Варианты устного собеседования по русскому языку

ЕГЭ

Варианты устного собеседования по русскому языку

Для подготовки к устному собеседованию в 2021 году можно использовать варианты прошлого года.

Зачет по итоговому собеседованию является допуском к ОГЭ в 9 классе.

Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).

Выполнение обучающимися совокупности представленных в работе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку (устная речь).

Связанные страницы:

Решу огэ

Достоевский загадочно обронил однажды: «Мир спасет красота». Что это? Мне долго казалось — просто фраза. Как бы это возможно? Когда в кровожадной истории, кого и от чего спасала красота? Облагораживала, возвышала — да, но кого спасла?

Я думаю, что мировой литературе под силу в эти тревожные часы человечества помочь ему верно узнать самого себя вопреки тому, что внушается пристрастными людьми и партиями…

Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия?

И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть это приходит в мир и даже царит в мире — но не через меня. Писателям же и художникам доступно больше: победить ложь! Против многого в мире может выстоять ложь — но только не против искусства.

…Это старое триединство Истины, Добра и Красоты — не просто парадная обветшалая формула… Если вершины этих трех дерев сходятся, как утверждали исследователи, но слишком явные, слишком прямые поросли Истины и Добра задавлены, срублены, не пропускаются, — то может быть причудливые, непредсказуемые, неожидаемые поросли Красоты пробьются и взовьются в то же самое место, и так выполнят работу за всех трех?

И тогда не обмолвкою, но пророчеством написано у Достоевского: «Мир спасет красота»?

(Александр Солженицын. По материалам Нобелевской лекции по литературе, 1972 г.)

(194 слова)

Как пройти итоговое собеседование на огэ по русскому языку


В итоговом собеседовании по русскому языку четыре задания с развёрнутым ответом:

Задание 1 — чтение вслух текста научно-публицистического стиля.

Задание 2 — подробный пересказ текста с привлечением дополнительной информации.

Задание 3 — тематическое монологическое высказывание.

Задание 4 — участие в диалоге.

За собеседование ставят зачёт или незачёт, максимальное количество баллов — 20. Для получения зачёта достаточно набрать не меньше 10 баллов. При этом не имеет значения, за выполнение каких заданий вы их получите. Вы сдадите зачёт, даже если не сделаете одно или два задания, но наберёте 10 баллов на остальных.

Собеседование проводится во вторую среду февраля. Если же не сдадите с первого раза, у вас будет ещё две попытки: во вторую рабочую среду марта или первый рабочий понедельник мая.

В первом задании нужно прочесть текст объемом 160–200 слов. Все тексты на экзамене посвящены выдающимся деятелям науки, техники, культуры, искусства, спорта и другим. На подготовку к чтению даётся две минуты.

Пример задания на чтение текста из демоверсии ФИПИ

Советы. За эти две минуты прочитайте текст про себя, при этом обратите внимание на:

Во время чтения запоминайте главные мысли, подчёркивайте ключевые слова. Это поможет подготовиться ко второму заданию.

Ключевые слова — это главные слова в предложении, в которых заключена его суть. Например:

При чтении числительных обратите внимание на правила склонения, за ошибку в форме числительного тоже снимают один балл:

Лайфхак. Чтобы проверить второй корень, подставляй слово НОТЫ (двух нотАХ — двухстАХ).

При чтении оценивается интонация и темп. Интонация должна совпадать с пунктуацией. К концу повествовательного предложения голос понижается. В вопросительных предложениях голос повышается на вопросительном слове, а к концу предложения снижается. В восклицательных предложениях к концу голос повышается. Делайте небольшие паузы на месте точек и запятых. Темп чтения должен быть средним. Не нужно торопиться и проглатывать слова или читать слишком медленно. Произносите предложения неторопливо, спокойно и уверенно.

За чтение можно получить максимум 2 балла.

Пересказывать вы будете тот же самый текст, который только что прочитали. На подготовку к пересказу даётся две минуты.

Пример задания на пересказ текста из демоверсии ФИПИ

К пересказу предъявляются два основных требования:

1. Он должен быть подробным. Это не значит, что вы должны выучить все определения или использовать те же самые слова. Главное — упомянуть все микротемы. Как правило, в тексте столько же микротем, сколько абзацев. В экзаменационных текстах в большинстве случаев 4 абзаца.

2. Вы должны использовать при пересказе дополнительную информацию с отдельной карточки. На ней вы получите цитату, характеризующую персонажа текста. Эту цитату нужно уместно и логично вставить в пересказ.

При пересказе оценивается четыре момента:

Советы. Вы будете видеть текст 2 минуты во время подготовки к чтению, около 2-3-х минут во время чтения вслух и 2 минуты во время подготовки к пересказу. Потом его заберут, однако вы сможете использовать те записи, которые успели сделать для себя в поле для заметок.

Если в тексте есть дата, а вы её не запомнили, используйте обобщения, например: «В 1960-х годах», «в середине XX века». Это поможет избежать фактической ошибки.

Это самое сложное задание итогового собеседования. Готовьтесь к нему на протяжении всего учебного года: читайте книги, смотрите спектакли и фильмы и обязательно пересказывайте их своим родителям и друзьям.

За пересказ можно получить максимум 5 баллов.

Также при чтении и пересказе отдельно оценивается правильность речи:

Всего за оценку речи в первых двух заданиях можно получить максимум 4 балла.

В третьем задании вам даётся карточка с тремя темами для монолога. Выбрать нужно одну.

Выбирайте тему и готовьте монолог, опираясь на вопросы в карточке. Выбирайте тот тип речи, которым вы лучше всего владеете. На подготовку к монологическому высказыванию даётся 1 минута.

Ваша речь должна содержать не менее 10 фраз и длиться не более 3 минут. Одна фраза — это одно простое предложение.

Монолог — это цельный связный текст, у которого обязательно должно быть заключение. Чтобы не потерять баллы за это задание, не забудьте в конце подытожить сказанное.

Используйте подсказки, которые даются к заданию. Под каждой фотографией обязательно будет написано: «Не забудьте описать…» и дан небольшой план. Он поможет вам направить ход мыслей в нужное русло.

Используйте разные части речи:

Фотография чёрно-белая, поэтому названия прилагательных, обозначающих цвета, употребить нельзя. Однако можно использовать такие слова, как тёмный, светлый, чёрный, ясный, яркий, тусклый, пасмурный, белый, солнечный.

Считайте предложения про себя (можно даже загибать пальцы, чтобы не сбиться). Помните, что вы должны сказать не менее 10 предложений, причём неважно, какие они по структуре, поэтому лучше составлять простые или небольшие сложные.

Не придумывайте события или ситуацию. Рассказывайте только о том, что было на самом деле.

Указывайте, где, когда, с кем происходили события. Называйте имена действующих лиц. Анализируйте своё поведение в описываемой ситуации и поступки действующих лиц.

Будьте искренни, не стесняйтесь проявлять эмоции, высказывать своё отношение.

Выбирайте монолог-рассуждение только в том случае, если у вас действительно есть собственное суждение по поставленному вопросу.

Для грамотного построения монолога используйте вводные слова.

За монолог можно получить максимум 3 балла. Он оценивается по трём основным критериям:

1. Выполнение коммуникативной задачи. Вы получите 1 балл, если в вашем монологе не менее 10 фраз, нет фактических ошибок.

2. Учёт речевой ситуации. 1 балл начисляется, если ваша лексика соответствует моменту.

3. Речевое оформление. Вы получите 1 балл, если в вашей речи есть смысловая цельность, связность и последовательность изложения и если в ней нет логических ошибок. Также у текста обязательно должно быть заключение, а конструкции не должны быть однотипными: например, «Я очень люблю вышивать. Также я очень люблю ходить в кино. Я люблю читать книги перед сном».

Четвёртое задание начнётся сразу после того, как вы завершите монолог, поэтому на подготовку времени не будет. Во время диалога экзаменатор-собеседник будет задавать вопросы по той теме, которую вы выбрали в третьем задании.

Задание для диалога из демоверсии ФИПИ
  • На вопросы учителя-собеседника давайте полные, развёрнутые ответы, состоящие из 2 – 4 предложений.
  • Не бойтесь дать «неправильный» ответ. Ваша задача — высказать свою точку зрения, обозначить собственную позицию.
  • Помните, что недостаточно просто высказать мысль — её нужно доказать (обосновать, привести пример из личного опыта).
  • Проявляйте положительные эмоции, улыбайтесь, помогайте себе жестами и мимикой. Старайтесь правильно употреблять слова, ставить ударения, строить предложения.
  • Говорите достаточно громко, чётко, не «глотайте» окончания, не спешите, но и не делайте слишком больших пауз.
  • Внимательно выслушивайте вопросы учителя-собеседника, в том числе и дополнительные. Скорее всего, он постарается вам помочь, задавая наводящий или уточняющий вопрос.

За диалог выставляется максимум 2 балла:

1 балл за выполнение коммуникативной задачи (дали ответы на все вопросы);

1 балл за учёт речевой ситуации.

Отдельно оценивается правильность речи за выполнение заданий 3 (монолог) и 4 (диалог), по тем же критериям, что в чтении и пересказе: соблюдение грамматических, орфоэпических, речевых норм, богатство лексикона и разнообразие конструкций. Отсутствие ошибок в сумме дает максимум 4 балла.

Важно, что если вы сами себя исправили, то это не считается за ошибку. За монолог и диалог можно получить максимум 9 баллов.

Оценивать ваш ответ будет не собеседник, а эксперт — учитель русского языка. Эксперт может присутствовать на экзамене, но не имеет права задавать вопросы или ещё как-то вмешиваться в ход проведения экзамена. Он лишь наблюдает и оценивает. Очное присутствие эксперта не обязательно — он может проверить ответы по аудиозаписи в течение пяти дней.

✔️ Разрешается делать пометки на контрольно-измерительных материалах, то есть карточках с заданиями, а также использовать черновики. Конкретный способ использования черновиков определяет школа или департамент образования вашего города.

✔️ Скорее всего, экзамен будет принимать не тот учитель, который преподает у вас русский язык.

✔️ Возможный вариант проведения экзамена — без отрыва от учебы. В назначенный день вас будут вызывать с урока на собеседование.

✔️ На сдачу экзамена отводится в среднем 15 минут, но если у школьника проблемы с речевым аппаратом, на собеседование ему дают до 30 минут.

✔️ Экзамен должен проходить в специально оборудованных аудиториях. Во время экзамена будет вестись аудиозапись.

✔️ Спецификацию и критерии оценивания итогового собеседования можно найти на сайте ФИПИ. В этих документах подробно расписан порядок проведения экзамена и критерии оценивания.

Изображение на обложке: kickative™ / Dribbble

Оцените статью
ЕГЭ Live