброшенные деревни. Там меня охватывает странное и противоречивое чувство. |
Союзы(преимущественно сочинительные) | Михаил ушел. Но Аня, хоть и расстроенная, осталась. |
Частицы | Утром он купил кольцо и огромный букет. Неужели настал тот самый день? |
Вводные слова и конструкции (может быть, итак, во-первых и др.) | Все билеты были раскуплены. Может быть, это и к лучшему. |
Единство видовременных форм глаголов | Запахло свежей травой. Пригрело лучами солнца. |
Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста | На завтра мы запланировали прогулку по парку. На послезавтра — посещение детской выставки. |
Синтаксический параллелизм | Эти люди не покупали продукты в магазинах. Эти люди не носили привычную одежду. |
Советую повторить и знать наизусть, как таблицу умножения, классификацию местоимений по разрядам.
Задание 25 егэ по русскому языку 2022 — теория и практика
(1)Уже несколько недель город был обложен тесным кольцом врагов, закованных в железо; по ночам зажигались костры, и огонь смотрел из черной тьмы на стены города множеством красных глаз — они пылали злорадно, и это подстерегающее горение вызывало в осажденном городе мрачные думы.
(2) По узким улицам города угрюмо шагали отряды солдат, истомленных боями, полуголодных; из окон домов изливались стоны раненых, крики бреда, молитвы женщин и плач детей. (3) Разговаривали подавленно, вполголоса и, останавливая на полуслове речь друг друга, напряженно вслушивались — не идут ли на приступ враги?
(4) Особенно невыносимой становилась жизнь с вечера, когда в тишине стоны и плач звучали яснее и обильнее, когда из ущелий отдаленных гор выползали сине-черные тени и, скрывая вражий стан, двигались к полуразбитым стенам, а над черными зубцами гор являлась луна, как потерянный щит, избитый ударами мечей.
(5) Не ожидая помощи, изнуренные трудами и голодом, с каждым днем теряя надежды, люди в страхе смотрели на эту луну, острые зубья гор, черные пасти ущелий и на шумный лагерь врагов — всё напоминало им о смерти, и ни одна звезда не блестела утешительно для них.
(6) В домах боялись зажигать огни, густая тьма заливала улицы, и в этой тьме, точно рыба в глубине реки, безмолвно мелькала женщина, с головой закутанная в черный плащ.
(7) Люди, увидав ее, спрашивали друг друга:
(8)— Это она?
(9)— Она!
(10) И прятались в ниши под воротами или, опустив головы, молча пробегали мимо нее, а начальники патрулей сурово предупреждали ее:
(11) — Вы снова на улице, монна Марианна? (12) Смотрите, вас могут убить, и никто не станет искать виновного в этом…
(13) Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город, стоял ее сын, веселый и безжалостный красавец; еще недавно она смотрела на него с гордостью, как на драгоценный свой подарок родине, как на добрую силу, рожденную ею в помощь людям города — гнезда, где она родилась сама, родила и выкормила его.
(14) Так ходила она ночами по улицам, и многие, не узнавая ее, пугались, принимали черную фигуру за олицетворение смерти, близкой всем, а узнавая, молча отходили прочь от матери изменника.
(15) Но однажды, в глухом углу, около городской стены, она увидала другую женщину: стоя на коленях около трупа, неподвижная, точно кусок земли, она молилась, подняв скорбное лицо к звездам, а на стене, над головой ее, тихо переговаривались сторожевые и скрежетало оружие, задевая камни зубцов.
(16) Мать изменника спросила:
(17)— Муж?
(18)— Сын. (19) Муж убит тринадцать дней тому назад, а этот — сегодня.
(20) Закрыв лицо, Марианна отошла прочь, а утром на другой день явилась к защитникам города и сказала:
(21)— Или убейте меня за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте мне ворота, я уйду к нему…
(22) Они открыли ворота пред нею, выпустили ее из города и долго смотрели со стены, как она шла по родной земле, густо насыщенной кровью, пролитой ее сыном: шла она медленно, с великим трудом отрывая ноги от этой земли, кланяясь трупам защитников города, брезгливо отталкивая ногою поломанное оружие, — матери ненавидят оружие нападения, признавая только то, которым защищается жизнь.
(23) Она как будто несла в руках под плащом чашу, полную влагой, и боялась расплескать ее; удаляясь, она становилась всё меньше, а тем, что смотрели на нее со стены, казалось, будто вместе с нею отходит от них уныние и безнадежность.
(24) Видели, как она на полпути остановилась и, сбросив с головы капюшон плаща, долго смотрела на город, а там, в лагере врагов, заметили ее, одну среди поля, и, не спеша, осторожно, к ней приближались черные, как она, фигуры.
(25) Подошли и спросили — кто она, куда идет?
(26)— Ваш предводитель — мой сын, — сказала она, и ни один из солдат не усомнился в этом. (27) Шли рядом с нею, хвалебно говоря о том, как умен и храбр ее сын, она слушала их, гордо подняв голову, и не удивлялась — ее сын таков и должен быть!
(28) И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, пред тем, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца, — в шелке и бархате он пред нею, и оружие его в драгоценных камнях. (29) Всё — так, как должно быть; именно таким она видела его много раз во сне — богатым, знаменитым и любимым.
(30)— Мать! — говорил он, целуя ее руки. —(31) Ты пришла ко мне, значит, ты поняла меня, и завтра я возьму этот проклятый город!
(32)— В котором ты родился, — напомнила она.
(33) Опьяненный подвигами своими, обезумевший в жажде еще большей славы, он говорил ей с дерзким жаром молодости:
(34)— Я родился в мире и для мира, чтобы поразить его удивлением! (35) Я щадил этот город ради тебя — он как заноза в ноге моей и мешает мне так быстро идти к славе, как я хочу этого. (36) Но теперь — завтра — я разрушу гнездо упрямцев!
(37) Мать сказала ему:
(38) — Иди сюда, положи голову на грудь мне, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребенком и как все любили тебя…
(39) Он послушался, прилег на колени к ней и закрыл глаза…
(40) И задремал на груди матери, как ребенок.
(41) Тогда она, накрыв его своим черным плащом, воткнула нож в сердце его, и он, вздрогнув, тотчас умер — ведь она хорошо знала, где бьется сердце сына. (42) И, сбросив труп его с колен своих к ногам изумленной стражи, она сказала в сторону города:
(43) — Человек — я сделала для родины всё, что могла. (44) Мать — я остаюсь со своим сыном! (45) Мне уже поздно родить другого, жизнь моя никому не нужна.
(46) И тот же нож, еще теплый от крови его — ее крови, — она твердой рукою вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце, — если оно болит, в него легко попасть.
(М.Горький «Сказки об Италии»)
Максим Горький — литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова (1868-1936) — прозаик, драматург, поэт, публицист.
§
(1) У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи — пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь — живет своим умом.
(2) Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. (3) Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать — что такое божий мир и годится ли он для него?
(4) — Что, что? — спрашивала его воробьиха-мама.
(5) Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
(6) — Чересчур черна, чересчур!
(7) Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
(8) — Чив ли я?
(9) Мама-воробьиха одобряла его:
(10) — Чив, чив!
(11) А Пудик глотал букашек и думал: «Чем чванятся — червяка с ножками дали — чудо!» (12) И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.
(13) — Чадо, чадо, — беспокоилась мать, — смотри — чебурахнешься!
(14) — Чем, чем? — спрашивал Пудик.
(15) — Да не чем, а упадешь на землю, кошка — чик! и слопает! — объяснял отец, улетая на охоту.
(16) Так всё и шло, а крылья расти не торопились. (17) Подул однажды ветер, Пудик спрашивает:
(18) — Что, что?
(19) — Ветер. (20) Дунет он на тебя — чирик! и сбросит на землю — кошке! — объяснила мать.
(21) Это не понравилось Пудику, он и сказал:
(22) — А зачем деревья качаются?(23) Пусть перестанут, тогда ветра не будет…
(24) Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил — он любил объяснять всё по-своему.
(25) Идет мимо бани мужик, машет руками.
(26)— Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик, — одни косточки остались!
(27)— Это человек, они все бескрылые! — сказала воробьиха.
(28)— Почему?
(29)— У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?
(30)— Зачем?
(31)— Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…
(32)— Чушь! — сказал Пудик. (33)— Чушь, чепуха!(34) Все должны иметь крылья. (35) Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. (36) Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
(37) Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится. (38) Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:
(39) Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
(40) А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.
(41) Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка — рыжая, зеленые глаза — тут как тут.
(41) Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
(42)— Честь имею, имею честь…
(43)А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали — страшная, храбрая, клюв раскрыла — в глаз кошке целит.
(44)— Прочь, прочь! (45)Лети, Пудик, лети на окно, лети…
(46) Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями — раз, раз и — на окне! (47) Тут и мама подлетела — без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
(48)— Что, что?
(49)— Ну что ж! — сказал Пудик. —(50) Всему сразу не научишься!
(51) А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них — рыжая, зеленые глаза — и сожалительно мяукает:
(52)— Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…
(53) И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…
(М. Горький* «Воробьишко»)
*Максим Горький (1868-1936) — прозаик, драматург, поэт, публицист.
Задание 25 егэ по русскому языку 2022. теория и практика.
Среди предложений 5–15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
1) Внимательно прочитайте задание. Если написано «найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ», то следует смотреть только одно предшествующее предложение. Если написано «найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМИ«, то следует обратить внимание на несколько предложений, находящихся перед предполагаемым ответом.
2) Внимательно прочитайте фрагмент текста.
3) Обратите внимание на начало предложения, но имейте в виду, что слово-связка может находиться в любой части предложения.
4) Выберете то предложение, в котором присутствуют все средства связи, заявленные в задании.
Текст обладает определённой структурой, которая выражается во взаимосвязи отдельных предложений и частей текста, поэтому предложения в тексте должны быть связаны, сцеплены между собой. В зависимости от того, какие смысловые отношения между предложения различают параллельную связь предложений и цепную связь.
При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются. Для параллельной связи характерен одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, часты повторения первого слова в предложении.
В качестве средств связи могут выступать союзы, синтаксический параллелизм, анафора и др. Параллельная связь может усиливаться вводными словами и наречиями (места и времени)
Пример: Студентом Петровский думал стать биологом или химиком и поступил вначале на биологическое отделение. Но в руки его как-то попала книга великого Н. Е. Жуковского о механике
Цепная связь выражается в структурной соотнесенности двух соседних предложений. Обычно какой-либо член предшествующего предложения в последующем предложении становится подлежащим.
Для цепной связи характерен повтор ключевого слова, замена его синонимом, местоимением. При цепной связи основной способ соединения предложений — повтор.
Пример: За садом находился у них большой лес… Он был глух, запущен…
В этом лесу обитали дикие коты. Лесных диких котов не должно смешивать…
Однако обычно связь между предложениями осуществляется посредством совокупности цепной и последовательной связей.
Языковые средства, с помощью которых осуществляется связь между предложениями:
Лексические
-
Слова одной и той же тематической группы
-
Повторы слов
-
Синонимы (в том числе контекстные)
-
Антонимы (в том числе контекстные)
Морфологические
-
Сочинительные союзы
-
Местоимения (личные, указательные и притяжательные)
-
Числительные (порядковые и собирательные)
-
Наречия (наречия места и времени, местоименные наречия в различных значениях)
-
Видовременные формы глаголов
Синтаксические средства:
-
Порядок слов
-
Параллелизм строения предложений
-
Использование вводных слов и словосочетаний
-
Парцелляция
Слова одной и той же тематической группы – это слова, которые обозначают сходные (но не одинаковые) понятия, действия, признаки и обладают общностью лексического значения.
Пример:
Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и казалось, что лето кончилось и земля уходит в глухие туманы, в неуютную темень и стужу (К. Паустовский) – раскрывается тема осеннего дождя и тех ощущений, которые он вызывает: лил дождь, холодный; мокрый ветер; глухой туман; темень и стужа – передающих физическое и душевное состояние автора.
Повторы слов/словосочетаний – использование в соседних предложениях одного и того же слова или словосочетания.
Примеры:
Жил на селе одинокий старик. Старик был слаб и нуждался в постоянном уходе.
Жил на селе одинокий старик. Одиноким он был потому, что дети его не вернулись с фронта.
Жил на селе одинокий старик. На селе он жил с первого дня своего рождения.
Синонимы — слова, полностью или частично совпадающие по значению.
Жадный – скупой, идти – брести, открыть – распахнуть, разговор – болтовня, тушить — гасить и тд.).
Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами в определенном контексте.
Антонимы – слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение.
Холодно – жарко, дальний – ближний, дружба – вражда и др.
Контекстные антонимы – слова, являющиеся антонимами в пределах одного текста. Вне контекста такие слова не осознаются как противоположные по значению.
Сочинительные союзы
Соединительные (и, да (= и), не только, … но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько…, столько и)
Разделительные (или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то)
Противительные (а, но, да (= но), зато, же, однако, однако же, все же)
Градационные (не только…, но и; не то чтобы…а; не столько…сколько)
Присоединительные (тоже, также, да и, притом, причем)
Пояснительные (а именно, то есть, или (= то есть))
Местоимения
В качестве средств связи обычно используются личные, указательные и притяжательные местоимения.
Личные: я, ты, он, она, мы, вы они (во всех падежах).
Указательные – тот, этот, это, та, столько, таков, оный, сей, те (во всех падежах).
Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их (во всех падежах)
Примеры:
Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд образовал и испугал мать. Это событие взволновало соседей.
Младшая сестра, Женя…молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой.
Числительные (порядковые и собирательные)
Собирательные числительные — это такие, которые обозначают количество предметов, как их совокупность (Двое, трое, оба, четверо, пятеро, шестеро, семеро)
Порядковые числительные — это числительные, которые называют порядковые номер предмета при их счете. (пятый, десятый)
В качестве средств связи такие числительные используются без существительного, которое они определяют в количественном значении.
Наречия (наречия места и времени, местоименные наречия в различных значениях)
Наречия времени — времени (сегодня, ночью, давно) (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда..)
Наречия места места (вперед, издали, справа) (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то..)
Местоименные наречия в разных значениях (поэтому, там, туда, здесь, оттуда, оттого, потому, затем, тут, тогда)
Видовременные формы глаголов
Форм времени и вида глагола могут служить средством связи между предложениями, так как указывают на одновременность или последовательность ситуаций, на время, в которое они происходят.
Пример: Вдруг она вздрогнула и обернулась к балкону. Беспокойство овладело ею. Она встала, пошла около кресел, остановилась на минуту за стулом старого генерала Р., ничего не ответила на его тонкий мадригал и вдруг скользнула на балкон (А. Пушкин).
Порядок слов
Обычно рема первого предложения становится темой последующих.
Пример. Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье для всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать (Д. Лихачёв)
Во дворе он увидел детей. Дети весело играли у крыльца. Дети не заметили отца.
Синтаксический параллелизм — схожее строение рядом стоящих предложений.
Пример:
Использование вводных слов и словосочетаний
Вводные слова указывают на порядок изложения, обобщают сказанное. Вводные слова помогают логически организовать речь (во-первых, во-вторых, итак и др.) или выразить другие модальные значения (вывод, уточнение, дополнительное замечание и др)
Группы вводных слов по значению:
1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.)
К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д.
2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.)
Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д.
3. Связь мыслей, последовательность изложения
Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д.
4. Источник сообщения
По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.
5. Приемы и способы оформления мыслей
Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д.
6. Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание
Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста и т.д.
7. Оценка меры того, о чем говорится
По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д.
8. Степень обычности сообщаемого
По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д.
9. Выражение экспрессивности высказывания
Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.
Парцелляция — членение одного высказывания на несколько предложений.
Разряды местоимений по значению
Разряды местоимений по значению | Примеры |
Личные | я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. |
Возвратное | себя. |
Притяжательные | мой, твой, его, её, наш, ваш, их и свой. |
Указательные | этот, тот, такой, таков, столько, а также устар.:эдакий (этакий), сей, оный. |
Определительные | весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам, а также устар.: всяческий, всяк. |
Вопросительные | кто, что, какой, каков, который, чей, сколько. |
Относительные | кто, что, какой, каков, который, чей, сколько. |
Неопределённые местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь: | некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под. |
Отрицательные | никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей. |
Дополнительный материал: Средства связи предложений в тексте
Формулировка задания
Среди предложений 5–15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).