Теория ко всем заданиям первой части ЕГЭ по русскому языку

ЕГЭ

Вторая часть

Во второй части ЕГЭ по русскому – всего одно задание. Оно проверяет умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. По форме это классическое школьное сочинение.

Среди одиннадцатиклассников бытует мнение, что вторая часть необязательна, относится к профильному уровню, и главное – выполнить первую. Действительно, если задания №1-26 сделаны идеально, они принесут гарантированную четверку за экзамен. Однако заработать пятерку без него фактически невозможно.

Итак, что должно быть в сочинении? Самую весомую часть в оценке занимает способность выразить собственное отношение к проблеме и проиллюстрировать его уместными примерами. При этом нужно иметь в виду:

  • сочинение короче 70 слов не засчитывается, а высший балл можно получить только за текст длиннее 150 слов;
  • переписывать исходный текст нельзя, допустимы только короткие цитаты.

Среди важных требований – умение понять, какая проблема вообще затронута в тексте, как автор сам к ней относится, и оценить его позицию – согласиться с ней или нет. Свою роль играют соблюдение этических норм и фактологическая точность, связность и цельность текста, точность выражения мысли, а также отсутствие грамматических ошибок, соблюдение речевых норм, пунктуационная и орфографическая грамотность.

Задание №6

Здесь требуется прочитать предложение и найти в нём лексическую ошибку. При подготовке можно использовать шпаргалку, приведенную на рисунке.

Задание №7

Это задание – на умение образовывать формы множественного числа и склонять их. Объективно оно не слишком сложное. Для его выполнения нужно повторить правила склонения существительных, местоимений и числительных. Полезно также регулярно заниматься разбором аналогичных заданий ЕГЭ по русскому языку из открытого банка ФИПИ.

Задание №8

Оно считается очень сложным, пугает многих одиннадцатиклассников, зато «ценится» выше всех остальных в первой части. Его суть в том, чтобы прочитать предложения и определить, какие виды грамматических ошибок в них допущены. В самом задании таких видов будет 5, но чтобы хорошо подготовиться к экзамену, нужно разобрать 10.

Тип ошибки Пример ошибки Исправление
Нарушение в построение предложений с причастными оборотами «Поражающий парк в Павловске своей красотой привлекает внимание туристов» «Парк в Павловске, поражающий своей красотой, привлекает внимание туристов»
Нарушение в построении предложений с деепричастными оборотами «Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа» «Проезжая мимо станции, я потерял шляпу»
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом «По истечению восьми секунд после свистка мяч передаётся другой команде» «По истечении восьми секунд после свистка мяч передаётся другой команде»
Ошибка в построении сложного предложения «Учитель объяснил то, как важно писать грамотно» «Учитель объяснил, как важно писать грамотно»
Неверное употребление числительных «Двое тигров охотились на антилоп» «Два тигра охотились на антилоп»
Неверное построение предложений с косвенной речью «Пушкин говорил про себя, что я великий поэт» «Пушкин говорил про себя, что он великий поэт»
Неправильное построение предложений с однородными членами «Наука опирается и изучает законы природы» «Наука опирается на законы природы и изучает их»
Неправильное построение предложений с несогласованным приложением Я читаю книгу «Войну и мир» Я читаю «Войну и мир»
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым «Те, кто умеют ждать, достигают цели» «Те, кто умеет ждать, достигает цели»
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм «Он берёт косу и пошёл на луг» «Он берёт косу и идёт на луг»

Задания №1–3

Вопросы с 1 по 3 очень просты и привязаны к одному небольшому тексту. Последовательность выполнения этой группы заданий – на рисунке ниже.

Задания №16–21

Эта категория вопросов – на знание правил пунктуации. При подготовке, помимо обычных разборов заданий и тренировок, есть смысл использовать такой лайфхак:

  • взять любую книгу, газету или журнал, открыть на любой странице;
  • произвольно выбрать предложение или целый абзац;
  • прямо в тексте карандашом сделать схемы выбранных предложений.

Как ни странно, именно построение схем, которое практикуется в начальной школе, а дальше будто бы забывается, лучше всего помогает выпускникам при разборе заданий ЕГЭ на пунктуацию.

Задания №22–26

Эта группа вопросов привязана к довольно объемному отрывку текста. Во второй части по нему же будет писаться сочинение. Для выполнения заданий №22–26 можно воспользоваться алгоритмами, которые показаны на рисунках ниже.

Задания №4-5

Они настолько элементарны, что некоторые выпускники вообще не считают их заданиями. В №4 требуется исправить ударение, а в №5 – найти лексическую ошибку и подобрать пароним к выделенному слову. Для подготовки достаточно заучить несколько страниц из орфоэпического словника и словарика паронимов, которые прилагаются к контрольно-измерительным материалам.

В заданиях №4-5 экзамена по русскому языку используется только лексика, опубликованная в словниках ФИПИ. Однако пользоваться этими материалами на испытании не разрешается. Поэтому их содержимое нужно выучить наизусть.

Задания №9–15

Все вопросы с 9 по 15 касаются орфографии и редко вызывают серьезные затруднения. Для подготовки необходимо повторить следующие темы:

  • чередование безударных гласных в корне;
  • правописание приставок и суффиксов;
  • спряжение глаголов;
  • слитное и раздельное написание «НЕ»;
  • приставки и предлоги в наречиях;
  • правописание -Н- и -НН- в частях речи.

Изменения за последние 3 года

ЕГЭ в целом не меняет ни своей формы, ни содержания. Но корректировка мелких нюансов все же происходит регулярно, поэтому нужно пользоваться только актуальной литературой для подготовки.

Так, с 2022 по 2020 год в ЕГЭ по русскому языку добавлены два задания и скорректированы правила написания сочинения. Разберем эти перемены по порядку.

В 2022 году появилась проверка знания лексических норм (теперь это №6 в первой части). В 2022 году в первую часть ввели задание на так называемый «пунктуационный анализ». Тогда же внесены корректировки в блок тестовых вопросов по орфографии: если раньше на одно задание давали список из 5–10 слов, теперь их по 10–15.

С этого же времени изменились требования к сочинению. Теперь надо не только приводить примеры, которые иллюстрируют проблему, но и объяснять их значение и смысловую связь между ними. С 2020 года за это можно получить дополнительный балл.

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку есть смысл уделить больше времени демоверсиям, спецификации, кодификатору и словарям паронимов и ударений. Также важно больше читать, тренироваться писать сочинения. Все эти меры в совокупности помогут получить максимально высокую оценку.

Официальный источник

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) для ЕГЭ разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). На его официальном сайте опубликовано три главных документа: демоверсия экзамена, кодификатор и спецификация. Они невелики по объему, каждый занимает всего 3-5 страниц, но в них содержатся все основные моменты:

  • перечень тем (пунктуация, орфография, языковые нормы и т.д.);
  • количество вопросов по каждой теме и баллы, которые можно за них получить;
  • образцы бланков и заданий;
  • требования к базовому и профильному уровню подготовки;
  • регламент экзамена и проверки.

Первая часть

Вся первая часть экзамена – это 26 вопросов с коротким ответом. Они делятся на 3 типа:

  1. несколько вариантов ответа, и только один правильный;
  2. несколько вариантов ответа, и несколько из них – правильные;
  3. вариантов ответа нет, нужно написать его самостоятельно.

Все задания первой части, кроме последних двух, – базового уровня сложности. Они охватывают следующие разделы: орфография, пунктуация, языковые нормы, выразительность речи, а также речь и текст, лексика, фразеология.

Разбор демоверсии егэ по русскому языку 2022.

5 задание -нестерпимой
Нетерпимый — это «нетолерантный к чужим недостаткам», однако боль нестерпимая, то есть интенсивная, ее невозможно терпеть.

6 задание -главную
Суть — самое главное и существенное в чём-н. 
В определении слова «суть» уже содержится понятие «главное». Это плеоназм.

7 задание -обеим 
Оба сочетается с существительными мужского рода, обе — с существительными женского рода.

8 задание -92485 
9-неправильное построения предложения с деепричастным оборотом. Так как деепричастие — это добавочное действие к основному, оно должно совершаться тем же деятелем. Вданном случае основное действие (сказуемое) и добавочное совершается разными субъектами.

Должно быть: 
Употребляя букву «Ъ» на конце слов, в XIX люди отдавали лишь дань традиции.

2-нарушение построения предложения с причастным оборотом. Определяемое слово разрывает причастный оборот. Так быть не должно: определяемое слово может находиться либо до, либо после причастного оборота, но не внутри него. 

Должно быть:
У людей, зачитывавшихся в детстве русскими сказками, былинами, дух захватывало от богатырских подвигов.
4-нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. В данном предложении лучше всего использовать глаголы прошедшего времени совершенного вида. Во-первых, здесь говорится о последовательных событиях, во-вторых, во второй части предложения есть словосочетание «за короткое время», которое требует глагола совершенного вида.

Должно быть:
Когда после окончания школы мой друг поступил на завод, он за короткое время приобрел квалификацию токаря.

8-неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. После производного предлога «наперерез» необходимо использовать существительное в Д.п.

Должно быть:
Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадям. 
5-нарушение в построении предложения с несогласованным приложениям. Название картины — приложение. В данном предложении есть определяемое слово «картина»,  поэтому приложение должно стоять в И.п.

Должно быть: 
По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пеи?зажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачи» А.К. Саврасова.

9 задание -34
Здесь есть следующие чередующиеся корни: пер-пир, раст-рос-ращ, кас-кос, лаг-лож, гар-гор, им-а/я 

зажимать-зажИм, 
отварить (овощи)-вАрит
примирение (сторон)-мИр
косички-кОсы
озарение-чередование дар-зор
горевать-гОре
перила — безударная непроверяемая гласная
замереть- мер-мир
стилистический — стИль 

10 задание -124

преобразовать -потому что приставка в значении ПЕРЕ
пренеприятный — потому приставка в значении ОЧЕНЬ
преследовать  -надо запомнить 
сверхъестественный — так как на стыке морфем перед Е, Ё, Ю, Я ставится Ъ
съемка- на стыке морфем перед Е, Ё, Ю, Я ставится Ъ
двухъярусный — после двух, трех, четырех перед Е, Ё, Ю, Я ставится Ъ
поникнуть —  неизменяемая приставка ПО
прадедушка- неизменяемая приставка ПРА в значении предок
позавчера — неизменяемая приставка ПОЗА
чересчур, иссиня-черный, бескрайний — чередующаяся приставка ЧЕРЕЗ/ЧЕРЕС
взыскать, безынициативный — после русских приставок на согласную в корне пишется Ы 
сверхизысканный — исключение: после приставок меж и сверх в корне пишется И

11 задание -2345

большинство — ИНСТВ(о) -этот суффикс необходимо запомнить, обозначает группу лиц. Есть суффикс ЕНСТВ — отвлеченный признак, обычно встречается в существительных, образованных от прилагательных , первенство — первый. 
алюминиевый — суффиксы ИВ/ЕВ зависят от ударения, без ударения пишем ЕВ
клетчатый — суффиксы ЧАТ/ЩАТ всегда пишутся с А
снова — если  наречии есть приставки ИЗ ДО С, то в суффиксе пишем А
миндалевый — суффиксы ИВ/ЕВ зависят от ударения, без ударения пишем ЕВ
овладевать — в инфинитиве несовершенного вида с ударением на вАть, проверочным словом является инфинитив совершенного вида овладеть
попробовать — Чтобы проверить, нужно поставить глагол в первое лицо: если в первом лице появляется ую/юю, то пишем ОВА/ЕВА
ножОВка — если существительное на -ОВКА (ОВНИК) произошло от прилагательного с суффиксами ОВ(ЕВ), то в таком существительном после Ж,Ч,Ш,Щ пишется О под ударением.
французский, матросский — пишем СК, так как эти прилагательные  являются относительными и в основе не происходит чередований ч/ц, к/ц. А в слове матросский получается сс, так как корень заканчивается на с.

12 задание -345
травы колышутся 1 спряжение (У)
противоречащии? 2 спряжение (А)
выглядишь 2 спряжение И
обидевшии?ся  в причастиях прошедшего времени определяем по инфинитиву обидЕть
(кот) мурлычет 1 спряжение -Е
приемлемыи? — образовано от глагола принимать 1 спряжения, поэтому пишем Е
жалящие (пче?лы) — в причастиях настоящего времени правописание зависит от спряжения инфинитива. 2 спряжение — Я
рассеянныи? (человек) — в страдательных причастиях перед НН пишется та же буква, что и в инфинитиве . Рассеять — рассеянный
лечащии? (врач) — 2 спряжение -А
(родители) тревожатся — 2 спряжение -А 
13 задание — невнятный 
невнятный — можно заменить синонимичным словосочетанием «плохо слышный»
не успев  — не с деепричастием пишется раздельно
с еще не зажившими ранами — у причастия есть зависимое слово «еще»
не слышал — не с глаголом пишем раздельно
не осознавая — не с деепричастием пишем раздельно

14 задание — впоследствии, также
впоследствии — в данном случае это наречие, пишем слитно
также —  в данном случае это наречие, пишем слитно

15 задание -23
проявлены — в кратком страдательном причастим всегда пишем Н
свойственные — в прилагательных с суффиксом ЕНН пишем НН
изысканность — образовано от слова изысканный, которое, в свою очередь, образовано от глагола совершенного вида с приставкой, поэтому пишем НН

16 задание -24
2 — повторяющийся союз и…, и
4- составной союз так…, как и
Обратите внимание на 5 предложение, в нем 2 грамматические основы, но запятая не ставится, поскольку есть общие второстепенные члены.

17 задание-234
2-деепричастный оборот выделяется запятыми вне зависимости от местоположения
3,4- запятая ставится, так как причастные обороты стоят после определяемых слов.

18 задание -23 (запятые при обращениях)

19 задание -2 (запятая в СПП) 2 грамматические основы

20 задание — 1234
1-запятая в ССП 
2-запятая на стыке союзов
3-запятая в СПП
4-запятая при однородных сказуемых 
21 задание -36
!!!!Не путайте тире и дефисы. Тире-пунктуационный знак, дефис — орфографический.

(1)Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистыи?, Лесистыи?, Боковои? и Пастбищныи? хребты. (3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистыи? хребет, находится теснина – наиболее узкая его часть длинои? 5 км. (4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропои? и несущимся рядом Чегемом. (5)Река промыла здесь известняковыи? хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуи?, самая живописная гора Главного Кавказского хребта – Тихтенген (4611 м), западнее которои? находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощныи? ледник – передвижение по нему очень опасно.

1-Тире между подлежащим и сказуемым
2-нет тире, есть дефисы
3-тире перед приложением, которое находится в конце предложения.
4- два тире между словами обозначающими количественные пределы «от» «до».
6-тире перед приложением, которое находится в конце предложения.
7-тире в сложном бессоюзном предложении. 

22 задание-134

23 задание-135

24 задание-произнес, сказать

25 задание
-36

26 задание-7216

Разбор заданий, алгоритмы выполнения, шпаргалки

Чтобы получить наглядное представление о заданиях ЕГЭ по русскому языку, можно посмотреть демонстрационный вариант. Разбор предложенных в нем вопросов и выработка алгоритмов решений поможет уверенней чувствовать себя на экзамене.

Теория ко всем заданиям первой части егэ по русскому языку

Оцените статью
ЕГЭ Live