Теория ко всем заданиям первой части ЕГЭ по русскому языку

Теория ко всем заданиям первой части ЕГЭ по русскому языку ЕГЭ

Вторая часть

Во второй части ЕГЭ по русскому – всего одно задание. Оно проверяет умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. По форме это классическое школьное сочинение.

Среди одиннадцатиклассников бытует мнение, что вторая часть необязательна, относится к профильному уровню, и главное – выполнить первую. Действительно, если задания №1-26 сделаны идеально, они принесут гарантированную четверку за экзамен. Однако заработать пятерку без него фактически невозможно.

Итак, что должно быть в сочинении? Самую весомую часть в оценке занимает способность выразить собственное отношение к проблеме и проиллюстрировать его уместными примерами. При этом нужно иметь в виду:

  • сочинение короче 70 слов не засчитывается, а высший балл можно получить только за текст длиннее 150 слов;
  • переписывать исходный текст нельзя, допустимы только короткие цитаты.

Среди важных требований – умение понять, какая проблема вообще затронута в тексте, как автор сам к ней относится, и оценить его позицию – согласиться с ней или нет. Свою роль играют соблюдение этических норм и фактологическая точность, связность и цельность текста, точность выражения мысли, а также отсутствие грамматических ошибок, соблюдение речевых норм, пунктуационная и орфографическая грамотность.

Задание №6

Здесь требуется прочитать предложение и найти в нём лексическую ошибку. При подготовке можно использовать шпаргалку, приведенную на рисунке.

Задание №7

Это задание – на умение образовывать формы множественного числа и склонять их. Объективно оно не слишком сложное. Для его выполнения нужно повторить правила склонения существительных, местоимений и числительных. Полезно также регулярно заниматься разбором аналогичных заданий ЕГЭ по русскому языку из открытого банка ФИПИ.

Задание №8

Оно считается очень сложным, пугает многих одиннадцатиклассников, зато «ценится» выше всех остальных в первой части. Его суть в том, чтобы прочитать предложения и определить, какие виды грамматических ошибок в них допущены. В самом задании таких видов будет 5, но чтобы хорошо подготовиться к экзамену, нужно разобрать 10.

Тип ошибкиПример ошибкиИсправление
Нарушение в построение предложений с причастными оборотами«Поражающий парк в Павловске своей красотой привлекает внимание туристов»«Парк в Павловске, поражающий своей красотой, привлекает внимание туристов»
Нарушение в построении предложений с деепричастными оборотами«Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа»«Проезжая мимо станции, я потерял шляпу»
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом«По истечению восьми секунд после свистка мяч передаётся другой команде»«По истечении восьми секунд после свистка мяч передаётся другой команде»
Ошибка в построении сложного предложения«Учитель объяснил то, как важно писать грамотно»«Учитель объяснил, как важно писать грамотно»
Неверное употребление числительных«Двое тигров охотились на антилоп»«Два тигра охотились на антилоп»
Неверное построение предложений с косвенной речью«Пушкин говорил про себя, что я великий поэт»«Пушкин говорил про себя, что он великий поэт»
Неправильное построение предложений с однородными членами«Наука опирается и изучает законы природы»«Наука опирается на законы природы и изучает их»
Неправильное построение предложений с несогласованным приложениемЯ читаю книгу «Войну и мир»Я читаю «Войну и мир»
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым«Те, кто умеют ждать, достигают цели»«Те, кто умеет ждать, достигает цели»
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм«Он берёт косу и пошёл на луг»«Он берёт косу и идёт на луг»

Задания №1–3

Вопросы с 1 по 3 очень просты и привязаны к одному небольшому тексту. Последовательность выполнения этой группы заданий – на рисунке ниже.

Задания №16–21

Эта категория вопросов – на знание правил пунктуации. При подготовке, помимо обычных разборов заданий и тренировок, есть смысл использовать такой лайфхак:

  • взять любую книгу, газету или журнал, открыть на любой странице;
  • произвольно выбрать предложение или целый абзац;
  • прямо в тексте карандашом сделать схемы выбранных предложений.

Как ни странно, именно построение схем, которое практикуется в начальной школе, а дальше будто бы забывается, лучше всего помогает выпускникам при разборе заданий ЕГЭ на пунктуацию.

Задания №22–26

Эта группа вопросов привязана к довольно объемному отрывку текста. Во второй части по нему же будет писаться сочинение. Для выполнения заданий №22–26 можно воспользоваться алгоритмами, которые показаны на рисунках ниже.

Задания №4-5

Они настолько элементарны, что некоторые выпускники вообще не считают их заданиями. В №4 требуется исправить ударение, а в №5 – найти лексическую ошибку и подобрать пароним к выделенному слову. Для подготовки достаточно заучить несколько страниц из орфоэпического словника и словарика паронимов, которые прилагаются к контрольно-измерительным материалам.

В заданиях №4-5 экзамена по русскому языку используется только лексика, опубликованная в словниках ФИПИ. Однако пользоваться этими материалами на испытании не разрешается. Поэтому их содержимое нужно выучить наизусть.

Задания №9–15

Все вопросы с 9 по 15 касаются орфографии и редко вызывают серьезные затруднения. Для подготовки необходимо повторить следующие темы:

  • чередование безударных гласных в корне;
  • правописание приставок и суффиксов;
  • спряжение глаголов;
  • слитное и раздельное написание «НЕ»;
  • приставки и предлоги в наречиях;
  • правописание -Н- и -НН- в частях речи.

Изменения за последние 3 года

ЕГЭ в целом не меняет ни своей формы, ни содержания. Но корректировка мелких нюансов все же происходит регулярно, поэтому нужно пользоваться только актуальной литературой для подготовки.

Так, с 2022 по 2020 год в ЕГЭ по русскому языку добавлены два задания и скорректированы правила написания сочинения. Разберем эти перемены по порядку.

В 2022 году появилась проверка знания лексических норм (теперь это №6 в первой части). В 2022 году в первую часть ввели задание на так называемый «пунктуационный анализ». Тогда же внесены корректировки в блок тестовых вопросов по орфографии: если раньше на одно задание давали список из 5–10 слов, теперь их по 10–15.

С этого же времени изменились требования к сочинению. Теперь надо не только приводить примеры, которые иллюстрируют проблему, но и объяснять их значение и смысловую связь между ними. С 2020 года за это можно получить дополнительный балл.

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку есть смысл уделить больше времени демоверсиям, спецификации, кодификатору и словарям паронимов и ударений. Также важно больше читать, тренироваться писать сочинения. Все эти меры в совокупности помогут получить максимально высокую оценку.

Официальный источник

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) для ЕГЭ разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). На его официальном сайте опубликовано три главных документа: демоверсия экзамена, кодификатор и спецификация. Они невелики по объему, каждый занимает всего 3-5 страниц, но в них содержатся все основные моменты:

  • перечень тем (пунктуация, орфография, языковые нормы и т.д.);
  • количество вопросов по каждой теме и баллы, которые можно за них получить;
  • образцы бланков и заданий;
  • требования к базовому и профильному уровню подготовки;
  • регламент экзамена и проверки.

Первая часть

Вся первая часть экзамена – это 26 вопросов с коротким ответом. Они делятся на 3 типа:

  1. несколько вариантов ответа, и только один правильный;
  2. несколько вариантов ответа, и несколько из них – правильные;
  3. вариантов ответа нет, нужно написать его самостоятельно.

Все задания первой части, кроме последних двух, – базового уровня сложности. Они охватывают следующие разделы: орфография, пунктуация, языковые нормы, выразительность речи, а также речь и текст, лексика, фразеология.

Разбор демоверсии егэ по русскому языку 2022.

5 задание -нестерпимой
Нетерпимый — это «нетолерантный к чужим недостаткам», однако боль нестерпимая, то есть интенсивная, ее невозможно терпеть.

6 задание -главную
Суть — самое главное и существенное в чём-н. 
В определении слова «суть» уже содержится понятие «главное». Это плеоназм.

7 задание -обеим 
Оба сочетается с существительными мужского рода, обе — с существительными женского рода.

8 задание -92485 
9-неправильное построения предложения с деепричастным оборотом. Так как деепричастие — это добавочное действие к основному, оно должно совершаться тем же деятелем. Вданном случае основное действие (сказуемое) и добавочное совершается разными субъектами.

Должно быть: 
Употребляя букву «Ъ» на конце слов, в XIX люди отдавали лишь дань традиции.

2-нарушение построения предложения с причастным оборотом. Определяемое слово разрывает причастный оборот. Так быть не должно: определяемое слово может находиться либо до, либо после причастного оборота, но не внутри него. 

Должно быть:
У людей, зачитывавшихся в детстве русскими сказками, былинами, дух захватывало от богатырских подвигов.
4-нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. В данном предложении лучше всего использовать глаголы прошедшего времени совершенного вида. Во-первых, здесь говорится о последовательных событиях, во-вторых, во второй части предложения есть словосочетание «за короткое время», которое требует глагола совершенного вида.

Должно быть:
Когда после окончания школы мой друг поступил на завод, он за короткое время приобрел квалификацию токаря.

8-неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. После производного предлога «наперерез» необходимо использовать существительное в Д.п.

Должно быть:
Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадям. 
5-нарушение в построении предложения с несогласованным приложениям. Название картины — приложение. В данном предложении есть определяемое слово «картина»,  поэтому приложение должно стоять в И.п.

Должно быть: 
По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пеи?зажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачи» А.К. Саврасова.

9 задание -34
Здесь есть следующие чередующиеся корни: пер-пир, раст-рос-ращ, кас-кос, лаг-лож, гар-гор, им-а/я 

зажимать-зажИм, 
отварить (овощи)-вАрит
примирение (сторон)-мИр
косички-кОсы
озарение-чередование дар-зор
горевать-гОре
перила — безударная непроверяемая гласная
замереть- мер-мир
стилистический — стИль 

10 задание -124

преобразовать -потому что приставка в значении ПЕРЕ
пренеприятный — потому приставка в значении ОЧЕНЬ
преследовать  -надо запомнить 
сверхъестественный — так как на стыке морфем перед Е, Ё, Ю, Я ставится Ъ
съемка- на стыке морфем перед Е, Ё, Ю, Я ставится Ъ
двухъярусный — после двух, трех, четырех перед Е, Ё, Ю, Я ставится Ъ
поникнуть —  неизменяемая приставка ПО
прадедушка- неизменяемая приставка ПРА в значении предок
позавчера — неизменяемая приставка ПОЗА
чересчур, иссиня-черный, бескрайний — чередующаяся приставка ЧЕРЕЗ/ЧЕРЕС
взыскать, безынициативный — после русских приставок на согласную в корне пишется Ы 
сверхизысканный — исключение: после приставок меж и сверх в корне пишется И

11 задание -2345

большинство — ИНСТВ(о) -этот суффикс необходимо запомнить, обозначает группу лиц. Есть суффикс ЕНСТВ — отвлеченный признак, обычно встречается в существительных, образованных от прилагательных , первенство — первый. 
алюминиевый — суффиксы ИВ/ЕВ зависят от ударения, без ударения пишем ЕВ
клетчатый — суффиксы ЧАТ/ЩАТ всегда пишутся с А
снова — если  наречии есть приставки ИЗ ДО С, то в суффиксе пишем А
миндалевый — суффиксы ИВ/ЕВ зависят от ударения, без ударения пишем ЕВ
овладевать — в инфинитиве несовершенного вида с ударением на вАть, проверочным словом является инфинитив совершенного вида овладеть
попробовать — Чтобы проверить, нужно поставить глагол в первое лицо: если в первом лице появляется ую/юю, то пишем ОВА/ЕВА
ножОВка — если существительное на -ОВКА (ОВНИК) произошло от прилагательного с суффиксами ОВ(ЕВ), то в таком существительном после Ж,Ч,Ш,Щ пишется О под ударением.
французский, матросский — пишем СК, так как эти прилагательные  являются относительными и в основе не происходит чередований ч/ц, к/ц. А в слове матросский получается сс, так как корень заканчивается на с.

12 задание -345
травы колышутся 1 спряжение (У)
противоречащии? 2 спряжение (А)
выглядишь 2 спряжение И
обидевшии?ся  в причастиях прошедшего времени определяем по инфинитиву обидЕть
(кот) мурлычет 1 спряжение -Е
приемлемыи? — образовано от глагола принимать 1 спряжения, поэтому пишем Е
жалящие (пче?лы) — в причастиях настоящего времени правописание зависит от спряжения инфинитива. 2 спряжение — Я
рассеянныи? (человек) — в страдательных причастиях перед НН пишется та же буква, что и в инфинитиве . Рассеять — рассеянный
лечащии? (врач) — 2 спряжение -А
(родители) тревожатся — 2 спряжение -А 
13 задание — невнятный 
невнятный — можно заменить синонимичным словосочетанием «плохо слышный»
не успев  — не с деепричастием пишется раздельно
с еще не зажившими ранами — у причастия есть зависимое слово «еще»
не слышал — не с глаголом пишем раздельно
не осознавая — не с деепричастием пишем раздельно

14 задание — впоследствии, также
впоследствии — в данном случае это наречие, пишем слитно
также —  в данном случае это наречие, пишем слитно

15 задание -23
проявлены — в кратком страдательном причастим всегда пишем Н
свойственные — в прилагательных с суффиксом ЕНН пишем НН
изысканность — образовано от слова изысканный, которое, в свою очередь, образовано от глагола совершенного вида с приставкой, поэтому пишем НН

16 задание -24
2 — повторяющийся союз и…, и
4- составной союз так…, как и
Обратите внимание на 5 предложение, в нем 2 грамматические основы, но запятая не ставится, поскольку есть общие второстепенные члены.

17 задание-234
2-деепричастный оборот выделяется запятыми вне зависимости от местоположения
3,4- запятая ставится, так как причастные обороты стоят после определяемых слов.

18 задание -23 (запятые при обращениях)

19 задание -2 (запятая в СПП) 2 грамматические основы

20 задание — 1234
1-запятая в ССП 
2-запятая на стыке союзов
3-запятая в СПП
4-запятая при однородных сказуемых 
21 задание -36
!!!!Не путайте тире и дефисы. Тире-пунктуационный знак, дефис — орфографический.

(1)Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистыи?, Лесистыи?, Боковои? и Пастбищныи? хребты. (3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистыи? хребет, находится теснина – наиболее узкая его часть длинои? 5 км. (4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропои? и несущимся рядом Чегемом. (5)Река промыла здесь известняковыи? хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуи?, самая живописная гора Главного Кавказского хребта – Тихтенген (4611 м), западнее которои? находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощныи? ледник – передвижение по нему очень опасно.

1-Тире между подлежащим и сказуемым
2-нет тире, есть дефисы
3-тире перед приложением, которое находится в конце предложения.
4- два тире между словами обозначающими количественные пределы «от» «до».
6-тире перед приложением, которое находится в конце предложения.
7-тире в сложном бессоюзном предложении. 

22 задание-134

23 задание-135

24 задание-произнес, сказать

25 задание
-36

26 задание-7216

Разбор заданий, алгоритмы выполнения, шпаргалки

Чтобы получить наглядное представление о заданиях ЕГЭ по русскому языку, можно посмотреть демонстрационный вариант. Разбор предложенных в нем вопросов и выработка алгоритмов решений поможет уверенней чувствовать себя на экзамене.

Теория ко всем заданиям первой части егэ по русскому языку

Оцените статью
ЕГЭ Live