- Введение
- Ваша позиция
- Клише для сочинения егэ
- Критерии оценивания
- Подтяните знания с репетитором за лето | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс): | образовательная социальная сеть
- Проблема
- Советы выпускникам
- Сочинение на егэ
- Структура сочинения егэ по русскому 2022 с клише
- Заключение
- Памятка по созданию сочинения егэ
Введение
Как и практически в любом другом тексте, начинать нужно с введения, хотя его наличие не подпадает под классификацию обязательных требований. Тем не менее, с введением текст становится более гармоничным, особенно если использовать цитату или эпиграф, отражающие суть произведения.
Еще один важный момент – краткость, которая, как известно, сестра таланта. Поэтому 2-3 предложений или одной цитаты будет более чем достаточно.
Ваша позиция
Описав авторскую позицию, ученик переходит к следующей части, приводя позицию собственную.
И тут крайне важно не пережать, сразу же отказавшись от слишком навязчивого и уж тем более агрессивного оценивания, из-за которого можно серьезно потерять в баллах.
Настоятельно рекомендуется оставлять место для альтернативного мнения, при этом обосновывая свое посредством приведения конкретных аргументов.
Не забываем и про клише для этого блока, которые помогут корректно и максимально лаконично сформулировать мысль.
Клише для сочинения егэ
1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, это волновало людей в древности и не оставляет равнодушным (беспокоит, тревожит) в наше время. Эта тема интересует как молодых, так и опытных людей , и текст … тоже посвящён …
2) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .
3) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье… .
4) (Прием «Ниточка») Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. «(Высказывание),» — так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
5) Приём «Цитата». «…,» — писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, … .
6) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
Формулировка проблемы
1) Данный текст посвящён теме (проблеме) … .
2) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему… (касается следующих вопросов … , останавливается на следующих проблемах …)
3) «_______!» – этот призыв, обращенный к сердцу читателя, звучит в тексте (Ф.И.О.)
4) С первых же строк мы (оказываемся, погружаемся, входим) в (таинственный, волшебный, тихий, светлый и т.д.) ________. _________ в культурном опыте наших предков был воплощением (издавна считался, почитался) (воплощением, символом, проявлением) _______ начала. Вот почему автор (Ф.И.О.) описывает _____ таким.
5) «О ____________ можно рассказывать бесконечно!» – слышим мы. И действительно, сколько уже книг, статей, программ посвящено __________! Но странное дело, каждый, кто обращается к этой (острой, злободневной, священной, важной, актуальной) теме, находит в ней что-то свое, новое ( актуальность).
6) Автор исследует, анализирует, поднимает, рассматривает, затрагивает проблему…. Комментарий по проблеме (актуальность).
Комментарий проблемы
1) Рассуждая над проблемой …, {указываем автора} обращается … {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.
2) Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
3) Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.
Отражение позиции автора
1) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …
2) Автор считает (убеждает нас в том), что…
3) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
4) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…
Выражение своего мнения
1) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.
2) Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что …
3) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …
Аргументация своего мнения
Из читательского опыта
1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности …
2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях …
3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.
Из зрительского опыта
1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) …
2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи …
Критерии оценивания
На первый взгляд поставленная задача кажется крайне сложной. Однако подготовка позволит развеять этот стереотип, придав ученику такой необходимой в процессе экзаменации уверенности в себе. Главное — готовиться, учитывая те критерии оценивания, которые будут использоваться при проверке готового текста, поскольку для этого специально был разработан определенный стандарт.
Для наглядности эти стандарты будут приведены в следующей таблице:
К№ | Актуальные для оценивания сочинения в 2022 г критерии | Число баллов для каждого критерия с расшифровкой |
---|---|---|
1 | Способность правильно формулировать основную проблему исходного текста, по которому пишется сочинение | 0 – отсутствие или неверная формулировка общей или одной из проблем; 1 – правильная формулировка без отсутствия фактических ошибок. |
2 | Написание корректного комментария к сформулированной в предыдущей части текста проблеме | 0 – отсутствие проблемы и обосновывающих ее примеров; фактические ошибки, указывающие на явное непонимание или неправильное прочтение исходника; простой пересказ без обособления собственной позиции; цитирование больших текстовых фрагментов; 1 – наличие иллюстрирующего проблему примера без пояснения; 2 – наличие двух и более примеров проблемы без разъяснения их значения; 3 – выборочное разъяснение приведенных примеров, отсутствие смысловой связки между ними; сам блок не должен содержать фактических ошибок; 4 – наличие 2х и более обоснованных примеров без фактических ошибок, но с отсутствующей взаимосвязью между ними; 5 – полностью выполненное задание с 2-мя и более обоснованными и взаимосвязанными друг с другом примерами и отсутствием ошибок. |
3 | Отражение и уместность формулировки авторской позиции | 0 – отсутствие или неверная формулировка позиции; 1 – правильная формулировка позиции автора исходника без ошибок. |
4 | Отношение экзаменующегося к авторской позиции по основной проблеме | 0 – отсутствие позиции, как таковой, или несоответствие позиции ученика авторской; 1 – наличие сформулированной позиции с обоснованием на конкретных примерах и прочей аргументацией. |
5 | Стилистика, последовательность изложения материала, речевая грамотность и сохранение общей цельности готового текста | 0 – ошибки по перечисленным критериям оценивания и неправильное абзацное членение либо его отсутствие; 1 – отсутствие грубых ошибок по перечисленным критериям оценивания и погрешностей в абзацном членении текста. |
6 | Речевая точность, выразительность и интонация | 0 – скудный словарный запас, тавтология, однообразие в грамматическом построении; 1 – точная смысловая формулировка, но однообразие грамматического построения либо обратная характеристика; 2 – присутствие всех перечисленных выше критериев грамотной письменной речи. |
7 | Орфография | 0 – 4 и более ошибок; 1 – 3-4 ошибки; 2 – 2 ошибки; 3 – 0-1 ошибка, при условии, что она не является грубой. |
8 | Пунктуация | 0 – 6 и более ошибок; 1 – 4-5 ошибок; 2 – 1-3 ошибки; 3 – 0-1, при условии, что допущенная ошибка не является грубой. |
9 | Языковые нормы | 0 – 2 и более грамматические ошибки; 1 – 1-2 ошибки; 2 – отсутствие языковых ошибок. |
10 | Речевые нормы | 0 – 3 и более ошибки; 1 – 2-3 ошибки; 2 – 0-1 ошибки. |
11 | Фактологическая точность (ошибки этического характера) | 0 – присутствует одна ошибка и более; 1 – отсутствие ошибок. |
12 | Фактические ошибки | 0 – 1 и более ошибка; 1 – ошибки отсутствуют. |
Исходя из приведенной выше информации, максимальное количество баллов будет равно 25. При этом определенные требования выдвигаются и к количеству слов, которых должно быть не менее 150, а в идеале — не более 200.
При этом на всю процедуру экзаменации вместе с тестами будет отведено 210 мин. без возможности использования любых сторонних материалов. Работы, написанные не по теме, проверяться не будут.
Подтяните знания с репетитором за лето | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс): | образовательная социальная сеть
Примеры-иллюстрации:
Проблема раскрывается автором на примере…
Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…
Автор обращает внимание автора на…
Не случайно автор изображает (кого, что?)…
Поступок героя свидетельствует о том, что…
В качестве примера автор рассматривает…
Особого внимания заслуживает высказывание…
Автор неслучайно приводит слова (кого)…
В центре внимания автора случай…
Герой говорит: «цитата»
Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…
Пояснение к примерам:
Автор рассуждает о том, что…
Писатель убеждает читателя в том, что…
Этот пример показывает, что…
Этот пример убедительно доказывает, что…
Эти события помогают понять…
Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить как…
Автор отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…
Писатель хочет сказать, что…
Эти события автор описывает для того, чтобы…
Слова героя позволяют понять…
Связка между примерами
Для сравнения автор обращается к …
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…
Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
Несмотря очевидную правоту героя, автор думает иначе…
Объясняя причину поступка героя, автор приводит…
Противопоставляя эти примеры (героев)…
Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…
Проблема
Следующая часть излагаемого материала требует особого внимания, поскольку она должна концентрировать в себе общую проблематику, которую нужно максимально правильно и четко сформулировать. Для этого ученик может использовать формат вопроса, расставляя основные приоритеты.
При этом нельзя путать такие понятия, как тема и проблема, поскольку последняя должна отражать не саму суть, а конфликт, который лежит в ее основе. Под конфликтом понимается острая тема или какая-то спорная ситуация, любые противоречия.
И если ученик правильно поставит вопрос, грамотно подведя к размышлению на эту тему с сопутствующим поиском вариантов решения основной проблемы, то это плюс балл в общем зачете. При этом можно воспользоваться вспомогательными, наводящими на нужные размышления клише.
Советы выпускникам
Если написание сочинений – не ваш конек, то это отнюдь не повод для того, чтобы опускать руки, заведомо настраивая себя на низкий результат. Красивая, грамотная, а самое главное – корректная письменная речь – это всего лишь навык, который можно и нужно тренировать.
Причем регулярные тренировки в написании сочинений на разные темы в соответствии с установленными планами, структурой и системой оценивания являются основной рекомендацией, которую единогласно дают эксперты выпускникам. Для этого можно завести специальные тренировочные дневники, в которых можно будет делать соответствующие пометки, проводя работу над ошибками.
В качестве примера можно использовать работы других учеников с подробным разбором, причем как хорошо написанные, так и не очень, ведь гораздо лучше учиться на чужих, а не на своих ошибках.
Кроме того, тренируйте навык устно, учась находить проблему в любом тексте при прочтении. И стараясь избавляться от привычных для вас слов-паразитов.
Буквально несколько месяцев регулярных тренировок и вы не узнаете собственные тексты. Поэтому написание хорошего сочинения в рамках ЕГЭ – вполне посильная задача, решение которой находится полностью в вашей компетенции.
Сочинение на егэ
Согласно программе учебного года 2021-2022, для всех выпускников 11 классов, планирующих дальнейшее обучение в высших учебных заведениях, предусматривается обязательный единый государственный экзамен по русскому языку, который будет состоять из двух этапов: тестирования и письменного сочинения.
И если с тестами все более или менее понятно, то написание сочинения требует определенной подготовки, которая, в первую очередь, сводится к изучению структуры текста и основных требований, выдвигаемых по отношению к нему.
Так, оцениваться будет не только грамотное и логичное изложение текста с учетом орфографии и пунктуации, но и способность ученика выносить из него основную суть, приводить правильную и максимально точную аргументацию.
То есть помимо корректного восприятия и передачи самой сути сочинения, ученик должен придерживаться золотой середины, избегая слишком сложных замысловатых конструкций, чтобы в итоге получить лаконичный текст с четко просматривающейся структурой.
Структура сочинения егэ по русскому 2022 с клише
Теперь более подробно о самом структурировании, которое представляет собой четкий план. Придерживаясь последнего, будет гораздо проще упорядочить свои мысли и впечатления от прочитанного, используя его, как своеобразный костяк.
Заключение
Написание вывода также требует максимальной концентрации, поскольку здесь необходимо подвести обобщающую черту под всем, что было написано выше. При этом не допускается дублирование текста или его пересказ – только свежий взгляд на позицию автора, опираясь на собственную точку зрения.
При этом конец сочинения должен перекликаться со всеми его частями, включая вступление, если таковое использовалось.
Развивая мысль в этом блоке, крайне важно не допускать противоречий, если только они не являются своеобразным лейтмотивом самой темы.
И даже для данного блока предусмотрено свои клише, которые помогут направить мысли в нужное русло, если от волнения никак не удается их грамотная формулировка.