Тест по теме «Наука. Научное познание»материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Тест по теме "Наука. Научное познание"материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10, 11 класс) на тему ЕГЭ

Знание в узком смысле — любого рода информация.

Знание в широком смысле — подтвержденная научными средствами информация.

— проверенный практикой

— обусловленный общественно-исторической практикой  приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

— учение о познании.

— учение о бытие.

— мир вокруг нас.

— познающий человек

Субъект и объект могут совпадать.

Познание может быть произвольным ( ожог) и организованным.

Виды познания :

В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.

Формы чувственного познания :

Ученые считающие основным источником знаний чувственный опыт  ( Беркли, Юм, Бэкон, Мах).

— течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами познания ( Локк, Кандильяк)

Особенности чувственного познания:

—       отражает только признаки предметов

—       пассивное, человек не способен изменить чувства( холодное это холодное)

—       нельзя постичь сущности предметов и их свойств

Связано с мыслительными операциями : анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение

Формы рационального познания:

— индукция — от частного к общему

— от общего к частному

аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах

Ученые, считающие основным источником знаний разум — ( Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

Особенности рационального познания:

—       имеет обобщенный характер

—       носит абстрактный характер

—       активно и целенаправленно

—       связано с речью

Цель познания — истина.

преднамеренное искажение действительности.

— знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Критерий истины- практика.

б)жизненный опыт( обыденное)- получение знаний — побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание.

в) народная мудрость — обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения

г)здравый смысл — стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта ( если не знаешь — не трогай)

— околонаучное знание

Особенности научного познания:

Уровни научного познания:

— в основе описание предметов и явлений ( закон Ома)

—  в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать ( теория относительности Энштейна)

Методы научного познания:

Направления в развитии научных знаний:

— познание общества.

Особенности социального познания:

Принципы социального познания:

— событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях.

Виды социальных фактов:

— материальные ( пирамиды)

Чтобы факт стал научным его необходимо правильно интерпретировать.

толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо.

Подведение под понятие ( революция, 1917, Россия, краткий смысл)—— причины, повод, итоги———-сравнение с аналогичными фактами в нашей стране и мире——-оценка.

— одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности и поступков людей.

Оценка факта зависит:

—       от свойств самого изучаемого объекта

—       от соотнесения с другим аналогичным или идеалом

—       от интересов изучающего и тех общностей,  к которым он принадлежит.

— процесс познания человеком самого себя.

— определение себя как личность, способную принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с обществом и природой.

— эмоциональное отношение человека к самому себе.

— соотношение себя с идеалом; успех: притязания

-отношение к своим успехам и неудачам

Я — концепция- итог размышлений человека о самом себе.

Состоит из Я — образов.

Я — образ- представление человека о самом себе

—       Я — открытое ( я знаю, все знают)

—       Я — закрытое ( я знаю, другие не знают)

—       Я — слепое ( другие знают, я не знаю)

—       Я — непознанное ( никто не знает)

— процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, позволяющий максимально реализовать творческий потенциал личности.

Философские воззрения на мир

Способы познания мира

греч)- сказание, предание

— о конце света. Эсхатология- учение о конце света.

-о происхождении человека и мира

Особенности мифологического сознания:

— воспринимали все происходящие явления как реальные, в виде образов

— в причинах явлений видели действие целенаправленных сил ( Бог, сглаз)

-восприятие времени через периоды жизни человека

-восприятие мира как арены борьбы добрых и злых сил

( греч) — любовь к мудрости

— наука о наиболее общих закономерностях природы и общества.

Основной вопрос философии:

1.что первично -бытие или мышление, природа или сознание.

— первично бытие

— объективная реальность, данная нам в ощущениях.

а) объективные — природа- порождение мирового сознания, мирового духа ( Платон, Гегель)

б) субъективные -первичны человеческие ощущения ( Беркли)

Когнитивные оптимисты — да

-нет ( Кант)

признание относительности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.

– учение, которое не отрицает возможности познания мира, но выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.

Первый труд по обществу « Государство». Идеалист. Сторонник циклического развития ( Атлантида). Плохие формы правления  тимократия, демократия, олигархия, тирания.

— форма правления при котором власть принадлежит честолюбцам.

Идеал — аристократическое государство.

Идеальное государство справедливого неравенства:

—       философы ( мудрые)

—       воины ( храбрые)

—       крестьяне и ремесленники( умеренные, производители благ)

« Платон мне друг, но истина дороже»

демократия и гражданин.

правильными формами правления: монархию, аристократию ( власть нескольких лучших), демократию

Неправильные формы правления: тирания ( выгоды одного), олигархия ( выгоды состоятельных граждан), охлократия ( власть толпы).

— власть, основанная на заслугах.

—       богатые ( плутократия- приобретают состояние противоестественным способом)

—       бедные-граждане второй категории

Не отрицал частную собственность и рабство. Сторонник циклического развития.

« Я знаю только то, что ничего не знаю». « Познай самого себя».

Ввел понятие индивид. Сторонник республики.

Смысл жизни- в получении удовольствия. Причина страданий- страсти, страх. Результат правильной жизни- атараксия- невозмутимый покой души. Последователь-

Теология- средневековая философия, основанная на богословии.

Теория гармонии веры и разума: есть вещи, которые можно познать с помощью разума, а есть с помощью веры. « Без веры нет знания, нет истины». « Верую, чтобы понимать». « О Божьем граде и граде земном».

Вера не должна противоречить разуму, они разными путями ведут к познанию Бога. Предпочтение отдавал вере.

Философы нового времени.

Представитель рационализма. « Разум не есть вера»

— представитель рационализма. « Я мыслю, следовательно, я существую».

— реальность Бога нельзя установить логикой, единственный путь познания -вера.

Основной труд- « Левиафан». Основатель теории общественного договора: люди от рождения наделены естественными правами на жизнь, свободу, частную собственность. Со временем началась « война всех против всех», люди отдали часть своих прав в обмен на защиту со стороны государства. Сторонник абсолютной монархии.

« 2 трактата об управлении государством». Разделил власть на законодательную и исполнительную. Основатель либерализма.

Разделение властей на законодательную,  исполнительную и судебную. Основоположник детерминизма. Последователь — Ратцель.

« Государь». За стабильное государство, где монарх стоит выше морали и права, сам устанавливает законы. Политика не должна основываться на морали, « цель оправдывает средства».

— политика, основанная на культе насилия и безнравственности.

Просветитель. Считал, что человек должен стремиться не к загробной жизни, а к достойной жизни в реальном мире. « Раздавите гадину!» ( о церкви). За политическое равенство перед законом и правом. Разум — основной критерий прогресса.

Про ЕГЭ:  Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку

« Новая Элоиза», « Эмиль». Пытался объяснить причины появления общественного договора:  естественное неравенство ведет к имущественному, имущественное неравенство привело к разделению общества на управляющих и управляемых, выдвинул лозунг « Назад к природе».

В основе общества лежит разделение труда, труд- главный источник богатства. 3 условия процветания государства:

-невмешательство государства в экономику

-свобода для предпринимательства

3 основных класса, которые различал по источникам дохода:

-земельные собственники -рента

Основа поступков человека- эгоизм, стремление повысить свое положение.

Энциклопедист. Идеальное государство — просвещённая монархия.

трудовой теории стоимости. В основе дохода- стоимость товара, источником которой является труд рабочих. Источником прибавочной стоимости является неоплаченный труд наемных рабочих.

Идеальное общество, равенство, свободный труд, плановое хозяйство, распределение по труду, общность интересов.

. « Утопия»

. « Город солнца».

. Разделение на праздных соственников, имеющих паразитический доход( землевладельцы, военные, судебная и чиновничья бюрократия) и трудящихся индустриалов, с трудовым доходом( предприниматели, рабочие, фермеры)

. Община в США « Новая гармония».

— учения, отрицающего возможность объективного познания мира. « Вещь в себе». Золотое правило.

Основатель теории об общественно — экономической формации.

исторически конкретное общество, взятое на определённой ступени развития с присущим ему способом производства.

Основу  ОЭФ составляет способ производства который состоит из — люди и средства производства( орудия труда и предмет труда( на что направлен труд)) и — отношения между людьми по поводу собственности. В основе развития общества видел материальное производство. Выделял 5 основных ОЭФ. Производственные отношения- ОЭФ, который определяет  господствующие идеи и взгляды. Противоречия между п.о и п.с приводят к смене ОЭФ. — движущая сила истории.

Переход от капитализма к коммунизму с помощью революции, движущей силой которой будет пролетариат. « Манифест коммунистической партии».

— труд как необходимость, нет частной собственности, от каждого по способностям, каждому по потребностям, нет разницы между умственным и физическим трудом, отсутствие эксплуатации.

присвоение результатов чужого труда.

« Капитал». Основатель теории прибавочной стоимости- разница между стоимостью товара и стоимостью рабочей силы.

как высшей ступени капитализма. Учение о. Возможность социалистической революции в одной отдельно взятой стране.

учение провозглашающее необходимость пересмотра доктрины, в частности  утверждающее, что с развитием капитализма противоречия между богатыми и бедными ослабнут, так как повысится уровень жизни рабочих.

Техника -движущая сила в развитии общества, особая роль у людей обладающих научно-техническими знаниями- технократов. За вмешательство государства в экономику.

Сартр. Кьеркегор.Хайдеггер. Камю.

. Человек делает себя сам, нет заданной природы человека, никакая внешняя сила не может на него повлиять. Задача человека -обрести свою внутреннюю сущность. Человек свободен и ответственен за себя.

Жизнь — различные варианты борьбы за власть. Идея сверхчеловека, который не будет ущербным, слабым, посрественным.

. « Мир как воля и представление». Наряду с законами природы и общества действует мировая воля.

Человечество злоупотребляет окружающей средой, необходимо её защищать и беречь для следующих поколений -новая ценность либерализма.

Ценности постмодернизма: экономические достижения, падает бюрократический авторитет, падение роли религии, гибкие правила этики, чувство экзистенциальной безопасности.

— власть принадлежит меньшинству, но в отличие от олигархии не закрыта и допускает оппозицию. « Пересматривая теорию демократии».

Исследовали политическую систему как систему взаимодействия субъектов политики. Выделили структуру « входа ( требования к системе, поддержка) и выхода( решения и действия правительства).

-поверхности земли преобразуемой человеческим разумом.

Идея Софии-души мира. Смысл существования человека -через царство природы прийти к царству Божьему. Конечная стадия- богочеловечество. Мусульманский восток- 1 господин и много рабов, запад — всеобщий эгоизм и анархия, славянский мир-примирение 2 миров.

Основа-свобода и творчество.

Теория экономических циклов.

Новая наука – тектология,  предвосхитил кибернетику.

Тест в формате ЕГЭ по теме: «Наука. Научное познание. Образование».

Задания на классификацию путем установления соответствия (задание  5)

1. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

2. Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

3. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

4. Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

5. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6. Установите соответствие между характеристиками и функциями наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

7. Установите соответствие между характеристиками и уровнями общего образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

8. Установите соответствие между философскими дисциплинами и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

10. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задания  на выбор позиций из списка (задание 6,7)

11. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)

1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества

2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств

3) нацеленность на приобретение новых знаний

4) нацеленность на развитие физических возможностей

5) нацеленность на овладение определенными умениями

6) нацеленность на приобщение к опыту человечества

12. Найдите в приведенном списке черты, отличающие научное знание от других видов познания мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) теоретическое обоснование

2) экспериментальная проверка

3) опора на авторитеты

4) использование специальных понятий

5) сложность усвоения

13. Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)

1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.

2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.

3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.

4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.

5) Все более очевидной становится ее социальная функция.

6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.

14. Члены «Клуба любителей древностей», посетив раскопки ряда древних городищ, выдвинули собственную версию их возникновения. Однако профессиональное сообщество археологов и историков признало данную версию ненаучной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать основой такой оценки ученых?

Про ЕГЭ:  К профильному экзамену по математике я приступлю, решив вместе с Заданием № 12 систему тригонометрических уравнений

1) версия опровергала положения, принятые в науке

2) выводы членов клуба не имели логических обоснований

3) предположения любителей древностей не получили практического подтверждения

4) версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств

5) участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба

6) разработчики версии признают вмешательство неземного разума

15. Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?

1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости

2) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов

3) сбор статистических данных путём анкетирования

4) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей

5) описание случаев социальной дифференциации населения

6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости

16.Теорема Пифагора — одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Её открытие произошло на основе наблюдений.

2) Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.

3) Для её описания использован метод теоретического объяснения.

4) Она изложена специальным языком математики.

5) Она сложна для самостоятельного изучения.

6) Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.

17. Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) разработал модель экосистемы

2) проводил наблюдения в полевых условиях

3) изучил литературу по проблеме исследования

4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов

5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение

6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе

18. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение количества учебных предметов

2) сокращение времени изучения естественных наук

3) ориентация на интересы и склонности ученика

4) применение технологий, сберегающих здоровье

5) уделение особого внимания нравственному воспитанию

6) компьютеризация образовательного процесса

19. Владимир работает в биологическом исследовательском институте. Какие из приведенных фактов свидетельствуют о том, что он занимается научной деятельностью? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) регулярно посещает библиотеку

2) руководит комиссией по аттестации сотрудников института

3) анализирует публикации по проблемам развития биологии

4) ведет эксперимент в области молекулярной биологии

5) состоит членом профсоюзной организации института

6) выступил с докладом о результатах своей деятельности на симпозиуме ученых

20. Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.

1) опора на данные наблюдений

2) экспериментальное подтверждение выводов

3) учет накопленного опыта

4) использование форм рационального познания

5) разработка обоснованных теорий

6) применение строго определенных понятий

21. Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей — различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) мировоззренческая                         2) социальная                                   3) познавательная

4) производительной силы               5) прогностическая                           6) гносеологическая

22. Учёные разгадали тайны многих болезней, установив, что инфекционные заболевания вызываются различными вирусами и болезнетворными бактериями. Это позволило разработать действенные лекарственные препараты и предотвращать массовые эпидемии многих заболеваний. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) мировоззренческая                            2) познавательная                           3) социальная

4) производственная                             5) прогностическая                         6) образовательная

23. Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений.

2) Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.

3) Изготовил модель развития грибницы в различных природных условиях.

4) Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме.

5) Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов.

6) Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов Подмосковья.

24. Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Выбрал учебные пособия для подготовки.

2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.

3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.

4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.

5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.

6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.

Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.

Эмпирические методы научного познания:

1) Наблюдение – восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)

2) Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)

3) Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение  животных родственных видов)

4) Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к  метру, грамму).

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с  теоретическими методами научного познания:

1) Анализ – (от греч. разложение, расчленение)процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи,  характеристика героев).

2) Синтез – (от греч. соединение, сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме  «Имя существительное»)

Про ЕГЭ:  Задания ЕГЭ по истории 2023: теория и практика

3) Индукция —(от лат. наведение)переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).

4) Дедукция — (от лат. — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, все люди смертны, Ваня – человек, значит он смертен).

5) Абстрагирование – (от лат. — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения  человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)

6) Моделирование – создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, испытание модели корабля в специальном бассейне).

7) Аналогия – (от греч. соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую решал предыдущей исследователь по этой теме)

8) Идеализация — (от лат. образ) ,мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены («абсолютное твердое тело» и «идеальный газ» в физике).

9) Классификация – (от лат.— разряд и делать)  объединение различных  изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).

10) Формализация – (от лат. — вид, образ)знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)

11) Математизация – использование различных способ измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойства определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам (классическая механика; изучение изменения численности войск участников Вторй мировой войны на различных театрах военных действий) .

12) Единство исторического (освещение развития объектов в их хронологической последовательности) и логического (анализ это развития, взгляд на весь ход  развития объекта через его конечную форму). Пример: изучение определенного исторического периода или развития биологического вида.

Методы научного познания

Добавлено: 25 июля 2022 в 9:26

Тест по теме "Наука. Научное познание"материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10, 11 класс) на тему

В рамках обществознания изучается вопрос — научное познание. Это отдельная категория познавательного процесса, целью которого является выработка системы знаний об обществе, человеке и природе.

Ключевое отличие данной вида от иных направлений познавательной деятельности — системная организованность и обоснованность.

Основные характеристики научного познания

Тест по теме "Наука. Научное познание"материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Научное познание: методы, уровни, особенности, формы

В основе рассматриваемого понятия лежит та сфера человеческой деятельности, которая вырабатывает и систематизирует сведения об окружающем мире и обществе. Ее называют наукой.

Цель науки — получение новых данных, позволяющих изменять мир и наполнять духовное содержание человека.

Познавательная деятельность в науке основана на базовых принципах:

Тест по теме "Наука. Научное познание"материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Основной характеристикой рассматриваемого понятия является универсальность. Предметом исследования может стать любое явление в мире. Любые процессы и феномены (от сознания до хозяйственных отношений) могут стать предметом изучения, и к нему будут применяться общие принципы, разработанные для данной категории.

Само понятие науки многогранно. Ее можно рассматривать как вид деятельности, совокупность знаний или отдельный социальный институт.

Система знаний предполагает накопление информации об окружающем мире и обществе и критический анализ полученных данных.

Раскрывая сущность данного типа познавательной деятельности, следует остановиться на таких его компонентах как уровни, формы, методы.

Тест по теме "Наука. Научное познание"материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Уровни научного познания

Рассматриваемая категория научного познания исследуется на двух уровнях: эмпирическом (основанном на опыте) и теоретическом. Эмпирический срез предполагает изучение предмета с точки зрения объективных связей.

На теоретическом подуровне происходит разработка базовых закономерностей, постулатов, принципов, выявление скрытых взаимосвязей.

Тест по теме "Наука. Научное познание"материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Формы научного познания

Любой объективный факт отражается в субъективном человеческом сознании. Именно человек описывает событие, явление. Его называют научным фактом.

Эмпирический закон — всеобщее, конкретное и объективное понятие. Оно устанавливает взаимосвязь между объектами и явлениями. Обе формы относятся к эмпирическим.

Теоретическое учение опирается на проблему, гипотезу, теорию.

Гипотезой называется предположение объяснения каких-либо взаимосвязей, процессов. Она базируется на теоретическом обосновании и эксперименте. Ее задача — толкование события, явления, очевидно противоречащего объективным данным.

Теория дает целостное отображение действительности в определенной области. Разновидностью формы является проблема. Это формулировка вопроса, требующего решения.

Тест по теме "Наука. Научное познание"материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Основные способы познавательного исследования на эмпирическом уровне — наблюдение и эксперимент. Методы научного познания взаимосвязаны, их отличие в том, что наблюдение предполагает исследование явлений и объектов с опорой на чувственное восприятие.

Никакого воздействия на предмет в данном случае не ведется. При эксперименте исследуемое явление подвергается воздействию. Происходит намеренное нарушение естественного хода событий с целью последующего наблюдения за изменениями.

Перечень теоретических методов включает следующие позиции:

Помимо собственных инструментов научное познание опирается на универсальные методы. К таковым относятся моделирование, абстрагирование, анализ, синтез. Особое место занимают дедуктивные и индуктивные заключения.

Суть дедукции и индукции состоит в том, что истинность какого-либо положения считается доказанной, если не вызывает сомнение истинность ведущих к нему посылок. Также применяются аналогия, сравнение, измерение.

Занимайтесь на курсах ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu и получите максимум баллов на экзамене

Тест по теме "Наука. Научное познание"материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Эксперт по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР

Закончил Московский физико-технический институт (Физтех) по специальности прикладная физика и математика. Магистр физико-математических наук. Преподавательский стаж более 13 лет. Соучредитель курсов ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu.

При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу
— количество подпунктов каждого пункта
— корректность формулировок пунктов плана

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Научное познание — один из видов познания мира.
2. Цели научного познания.
3. Особенности научного познания
а) стремление к объективности
б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, символы
в) особые процедуры проверки результатов и др.

4. Уровни научного знания:
а) эмпирическое знание
б) теоретическое знание
(При такой или близкой по смыслу формулировке п. 4 достаточно двух подпунктов.)

5. Методы научного познания:
а) научное наблюдение
б) описание
в) классификация
г) научный эксперимент
д) мысленный эксперимент
е) выдвижение гипотез
ж) научное моделирование и др.

6. Система наук.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 16972.

Оцените статью
ЕГЭ Live