Список литературы для итогового сочинения 2022 — Методика преподавания — Преподавание — Образование, воспитание и обучение — Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.su

ЕГЭ
Содержание
  1. Что читать летом из школьной программы
  2. «книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»
  3. «кому на руси жить хорошо? – вопрос гражданина»
  4. «преступление и наказание – вечная тема»
  5. «цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»
  6. «человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  7. А из зарубежной литературы?
  8. В. распутин «дочь ивана, мать ивана»
  9. В. распутин «прощание с матерой»
  10. Если этого мало
  11. Еще раз о направлениях
  12. М. а. булгаков «мастер и маргарита»
  13. М. а. булгаков «собачье сердце»
  14. Ф. м. достоевский «преступление и наказание»
  15. Литература к направлению итогового сочинения книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
  16. Литература к направлению итогового сочинения человек путешествующий: дорога в жизни человека
  17. Литература к направлению итогового сочинения цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Что читать летом из школьной программы

«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский

В романе Фёдора Достоевского поднимаются социальные и философские
проблемы, по ходу сюжета мы понимаем, о каком наказании на самом деле идёт
речь, а главное, почему оно так страшно, анализируем простую и понятную
каждому, человеческую психологию.

Из романа можно взять аргументы для тем предательства, любви и  о том, что происходит в душах людей и их подсознании.

«Капитанская дочка» А. С. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин в своём романе поднимает темы чести,
личности, долга, тут мы можем найти аргументы практически для любого модуля в
итоговом сочинении.

«Отцы и дети» И. С. Тургенев

В этом классическом романе затрагиваются темы конфликта поколений и
любви на  качественно новом уровне для
русской литературы XIX века.

«Война и мир» Л. Н. Толстой

«книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»

Список литературы для итогового сочинения 2021-2022 сделает более полным подборка аргументов по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня».

  1. И.А. Гончаров, «Обломов». Читатель замечает, как литературные произведения помогают Ольге и Андрею работать над собой. Благодаря литературе, герои получают энергию и необходимые знания для воплощения новых целей. А вот сам Обломов совсем не читает и деградирует.
  2. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Здесь показано, как произведения способствуют развитию взаимопонимания и чуткости людей. Так, Николай Кирсанов сумел поддержать своего сына и понять его, так как впитал ценности русского гуманизма. 
  3. А. Грин, «Алые паруса». Читатель замечает, какое сильное воздействие оказала история Эгля на Ассоль. Главная героиня произведения смогла обрести утешение в мечтах и даже воплотить свои грёзы. 
  4. М. Горький, «На дне». Одна из обитательниц ночлежки Настя благодаря литературе смогла забыться и подумать о настоящих чувствах. А ведь это единственное утешение в ее сложной ситуации. 
  5. А.Н. Куприн, «Гранатовый браслет». Благодаря музыкальному искусству Вера смогла понять Желткова и выйти из сложного эмоционального состояния.
  6. Л. Н. Толстой, «Война и мир». Слушая восхитительное пение Наташи Ростовой, Николай сумел воодушевиться и справиться с отчаянием.
  7. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Из-за своего чрезмерного увлечения литературой Софья стала слишком наивной девушкой и выбрала не того мужчину. Молчалин лишь подстроился под модный шаблон французских литераторов.
  8. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Благодаря Библии Родион Раскольников смог понять себя и отказаться от своей ничтожной теории.
  9. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Главная героиня очень много читала, что помогло ей определить свое духовное призвание. 
  10. 10.А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Татьяна Ларина любила много читать. Благодаря этому девушка стала разносторонней личностью и приобрела большой опыт жизни, не покидая деревню. 
  11. 11.И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Героиня читала взрослые книги из библиотеки своего отца и слишком рано познала мир плотских удовольствий, что сыграло роковую роль в ее судьбе.
  12. 12.И.А. Бунин, «Антоновские яблоки». Главный герой очень любил читать во время отдыха в деревне, потому что это доставляло ему ни с чем не сравнимое удовольствие.
  13. 13.А.И. Куприн, «Тапер». Музыка Листа помогла юному пианисту раскрыть свой талант и очаровать всех присутствующих. Классика не стареет, ведь ее необыкновенные звуки поразили героев, хотя с момента написания мелодии прошло больше ста лет.
  14. 14.А.И. Куприн, «Яма». Песня Ровинской растопила озлобленное сердце Жени и помогла ей облегчить свою душу признанием в преступлениях.
  15. 15.Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Народные песни помогают героям тянуть лямку жизни и преодолевать трудности с улыбкой на устах. В музыке они находят утешение.

«кому на руси жить хорошо? – вопрос гражданина»

Список книг для итогового сочинения 2021-2022 подкрепляет подборка аргументов по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина».

  1. Л.Н. Толстой, «Война и мир». По мнению Пьера Безухова, решение социальных проблем заключается в политической и общественной деятельности. 
  2. А.П. Чехов, «Вишневый сад». Россия медленно развивается, потому что многие люди из правящих классов одержимы ложным патриотизмом. Они восхищаются вишневым садом на словах, но ничего для него не делают и тратят все деньги за рубежом, как Раневская, которая накануне торгов только что вернулась из Франции.
  3. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». В своем произведении автор очень подробно рассказал, кому и почему плохо живётся на Руси.
  4. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». По мнению Евгения Базарова, необходимо все разрушить для того, чтобы построить совершенно иной мир, наполненный рационализмом и трудолюбием. 
  5. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Данное произведение отображает суть правящего класса, который, духовно умирая, губит всю страну. Автор на примере крестьян показывает, что Россию держат на плаву только те люди, которые трудятся, а не живут на всем готовом.
  6. И.А. Гончаров, «Обломов». Персонаж не может обрести истинное счастье из-за качеств своего характера. Он ленится и не хочет выходить из зоны комфорта. А вот Штольц смог добиться успеха, хоть и не имел ни титула, и богатого наследства. Он работал и саморазвивался.
  7. А.П. Чехов, «Человек в футляре». Главный герой оградился от реальности прочным футляром. Безусловно, в таком состоянии он не может обрести счастье. Более того, его влияние отравляет жизнь всем остальным.
  8. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Если людей, подобных Чацкому, и дальше будут считать сумасшедшими, в стране ничего не изменится, и люди не смогут обрести подлинное счастье. Фамусовское общество отвергает всякий прогресс. 
  9. Н.В. Гоголь, «Шинель». В повести поднимается тема «маленького человека». Башмачкин пытается отыскать справедливость, но не находит ее на Руси, потому что к нему все равнодушны. 
  10. 10.А.С. Пушкин, «Дубровский». Писатель показывает, что и богатые люди порою бывают несчастными, ведь у них имеются собственные проблемы на Руси. Несправедливость судебной системы может обездолить и уничтожить кого угодно.
  11. 11.А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Автор в своем произведении хотел донести до читателя простую мысль. Если люди будут проявлять заботу и милосердие, подобно доктору Пирогову, все станут счастливее. 
  12. 12.А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор показал, что социальная несправедливость разлагает страну и народ, лишает Россию шанса на развитие.
  13. 13.А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Автор показывает, что бессмысленный и беспощадный русский бунт не решает социальных и политических проблем, а лишь создает новые.
  14. 14.А.С. Пушкин, «Медный всадник». Равнодушие власть имущих к нуждам и правам простых людей делает жизнь народа невыносимой и беспросветной.
  15. 15.М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Люди будут жить счастливее только в условиях мира. Социальные конфликты приводят к Гражданской войне, которая и вовсе отбрасывает Россию назад, разрушая даже тот скромный уровень благосостояния, который был ранее.

Таким образом, мы рассмотрели список произведений для итогового сочинения, из которых можно брать аргументы. Конечно же, это не полный перечень книг. Однако мы представили Вам наиболее известные и полезные произведения, которые можно применить для раскрытия многих тем.

«преступление и наказание – вечная тема»

Список произведений для итогового сочинения 2021-2022 продолжит подборка аргументов по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема».

«цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»

Список литературы для итогового сочинения 2021-2022 дополнит подборка аргументов по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?».

  1. М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Данное произведение представляет собой наглядный пример того, что прогресс и технологии могут привести не только к положительным результатам. Порой изобретение ноу-хау приводит к отрицательным последствиям. Проводя свой эксперимент, профессор Преображенский превратил собаку в наглого и бестактного человека. 
  2. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». В своем известном произведении автор показывает читателю, как развитие прогресса может поспособствовать решению различных социальных проблем: вопрос насилия в семье, женский вопрос и так далее.
  3. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Русский писатель поведал читателю о том, как внедрение сельскохозяйственной техники в рабочие процессы может способствовать улучшению жизненных условий казаков. 
  4. Р. Брэдбери, «Улыбка». Люди часто винят во всех своих бедах цивилизацию, и вот автор показал мир, лишённый ее даров. Человек уничтожил все «зло», только вот его жизнь стала намного хуже после этого.
  5. Братья Стругацкие, «Гадкие лебеди». Прогресс требует жертв и кардиального отказа от всего, что было ранее незаменимым, и не все готовы к этому.
  6. Братья Стругацкие, «Мир иной». Ученые нашли космический корабль, погребенный в застывшей лаве. И внутри они обнаружили полнейшие технологии, которые изменили бы жизнь человечества к лучшему. Например, люди будущего научились генерировать сердца: одно отмирает, другое возрождается, третье готовится на смену.
  7. Р. Брэдбери «Вельд». В рассказе, написанном в фантастическом жанре, продемонстрирована культура «потребления», которая выражается в негативном ключе. Люди хотят получить много и сразу, они даже готовы убить ради своих целей. 
  8. В.Г. Распутин, «Прощание с Матёрой». Из-за строительства электростанции людям ничего не остаётся, как покинуть свой родной дом. В своем произведении автор, главным образом, показывает, насколько болезненным может быть прогресс.
  9. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». По мнению Воланда, люди не претерпели никаких изменений в ходе исторического развития. Один только квартирный вопрос привёл к негативным последствиям. Это свидетельствует о том, что технический прогресс способен изменить только условия жизни. При этом способности людей и их нравы он не затрагивает. 
  10. 10.И.С. Тургенев «Отцы и дети». Выдающийся писатель показывает читателю, как применение научных знаний на практике способно изменить мир в лучшую сторону. Читатель видит, что Базаров в действительности смог оказать помощь многим. Персонаж, будучи талантливым медиком, способствует продвижению науки и исцеляет людей. 
  11. Н.С. Лесков, «Левша». В своем произведении писатель показал, что не ценятся настоящие таланты в нашей стране. Поэтому она отстает от других. Левша добыл иностранный секрет, его не услышали, что повлекло за собой огромные потери в войне.
  12. А.П. Чехов, «Лошадиная фамилия». Главный герой очень страдает от зубной боли. Боясь врача, он пытается найти целителя. Однако помочь герою смог только один стоматолог. Ведь в этом и состоит призвание науки, чтобы помогать людям.
  13. А.П. Чехов, «Дядя Ваня». Астров очень возмущается в связи с вырубкой леса. Ведь прогресс обязан учитывать потребности будущих поколений. 
  14. А.П. Чехов, «Степь». Егор уезжает из региона, где кирпичный завод очень сильно влияет на местную экологию. Автор описывает клубы красной пыли, которые заставляют людей задыхаться.
  15. Е.И. Носов, «Кукла». Пестициды с полей отравили реку и рыбу, превратили некогда процветающий водоем в заросшее болото.

«человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Список книг по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» лучше всего дополнит подборка аргументов по этому направлению.

  1. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Персонажи известного произведения Некрасова всячески пытаются в пути отыскать правду и справедливость. По их мнению, дорога представляет собой прекрасную возможность узнать истинное лицо огромной страны, а также изучить подлинный характер жителей России.
  2. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главный герой романа в стихах совершил большое путешествие по стране. Евгению Онегину посчастливилось посетить многие города. В итоге он сумел обрести свой смысл жизни. Ведь, по своему возвращению, Онегин осознал, что Татьяна является его судьбой.
  3. А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Радищев рассказывает о том, как много он смог узнать о положении крестьян во время поездки. 
  4. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». В образе Петра Гринева писатель воплотил человека чести, совести и достоинства. На становление характера главного персонажа произведения во многом повлияло воспитание отца. Именно он отправляет своего сына на службу в Белогорье. Благодаря этому, главный герой превратился в ответственного и смелого мужчину, а также смог найти свою судьбу. 
  5. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». В образе Александра Чацкого Грибоедов воплотил человека, жаждущего развития и прогресса. Он был не похож на представителей фамусовского общества по своим жизненным ориентирам и соображениям. Чацкого назвали сумасшедшим лишь потому, что он не вписывался в рамки фамусовского общества, проповедующего консерватизм и старый уклад жизни. Благодаря своим путешествиям за границей персонаж значительно расширил свой кругозор. 
  6. А.П. Чехов, «Вишнёвый сад». Раневская очень дорожила своим садом, ведь он ассоциировался у нее с приятными воспоминаниями. Однако главная героиня известного произведения была не в силах что-то изменить. Женщина решает бежать за границу, чтобы забыть о своих проблемах и обрести спокойствие. Однако она не может найти там счастья. А путешествие только ухудшает тяжёлое финансовое положение героини.
  7. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Персонаж произведения сильно разочаровался в жизни. Лишь путешествие спасало Печорина от беспробудной скуки. Оно подарило герою новые эмоции. 
  8. А.С. Пушкин, «Дубровский». Главный герой произведения лишь в столице сумел приобрести прекрасное образование и воспитание. Благодаря тому, что герой покинул родной дом, он стал просвещенным и развитым человеком.
  9. Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». Путешествия подарили Анне новые знания и открытия, благодаря которым она стала разносторонне развитой личностью и приятной собеседницей.
  10. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Дорога в произведении символизирует жизненный путь по наклонной плоскости: от самых безобидных пороков автор спускается все ниже, чтобы показать, к чему приводит потакание своим слабостям.
  11. А. Грин, «Алые паруса». Артур нашел свой индивидуальный жизненный путь в странствиях по свету. Несмотря на неодобрение родителей и все трудности, он нашел себя, следуя за внутренним голосом.
  12. М. Горький, «Макар Чудра». Путешествия обогащают внутренний мир личности и дарят ей ощущение свободы.
  13. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Автор показал, как главные персонажи романа-эпопеи искали смысл жизни и предназначение. Старый дуб Андрей Болконский встретил на своем пути. Он символизировал внутреннее состояние главного героя. Кроме того, в поездке Болконский встретил Ростову. На обратном пути Андрей снова увидел дуб. Только теперь это было цветущее дерево. Благодаря дороге персонаж получил новые эмоции и возможности. 
  14. А.П. Чехов, «Три сестры». Главные герои очень хотели уехать в Москву из захолустья, чтобы начать новую жизнь, и все время откладывали. В итоге у них ничего не вышло.
  15. А. П. Чехов, «Невеста». Героиня знаменитого произведения уехала из родного дома в неизвестность для того, чтобы воплотить свою мечту в реальность и раскрыть свой потенциал. Наде удалось осуществить задуманное.

А из зарубежной литературы?

Все эти произведения включены в школьную программу. Теперь пробежимся по зарубежной литературе:

«451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери

Научно-фантастический роман-антиутопия, тяжёлое, наполненное смыслом и
идеями произведение, в нём поднимаются проблемы прогресса и отношений человека
и природы.

«Гордость и предубеждение» Д. Остин

Ироничный роман о женщине, которая боролась с обычаями и внешней
средой.

Я собрала самые популярные романы русской и зарубежной литературы, которые помогут вам написать итоговое сочинение, а в последствие могут стать хорошими помощниками на ЕГЭ по русскому и литературе.

Но одних аргументов недостаточно, чтобы получить высокий балл на итоговом сочинении. Грамотный и понятный текст — залог высокой оценки. Разобраться с ненавистными правилами пунктуации и синтаксиса можно на наших летних курсах по русскому языку.

В. распутин «дочь ивана, мать ивана»

В параллель с романом Достоевского так и просится повесть В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Это произведение в значительной степени полемично по отношению к «Преступлению и наказанию». Автор спустя век снова ставит вопрос, допустимо ли убийство «по совести», — и ответ уже не столь очевиден в новых реалиях.

К повести можно обратиться при работе над теми же направлениями.

  • Поиск пути. Удобнее всего связать с поисками своего места в жизни сыном Тамары Ивановны. Но можно рассмотреть вообще любого героя повести. Ошибки в выборе пути – это, конечно, образ Светы. Спутники — опять Иван, который ищет единомышленников.
  • Третья тема. Преступление и возможность избежать наказания. Убийство того, кто «недостоин жить». В повести все искажено и перепутано. Кто преступник? Насильник или убившая его мать жертвы? А может, следователь, готовый за деньги закрыть дело?
  • Ну, и конечно, к четвертой теме подходит. Ведь каждый из старшеклассников ищет свой путь и делает свой выбор, как Светка и Иван. Здесь же красота, вечные и преходящие ценности и т.п.
  • А еще повесть В. Распутина подходит ко второму направлению. «Цивилизация», хлынувшая в нашу страну после Перестройки, принесла с собой много красивой одежды, новые «ценности» и свободу от стыда и совести.

В. распутин «прощание с матерой»

Проблемы цивилизации, выбора пути и преступления перед природой и памятью. Три направления совершенно очевидные.

Цивилизация (электростанция, город) выступает антиподом деревеньке на Матёре с ее старухами, Лиственем и Хозяином. Что важнее? Горячая вода или дом, построенный прадедом? Электричество или могила матери? И как выбирать?

Перед выбором стоит внук Дарьи Андрей. Пойдет работать на электростанцию или не пойдет? Да нет, его выбор уже сделан…

Путь. Павел ночью в тумане не может найти Матёру. Остров, который он знает, как свою ладонь. Который он любит. Который он предал.

Преступление. Остров, родной клочок земли для десятков людей, будет затоплен. Нет, людям дадут новое жилье. Но погибнут могилы, на которых столько поколений плакали, огороды, которые пОтомсвоим поливали, дома, которые с любовью строили и обихаживали.

А еще преступники те мужики, которые пришли сносить могилы. «А че такого? Нам приказали. Все равно же все затопит!» И какое им за это наказание? А они уже заранее наказаны неизлечимой душевной слепотой и глухотой.

А еще это произведение можно взять за основу для рассуждений по теме четвертого направления (почему бы и нет?Сейчас проблемы экологии и исторической памяти многих затрагивают). И про хорошую жизнь и ответственность гражданина (пятое направление) тоже можно написать, опираясь на этот текст.

Если этого мало

В заключение еще небольшой список литературы к сочинениям из не очень длинных произведений.

  1. Э. Веркин «Кусатель ворон», С. Лукьяненко «Поезд в Тёплый край», Я. Вагнер «Вонгозеро».
  2. О.Хаксли «О дивный новый мир!», Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», Р. Шекли «Страж-птица».
  3. А. П. Чехов «Студент», «Спать хочется», Г. К. Честертон «Перстень прелюбодеев», А. Кристи «Десять негритят».
  4. Э. Веркин «Герда», Д. Рубина «Все тот же сон!», Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня».
  5. А. Платонов «Песчаная учительница», А. Куприн «Чудесный доктор», Е. Водолазкин «Дом и остров».

Желаем приятных встреч с прекрасными книгами!

Еще раз о направлениях

Напомним, сочинения по каким направлениям ждут выпускников.

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и Наказание — вечная тема
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Напомним, что готовиться только по одному направлению — непозволительная роскошь. Надо выбрать хотя бы два, а лучше — три. А из произведений предпочесть те, которые пришлись по вкусу и могут быть «приложены» к большому количеству тем.

Начнем именно с таких.

М. а. булгаков «мастер и маргарита»

Еще один лидер по использованию для аргументов на сочинении. Но на этот раз роман не так универсально востребован. Мы можем взять из него аргументы по первому и третьему направлениям.

  • Выбор пути — это одна из проблем романа. Можно обратиться к одному или нескольким образам: Понтий Пилат, Иешуа, Мастер, Иван Бездомный и т.д. Есть даже собственно дорога – сквозь время и пространство —скачка демонов в конце произведения.
  • Преступление и наказание – тоже в центре размышлений автора. Это и наказание Понтия Пилата, и все наказанные им: от безвинного Иешуа до Иуды и первосвященника. Это все наказанные резвящимися демонами из свиты Воланда и им самим: Берлиоз, Майгель, Фрида (да, у нас на глазах Маргарита прощает ее, но до этого-то Фрида была наказана), да просто несчастные, согласившиеся петь в хоре Коровьева или обменявшие свои старые платья на новые в варьете.

Брать произведение по четвертому направлению не стоит рекомендовать ученикам: роман очень сложный и многоплановый, редкий школьник сможет работать с ним в рамках свободной темы достаточно корректно. Как бы не нахватать фактических ошибок.

М. а. булгаков «собачье сердце»

Повесть, конечно, напрашивается к направлению про технологии. Ведь профессор Преображенский — самый настоящий ученый-новатор, создатель нового … существа. Которому уже и сам не рад. Стоит ли брать на себя функции Бога? Точно ли ко благу будет преображение созданного природой (или Творцом)?

Путь и выбор тут тоже налицо, так что к первому направлению можно подобрать какие-то аргументы. Кстати, интересно было бы порассуждать о Шарикове, ведь его человеческий путь проходит у нас на глазах. А вот был ли у него выбор?

Ф. м. достоевский «преступление и наказание»

Этот роман из года в год становится любимым выбором старшеклассников. Его многие читали и приняли близко к сердцу, автор затрагивает множество тем и проблем. Львиная доля которых – вечные. В данном случае роман можно использовать для аргументации по первому направлению (жизненный путь; ошибка на жизненном пути, ломающая судьбу; спутники героя и др.)

Естественно, это произведение не может не понадобиться при работе по третьей теме: как бы она ни была сформулирована, отсылки к роману, пожалуй, неизбежны. Здесь может понадобиться не просто знание романа, а его реально хорошее знание. Так что стоит все же перечитать само произведение, а не свои записи или краткое содержание.

Можно обратиться к роману и при работе над четвертым направлением. Понятно, что никто из школьников не убивал старушек, но любой мог

  • заблуждаться и осознать ошибку под воздействием любви или мук совести (как Раскольников);
  • обмануться в человеке (как Дуня в Лужине);
  • быть деятельным и неунывающим, готовым помочь другу (как Разумихин);
  • уметь распутывать головоломки и отлично понимать людей (как Порфирий Петрович).

Литература к направлению итогового сочинения книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

  • А.С. Пушкин «Об искусстве», «Моцарт и Сальери»
  • М.И. Цветаева «Об Искусстве»
  • М.Ю. Лермонтов: Творческое наследие и современная театральная культура
  • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • А.И. Куприн «Гамбринус»
  • К.Г. Паустовский «Золотая роза»
  • Н.В. Гоголь «Портрет»
  • А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
  • Л.Н. Толстой «Альберт»
  • М.А. Осоргин «Записки старого книгоеда»
  • Д.А. Гранин «Картина»
  • В.В. Набоков «Дар»
  • М. Горький трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»
  • Д. Быков «Советская литература»
  • З. Прилепин «Книгочет», «Именины сердца. Разговоры с русской литературой»
  • Е.И. Замятин «Мы»
  • Д. Мережковский «Вечные спутники»
  • У. Эко «О литературе»
  • С. Моэм «Искусство слова: о себе и других»
  • Г. Юзефович «Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг»
  • П. Вайль, А. Генис «Родная речь: Уроки изящной словесности»
  • С. Лем «Мой взгляд на литературу»
  • П. Зюскинд «Литературная амнезия»
  • Ф. Бегбедер «Конец света: первые итоги»
  • Р. Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг»,«451 градус по Фаренгейту»
  • М. Зусак «Книжный вор»
  • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», «Об искусстве «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве»
  • Г. Миллер «Книги в моей жизни»
  • Г. Гессе «Магия книги»

Литература к направлению итогового сочинения человек путешествующий: дорога в жизни человека

  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Метель»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
  • Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»
  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
  • А.П. Чехов «Остров Сахалин»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
  • Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • М. Горький «Фома Гордеев», «На дне», трилогия «Детство. В людях. Мои университеты», «Старуха Изергиль»
  • И.А. Гончаров «Обломов», «Паллада»
  • И.С. Тургенев «Записки охотника»
  • Н.С. Лесков «Левша», «Очарованный странник»
  • И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»
  • Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
  • М.А. Шолохов «Тихий дон», «Судьба человека»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
  • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • Ч.Т. Айтматов «Плаха», «И дольше века длится день»
  • В.А. Обручев «Земля Санникова»
  • В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
  • И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Одноэтажная Америка»
  • Д.С. Лихачев «Путями добра», «Письма о добром и прекрасном»: «Путешествуйте» (письмо 29)
  • М.М. Пришвин «Путешествие»
  • А.П. Платонов «Жена машиниста»
  • В.А. Каверин «Два капитана»
  • К. Булычёв цикл «Приключения Алисы»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • Н.Н. Миклухо-Маклай «Путешествия»
  • Гомер «Одиссея», «Илиада»
  • А. Данте «Божественная комедия»
  • Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
  • Д. Дефо «Робинзон Крузо»
  • Дж. Керуак «В дороге»
  • О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
  • Дж. Толкин трилогия «Властелин колец»
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
  • К. Льюис серия книг «Хроники Нарнии»
  • Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»
  • Ж. Верн «Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру земли»
  • Ф. Купер «Следопыт», «На суше и на море»
  • Дж. Даррелл  (любое произведение, например, «Моя семья и другие животные»)
  • Дж. Лондон «Мартин Иден», «Морской волк», «Дорога», «Сердца трёх» и многие другие.
  • Дж. Барри серия «Питер Пэн»
  • Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
  • М. Сервантес «Дон Кихот»
  • У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
  • Ч. Диккенс «Рождественская песнь», «Большие надежды»
  • У. Грум «Форрест Гамп»
  • Д. Митчелл «Облачный атлас»
  • Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Литература к направлению итогового сочинения цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

  • М.А. Булгаков «Роковые яйца», «Собачье сердце»
  • Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»
  • В.П. Астафьев «Царь-рыба»
  • Е.И. Замятин «Мы»
  • И.А. Ефремов «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы»
  • Т.Н. Толстая «Кысь»
  • Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
  • В.О. Пелевин «Generation “П”»
  • А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Полдень, XXII век»
  • А. Азимов «Позитронный человек», цикл «Основание»
  • Лю Цысинь трилогия «В память о прошлом Земли»
  • Г. Каспаров «Человек и компьютер»
  • А.Р. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»
  • О. Хаксли «О дивный новый мир»
  • Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Лето, прощай», «И грянул гром», «Все лето в один день» и др.
  • К. Воннегут «Колыбель для кошки»
  • С. Лем «Солярис»
  • Дж. Оруэлл «1984»
  • К. Исигуро «Не отпускай меня»
  • Э. Вейер «Марсианин»
  • Д. Киз «Цветы для Элджернона»
  • В. Рот «Дивергент»
  • Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Убик»
  • Ю. Харари «21 урок для XXI века»
  • Т. Чан «История твоей жизни»
  • Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»
  • О.С. Кард «Игра Эндера»
  • С. Коллинз «Голодные игры»
  • Д. Митчелл «Облачный атлас»
  • Ж. Верн «20000 лье под водой»
  • Г. Уэллс «Машина времени»
  • М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
  • Р. Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
Оцените статью
ЕГЭ Live