10 примеров сочинений ЕГЭ по русскому языку

10 примеров сочинений ЕГЭ по русскому языку ЕГЭ

Примеры сочинений егэ. | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме: | образовательная социальная сеть

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Существуют определённые требования к сочинению – рассуждению:

1. Сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста.

2. Убедительно её доказать (привести не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт).

3. Сформулировать позицию автора.

4. Высказать свою точку зрения.

5. Изложить мысли грамотно, последовательно и связно.

         Ваше сочинение может быть оценено высокими баллами, если вы правильно выявите и сформулируете проблему текста и позицию автора по данной проблеме, поэтому небольшой экскурс в Часть С. Когда-то Аристотель утверждал, что «речь слагается из трех элементов: из самого автора, из предмета о котором он говорит, и из лица к которому он обращается». Вы уже понимаете, что эти «три элемента» — автор, тема и читатель.

Что такое Часть С?

•   Часть С – задание открытого типа с развернутым ответом – проверяет реальное состояние практических речевых умений.

   Один из важнейших признаков текста это информативность.

   Ключ к восприятию понятий «тема» и «идея» в словах М. Горького: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать».        

                                Итак: что? как? для чего?

► Определить тип, стиль речи, назвать жанр, указать тему текста.

2. Что значит работать с исходным текстом?

3. Делаем вывод. Итак, сочинение должно рассматривать    исходный текст в 4-x аспектах:

1)      проблема, поставленная в исходном тексте;          (комментарий ученика)

2)      комментирование проблемы исходного текста;   (комментарий ученика)

3)      авторская позиция;                                                  (комментарий ученика)

 ► Комментарий учителя: задача учителя – сформировать умение находить основной вопрос, который исследует автор, так как неверно сформулированная проблема (это потерянные баллы по критерию 1) приведет к фактическим ошибкам в комментарии (критерий 2).

1. Что такое проблема?

                Проблема — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Её  можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, главную, актуальную, злободневную, острую, назревшую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную. Она  имеет свой объект, например, проблемы войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования. Проблемы текстов, предлагаемых для анализа выпускникам ЕГЭ по русскому языку.

n      Человек и общество.

n      Проблемы экологии.

n      Проблемы семьи.

n      Смысл человеческой жизни и предназначение человека.

n      Связь поколений, проблема отцов и детей.

n      Судьба Родины, её прошлое, настоящее и будущее.

n      Проблема сохранения родного языка.

n      Проблема сохранения исторических корней.

n      Роль искусства, литературы в жизни человека.

2. Что значит «прокомментировать» проблему?

Нужно подумать о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. Если это возможно, то можно коснуться «истории вопроса», т.е. коротко рассказать о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской. Необходимо изложить собственные мысли по данной проблеме с учетом авторских аспектов, так как комментарий должен объяснить авторский взгляд на поставленный вопрос. Существуют определённые виды комментариев:

контекстуальный

-концептуальный

Комментируя основную проблему можно воспользоваться этими речевыми оборотами:

1. Проблема заставила меня

2. Заняться её глубоким изучением

3. С горечью понять, что…

4. Иронично относиться к…

5.Отразить гармонию (дисгармонию) мира, человеческих отношений, связь поколений(или её отсутствие)

6. Испытать потребность в чём – либо.

Прежде чем ответить на вопрос как комментировать необходимо, подумать о том:

К какой категории относится избранная автором проблема

Насколько она злободневна

Что делает её злободневной

Традиционна ли эта проблема или нова

Если традиционна, то, какие точки зрения есть по её поводу

Если нова, то, что стало причиной её появления, жизнеспособна ли она, объясни, что позволяет сделать такие выводы

Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме

Как характеризует автора выбор данной проблемы(настоящий гражданин своего Отечества, не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции, интернационалист, глубокий знаток человеческой души.

Чего не должно быть в комментариях.

Пересказа исходного текста или любой его части.

Рассуждений по поводу всех проблем текста.

Комментариев о действиях героев текста.

Общих рассуждений о тексте: тебе нужно прокомментировать одну из проблем.

Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:

1) от частных фактов к формулировке проблемы.

2) от формулировки проблемы к комментарию.

3. Как выявить позицию автора?

Если проблема текста формулируется в виде вопроса то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Для того чтобы выявить позицию автора, надо ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?».

Продолжаем работу. 4-й аспект – это…

4)      собственное мнение, подкрепленное двумя развернутыми аргументами. Это материал нашего сегодняшнего урока. Обратимся к критериям, кстати, дети должны быть с ними хорошо знакомы.

4. Критерий 4 (аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме).  

►Анализ выполнения задания Части С (мнение экспертов):

Этот критерий касается оценки изложения выпускником собственного мнения, и качество выполнения этого задания напрямую связано с пониманием проблемы исходного текста и позиции автора – именно в этом случае ученик получает возможность для рассуждения, изложения собственного мнения, возможность вступления с автором в диалог. Однако собственное мнение ученика должно быть аргументированным, доказательным. Выпускник вправе согласиться или не согласиться с мнением автора, но в любом случае его рассуждения должны быть подкреплены аргументами.

           Высший балл ставится в том случае, если экзаменуемый изложил свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с мнением автора), и аргументировал его, приведя не менее двух аргументов из своего жизненного и читательского опыта, Несомненно, аргумент, приведённый из художественной литературы, будет оценён экспертом в 2 балла. Данное требование апеллирует к умственной и гражданской зрелости ученика, к широте его кругозора, начитанности, общему уровню образованности, умению логически мыслить.

    Типичным затруднением учащихся при выполнении этого задания является неумение найти аргументы для обоснования собственной точки зрения.

 Итак, что значит написать сочинение в соответствии с требованиями ЕГЭ?

Это умения – способность  понимать другого и возможность  рассказать о себе, о своём видении мира, это умение вступить в диалог с автором текста.

5. Обратимся к словарю (а это еще один веский аргумент).

•   Аргумент – довод, основание (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.

•   Аргументировать – т.е. приводить доказательства, аргументы.

•   Фоновый материал – материал, который использовал экзаменуемый для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события, цитаты, примеры из собственной жизни…).

6. Как аргументировать свою позицию?

В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.              Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. (Слайд, прокомментировать который тоже может ученик.)

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

• тезис (положение, которое надо доказать);

• аргументация (доказательства, доводы);

• вывод (общий итог).

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…», то есть между тезисом и аргументами, также между отдельными аргументами должна быть установлена логическая и грамматическая связь (с. 164). Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Существуют определённые виды аргументов:

-логические (выводы науки, статистика, законы природы, положение юридических законов, официальных документов, свидетельства очевидцев)

-иллюстративные (литературный пример)

— предположительные (ссылки на авторитет: мнение учёного, философа)

           Давайте рассмотрим несколько иллюстративных примеров. На экране вашему вниманию представлены картины художников, которые тоже могут стать аргументами в текстах и, глядя на которые должны появиться определённые ассоциации на литературный пример.

          Данная картина художника А Пластова «Летом» подойдет в качестве аргумента к текстам, посвящённым изображению русской деревни, жизни крестьян и природы. В качестве иллюстративного примера будут произведения В.М.Шукшина, например, «Выбираю деревню на жительство» и лирика С.Есенин.

Картина М.В.Нестерова «Пустынник» будет ярким примером к текстам, размышляющим о смысле человеческой жизни и предназначении человека. Безусловно, ярким иллюстративным примером будут произведения М.Горького «На дне» и «Песня о Соколе»

Картина художника П.Д.Корина «Отец и сын» будет, безусловно, ярким аргументом к текстам, повествующим о связи поколений, проблеме отцов и детей. Несомненно, в качестве литературного аргумента будут произведения: Л.Толстой «Война и мир», И.С.Тургенев «Отцы и дети» и другие.  

       Следующая картина, представленная вниманию учащихся повествует о всепрощающей любви отца, о вере в счастье. Это картина Х.Рембрандта, «Возвращение Блудного сына», а в качестве иллюстративного примера может служить Библия «Притча о блудном сыне.

Картина Г.М.Коржева «Проводы» будет ярким аргументом текстам, посвящённым теме стойкости человека, преодолевающего все невзгоды войны. Конечно, ярким иллюстративным примером будут произведения Ю.Бондарева «Горячий снег», М.Шолохова «Судьба человека»

        Красота жизни, её быстротечность, единение человека с природой — всё это можно увидеть на картине В.Д.Поленова «Бабушкин сад», да и литературных примеров найдется великое множество стоит вспомнить произведения Л.Толстого, И.Тургенева, Н.Островского

И.Э.Грабарь и его картина «Февральская лазурь» воспевают Россию, это своеобразный гимн Родине, гимн белоствольным берёзам, гимн синему февральскому небу. Глядя на неё вспоминаешь слова А.С.Пушкина:

Два чувства дивно близки нам-

В них обретает сердце пищу-

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Разумеется, пьеса А.Чехова «Вишнёвый сад» будет ярким аргументом к текстам, размышляющим о судьбе Родины, её прошлом, настоящем и будущем.

Комментарий учителя

Аргументы «за» должны быть:

• правдивыми, опираться на авторитетные источники;

• доступными, простыми, понятными;

• отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументация автора ошибочна. Однако в случае несогласия с автором опровергающая аргументация потребует от вас определенного такта и подчеркнутой корректности. Рассмотрим возможные для этого случая обороты речи:

• Я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что…

• Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения на данную проблему…

Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе — по силе возрастания. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.

Правила, касающиеся абзацного строения текста:

текста:

1.Предложения, заключающие в себе основные мысли текста.

Они обычно начинаются вводными словами (итак, следовательно.)

2.Предложения, заключающие в себе новую информацию по сравнению

с предшествующим предложением.

3.Предложения, начинающиеся местоимениями он, она, оно и не относящимися к последнему существительному предыдущего предложения.

         Абзацные предложения составляют канву текста, если абзацное членение сделано правильно, то при прочтении написанного только по абзацным предложениям получится связный текст. Отсутствие абзацев или, наоборот, чрезмерно мелкое абзацное членение является недостатком сочинения. Абзац позволяет показать его логическое членение, помогающее восприятию содержания.

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Написание сочинения-рассуждения (часть С) – непростое задание для школьников, т. к. за ограниченное время им нужно проанализировать исходный текст и создать собственное развернутое высказывание, опираясь на авторскую позицию и свое видение проблемы. Предложенный автором алгоритм написания сочинения-рассуждения по художественному тексту на примере миниатюры Ю. Бондарева «Красавица» поможет справиться с этой проблемой.

Наибольшую трудность обычно вызывают тексты (как правило, художественные), в которых авторская позиция выражена не прямо, а опосредованно, при помощи средств языка.

Для успешной подготовки учащихся к написанию части С целесообразно полностью разобрать на уроках несколько таких «сложных» текстов.

В качестве примера проанализируем миниатюру Ю. Бондарева «Красавица» (этот текст был предложен на ЕГЭ выпускникам 2009 г.), это поможет подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения.

«Я видел это на пригородной танцплощадке. Веселый, горбоносый, гибкий, с фиолетовым отливом черных глаз, он пригласил ее танцевать с таким зверски жадным видом, что она испугалась даже, глянув на него жалким, растерянным взглядом некрасивой девушки, которая не ожидала к себе внимания.

– Что вы, что вы!

 – Разрешите? – повторил он настойчиво и показал крупные белые зубы деланной улыбкой. – Мне будет оч-чень приятно.

Она оглянулась по сторонам, будто в поисках помощи, быстро вытерла платочком пальцы, сказала с запинкой:

– Наверно, у вас ничего не получится. Я плохо…

 – Ничего. Прошу. Как-нибудь.

Он танцевал бесстрастно, щегольски и, полный холодного высокомерия, не глядел на нее, она же топталась неумело, мотая юбкой, нацелив напряженные глаза ему в галстук, и вдруг толчком вскинула голову – вокруг перестали танцевать, выходили из круга, послышался свист; за ними наблюдали, видимо, его приятели и делали замечания с едкой насмешливостью, передразнивая ее движения, трясясь и корчась от смеха.

Ее партнер каменно изображал городского кавалера, а она все поняла, всю непростительную низость красавца-партнера, но не оттолкнула его, не выбежала из круга, только сняла руку с его плеча и, ало краснея, простучала пальцем ему в грудь, как обычно стучат в дверь. Он, удивленный, склонился к ней, поднял брови, она снизу вверх медленно посмотрела в его зрачки с непроницаемо-презрительным выражением опытной красивой женщины, уверенной в своей неотразимости, и ничего не сказала. Нельзя позабыть, как он переменился в лице, потом он отпустил ее и в замешательстве как-то чересчур вызывающе повел к колонне, где стояли ее подруги.

У нее были толстые губы, серые и очень большие, словно погруженные в тень диковатые глаза. Она была бы некрасивой, если бы не темные длинные ресницы, почти желтые ржаные волосы и тот взгляд, снизу вверх, преобразивший ее в красавицу и навсегда оставшийся в моей памяти».

Формулирование проблемы исходного текста

Первый этап работы над сочинением – формулирование проблемы исходного текста.

Следует напомнить учащимся, что проблема – это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Проблема может быть сформулирована как вопросительным предложением (например, «Как влияют перемены погоды на здоровье человека?»), так и повествовательным (например, «Автор обозначает проблему влияния перемен погоды на здоровье человека»). На наш взгляд, целесообразнее ориентировать учащихся на формулирование проблемы в виде вопроса, поскольку так будет легче впоследствии обозначить авторскую позицию, ведь ответ на проблемный вопрос и есть авторская позиция, идея текста.

Зачастую на экзамене учащиеся получают тексты, в которых можно увидеть две и более проблемы (но выбрать и прокомментировать предлагается только одну). Поэтому необходимо объяснить выпускникам, что в сочи нении нужно рассматривать ту проблему, которую легче прокомментировать и по которой у них найдутся более убедительные аргументы.

Попытаемся выделить основные проблемы в тексте Ю. Бондарева. Обратим внимание на заглавие миниатюры: оно говорит о том, что автора волнует проблема красоты.

Как мы понимаем слово красивый? Обратимся к толковому словарю и увидим, что первое значение слова таково: красивый – доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный. Рассмотрим второе значение этого слова: красивый – полный внутреннего содержания, высоконравственный.

Предлагаем учащимся ответить на вопрос: на какое значение слова красивый опирается автор, давая название рассказу, и школьники приходят к выводу: он опирается на второе значение. Теперь можно перейти к формулировке проблемы. Приведем варианты:

Что можно назвать истинной красотой? Именно этот вопрос волнует автора текста.

Какого человека можно назвать красивым? Над этой проблемой автор предлагает задуматься читателю.

Комментарий к проблеме исходного текста

После того как проблема сформулирована, необходимо ее прокомментировать, т. е. разъяснить, подвести читателя к пониманию авторской позиции. Поэтому на втором этапе написания сочинения (комментарии к проблеме) нужно отметить:

насколько проблема актуальна;

обратить внимание на примеры, которые автор приводит для того, чтобы добиться убедительности;

сказать об авторском отношении к изображаемому;

акцентировать внимание на приемах и языковых средствах, при помощи которых автор воздействует на читателей и убеждает их в собственной правоте.

Предлагаем примерные вопросы, которые помогут прокомментировать заявленную проблему текста:

1. Является ли проблема, рассматриваемая автором, на ваш взгляд, актуальной? Почему?

2. В произведении два главных героя. Какой прием построения образов является основным? В чем противопоставлены герои? Почему героя, в отличие от героини, нельзя считать красивым при внешней привлекательности? Какие языковые средства подчеркивают это?

3. Какие чувства автора выражены в произведении?

Сам комментарий может быть таким:

Проблема, заявленная автором, актуальна, потому что многие из нас, стремясь к внешней красоте, забывают о красоте внутренней.

Так и в рассказе Бондарева: красивый внешне молодой человек приглашает некрасивую девушку на танец с единственной целью – посмеяться над ней, унизить ее.

Автор сознательно принижает образ красавца: эпитет «зверски жадным видом» подчеркивает жестокость героя, желающего самоутвердиться за счет более слабого человека, а эпитетом «непростительную низость» выражено авторское возмущение действиями героя, и читателю становится ясно, что нельзя считать красивым человека жестокого, высокомерного, с презрением относящегося к людям.

Антитеза – главный прием построения произведения. Героиня рассказа противопоставлена надменному красавцу: растерянный взгляд, запинающаяся речь и неловкие движения девушки контрастируют с уверенным поведением молодого человека, однако, несмотря на внешнюю некрасивость, девушка одним взглядом приводит его в замешательство и вызывает восхищение повествователя.

Формулирование авторской позиции

Прокомментировав проблему, следует переходить к третьему этапу написания сочинения – формулированию авторской позиции, не забывая о том, что идея текста – это решение заявленнойпроблемы.

Итак, какого же человека можно назвать красивым? Какие качества должны быть присущи красивому человеку?

Авторская позиция может быть сформулирована так:

Решая проблему, автор приходит к такому выводу: нельзя считать красивым человека внешне привлекательного, но душевно холодного, черствого, и наоборот, некрасивый внешне человек может быть внутренне прекрасен. Так, смелость, внутренняя сила, чувство собственного достоинства помогают главной героине рассказа стать красавицей, которую помнят всю жизнь. Таким образом, автор убеждает нас в том, что красота душевная гораздо важнее красоты внешней.

После того как авторская позиция сформулирована, можно переходить к выражению собственного мнения. Для получения максимального балла по критерию К4 (аргументация экзаменуемым собственного мнения о проблеме) учащимся при обосновании собственной позиции необходимо привести два аргумента, один из которых обязательно взят из литературного произведения (художественного, научного, публицистического), другой – «из жизни».

Формулируя собственную позицию, необходимо стремиться к этичности высказывания, поэтому нужно избегать фраз: «Лично я считаю…», «Я согласен с автором», «Автор не прав» и т. д. Уместнее использовать безличные конструкции: «Трудно не согласиться с позицией автора», «С автором можно поспорить» и т. д.

Такой может быть аргументация собственного мнения по заявленной проблеме:

С автором трудно спорить, ведь многие писатели убеждают нас в том, что главное в человеке – его внутренняя красота.

Вспомним, например, героиню романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Марью Болконскую. При внешней некрасивости, замкнутости она наделена внутренней силой, чувством собственного достоинства. Именно эти качества помогают ей отказаться от брака с безнравственным, но симпатичным ей красавцем Анатолем Курагиным; княжна Марья стремится к созданию семейного очага, но не хочет платить за это унижением своего достоинства.

В том, что внешняя красота не главное достоинство человека, Л.Н. Толстой убеждает нас не только на примере образа Марьи Болконской. Княжне противопоставлена другая героиня романа – эгоистичная красавица Элен. Обладая внешней красотой, эта героиня несет в мир, по словам Пьера Безухова, разврат и зло и вызывает чувство отвращения как у автора, так и у читателя.

«А если это так, то что есть красота и почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» – задается вопросом и Н. Заболоцкий в стихотворении «Некрасивая девочка», давая понять читателю, что в человеке главное – содержание, а не внешняя оболочка.

Итак, мы еще раз убеждаемся в том, что красота – это прежде всего понятие нравственное.

Вступление к сочинению

Очень часто у учащихся возникает вопрос: с чего нужно начинать сочинение? Следует помнить, что вступление к сочинению должно быть небольшим (2–3 предложения), т. к. экзаменуемые ограничены во времени. Как показывает опыт, неплохо смотрятся вступления, начинающиеся именительным темы. Далее уместны риторические вопросы, наводящие как читателя, так и пишущего на определенные размышления. После таких вступлений школьникам, как правило, легче перейти к формулированию проблемы.

Приведем пример подобного вступления:

Красота…

Что мы подразумеваем, произнося это слово?

Что такое красота?

И после такого вступления вполне логично перейти к ранее сформулированной нами проблеме.

Написание сочинения-рассуждения по встречной проблеме

Анализируя текст Ю. Бондарева, можно выделить и другую проблему, немаловажную и интересную для комментария (проблемы текста обычно перекликаются, однако нужно постоянно следить, чтобы учащиеся в комментариях не перескакивали с одной на другую и аргументы приводили именно по той, которая заявлена).

Чтобы выделить вторую проблему текста, предлагаем ответить учащимся на такие вопросы:

Чем явилась для героини ситуация, описанная в тексте?

Удалось ли героине выйти из этой ситуации победителем? Почему?

Эти вопросы не представляют трудности для школьников. Очевидно, что ситуация, в которую попадает героиня миниатюры, является для нее серьезным испытанием, однако девушка одерживает моральную победу над самоуверенным красавцем благодаря силе воли и чувству собственного достоинства.

Таким образом, мы выходим на идею текста, сформулировав которую, легко обозначить проблему: «Какие качества помогают человеку выстоять в трудной ситуации?» Над этой проблемой автор и предлагает поразмышлять читателю.

Прокомментировать ее помогут следующие вопросы:

1. Статичен или динамичен образ девушки? Как он меняется от начала к концу произведения?

2. Как меняется авторское отношение к героине? Почему?

3. Каким образом героиня воздействует на молодого человека, который ведет себя недостойно?

ПРИМЕР

Возможный комментарий к выделенной проблеме:

Читая текст, мы наблюдаем удивительную метаморфозу: некрасивая, испуганная, «с жалким, растерянным взглядом» и неловкими движениями, робкая девушка, которую высокомерный кавалер сознательно пытается сделать объектом насмешек, преображается в красавицу, «с непроницаемо-презрительным выражением опытной красивой женщины, уверенной в собственной неотразимости».

Сам повествователь удивлен таким превращением: слово «вдруг» («и вдруг толчком вскинула голову») указывает на неожиданность перемены – поведение героини шокирует как красавца-партнера, так и окружающих («вокруг перестали танцевать»), а жалость рассказчика сменяется восхищением. И если в начале текста автор называет девушку некрасивой, то в конце, рисуя ее портрет, он говорит: «Она была бы некрасивой…». И автор, и читатель, и окружающие смотрят на героиню уже другими глазами: только у красавицы могут быть ржаные волосы, длинные ресницы и взгляд, который так поражает всех.

Надо отметить, что героиня не только сама с блеском выходит из трудной ситуации, невольно убеждая всех в своей красоте, но и указывает самоуверенному красавцу на низость его поведения; она, преодолевая смущение, стучит ему в грудь, как будто пытаясь задеть холодное, жестокое сердце, и добивается своей цели: молодой человек мгновенно меняется («нельзя позабыть, как он переменился в лице»). Как же ей это удается?

И теперь можно сформулировать авторскую позицию, которую мы уже обозначили на этапе определения проблемы: «Чувство собственного достоинства, осознание себя как личности делает человека сильным – такова позиция автора. Героиня преодолевает неловкость и робость, как только осознает, что ее человеческое достоинство пытаются унизить, растоптать, и эта внутренняя сила вызывает уважение и восхищение».

Переходим к аргументации по проблеме. Отмечаем, что многие писатели ценят чувство внутреннего достоинства в людях и изображают героев, которые, уважая себя как личность, проявляют силу духа в, казалось бы, безвыходных жизненных ситуациях.

Учащиеся обычно сразу вспоминают юного Петрушу Гринева, отказывающегося присягать самозванцу; мирного Пьера, который, не умея стрелять, вызывает оскорбившего его Долохова на дуэль; Андрея Соколова, способного в плену, в условиях близкой смерти, показать противнику «русское достоинство и гордость». Можно обратить внимание и на героиню повести В. Железнякова «Чучело», сумевшую противостоять толпе и заставившую одноклассников изменить взгляд на мир.

ПРИМЕР

Возможный вариант формулирования собственного мнения по проблеме:

Автору трудно возразить: действительно, чувство внутреннего достоинства – ценное качество в человеке, и в этом нас убеждают многие литературные произведения.

Вспомним героя пушкинской «Капитанской дочки» Петрушу Гринева. Самоуважение, чувство внутреннего достоинства не позволяют ему изменить присяге и перейти на службу к самозванцу, и именно благодаря этим качествам Гринев вызывает симпатию Пугачева и избегает смерти, не теряя при этом чести.

Не теряет чувство собственного достоинства в сложной ситуации и Ленка Бессольцева, героиня повести В. Железнякова «Чучело». Став объектом насмешек и издевательств, эта девочка проявляет огромную моральную силу, и большинство одноклассников впоследствии осознают жестокость и безнравственность своего поведения и проникаются к Ленке уважением.

Итак, мы опять убеждаемся в том, что чувство собственного достоинства делает человека сильным и смелым.

Вступление к сочинению по этой проблеме можно написать, отталкиваясь от жизненного опыта. Помним, что вступление должно подводить к формулированию проблемы.

ПРИМЕР

Возможный вариант вступления:

Каждый человек, наверное, хоть раз в жизни попадает в ситуацию, когда его пытаются унизить, оскорбить, поэтому проблема, которую решает автор текста, актуальна. Как должен ощущать себя человек, чтобы не сломаться и достойно выйти из трудного положения, одержать моральную победу над противником?

Обучая школьников написанию сочинения-рассуждения, необходимо работать над развитием их речи. Обычно учителя на начальном этапе такого обучения предлагают ученикам клише, которые помогают сформулировать проблему, авторскую позицию и т. д. (приложение).

Бывает, что учащиеся, особенно слабые, испытывают затруднения, когда приходится анализировать качества героев или чувства автора, поэтому целесообразно перед уроком подготовки к написанию сочинения-рассуждения в качестве домашнего задания предложить ученикам поработать со словарем и выписать значение слов, понятий, необходимых для написания сочинения.

При такой систематической работе у школьников расширяется словарный запас, им становится легче формулировать мысли.

Написание сочинения-рассуждения – самое трудное, но и самое «дорогое» задание ЕГЭ по русскому языку (35% первичных баллов дается именно за него), и при постоянной вдумчивой и кропотливой работе над анализом текста можно подготовить учащихся к успешному выполнению этого задания.

КЛИШЕ, помогающие учащимся написать

сочинение-рассуждение по тексту Ю. Бондарева

Приложение

Вступление.

…Что мы подразумеваем, произнося это слово?

Каждый человек, наверное, хоть раз в жизни попадает в ситуацию…

Формулирование проблемы.

Что такое …? Какого человека можно назвать …? Именно эта проблема волнует автора.

Какие качества помогают человеку …? Какие особенности характера делают человека …? Над этими вопросами автор предлагает поразмышлять читателю.

Комментарий к проблеме.

Эта проблема актуальна, потому что каждый из нас…

Антитеза – главный прием…

Красота внешняя в рассказе Бондарева противопоставлена…

Прибегая к эпитетам… автор принижает образ красавца.

Читая текст, мы наблюдаем чудесное превращение…

Если в начале текста автор называет девушку некрасивой, то в конце…

Героиня не только убеждает всех в собственной силе и красоте, но и указывает молодому человеку на…

Формулирование авторской позиции.

… – такова позиция автора.

… – вот идея текста.

Автор убеждает читателя в том, что…

Формулирование собственного мнения о проблеме.

Трудно не согласиться с позицией автора, ведь действительно…

Вряд ли можно усомниться в авторской правоте…

Основные требования к содержанию сочинения сформулированы в задании С1. «Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объем сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов».

За одно задание с развернутым открытым ответом в 2022 г. можно получить до 23 баллов – то есть до 35% от максимального первичного балла за всю работу, равного 64 баллам. Предложенный экзаменуемому текст обычно связан с одним из восьми тематических блоков: «Язык и общество», «Искусство», «Философия», «Война и мир», «Общество и политика», «Природа и человек», «Наука» и «Литература, книги, чтение».

 Для написания сочинений, которые могут претендовать на высокий балл, используйте методику вопросов и ответов.

 Не пытайтесь сразу же написать сочинение начисто. Работайте с черновиком. Понимание того, что черновик несовершенен, что его по определению придется переработать, дает большую легкость и свободу.

 Внимательно прочитайте исходный текст. Как вы могли бы охарактеризовать его? Что это: публицистическое высказывание, научно-популярная статья, рассказ-эпизод из жизни или художественное описание какого-то явления – картинка, остановленное мгновение?

 Всё ли вам понятно в тексте? Обратите внимание на первые фразы абзацев: они часто выражают ключевые мысли автора. Возможно, что-то – наличие терминов, сложный синтаксис, отсутствие фразы, в которой четко выражена основная мысль автора, – вызывает затруднение? Не торопитесь. Сделайте выписки, разберитесь с «темными местами».

 Если затруднений нет, если абсолютно ясно, какой практический или теоретический вопрос ставит автор в тексте, можно приступать к написанию сочинения и в первом же предложении определить: «Автор (укажите его фамилию и инициалы) привлекает читателя к размышлению над вопросом (каким? – что такое дружба, сколь многочисленны лики любви, должен ли человек бояться одиночества…)».

 Если в тексте описана конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т. д. и вы не совсем уверены, что поняли авторскую мысль, вспомните, как вы писали сжатое изложение в 9-м классе, и сформулируйте в одном-двух предложениях основное содержание текста. Подумайте, иллюстрацией какого общего явления может быть данный частный случай, и напишите: «На данном конкретном примере автор решает проблему (чего? – отцов и детей, развития и сохранения русского языка, отношения к природе, патриотического воспитания, нравственного выбора…)».

 Если вам совершенно ничего не приходит в голову, загляните в задания А28 и В8 – возможно, вы обнаружите там идею, от которой сможете оттолкнуться при формулировке проблемы. Обратите внимание на то, кто является автором анализируемого текста. Может быть, это известный ученый (академик Д. Лихачев), или писатель (К. Паустовский, В. Астафьев, В. Солоухин), или знаменитый педагог (С. Соловейчик)…

 Если в авторском тексте затронуто несколько проблем, попытайтесь выделить среди них главную – и пишите в сочинении только о ней.

 Теперь следует прокомментировать выявленную проблему. Какая она – философская, социальная, политическая, экологическая, нравственная? Актуальна она или нет? Насколько глубоко разработана? Какова тональность текста? Какими речевыми средствами пользовался автор? Для научно-популярного текста будет нелишним сказать о логичности изложения. Если перед нами публицистический текст, вспомним, что характерными особенностями этого стиля являются эмоциональность и оценочность: возможно, автор саркастичен; может быть, он иронизирует, призывает к чему-то… Анализируя художественный текст, не забудем отметить, что автор создает зрительные или звуковые образы и что благодаря им читатель воспринимает картину целостно.br>

 Позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, это то, в чем автор видит решение проблемы. Запишите: «В тексте доказывается мысль о том, что…», «По мнению автора, …», «Автор не высказывает свою позицию прямо, но можно предположить, что…» Прочитайте формулировки проблемы и позиции – они действительно связаны друг с другом? Отлично.

 Не забудьте артикулировать свое отношение к позиции автора: «Я полностью поддерживаю эту позицию», «С этим мнением можно согласиться лишь частично», «Эта мысль вызывает сомнение, и я попробую возразить автору». После этого сформулируйте свою точку зрения, начав предложение словами: «Действительно…», «Я тоже считаю, что…», «На мой взгляд,…».

 Если вы разделяете мнение автора, следует привести доказательства в поддержку его/вашей позиции. Если не разделяете – должны выдвинуть контртезис и подтвердить его примерами. Аргументируя свое мнение, не забывайте о корректности.

 Оценка по критерию «Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме» — от 1 до 3 баллов. Максимум баллов (3) ставится за два аргумента в том случае, если первый из них взят из художественной, научной литературы или публицистики (2 балла), второй же независимо от источника оценивается 1 баллом. Если оба аргумента не имеют конкретных литературных источников, ученик получит 2 балла (по 1 баллу за каждый). Если экзаменуемый привел только один аргумент, он может получить от 1 до 2 баллов. Отсутствие аргументов оценивается 0 баллов. Больше двух аргументов приводить не имеет смысла. Дополнительных баллов они не принесут, поскольку эксперты их учитывать не будут (по условиям задания оцениваются только первые два аргумента).

 Необходимо помнить, что любой приводимый пример нужен не сам по себе, а как довод, либо показывающий важность и значимость позиции автора исходного текста (в случае, когда вы с ним согласны), либо подтверждающий вашу позицию (если она не совпадает с позицией автора). В любом случае аргумент не должен дублировать ситуацию, описанную в исходном тексте, и должен завершаться вашим выводом.

 Наиболее надежным, признанным и авторитетным вариантом литературного аргумента является русская классика, а затем — западноевропейская, входящая в школьную программу (Сервантес, Шекспир и др.). Аргументы из публицистической и научной литературы принимаются — но лишь в том случае, если автор сочинения указывает конкретный источник информации (газета, журнал, учебник…).

 Если вы совершенно не в ладах с художественными текстами, еще не поздно открыть роман Толстого «Война и мир» – произведение, которое затрагивает широкий спектр классических проблем русской литературы. Возьмите за правило при написании тренировочных сочинений ссылаться на эту книгу, и вскоре у вас сформируется свой банк примеров. Вы также можете сослаться на исторические факты, на широко обсуждаемые события современности или на знания из области естественных и точных наук, оформив их в качестве своего читательского опыта: «В прочитанной мною биографии Наполеона приводится факт…», «Из курса физики известно, что…», «В газете (название), которую регулярно читают в нашей семье, я обратил внимание на статью, где обсуждалась та же проблема».

 Не загромождайте сочинение не имеющими отношения к теме сведениями, не перегружайте его и главное – не повторяйтесь.

 Особо хочу предостеречь от приписок. Достаточно банальный прием — попытка выдумать литературный пример самому. «Не могут же эксперты знать все!» — думает смекалистый ученик и сочиняет несуществующую книгу несуществующего автора. Вот только никаких бонусов хитрость не приносит. Наоборот, экзаменуемый напрашивается на снижение балла по критерию «Соблюдение фактологической точности в фоновом материале». Эксперт, взрослый человек с высшим филологическим образованием, в случае сомнения в достоверности текста имеет право это сделать. Если выпускник решит оспорить справедливость решения, ему придется предъявить на апелляции текст использованного произведения.

 Неоригинальные выдумки из личной жизни также производят удручающее впечатление.

 Концовка вашего сочинения должна подводить итог изложенному и связывать текст воедино. Желательно, чтобы в ней были сконцентрированы все ключевые слова вашей работы.

 Перечитайте текст сочинения и задайте себе контрольные вопросы. Оставляет ли сочинение впечатление целостного высказывания или это набор «рубленых» мыслей? Насколько логически верно текст разбит на абзацы? Достаточно ли весомы приведенные вами аргументы? Не оборван ли ваш текст на полуслове?

 Грамотно ли оформлены цитаты? Возможно, следует прибегнуть к косвенному цитированию.

 Каков объем вашего сочинения? В идеале он должен составлять 200-250 слов. Возможно – чуть больше. Если вы напишете сагу, экзаменаторы будут не в восторге, но малый объем текста (менее 150 слов) автоматически ведет к снижению общей оценки на 4 балла.

 Наконец, проверьте ваше сочинение на предмет орфографических ошибок, правильной расстановки точек и запятых и точного употребления грамматических форм. Проверяйте, вдумчиво читая по одному предложению с конца. Так вы сможете избежать эффекта «авторской слепоты».

 Настало время переписать ваш текст на экзаменационный бланк. Делая это, обратите внимание на графическое оформление – особенно если знаете за собой свойство писать размашисто, выходя за поля, или если у вас небрежный почерк. Пишите аккуратно и разборчиво.

 Проверьте текст еще раз.

 Итак, смысловая цельность вашего текста, его объем, логичность и последовательность изложения, разделение на абзацы, точность выражения мысли, разнообразие грамматического строя речи, богатство словаря, соблюдение фактологической точности в фоновом материале, уровень аргументации и грамотность – на это экзаменаторы будут обращать особое внимание. Обращайте на это внимание и вы.

 Практикуйтесь. Пишите не менее одного сочинения в неделю, работайте над индивидуальным стилем, и ваши усилия будут вознаграждены.

Шаблон для сочинения на ЕГЭ по русскому языку

Несмотря на то, что в Интернете вряд ли найдется хоть один отзыв прошлых лет типа: вот я взял с такого-то сайта готовый аргумент или формулировку проблемы, вставил в свое эссе, и было мне счастье, — в существование этого магического Единорога — готового шаблона верят многие. Еще бы в это не верили ученики, если в это верят даже учителя, возмущающиеся тем, что, мол, в эссе все по шаблону и у бедных выпускников совершенно нет возможности блеснуть литературными талантами.

О том, чтобы выучить универсальный текст сочинения и просто заменить фамилию автора и пару цитат, можно продолжать мечтать и дальше 😉 Но кое-какими шаблонами воспользоваться можно и, наверное, даже нужно, если вы хотите сократить количество времени на мучительные размышления в процессе экзамена. Давайте посмотрим, что, в принципе, может быть «шаблонистого» в сочинении.

Опорные слова / фразы

«Данный текст посвящен проблеме…» В первые годы после введения формата ЕГЭ это еще прокатывало, но потом экспертам поднадоело читать однотипно начинающиеся эссе (в самом деле, сколько можно?), и теперь за такие вот штампы даже снижают баллы за речевое оформление.

Что же, вообще без штампов? Да нет, почему же. Тем, у кого туго с «красивыми словами», вполне имеет смысл подготовить и держать в голове несколько фраз-связок. Лично я — за свои, индивидуальные, авторские варианты. Придумайте собственные опорные фразы для логической организации своего текста. Здесь как раз огромное поле для творчества, и никто не упрекнет вас в том, что вы воспользовались штампами — ведь они ваши собственные, личные — копирайт, так сказать. Например, вместо «Данный текст посвящен проблеме» можно написать:

Над этими вопросами размышляет автор.

Эта проблема волнует автора.

Эта проблема не может оставить автора равнодушным.

Автора беспокоит эта проблема.

Автора тревожит этот вопрос.

Эта проблема лежит в поле зрения автора.

Эта проблема находится в центре внимания автора.

Автор стремится найти ответ на этот вопрос.

Автор пытается найти решение этой проблемы.

Автор предлагает свой взгляд на эту проблему.

И т.д. и еще круче.

(И, кстати, не стоит брезговать небольшим вступлением — частью необязательной, но поднимающей ваше эссе на более высокую «ступень развития».)

Структура

Здесь, в принципе, нет ничего таинственного. «Секрет» раскрыт уже давно, это вполне доходчиво объясняют в школе, и вряд ли найдется в Рунете сайт, посвященный ЕГЭ, на котором не был бы размещен план эссе:

Вступление.

Проблема.

Комментарий.

Позиция автора.

Согласие / несогласие с автором.

Аргумент 1.

Аргумент 2.

Вывод.

Вот этому плану и должно в идеале соответствовать ваше сочинение.

А что, и абзацев должно быть именно 8?

Информация из первых уст: нет, это не обязательно. По словам Ирины Петровны Цыбулько, Председателя Предметной комиссии ФИПИ по русскому языку, «абзацное членение должно соответствовать логике рассуждения экзаменуемого».  Это означает, что , в принципе, можно слить в один абзац вступление и формулировку проблемы, комментарий и авторскую позицию, авторскую позицию и собственный тезис, тезис и два аргумента — можно вообще все в один абзац, если у вас логика такая оригинальная (шучу :).

Лично мне больше нравится, когда количество абзацев соответствует количеству пунктов плана. Так для экспертов наша логика более понятна и структура нашего эссе более прозрачна — в общем, такой текст проще читать и проще в нем ориентироваться, что есть хорошо для уставших глаз и натянутых нервов эксперта, ИМХО.

В плане структуры поделюсь одной маленькой рабочей фишкой, которой можно пользоваться на экзамене.

Графический шаблон

Разделите свой черновик на восемь частей — примерно так:

10 примеров сочинений ЕГЭ по русскому языку

Каждую часть озаглавьте в соответствии с планом (можно туда же вписать свои опорные фразы), а потом заполняйте эти поля текстом эссе.

И что нам это даст? Во-первых, это поможет вам убедиться, что вы ничего не упустили, и логика вашего рассуждения соответствует требованиям к эссе. Во-вторых, в процессе полета фантазии 🙂  мысли часто рождаются сумбурно, хаотично. Сначала вам может прийти в голову идея для аргумента, затем — удачная формулировка комментария и только потом — проблемы. В общем, Муза — дама капризная. Мне лично крайне редко удается написать какой-либо текст последовательно, от начала до конца. Понятно, что любую идею нужно сразу же фиксировать на бумаге, иначе, как говорится, «мысль уйдет, и придется думать ее снова». Если записывать все единым текстом, то затем понадобится некоторое время и умственные усилия, чтобы расставить это в логическом порядке. Намного проще и умственно-время-экономичнее сразу распределять фразы по тем частям эссе, для которых они предназначаются. И, кстати, вам визуально всегда будет понятно, на какой стадии процесса вы находитесь.

Вот, пожалуй, и все шаблоны, которые может предложить здравый смысл….  Хотя нет. Я-то «своих» учу писать по еще более жесткой схеме. По какой? Расскажу в процессе тренинга «Мастер Эссе», потому что об этом надо не только узнать, но и опробовать эти фишки на практике, иначе толку не будет. Так что вписывайтесь, пока еще не поздно.

Удачи!

Чипенко Н.В.

ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ ХОРОШАЯ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ русский язык

http://ege-classmaster.org/

ПРИМЕРЫ хороших, ну, очень отличных работ (я фотала на проверке 2022)

Сочинение ЕГЭ по тексту А.Алексина

Сочинение ЕГЭ по тексту А.Алексина — вариант сочинения ЕГЭ на морально-нравственную тему. В центре внимания автора предлагаемого сочинения ЕГЭ — проблема семейных взаимоотношений.

вариант сочинения ЕГЭ по тексту А.Алексина

Я очень люблю книги Анатолия Алексина. Этого писателя называют детским, но вопросы, которые он ставит перед своим читателем, по-настоящему серьезные и взрослые, заставляющие задуматься о жизни и месте человека в ней, о непреходящих ценностях, о сложных взаимоотношениях близких людей.

Герой А.Алексина повествует о своей бабушке, у которой «характер… был удивительный». Автор пишет, что она умела радоваться даже малому, замечая хорошее и в будничном: в поездке в деревню к двоюродному брату, в отдельном от дочерей проживании… Внук сумел доставить своей бабушке истинное наслаждение, пригласив ее в детский театр, и сам удивился тому, как несложно оказалось сделать счастливым родного человека.

Анатолий Алексин поднимает проблему семейных взаимоотношений, с горечью отмечая, что взрослые дочери отделывались от матери открытками, не чувствуя, как жаждет она приглашения в гости, как мечтает о душевном тепле, об общении с близкими. Внук проявил душевность — и бабушка счастлива! Как порой мало нужно человеку!

Позиция главного героя близка и понятна каждому человеку, в семье которого сложились теплые, доверительные отношения. Понятна она и мне.

Родители мои, сколько я себя помню, всегда стремились поддержать родственников, ездили в деревню на праздники, выходные, в меру сил своих старались помочь в сельхозработах бабушке и дедушке. Я видела, как радовались старики нам, как дрожали руки дедушки, когда протягивал он припрятанные для меня загодя гостинцы… К сожалению, умер дедушка, а бабушку мы навещаем по-прежнему… Я думаю, что эти поездки важны для нашей семьи, в них мы становимся ближе друг другу.

Недавно в газете «Аргументы и факты» мне довелось прочитать интервью Даниила Гранина. Мне запомнилась его мысль: «Единственное, что освящает и осветляет человеческую жизнь, — это любовь.» любовь к близким своим, любовь внутри семьи», — по мнению писателя, ничего не может быть выше. Эта мысль мне кажется удивительно правильной.

Я думаю, что семья — это главное в жизни любого человека. Однако, чтобы сделать счастливыми наших бабушек и дедушек, мам и пап, нужно душой затратиться, нужно переспрашивать себя: а хорошо ли рядом со мной?

Я призываю всех своих сверстников: будьте внимательны к близким, особенно к старикам! Помните, что жизнь коротка, что вы можете украсить ее своими добрыми делами и словами.

Сочинение ЕГЭ по тексту В.Вересаева на тему «Работа как источник творчества»

Сочинение ЕГЭ по тексту В.Вересаева на тему «Работа как источник творчества» — вариант сочинения ЕГЭ. «Должно ли творчество быть единственной профессией писателя?» — на этот вопрос автор сочинения ЕГЭ пытается дать аргументированный ответ….

Вариант сочинения ЕГЭ по тексту В.Вересаева

Я познакомилась с текстом русского публициста, писателя и философа В.Вересаева. Автор ставит перед нами проблему писательства. Он говорит о том, что «писатель должен не наблюдать жить, а жить в жизни…», то есть, помимо литературной работы, иметь работу, которая приносит основной доход.

Актуальна ли поднятая В.Вересаевым проблема для творческих людей? Автор текста призывает писателей не замыкаться в рамках писательства: «Придет время, и то же писательство самотеком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше».

Я согласна с мнением публициста. Ведь неизвестно, как сложится дальнейшая карьера какого-либо известного писателя. Особенно если мы говорим о начинающих талантах. Вот сегодня он пользуется успехом, а завтра, возможно, власть объявит данные произведения запрещенными или самого автора сочтут предателем родины. В таком случае у человека, по крайней мере, останется основная профессия.

Сколько таких исторических примеров! Марина Ивановна Цветаева… Замечательную русскую поэтессу запретили печатать. Ее не брали работать даже посудомойкой. Известный и популярный человек оказался обреченным на голодную смерть. Но основная профессия стала для него дополнительным источником информации, вдохновения, тыорчества..

С Михаилом Афанасьевичем Булгаковым случилось то же самое: писатель был вынужден умирать в одиночестве… Мы знаем, что он был прекрасным врачом. В произведениях, например, в повести «Собачье сердце», Михаил Афанасьевич использовал знания из своей профессии. В роли профессора Преображенского, совершившего гениальный опыт, автор показывает себя самого. Как говорит В.Вересаев, «придет время, и то же писательство самотеком начнет кормить тебя произведениями, написанными раньше». Основная профессия – дополнительный источник информации.

Антон Павлович Чехов в своих произведениях использовал врачебные знания. Он не останавливался на одном писательстве. Я считаю, что это правильно. В одном из рассказов А.П.Чехов запечатлел себя в образе лекаря-стоматолога.

Все в этом мире меняется с невероятной скоростью: люди, характеры, интересы. В любой момент времени читатель был придирчив. Вкусы менялись и меняются. «Трудное и запутанное дело – писательство», — говорит В.Вересаев. И, я думаю, что это правда. Поэтому все мы должны быть снисходительнее и терпимее. Даже в литературных вкусах.

Сочинение ЕГЭ по тексту В.Белова на тему «Журналисты не всегда говорят правду»

Сочинение ЕГЭ по тексту В.Вересаева на тему «Журналисты не всегда говорят правду» — вариант сочинения ЕГЭ. Размышления автора об умении увидеть красоту в неяркой и неброской природе русского Севера легли в основу данного сочинения ЕГЭ.

Вариант сочинения ЕГЭ по тексту В.Белова

В.Белов в своем произведении описывает природу русского Севера. Известный русский писатель с горечью говорит, что люди часто не замечают красоту окружающего их мира. Журналисты называют природу русского Севера неяркой и скромной, но автор убеждает нас, что это совсем не так. Она очень разнообразна, богата сменяющими друг друга пейзажными настроениями. Обычный человек не может так описать красоту природы, как писатель. А Белов пытается показать нам при помощи разнообразных средств художественной выразительности, насколько богата и прекрасна природа русского Севера.

Автор ставит перед нами проблему того, что люди часто не замечают красоты окружающей их неброской природы, а журналисты от рассказов таких персон начинают опубликовывать и распространять ложное описание живого мира. Сам В.Белов рассуждает: «С чьей-то лёгкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной. Между тем по стране нигде нет таких ярких, таких выразительных, очень контрастных и многозвучных красок, как на Севере России». То есть мы видим, что автор осуждает журналистов, которые неправильно описывают природу таких прекрасных уголков нашей страны, как Север.

Я согласна с В.Беловым. Природа нашего русского Севера разнообразна и прекрасна. Но люди не всегда замечают окружающее их живое пространство, погружаясь полностью в свои дела и проблемы. Иногда им кажется, что в природе нет ничего особенно прекрасного. Некоторые люди, наоборот, погружаются полностью в живой мир, описывая и восхищаясь им.

К таким тонко чувтвующим, щедрым на эмоции людям относится и сам В.Белов, и К.Паустовский, и М. Пришвин, с любовью и трепетом описывающие красоту природы в своих произведениях.

В нашей семье очень любят газету «Аргументы и факты». В одном из осенних номеров прошлого года я обратила внимание на данные социологического опроса респондентов-жителей нашей страны, согласно которому 37% граждан нашей страны считают природу русского Севера очень скромной и невпечатляющей, 33% граждан нашей страны не были в этом уголке, поэтому воздержались от ответа, а 20% утверждают, что природа русского Севера прекрасна. Таким образом, мы видим, что значительная часть наших граждан не замечает красоту природы и, возможно, прислушивается к таким горе-журналистам, которых показал нам В.Белов.

Я живу в небольшом городе, из которого большинство населения стремится уехать. Эти люди считают наш город маленьким, скучным. Но проходит время — и многие из них, пожив в мегаполисах, начинают понимать ценность малой родины, её красоту и прелесть.

Я считаю, что не нужно судить о городе, о каком-то крае или стране, только читая газеты, публикации известных авторов или слушая чьи-то слухи. Не все журналисты пишут со слов тех людей, которые воспринимают природу такой, какая она есть на самом деле. Давайте не будем глухими и слепыми по отношению к прекрасному миру, окружающему нас! К этому призывает нас автор данного текста В.Белов. Я считаю, что нельзя полагаться на мнение прессы, — надо стремиться самому знать, видеть, чувствовать и иметь собственный взгляд на мир.

Проблема отцов и детей. Сочинение ЕГЭ

Проблема отцов и детей…Сочинение ЕГЭ по тексту В.А.Захарова — вариант  сочинения ЕГЭ  по прочитанному тексту. Размышления автора об истоках гуманизма легли в основу данного сочинения ЕГЭ.

Проблема отцов и детей. Вариант сочинения ЕГЭ по тексту В.А.Захарова

Человеческая личность — это целый мир, загадочный и противоречивый. Невозможно очертить характер человека с помощью лишь черной и белой красок.

О необходимости «вчувствования», понимания позиции личности, причин ее слов и действий — текст В.А.Захарова, писателя и публициста, исследователя социально-нравственных проблем. Автор повествует о непростых взаимоотношениях, сложившихся между Иваном Сергеевичем Тургеневым, великим русским писателем, и Варварой Петровной Лутовиновой, его матерью. В.А.Захаров призывает нас не следовать слепо сложившемуся в литературе представлению о матери И. С. Тургенева как о властной, деспотичной барыне — самодурке, а, проанализировав факты биографии И. С. Тургенева, увидеть в ней несчастную любящую мать, которой сын «редко и скупо» отвечает взаимностью. Ежедневные письма матери — и скупые и редкие отписки сына, которые зачастую до неё не доходили.

Как правильно оценить поступки других? Не принять при анализе ситуации следствие за причину? Что нужно сделать, чтобы исправить нравственную систему жестокого человека, даже если этот человек — твоя мать? Вслед за автором размышляю над непростыми вопросами, отражающими сложность и противоречивость самой жизни, отношений младшего и старшего поколений.

Я согласен с автором в том, «что подлинное понимание невозможно без напряженного усилия встать на место другого», и, думаю, каждый пожалеет отчаявшуюся мать, умоляющую сына о весточке из-за границы. однако утверждение В. А. Захарова о том, что «ее (матери) жестокую природу могла бы смягчить сердечная забота сына», кажется мне несколько натянутым.

Я думаю, что деспотичный характер Варвары Петровны сформирован под влиянием непростых жизненных обстоятельств, определивших ее судьбу. Известно, что с детства была она нелюбима, так как рано стала падчерицей в чужом доме; изворотливостью и хитростью удержала за собой право на наследство; замуж вышла не по любви, а по расчету. Потому и привыкла действовать по принципу «все средства хороши», и в отношениях с сыном готова была применить даже шантаж. Надеюсь, молодой Иван Тургенев не допустил наказания невинного ребенка, но вряд ли стал от этого больше понимать и любить мать.

Завтра, 1 июня, отмечается Всемирный День защиты детей. Вчера я слушал, что радио Росси готовит прямой эфир о сложностях и проблемах, имеющихся во взаимоотношениях детей и родителей, и накануне праздника обнародовало результаты опроса своих слушателей. Цифры просто впечатляют: только 36% опрошенных родителей заявили корреспондентам, что достигли взаимопонимания с собственными детьми! И это в наш цивилизованный век! Наверное, только очень мудрые и любящие родители, сами умеющие вставать на место своих детей, могут рассчитывать на их понимание.

Я считаю, что мне повезло. Моя мама всегда старается быть в курсе моих сложностей и проблем, знает всех моих друзей. Ни о каких угрозах с ее стороны ради желаемого результата не может быть и речи. Она объясняет мне причины своих поступков, мотивирует требования — и я отвечаю ей взаимностью.

Я хочу пожелать всем детям и родителям стремиться понимать друг друга, как бы сложно это порой ни было. «Чудодейственное тепло любящего сердца» поистине может исправить мир, решить самые сложные противоречия. Главное, чтобы и у родителей, и у детей было желание открыть свое сердце навстречу друг другу.

Сочинение ЕГЭ по тексту И.А. Бунина

Сочинение ЕГЭ по тексту И.А. Бунина — вариант  сочинения ЕГЭ по русскому языку. «Для чего человек живет?» — на этот вопрос автор сочинения ЕГЭ пытается дать аргументированный ответ.

Вариант сочинения ЕГЭ по тексту И.А. Бунина

Для чего человек живет, в чем смысл человеческого бытия — вот проблема, над которой размышляет в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Нобелевский лауреат, русский писатель И.А.Бунин.

 Зачем и для чего жить? Это один из острейших вопросов, над которым спорили, спорят и будут спорить философы, писатели, поэты. Им интересовались как Сократ, так и Бердяев, как Гомер, так и Гумилев.

 Иван Александрович Бунин, рисуя своего безымянного героя, достигшего убогой цели, заработавшего миллион и отправившегося в престижное и дорогостоящее путешествие в Европу, изображает американца бесцветным, чопорным и равнодушным человеком. Автору, на мой взгляд, жаль этого крепкого старика, но и, жалея его, Бунин однозначно осуждает героя. Жизнь без смысла, путешествие без цели приводят господина из Сан-Франциско к неожиданному трагическому концу. Автор доказывает, что погоня за деньгами не только убивает в герое рассказа индивидуальность, но и не позволяет найти той цели в жизни, к которой обязан стремиться человек, желающий оставить след на земле. Ничего после смерти миллионера не остается в памяти людей.

 Я разделяю точку зрения И.А.Бунина: жизнь без цели — это пустое существование. В пример приведу героев рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль».

Ларра, сын женщины и орла, равнодушный, гордый, ненавидящий всех вокруг, живущий только для себя. Он, никому не сделавший добра, остается в памяти людей как символ бессмысленного, бесцельного существования.

Другой герой этого рассказа, Данко, живет и погибает ради спасения людей. Ничего он не жалеет для них. В самую страшную минуту для племени, когда решается вопрос жизни и смерти, Данко, разорвав руками грудь, достает свое пламенно горящее сердце и, освещая им путь, выводит соплеменников из «гиблого» болота.

Не так давно на страницах газеты «Аргументы и факты» мне попались результаты одного любопытного социологического опроса. Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Зачем они живут и работают?». Большинство опрошенных (около 90%) выбрали ответы: «Для семьи», «Для общества» — и в меньшинстве оказались те, кто ответил, что живут и работают ради выгоды и для себя лично.

На дворе XXI век, но проблема, поднятая И.А.Буниным в рассказе «Господин из Сан-Франциско», по-прежнему во весь рост встаёт перед каждым, кто определяет свою жизненную траекторию. Я вслед за М.Горьким утверждаю, что человек живет ради других людей. В этом и состоит смысл человеческого бытия.

Природа и человек

Природа и человек. Сочинение ЕГЭ по тексту В.Солоухина

Сочинение ЕГЭ «Природа и человек» — это сочинение по одной из наиболее популярных проблем ЕГЭ. Рассматривая взаимоотношения природы и человека, автор вслед за известным публицистом приходит у выводу о необходимости бережно относиться к природным богатствам. В текст сочинения «Природа и человек» включены аргументы ЕГЭ, взятые из художественной литературы.

Природа и человек

Сочинение ЕГЭ по тексту В.Солоухина

В предложенном тексте русский публицист В.Солоухин размышляет о судьбе нашей планеты. Автор поднимает проблему взаимоотношений человека и природы, точнее, отдаления людей от природы.

Поднятая автором проблема чрезвычайно актуальна, так как именно от нас, людей, зависит судьба планеты. В.Солоухин с горечью отмечает: «стоит людям привнести капельку зловредной культуры в земную шубу Леса, и она заболевает». А мы не задумываемся над этим и безответственно относимся к окружающему миру.

Автор считает, что человек отдалился от природы. В суете городской жизни люди забывают, какой прелестный мир их окружает; их духовная связь с природой со временем ослабевает. Подчас люди, заботясь о сиюминутном, разрушают природные богатства, создававшиеся веками.

Автор эмоционально описывает, что происходит с природой из-за вмешательства человека: «Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми веществами реки и океаны, саму атмосферу Земли».

Я разделяю точку зрения В.Солоухина. Его позиция мне близка. Действительно, мы сами, того не осознавая, своими действиями способствуем необратимому процессу разрушения Земли. Последствия могут быть очень трагичными для каждого из нас.

В подтверждение своих слов приведу примеры из произведений классической литературы.

Для Евгения Базарова, героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», природа — это «не храм, а мастерская, а человек в ней работник». Базаров отвергает всякое наслаждение природой. А его друг, Аркадий, напротив, восхищается ею, и природа помогает ему залечить душевные раны, погрузиться в свои мысли. И.С.Тургенев подчеркивает необходимость общения и контакта с окружающим миром, приводя В финале романа Евгения к осознанию своей неправоты.

Еще одним примером, иллюстрирующим последствия вмешательства человека в природу, является сюжет повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Профессор Преображенский пересаживает милой собаке Шарику часть человеческого мозга, превращая симпатичного пса в отвратительного гражданина Полиграфа Полиграфовича Шарикова. На мой взгляд, нельзя бездумно вмешиваться в природу, поскольку последствия такого вмешательства трудно предсказывать.

Я считаю, что человек сам творит свою судьбу, и только он может решить проблемы нашей планеты. Надеюсь, люди смогут найти средства, предотвращающие разрушение Земли. Нам всем надо внимательнее и бережнее относиться к природе, сохранять её красоту и богатства для будущих поколений, так как именно от нашего поведения зависит будущее человечества.

Сочинение 2 – о детях войны.

Дети — это наше будущее. От того, какими они вырастут, зависит очень многое, именно поэтому родители так много внимания уделяют их воспитанию. Легко объяснить детям, что такое добро и зло в условиях обычной жизни, но война меняет все. Сложно сказать, какими вырастут дети войны, которых лишили детства и обрушили на них страх и ужас сражений, который выносят не все взрослые люди. В своем тексте автор поднимает проблему влияния войны на детей.

В начале текста рассказчик говорит про детей, которых привезли из Ленинграда на поезде. Все на перроне знали, что такое блокада Ленинграда, и поначалу никто не отреагировал на объявление об их прибытии. Но люди стали останавливаться и смотреть на них, несмотря на то что они видели на войне многое.

Рассказчик отмечает, что все дети были разными, но их объединяло одно: они были детьми войны. Эти два слова абсолютно противоестественны и выражают самую разрушительную сущность войны. Но главное, что дети выжили и несут людям надежду на будущее. Судя по всему, когда всех детей высадили, они пошли куда-то вслед за женщиной, и рассказчик сравнил их с живой струйкой, в которой, по его словам, существовала неразрывная связь с ближними. Свой текст рассказчик завершает вопросом о будущем этих детей, который так и остается без ответа.

По мнению А. Приставкина, привезенные дети выглядели очень жалко, но это не имело никакого значения, потому что они были живыми и давали надежду на возрождение: «Ибо, хоть это были дети войны, жалкие обгарки на черном пепелище, но это были живые дети; дети, спасенные и вынесенные из гибельного пламени, а это означало возрождение и надежду на будущее, без чего не могло быть дальше жизни и у этих, также разных на платформе людей».

Кроме того, автор считает, что у них была одна общая отличительная черта: их поведение:«…что выражалось в том, как вели они себя по отношению друг к другу и к взрослым, как стояли, как брались за руки, выстраивались в колонну…»,- автор охарактеризовал это одним выражением «дети войны».

Я не могу не согласиться с мнением автора. Детям на войне приходится крайне тяжело. Они вынуждены взрослеть раньше времени и совершать поступки, несвойственные детям. В то же время они являются будущим и надеждой нашей страны, поэтому взрослые должны их оберегать, стараться хоть немного оградить их от ужаса, который несет с собой война.

Произведение Л.Кассиля «Рассказ об отсутствующем» является ярким примером, подтверждающим позицию автора. Действие происходит в военное время. Немцы отсекли небольшую воинскую часть от основной армии, и она попала в западню. Без предварительной разведки выбраться было невозможно.

Один из солдат вызвался сам и пошел. Он шел через овраг, в котором увидел ребенка. Солдат выяснил, что мальчик весь день наблюдал за немцами, и знает все их позиции. Они уже собрались вылезти из оврага и вернуться к остальной части, но рядом с ними рванула мина, и солдату повредило ногу.

Они услышали, что к ним идут немцы, тогда мальчик, не раздумывая, вылез из оврага и пошел навстречу врагу. Он побежал по дороге в другую сторону, чтобы отвлечь немцев от раненого солдата. Ребенка застрелили, но боец вернулся к своим и вывел всю часть из леса через овраг, так что ни один человек не погиб.

Этот мальчик, имя которого так и осталось неизвестным, своим героическим поступком спас целую воинскую часть. Ребенок совершил подвиг, который не под силу каждому взрослому — это говорит о том, что война заставила повзрослеть его раньше времени. Невинный ребенок отдал свою жизнь за жизни других солдат и других детей.

Другим примером является рассказ Л.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой» . Село, где жили Римма и ее мама, находилось близко к линии фронта, поэтому они переехали к тетке в город. Римма пошла в школу, но ее тетка не давала ей как следует учиться, аргументируя это тем, что она была почти на войне и теперь не должна перенапрягаться.

Первое время девочка сопротивлялась, но потом и сама стала всем говорить, что они не были на войне, они не знают как это, и перестала учиться. Рядом со школой был госпиталь, в который ходили дети помогать раненым. Римма сделала своими руками и принесла одному из солдат кисет, который больше был похож на варежку.

Раненый попросил Римму написать письмо, но девочка писала очень неграмотно, и солдату это не понравилось. Он решил писать с ней письма каждый день и обучать грамотности. В конце четверти Римма принесла ему табель с оценками, в котором стояло «отлично» за русский язык.

Война могла стать предлогом не получить образование. Она изменила отношение Риммы к окружающим людям: она смотрела на них свысока, ведь ее одноклассники не были на войне. Ей повезло, что солдат вмешался и помог ей стать грамотней. Но легко представить, сколько детей не смогли получить знания во время войны, потому что им надо было бороться не за оценки, а за жизнь.

В заключение я хочу сказать, что война никогда не приносит с собой ничего хорошего. Дети, выросшие в военные годы, сильно отличаются от остальных, потому что у них не было детства. Кто-то не получил образование, кому-то не досталось родительской любви, кому-то просто приходилось бороться за свою жизнь каждый день — все это меняет сознание, и очень важно постараться объяснить таким детям, что же в этом мире является плохим, а что — хорошим.

Сочинение 9 – о духовных и материальных ценностях.

В современном мире люди большое значение придают своему материальному благополучию, которое определяет их статус в обществе. Духовные ценности порой отходят на второй план, но все же они нужны людям для удовлетворения своих внутренних эстетических потребностей. Что больше нужно человеку в жизни: материальные или духовные ценности? Именно этот вопрос поднимает автор в тексте.

Повествование ведётся от первого лица. Рассказчик начинает с описания происходящих событий. Он находился в командировке в Италии, где познакомился с итальянцем-миллионером, который в конце вечера пригласил его к себе на ужин домой. На первый взгляд, этот человек представлял собой типичного буржуазного миллионера с соответствующим поведением и манерами.

Однако дома миллионер рассказал, что очень любит поэзию и выпустил небольшой сборник для друзей. Рассказчик был поражен красотой этого сборника: он был сделан из дорогих материалов, при этом с большим вкусом. Затем он подмечает, как изменился итальянец при разговоре о поэзии: он стал более мягким.

Миллионер прочел ему коротенькое стихотворение, которое сложилось за вечер, и рассказчик отметил, что в нем есть смысл, хотя он не ожидал этого от владельца фабрики. Текст завершается речью миллионера-итальянца, который говорит, что он несчастен, потому что ему приходиться заниматься фабрикой, то есть его нелюбимым делом, но без фабрики, по его словам, он был бы еще более несчастным.

Мнение автора выражено в тексте через слова миллионера-итальянца: «Я несчастен, видит Бог…Но без фабрики я был бы еще несчастнее!» Эти слова ясно дают понять, что, по мнению автора, материальные ценности составляют главенствующую роль в нашей жизни, но и без духовных ценностей нам не обойтись.

Я не могу не согласиться с автором в том, что большинство людей сейчас не делают то, что хотят, не удовлетворяют свои духовные потребности, а делают все для того, чтобы стать богатыми, ведь за деньги можно купить все, в том числе и то, что нужно для души.

Примером данной проблемы является произведение Н.В. Гоголя «Портрет». В произведении рассказывается о молодом художнике, который имел талант к рисованию, но еще в самом начале своего пути засматривался на жизнь богачей и мечтал попасть в их ряды. И ему представилась такая возможность: волей судьбы художнику Чарткову достались деньги, с помощью которых он преобразился и стал известным.

Конечно, первой его мыслью было купить все, что необходимо для практики, и отрабатывать свое мастерство несколько лет, но все же тяга к славе оказалась сильнее. В конце концов он стал очень богатым и известным, имел определенный авторитет в обществе, но его портреты были похожи один на другой, не содержали в себе ничего особенного.

Чартков не замечал этого, пока в город не привезли картину его старого знакомого, который уехал в Италию, чтобы развивать свое мастерство. Художник был поражен картиной до глубины души, поэтому он бросился домой, чтобы попробовать нарисовать падшего ангела, но у него ничего не вышло.

Тогда он понял, что не может ничего, ведь он не знает самых начал, он загубил свой талант и изменить уже ничего нельзя. Чартков в припадке зависти и злобы стал скупать картины и уничтожать их. В конце концов он умер от безумия. Данный пример показывает, что духовные ценности все же являются более важными, чем материальные.

Другим примером является произведение А.П. Чехова «Ионыч». Главный герой рассказа, земский врач Дмитрий Ионович Старцев, приезжает работать в губернский город С. Он человек открытый, готов к общению, и вскоре доктор знакомится с семьей Туркиных и едет к ним в гости.

Ему понравилось их общество: у каждого члена семьи были свои таланты. Возобновив через год знакомство, он влюбляется в Котика, дочку Туркиных. Вызвав девушку в сад, Старцев пытается объясниться в любви и неожиданно получает от Котика записку, где ему назначается свидание на кладбище.

Старцев почти уверен в том, что это шутка, но все равно ночью идёт на кладбище и несколько часов безрезультатно ждёт Екатерину Ивановну, предаваясь романтическим грёзам. На следующий день, облачившись в чужой фрак, Старцев едет делать предложение Екатерине Ивановне, и получает отказ.

Мы видим, что для земского врача духовные ценности находятся на первом месте, он увлечен общением с людьми, своими чувствами к Котику, но ее отказ задел его самолюбие. Через четыре года у Старцева большая практика и очень много работы. Он снова посещает Туркиных, но, вспоминая свою любовь к Котику, испытывает неловкость, да и таланты Туркиных уже не так его привлекают.

С течением времени Ионыч только увеличивает практику, от жадности не может бросить свое дело. Живётся Старцеву скучно, ничто его не интересует, он одинок. Несложно заметить, что в начале рассказа, когда для Ионыча были важны духовные ценности, он был более приятным и жизнерадостным человеком, чем в конце, когда его стали интересовать только деньги. Получается, что духовные ценности нужны в жизни человеку, ведь они придают ему силы жить и развиваться.

В заключение я хочу сказать, что нужно уметь сочетать материальные богатства и духовные потребности. Иногда без денег нельзя осуществить свои духовные мечты, но нельзя забывать, что именно внутренние человеческие ценности помогают нам оставаться людьми.

Оцените статью
ЕГЭ Live