25 задание ЕГЭ по русскому языку 2022 — средства связи

Алгоритм выполнения

  1. Внимательно прочитайте задание. Если написано «найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ», то следует смотреть только одно предшествующее предложение. Если написано «найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМИ«, то следует обратить внимание на несколько предложений, находящихся перед предполагаемым ответом.
  2. Внимательно прочитайте фрагмент текста.
  3. Обратите внимание на начало предложения, но имейте в виду, что слово-связка может находиться в любой части предложения.
  4. Выберете то предложение, в котором присутствуют все средства связи, заявленные в задании.

Грамматические средства связи

Грамматические средства связи Примеры
Личные местоимения Во вторник Сергей пришел снова. Он хотел еще раз увидеть Ольгу, увидеть ее глаза и каштановые волосы.
Указательные местоимения (такой, тот, этот) Купить билет на самолет можно через Интернет. Такой способ очень удобен: он экономит ваше время и позволяет спокойно принять решение.
Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) Люблю и одновременно ненавижу старые, заброшенные деревни. Там меня охватывает странное и противоречивое чувство.
Союзы(преимущественно сочинительные) Михаил ушел. Но Аня, хоть и расстроенная, осталась.
Частицы Утром он купил кольцо и огромный букет. Неужели настал тот самый день?
Вводные слова и конструкции (может быть, итак, во-первых и др.) Все билеты были раскуплены. Может быть, это и к лучшему.
Единство видовременных форм глаголов Запахло свежей травой. Пригрело лучами солнца.
Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста На завтра мы запланировали прогулку по парку. На послезавтра — посещение детской выставки.
Синтаксический параллелизм Эти люди не покупали продукты в магазинах. Эти люди не носили привычную одежду.

Советую повторить и знать наизусть, как таблицу умножения, классификацию местоимений по разрядам.

Задание 25 егэ по русскому языку 2022 — теория и практика

(1)Уже несколько недель город был обложен тесным кольцом врагов, закованных в железо; по ночам зажигались костры, и огонь смотрел из черной тьмы на стены города множеством красных глаз — они пылали злорадно, и это подстерегающее горение вызывало в осажденном городе мрачные думы.

(2) По узким улицам города угрюмо шагали отряды солдат, истомленных боями, полуголодных; из окон домов изливались стоны раненых, крики бреда, молитвы женщин и плач детей. (3) Разговаривали подавленно, вполголоса и, останавливая на полуслове речь друг друга, напряженно вслушивались — не идут ли на приступ враги?

(4) Особенно невыносимой становилась жизнь с вечера, когда в тишине стоны и плач звучали яснее и обильнее, когда из ущелий отдаленных гор выползали сине-черные тени и, скрывая вражий стан, двигались к полуразбитым стенам, а над черными зубцами гор являлась луна, как потерянный щит, избитый ударами мечей.

(5) Не ожидая помощи, изнуренные трудами и голодом, с каждым днем теряя надежды, люди в страхе смотрели на эту луну, острые зубья гор, черные пасти ущелий и на шумный лагерь врагов — всё напоминало им о смерти, и ни одна звезда не блестела утешительно для них.

(6) В домах боялись зажигать огни, густая тьма заливала улицы, и в этой тьме, точно рыба в глубине реки, безмолвно мелькала женщина, с головой закутанная в черный плащ.

(7) Люди, увидав ее, спрашивали друг друга:

(8)— Это она?

(9)— Она!

(10) И прятались в ниши под воротами или, опустив головы, молча пробегали мимо нее, а начальники патрулей сурово предупреждали ее:

(11) — Вы снова на улице, монна Марианна? (12) Смотрите, вас могут убить, и никто не станет искать виновного в этом…

(13) Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город, стоял ее сын, веселый и безжалостный красавец; еще недавно она смотрела на него с гордостью, как на драгоценный свой подарок родине, как на добрую силу, рожденную ею в помощь людям города — гнезда, где она родилась сама, родила и выкормила его.

(14) Так ходила она ночами по улицам, и многие, не узнавая ее, пугались, принимали черную фигуру за олицетворение смерти, близкой всем, а узнавая, молча отходили прочь от матери изменника.

(15) Но однажды, в глухом углу, около городской стены, она увидала другую женщину: стоя на коленях около трупа, неподвижная, точно кусок земли, она молилась, подняв скорбное лицо к звездам, а на стене, над головой ее, тихо переговаривались сторожевые и скрежетало оружие, задевая камни зубцов.

(16) Мать изменника спросила:

(17)— Муж?

(18)— Сын. (19) Муж убит тринадцать дней тому назад, а этот — сегодня.

(20) Закрыв лицо, Марианна отошла прочь, а утром на другой день явилась к защитникам города и сказала:

(21)— Или убейте меня за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте мне ворота, я уйду к нему…

(22) Они открыли ворота пред нею, выпустили ее из города и долго смотрели со стены, как она шла по родной земле, густо насыщенной кровью, пролитой ее сыном: шла она медленно, с великим трудом отрывая ноги от этой земли, кланяясь трупам защитников города, брезгливо отталкивая ногою поломанное оружие, — матери ненавидят оружие нападения, признавая только то, которым защищается жизнь.

(23) Она как будто несла в руках под плащом чашу, полную влагой, и боялась расплескать ее; удаляясь, она становилась всё меньше, а тем, что смотрели на нее со стены, казалось, будто вместе с нею отходит от них уныние и безнадежность.

(24) Видели, как она на полпути остановилась и, сбросив с головы капюшон плаща, долго смотрела на город, а там, в лагере врагов, заметили ее, одну среди поля, и, не спеша, осторожно, к ней приближались черные, как она, фигуры.

(25) Подошли и спросили — кто она, куда идет?

(26)— Ваш предводитель — мой сын, — сказала она, и ни один из солдат не усомнился в этом. (27) Шли рядом с нею, хвалебно говоря о том, как умен и храбр ее сын, она слушала их, гордо подняв голову, и не удивлялась — ее сын таков и должен быть!

(28) И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, пред тем, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца, — в шелке и бархате он пред нею, и оружие его в драгоценных камнях. (29) Всё — так, как должно быть; именно таким она видела его много раз во сне — богатым, знаменитым и любимым.

(30)— Мать! — говорил он, целуя ее руки. —(31) Ты пришла ко мне, значит, ты поняла меня, и завтра я возьму этот проклятый город!

(32)— В котором ты родился, — напомнила она.

(33) Опьяненный подвигами своими, обезумевший в жажде еще большей славы, он говорил ей с дерзким жаром молодости:

(34)— Я родился в мире и для мира, чтобы поразить его удивлением! (35) Я щадил этот город ради тебя — он как заноза в ноге моей и мешает мне так быстро идти к славе, как я хочу этого. (36) Но теперь — завтра — я разрушу гнездо упрямцев!

(37) Мать сказала ему:

(38) — Иди сюда, положи голову на грудь мне, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребенком и как все любили тебя…

(39) Он послушался, прилег на колени к ней и закрыл глаза…

(40) И задремал на груди матери, как ребенок.

(41) Тогда она, накрыв его своим черным плащом, воткнула нож в сердце его, и он, вздрогнув, тотчас умер — ведь она хорошо знала, где бьется сердце сына. (42) И, сбросив труп его с колен своих к ногам изумленной стражи, она сказала в сторону города:

(43) — Человек — я сделала для родины всё, что могла. (44) Мать — я остаюсь со своим сыном! (45) Мне уже поздно родить другого, жизнь моя никому не нужна.

(46) И тот же нож, еще теплый от крови его — ее крови, — она твердой рукою вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце, — если оно болит, в него легко попасть.

(М.Горький «Сказки об Италии»)

Максим Горький — литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова (1868-1936) — прозаик, драматург, поэт, публицист.

§

(1) У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи — пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь — живет своим умом.

(2) Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. (3) Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать — что такое божий мир и годится ли он для него?

(4) — Что, что? — спрашивала его воробьиха-мама.
(5) Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
(6) — Чересчур черна, чересчур!
(7) Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
(8) — Чив ли я?
(9) Мама-воробьиха одобряла его:
(10) — Чив, чив!

(11) А Пудик глотал букашек и думал: «Чем чванятся — червяка с ножками дали — чудо!» (12) И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.

(13) — Чадо, чадо, — беспокоилась мать, — смотри — чебурахнешься!
(14) — Чем, чем? — спрашивал Пудик.
(15) — Да не чем, а упадешь на землю, кошка — чик! и слопает! — объяснял отец, улетая на охоту.

(16) Так всё и шло, а крылья расти не торопились. (17) Подул однажды ветер, Пудик спрашивает:
(18) — Что, что?
(19) — Ветер. (20) Дунет он на тебя — чирик! и сбросит на землю — кошке! — объяснила мать.

(21) Это не понравилось Пудику, он и сказал:
(22) — А зачем деревья качаются?(23) Пусть перестанут, тогда ветра не будет…

(24) Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил — он любил объяснять всё по-своему.

(25) Идет мимо бани мужик, машет руками.
(26)— Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик, — одни косточки остались!
(27)— Это человек, они все бескрылые! — сказала воробьиха.
(28)— Почему?
(29)— У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?
(30)— Зачем?
(31)— Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…
(32)— Чушь! — сказал Пудик. (33)— Чушь, чепуха!(34) Все должны иметь крылья. (35) Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. (36) Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

(37) Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится. (38) Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:

(39) Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
(40) А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.

(41) Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка — рыжая, зеленые глаза — тут как тут.

(41) Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
(42)— Честь имею, имею честь…

(43)А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали — страшная, храбрая, клюв раскрыла — в глаз кошке целит.
(44)— Прочь, прочь! (45)Лети, Пудик, лети на окно, лети…

(46) Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями — раз, раз и — на окне! (47) Тут и мама подлетела — без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
(48)— Что, что?
(49)— Ну что ж! — сказал Пудик. —(50) Всему сразу не научишься!

(51) А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них — рыжая, зеленые глаза — и сожалительно мяукает:
(52)— Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…

(53) И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…

(М. Горький* «Воробьишко»)

*Максим Горький (1868-1936) — прозаик, драматург, поэт, публицист.

Задание 25 егэ по русскому языку 2022. теория и практика.

Среди предложений 5–15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

1) Внимательно прочитайте задание. Если написано «найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ», то следует смотреть только одно предшествующее предложение. Если написано «найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМИ«, то следует обратить внимание на несколько предложений, находящихся перед предполагаемым ответом.

2) Внимательно прочитайте фрагмент текста.

3) Обратите внимание на начало предложения, но имейте в виду, что слово-связка может находиться в любой части предложения.

4) Выберете то предложение, в котором присутствуют все средства связи, заявленные в задании.

Текст обладает определённой структурой, которая выражается во взаимосвязи отдельных предложений и частей текста, поэтому предложения в тексте должны быть связаны, сцеплены между собой. В зависимости от того, какие смысловые отношения между предложения различают параллельную связь предложений и цепную связь. 

При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются. Для параллельной связи характерен одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, часты повторения первого слова в предложении. 

В качестве средств связи могут выступать союзы, синтаксический параллелизм, анафора и др. Параллельная связь может усиливаться вводными словами и наречиями (места и времени) 

Пример: Студентом Петровский думал стать биологом или химиком и поступил вначале на биологическое отделение. Но в руки его как-то попала книга великого Н. Е. Жуковского о механике 

Цепная связь выражается в структурной соотнесенности двух соседних предложений. Обычно какой-либо член предшествующего предложения в последующем предложении становится подлежащим. 

Для цепной связи характерен повтор ключевого слова, замена его синонимом, местоимением. При цепной связи основной способ соединения предложений — повтор. 

Пример: За садом находился у них большой лес… Он был глух, запущен… 

В этом лесу обитали дикие коты. Лесных диких котов не должно смешивать… 

Однако обычно связь между предложениями осуществляется посредством совокупности цепной и последовательной связей. 

Языковые средства, с помощью которых осуществляется связь между предложениями: 

Лексические 

  • Слова одной и той же тематической группы 

  • Повторы слов 

  • Синонимы (в том числе контекстные) 

  • Антонимы (в том числе контекстные)

Морфологические 

  • Сочинительные союзы 

  • Местоимения (личные, указательные и притяжательные) 

  • Числительные (порядковые и собирательные) 

  • Наречия (наречия места и времени, местоименные наречия в различных значениях) 

  • Видовременные формы глаголов 

Синтаксические средства:

  • Порядок слов 

  • Параллелизм строения предложений 

  • Использование вводных слов и словосочетаний 

  • Парцелляция 

Слова одной и той же тематической группы – это слова, которые обозначают сходные (но не одинаковые) понятия, действия, признаки и обладают общностью лексического значения. 

Пример: 

Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и казалось, что лето кончилось и земля уходит в глухие туманы, в неуютную темень и стужу (К. Паустовский) – раскрывается тема осеннего дождя и тех ощущений, которые он вызывает: лил дождь, холодный; мокрый ветер; глухой туман; темень и стужа – передающих физическое и душевное состояние автора. 

Повторы слов/словосочетаний – использование в соседних предложениях одного и того же слова или словосочетания. 

Примеры: 

Жил на селе одинокий старик. Старик был слаб и нуждался в постоянном уходе. 

Жил на селе одинокий старик. Одиноким он был потому, что дети его не вернулись с фронта. 

Жил на селе одинокий старик. На селе он жил с первого дня своего рождения. 

Синонимы — слова, полностью или частично совпадающие по значению. 

Жадный – скупой, идти – брести, открыть – распахнуть, разговор – болтовня, тушить — гасить и тд.). 

Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами в определенном контексте. 

Антонимы – слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение. 

Холодно – жарко, дальний – ближний, дружба – вражда и др.

Контекстные антонимы – слова, являющиеся антонимами в пределах одного текста. Вне контекста такие слова не осознаются как противоположные по значению.

Сочинительные союзы 

Соединительные (и, да (= и), не только, … но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как,…так и; сколько…, столько и) 

Разделительные (или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то) 

Противительные (а, но, да (= но), зато, же, однако, однако же, все же) 

Градационные (не только…, но и; не то чтобы…а; не столько…сколько) 

Присоединительные (тоже, также, да и, притом, причем) 

Пояснительные (а именно, то есть, или (= то есть)) 

Местоимения

В качестве средств связи обычно используются личные, указательные и притяжательные местоимения. 

Личные: я, ты, он, она, мы, вы они (во всех падежах). 

Указательные – тот, этот, это, та, столько, таков, оный, сей, те (во всех падежах). 

Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их (во всех падежах) 

Примеры: 

Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд образовал и испугал мать. Это событие взволновало соседей. 

Младшая сестра, Женя…молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой. 

Числительные (порядковые и собирательные) 

Собирательные числительные — это такие, которые обозначают количество предметов, как их совокупность (Двое, трое, оба, четверо, пятеро, шестеро, семеро) 

Порядковые числительные — это числительные, которые называют порядковые номер предмета при их счете. (пятый, десятый) 

В качестве средств связи такие числительные используются без существительного, которое они определяют в количественном значении. 

Наречия (наречия места и времени, местоименные наречия в различных значениях) 

Наречия времени — времени (сегодня, ночью, давно) (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда..) 

Наречия места места (вперед, издали, справа) (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то..) 

Местоименные наречия в разных значениях (поэтому, там, туда, здесь, оттуда, оттого, потому, затем, тут, тогда) 

Видовременные формы глаголов 

Форм времени и вида глагола могут служить средством связи между предложениями, так как указывают на одновременность или последовательность ситуаций, на время, в которое они происходят. 

Пример: Вдруг она вздрогнула и обернулась к балкону. Беспокойство овладело ею. Она встала, пошла около кресел, остановилась на минуту за стулом старого генерала Р., ничего не ответила на его тонкий мадригал и вдруг скользнула на балкон (А. Пушкин). 

Порядок слов 

Обычно рема первого предложения становится темой последующих. 

Пример. Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье для всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать (Д. Лихачёв) 

Во дворе он увидел детей. Дети весело играли у крыльца. Дети не заметили отца. 

Синтаксический параллелизм — схожее строение рядом стоящих предложений. 

Пример: 

Использование вводных слов и словосочетаний 

Вводные слова указывают на порядок изложения, обобщают сказанное. Вводные слова помогают логически организовать речь (во-первых, во-вторых, итак и др.) или выразить другие модальные значения (вывод, уточнение, дополнительное замечание и др) 

Группы вводных слов по значению: 

1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.) 

К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д. 

2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.) 

Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д. 

3. Связь мыслей, последовательность изложения 

Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д. 

4. Источник сообщения 

По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д. 

5. Приемы и способы оформления мыслей 

Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д. 

6. Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание 

Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите , пожалуйста и т.д. 

7. Оценка меры того, о чем говорится 

По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д. 

8. Степень обычности сообщаемого 

По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д. 

9. Выражение экспрессивности высказывания 

Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д. 

Парцелляция — членение одного высказывания на несколько предложений.  

Разряды местоимений по значению

Разряды местоимений по значению Примеры
Личные  я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
Возвратное себя.
Притяжательные мой, твой, его, её, наш, ваш, их и свой.
Указательные этот, тот, такой, таков, столько, а также устар.:эдакий (этакий), сей, оный.
Определительные весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам, а также устар.: всяческий, всяк.
Вопросительные кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
Относительные кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
Неопределённые местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь: некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под.
Отрицательные никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей.

Дополнительный материал: Сред­ства связи пред­ло­же­ний в тексте

Формулировка задания

Среди предложений 5–15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Оцените статью
ЕГЭ Live