Задание 24 — 4ЕГЭ

Алгоритм выполнения задания 24 егэ по русскому языку | методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Меджидова М.Б.

Алгоритм выполнения задания 24 ЕГЭ по русскому языку 

         ЕГЭ по русскому языку — это обязательная форма итоговой аттестации выпускников. Для успешной сдачи экзамена необходима систематическая и целенаправленная подготовка, требующая повторения всех основных разделов школьного курса русского языка. Практика подготовки обучающихся к ЕГЭ показала, что особое затруднение вызывает выполнение задания 24. Оно проверяет умение находить и правильно определять изобразительно-выразительные средства языка, используемые авторами в текстах. За выполнение задания 24 может быть начислено от 0 до 4-х баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает 1 балл (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущены 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение (Официальный информационный портал ЕГЭ. (www.ege.edu.ru)).

         При подготовке обучающихся к выполнению данного типа заданий необходимо особое внимание уделить терминологическому аппарату. В данном пособии впервые предложено распределение всех изобразительно — выразительных средств на четыре группы: тропы, лексические средства, синтаксические средства и приёмы. Это намного облегчит выполнение задания 24. Пособие начинается со СЛОВАРЯ ТЕРМИНОВ.

       Также в нём предложены выдержки текстов как художественных, так и публицистических, на основе которых написаны фрагменты рецензий. В них анализируются языковые особенности текстов. Необходимо вставить на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из предложенного списка.

       Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, готовящимся к ЕГЭ, а также учителям русского языка.

Тропы

1

Эпитет

Художественное, образное определение, обычно выражается прилагательными, реже существительными или наречиями

На берегу пустынных волн

 Стоял он дум великих полн.

2

Метафора

(Развернутая метафора)

Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов (скрытое сравнение). Развернутая метафора – это метафора, выраженная не в одном слове, а в целом предложении.

Мертвая тишина.

Колесом за сини море солнце скатилось.

Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, а вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной(разв.метафора).

3

Сравнение

Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого   (выражается через союзы будто, точно, словно, как, как будто, сравнительную степень прилагательного)

Река покраснела, как девушка. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.

4

Литота

Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого–либо явления

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка

5

Гипербола

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера силы, значения и т.д. какого – либо явления

Пот катился градом.

В сто сорок солнц закат пылал.

6

Синекдоха

Разновидность метонимии, употребление части вместо целого или целого вместо части

Швед, русский колет, рубит, режет.

7

Олицетворение

Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ

Отговорила  роща золотая.

8

Ирония

Троп, состоящий в употреблении слова или выражения, в смысле обратном буквальному,  с целью насмешки (создание комического эффекта)

Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на слона.

9

Метонимия

Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними

Стальной оратор дремлет в кобуре – револьвер.

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал.

10

Перифраз

Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

Лев-царь зверей. Унылая пора, очей очарованье (Осень).

11

Аллегория

Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа

Хитрость показывается в образе лисы, жадность – в образе волка, трусость – в образе зайца, весы означает  правосудие, сердце — любовь

Лексические средства

1

Антонимы

Слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположные значения

Они никогда не говорили друг другу ты, а всегда вы

2

Контекстные антонимы

Это слова, которые считаются антонимами только в данном контексте

Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил, при подчиненных же диким медведем рыкал.

3

Синонимы

Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение

Конница – кавалерия,

смелый – храбрый.

4

Контекстные синонимы

Это слова, которые считаются синонимами только в данном контексте

Морские суда, покинутые своими командами, иногда годами блуждают по океанам, пока их не поглотит пучина. Не раз эти бродяги океанов становились источниками морских легенд.

5

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову

На краю света       ( «далеко»), зуб на зуб не попадает ( «замерз»)

6

Разговорная лексика

Это слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринужденности и поэтому не всегда уместны в письменной

Работяга, белобрысый, разиня, читалка

7

Просторечные слова

Слова, выражения, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок

Башка (голова), муторный (неприятный)

8

Профессиона-

лизмы (специальная лексика)

Слова, составляющие принадлежность речи к той или иной профессиональной группе

Скальпель, капельница, шприц – в речи врачей; камбуз, кок, склянка – в речи моряков

9

Термины (специальная лексика)

Слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве

Фонетика, наклонение, рифма, косинус,

цитоплазма

10

Книжная лексика

Слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике

Гипотеза – предположение, генезис – происхождение.

11

Заимствованные слова

Это слова, которые взяты из другого языка

Олимпиада, энциклопедия,

жалюзи

12

Диалектизмы

Слова, распространенные на определенной территории

Курень – сигарета, гутарить – говорить, кочет — петух

13

Архаизмы

Устаревшие слова, замененные в современном языке синонимами

Лоно – грудь,

выя – шея, лани-

ты -щеки

14

Историзмы

Слова, служившие названием исчезнувших предметов, понятий, явлений

Кушак, боярин, кафтан, треуголка

Старославянизмы

Это слова, заимствованные из старославянского языка, языка богослужебных книг

Собеседование, грядущее,

изложить

15

Неологизмы

Это новые слова, которые появляются в языке для обозначения новых предметов, понятий, явлений

Портал, сайт, маркетинг, дилер

16

Эмоционально – оценочные слова

Слова, отражающие отношение говорящего к кому – либо или чему – либо и выражающие оценку

Мамочка, голубчик, торгаш, разгильдяй, оболтус

17

Паронимы

Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении

Величественный-великий,

адресат-адресант

18

Научная лексика

Слова для передачи научной  информации

Энциклопедия, рефераты

19

Общеупотреби-

тельная лексика

Слова русского языка, которые известны и понятны всем, употребляются всеми

Думать, деревья, располагать, лгун

20

Жаргонизмы (специальная лексика)

Это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой

Телевизор – телек, домашнее задание — домашка

22

Крылатые слова

Яркие и меткие выражения писателей, ученых, общественных деятелей и т.д.

Служить бы рад, да прислуживаться тошно

23

Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами

Слова, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (-очк, -оньк, -еньк и т.д.), для выражения доброты, заботы, ласки к миру и к людям

Домик, Машуля, сказочка,столик

24

Индивидуально – авторское слово

Авторский неологизм, слово, придуманное или образованное автором текста

Я свирел в свою свирель

25

Эмоционально – окрашенные слова

Слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. Эмоциональная окраска может быть положительной и отрицательной

Лузгать – грызть семечки (отрицательная),

куколка (положительная)

26

Канцеляризмы

Слова, характерные для стиля деловых бумаг.

Имеет место отсутствие запасных частей.

Синтаксические средства.

1

Ряды однородных членов

Несколько слов предложения, относящихся к одному и тому же слову, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одной части речи

По вечерам дедушка смотрел телевизор, или читал, или уходил к соседу.

2

Вопросительные предложения

Предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать  что – либо или удостовериться в чем — либо

Ты действительно был дома?

3

Восклицательные предложения

Предложения, в котором выражение содержания мысли сопровождается выражением чувства говорящего

У нас большая радость!

4

Риторические вопросы

Это вопросы, не требующие ответа (либо ясен сам по себе, либо вопрос обращен к условному собеседнику)

Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены нынче грозить?

5

Риторические восклицания

Восклицательные предложения, которые в тексте выполняют роль усиления эмоциональности и выразительности речи

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!

6

Риторические обращения

Риторическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому – либо или чему – либо для усиления выразительности речи

Цветы, любовь, деревня, праздность, поле!

Я предан вам душой.

8

Синтаксический параллелизм

Одинаковое  или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи

Око зрит – невидимейшую даль, Сердце зрит – невидимейшую связь,Ухо пьет – невидимейшую молвь.

9

Вводные слова

Это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает

Стало жарко, значит, в доме затопили печи.

10

Вводные предложения

Это предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания

Калиныч, как я узнал после, каждый день ходил с барином на охоту. Время, казалось, остановилось.

11

Вставные конструкции

Это слова, словосочетания и предложения, которые  вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения

Однажды вечером (это было в начале 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи, бегущие мимо луны.

12

Односоставные предложения

Это предложения, имеющие только один главный член.

Видишь синий небосвод. Зима.

13

Определенно –личные предложения

Это предложения, которые называют действие говорящего или собеседника или выражают побуждение к действию. Главный член выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения.

Взбегу на холм и упаду в траву.

Нехотя вспомнишь и время былое, вспомнишь и лица, давно позабытые.

14

Неопределенно – личные предложения

Односоставные предложения, в которых лицо, совершающее действие, не названо, не определено.

В кабинете спорят(гл.в форме 3-го лица наст. вр.или буд.вр.).В лагере долго вспоминали вожатого (гл.множ.числа прош.вр.).Сделали бы уроки побыстрее (усл.наклонение).

15

Безличные предложения

Предложения с одним главным членом – сказуемым, в которых не называется тот, кто производит действие.

 Стоит подумать над этой проблемой. На улице вечереет.

16

Назывные предложения

Это тип односоставных предложений, в которых только один главный член — подлежащее

Шепот, робкое дыханье, трели соловья…

17

Неполные предложения

Это предложения, в которых отсутствуют какие – либо структурно – необходимые члены, главные или второстепенные

-Как тебя зовут?

-Меня Федей (зовут).

Летом светает рано, а зимой – поздно.

18

Обращение

Слово или сочетание слов, называющее лицо,которому  адресована речь.

Что ты рано в гости, осень, к нам пришла.

19

Сравнительный оборот

Оборот, выражающий сравнение и представляющий собой часть простого предложения

И березы стоят, как большие свечки.

20

Уточняющие конструкции

Это уточняющие слова и уточняющие словосочетания (уточняющие обстоятельства, определения, дополнения и т.д.)

Там, в горах, повалил снег. Поздно вечером, часов в десять, я вышел в сад.

Про ЕГЭ:  Задание 6 ЕГЭ 2020 по русскому языку: теория и практика как делать с ответами

Приемы

1

Аллитерация

Повторение одинаковых или однородных согласных в тексте, придающее ему особую звуковую выразительность

Грохочет эхо по горам, как гром, гремящий по громам

2

Градация

Расположение синонимов в порядке возрастания или убывания  смыслового и эмоционального значения

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком.

3

Инверсия

Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок слов, с целью усилить выразительность речи (обратный порядок слов)

Белеет парус одинокой в тумане моря голубом

4

Синтаксический параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

В синем море волны хлещут,

В синем небе звезды блещут.

5

Лексический повтор

Повтор одного и того же слова для усиления эмоционального воздействия

Казалось в природе все уснуло: спала река, спали деревья, спали облака.

6

Звукопись

Художественный прием, заключающий в создании образов путем подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рев мотора)

Ветер веет и вьется украдками  меж ветвей, над водой наклоненных.. (слышится ветер с помощью повторения в)

7

Антитеза

(противопоставление)

Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.

Мне грустно потому, что весело тебе. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая.

8

Анафора

Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем..

9

Эпифора

Стилистический прием, заключающийся в повторении одних и тех слов в конце отрывков, из которых состоит высказывание

Деточка, Все мы немножечко лошади,

Каждый из нас по- своему лошадь

10

Оксюморон

Сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художест-венном образе

Мертвые души. Сладкая горечь воспоминаний. Убогая роскошь.

11

Цитирование

Это прямое использование текста из какого – нибудь источника

Сократ вывел формулу «ума» и «глупости», до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого».

12

Вопросно – ответная форма изложения

При вопросно – ответной форме изложения автор задает вопросы и сам же на них отвечает

Что плохого в насмешливом взгляде?! А все плохо! Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз.

13

Парцелляция

Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно – смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы

Запомни, что услышал сегодня. Надолго. Навсегда.

(Можно передать одним предложением)

Формы речи

Алгоритм выполнения задания 24

 А:  (3) Мать – это первая родина. (43) Худая, тонкая рука моей матери провела меня через все сложности.

 Б:  (5) Мать по крови, мать, давшая жизнь, или женщина, заменившая мать, ставшая ею в силу каких – то жизненных обстоятельств, этот образ никогда не теряет своей притягательности, своей силы, и любой человек невольно соотносит свою жизнь, свои уже взрослые поступки с тем зачастую неуловимым, неощутимым, незримым научением, которое пришло к нему от матери.

В: (2)И самым чистым, самым светлым, самым важным, большим и значимым навсегда остаётся образ матери. (5) Мать по крови, мать, давшая жизнь, или женщина, заменившая мать, ставшая ею в силу каких – то жизненных обстоятельств, этот образ никогда не теряет своей притягательности, своей силы, и любой человек невольно соотносит свою жизнь, свои уже взрослые поступки с тем зачастую неуловимым, неощутимым, незримым научением, которое пришло к нему от матери.

Г: (20) В нашей семье было принято держать свои чувства на привязи.

  « Юрий Маркович Нагибин рассуждает о серьёзных мировоззренческих вопросах. Особенно трогают слова писателя о матери. Выразить свои мысли и чувства автору помогают разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А)_______( «Мать- это первая родина» в предложении 3; «рука моей матери провела меня через все сложности» в предложении 43) и (Б)_______( «неуловимым, неощутимым, незримым научением» в предложении 5), приём-(В)_______( «самым» в предложении 2, «мать» в предложении 5), лексическое средство – (Г)____ ( «держать чувства на привязи» в предложении 20)».

 Проанализируем список терминов, перечисленных в задании. Сгруппируем их:

  1. Тропы  отметим буквой «Т»,
  2. Лексические средства — «Л»,
  3. Синтаксические средства – «С»,
  4. Приёмы – «П».

Список терминов:

  1. восклицательное предложение — С
  2. метафора – Т
  3. индивидуально – авторское слово — Л
  4. диалектизм — Л
  5. цитирование — П
  6. риторическое обращение — С
  7. эпитет — Т
  8. лексический повтор — П
  9. фразеологизм – Л

  Таким образом, область поиска указанного языкового средства сузилась.

В задании сказано, что первые два средства А и Б – тропы. Как мы видим, в списке их два:  метафора и эпитет.

Вспоминаем определения этих языковых средств, перечитываем указанные в скобках  примеры, обращаемся к самим предложениям в тексте.

 Третье средство – В – приём. В списке их два: цитирование и лексический повтор.

И наконец, четвертое средство – Г- лексическое средство. А их среди терминов три: индивидуально – авторское слово, диалектизм, фразеологизм.

 А теперь  сопоставляем  определения с примерами. Расставляем цифры в нужном порядке:

 Ответ:

Задание выполнено!

Давайте обобщим.

  1. Прочитать рецензию.
  2. Найти в тексте рецензии слова: тропы, лексические средства, синтаксические средства, приёмы.
  3. Прочитать список терминов.
  4. Сгруппировать понятия.
  5. Вспомнить определения этих понятий, сопоставить с примерами.
  6. Расположить цифры в нужном порядке.

Выполняем сами!

Задание 1.

А: (8) От предыдущих поколений человечеству досталось по наследству убеждение, будто люди от рождения равны и вследствие этого с ними надо обходиться одинаково. (9) Однако сущность справедливости состоит как раз в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.

Б: (13) Как наивно, как просто, как мелко!

В: (14) На самом деле люди не равны ни телом, ни душою, ни духом. (15) Они родятся существами различного пола, с различным здоровьем и силой, с совершенно различными предрасположенностями, дарами, инстинктами и желаниями, они принадлежат к различному духовному уровню, и с ними (в силу справедливости!) надо обходиться различно. (23) Она старается уловить в человеке его сущность и своеобразие и соответственно этому обходиться с ним.

Г: (6) Так проблема искажается страстями и окутывается предрассудками. (7) Целые поколения застревают в этих предрассудках, и замечаешь порой, как само слово «справедливость» вызывает язвительную улыбку.

Фрагмент рецензии:

  « И.А.Ильин строит свои размышления о справедливости на основе такого приёма, как (А)______(предложения 8, 9). Использование таких синтаксических средств, как (Б)______(предложение 13) и (В)_____       (например, предложения 14, 15, 23) придаёт этим размышлениям эмоциональность. Философичность текста удачно подчёркивается таким тропом, как (Г)_____( «проблема …окутывается предрассудками»,   «поколения застревают в этих предрассудках» в предложениях 6 и 7)».    

Список терминов:

  1. устаревшие слова  —    Л
  2. термины  —   Л
  3. метафора  —  Т
  4. эпитеты  —  Т
  5. риторический вопрос  — С
  6. противопоставление  — П
  7. ряды однородных членов  — С
  8. восклицательное предложение  — С
  9. парцелляция  —  П

Ответ:

Задание 2.

А: (22) Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.

Б: (17) В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней.

В: (2) «Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы  научиться читать. (3) Я затратил на это восемьдесят лет и все еще не могу сказать, что достиг цели».

 (8) « Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, — говорил Пушкин. – (9) Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».

Г: (22) Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.

Фрагмент рецензии:

« Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует такое синтаксическое средство выразительности, как (А)_____(предложение 22). Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как (Б)_____( «В разные годы разные книги и разные писатели» в предложении 17) и (В)_______   (предложения 2-3, 8-9). Такой троп, как (Г)______( предложение 22), образно определяет нравственный стержень литературного творчества».

Список терминов:

  1. ряды однородных членов
  2. литота
  3. лексический повтор
  4. эпитеты
  5. цитирование
  6. диалектизм
  7. развёрнутая метафора
  8. риторический вопрос
  9. восклицательные предложения

Ответ:

Задание 3.

А: (1) Он нёс меня на себе восемь километров. (13) Восемь километров Серёжка нёс меня на себе. (31) Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (5) Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках.

Б: (3) Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4) И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня…

В: (32) Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.

Г: (33) Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце мое до сих пор кровоточит.

Фрагмент рецензии.

« Герой М.Худякова вспоминает случай, который заставил его задуматься о многом. Такие приёмы, как (А)_______( «нёс меня на себе восемь километров», «восемь километров…нёс меня в предложениях 1,13, 31; «помню» в предложении 5) и (Б)_______(предложения  3-4) в сочетании с сравнительными оборотами задают тревожно – напряжённый тон всему тексту. Противоречивость поступка Серёжки Леонтьева подчёркивает такое лексическое средство, как (В)_________      ( «спас» — «предал» в предложении 32), а такой троп, как (Г)___________  ( «сердце кровоточит» в предложении 33), передаёт потрясение героя.

Список терминов:

  1. контекстные антонимы
  2. метафора
  3. риторический вопрос
  4. парцелляция
  5. литота
  6. диалектизм
  7. ряд однородных членов
  8. эпитет
  9. лексический повтор

                Ответ:

Задание 4.

А: (21) На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (28) Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.

Б: (28) Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.

В: (20) Поступок этих людей – не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо. (25) Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг – одно, а выполнение нравственного долга – другое.

Про ЕГЭ:  Подготовка к заданию 2 в новом формате ЕГЭ по русскому языку | План-конспект урока по русскому языку (11 класс): | Образовательная социальная сеть

Г: (9) На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы. (14) Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам…

Фрагмент рецензии.

« Г.Н.Бочаров часто выражает свою мысль с помощью таких лексических средств, как (А)______(« атмосферу, обстановку» в предложении 21, « столкновения, конфликта» в предложении 28) и (Б)_______( «общественный» — «личный» в предложении 28) . Передать точнее мысли и чувства публицисту помогают такой приём, как (В)______(предложения 20, 25), и такое синтаксическое средство, как (Г)______(предложения 9, 14)».

Список терминов:

  1. риторический вопрос
  2. антонимы
  3. диалектизмы
  4. литота
  5. олицетворение
  6. противопоставление
  7. ряды однородных членов
  8. контекстные синонимы
  9. восклицательные предложения

Ответ:      

Задание 5.

А: (16) На подобный вопрос Конфуций ответил: « Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания.                (17) Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (18) Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».

Б: (19) Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (20) Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из неё всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве.

В: (23) Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (24) Нет! (25) Именно он и победит.

Г: (27) Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (28) Хороший пример.

Фрагмент рецензии.

« Стремясь разобраться в причинах безнравственных поступков, автор прибегает к использованию такого приёма, как (А)______(предложения 16-18). Мысль о необходимости воспитывать в людях культуру автор подчёркивает с помощью такого синтаксического средства, как (Б)______( в предложениях 19, 20), а использование таких приёмов, как (В)______( предложения 23-25) и (Г)_______(предложения 27-28), помогает подвести итог авторским размышлениям».

Список терминов:

  1. сравнение
  2. термин
  3. парцелляция
  4. цитирование
  5. риторический вопрос
  6. эпитет
  7. вопросно – ответная форма изложения
  8. ряд однородных членов
  9. гипербола

Ответ:                

Ответы к заданиям

Задание 24 — 4егэ

Задание 24 егэ по русскому языку 2022 — теория и практика

(1)Уже несколько недель город был обложен тесным кольцом врагов, закованных в железо; по ночам зажигались костры, и огонь смотрел из черной тьмы на стены города множеством красных глаз — они пылали злорадно, и это подстерегающее горение вызывало в осажденном городе мрачные думы.

(2) По узким улицам города угрюмо шагали отряды солдат, истомленных боями, полуголодных; из окон домов изливались стоны раненых, крики бреда, молитвы женщин и плач детей. (3) Разговаривали подавленно, вполголоса и, останавливая на полуслове речь друг друга, напряженно вслушивались — не идут ли на приступ враги?

(4) Особенно невыносимой становилась жизнь с вечера, когда в тишине стоны и плач звучали яснее и обильнее, когда из ущелий отдаленных гор выползали сине-черные тени и, скрывая вражий стан, двигались к полуразбитым стенам, а над черными зубцами гор являлась луна, как потерянный щит, избитый ударами мечей.

(5) Не ожидая помощи, изнуренные трудами и голодом, с каждым днем теряя надежды, люди в страхе смотрели на эту луну, острые зубья гор, черные пасти ущелий и на шумный лагерь врагов — всё напоминало им о смерти, и ни одна звезда не блестела утешительно для них.

(6) В домах боялись зажигать огни, густая тьма заливала улицы, и в этой тьме, точно рыба в глубине реки, безмолвно мелькала женщина, с головой закутанная в черный плащ.

(7) Люди, увидав ее, спрашивали друг друга:

(8)— Это она?

(9)— Она!

(10) И прятались в ниши под воротами или, опустив головы, молча пробегали мимо нее, а начальники патрулей сурово предупреждали ее:

(11) — Вы снова на улице, монна Марианна? (12) Смотрите, вас могут убить, и никто не станет искать виновного в этом…

(13) Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город, стоял ее сын, веселый и безжалостный красавец; еще недавно она смотрела на него с гордостью, как на драгоценный свой подарок родине, как на добрую силу, рожденную ею в помощь людям города — гнезда, где она родилась сама, родила и выкормила его.

(14) Так ходила она ночами по улицам, и многие, не узнавая ее, пугались, принимали черную фигуру за олицетворение смерти, близкой всем, а узнавая, молча отходили прочь от матери изменника.

(15) Но однажды, в глухом углу, около городской стены, она увидала другую женщину: стоя на коленях около трупа, неподвижная, точно кусок земли, она молилась, подняв скорбное лицо к звездам, а на стене, над головой ее, тихо переговаривались сторожевые и скрежетало оружие, задевая камни зубцов.

(16) Мать изменника спросила:

(17)— Муж?

(18)— Сын. (19) Муж убит тринадцать дней тому назад, а этот — сегодня.

(20) Закрыв лицо, Марианна отошла прочь, а утром на другой день явилась к защитникам города и сказала:

(21)— Или убейте меня за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте мне ворота, я уйду к нему…

(22) Они открыли ворота пред нею, выпустили ее из города и долго смотрели со стены, как она шла по родной земле, густо насыщенной кровью, пролитой ее сыном: шла она медленно, с великим трудом отрывая ноги от этой земли, кланяясь трупам защитников города, брезгливо отталкивая ногою поломанное оружие, — матери ненавидят оружие нападения, признавая только то, которым защищается жизнь.

(23) Она как будто несла в руках под плащом чашу, полную влагой, и боялась расплескать ее; удаляясь, она становилась всё меньше, а тем, что смотрели на нее со стены, казалось, будто вместе с нею отходит от них уныние и безнадежность.

(24) Видели, как она на полпути остановилась и, сбросив с головы капюшон плаща, долго смотрела на город, а там, в лагере врагов, заметили ее, одну среди поля, и, не спеша, осторожно, к ней приближались черные, как она, фигуры.

(25) Подошли и спросили — кто она, куда идет?

(26)— Ваш предводитель — мой сын, — сказала она, и ни один из солдат не усомнился в этом. (27) Шли рядом с нею, хвалебно говоря о том, как умен и храбр ее сын, она слушала их, гордо подняв голову, и не удивлялась — ее сын таков и должен быть!

(28) И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, пред тем, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца, — в шелке и бархате он пред нею, и оружие его в драгоценных камнях. (29) Всё — так, как должно быть; именно таким она видела его много раз во сне — богатым, знаменитым и любимым.

(30)— Мать! — говорил он, целуя ее руки. —(31) Ты пришла ко мне, значит, ты поняла меня, и завтра я возьму этот проклятый город!

(32)— В котором ты родился, — напомнила она.

(33) Опьяненный подвигами своими, обезумевший в жажде еще большей славы, он говорил ей с дерзким жаром молодости:

(34)— Я родился в мире и для мира, чтобы поразить его удивлением! (35) Я щадил этот город ради тебя — он как заноза в ноге моей и мешает мне так быстро идти к славе, как я хочу этого. (36) Но теперь — завтра — я разрушу гнездо упрямцев!

(37) Мать сказала ему:

(38) — Иди сюда, положи голову на грудь мне, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребенком и как все любили тебя…

(39) Он послушался, прилег на колени к ней и закрыл глаза…

(40) И задремал на груди матери, как ребенок.

(41) Тогда она, накрыв его своим черным плащом, воткнула нож в сердце его, и он, вздрогнув, тотчас умер — ведь она хорошо знала, где бьется сердце сына. (42) И, сбросив труп его с колен своих к ногам изумленной стражи, она сказала в сторону города:

(43) — Человек — я сделала для родины всё, что могла. (44) Мать — я остаюсь со своим сыном! (45) Мне уже поздно родить другого, жизнь моя никому не нужна.

(46) И тот же нож, еще теплый от крови его — ее крови, — она твердой рукою вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце, — если оно болит, в него легко попасть.

(М.Горький «Сказки об Италии»)

Максим Горький — литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова (1868-1936) — прозаик, драматург, поэт, публицист.

§

(1) У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи — пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь — живет своим умом.

(2) Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. (3) Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать — что такое божий мир и годится ли он для него?

(4) — Что, что? — спрашивала его воробьиха-мама.
(5) Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
(6) — Чересчур черна, чересчур!
(7) Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
(8) — Чив ли я?
(9) Мама-воробьиха одобряла его:
(10) — Чив, чив!

(11) А Пудик глотал букашек и думал: «Чем чванятся — червяка с ножками дали — чудо!» (12) И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.

(13) — Чадо, чадо, — беспокоилась мать, — смотри — чебурахнешься!
(14) — Чем, чем? — спрашивал Пудик.
(15) — Да не чем, а упадешь на землю, кошка — чик! и слопает! — объяснял отец, улетая на охоту.

(16) Так всё и шло, а крылья расти не торопились. (17) Подул однажды ветер, Пудик спрашивает:
(18) — Что, что?
(19) — Ветер. (20) Дунет он на тебя — чирик! и сбросит на землю — кошке! — объяснила мать.

(21) Это не понравилось Пудику, он и сказал:
(22) — А зачем деревья качаются?(23) Пусть перестанут, тогда ветра не будет…

Про ЕГЭ:  ЕГЭ по истории - демоверсия 2022 года

(24) Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил — он любил объяснять всё по-своему.

(25) Идет мимо бани мужик, машет руками.
(26)— Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик, — одни косточки остались!
(27)— Это человек, они все бескрылые! — сказала воробьиха.
(28)— Почему?
(29)— У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?
(30)— Зачем?
(31)— Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…
(32)— Чушь! — сказал Пудик. (33)— Чушь, чепуха!(34) Все должны иметь крылья. (35) Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. (36) Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

(37) Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится. (38) Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:

(39) Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
(40) А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.

(41) Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка — рыжая, зеленые глаза — тут как тут.

(41) Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
(42)— Честь имею, имею честь…

(43)А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали — страшная, храбрая, клюв раскрыла — в глаз кошке целит.
(44)— Прочь, прочь! (45)Лети, Пудик, лети на окно, лети…

(46) Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями — раз, раз и — на окне! (47) Тут и мама подлетела — без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
(48)— Что, что?
(49)— Ну что ж! — сказал Пудик. —(50) Всему сразу не научишься!

(51) А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них — рыжая, зеленые глаза — и сожалительно мяукает:
(52)— Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…

(53) И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…

(М. Горький* «Воробьишко»)

*Максим Горький (1868-1936) — прозаик, драматург, поэт, публицист.

Задание 24 егэ-2022 по русскому языку: теория и практика

(1)Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами…

(2)Кстати, о деньгах. (3)При упоминании о них тётушка сейчас же воскликнула:

– Ах, боже мой! (4)Да где же моя шкатулка?

(5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи?

(6)Её, представьте себе, не было! (7)Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке – словом, нигде… (8)Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь – в руках Селивана…

– (9)Я сейчас скачу, скачу туда… (10)Он, верно, уже скрылся куда-нибудь, но он от меня не уйдёт! – говорил исправник. – (11)Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать… (12)Но только исправник опоясался своей саблей, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошёл Селиван с тётушкиной шкатулкой в руках.

(13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.

– (14)Забыли, возьмите, – глухо произнёс Селиван.

(15)Более он ничего сказать не смог, потому что задыхался от непомерно скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.

(16)Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.

(17)Шкатулка была в полной целости. (18)Тётушка сняла с шеи ключик, отперла её и воскликнула:

– Всё, всё как было!

– (19)Сохранно… – тихо молвил Селиван. – (20)Я всё бёг за вами… (21)Хотел догнать… (22)Простите, что сижу перед вами… (23)Задохнулся.

(24)Отец первый подошёл к нему, обнял его и поцеловал в голову.

(25)Селиван не трогался.

(26)Тётушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки.

(27)Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал.

– (28)Возьми то, что тебе дают, – сказал исправник.

– (29)За что? (30)Не надо!

– (31)За то, что ты честно сберёг и принёс забытые у тебя деньги.

– (32)А то как же? (33)Разве надо нечестно?

– (34)Ну, ты хороший человек… (35)Ты не подумал утаить чужое.

– (36)Утаить чужое!.. – (37)Селиван покачал головою. – (38)Мне не надо чужого.

(39)И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил. (40)Он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запрячь сани и отвезти его домой.

(41)Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тётушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене тёплую шубу. (42)На обратном пути они опять заехали к нему и ещё привезли ему подарков: чаю, сахару и муки.

(43)Он брал всё вежливо, но неохотно и говорил:

– На что? (44)Ко мне теперь, вот уже три дня, всё стали люди заезжать… (45)Пошёл доход… (46)Щи варили… (47)Нас не боятся, как прежде боялись.

(48)Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка. (49)Я пил у него чай и всё смотрел ему в лицо и думал: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! (50)Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?» (51)Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое… (52)Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. (53)Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?

(54)В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он для всех сделался человеком любимым и почитаемым.

(По Н.С. Лескову*)

Из предложений 13–15 выпишите синонимы (синонимическую пару).

В задании 24 проверяются знания по теме «Лексика». Чтобы правильно его выполнить, необходимо знать такие лексические единицы, как синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Иногда требуется найти контекстные синонимы и антонимы. Слово «контекстный» расшифровывается как «конкретный текст», т.е. слова сближаются по значению или воспринимаются противоположными только в условиях данного текста. Если их исключить из предложения, то они не воспринимаются как синонимы или как антонимы.

Вызывает определённые трудности поиск фразеологизма. Яркие, образные фразеологизмы сразу бросаются в глаза: делать из мухи слона, водить за нос. А есть фразеологизмы невзрачные, незаметные: с минуты на минуту, как ни в чём не бывало, во что бы то ни стало, до сих пор и т.д.

Общее у тех и у других то, что это устойчивые словосочетания, которые не создаются, а воспроизводятся уже в готовом виде в речи.

(13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.

– (14)Забыли, возьмите, – глухо произнёс Селиван.

(15)Более он ничего сказать не смог, потому что задыхался от непомерно скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.

Ответ: произнёс, сказать.

Лексика пассивного запаса (устаревшая или еще недостаточно известная)

  • Историзмы — устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалий действительности, которые они обозначали. (Пример: бурмистр, боярин и т.д.)
  • Архаизмы — устаревшие слова, заменённые современными синонимами. (Ланиты — щёки, длань-ладонь)
  • Неологизмы — это новые слова, появившиеся недавно в связи с возникновением новых реалий. (В свое время это были такие слова, как комсомол, пионер.)

Лексическое значение слова

Лексическое значение слова — это исторически закрепленное «содержание» слова.Слова могут иметь:

Прямое значение – первоначальное, исходное значение слова.

Переносное значение – вторичное значение, возникающее на основе первого. (Он повесил картину на стену. Слово повесил имеет прямое значение. – На него повесили много работы «Повесили» использовано в переносном значении).

Перенос по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой. (Глазное яблоко – сходство по форме; он не сдал экзамен, и теперь у него хвост – сходство на основе функции).

Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией. (Золото на пальце, хрусталь на полках, Пушкин в сумке, съел тарелку).

Одной из разновидностей метонимии является синекдоха. Это перенос названия целого на его часть или наоборот. (Эй шляпа, куда идешь? Лишний рот в семье).

Ограниченная в употреблении лексика

  • Диалектизмы — это слова, используемые только на определенных территориях. Примеры: жОна вместо жена, векша — белка (северный диалект).
  • Профессионализмы — слова, которые используют в устной речи в разных профессиональных средах. Например: чайник — у программистов человек, плохо разбирающийся в компьютерах, новичок.
  • Жаргонная лексика — слова, которые использую в своей речи определенные социальные слои населения. Примеры: беспредел (уголовное арго) клёвый (молодежь)
  • Сленг — чаще понимается как «молодежный».
  • Арго — диалект, созданный группой с целью обособления (первоначально обозначал воровской язык).
  • Просторечная лексика — слова со стилистически сниженным, грубым, вульгарным оттенком. К числу этих слов относятся и матерные слова. Например, «свистнуть» — в значении «украсть», «харя, морда» — в значении «лицо» и т.д.

Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, заимствованные слова

  • Синонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (Путь – дорога, думать — размышлять).
  • Контекстные синонимы – слова, имеющие сходное значение только в пределах предложенного текста. За пределами контекста такие слова не являются синонимами. (Контекстные синонимы глагола говорить. Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.))
  • Антонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но противоположные по значению. (Белый-черный, говорить-молчать, добро-зло).
  • Контекстные антонимы — слова, находящиеся в антонимических отношениях только в условиях определенного контекста. Они могут иметь разные грамматические формы и относиться к разным частям речи. (Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая (М. Цветаева))
  • Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Не всегда принадлежат одной части речи. Омонимы бывают полными и частичными. Полные омонимы — это слова одной части речи, у которых совпадают все грамматические формы. Например: ключ (которым открываем дверь) и ключ ( источник воды). Частичные омонимы — это слова, у которых не все грамматически формы одинаковы.
  • Фразеологизмы  — это устойчивые, неделимые, несвободные словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Как правило, значение фразеологизмов не лежит на поверхности. Фразеологизм — это не сумма значений слов, а одно значение для нескольких слов, объединенных в словосочетание.
  • Заимствованные слова — это слова, пришедшие в русский язык из других языков. Примеры: математика (из греческого), жемчуг (из тюркских языков), сельдь (из скандинавских языков), галстук (из немецкого), матрос (из голландского), футбол (из английского), бульон (из французского), соната (из итальянского), гитара (из испанского), пельмени (из финского), хутор (из венгерского).

Стилистически-нейтральная, книжная, разговорная лексика

  • Нейтральная лексика — используется в любой ситуации (хороший, общество, рисовать).
  • Книжная лексика — используется преимущественно в письменной форме (достохвальный, ассоциация, живописать).
  • Разговорная лексика — используется в непринужденной беседе (гробить, запаска, деляга).

Формулировка задания

«Подберите один синоним к слову врасплох (предложение 4). Запишите этот синоним.»

Оцените статью
ЕГЭ Live