(1)Хотя лейтенанта Володина тошнило и голова его была как свинцом налита, хотя он чувствовал страшную слабость, у него подкашивались ногии руки были словно чужие, он шёл сейчас к своему взводу, к селу, к позициям, где ещё гремел бой. (2)Шёл, чтобы выполнить солдатский долг.
(3)За пылью, поднятой артиллерийскими снарядами, были едва видны крайние соломкинские избы. (4)Разрывы метались по полю, вспыхивали справа и слева вдоль шоссе, и между разрывами, лавируя, пробивались два «виллиса». (5)Наконец «виллисы» вышли из-под обстрела и неожиданно оказались так близко, что он отчётливо увидел даже лица сидевших за ветровым стеклом.
(6)Он сразу узнал генерал-лейтенанта, члена Военного совета Воронежского фронта, который вчера вместе с командующим осматривал оборонительные сооружения в Соломках. (7)Володин спохватился, хотел было отойти на обочину, но было уже поздно, передний «виллис», скрипнув тормозами, остановился прямо напротив него.
– (8)Ранены? – спросил генерал, не дожидаясь, пока Володин, как положено по уставу, отрапортует, кто он, почему стоит на шоссе, что делал и что собирается делать.
– (9)Нет, товарищ генерал, – смущённо ответил Володин, заметив, как генерал пристально разглядывает его лицо и одежду, и подумал: «Сейчас влетит!»
(10)Но член Военного совета фронта неожиданно повернулся к сидевшему позади полковнику и сказал:
– (11)От пулемётных гнёзд?
(13)Генерал и сидевший позади него полковник знали многие подробности соломкинского боя, знали и о Володине, как он был послан к пулемётным гнёздам, как попал под танк и как солдат, рискуя жизнью, спас его, своего командира.
– (15)Да, в роту, товарищ генерал!
– (16)Отпустили? (17)Выписали?
– (18)Сам ушёл, – добавил Володин и подумал, что лежать под бомбами куда легче, чем стоять перед генералом.
(19)Хотя он и волновался, он всё же был доволен, что сказал правду. (20)Лейтенант не чувствовал за собой никакой вины ни в том, что с ним случилось на передовой, ни в том, что решился вернуться из санитарной роты в траншею.
(21)Генерал вовсе не собирался отправлять его назад, в санитарную роту, хотя видел, что тот как раз именно в этом нуждается. (22)Бледное, измождённое лицо, впалые щёки, гимнастёрка, выпачканная в саже и копоти, оторванная портупея, весь вид совсем юного, стоявшего по стойке «смирно» командира взвода – всё это вызывало у генерала иные мысли. (23)Он думало том, сколько должно быть воли в человеке, если он вот так, испытав страхи ужас, не только не пал духом, но стал ещё крепче и сильнее.
(24)Генерал ещё раз взглянул в упрямое лицо Володина. (25)Он понял: сейчас не нужно ни одобрительных слов, ни похвал. (26)Генерал просто протянул руку и сказал:
– Желаю удачи, лейтенант! (27)Боевой удачи!
(28)«Виллисы» уже скрылись за поворотом, а Володин ещё в раздумье стоял на шоссе. (29)Было в этой случайной минутной встрече что-то очень важное для него, чего он не мог понять сразу.
(30)То важное, чего он не смог понять тогда, стоя на шоссе, неожиданно откроется ему в одной несложной фразе, которую Володин услышит от члена Военного совета фронта, когда встретит его семь дней спустя в освобождённой Рындинке, на ещё дымящейся от боя окраине: «Мы – русские солдаты!» (31)Может быть, потому, что слово «солдат» в таком сочетании поднималось над всеми воинскими званиями, даже над генеральским, даже над маршальским чином, а слово «русский» связывалос историей России, с лучшими её страницами: Бородинским сражением, Севастопольской эпопеей. (32)Но, может быть, потому, что Володин сам ощущал всё это и только не мог выразить свои чувства одной фразой, теперь, услышав эту фразу, он вдруг понял, насколько проста, насколько очевидна истина, и с гордостью мысленно повторил её: «Мы – русские солдаты!»
(По А.А. Ананьеву*)
* Анатолий Андреевич Ананьев (1925–2001) – русский советский прозаик.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 4–7 содержат повествование.
2) В предложениях 19, 20 представлено повествование.
3) Предложения 22 и 23 противопоставлены по содержанию.
4) Предложение 29 поясняет содержание предложения 28.
5) В предложениях 31, 32 представлено рассуждение.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рискуя жизнью, Володин спас солдата, попавшего при выполнении задания под танк.
2) Володин не захотел остаться в санитарной части, в то время как его взвод вёл бой за село.
3) Отвечая на вопросы генерала, лейтенант не испытывал никакого волнения.
4) Генерал видел, что Володин нуждается в медицинской помощи, но не отдал ему приказ вернуться в санитарную роту.
5) Володин не смог понять сразу, что же было таким важным в минутной встрече, в разговоре с генералом на шоссе.
«Представление о подвиге главного героя, о его чувстве долга и мужестве читатели получают благодаря использованию автором различных средств выразительности, среди которых такая форма речи, как (А)__________ (предложения 8–18), лексическое средство – (Б)__________ («как свинцом налита» в предложении 1), троп – (В)__________ («бледное, измождённое лицо», «впалые щёки» в предложении 22). Важность осознанной Володиным истины подчёркивает приём – (Г)__________ («даже» в предложении 31, «насколько» в предложении 32)».
Список терминов:1) эпитет
6) лексический повтор
Из предложений 25–29 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Если говорить о слабости русского характера, то на первое место можно поставить две, взаимосвязанные черты: традиция полагаться на русское авось и чрезмерное терпение. Часто эти качества представляют, как неспособность, а точнее нежелание русских совершать какие-либо решительные действия. Сами русские это прекрасно понимают. Великий поэт Н.А. Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос» восхищался замечательными качествами русской крестьянки, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».
Столетие промчалось, но кардинальных перемен мы так и не увидели. Поэтому не стоит возражать, что именно чрезмерное терпение, нежелание совершать решительных действий, есть самый главный недостаток русской натуры.
Сила русского характера, на мой взгляд, заключается в его самоотверженности. Очень часто нас переполняет желание помочь незнакомому человеку. Такую черту русского характера показал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». В душевных порывах Раскольников оставляет на окне свои последние деньги семье Мармеладовых. И мне кажется, что многие из нас поступили бы так же.
Лучше всего слабость и силу русского характера можно увидеть на примерах героев произведений русских писателей-классиков. Поступаете в 2019 году?
Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:
подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Например, в романе И.А. Гончарова «Обломов» прекрасно показано детство Обломова и Штольца, которое и помогло в становлении их личностей. Маленький Илья привык к спокойной, вялотекучей жизни, поэтому он стал мечтательным, ленивым, неспособным к самостоятельной жизни. Штольц же от немца-отца перенял любовь к труду, энергичность, от русской матери – широту души.
Другие черты русского характера – это патриотизм, любовь к Родине. Эти черты проявляются в самые тяжелые периоды для страны и народа. Героизм и сила простого русского народа показаны в романе-эпопее «Война и мир». Так же эти качества русского народа описаны в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин», произведении, которое публиковалось для поднятия духа русских фронтовиков. Василий Теркин — типичный русский солдат, который легко и непринужденно описывает трудности военного времени, события на фронте, свои поступки, которые на самом деле – подвиги!
Вывод можно построить так:
Таким образам, можно выделить такие слабости русского характера как: апатичность, неприятие нового, пассивность. Что же касается силы русского характера, то она заключается в простоте, честности, широте души, патриотизме и героизме.
Полезный материал по теме:
ОБРАЗ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПОЭЗИИ НЕКРАСОВА
Некрасов — великий русский поэт, который всегда болел за судьбу России. Он высоко ценил русский народ за его вольные стремления к счастью, свободе, «которым нет смерти — дави не дави«. Центральный герой произведений Некрасова — народ. Чтобы картины народной жизни были полными, поэт не ограничивается эпизодами только из крестьянской жизни, а описывает и тяготы городских бедняков, показывает и угнетателей, и народных заступников.
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда — растрепалися косыньки, —
Надо ребенка качать!
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
Но образ женщины-крестьянки, порабощенной и крепостничеством, и деспотизмом семьи мужа, волнует Некрасова больше. Горькая доля крестьянской женщины, вечно униженной нищетой, непосильно работающей и не видящей счастья, вызывает глубокое сочувствие в душе поэта, но, вместе с тем, он замечает в ней и человеческое достоинство, и гордость, и незыблемую нравственную чистоту. Некрасов говорит об этой стороне характера крестьянок, что “грязь обстановки убогой к ним словно не липнет”.
Они сильны своими внутренними устоями, и любая из них, если потребуется, «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет”.
Умеет русская женщина, сбросив с себя повседневные заботы, и отдохнуть, повеселиться, песню душевную спеть, но зато во время работы она ловка, сильна и собрана. Такая женщина «и голод, и холод выносит«. Она строга к лентяям, но это не значит, что ей не свойственны любовь и сострадание. Достаточно вспомнить, как всеми силами пытается вылечить больного мужа Дарья, как Матрена Тимофеевна прощает своим изболевшим материнским сердцем Савелию его недогляд за младенцем. Обида не иссушила ее душу, Матрена любит и уважает Савелия — богатыря русского. Она ценит его мудрость жизненную и спокойный нрав, рассказывает о нем в поучительной интонации, призывая его в примеры для подражания.
Тема материнства затронута Некрасовым и в стихотворении «Соловьи«. Мать трогательно учит своих детей ценить прекрасное, любить и беречь природу. Ей, конечно же, хочется, чтобы ее дети были счастливы. Выражая мечту всех матерей, что если бы были для людей земли, где они жили свободно, «без податей и рекрутщины«, то «все на руках своих детей туда бы отнесли крестьянки«. Своим личным примером воспитывает детей Марья Тимофеевна. Ее сын Федотка уже живет своей внутренней жизнью: ему знакомо чувство сострадания и жалости. Его молодая неокрепшая душа уже готова помогать окружающим: мальчик пожалел голодную волчицу. И Марья Тимофеевна своим чутким сердцем понимает сына, приняв позорное наказание на себя.
Женские характеры героинь Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа. Те нечеловеческие условия жизни, на фоне которых вырисовываются эти образы, вопиющим образом указывают на острую необходимость перемен в порядках, стиле и образе жизни в селах и городах старорежимной России.
Н. А. Некрасов в своих произведениях затрагивал актуальные темы для своего времени: судьба просто народа, любовь к родно земле, гражданская позиция поэта. Большое внимание в своем творчестве отводил автор такой теме как судьба русской женщины. Автор описывал женщин различных социальных слоев: и крестьянок, и княгинь.
Их образы всегда сливались в один единый, образ величавой славянки, которая отвечает народным представлениям о красоте. Некрасов всегда изображает русскую женщину как высоконравственную, одаренную душевными качествами
героиню. Русская женщина Некрасова, верующая, не сломленная невзгодами и испытаниями. Она всегда стойко переносит жизненные тяготы, неустанно заботится о своей семье и детях.
Яркий пример такой женщины, образ Матрены Тимофеевны Корчагиной из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. Матрена простая русская женщина, у которой тяжелая судьба: она переживает разлуку с мужем, гибель сына, нищету, но она достойно перенесла все это. Она сравнивает судьбу русской женщины с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: “Не дело вы затеяли – средь баб счастливую искать!”. Яркий пример
этому еще одна героиня Дарья, поэмы “Мороз, Красный нос”. Крестьянке выпала горькая судьба, женщины вынуждена была выполнять не только женскую, но и мужскую работу, и в конце концов погибает. Несчастная женщина просто изнемогает под двойным бременем свалившихся на себя забот, возможно именно поэтому она и впадает в сонное оцепенение в лесу, из-за чего и погибает. Писатель сочувствует своим героиням. В образе Дарье поэт показывает нам лучшие качества русской женщины, сочетает в ее образе красоту и нравственное богатство. Некрасов утверждает, что к крестьянкам грязь обстановки убогой словно не липнет.
Не смотря на все тяготы и горести, русская женщина остается чистой душой, у нее остается место для сострадания и понимания. Некрасов создал образ женщин, способных на самопожертвование и нравственный подвиг. Образы княгинь Трубецкой и Волконской поэмы “Русские женщины”, жены декабристов, добровольно разделивших судьбу своих мужей. Княгиня Трубецкая осознает все лишения, и угрозы которые ей придется пережить поехав за мужем, но тем не менее это не останавливает ее.
Только бы быть рядом с мужем и ничто не поколеблет ее решения. Поэт восхищается своими героинями. Сила духа, самопожертвование, воля, христианское смирение, вот лучшие черты русской женщины любого сословия, которые показал нам автор. Н. А. Некрасов преклоняется перед нравственной красотой русских женщин.
(321 слово) Русский писатель Н. А. Некрасов в своих многочисленных произведениях, пристальное внимание уделял женским образам. Произведения писателя отражают силу духа, верность и красоту души россиянок.
Героини Некрасова – это сильные и храбрые женщины. Раскрывая характер дам, писатель с четкостью описывает их нелегкую жизнь, их высокие чувства. Он тонко чувствовал тяжелую судьбу женщин, которые не знали, что такое быть слабыми, свободными личностями, ведь на их плечах громоздилось обильное хозяйство.
Женщина в произведениях Некрасова является жертвой социальной несправедливости, она всегда вынуждена преодолевать препятствия, но именно в этих усилиях видится ее добродетель, которую так воспевает поэт.
Замысел и создание
Некрасов не раз говорил своим друзьям, что писать эту поэму очень нелегко, так как постоянно думает о том, чтобы создать такое произведение, которое могло бы пройти любые цензурные запреты. Еще одной проблемой является то, что ему туго приходиться со сбором материалом, так как дворяне стараются совсем не касаться этой темы. Особенно мало материала было по княгине Трубецкой, где пришлось использовать художественный домысел в сцене отъезда и пути настоящей русской женщины. Все лето следующего года поэт посвятил написанию второй главы поэмы. Но из-за того, что исторического материала оказалось очень мало, то исследователи считают описанные события далёкими от того, что было в реальности.
Образ одной из героинь – графини Волконской был воссоздан из небольших записок, которые свято хранил ее сын. Все воспоминания Марии Волконской были написаны на французском языке. Однажды Николаю Некрасову удалось уговорить Сергей Волконского почитать эти записки, а потом он рассказывал в своих воспоминаниях то, как реагировал поэт на все это. Непродолжительное время поэт слушал, но потом вскакивал по несколько раз, нервно подбегал к камину и хватался руками за голову. Сергей Волконский писал:
По некрасовскому замыслу в поэме должно было быть не две части, а три. В его черновиках даже сохранились наброски этой самой третьей части, где третьим женским образом должна была стать Александра Муравьева. О ней было известно, что в 1832 году эта женщина умерла на Петровском Заводе. Но к сожалению, поэту так и не удалось осуществить этот замысел. Поэтому на сегодняшний день читатель имеет произведение, состоящее из двух глав. Одна, первая, глава посвящена Екатерине Трубецкой. Считается, что она была создана поэтом в 1871 году. Другая часть поэмы, созданная в 1872 году, написана на основе небольших воспоминаний Марии Волконской и ей посвящена.
Поэт задумывал свое произведение как единое целое, но в котором будет несколько героинь. Поэтому вся некрасовская поэма делится на две части:
Первая часть поэмы начинается с момента прощания очаровательной и образованной княгини Трубецкой со своим отцом. Граф Лаваль так сильно опечален этим расставанием со своей любимой дочерью, что ему не удается даже сдержать слез. И вот уже читатель видит Екатерину Ивановну, которая находится в далеком пути.
В пути княгиня начинает немного дремать и вот перед ней проносятся балы и все праздники, потом ее воспоминания переносят в детство, в родной дом, который уютно расположился на берегу реки. В ее представлениях и живо рисуется первая встреча с ее мужем. Она, молодая и очаровательная девушка, выйдя за князя Трубецкого, становится хозяйкой в его роскошном доме и всех светских приемов, которые в нем проходят. На эти балы и прием съезжаются люди самых наивысочайших рангов: сановники, послы. А после этого они с мужем уезжают за границу, немного отдохнуть на море. Екатерина Ивановна вспоминает всплеск волн и посещение музеев и дворцов.
И когда губернатор понимает, что уже ничего не может испугать и остановить эту женщину, он старается объяснить, что она навсегда лишиться своего дворянского титула и ее дети не будут иметь никаких прав на дворянское наследство. Но Трубецкая готова на все, чтобы лишь только быть рядом с мужем и поддерживать его всегда: и в горе и в радости. И тогда губернатор обещает княгине, что она пойдет к рудникам по этапу, как ходят преступники и присматривать за ней будут казаки. Но она готова и на это. Поражённый губернатор, видя такую силу воли и стойкость женщины, тут же велит подать экипаж Трубецкой и отправляет как можно скорее ее к месту.
Интересна и вторая глава некрасовской поэмы, которая представляет собой записки другой героини с такой же судьбой. Эти записки адресованы внукам княгини. Начинается рассказ с детства Марии Николаевны. С самых ранних лет очаровательная девушка всегда была окружена множеством поклонников. Когда же пришло время выходить замуж, то она прислушалась к совету своего отца — известного генерала Раевского. Так она стала женой Сергея Волконского, которого в ту пору едва знала.
Мария Николаевна вспоминает о том, как однажды, прямо среди ночи, Сергей Григорьевич ее разбудил и попросил о помощи. Они разожгли камин и стали жечь какие-то бумаги. Никаких вопросов женщина не задавала. После этого муж отвез ее к отцу и сам уехал. В то время она ожидала появление ребенка, но очень сильно волновалась и родные пытались всеми способами ее успокоить. Когда же родственники узнали правду о восстании декабристов не могли решиться на то, чтобы рассказать всю правду: ее муж арестован и находится на каторге.
Когда же княгиня узнала правду, то сразу же решила ехать к мужу. И ничего не могло ее остановить. Но самое тяжелое расставание было с маленьким сыном. Она с ним провела всю ночь, пытаясь выпросить у него прощения за такую разлуку. В дороге она встретила и Пушкина, заехав к своей дальней родственнице. И потом опять долгая и тяжелая дорога, которая все-таки окончилась встречей с мужем.
Николай Алексеевич Некрасов провёл своё детство в имении недалеко от Волги, поэтому он видел жизнь просто народа. В своих произведениях автор также нередко обращался к образу русской женщины, которую он показывает сильной и красивой. Жизнь крестьянок шла в непрерывной борьбе не за хорошую жизнь, а элементарно за выживание. Женщины были лишены всяческих прав, и при этом они были под гнетом собственного положения. Через такие сильные образы женщин Некрасов пытается подчеркнуть неподкупность и хорошие намерения обычных людей.
Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт.
Автор говорит о том, что самая главная особенность русского женского характера – сострадательная любовь. Несмотря на своё трудное положение, человек не думает о себе, о своём горе, а заботится о других. Автор видит в русских женщинах преданных жен и в то же время сильных матерей. Они испытывают тяжелые физические нагрузки, при этом находят силы, чтобы сохранить семейный очаг. Некрасов и восхищается стойкостью и твёрдостью характера и при этом сопереживает нелегкой судьбе героини. В каждом его четверостишии сквозит нежность и тепло. По мнению автора, русская женщина достойна лучшей жизни.
Я думаю, что автор прав. Если бы не было в России таких сильных духом женщин, то вряд ли наша страна выдержала бы столько испытаний, который на нее сваливались. Женщины наравне с мужчинами всегда защищали и любили свою родину.
В своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом —кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины.
Некрасов остро ощущал несправедливость, которая выпала на долю русской женщины, какое бы положение в обществе она ни занимала, ведь даже женщины из высшего света находились в подчиненном положении и не имели никаких прав. Если женщина из народа изнемогала от непосильного труда, то дворянка — при внешнем благополучии — страдала от отсутствия свободы и должна была неукоснительно следовать писаным и неписаным законам своего круга.
Все героини Некрасова — женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы “Русские женщины” — княгини Трубецкая и Волконская. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Лживое, пустое высшее общество для них — лишь “маскарад”, “нахальной дряни торжество”, где царят “подленькая месть” и ханжество, мужчины там — “сборище Иуд, а женщины — рабы”. Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости. Трубецкая и Волконская меняют суету света “на подвиг любви бескорыстной”, они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой “снятся стоны бурлаков на волжских берегах”, а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает:
Ты любишь несчастного, русский народ!
Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении “Тройка” Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и “жадно глядит на дорогу”, заигрывая с “проезжим корнетом”. Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли:
За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Нужна помощь в написании сочинение?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Щемящей жалостью и горечью наполнены стихи поэта, посвященные женщине из народа. Вот как он пишет о несправедливости, которую терпит простая крестьянка:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына-раба,
А третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Это — крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, — пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал:
В горящую избу войдет.
Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Эпический тон повествования придает ее образу характер всеобщности. Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость.
“Кто ж защитит тебя?” — обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!
Писательница С. Алексиевич сделала попытку решить важную задачу, связанную с сохранением памяти о подвиге, совершенном женщинами – военнослужащими, которым пришлось воевать в Великую Отечественную. Автор проводила встречи с фронтовичками с целью запечатления на бумаге их историй, таким образом, осуществляя попытку дать ответ на актуальные вопросы: “Обязана ли воевать женщина?”, “Что принуждало женщин в военные годы быть храбрыми и мужественными?”, “Что стало поводом для взятия в руки женщинами оружия?”
По словам С.
Алексиевич, женщина была вынуждена превратиться в солдата, и принести на алтарь Победы величайшую жертву. Ей довелось наравне с мужчинами заниматься исполнением на фронте самых тяжелых обязанностей. В том числе, женщины занимали командные должности. Отправиться пришлось на фронт минимум 800 тысячам женщин, и многие из них это сделали добровольно.
или не быть.
Поэтессе Юлии Друниной попасть на фронт пришлось еще будучи юной девчонкой. Ее фронтовая подруга Зина Самсонова свою смерть нашла под городом Орша в бою. После того, как погиб командир Зинаида стала самостоятельно командовать боем, поднимая бойцов в атаку.
Женщина на войне не должна находиться, так как это противоречит ее природе. Это неправильно и жестоко. Однако случись беда – тысячи наших современниц встанут и сегодня на защиту России.
Проблема женщины и войны. По тексту С. Алексиевич На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом (ЕГЭ по русскому)
Дело в том, что характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе. Он соответствует новой фазе нашей народной жизни, он давно требовал своего осуществления в литературе, около него вертелись наши лучшие писатели; но они умели только понять его надобность и не могли уразуметь и почувствовать его сущности; это сумел сделать Островский. Ни одна из критик на «Грозу» не хотела или не умела представить надлежащей оценки этого характера; поэтому мы решаемся еще продлить нашу статью, чтобы с некоторой обстоятельностью изложить, как мы понимаем характер Катерины и почему создание его считаем так важным для нашей литературы.
Русская жизнь дошла наконец до того, что добродетельные и почтенные, но слабые и безличные существа не удовлетворяют общественного сознания и признаются никуда не годными. Почувствовалась неотлагаемая потребность в людях, хотя бы и менее прекрасных, но более деятельных и энергичных. Иначе и невозможно: как скоро сознание правды и права, здравый смысл проснулись в людях, они непременно требуют не только отвлеченного с ними согласия (которым так блистали всегда добродетельные герои прежнего времени), но и внесение их в жизнь, в деятельность. Но чтобы внести их в жизнь, надо побороть много препятствий, подставляемых Дикими, Кабановыми и т.п.; для преодоления препятствий нужны характеры предприимчивые, решительные, настойчивые. Нужно, чтобы в них воплотилось, с ними слилось то общее требование правды и права, которое наконец прорывается в людях сквозь все преграды, поставленные Дикими-самодурами. Теперь большая задача представлялась в том, как же должен образоваться и проявиться характер, требуемый у нас новым поворотом общественной жизни. Задачу эту пытались разрешать наши писатели, но всегда более или менее неудачно. Нам кажется, что все их неудачи происходили оттого, что они просто логическим процессом доходили до убеждения, что такого характера ищет русская жизнь, и затем кроили его сообразно с своими понятиями о требованиях доблести вообще и русской в особенности.
Не так понят и выражен русский сильный характер в «Грозе». Он прежде всего поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам. Не с инстинктом буйства и разрушения, но и не с практической ловкостью улаживать для высоких целей свои собственные делишки, не с бессмысленным, трескучим пафосом, но и не с дипломатическим, педантским расчетом является он перед нами. Нет, он сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. Он водится не отвлеченными принципами, не практическими соображениями, не мгновенным пафосом, а просто натурою, всем существом своим. В этой цельности и гармонии характера заключается его сила и существенная необходимость его в то время, когда старые, дикие отношения, потеряв всякую внутреннюю силу, продолжают держаться внешнею, механическою связью. Человек, только логически понимающий нелепость самодурства Диких и Кабановых, ничего не сделает против них уже потому, что пред ними всякая логика исчезает; никакими силлогизмами вы не убедите цепь, чтоб она распалась на узнике, кулак, чтобы от него не было больно прибитому; так не убедите вы и Дикого поступать разумнее, да не убедите и его домашних — не слушать его прихотей: приколотит он их всех, да и только, что с этим делать будешь? Не очень благоприятно господство Диких и для развития людей, сильных так называемым практическим смыслом. Что ни говорите об этом смысле, но в сущности он есть не что иное, как уменье пользоваться обстоятельствами и располагать их в свою пользу. Значит, практический смысл может вести человека к прямой и честной деятельности только тогда, когда обстоятельства располагаются сообразно с здравой логикой и, следовательно, с естественными требованиями человеческой нравственности. Но там, где все зависит от грубой силы, где неразумная прихоть нескольких Диких или суеверное упрямство какой-нибудь Кабановой разрушает самые верные логические расчеты и нагло презирает самые первые основания взаимных прав, там уменье пользоваться обстоятельствами, очевидно, превращается в уменье применяться к прихотям самодуров и подделываться под все их нелепости, чтобы и себе проложить дорожку к их выгодному положению. Не больше надежд можно полагать и на характеры патетические, живущие минутою и вспышкою. Их порывы случайны и кратковременны; их практическое значение определяется удачей. Пока все идет согласно их надеждам, они бодры, предприимчивы; как скоро противодействие сильно, они падают духом, охладевают, отступаются от дела и ограничиваются бесплодными, хотя и громкими восклицаниями. И так как Дикой и ему подобные вовсе не способны отдать свое значение и свою силу без сопротивления, так как их влияние врезало уже глубокие следы в самом быте и потому не может быть уничтожено одним разом, то на патетические характеры нечего и смотреть как на что-нибудь серьезное. Даже при самых благоприятных обстоятельствах, когда бы видимый успех ободрял их, то есть когда бы самодуры могли понять шаткость своего положения и стали делать уступки, — и тогда патетические люди не очень много бы сделали! Они отличаются тем, что, увлекаясь внешним видом и ближайшими последствиями дела, никогда почти не умеют заглянуть в глубину, в самую сущность дела. Оттого они очень легко удовлетворяются, обманутые какими-нибудь частными, ничтожными признаками успеха их начал. Когда же ошибка их станет ясною для них самих, тогда они делаются разочарованными, впадают в апатию и ничегонеделанье. Дикой и Кабанова продолжают торжествовать.
Ясно из этого, что если уж женщина захочет высвободиться из подобного положения, то ее дело будет серьезно и решительно. Какому-нибудь Кудряшу ничего не стоит поругаться с Диким: оба они нужны друг другу, и, стало быть, со стороны Кудряша не нужно особенного героизма для предъявления своих требований. Зато его выходка и не поведет ни к чему серьезному: поругается он, Дикой погрозит отдать его в солдаты, да не отдаст; Кудряш будет доволен тем, что отгрызся, а дела опять пойдут по-прежнему. Не то с женщиной: она должна иметь много силы характера уже и для того, чтобы заявить свое недовольство, свои требования. При первой же попытке ей дадут почувствовать, что она ничто, что ее раздавить могут. Она знает, что это действительно так, и должна смириться; иначе над ней исполнят угрозу — прибьют, запрут, оставят на покаянии, на хлебе и воде, лишат света дневного, испытают все домашние исправительные средства доброго старого времени и приведут-таки к покорности. Женщина, которая хочет идти до конца в своем восстании против угнетения и произвола старших в русской семье, должна быть исполнена героического самоотвержения, должна на все решиться и ко всему быть готова. Каким образом может она выдержать себя? Где взять ей столько характера? На это только и можно отвечать тем, что естественных стремлений человеческой природы совсем уничтожить нельзя. Можно их наклонять в сторону, давить, сжимать, но все это только до известной степени. Торжество ложных положений показывает только, до какой степени может доходить упругость человеческой натуры; но чем положение неестественнее, тем ближе и необходимее выход из него. И, значит, уж оно очень неестественно, когда его не выдерживают даже самые гибкие натуры, наиболее подчинявшиеся влиянию силы, производившей такие положения. Если уж и гибкое тело дитяти не поддается какому-нибудь гимнастическому фокусу, то очевидно, что он невозможен для взрослых, которых члены более тверды. Взрослые, конечно, и не допустят с собою такого фокуса; но над дитятею легко могут его попробовать. А где берет дитя характер для того, чтобы ему воспротивиться всеми силами, хотя бы за сопротивление обещано было самое страшное наказание? Ответ один: в невозможности выдержать то, к чему его принуждают. То же самое надо сказать и о слабой женщине, решающейся на борьбу за свои права: дело дошло до того, что ей уж невозможно дальше выдерживать свое унижение, вот она и рвется из него уже не по соображению того, что лучше и что хуже, а только по инстинктивному стремлению к тому, что выносимо и возможно. Натура заменяет здесь и соображения рассудка и требования чувства и воображения: все это сливается в общем чувстве организма, требующего себе воздуха, пищи, свободы. Здесь-то и заключается тайна цельности характеров, появляющихся в обстоятельствах, подобных тем, какие мы видели в «Грозе», в обстановке, окружающей Катерину.
Таким образом, возникновение женского энергического характера вполне соответствует тому положению, до какого доведено самодурство в драме Островского. В положении, представленном «Грозой», оно дошло до крайности, до отрицания всякого здравого смысла; оно более чем когда-нибудь враждебно естественным требованиям человечества и ожесточеннее прежнего силится остановить их развитие, потому что в торжестве их видит приближение своей неминуемой гибели. Через это оно еще более вызывает ропот и протест даже в существах самых слабых. А вместе с тем самодурство, как мы видели, потеряло свою самоуверенность, лишилось и твердости в действиях, утратило и значительную долю той силы, которая заключалась для него в наведении страха на всех. Поэтому протест против него не заглушается уже в самом начале, а может превратиться в упорную борьбу. Те, которым еще сносно жить, не хотят теперь рисковать на подобную борьбу, в надежде, что и так недолго прожить самодурству. Муж Катерины, молодой Кабанов, хоть и много терпит от старой Кабанихи, но все же он независимее: он может и к Савелу Прокофьичу выпить сбегать, он и в Москву съездит от матери и там развернется на воле, а коли плохо ему уж очень придется от старухи, так есть на ком вылить свое сердце — он на жену вскинется. Так и живет себе и воспитывает свой характер, ни на что не годный, все в тайной надежде, что вырвется как-нибудь на волю. Жене его нет никакой надежды, никакой отрады, передышаться ей нельзя; если может, то пусть живет без дыханья, забудет, что есть вольный воздух на свете, пусть отречется от своей природы и сольется с капризными прихотями и деспотизмом старой Кабанихи. Но вольный воздух и свет, вопреки всем предосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, она чувствует возможность удовлетворить естественной жажде своей души и не может долее оставаться неподвижною: она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть? Все равно — она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых.
Детство Катерины в доме ее родителей прошло очень быстро, и вспоминает она о нем, как о лучшем времени своей жизни. У матери ей жилось легко и радостно. Катерина любила ухаживать за цветами, гулять одна но саду, ходить в церковь, чтобы послушать церковное пение и музыку, вышивала по бархату золотом. Тогда девушкам не давали никакого образования, и книги ей заменяли рассказы странниц. Еще в детстве Катерина была впечатлительной. Под влиянием рассказов богомолок и странниц сформировался ее вольнолюбивый и романтический характер.
Катерина — самостоятельная, решительная натура. Как тяжело ей, когда она выслушивает наказы Тихона, которые он ей дает под диктовку матери. Именно здесь она начинает понимать весь ужас своего положения.
Катерина одинока. Она не находит защиты ни у своего мужа, ни у своего возлюбленного Бориса Гри горьевича. Ни муж, ни Борис не могут бороться за свое счастье, отстоять свои права, любовь.
Как искренне и глубоко она любит Бориса! Катерина не боится смерти, но Борис слишком слаб, чтобы помочь Катерине.
Путь к свободе отрезан, а жить среди Кабановых она не может. И Катерина решается на самоубийство.
Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщины в творчестве Островского, во всей русской литературе.
По натуре Катерина не похожа на других. Она не умеет выставиться и похвалиться, но готова всему подчиняться.
Еще одно доказательство силы девушки заключается в том, что она была верующим человеком. А для таких людей совершить самоубийство – это один из самых страшных грехов. Но и это ее не остановило. Она все равно сделала то, что задумала. Все эти факты указывают на то, что самоубийство Катерины является силой характера.
Но есть и другое мнение по этому поводу. Некоторые люди утверждают, что это слабость и Катерина просто полоумная девушка. Да и способ уйти из жизни она очень глупый выбрала. Всем известно, что самоубийству нет прощения и оправданий. Девушка просто не выдержала того, что с ней происходило, что на нее обрушилось. В этом и заключается ее слабость.
Рассуждать на эту тему можно бесконечно. Всегда найдутся те, кто считает Катерину сильной, но и будут такие, которые ее не понимают и считают слабым человеком. Мнения до сих пор разделены на два лагеря. А ведь неудивительно. Сколько людей, столько и мнений. Но все зависит от человека и его характера. Может, есть такие, которые поступили бы точно также, как эта девушка. А часть людей, возможно, вообще бы не понимала такого выхода из ситуации. Все потому, что для них это неприемлемо. Очень многое зависит от внутреннего мира читателя.
Предварительный просмотр
Урок 35. Тема: СИЛА И СЛАБОСТЬ ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ.
Цели: углубить представления учащихся о главной героине пьесы Островского;
раскрыть силу и слабость характера Катерины;
развивать умение анализировать образы-персонажи;
совершенствовать навыки самостоятельной работы над текстом драматического произведения;
определить, в чем смысл заглавия пьесы.
I. Беседа с учащимися по вопросам:
Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)
Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие
Для Катерины главное — жить согласно своей душе
Для Кабанихи главное — подчинить, не дать жить по-своему
( Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.)
— Смириться и жить по законам ей навязываемым “темным царством”
Сочинение 2
Со свекровью Катерина общается на равных, намекая на то, что не признает иерархии в семье. Говорит всю правду в глаза и подчеркивает, что на людях она такая же, как и дома, в отличии от Кабанихи, которая при посторонних выставляет себя прямо ангелом во плоти, а в тесном кругу семьи превращается в сущего дьявола и тирана. Несмотря на сопротивление Кати установленным порядкам в доме, свекровь всё равно не сдается и всячески пытается её унизить, хотя бы опустив девушку на колени перед мужем.
Катерине, свободолюбивой натуре, просто нечем дышать в этом царстве, где хозяйничают лицемерие и ханжество. Казалось бы все как раньше: те же совместные посещения церкви, песни тоже такие же, но всё это наигранно, как в каком-то театральном спектакле, а они в этом театре марионетки, управляемые властной рукой Кабанихи.
Поддавшись своим чувствам к Борису, она только лишний раз доказала свою смелость. Катерина решила сама отвечать за свою жизнь и поступки. То, что она покаялась перед Тихоном, ещё раз показывает, что несмотря на такой грех, как измена, девушка хотела быть честной до конца, а не уподобиться тем лгунам, среди которых она существовала.
Создаётся впечатление, что Катя чувствовала свой близкий конец. С момента её объяснения с мужем прошло достаточно времени, чтобы всё для себя решить. Достаточно только представить, что ей пришлось выслушивать от свекрови, сколько грязи и оскорблений. Немудрено, что она приняла решение покончить с жизнью, чем терпеть это рабство своей чистой и свободной души.
(490 слов) Вопрос о том, должна ли женщина быть сильной, является актуальной темой для дискуссии. Многие люди считают, что слабый пол должен оставаться таковым, но против них зачастую выступает сама жизнь, заставляющая даму набраться мужества и напрячь волю. Исторический путь женщины никогда не был гладким и легким, поэтому многие литераторы изображали не возвышенный идеал, а реальные женские образы, в которых читатель увидит незаурядную силу духа.
Почему люди совершают преступление?
Полный сборник всех вариантов итоговых сочинений по Русскому языку
Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения
Как раскрыть тему Он и она. Итоговое сочинение
Аргументы для итогового сочинения Он и она
Список литературы для итогового сочинения Он и она
Цитаты и афоризмы по сочинению Он и она
Данное итоговое декабрьское сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2020 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения.
2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. СТАТГРАД. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.
Я считаю, что женщина должна быть сильной, потому что она несет ответственность за рождение и воспитание детей. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к произведению Л. Н. Толстого «Война и мир». Образ Марьи Болконской во многом характеризуется ее отношением к своей семье. Несмотря на кажущуюся хрупкость и беспощадность, героиня сильна духом, на что указывает ее способность выдерживать все испытания, которые ей посылаются в ходе романа, за что в конце вознаграждается любовью и семьей, о которых она так мечтала.
Вместе с тем, женщина должна быть сильной, ведь она служит опорой и поддержкой не менее сильному мужчине, находящимся рядом с ней. Так, в романе М. В. Булгакова «Мастер и Маргарита» героиня становится настоящей музой, опорой и поддержкой в жизненных трудностях своему возлюбленному. Маргарита является символом любви и самопожертвования во имя другого человека. Помимо того, женщина должна быть сильной, как и любой другой, поскольку жизненные ситуации могут нести как позитивный, так и негативный характер. Не всегда рядом окажется близкий человек, который способен оказать поддержку в трудную минуту. Эта тема рассматривается в произведении А. Н. Островского «Гроза».
Катерина была слабой девушкой, она не смогла дать отпор матери ее мужа, не смогла собраться с мыслями и уйти из этой семьи, поэтому единственным выходом, как она считала, было броситься со скалы. Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать: в нашей жизни каждому, без исключения, обязательно нужно быть сильным для преодоления испытаний, посланных судьбой.
Женщина испокон веков является прародительницей рода человеческого. Ей отведена большая роль: быть хранительницей домашнего очага, заниматься домашней работой, воспитывать и обучать детей, дарить тепло и любовь не только своей семьей, но и окружающим. Многие поэты и писатели недаром отводят особое место в своём творчестве именно им. Некоторая часть из нас считает, что женщины, по сравнению с мужчинами, слабый пол, но так ли это на самом деле? Докажу правдивость своих слов конкретными примерами.
Итоговое сочинение на тему: В чём заключается сила женщины? Полный сборник всех вариантов итоговых сочинений по Русскому языку Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения Как раскрыть тему Он и она. Итоговое сочинение Аргументы для итогового сочинения Он и она Список литературы для итогового сочинения Он и она Цитаты и афоризмы по сочинению Он и она Готовые сочинения по направлению «Он и она» Данное итоговое декабрьское сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2020 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения. 2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. СТАТГРАД. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов. Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: В чём заключается сила женщины? Многие люди ошибаются, ожидая от женщины проявления мужской силы. Они не видят разницы в проявлении одного и того же качества у разных полов. Но в чем же заключается сила слабого пола? Я думаю, в терпении и трудолюбии, а также в сохранении женственности, несмотря на все невзгоды и тяготы. Об этом писали многие авторы, и за примерами мы обратимся именно к ним.Так, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» описал судьбу Сони Мармеладовой — тщедушной и физически слабой девушки, оказавшейся с тяжелых жизненных обстоятельствах. Ее отец завел большую семью и обеспечивал троих детей мачехи от первого брака. Однако не выдержав нагрузки, он спился и потерял работу. Катерина Ивановна и ее дети голодали, пока Мармеладов проводил время в кабаках. Соня не могла обеспечить их честным путем, поэтому вынуждена была продать свою честь и заняться проституцией. Именно так она спасла семью от голодной смерти. Долгие годы героиня не щадила себя и своего здоровья, зарабатывая деньги таким постыдным образом. При этом она не упрекала тех, кто вынудил ее продать и предать себя. Она даже давала деньги отцу, приходившему к ней после бурных кутежей. Она же помогла Родиону Раскольникову сохранить здравый ум и придти к раскаянию. Несмотря на его презрение, равнодушие и хамское поведение на каторге, она не оставила его и по-прежнему оставалась рядом без упреков и слез. В ее безграничном терпении, редкой самоотверженности и большой христианской любви кроется настоящая сила духа, присущая многим русским женщинам.О силе женщины писал и Н.А. Некрасов. Матрена Тимофеевна из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — яркий тому пример. Она терпела издевательства семьи мужа, работала за двоих и при этом не забывала об обязанностях жены и матери. В своей исповеди она даже отказалась считать «мужние побои», потому что считала их нормой. Также она относилась и к ежедневной изматывающей работе, в которой крестьянкам никто не делал поблажек. Даже беременные женщины работали в поле наравне с мужчинами. Но главные испытания Матрены были даже не в труде, а в трагедии — смерти первенца. Дедушка недосмотрел за ним, и Демушка был съеден свиньями. Несчастная мать смогла пережить и это. Она даже простила Савелия, но других детей уже никому не доверяла. Спасая их, она жертвовала собой. Однажды героиня приняла телесное наказание за сынишку, когда он упустил овцу. Жестокие нравы крестьянской среды не щадили слабых, поэтому сильными становились с детства. Ни у одного читателя даже язык не повернется назвать Матрену слабой, но ее сила не такая, как у мужчины. Она заключается в терпении, труде и любви к своей семье.Таким образом, женщины тоже обладают силой, но она проявляется не в физическом превосходстве и не в смелости. Она заключается в умении любить и прощать, что бы ни случилось. Она характеризуется терпением, преданностью и готовностью на любые жертвы ради семьи.