Практикум по подготовке к ЕГЭ,11 класс | План-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме: | Образовательная социальная сеть

Практикум по подготовке к егэ,11 класс | план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме: | образовательная социальная сеть

Рабочий лист

1. Самостоятельная работа по морфологии
Отметьте знаком правильный вариант ответа

1. Качественные и относительные прилагательные имеют степени сравнения.

2. Притяжательные имена прилагательные обозначают принадлежность какому-либо лицу или животному.3. Собирательные числительные не используются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола.4. Возвратное местоимение себя лишено категорий лица, рода, числа; кроме того, у него нет формы Им.п.

5. У инфинитива есть категория лица, числа, времени и наклонения.

6. Повелительное наклонение обозначает действие, которое могло бы иметь место при каких-то определенных условиях.

7. Причастия бывают действительными и страдательными.

8. Деепричастия совмещают в себе признаки глагола и наречия.

9. Наречие обозначает признак действия, состояния, качества.

10. Предлоги– изменяемые служебные слова, выражающие различные отношения между формами имени и другими словами в словосочетании и предложении.

2. Самостоятельная работа по синтаксису
Отметьте знаком правильный вариант ответа:

1. Согласование – это подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.

2. При управлении зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному.

3. При примыкании в роли зависимого слова выступают изменяемые слова.

4. Односоставные предложения – это предложения, в которых есть только один главный член предложения.

5. В определенно-личных предложениях сказуемое выражается формой 1-, 2- или 3-го лица ед. и мн. числа.

6. В безличных предложениях сказуемое не указывает и не может указывать на действующее лицо.

7. Повторяющиеся в предложении слова являются однородными членами.

8. В простом предложении сочинительные союзы связывают однородные члены, а в сложном – его части.

9. В сложносочиненном предложении предикативные части связаны между собой интонацией и сочинительными союзами.

10. Сложноподчиненное предложение имеет две части: главную и придаточную.

3. Орфоэпическая пятиминутка
Поставьте ударение в выделенных словах

Вариант 1

1. Поезд прибыл вовремя.

2. Этот цветок красивее.

3. Девочка принята врачом.

4. Мама положила на стол книгу.

5. Я сорвала спелое яблоко.

6. Шкаф донизу заполнен книгами.

7. На грядке растет щавель.

8. Отчет за I квартал сдан вовремя.

9. Ребенок избалован родителями.

10. Дозвонимся ли мы сегодня домой’

Вариант 2

  1. Маша допила чай.
  2.  Дятел долбит дерево.
  3. Свой досуг я провожу в библиотеке.
  4. На тортах красивые надписи.
  5. Шасси самолета быстро починили.
  6.  Он принял российское гражданство.
  7.  Собака гналась за кошкой.
  8. У Миши были самые хорошие намерения.
  9. Пусть Витя переключит телевизионный канал.
  10. Работа оценена положительно

4. Синтаксическая пятиминутка
Определите вид связи в словосочетаниях

Вариант 1

1) Бежать быстро 

2) Говорить тихо 

3) Увидел в небе 

4) Катилась по дороге 

5) Крупные камни

6) Приближался к месту 

7) Пушистый снег

8) Зеленый лес 

9) Робко подошел 

10) Очень тихо 

Вариант 2

1) Смотрел внимательно

2) Творческая работа 

3) Простое правило 

4) Защита прав 

5) Смотрю на одноклассников 

6) Чужое мнение 

7) Читаю книгу 

8) Улыбнулся грустно

9) Прилагает усилия 

10) Вернулся вечером 

5.Напишите разряд местоимений         

Каждый (___), у меня (___), передо мной (___), кое у кого (___), весь (___), собой (___), его книга (___), некий (___), самый умный (___), который (___), кто? (___), наш такой (___), чей-нибудь (___), иной (___), встретил их (___), любой (___), каждый из нас (___,___), некоторый (___), другой (___), эти (___), тем (___), ничто (___), каков (___), себе (___), вам (___), к тебе (___).

6.Комплексная работа с предложением

Едва я вышел из теплого вагона на полустанок, как на меня набросилось все худшее, что таит в себе поздняя ленинградская осень: сырость, ветер, пронизывающий до самых костей, непролазная грязь…

(Ф.А.  Абрамов) 

  1.  Объясните постановку знаков препинания.
  2.  Выполните синтаксический разбор сложного предложения.
  3.  Определите разряд прилагательного поздняя.
  4.  Определите род и склонение существительного сырость.
  5.  Определите, к какой части речи следует отнести слово пронизывающий.
  6.  Выпишите все местоимения. Определите разряды по значению.
  7.  Сделайте словообразовательный разбор: ленинградская, пронизывающий.
  8.  Определите, из текста какого стиля взято предложение. Ответ обоснуйте.
  9.  Определите вид изобразительно-выразительных средств и их роль в предложении: теплый вагон, набросилось все худшее, таит в себе осень, пронизывающий до самых костей.

7.Работа с текстом
Прочитайте текст и выполните задания к нему

    (1) День был ясный, прозрачный, слегка морозный, один из тех дней, в которые охотно миришься и с холодом, и с сыростью.

        (2) Воздух свеж, по-осеннему пахуч и прозрачен до того, что видишь клюв галки, которая сидит на колокольне, выделяющейся среди крыш_. (3) Выходишь на улицу, и щеки покрываются здоровым, широким румянцем, который похож на хорошее крымское яблоко.

Про ЕГЭ:  Провал ЕГЭ-2020. Результаты экзаменов 2020 могут отменить!

         (4) Луч света, греющий, ласкающий, бил в окна Приклонским. (5) Все сплошь было залито этим светом. (6) Казалось, что он пробивает брешь во мраке и неприятности самой жизни.

         (7) Кому не известны фальшь и ненормальность состояния во время болезни? (8) Как приятно брать реванш_ у жизни за дни, когда чувствуешь свою немощь, мучишься, еле дышишь, на душе одиноко и пустынно.

         (9) Маруся и Егорушка глядели в окно и праздновали свое выздоровление. (10) Как им было хорошо! (11) Выздоравливая, в особенности если ты молод, бываешь очень счастлив. (12) Ты чувствуешь и понимаешь здоровье, чего не постичь обыкновенному здоровому человеку.

         (13) Когда удается превозмочь болезнь, когда ты снова могуч и полон сил, уже невтерпеж сидеть дома и хочется распахнуть окна настежь, вскачь пуститься по улице, искать встреч со знакомыми, которых не видел так давно, – одним словом, жить. (14) Ты дышишь полной грудью, тебя радует и удивляет любая мелочь. (15) Каждый выздоравливающий похож на ребенка.

                                                                                                                          (По А.Чехову)

1. Какова основная мысль, выраженная в тексте?

1) Солнечный свет способен рассеять неприятности, помогает справиться с болезнью.

2) Выздоравливающий человек по-особенному счастлив.

3) Человек сам должен превозмочь болезнь, найти в себе силы жить.

4) Когда человек болен, его ничего не радует.

2. Определите стиль речи.

1) Разговорный;

2) публицистический;

3) художественный;

4) научный.

3. Определите лексическое значение слова реванш (предложение 8).

1) Награда, присужденная победителю;

2) успешное начинание;

3) первенство;

4) отплата, возмездие за поражение.

4. Из предложений 9–15 выпишите деепричастие.

5. Среди предложений 1–6 найдите простое предложение с однородными определениями. Напишите его номер.

6. Среди предложений 9–15 найдите предложение с вводными словами. Напишите его номер.

7. Среди предложений 1–7 найдите сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Напишите номера этих предложений.

8. Укажите средства связи между 4-м и 5-м предложениями.

9. Прочитайте текст. Из списка терминов выберите слова, которые должны стоять на месте пропусков. Напишите номера этих терминов.

Автор рассуждает о выздоровлении. В первой части текста, описывая хорошую погоду, автор использует ____________. А говоря о здоровом румянце (в предложении 3), ____________. Предложение 7 – это ____________. Характеризуя состояние выздоравливающих детей, автор употребляет ____________.

В предложении 13, описывая радость выздоровления и перечисляя возможности, которые дает здоровье, автор употребляет ____________.

Список терминов:

1) гипербола;

2) эпитеты;

3) сравнение;

4) риторическое обращение;

5) олицетворение;

6) риторический вопрос;

7) восклицательное предложение;

8) однородные члены;

9) многосоюзие.

10. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста

Сформулируйте позицию автора.

Домашнее задание.  

Написать сочинение-рассуждение по данному тексту

8.Самостоятельная работа (мини-тестирование)

Вариант 1 Тест IV

А1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква н?

У горстки людей, оторва(1)ых от всего родного, было такое чувство, что они неизвестно когда снова увидят рубле(2)ые, давно не краше(3)ые дома, которые аккуратно расставле(4)ы по улице.

1) 1, 2, 3, 4;

2) 2, 4;

3) 4;

4) 2.

А2. В каком ряду во всех трех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1) Произр_стать, пром_кать, озн_комление;

2) подозр_вать, скл_няемый, предр_кать;

3) эт_лон, засв_стеть, зав_хрение;

4) отм_чать, зам_нированный, пол_нялый.

А3. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) Пр_смыкаться, пр_ходящий (успех), пр_следовать (цель);

2) п_едестал, дет_ясли, ш_ют;

3) дез_нфекция, с_мпровизировать, об_ндеветь;

4) в_бить, _бить, ра_дача.

А4. В каком ряду в слове на месте пропуска пишется буква е?

1) Этот птенец скоро вылет_т из гнезда.

2) Выпрыгн_те из поезда на ходу!

3) Эти мысли его сильно тревож_ли.

4) Она никогда ни от кого не завис_ла.

А5. В каком варианте ответа указано слово (слова) с пропущенной буквой и?

а) Ландыш_вый;

б) усидч_вый;

в) затм_вать;

г) черешн_вый.

1) а, б, в, г; 2) б, в; 3) а, б; 4) б.

А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется ни?

Природа (н_)дала (1) ему (н_)какой (2) резкой черты, (н_)дурной (3), (н_)хорошей (4).

1) 1, 3, 4; 2) 2, 3, 4; 3) 2, 3; 4) 1, 2, 3.

Про ЕГЭ:  Первый период ВОв

А7. В каких предложениях все выделенные слова пишутся слитно?

1) (Не)дуг стал (по)немногу отступать.

2) Николаю все (не)удавалось, и (не)ловко было приступать к разговору.

3) И Касьян приходил в смятение, (по)чему ему так (не)приятно и тягостно.

4) Я ему (ни)чего (не)скажу. Я его (не)встревожу (ни)чем.

А8. В каком предложении не со словами пишется слитно?

1) Бился как рыба об лед, (не)доедал, (не)досыпал.

2) Требуется (не)перечисление фактов, а их анализ.

3) Многие рукописи (не)расшифрованы.

4) Есть на земле люди, вообще (не)знающие, что такое снег.

Вариант 2  Тест V

А1. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква н?

Случайно броше(1)ый мяч ударился о краше(2)ую стену и угодил в соломе(3)ый абажур лимо(4)ого цвета.

1) 1, 2, 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 2; 4) 2, 4.

А2. В каком ряду во всех трех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) Нав_вать сны, пог_релец, р_ликтовый;

2) р_сточек, проскл_нять, обл_ко;

3) выч_тать, ув_зать, скр_петь;

4) прим_рять (соперников), г_рчица, н_гой.

А3. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) Не_тмеченный, н_зрел, з_щищенный;

2) не_добровать, во_славить, ра_дача;

3) пр_держать, пр_оритет, пр_шить;

4) под_тожить, супер_стория, сверх_дейный.

А4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква я?

1) Лепеч_щий, чу_щий;

2) жал_щий, во_щий;

3) кол_щий, шепч_щий;

4) езд_щий, вер_щий.

А5. В каком варианте ответа верно указаны все слова с пропущенной буквой и?

а) Нул_вой;

б) доверч_вый;

в) завистл_вый;

г) оранж_вый.

1) а, б, в, г; 2) а, б; 3) а; 4) б, в. 

А6. В каком варианте ответа верно указаны все цифры, на месте которых пишется ни?

Я (н_)мог (1) (н_)сколько (2) раз (н_)улыбнуться (3), хотя (н_)понял (4) (н_)слова (5) из этого странного письма.

1) 1, 2, 3, 4, 5;

2) 5;

3) 2, 5;

4) 3, 5.

А7. В каком ряду все три слова пишутся через дефис?

1) (Матч)турнир, (пол)стола, (темно)кожий;

2) (норд)ост, (бутылочно)зеленый, (по)медвежьи;

3) (ну)ка послужи, (в)натяжку, (серо)зеленый;

4) (по)английски, (бал)маскарад, (живо)родящий.

А8. В каком предложении не со словами пишется слитно?

1) Этот бережок (не)низок, а высок.

2) Вовсе (не)приятно об этом говорить.

3) В комнате было (не)убрано.

4) (Не)досмотрим – точно потеряем.

Урок-практикум по подготовке к егэ | план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе

Ход урока.

I .   Вступительное слово учителя. 

II.  Орфоэпическая минутка. 

 Карточка Задание: расставить в словах ударение

красивее                                камбала         

коклюш                                 обеспечение                     

торты                                     жалюзи

плесневеть                            начался

ходатайство                          звонишь

премировать                        зубчатый

генезис                                   брала

исчерпать                              балованный

доверху                                   издревле

каталог                                  мастерски

банты                                     шарфы

углублённый                         облегчить

 вероисповедание                  ворожея

III.Актуализация знаний  морфологических норм. 

Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания с комментариями выполняются коллективно)

1.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 

1)     ярче солнца

2)     более  пятьсот миллионов

3)     кратчайший путь

4)     любимые профессора

2.Укажите пример, в котором нормы формообразования  не нарушены

1)     к трёмстам сорока четырём избирателям

2)     едьте поездом

3)     ихними детьми

4)     пятидесятью тремя метрами

3. Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова.   

1)     пара сапог

2)     пара носков

3)     салат из помидоров

4)     занавески из  тюли

4. Укажите пример, в котором нормы формообразования   не нарушены

1) трое подруг

2) в двух тысяча тринадцатом году

3) более красивый

4) несколько пар джинс

IV.Актуализация знаний синтаксических норм (норм согласования, норм управления, норм построения предложений с однородными членами, норм построения СПП). 

1.Заполнение таблицы «Типичные ошибки в построении предложений»

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.

Он не переставал любить и вспоминать

о Родине.

2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения.

Скоро будет заселён дом, выросший

на глазах за несколько месяцев и

 который приняла комиссия.

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

Мы не только получили учебник, но и

 сборник задач.

4)Замена одной части двойного  союза на инородное слово.

Созданы благоприятные условия

 не только для опубликования научных

работ, а также для внедрения их в практику.

5)Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

Существуют три основных группы

 качеств человека, благодаря которых

 можно повысить уровень личного

 обаяния: коммуникабельность,

рефлексия, красноречие.

6)Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Пушкин бросает вызов обществу,

говоря, что «в свой жестокий век

восславил я свободу».

2. Работа в группах. 

Задание по группам: распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам. Заполнив таблицу.

Про ЕГЭ:  В Воронеже с 2023 года начнется ЕГЭ и ОГЭ. Дата начала экзаменов уже определена

А.  Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Б.    Нужно оплатить за проезд.

В.    Поезд прибыл согласно расписания.

Г.     Комиссия установила о причинах аварии.

Д.    Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Е.     В посёлке интересовались и верили всему необычному.

Ж.   Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

З.     Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

И.     Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

К.     Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Л.     Он любил и увлекался чтением.

М.    Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Н.    Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

О.    Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

П.    Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Р.     Мы уже давно выписываем журнал «Природу».

С.     Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

1) Использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений.

Е, Л,

2) Употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения.

И

3) Нарушение порядка слов при двойных союзах.

П

4)Замена одной части двойного  союза на инородное слово.

З, О

5)Нарушение норм управления (неверное использование падежных форм).

А, Б, В, Г, Д, К, М, С

6)Недочёты в употреблении прямой и косвенной речи.

Ж

Исправляем грамматические ошибки в предложениях. 

Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Согласно приказу ректора студенты прошли

 повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Нужно оплатить за проезд.

Нужно оплатить проезд.

Поезд прибыл согласно расписания.

Поезд прибыл согласно расписанию.

Комиссия установила о причинах аварии.

Комиссия установила причины аварии.

Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Такое поведение не свойственно

 образованному человеку.

В посёлке интересовались и верили всему необычному.

В посёлке интересовались всем необычным и

 верили во всё необычное.

Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

Ученик спросил, можно ли ему присоединиться

к обсуждению.

Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

Формула используется не только для решения

задач, но и для проверки.

Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

Книга, которая интересует нас и которую мы

хотели купить.

Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Благодаря пожарным огонь быстро был

 локализован.

Он любил и увлекался чтением.

Он любил читать и увлекался чтением.

Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Следует уделять большое внимание развитию

 образного мышления.

Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

Успех в соревновании зависит не только от

сноровки, но и от знания технологии.

Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Украшения раскупались не только участниками

фестиваля, но и музеями России.

Мы уже давно выписываем журнал «Природу».

Мы уже давно выписываем журнал «Природа»

Гонцов поднимает  проблему  о формировании личности человека.

Гонцов поднимает проблему  формирования

 личности человека.

 V. Работа по подготовке к части С1 ЕГЭ по русскому языку 

Задание1  Подберите аргументы к следующему тезису:

Милосердие – это одно из самых важных чувств, делающих человека Человеком.

Задание2.  Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением данного тезиса.

 Фрагменты сочинений:

1)Подтверждение мысли автора можно найти, наблюдая над жизнью человеческого общества. К двадцать первому веку человечество достигло высокого уровня развития, но если бы люди не помогали друг другу, не действовали сообща, то, может быть, до сих пор основным орудием труда являлась бы палка.

2) Подтверждение этой мысли можно найти в русской литературе. Например, о созидательной силе милосердия размышлял Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание». Только Соня Мармеладова, воплощающая собой идею христианского всепрощения, смогла понять истерзанную душу Родиона Раскольникова и повести его к раскаянию и последующему возрождению.

3)Вспомним, что слово «милосердие» не раз встречается в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Милосердие ещё осталось в ожесточённых сердцах москвичей, испорченных, по мнению Воланда, квартирным вопросом. Милосердие движет Маргаритой, которая просит избавить несчастную Фриду от мучительных напоминаний о совершённом ею страшном преступлении. Наконец, Иешуа Га-Ноцри совершает чудо милосердия, молясь о своих палачах и прощая Понтия Пилата.

Задание 3. Подберите аргументы к данному тезису.

Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца.

                                                    (В. Сухомлинский)                                        

Безволие, никчёмность – родная сестра подлости.                

                                                       (В. Сухомлинский)

VI.  Рефлексия.  

Я справился (не справился)….

Я смог (не смог)….

У меня получилось (не получилось)…

Я доволен(не доволен) собой …

Мне было трудно…

Мне было легко…

Мне необходимо поработать над…

Оцените статью
ЕГЭ Live