Урок русского языка в 10 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека». | Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: | Образовательная социальная сеть

Урок русского языка в 10 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека». | Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме:  | Образовательная социальная сеть ЕГЭ

Что нового в сочинении?

Таким образом, изменения ЕГЭ по русскому 2022 года не стали шоком, как это было в прошлые года. Но некоторые мелочи все же поменялись, и на них обязательно стоит обратить внимание. Представьте: вы пропустили всего одну запятую — и потеряли целый балл! А на экзамене каждый балл на вес золота.

В MAXIMUM Education всегда актуальные материалы для подготовки к ЕГЭ. За это отвечает Департамент исследований и разработок: там ежегодно анализируют каждую новую формулировку от ФИПИ и обновляют наши учебники. А затем по ним с учениками работаю я. Мы тренируем пунктуацию и учимся писать сочинения так, чтобы эксперты ЕГЭ ставили за них только высший балл 😎 Хотите так же?

Что делать, если времени совсем мало?

Девушка работает за ноутбуком

Кстати именно сочинению следует уделить особое внимание, когда вы думаете, как хорошо подготовиться к ЕГЭ по русскому. Обычно именно оно считается самым неприятным и сложным заданием из теста ЕГЭ, но секрет состоит в том, что, четко зная правила работы с сочинением формата ЕГЭ, написать хорошую работу легче, чем решить некоторые задания из теста. Даже если вы не получите за него максимальный балл, набрать около 10-12 баллов из 23 более чем реально.

Конечно, многое зависит от ваших начальных знаний, а также от желания готовиться к экзамену. Но, если вы поставите перед собой цель написать ЕГЭ по русскому на хороший балл и будете поэтапно к ней идти, то результат не заставит себя ждать. Поверьте, вы знаете из русского языка гораздо больше, чем вам кажется. Удачной подготовки!

Что нужно знать, чтобы получить высокий балл?

На ЕГЭ по русскому есть несколько основных тем, которые нужно выучить, чтобы хорошо сдать экзамен. О них мы и поговорим.

Занятия на курсах

Занятия на подготовительных курсах

Изменения в егэ по русскому 2022

По сути, серьезные изменения коснулись только одного задания — первого.

Раньше необходимо было провести анализ содержания короткого текста. Теперь нужно провести стилистический анализ текста. Это было в перспективной модели, мы это предполагали.

Стоит обратить внимание на сам текст. Теперь он не такой маленький. В демоверсии текст на три абзаца, по размеру — как изложение ОГЭ. В демоверсии представлен публицистический текст. Предполагаю, что теперь там могут быть совершенно разные стили и жанры.

Задания 2 и 3 в этом блоке остались такими же: нужно верно подобрать и записать средство связи в представленном тексте (задание 2) и поработать со словарной статьей (задание 3).

Немного изменилось задание 19 на пунктуацию в сложноподчиненном предложении. Теперь это задание намного сложнее. Оно проверяет пунктуацию во всех типах и комбинациях придаточных, в том числе с составными союзами.

Стоит обратить внимание, что за задание 16 на сложносочиненное теперь можно получить только 1 балл, как за все задания на пунктуацию.

За «дорогие» задания 8 (синтаксические ошибки) и 26 (средства выразительности) по-прежнему можно получить 5 и 4 балла соответственно.

Кратко о структуре экзамена

Максимальный первичный балл за ЕГЭ по русскому языку в 2022 году вновь будет 58 (как было в 2020-м).

ЕГЭ по русскому состоит из двух частей. Первая — 26 заданий с кратким ответом, которые охватывают все разделы школьной программы:

  • орфография;
  • пунктуация;
  • языковые нормы;
  • работа с текстом базового уровня сложности.

Интересное наблюдение. Ранее заданиями повышенной сложности считались задания 25 (типы речи), 26 (средства выразительности) и 27 (сочинение). Теперь составители ФИПИ все задания оценили базовым уровнем сложности.

Вторая часть — одно задание с развернутым ответом. Это сочинение-рассуждение, за которое можно получить чуть больше трети всех баллов на экзамене.

Лексические нормы

«Лично я считаю» — видите ошибку в этой фразе? Если нет, 6 задание вам пока не под силу. Там необходимо либо исключить лишнее слово, либо заменить некорректное. Изучите лексические нормы, чтобы некорректные формулировки сразу резали вам глаз.

Морфологические нормы

Какое окончание у существительного во множественном числе или родительном падеже? Как склонять числительное? Почему «самый лучший день» — это грубая ошибка? Седьмое задание проверяет, насколько хорошо вы знаете правила, умеете ли образовывать формы слов.

Некоторые вещи недостаточно запомнить

Речь идет о сочинении — задание на 25 баллов, которое потребует понимания русского языка и его закономерностей. Вы должны применить все изученное на практике, анализируя источник и создавая собственный текст. Необходимо выделять главную информацию, видеть позицию автора, уметь доказывать свою, иногда читать между строк и четко знать структуру сочинения — вот залог высокого балла за последнее задание ЕГЭ. Читайте советы по подготовке к сочинению, которые для нас написала участница ЕГЭ:

Орфография

Вы получите за задания 9-15 целых 7 баллов, если выучите нужные правила. Здесь необходимо четко понимать, что такое чередующиеся корни и какие они бывают, разбираться в группах приставок, выучить все правила для правописания суффиксов. Если вам в школе рассказывали про спряжения, но вы не понимали, зачем — тут они точно пригодятся.

Помощь репетитора

Распространенный вариант в этом случае – занятия с репетитором. Если вы сможете найти действительно хорошего преподавателя и договориться о занятиях на подходящих условиях, то, скорее всего, результат сможет вас порадовать. Репетитор оценит ваши начальные знания, сможет выявить именно ваши пробелы и заниматься по индивидуальной схеме.

Пунктуация

Умеете выделять грамматическую основу? Знаете правила постановки запятых при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах, вводных словах и придаточных частях? Тогда вы отлично справитесь с заданиями 16-21. Звучит устрашающе, но на практике все не так плохо, главное — знать правила.

Самостоятельные занятия

Если вы все же решили заниматься подготовкой к ЕГЭ по русскому самостоятельно, то начните с приобретения официальных сборников тестов ЕГЭ текущего года. Вопросы каждого теста идентичны по содержанию, а кроме того, за каждым номером задания из ЕГЭ закреплена строго определенная тема.

Это очень облегчает задачу, ведь в этом случае мы четко знаем, какие темы входят в программу нашей подготовки к ЕГЭ, а какие – нет. Многие ученики начинают готовиться к ЕГЭ по русскому самостоятельно, а уже в последние 2-3 месяца занимаются под руководством частного педагога или в группе экспресс-подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Про ЕГЭ:  Ответы и критерии оценивания к вариантам досрочного периода ЕГЭ и ОГЭ 2020 года

Не стоит заострять внимание только на ежедневном или еженедельном решении полного теста. Выстраивая программу подготовки, полезно также выявить свои самые сильные и слабые места в знаниях по русскому языку. Постарайтесь все-таки понять и разобрать конкретные темы по предмету, которые проверяются в том или ином задании.

Синтаксические нормы

Выпускники уважительно называют 8 задание «то самое, в рамочке». В левом столбике 5 ошибок, в правом 9 предложений, нужно найти соответствия. Это очень дорогое задание — за него можно получить сразу 5 первичных или 10 вторичных баллов. Поэтому оно стоит усилий.

Советы по подготовке

Начните с отработки простых заданий. Они не потребуют больших усилий, и вы сможете комфортно влиться в работу по подготовке к ЕГЭ.

Книги, яблоко и очки лежат на столе

Увы, не обойдется и без заучивания некоторого материала. В математике это формулы, в русском языке – слова-исключения и правильная постановка ударения в словах (задание №4). С этими трудными единицами поможет справиться только один старый способ: выписать и периодически перечитывать.

Наконец, есть задания повышенной трудности. Традиционно, тяжело даются старшеклассникам задания на пунктуацию. Эту тему, действительно, лучше разбирать с преподавателем, который научит вас правильно выделять основы предложений, находить логические границы и правильно расставлять знаки.

Однако и среди этих заданий есть более и менее сложные. Задание №15, где нужно поставить знаки в простых предложениях, совсем не сложно отработать. Для задания №16 также нужно выучить всего два правила на постановку запятых при причастии и деепричастии.

Типы речи

Задание 23 — самое сложное на ЕГЭ по русскому, его решает минимальный процент выпускников. Чтобы его решить, нужно понимать классификацию типов речи и навыки анализа текста.

Ударения (орфоэпия) и паронимы

Не пугайтесь, не нужно знать ударения во всех 30 тысячах слов русского языка. ФИПИ подготовили для вас сборник, где собраны только те слова, которые попадутся на ЕГЭ. С паронимами то же самое. Наша задача — выучить эти слова, тогда баллы за 4 и 5 задания обеспечены.

Урок русского языка в 10 классе по теме: «подготовка к егэ. грамотная речь как показатель культуры человека». | методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: | образовательная социальная сеть

Урок русского языка в 10 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».

Составила учитель русского языка и литературы

Строилова Инна Викторовна

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная.

Цели урока:

Познавательный аспект:  повторить и обобщить изученный за  курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство  учащихся с типами речевых  и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, А6, В 8, элементы части С.

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательный аспект: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Методические цели:

— индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки ученика.

Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:

— понимать читаемый текст,

— определять тему и основную мысль текста, — формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,

— аргументировать свою точку зрения,

— отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,

Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащегося.

лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

 — коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

 Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.

Задачи урока:

  1. Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;
  2. Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
  3. Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;

Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:

Орфоэпическая разминка

Лексико-орфографическая работа

Тренинг

Тест

Творческое задание «Кубики»

Комплексный анализ текста

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Методы работы:

  1. по характеру познавательной деятельности учащегося: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
  2. по степени активности учащегося: продуктивные, творческие;
  3. по источнику знаний: словесные, практические;
  4. стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
  5. интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
  6. контроля и самоконтроля: устный, самоконтроль
  7. по организации деятельности: индивидуальные

Прогнозируемый результат: предполагается понимание  ученика  практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.

Оборудование:

Рабочий лист урока, слайдовая презентация, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал. Слайд 1

ХОД УРОКА.

  Русский народ создал русский язык – яркий, как

                                                            радуга после весеннего  ливня, меткий,

                                                                            как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как        

                                                                                 песня над колыбелью. Что такое Родина?

                                                                  Это весь народ. Это его культура, его язык.

Про ЕГЭ:  Решение задач на смеси и сплавы с помощью расчетной формулы | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по алгебре (11 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть

А. Н. Толстой

1.Организационный момент. Введение в тему.

1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.

— Начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А.Н.Толстой.

— Как вы понимаете  слова известного русского писателя?

— Какова тема нашего урока? (Грамотная речь как показатель культуры человека.) Слад 2

2) Слово учителя. Называние типа урока, формулирование цели учащимся.

— Меня радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются  от  стандартных тестов, в них охвачен весь курс  русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и  пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение  применять их на практике, умение  анализировать текст.  Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ.

-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Цель: продолжить работу по культуре речи, формировать коммуникативную компетенцию, умение анализировать текст, и,   конечно же, самое главное – разобрать задания тестов, повторить сложные вопросы различных разделов языкознания). Слад 3 

2. Работа по теме урока.

1)Орфоэпическая разминка Слад 4

     Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 1. На слайде слова, которые я выбирала из вариантов ЕГЭ. На столах листы  с этими же словами. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах.

Добыча, прибывший, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, облегчить, озвучение, ивовый

(правильно: добЫча, прибЫвший, закУпорить, премировАть, вероисповЕдание, водопровОд, избаловАть, обеспЕчение, договОр, облегчИть, озвУчение, Ивовый).

Проверьте себя (На проекторе слайд с правильными ответами). Слад 5. 

Посчитайте количество ошибок. Оцените себя.

( На проекторе слайд с критериями оценки). Слад 6

2) РЕДАКТИРОВАНИЕ  ТЕКСТОВ.

Задание: 

Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете.  Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки

КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ (на проекторе для всех) Слад 7

  1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.(употребление лишнего слова).
  2. На примере конкретных примеров  покажите своеобразие чеховского пейзажа  (употребление рядом однокоренных слов).
  3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать

( употребление слова в несвойственном ему значении).

     4. Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное образование форм прилагательных). Слад 8

3) Тест по заданию А 2 ЕГЭ.

Паронимы — однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении.

Чем отличаются данные пары слов? Устно объясните  лексические значения паронимов. Выполните тестовые задания Слад 9

1. НАДЕТЬ — ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.

Надеть что-либо — Одеть кого-либо. Слад 10

4) ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ  «Кубики».  Постройте   из данных  «кубиков»  текст, прочитайте его  ( задание А 6  ЕГЭ ). Слад 11

Внимание!  У текста нет заключительной части.  Придумайте концовку.

  1. Задумались  ли  вы над тем,  в чём  проявляется богатство  нашего языка?
  2. Красота и благозвучие русского языка связаны, например,  с чередованием  звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха очень приятны.
  3. Однако не забудем и о звуковой стороне речи.
  4. Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения:  он неисчерпаемо богат.
  5. Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря,  в  отточенности синонимических конструкций, то будете  правы.
  6. Очень активны и гласные в нашей речи:  хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их  большого стечения.  

КОД ответов:       IV,   I,  V,  III,   II,   VI

5) Слово учителя.  Знакомство с текстом. Стихотворение В.Шефнера «Устная речь»

—  Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение надо развивать, чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст.

     Слово «Текст» заимствовано в XVIII веке из немецкого языка. Text — словесное единство. Сегодня на уроке мы не только будем объяснять синтаксические понятия, но и продолжать учиться искусству чтения и понимания текста в его словесном единстве. Слад 12

Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь — людское чудо —

Не скудела в наши дни.

6) Комплексный анализ текста по алгоритму: Слад 13

  1. объяснить тему и идею текста;
  2. исследовать языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею стихотворения);
  3. исследовать синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора

Устные высказывания:

     Ученик называет ключевые слова текста.

Существительные: «словесность», «краса», «чудеса», «родные слова» — эти слова подсказывают тему — в стихотворении говорится о русской словесности, о ее красе, о чуде речи.

     Деепричастия: «Сникнув, голос потеряв» при основном глаголе  гаснет

подсказывают авторскую мысль: «Гаснет русская словесность».  Глаголы повелительного наклонения «выпусти», «верни»  звучат призывом к активным действиям.

     Тема текста совпадает с названием «Устная речь».

Идея выражена в последней строке:

«Чтобы речь — людское чудо —

  Не скудела в наши дни».

       В стихотворении поставлен вопрос-проблема: Какова же судьба русской словесности? Слово «гаснет» доминирует, оно настораживает читателя на грустный лад. Автору больно, что речь гаснет, значит,  умирает, исчезает.

 Умирает красота слова — устная словесность, чудо русской речи, краса русской речи.

— Как же эта проблема выражается автором с помощью языковых средств?

     Идею текста: «Чтобы речь — людское чудо — не скудела в наши дни» автор выражает с помощью слов в переносном значении, тем самым создают образ

устной словесности, ее судьбу (гибель «гибнет русская словесность») с помощью метафоры — гаснет русская словесность. Гаснуть может свеча, а у автора — «гаснет слово», значит будет тьма, исчезнет красота слова. Образ русской словесности рисуется с помощью метафоры «разговорная краса» (краса девицы сравнивается с красотой слова), метафора чудеса речи дорисовывает образ речи как чуда, чуда слова. Олицетворения «сникнув», «голос потеряв», «взаперти дремлют» передают драму человека, изображают физические и душевные муки, так поэт передает судьбу русской словесности как драму.

Про ЕГЭ:  КИМы ЕГЭ по русскому языку-2014 29 мая с ответами доступны в Интернете, школьники могут потренироваться перед завтрашним экзаменом - Общество - Новости Санкт-Петербурга - Фонтанка.Ру

     Синтаксические конструкции: простые предложения в составе сложноподчиненного. Простые предложения осложнены однородными сказуемыми, выраженными глаголами повелительного наклонения.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни…

глаголы повелительного наклонения: «выпусти», «верни» — побуждают к активным действиям, к  воскрешению русской словесности.

     Приложение в составе придаточного «чтобы речь — /людское чудо/, — не скудела в наши дни» по-новому характеризует предмет, дает ему другое название, приложение обособлено с помощью тире, обособление — это выделение членов предложения для того, чтобы передать особую значимость в высказывании.

     Таким образом,  выбор автором данной синтаксической конструкции тоже подчинен главной мысли, выраженной в тексте.

«Чтобы речь — людское чудо — не скудела в наши дни».

Вывод учителя. Итак, вы показали, что с помощью лексических и синтаксических языковых средств доказана мысль автора — надежда на возрождение родной речи.

3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.   ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Слово учителя. (Слова Д.С.Лихачева выведены через проектор на слайде) Слад 14

  Наш современник  Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом,  в книге  « Письма о добром и прекрасном»  писал:  « Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли.  Поэтому, учёному, инженеру,  экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь,  прежде всего о точности  мысли.  Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость  стиля».

Я желаю вам лёгкости стиля.

—   Дай бог нам прадедов наследие сберечь,

    Не притупить свой слух там, где ему всё  ново,

    И, выплавив строку,  дождаться светлых встреч

    С  прозреньем  Пушкина и красками  Рублёва.

                                                   (В.Рождественский)

Ребята,  так в чём же секрет хорошей речи?    (Ответы учащихся).

 Затем  учитель  выводит на проекторе схему  «Секреты хорошей речи»: Слад 15

                                                 ясность

                                                 точность

                                                 краткость

                                                 выразительность

Спасибо за урок.  Самоанализ, самооценка урока.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  

Типовые тестовые задания. Русский язык. ЕГЭ. Тест  № 2

Урок русского языка в 10-м классе "готовимся к егэ"

Цель:

  • обобщить и систематизировать теоретические знания, правописные и
    орфоэпические умения и навыки;
  • продолжить работу по выявлению лексических, морфологических и
    синтаксических особенностей текста, стиля и типа речи.

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока

I. Организационный момент(приветствие учащихся; проверка
готовности учащихся к уроку; постановка цели урока).

II. Актуализация опорных знаний по фонетике,
орфоэпии, орфографии и лексике.

Приложение

1. Занимательная лингвистика.

В чем заключается необычность стихотворения В.Я. Брюсова?

Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели,
Жаждет зелень, и июль
Колыбельной лаской млеет.

(Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв
русского алфавита).

2. Выписать слова, в которых количество звуков не совпадает с количеством
букв.

3. Расставьте ударение в следующих словах: газопровод, иконопись, переведена,
по трое, вы правы, гастрономия, мышление, ходатайство, кредитор, договор
(письменно).

– Устно:

Бальмонт Константин – поэт
Искандер Фазйль – писатель
Кустодиев Борис – художник
Майков Аполлон – поэт
Ожегов Сергей – языковед
Одоевский Владимир – писатель
Рыленков Николай – поэт.

4. Вставьте пропущенные буквы, опираясь на лексическое значение каждого
слова. Обозначьте графически морфему, которой отличаются эти слова.

а) Пр…ступить – а) к работе; б) нарушить закон

Пр…дать – а) вид; б) изменить кому-то

Пр…бывать – а) приезжать вовремя; б) находиться где-то

Пр…творить – а) планы в жизнь; б) дверь

б) Составить с ними словосочетания, определить вид связи (по вариантам).

5. Определить слова по их лексическому значению. Записать в тетрадь.

а) “Частный вид метафоры, наделение предметного мира человеческими
свойствами, его одушевление”. (Олицетворение.)

б) “Повторение одинаковых или сходных согласных звуков в слове, во фразе”.
(Аллитерация.)

в) “Письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких
работ в форме доклада”. (Реферат.)

г) Какое из перечисленных слов имеет значение “вялый, равнодушный”?
(Пессимистический, апатичный, циничный, аскетичный.)

– Определите, к какому из слов, высвеченных на доске, неверно подобран
синоним:

Лоб – чело
Блестела – сверкала
Монумент – пьедестал
Ярость – гнев.

III. Работа с текстом. Анализ структуры и используемых средств
выразительности. Выявление морфологических и синтаксических особенностей.

(1) Спасибо музыке!

(2) Она помогла мне – не вдруг! – но услышать прежде не веданную музыку
жизни.

(3) Поневоле внимаешь грозе, шумному ливню, могучему ледоходу, морскому
шторму.

(4) Но понемногу словно отворяется слух.

(5) От грома и молнии переходишь к простому, будничному, но не менее
прекрасному.

(6) И оно всегда рядом, возле старого дома, в нашем дворе.

Прочитайте текст писателя Б.П. Екимова.

1. Какая мысль в большей степени отражает содержание текста?

  • Прекрасное всегда рядом.
  • Классическая музыка помогала услышать музыку жизни.
  • Слух отворяется понемногу.
  • Будничное тоже прекрасно.

2. Какое сочетание слов является грамматической основой предложения (6)?

  • Оно рядом
  • Оно всегда рядом
  • Оно в нашем дворе
  • Оно возле дома.

3. Какие предложения однородные?

4. Укажите, какое из перечисленных предложений связано с предыдущим с помощью
личного местоимения.

5. Какое из перечисленных прилагательных не является качественным?

  • Могучий
  • Простой
  • Морской
  • Прекрасный.

6. Какое слово, образованное приставочным способом (5)?

7. Какая характеристика соответствует предложению (5)

8. Определите стиль текста и тип речи.

9. Озаглавьте его.

IV. Подведение итогов урока.

Чтоб упрочить ваши знания, готовьтесь получить домашнее задание.

Языковые средства выразительности

Метонимия, синекдоха, перифраз, оксюморон — знакомые слова? Это небольшая часть языковых средств выразительности. В задании 26 нужно попросят вставить термины в пропуски, поэтому придется выучить их значения.

Оцените статью
ЕГЭ Live