Задание 1 — Теория ЕГЭ 2022 по русскому языку — Ege-Helper.Ru

Задание 1 - Теория ЕГЭ 2022 по русскому языку - Ege-Helper.Ru ЕГЭ

Егэ-2022. русский язык. задание № 1. как выполнять задание № 1. рекомендации.

Задание 1 - Теория ЕГЭ 2022 по русскому языку - Ege-Helper.Ru

ЕГЭ-2022. Русский язык.

Задание № 1.

Как выполнять задание № 1. РЕКОМЕНДАЦИИ.

На ЕГЭ -2022 будет представлен новый формат задания № 1.

Из демоверсии, опубликованной на сайте ФИПИ 26.08.2021.

Задание № 1.

ТЕКСТ.

Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. (…) они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.
Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают,
как, скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи…

Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык
сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к понимаю духовного мира, своего и чужого.

                                                    ( По Л.И. Скворцову).

Задание № 1.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.

1)Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.);

2)Использование метафор (… между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой); сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.

3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различия, достижения и др.), конструкции с существительным в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).

4)Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов, инверсия, вводные слова.

5)Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.

Ответ: 1234

Как выполнять задание № 1.

 РЕКОМЕНДАЦИИ.

  • Для выполнения любого задания необходимо хорошо знать теоретический материал. О нём читайте ЗДЕСЬ.
  • Находя правильные ответы на каждый вопрос задания, внимательно прочитайте данный ответ, проворьте ВСЮ данную в нём информацию, найдите её в тексе (каждое слово, каждое словосочетание).

Ответ № 1.

1)Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.);

Пояснение.

В тексте действительно есть термины и слова одной тематической группы.

Термины – это специальные слова, которые используются в той или иной области знания.

Все перечисленные слова – это действительно термины (экология, агроэкология, гидроэкология) и они есть в тексте.

  • Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.
  • общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.

Слова одной тематической группы – это слова, необходимые для раскрытия той или иной темы.

Действительно, в тексте идёт речь культуре, потому все слова (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.) — это слова одной тематической группы.

Найдём их в тексте.

  • Если культура – это совокупность достижений общества…
  • Возникнув на определённом историческом этапе
  • … так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.
  • Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к понимаю духовного мира, своего и чужого.
  • … разрушенные памятники культуры
  • Иное дело – ценности культурные и нравственные.
  • литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества.
  • .. между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти…

ВЫВОД.

В варианте ответа № 1 верно представлены термины и слова одной тематической группы. Все примеры есть в тексте.

Ответ № 1 будет верным.

Ответ № 2.

2)Использование метафор (… между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой); сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.

Пояснение.

Необходимо удостовериться, что примеры действительно являются указанным изобразительно-выразительным средством и что они есть в тексте.

Метафора – это скрытое сравнение (такого не может быть в реальной жизни, в переносном смысле употреблены глаголы или существительные).

Найдём примеры в тетке и докажем, что это – метафора.

Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (Это метафора, т.к. никакой «пропасти» реально не существует, это образное выражение, скрытое сравнение, то есть что-то непреодолимое, непроходимое).

Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к понимаю духовного мира, своего и чужого. (Никакого «ключа» к пониманию быть не может; существительное в переносном смысле, метафора).

 ВЫВОД.

В варианте ответа № 2 верно приведены примеры метафор из текста.

Использование метафор действительно способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям

Ответ № 2 будет верным.

 Ответ № 3.

3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различия, достижения и др.), конструкции с существительным в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).

Пояснение.

Отглагольные существительные и конструкции с существительным в родительном падеже действительно являются грамматическими особенностями, характерными для письменной речи. Найдём их в тексте.

Находим отглагольные существительные в тексте.

  • наука о взаимодействии(взаимодействовать) живых организмов
  • Утраты(утратить) в природе до известных пределов восстановимы.
  • закрепляются эти достижения (достигать).
  • … между ними есть и большое различие (различать).
  • они вносят свой вклад (вкладывать) в экологию…

Конструкции с существительным в родительном падеже.

  • между экологией (ЧЕГО?) природы и экологией (ЧЕГО?) культуры не может быть непроходимой пропасти.
  • литературный язык сам по себе служит свидетельством (ЧЕГО?) уровня духовного развития народа, общества.
  • ключ к понимаю (ЧЕГО?) духовного мира

 ВЫВОД.

В варианте ответа № 3 верно

Ответ № 3 будет верным.

Ответ № 4.

4)Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов, инверсия, вводные слова.

Пояснение.

Синтаксические средства способствуют выразительности речи. В данном тексте действительно есть ряды однородных членов, инверсия, вводные слова. Найдем их.

Однородные члены – это слова, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же слову, являющиеся одним и тем же членом предложения.

Примеры из текста.

  • Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. (Однородные подлежащие).
  • Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к понимаю духовного мира, своего и чужого. (Однородные определения).

 Инверсия – это обратный порядок слов.

Пример из текста.

Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (Прямой порядок слов в предложении: подлежащее, затем сказуемое; в данном примере на первом месте стоит сказуемое, это инверсия, то есть обратный порядок слов).

 Вводные слова – это слова или сочетания слов, которые не являются членами предложения и при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает, даёт сведения об источнике сообщения или связи с контекстом.

Пример из текста.

Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие

 ВЫВОД.

В варианте ответа № 4 верно

Ответ № 4 будет верным.

 Ответ № 5.

5)Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.

Пояснение.

Научный стиль – это стиль речи, главная цель которого – передача информации; для данного стиля характерны логичность, строгость, ясность, объективность. Это стиль научной литературы.

Цель предложенного для анализа текста – показать, насколько важна экология культуры, то есть её чистота, как важна культура, в первую очередь, литературный язык для нации, общества. Текст эмоциональный. В нём используются тропы (чего не может быть в научном стиле), вводные слова, инверсия. Задача – привлечь внимание к проблеме, заставить задуматься о важности сохранения культуры. Данный текст – публицистический.

ВЫВОД.

В варианте ответа № 5неверно отмечено, что текст относится к   научному стилю.

Ответ № 5 не будет верным.

Таким образом, выполняя задание № 1, внимательно вдумывайтесь в варианты ответов, вспоминайте теорию, находите примеры в тексте. И хотя за данное задание вы получите лишь 1 балл, но он часто может сыграть очень важную роль.

Старайтесь, учите теорию, тогда у вас всё получится.

Не бойтесь данного задания. Его вполне возможно выполнить верно.

Общая схема стилистического анализа текста:

  1. Определяем стиль и жанр текста;
  2. Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
  3. Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат.
  4. Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
  5. Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
  6. Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др.
  7. Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
  8. Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.

Разговорный стиль

Разговорный стиль – это неофициальная речь в условиях непосредственного общения, заранее неподготовленная, диалогическая, устная.Устная речь – неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников.

Сфера использования: бытовая и деловая сфера общения.Цели и функции: общение, обмен впечатлениями, информацией.Форма речи: разговорный стиль находит свое выражение как в письменной форме (реплики персонажей в пьесах, записи в дневниках, тексты писем на обиходные темы), так и в устной (чаще в устной).

https://www.youtube.com/watch?v=lzKsVBLXNVg

Вид речи: преимущественно диалог.Тип речи: может быть представлен любым типом речи (повествованием, рассуждением, описанием).Стилевые черты: непринужденность, неофициальность; неподготовленность речи, фамильярность; конкретность; непоследовательность, адресность речи, прерывистость; эмоционально-оценочная информативность; аффективность; личностный характер; идиоматичность, использование мимики и жестов, приоритет содержания над формой, стремление к экономии речевых средств.Жанры: диалог, личные письма, записки, разговор, телефонный разговор, беседа, спор, дневник.

Оцените статью
ЕГЭ Live