Стык союзов в ЕГЭ по русскому. Как решать 20 задание?

Стык союзов в ЕГЭ по русскому. Как решать 20 задание? ЕГЭ
Содержание
  1. Проверяем, что соединяет союз «И».
  2. .2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
  3. Однородное соподчинение придаточных — есть или нет?
  4. .1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ
  5. .1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
  6. .1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
  7. .1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
  8. .1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды
  9. .1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
  10. .1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
  11. .1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
  12. .1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
  13. .1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:
  14. .2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
  15. .2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
  16. Найти стык союзов и «пожирателя запятых»
  17. Ищем другие придаточные
  18. Алгоритм выполнения задания № 25
  19. Анализ типичных ошибок
  20. Егэ. русский язык. задания № 22-26. вариант № 1.
  21. Как выглядит задание на стык союзов в егэ?
  22. Объяснение выбора правильного ответа
  23. Правила, которые необходимо повторить
  24. Пример
  25. Рекомендации по выполнению задания
  26. Решу егэ
  27. Тренировочные задания (самопроверка)

Проверяем, что соединяет союз «И».

Особое внимание обращаем на стыки союзов, где «И» – первый союз:

Разберём примеры:

Я волнуюсь перед экзаменом и, хотя я хорошо готовлюсь, всё равно паникую. Мы не ставим запятую перед И, так как после придаточной части продолжается главная: «Я волнуюсь и паникую». Союз «И» соединяет однородные сказуемые.

Я волнуюсь перед экзаменом, и, хотя я хорошо готовлюсь, всё равно плохие мысли лезут в голову. Мы ставим запятую перед И, так как после грамматической основы «Я волнуюсь» начинается другая основа: «мысли лезут». Союз «И» соединяет разные грамматические основы.

.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях, ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила.

а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью, со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении. Например:

Схема: [предстоит], и [онзнал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [позвонили], и [никтоне сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и этовернуло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художникбыл хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился, уви­дев незнакомое ему лицо.

Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художникбыл хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился, уви­дев незнакомое ему лицо. [ОСказ и ОСказ].

в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листьябагряные, золотыепадали тихо на землю, и ветеркружил их в воз­ду­хе и подбрасывал. Схема пред­ло­же­ния : [Листья падали], и [ветер ОСказ и ОСказ ].

Однородное соподчинение придаточных — есть или нет?

Самая неприятная ловушка! Почему-то многие ученики про нее не знают.

Я вспомнил, как сверкнули фары и как она побежала через дорогу.

Я знала, что нужно готовиться к ЕГЭ и что эта статья мне поможет.

Это дом, где родился Иван и прошло моё детство.

Казалось бы, разные грамматические основы – почему мы не поставили запятые?

Если обе придаточные части относятся к одной и той же главной части, отвечают на один вопрос, они считаются однородными. Запятая перед союзом И не ставится:

[Главная часть],  (что…) и (что…).

Это правило простое, но оно встречается довольно редко. Если вы прочитали предложение и видите, что однородных придаточных в нём нет, смело переходите к следующему шагу!

.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния — это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние, и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл; два дополнения, порывы и стоны.

Обратите внимание: в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Общая схема: О, О, О.

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, красные яблоки.

.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема: О и/да/либо/или О.

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2: Везде её встречали весело и дружелюбно.

Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме.

Пример 4: Я приготовлю рис с овощами либо плов.

.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Общая схема: О, О и О.

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Общая схема: О, и О, и О.

или

Общая схема: и О, и О, иО.

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры:

Пример 3: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 4: Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе, и на тем­нев­шем небе, и в вагоне. Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5: Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой, ибо это не между ОЧ, а после него.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание: данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Рассмотрим примеры.

Пример 1: По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лисьдети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые; собирались и читали.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и селпе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Схема: О, а/но/да О

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

Пример 1: Ученик пишет быстро, но неаккуратно.

Про ЕГЭ:  ЕГЭ по английскому языку - демоверсия 2022 года

Пример 2: Малыш уже не хныкал, а плакал навзрыд.

Пример 3: Мал золотник, да дорог.

.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О, илиО, или О

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью.Это союзы как… так и; не только… но и; не столько… сколько; насколько… настолько; хотя и… но; если не… то; не то что… но; не то чтобы… а; не толь­ко не, а, скорее… чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи, так равно и от всех наших знакомых. Грин былне только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом.Мама не то чтосердилась, но все-таки была недовольна.Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если некаждый день, точерез день непременно.Он былне столькорасстроен, сколькоудивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами, вязами и тополями, вели к де­ре­вян­ной эстраде.

Пример 2: Песни были разные: про радость и горе, день прошедший и день грядущий.

Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники, друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок — это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения, ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­валон в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни …, ни; тоже; также; не толь­ко …, но и; как …, так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то …, то; не то …, не то; или; либо; то ли …, то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена.

Самое слож­ное для уча­щих­ся —это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения, ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий— значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть —запятая между ча­стя­ми ССП не ставится.

Пример 1: Через годдочкапошла в школу и мамасмогла выйти на работу.

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год. И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению.

Пример 2:К вечеруветерутих и начало подмораживать. Что произошло к вечеру? Ветер утих. Начало подмораживать.

Теперь более слож­ный пример 1: На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина. В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого— своё.

Пример 2: К ночитемпература у мамы поднялась ещё больше, и мыне спали всю ночь.

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

Найти стык союзов и «пожирателя запятых»

Напомню, что стык союзов — это ситуация, когда несколько союзов (чаще всего два) идут подряд.

  • И хотя
  • И если
  • Что когда
  • Но если
  • И т.д.

Как это может выглядеть в предложении:

Он сказал, что если мы опоздаем, то он уедет без нас.

Главный вопрос – ставить ли запятую между двумя союзами? Почему мы не поставили запятую перед ЕСЛИ?

Познакомьтесь – великий и ужасный ТОНОТАК – пожиратель запятых на стыке союзов! Если после стыка союзов в предложении есть продолжение в виде ТО, НО или ТАК, запятая на стыке союзов НЕ СТАВИТСЯ (он её съел!).

Сравним:

Он сказал, что если мы опоздаем, то он уедет без нас.

Он сказал, что, если мы опоздаем, он уедет без нас.

Уходит ТОНОТАК – появляется запятая на стыке союзов.

Ищем другие придаточные

Смотрим, есть ли в предложении другие придаточные части. Если есть — выделяем запятыми!

Например:

Учитель напомнил, что, если мы не сдадим работу вовремя, ему придётся снизить оценку, которая пойдёт в аттестат.

Алгоритм выполнения задания № 25

  1. Прочитайте задание, отметьте, какое именно лексическое средство связи и какого разряда надо найти.
  2. Вспомните, какие слова относятся к требуемой в задании части речи и её разряду. Внимательно прочитайте предложения, указанные в задании.
  3. Проверьте все слова на наличие характерных признаков части речи и её разряда.
  4. Задайте вопросы от одного предложения к другому, проверяя каждое последующее предложение на наличие слов с указанными признаками.
  5. Запишите номер(а) найденного(-ых) предложения(-й) в бланк ответов № 1.

Анализ типичных ошибок

Средний процент выполнения задания № 25, проверяющего умение определять средства связи предложений в тексте, – 51 %. Сложность для экзаменуемых представляют случаи, когда средством связи являются указательное местоимение или контекстные антонимы.

Распространённой ошибкой является неправильное определение языковых средств связи из–за смешения границ предложения с границами микротекста. Связующие средства могут быть определены неверно, если ученик не обратил внимания на их место в предложении. Так, в микротексте:

Мировой океан напоминает богатейший рудник. Оказывается, содержание металлов в нём намного выше того уровня, при котором на суше начинают разработку месторождения – средством связи предложений является личное местоимение в нём, дублирующее существительное океан, а не местоимения того или при котором, соединяющие части сложноподчинённого предложения.

Кроме того, причины ошибок связаны с незнанием понятий «лексический повтор», «разряды местоимений», «однокоренное слово», «контекстные синонимы». Особые затруднения испытывают экзаменуемые в случае, если средство связи находится не в начале предложения (такая позиция наиболее распространена и хорошо знакома ученикам), а внутри предложения.

Про ЕГЭ:  Ловушки ЕГЭ - трудные задания по русскому языку

Егэ. русский язык. задания № 22-26. вариант № 1.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания

1)Думая о здоровье людей, нельзя не думать о жизни животных и птиц.

2)Использование химических препаратов не сможет навредить животным в лесах.

3)Опрыскивать лес прогрессивной химической жидкостью для расширения площади лугов – выгодное дело.

4)Для выполнения планов хороши любые средства.

5) Невозможно подсчитать ущерб, нанесённый использованием химических веществ в лесах.

* Василий Михайлович Песков (род. в 1930 г.) – современный писатель-очеркист, журналист, путешественник.

Источник текста: открытый банк заданий, сайт ФИПИ.

Ответ:

23.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 1-6 содержатся элементы описания.

2) В предложениях 14-15 содержится пояснение сказанного в предложении 12.

3) Предложения 7-10 – это повествование.

4) Предложение 21 противоречит содержанию предложения 20.

5) В предложениях 43-44 содержится рассуждение.

Ответ:

24. Из предложений 18-22 выпишите слово разговорного стиля.

 Ответ:

25.Среди предложений 14-18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:

26.Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Описывая жуткую картину состояния леса после химической обработки, автор использует синтаксическое средство — (А)_____ (предложения 1-2). Он с горечью отмечает, что люди, учитывая плюсы от подобного действия по отношению к природе, не замечают минусов.

Автор использует другое синтаксическое средство  (Б)_____(в предложении 14). Непонимание органов местной власти неправильности своих действий, основанных лишь на инструкциях и лишённых человеческого отношения, отсутствие диалога с людьми подчёркивают многочисленные(В)_____(предложения 36- 38, 40-41). А использование тропа (Г)_____ («святыми глазами», предложение 31), ещё больше усиливает эту пропасть непонимания.

Список терминов:

1) эпитет

2) обращение

3) ряд однородных членов

4) метафора

5) назывные предложения

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

8) многоточие

9) восклицательные знаки

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Ответ:

ОТВЕТЫ.

№ задания.Ответ.
22135
23125
24прикиньте
2517
265381

Тест составила: Мельникова Вера Александровна.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

Как выглядит задание на стык союзов в егэ?

Обычно задание №20 выглядит так: это сложное (не только грамматически, правда сложное!) предложение, которое состоит из нескольких частей. В нем нужно расставить запятые, то есть правильно определить, где эти части необходимо разделить. Ситуация осложняется тем, что в этом предложении вы обязательно встретите два союза рядом — это и есть стык союзов. Непонятно, после какого из них нужно ставить запятую — и нужно ли вообще.

Мои ученики говорят, что 20 задание ЕГЭ по русскому похоже на запутанный клубок ниток: выглядит жутко, не хочется даже разбираться. Но потом мы начинаем дёргать ниточки по очереди, клубок распутывается, а задание становится простым и понятным. Всего таких ниточек четыре. Готовы?

Объяснение выбора правильного ответа

По заданию надо найти личное местоимение, то есть одну из падежных форм местоимений я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Лексический повтор – это полный повтор слова в той же форме, в которой оно было употреблено в первом предложении. Сначала надо найти лексический повтор: он быстрее опознаётся в тексте.

Такое слово находится в двух соседних предложениях – 37 и 38: «страшно». Далее надо проверить наличие личного местоимения, которое указывает на предмет, явление или состояние в предыдущем предложении. Это местоимение «он» в предложении 38, оно заменяет существительное «человек» из предложения 37.

В Бланке ответов указываем: 3 8

Правила, которые необходимо повторить

В период подготовки к экзамену ПОВТОРЯЕМ (ссылка для перехода к проверяемым правилам русского языка):

  • Средства связи в тексте: лексические; морфологические; синтаксические.
  • Разряды имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, местоименных наречий.
  • Разряды союзов, предлогов и частиц.

Разряды имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, местоименных наречий приведены в справочных материалах к заданию 7. Союзы, предлоги, частицы и наречия с указанием их значения можно повторить по таблице к заданиям 1-3.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

1. СОЮЗЫ СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ1.1. Соединительные: и, да (= и), ни… ни1.2. Противительные: а, но, да (= но), однако, зато, не то1.3. Разделительные: или, либо, то… то, не то… не то1.4. Присоединительные: да, да и, тоже, также1.5. Пояснительные: то есть, а именно

2. СОЮЗЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ2.1. Определительные (союзные слова – местоимения, наречия): какой, чей, кто, что, где2.2. Изъяснительные: что, чтобы, как, будто, как будто

3. СОЮЗЫ (СОЮЗНЫЕ СЛОВА) ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ3.1. Причины: потому что, вследствие того что, в связи с тем что…3.2. Цели: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы…3.3. Времени: когда, лишь, лишь только, едва, пока, прежде чем, как только…3.4. Места (союзные слова): где, куда, откуда…3.5. Условия: если, раз, как скоро3.6. Сравнения: как, будто, словно, точно, подобно тому как, чем – тем3.7. Уступки: несмотря на то что, пусть, как ни…, хотя3.8.

4. ЧАСТИЦЫ4.1. Формообразующие: бы (условное наклонение) да, давай, пусть (повелительное)4.2. Отрицательные: не, ни4.3. Модальные, выражающие: а) Вопрос: ли, разве, неужели; б) Указание: вот, вон; в) Уточнение: именно, как раз; г) Выделение: только, лишь, исключительно, почти; д)

5. ПРЕДЛОГИ ПРОИЗВОДНЫЕ5.1. От существительных: в деле (строительства), по мере (роста), в области (знаний), по поводу (ухода), в меру (стараний), по причине (отставания), в течение (дня), в виде (исключения), в продолжение (часа), за счёт (опережения), в отличие (от друга), в целях (улучшения), в заключение (речи), со стороны (дирекции), в связи (с непогодой), за исключением (Иванова), в силу (обстоятельств), во избежание (неприятностей), в смысле (дела), в ходе (переговоров).ИСКЛ.: вследствие (= из-за), наподобие, вроде, насчёт (= о), ввиду (= из-за, НО!

Иметь в виду – существительное), вместо.5.2. От наречий: близ, кроме, после, впереди, кругом, посередине, вблизи, мимо, прежде, вдоль, навстречу, против, вместе, наперекор, поперек, внутрь, напротив, сверх, возле, около, сверху, вокруг, окрест, сзади, вопреки, поверх, сквозь, вслед, позади, среди, впереди, подле5.3. От глагольных форм: благодаря, спустя, начиная с, включая, кончая, несмотря на, исключая, не считая, невзирая на.

Пример

Помните задание из демоверсии, которое я показала в начале статьи! Сейчас мы вместе с ним разберемся, используя наш алгоритм из четырех шагов.

  1. Ищем однородное соподчинение. Не находим — ну и хорошо!
  2. Нашли стык союзов «и когда». После слова «спалось» нет «то» — запятая на стыке союзов жива-здорова, ТОНОТАК её не съел. Ставим запятую на (2)!
  3. Проверяем (1) при союзе И. Что там соединяется? Читать было невозможно, и… я слушал. Разные грамматические основы, так что ставим запятую!
  4. Закрываем придаточную часть «когда не спалось», ставим запятую на (3). Есть ещё придаточные? Конечно, после (4) прячется «что» — выделяем обязательно!

Получаем такой ответ: 1234. Не пугайтесь, что в ответ пошли все цифры — так бывает, это нормально. Балл наш!

Вот и всё, вы великолепны. Удачи на ЕГЭ, да пребудет с вами ТОНОТАК! Обязательно прочитайте наш гайд для ЕГЭ по русскому 2021, чтобы разобраться с остальными темами и разработать оптимальную стратегию подготовки.

Рекомендации по выполнению задания

Чтобы успешно справиться с заданием 25, необходимо знать, какими способами отдельные предложения могут соединяться в текст. Наличие средств связи – одно из доказательств того, что перед нами связный текст, а не разрозненные предложения. Основными средствами, создающими смысловую и грамматическую целостность текста, являются единая тема, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов, ударение, тематическая лексика, повтор слов (лексический повтор), однокоренные слова, местоимения, союзы и др.

Логически связь проявляется в том, что часть информации, которая заложена в предыдущем предложении, в той или иной форме повторяется в последующих предложениях. Языковые средства выражения этой связи могут быть лексическими, морфологическими, синтаксическими, более того, возможно сочетание одновременно двух или нескольких средств.

Про ЕГЭ:  Экзамен по обществознанию, ЕГЭ 2015, 2014, 2013, вопросы, задания, типовые варианты, тесты, скачать

Чтобы установить средства связи между предложениями, надо прочитать заданное предложение вместе с предшествующим, иногда с несколькими предшествующими (номера этих предложений обычно указаны в формулировке задания), сопоставить их, обнаружить информацию, которая повторяется, и определить способ передачи информации в каждом последующем предложении.

Легче всего обнаруживается повтор. Например, в микротексте: Русская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информацию» – второе предложение связано с первым повтором формы слова (литература – литературы).

В микротексте: Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек–2003 в сегодняшнем городе. Редкая поездка по столице обходится без метро – средством связи тоже является повтор, но не абсолютный, а синонимический (Москва – столица).

В контексте: В искусстве всякое творение индивидуально и неповторимо. А в науке задача состоит в том, чтобы найти закон природы, не зависящий от индивидуальности учёного – повтор информации выражен контекстными антонимами (в искусстве – в науке) и используется добавочное средство связи предложений – союз а.

В микротексте: Человек, именовавший себя интеллигентом, тем самым брал на себя очень чёткие моральные обязательства. Мерилом интеллигентности были не только убеждения, и мораль, и творчество как таковые, но и поступки – информация повторяется в виде однокоренных слов (интеллигентом – интеллигентности).

Чтобы не ошибиться в определении средств связи, надо хорошо повторить по таблице 25.1 морфологию, в частности разряды местоимений, союзов; указательные слова (местоимения, наречия); разграничение союзов и частиц, так как связь предложений в тексте часто обеспечивается именно этими средствами.

Например, в микротексте: Главный воспитатель любого человека – его жизненный опыт. Но в это понятие нужно включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю» – связь выражается при помощи родового слова понятие, указательного местоимения это и противительного союза но.

Решу егэ

Прочитайте текст и выполните задания 22−27.

(1)Два образа не покидают человека всю жизнь: первая любовь и первый учитель.

(2)Я окончил элитную школу, располагавшуюся в престижном районе на западе Москвы. (3)Сейчас такие слова и произносить-то гадко, хочется как-то от них отстраниться, хотя бы закавычить. (4)Тогда, 35 лет назад, они несли несколько другой смысл. (5)У истоков нашего совсем ещё юного в ту пору заведения стоял академик А. Н. Колмогоров. (6)Отбирали туда на жёсткой, многоступенчатой конкурсной основе старшеклассников со всей России, в том числе из самых дальних и глухих мест, и критерий был один: исключительные способности к физике и математике. (7)Колмогоров сам читал лекции; помню его в белой рубашке с протёртыми воротничком и манжетами, выписывающим на доске и комментирующим загадочные формулы, — от формул тех в голове уже ни следа, а образ свеж, как будто это было вчера; помню общие с ним лыжные прогулки всем классом по кунцевским рощам, его рассказы по вечерам в читальном зале — о музыке, живописи, архитектурных шедеврах Европы… (8)Вместе с ним преподавали его сподвижники и ученики, профессора и аспиранты из МГУ, Физтеха и других лучших вузов страны. (9)В эти-то вузы и лежала у питомцев школы дорога.

(10)А литературу вёл у нас человек, ради которого я и начал свой рассказ.

(11)Юрий Викторович Подлипчук школьных учебников не признавал. (12)Учились мы по конспектам его вдохновенных лекций, которые торопливо записывали неумелой рукой (всё-таки не студенты, девятый класс). (13)Ещё считалось важным знать тексты, то есть собственно литературу (при этом Достоевский, например, требовался почти весь, вплоть до «Братьев Карамазовых»). (14)Сейчас уже не вспомнить всего, что он говорил и как объяснял, какие имена попутно всплывали. (15)Его эрудиция и начитанность были феноменальны. (16)С моим тогдашним багажом (могу судить только о себе) я, скорей всего, воспринимал лишь сотую, меньше — тысячную долю сказанного! (17)Читал в детстве, как и многие в нашем классе, много, запоем, но без разбора и ничего не классифицируя. (18)Но после его уроков стали читать ещё больше, бегали записываться в Ленинскую библиотеку, чтобы в очередь прочесть единственный, наверное,

доступный в ту пору экземпляр «Парижских тайн» Эжена Сю — истёртые и пожелтевшие томики разруганного когда-то Белинским авантюрного сочинения, выпущенные чуть ли ещё не при жизни великого критика.

(19)Недавно тогда опубликованный в журнале роман Булгакова «Мастер и Маргарита» учитель сам читал нам вслух после уроков. (20)Пропущенная цензурой вещь сразу попала в число полузапретных. (21)Смешно об этом вспоминать сегодня, но кто-то из коллег преподавателей на наших глазах настоятельно отговаривал Юрия Викторовича от публичного чтения. (22)«Пуганая ворона куста боится!» — был ответ.

(23)Слушать его голос — это был отдельный труд души и наслаждение. (24)Но настоящим праздником становились встречи в актовом зале, обычно накануне выходного, когда Юрий Викторович поднимался на кафедру и допоздна читал стихи. (25)За минувшее с той поры время я слышал немало профессиональных чтецов, в том числе известных и титулованных, но по силе воздействия никого не поставлю даже близко. (26)До сих пор не могу постичь, в чём была магия этого сухощавого близорукого человека в сильных очках-линзах. (27)Он был добр и серьёзен, ироничен и строг, силён и снисходителен. (28)Что читал? (29)Разное, например, всеми забытого Василия Курочкина.

(30)Да кто ж вложил учителю в те годы «жало мудрыя змеи», какой провидческий опыт позволил ему заглянуть через десятилетия, какой нечеловеческой интуицией питались модуляции проникновенного голоса и лукавый блеск глаз из-под очков? (31)А ещё ближе ложился, ещё острее ранил души подростков безысходно-печальный Есенин.

(32)Когда я вспоминаю лучшие — по-современному, «звёздные» — минуты своей жизни, первой в голову приходит такая картина: высокие окна школьного зала на четвёртом этаже распахнуты в московскую ночь, вдали за деревьями мерцают одинокие огни, весенний ветерок наносит свежесть, Юрий Викторович со сцены читает Есенина, я гляжу на сидящую впереди меня прекрасную девочку, которая вся обратилась в слух и, конечно, не подозревает о моём существовании, и по щекам моим ручьём текут горячие слёзы.

(33)Так хорошо, что быть выше и счастливее, кажется, просто невозможно.

(По С. А. Яковлеву*)

* Сергей Ананьевич Яковлев (род. в 1952 г.) — советский и российский писатель, публицист, редактор.

Тренировочные задания (самопроверка)

№ 25.1. Прочитайте текст. Выпишите слова, которые связывают предложения текста. Приведите их характеристику.(1)Для ребёнка сказка – та же действительность. (2)Он не просто читатель или слушатель, а непосредственный участник всего, что происходит в рассказе. (3)

№ 25.2. Прочитайте текст.(1) У нас в городе много мостов, которые по ночам разводятся. (2) Время их разводки точно известно: есть расписание, которое вывешено на специальной синей табличке при въезде на мост, однако о разводке забывают, и она всегда оказывается некстати. (3)

Мне нужно было попасть из центра в один из новых районов города, в северной его части, для чего следовало миновать Дворцовый мост. (4)И вот как раз сейчас мост оказался разведённым.Выпишите местоимение(-я), которое(-ые) служит(-ат) для связи предложений текста. личные НАС, ОНА притяжательное ИХ притяжательное ЕГО относительные КОТОРЫЕ, КОТОРОЕ относительное ЧЕГО.

№ 25.3. Прочитайте текст. Выпишите слова, которые связывают предложения текста. Приведите их характеристику.(1) До изобретения письма языковая история протекала бурно. (2) Не закреплённые в письменной традиции, языки легко забывались. (3)

№ 25.4. Прочитайте текст. Выпишите слова, которые связывают предложения текста. Приведите их характеристику.(1)Установлено, что самые высокие из бегунов лучше всего проходят дистанцию в 400 метров. (2)Те, кто бегает на 100 и 200 метров, ниже «400-метровиков», ноги у них короче, потому что, оказывается, для самых коротких дистанций слишком длинные ноги – помеха. (3)

№ 25.5. Прочитайте текст. Выпишите слова, которые связывают предложения текста. Приведите их характеристику.(1)Высшее, чего может достичь человек, – это мудрость. (2)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (3)

Оцените статью
ЕГЭ Live