Задание 25 по обществознанию к ЕГЭучебно-методический материал по обществознанию (11 класс)

Задание 25 по обществознанию к ЕГЭучебно-методический материал по обществознанию (11 класс) ЕГЭ

все термины ЕГЭ по обществознанию

Задание 25 по обществознанию к ЕГЭучебно-методический материал по обществознанию (11 класс)

Ключевые слова:  обществознание политика термины, термины политика, политология, термины обществознание политика, термины политика для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, избирательные системы и местное самоуправление – готовим термины по политике, избирательное право, гражданское общество, государство и политика, политические партии, политические общности, форма государства, форма правления, термины по политологии для сдачи ОГЭ, ЕГЭ по обществознанию, 9 класс, 11 класс

Ниже мы предлагаем базовый перечень терминов по политике (термины по политике) для успешной сдачи экзаменов ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе по обществознанию.

Сами термины по разделам – начиная от вводных тем по политики (политологии) и заканчивая понятиями и терминами по отдельным темам.

Мы убеждены в абсолютной неэффективности алфавитного подхода. Термины сгруппированы не только по ключевым разделам большого блока “Термины Политика”, но и собраны в порядке значимости.

Чем чаще попадается термин на экзаменах, чем раньше мы с ним сталкиваемся при изучении тем по политологии (политике) на уроках обществознания, тем выше он расположен в иерархии и нашей подборке.

Повторимся, если вам нужно ознакомиться с разделом, вы только начали работать с терминами, этих понятий (список и топики представлены ниже) будет достаточно.

Если у вас база уже есть, рекомендуем проработать термины для выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию всех уровней сложности, для подготовки к профильным олимпиадам по обществознанию, по праву и по политологии на базовом и среднем уровнях:

Кроме того, после ознакомления с основными терминами по политике для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ мы предложим вам несколько ссылок на тесты, которые вы сможете пройти у нас на Интеллекте после простой бесплатной регистрации на платформе.

Надеемся, подборка будет для вас полезной 🙂

Задание 25 по обществознанию к ЕГЭучебно-методический материал по обществознанию (11 класс)

ЕГЭ по обществознанию выбирают многие учащиеся, так как этот экзамен считается очень легким. На самом деле данное убеждение весьма обманчиво, так как данная дисциплина требует умения быстро ориентироваться среди разных тем.

Основные особенности

Предмет рассматривает науки, связанные с социумом. В этот перечень входят культурология, психология, экономика, социальная философия, история, этика и др.

На госэкзамене выпускника ожидают вопросы по всем темам предмета. Поэтому необходимо хорошо усвоить их, разобраться в терминологии, систематизировать все полученные знания.

Особенности выпускного испытания

В каждом билете, как правило, содержатся следующие виды заданий:

Шестнадцать вопросов требуют короткого ответа, а девять развернутых. Хорошее знание теории вам пригодится на всех этапах.

Принципы подготовки

Представьте, что вам необходимо подготовить доклад по теме «Принцип разделения властей в Российской Федерации».

Представьте, что вам необходимо подготовить доклад по теме «Предпринимательство как вид экономической деятельности».

Представьте, что вам необходимо подготовить доклад по теме «Политическое участие граждан».

Обоснуйте объективность неравномерного распределения благ в обществе.

Какие существуют в обществе социальные лифты?

Обоснуйте необходимость закрепления некоторых моральных норм в нормах права.

Какие у гражданина РФ есть способы защиты своих прав и свобод?

Обоснуйте необходимость совещаний и взаимодействий между разными органами государственной власти при формировании правительства.

Какие полномочия есть у Правительства РФ?

Обоснуйте объективность достижения истинного знания как результата познания. (Обоснование должно быть дано в нескольких распространённых предложениях.)

Последнее задание в КИМе по обществознанию — двадцать пятое. Оно также последнее с развернутым ответом. Максимально за него баллов можно получить четыре, конечно, при верном решении. Двадцать четвертое и двадцать пятое задания связаны между собой темой, то есть вы составляете план в одном номере, а во втором раскрываете одну из позиций, которая будет указана в условии. Задача довольно масштабная и сложная, но решать все же ее стоит, особенно если вы хорошо натренируетесь. Так как требуется развернутое решение, проверьте критерии перед началом подготовки, чтобы знать как именно оформлять номер.

Тематикой 25 задания может быть любая тема из обществознания, поэтому подготовка должна быть фундаментальной. Действительно, теоретические знания по предмету будут полностью проверяться, поэтому готовиться следует к каждой теме отдельно, структурировано и максимально. Формулировка задания разнообразна, так же как и вопросы, которые могут там присутствовать. Вам нужно будет ответить, обосновать свою позицию и привести примеры. Эта задача является обширной, но и получаете за нее вы немало баллов.

Двадцать пятый номер занимает больше всего времени, поэтому лучше всего его делать после того, как вы сделали практически весь остальной вариант. При должной подготовке вас не будет пугать этот номер. Удачи на экзамене!

1.Обоснуйте значение предпринимательской деятельности для развития рыночной экономики. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

2 Какие требования к конкуренции предъявляются законодательством Российской Федерации? (Назовите любые три позиции.)

3 Для каждого требования приведите по одному примеру, иллюстрирующему его смысл. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Предпринимательская деятельность дает мощный стимул к высокопроизводительному труду, получения прибыли и, в конечном счете, лучшего удовлетворения общественных потребностей. Развитие предпринимательства определяется состоянием и уровнем рыночных отношений и, прежде всего, наличием необходимых условий для свободы частного сектора в экономике. Таким образом, неотъемлемым атрибутом рыночного хозяйства является предпринимательство.

1) предпринимательство — инновационная деятельность, способствующая развитию общества;

2) деятельность предпринимателей в конечном счёте направлена на наиболее полное  удовлетворение потребностей человека и общества;

3) предпринимательская деятельность связана с созданием новых рабочих мест, уплатой     налогов и сборов.

2.1. Статья 14.2. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение

Не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

(Врать про свой товар — ст. 14.2 Закона о конкуренции

Нельзя рассказывать в рекламе и писать на этикетках о свойствах товара, технологии изготовления, низких ценах и месте производства, когда это не так. У клиентов создаётся ложное впечатление о качестве, а при покупке получается обман.

Компания продавала чай под брендом «Краснодарский». У них было свидетельство на право продажи чая с плантаций Краснодарского края — НМПТ. Краснодарский чай особенный, бренд известен.

Но выяснилось, что доля краснодарского листа в чае 1-5 % на упаковку. Остальной купаж — это смесь листов из Индии, Китая и Танзании. Чай не может именоваться «Краснодарский». Такая хитрость подрывает доверие покупателей к известному месту происхождения товара. И реальные продавцы чая из Краснодара теряют покупателей. ФАС выдала предписание убрать с упаковок название «Краснодарский»)

2.2. Статья 14.1. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации

Не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара.

2.3. Статья 14.3. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения

Не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе:

Про ЕГЭ:  Тренировочный тест №0 ЕГЭ 2017 по русскому языку с ответами, решениями и критериями

1) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;

2) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;

3) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.

Необходимые материалы для успешного выполнения задания №25 ЕГЭ 2023 по обществознанию — примеры выполнения, которые покажут вам, как его делать, и критерии, по которым оно оценивается.

С 2022 года из ЕГЭ по обществознанию было исключено задание, предполагающее написание эссе. Вместо него появилось составное задание 24-25, которое проверяет умение подготавливать доклад по определённой теме. Задание 24 (план) рассматривается как основа написания доклада по заданной теме. А вопросы и требования задания 25 конкретизируют отдельные аспекты заданной темы, в том числе применительно к реалиям современного российского общества и государства.

Задание №25 из ЕГЭ 2023 по обществознанию

Данное задание предполагает обоснование или объяснение теоретического положения или социального явления, мнения, а также иллюстрацию примерами определённого аспекта, так или иначе связанного с темой, по которой выпускник пишет план.

Формулировка задания (из демоверсии ЕГЭ 2023)

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2) Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.)

3) Для каждой из указанных в пункте 2 партий приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни российского общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)

План выполнения задания 25

Все требования к ответу прописаны в условии задания, поэтому для успешного выполнения необходимо им следовать.

Баллы и критерии задания 25

Максимальный балл, который можно получить за правильное выполнение задания, 6 баллов. Оценивается оно по трём критериям:

Примеры заданий 25 + ответы к ним в ЕГЭ 2023

Пример №1: Обоснуйте значимость религии в жизни современного российского общества. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие религии относят к традиционным религиям России? Назовите любые три традиционные религии (в том числе могут быть названы различные течения одной религии.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции религии в жизни человека и общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции религии в жизни человека и общества.)

Ответ к примеру №1:

1) Обоснование значимости религии: Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство. Значимость религии в жизни российского общества состоит в сохранении исторических традиций, культуры и преемственности поколений.

2) Три традиционные религии России: христианство; ислам; буддизм.

3) Примеры, иллюстрирующие реализацию функций религии в жизни человека и общества: а) Христианство. Николай является христианином, посещает церковь и соблюдает заповеди христианства, религиозные нормы направляют поведение Николая, способствуют самоконтролю. (регулирующая функция религии); б) Ислам. Люди, исповедующие ислам, верят в единого бога – Аллаха, Коран подробно рассказывает о создании этого мира, таким образом, религия формирует взгляд верующих мусульман на мир и на место человека в нем. (мировоззренческая функция религии); в) Буддизм. Буддистам их вера и религиозные практики помогают пережить трудности, потери. Буддизм предполагает медитацию, во время которой человек расслабляется, она помогает вернуть душевное равновесие. (компенсаторная (терапевтическая) функция религии).

Видеоразбор примера №1

Пример №2: Обоснуйте важность навыков самоконтроля для формирования личности. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какими способами (методами) можно развивать самоконтроль? (Назовите любые три способа/метода.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему его влияние на личность. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Ответ к примеру №2:

1) Обоснование важности самоконтроля для формирования личности: Самоконтроль важен для формирования личности, так как помогает человеку приобрести социально значимые качества: ответственность, целеустремленность, умение общаться с другими людьми. Благодаря самоконтролю человек может сохранять спокойствие в конфликтных ситуациях, тайм-менеджмента, планируя режим дня;

самоконтроль помогает достигать поставленной цели, успешно учиться, осваивать выбранную профессию и т.д.

2) Способы (методами) развития самоконтроля: а) Самоконтроль можно развивать, осваивая и формируя навыки; б) Совершенствуя навык рефлексии (то есть способность человека сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы); в) В некоторых случаях для развития самоконтроля человеку будет полезна работа с психологом, посещение психологических тренингов и чтение книг по саморазвитию.

3) Примеры, иллюстрирующие влияние самоконтроля на личность: а) Самоконтроль можно развивать, осваивая и формируя навыки тайм-менеджмента, планируя режим дня. Иван учится в 11 классе и готовится к ЕГЭ. Для успешной подготовки к экзаменам он решил развивать самоконтроль. Каждый день он составляет список дел и занятий, также он ввел для себя правило ложиться спать не позже 11 вечера, не засиживаться в интернете. Иван стремится выполнять свой план, он подводит итоги дня каждый вечер, отмечает выполненные дела, это позволяет ему успешно справляться с учебой и становиться более ответственным и пунктуальным. б) Навык рефлексии. Анна, размышляя над своими эмоциями, поведением в различных ситуациях, учится видеть свои достижения и ошибки, осознает свои слабые и сильные стороны и благодаря этому может корректировать свое поведение, это позволяет ей успешно разрешать конфликтные ситуации на работе и в семье, сохранять самообладание в трудных ситуациях. в) Работа с психологом, посещение психологических тренингов. Николай – вспыльчивый человек, в некоторых ситуациях ему трудно контролировать свои эмоции, он становится агрессивным, это мешает ему строить близкие отношения с людьми. Николай обратился к психологу, который помог ему разобраться в его проблеме и развить способность контролировать свои эмоции. Теперь Николай лучше владеет навыками самоконтроля, умеет контролировать свой гнев и это помогает ему строить дружеские и доверительные отношения с людьми.

Видеоразбор примера №2

Пример №3: Обоснуйте значение демократического политического процесса для развития современного общества. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространенных предложениях.) Какие политические процессы типичны для демократического общества? (Назовите любые три политических процесса.) Проиллюстрируйте каждый из них на примере Российской Федерации. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто и содержать указание на результат политического процесса.)

Ответ к примеру №3:

1) Обоснование значения демократического политического процесса: Демократический политический процесс в современном обществе делает возможным реализацию политических целей и интересов для индивидов, политических институтов и социальных групп; создает условия для формирования, функционирования и изменения политической системы страны; помогает принятию и воплощению в жизнь политических решений.

2) Политические процессы: а) Обсуждение и принятие законов парламентом; б) Проведение альтернативных выборов; в) Обсуждение политических проектов в свободных СМИ.

3) Примеры, иллюстрирующие политические процессы в РФ: а) Обсуждение и принятие законов парламентом. Депутаты Государственной Думы подготовили и приняли поправки в Гражданский кодекс; б) Проведение альтернативных выборов. На выборах Президента России было зарегистрировано восемь кандидатов; в) Обсуждение политических проектов в свободных СМИ. В конце 2021 года рядом российских газет, интернет-порталов и телеканалов критически обсуждался законопроект о введении QR-кодов на транспорте.

Ещё больше разборов заданий 25 из ЕГЭ 2023 по обществознанию вы найдёте в pdf-файле ниже

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

РЫНОК И РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ГОСУДАРСТВО, ЕГО ФУНКЦИИ

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВО: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ СДАТЬ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ДЕМОКРАТИЯ, ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРИЗНАКИ

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

ПОЛИТИКА. ТЕОРИЯ ЭЛИТ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ. КОНСЕРВАТИЗМ – ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИНСТИТУТОВ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ. ЛИБЕРАЛИЗМ – ИДЕОЛОГИЯ ВЫБОРА, ИДЕОЛОГИЯ СВОБОДЫ

СОЦИАЛИЗМ – ИДЕОЛОГИЯ РАВЕНСТВА И СПРАВЕДЛИВОСТИ

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Про ЕГЭ:  Особенности ЕГЭ 2017 по математике

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ В РФ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ И ПЛАН ТЕМЫ К ЗАДАНИЮ 24 В ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РФ

РАЗДЕЛ III. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

система негосударственных социальных связей, отношений, структур и институтов, выражающих разнообразные частные интересы граждан в различных сферах жизни общества

государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности

распределение государственной власти между независимыми друг от друга, но при этом уравновешивающими и контролирующими друг друга ветвями: законодательной, исполнительной и судебной

добровольно организованная группа единомышленников, имеющая определенную политическую программу и выражающая интересы определённых социальных слоёв и стремящаяся к завоеванию государственной власти или участию в её осуществлении

Средства массовой информации
организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоёв населения с помощью специальных технических средств

добровольное формирование, возникающее в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов для реализации определенный политических целей, задач и идей с помощью влияния на власть

Задание 25 по обществознанию к ЕГЭучебно-методический материал по обществознанию (11 класс)

РАЗДЕЛ I. ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Политика
совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой, является важнейшим социальным регулятором.

Власть
отношения господства и подчинения, в которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминирует (т. е. преобладает) над волей и действиями других лиц (подвластных).

Политическая власть
право, способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и политических норм и специального института — государства.

Политическая система
структура политических субъектов и связей, которые организованы на единой нормативно-ценностной основе и связаны с осуществлением власти, отношений между ними в процессе управления обществом.

Политический лидер
субъект политики, способный своими действиями оказывать влияние на других участников политической жизни (организации, группы, общества в целом), личностное влияние которого позволяет ему играть ведущую роль в политических процессах и ситуациях.

Задание 25 по обществознанию к ЕГЭучебно-методический материал по обществознанию (11 класс)

РАЗДЕЛ V. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики

совокупность действий или бездействий гражданина в политической жизни общества с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти

практически организационный компонент избирательной системы, базирующийся на избирательном праве и включающий несколько последовательно осуществляемых стадий (этапов) избрания кандидатов в высшие органы государственной власти

деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов

Как только вы проработали термины, не спешите закрывать нашу подборку. Мы будем вам полезны и на этапе закрепления терминов и понятий по политологии на практике. Ниже по ссылке прилагаем тесты, которые помогут выучить и закрепить изученное:

Задание 25 по обществознанию к ЕГЭучебно-методический материал по обществознанию (11 класс)

Методические разработки, презентации и конспекты

система сложившихся в обществе норм политического поведения, коллективных представлений о политике, политических символов и значений, способов оценки и объяснения политических явлений

выраженные во мнениях, суждениях позитивные ориентации людей на различные объекты и состояния политического бытия; представления о наиболее важном и значимом в политике

идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития

система представлений, идей и взглядов на политическую жизнь, особый способ объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, позитивные ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры

Задание 25 по обществознанию к ЕГЭучебно-методический материал по обществознанию (11 класс)

РАЗДЕЛ II. ГОСУДАРСТВО

политический институт и одновременно организация политической власти, которая обладает суверенитетом и монопольным правом на применение насилия, а также распространяет свою волю на подвластную ему территорию и население

верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике

отношения господства и подчинения, при котором государство легитимно и легально подчинять своей воле другие элементы общества и собственно отдельных людей с помощью системы государственного принуждения

совокупность элементов государственного устройства, которые выражаются в характере политических взаимоотношений в процессе управления ими, в способах организации высших органов государственной власти и в административно-территориальном делении государства

элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов власти между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании

Форма государственно-территориального устройства
элемент формы государства, совокупность способов и методов взаимосвязи и взаимодействия территориальных образований государства между собой.
По форме государственно-территориального устройства различают унитарное, федеративное и конфедеративное государства.

Задание 25 по обществознанию к ЕГЭучебно-методический материал по обществознанию (11 класс)

Предварительный просмотр

1.ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Скачать

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Абсентеизм — В науке конституционного права термин, означающий добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах или референдуме.

Авторитарный — Основанный на личной власти, личной диктатуре

Авторитет — Влияние, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте

Адаптация — приспособление к физической или социальной среде

Анимизм — раннее религиозное верование в существование духов и души

Аномия — состояние общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей в результате кризиса общества, противоречий между провозглашёнными целями и невозможностью их реализовать

Асоциальный — направленный против общества

Ассимиляция — этническое поглощение, почти полное растворение одного народа в другом

Атрибут — необходимое существенное свойство

Бедность — экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальный доход, уровень образования, власти и престиж

Безработица — незанятость трудоспособного населения в общественном производстве материальных и духовных ценностей

Безработный — человек, не имеющий заработка, стоящий на учёте в службе занятости и получающий специальное пособие по безработице

Белые воротнички — работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, в сфере информации. Благо — всё, что способно удовлетворить повседневные потребности людей

Богатство — денежная сумма, выражающая стоимость движимой и недвижимой собственности человека

Брак — добровольный равноправный союз мужчины и женщины, заключённый в установленном порядке с целью создания семьи

Бюджет — финансовый план, который суммирует доходы и расходы за определённый период времени

Бюрократия — социальный слой профессиональных управленцев, включённых в организационную структуру, характеризующуюся чёткой иерархией, «вертикальными» информационными потоками, формализованными способами принятия решений и претензией на особый статус в обществе

Владение — фактическое обладание имуществом

Власть — влияние на основе закона или традиции, подчинение людей, возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания

Генотип — генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех его генов, устойчивых черт, благодаря передаче из поколения в поколение сохраняется биологическая сущность народа или этноса

Глобализация — исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему

Государственный бюджет — финансовый документ, расписывающий доходы и расходы государства на определённый период (на год)

Государство — это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, всего народа), располагающая специальным аппаратом принуждения, осуществляющая руководство обществом и представляющая его на международной арене

Гражданское общество — это самоорганизующаяся система естественно складывающихся отношений между индивидами, где каждый выступает не как подданный государства, а как частное лицо, имеющее свои особенные жизненные цели

Девиантное поведение — асоциальный тип поведения, противоречащий социальным нормам

Дееспособность — это способность индивида самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности

Деньги — средство обмена, всеобщий эквивалент

Дефицит — недостаточность средств или ресурсов в сравнении с ранее намечавшимся, запланированным или необходимым уровнем

Договор — соглашение между людьми, организациями, государствами

Досуг — часть свободного времени, которым человек располагает по собственному усмотрению

Доход — любая сумма денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров

Закрытое общество — общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо вообще запрещены, либо существенно ограничены

Заработная плата — цена за труд, измеряемая в единицу времени

Иерархия — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему

Избирательное плата — совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов органов государственной власти и местного самоуправления

Изобразительное искусство — раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру, графику

Имидж — совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении, о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим социальным статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе

Про ЕГЭ:  Вопрос-ответ :: НИМРО

Импичмент — особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц

Имущественные отношения — правоотношения по поводу материальных благ

Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей

Индивидуализм — идеология признания приоритета личных интересов над общественными; совокупность идей и принципов, по которым благо человека, его свобода и личностное развитие являются высшей целью, а функционирование различных институтов и групп — основой и средством для достижения этой цели

Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей

Индивидуум — отдельный человек

Информационное общество — постиндустриальное общество, в котором
основной производительной силой выступают знания и информация

Искусство — 1) художественное творчество в целом: литература, архитек-
тура, скульптура, живопись, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественнообразных форм освоения мира; 2) только изобразительное искусство; 3) высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности

Капитализм — общество, основанное на частной собственности и свободных рыночных отношениях

Каста — социальная группа людей, членству в которой человек обязан исключительно своим рождением

Конкуренция — открытое соперничество людей, групп или организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определённой общественной сфере

Конституция — основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок, принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан

Конфликт — это столкновение, спор людей или социальных групп за обладание властью, материальными или духовными ценностями

Коррупция — прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения

Косвенный налог — сбор в пользу государства, взимаемый с граждан или хозяйственных организаций только при осуществлении ими определённых действий, например, при покупке некоторых видов товаров

Культ — действия (телодвижения, чтение, пение определённых текстов), имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественную силу

Культура — (возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — совокупность традиций, обычаев, социальных норм, материальных и духовных ценностей, передаваемых из поколения в поколение

Лидер — активный, пользующийся максимальным авторитетом член группы, наиболее ярко выражающий её интересы и представляющий группу в различных общественных организациях

Манеры — внешние формы поведения людей, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих; отличительные черты поведения

Маргинал — человек, покинувший одну культуру, страну, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой

Мировоззрение — совокупность взглядов человека на мир и его место в нём

Многопартийность — партийная система, при которой в стране существуют и легально действуют более двух политических партий

Мораль — совокупность нравственных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого; исполнение норм морали поддерживается силой общественного мнения; мораль включает непреходящие духовные ценности, а также исторически преходящие нормы и идеалы; изучается специальной философской дисциплиной —

Мотив — разумно объяснённая причина поведения, осмысленное действие

Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственный и местный бюджеты

Народность — языковая, территориальная, экономическая и культурная общность

Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками этническая группа, члены которой привержены общим ценностям и институтам; наиболее развитая историко-культурная общность людей

Неолитическая революция — переход от охоты и собирательства к земледелию

Неравенство — неравномерное распределение материальных и духовных ценностей, разница в правовом положении людей

Норма права — это правило поведения, установленное или санкциони-
рованное государством и возведённое в закон, обеспечивается госу-
дарством при помощи органов государственного принуждения

Нуклеарная семья — семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов. ротивопоставляется расширенной (или сложной) семье, в состав которой входит несколько супружеских пар или как минимум несколько поколений взрослых людей

Обмудсмен — лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц

Общество — это обособленная от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

Община — это общность людей, связанных между собой узами кровного родства, взаимными браками, кооперацией труда, круговой порукой, совместной охраной территории

Обычай — традиционно установившийся порядок поведения людей

Обязанность — предписание действовать определённым образом

Открытое общество — общество, где перемещения из одной страты в дру-
гую осуществляются свободно и не ограничены

Парламент — высший представительный законодательный орган власти, формируемый выборным путём

Патриархальная семья — семья, состоящая из нескольких поколений, с абсолютной властью мужчины как главы семейства

Подоходный налог — основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц (заработная плата, доплаты и премии, дивиденды, проценты и т.д.) и юридических лиц (налог на прибыль)

Политика — деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего, классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или её завоевания специфическими методами

Политическая партия — политическая организация, выражающая интересы социальных групп, стремящихся к власти

Политический процесс — цепь политических событий и состояний, которые меняются с течением времени

Политический режим — система методов осуществления государственной власти и её взаимоотношений с личностью, различными социальными общностями и политическими организациями

Правовое государство — демократическое государство, в котором соблюдается принцип верховенства права; права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью

Правовой статус — совокупность прав и обязанностей человека

Престиж — оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых личностью в обществе

Производительный труд — труд, создающий осязаемые продукты илипредметы, являющиеся товарами

Рационализм — совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом познания разум, мышление и рассудок

Регресс — возврат, переход от более высоких форм развития к низшим, деградация

Религия — мировоззрение и мироощущение, а также связанное с ними поведение, определяемое верой в существование Бога

Республика — форма правления, при которой глава государства избирается, а законодательная власть принадлежит выборному представительному органу — парламенту

Референдум — всенародное голосование по поводу принятия важнейших государственных решений

Санкция — мера воздействия

Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью

Синергетика — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и общественных процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем)

Синергия — это взаимодействие двух или более факторов, характеризующееся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы

Совесть — способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать своё несоответствие должному

Сословие — социальная группа, обладающая закреплёнными обычаями или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями

Социализация — процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, продолжающийся всю жизнь

Социальная группа — любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (доход, уровень образования, профессия, возраст, пол)

Социальные классы — большие социальные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, занимающие определённое место в системе общественного разделения труда и характеризующиеся специфическим способом получения доходов

Социальный статус — позиция индивида в группе или обществе

Спрос — подкреплённое денежной возможностью желание приобрести
данный товар

Стратификация — расположение социальных слоёв (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объёме власти, профессиональном престиже

Суверинитет — независимость государства в осуществлении своей внут-
ренней и внешней политики

Тоталитаризм — политический режим, характеризующийся тотальным
контролем государства над всеми сферами общественной жизни, поглощением гражданского общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод граждан

Тотемизм — раннее религиозное верование, связанное с представлением о родстве между группой людей и животными

Фетишизм — религиозное поклонение неодушевлённым предметам, вера в их магическую силу

Экономика — рационально организованная деятельность больших групп людей, вступающих между собой в отношения производства, потребления, распределения, обмена товаров и услуг

Этикет — принятая в особых социальных кругах система правил поведения

Этнос — собирательное название больших по численности кровно-родственных групп людей, образующих племя, народность или нацию

Оцените статью
ЕГЭ Live