- «во что веришь, то и есть». роль луки в пьесе «на дне»
- «дно» жизни в пьесе м. горького «на дне» (сочинение-анализ)
- «есть — люди, а есть — и человеки…» (по пьесе м. горького «на дне»)
- Автор и герои в пьесе м. горького
- Исправления
- Пример сочинения егэ 2020 по реальному тексту м.горького о свободе мысли.
- Примечание и рекомендации
- Сочинение
- Сочинение горький «на дне»
- Сочинения по творчеству горького
- Характеристика луки в пьесе «на дне» (сочинение)
«во что веришь, то и есть». роль луки в пьесе «на дне»
Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками.
Часть их считает Луку вредным для других действующих лиц. Он успокаивает обитателей ночлежки, ничего для них не делает, все его действия — только слова. Лука лишь дает надежду на выход из их ситуаций, а сам же впоследствии их и покидает.
Другая точка зрения — та, что он дает толчок для людей, и это очень важно для многих из них.
Я придерживаюсь второй точки зрения. Человек сам творец своего счастья и не должен зависеть от кого-то другого.
Так кто же такой Лука? Горький дает ему имя евангелиста, что свидетельствует о хорошем отношении Горького к персонажу. Другая точка зрения критиков — его имя происходит от слова «лукавый». Рассмотрим его действия в пьесе.
Его появление — завязка пьесы. До этого все жили в ночлежке, ни о чем не задумываясь. У каждого свои мечты, для исполнения которых те ничего не делают. Падшая девушка-проститутка Настя грезит о настоящей «роковой любви», торговка Квашня гордится мнимой свободой, Васька Пепел упивается мнимой воровской свободой.
Чем больше ночлежники пытаются скрыть от самих себя действительное положение дел, тем с большим наслаждением начинают укорять во лжи окружающих. Каждый старается поддеть другого, унизить.
В такой обстановке появляется Лука.
Все реагируют на него по-разному, кто-то старается прислушиваться, кому-то безразлично его мнение. Лука же относится ко всем с добротой душевной, любит всех людей, «ни одна блоха н плоха». Всем дает советы, старается помочь в их ситуациях, утешает каждого сообразно его тайной мечте:
Анне помогает умереть спокойно, избавляет ее от волнений в последние часы, Актеру старается помочь избавиться от пьянства, Пеплу и Наташе предлагает поехать в Сибирь, чтобы обживаться там, Настю убеждает, что настоящая любовь возможна. Верит ей, когда та пытается доказать всем, что она любила.
Лука не идеален, он не готов за правду все отдать. Периодически он врет персонажам, но это для их же блага — он старается дать им толчок к действиям.
Однако это мало кто ценит — все лишь обвиняют его во вранье.
А между тем Лука не может действовать за других людей. Все они должны были действовать сами. Кто во что верит — тот того и придерживается. Актер не поверил в себя, он надеялся только на лечебницу.
В самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает. Воодушевленные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер повесился, Пепел в тюрьме, Наташа пропала, Анна умерла.
Философия ночлежников заключалась в том, что у них отнята надежда на будущее. Лука разрушил этот стереотип. Люди, лишенные теперь своей правды, потерявшие Луку в качестве поддержки, начинают затухать
Он нужен героям пьесы. Но нужна им и своя вера. Если бы каждый из них верил в свои силы, правда была бы на их стороне. не нужен Лука лишь таким героям, как Сатин и Бубнов — у тех свой взгляд на жизнь, своя вера.
«дно» жизни в пьесе м. горького «на дне» (сочинение-анализ)
В начале XX века Максим Горький создает свои первые пьесы — “Мещане”, “Дачники”, “Дети солнца”, среди них и пьеса “На дне”, которая была опубликована в 1902 году. Предметом изображения в драме становится сознание людей, выброшенных на “дно” жизни в результате глубинных социальных процессов в русском обществе на рубеже XIX и XX веков.
В самом названии пьесы уже заложен глубокий смысл: люди, которых изображает М. Горький, оказались на дне жизни, их существование в ночлежке Костылева ничтожно и чудовищно. Но читатель видит лишь результат общественных неурядиц, столь трагично отразившихся в жизни людей, но не сами эти столкновения, которые вынесены за пределы сцены и о которых мы узнаем лишь из диалогов горьковских персонажей. Каждый из героев пьесы в прошлом пережил свою неудачу, в результате которой и оказался в таком жалком положении.
Так, например, из разговора Бубнова и Луки читателю становится понятно, что в прошлом Бубнов был женат и как-то между супругами начался конфликт из-за того, что жена “связалась с мастером” и решила одолеть Бубнова. Дошла эта история до того, что сам Бубнов задумал убить свою супругу; но, по его словам, вовремя спохватился и ушел, таким образом спасшись от тюрьмы.
О Сатине читатель узнает лишь то, что он отсидел в тюрьме четыре года и семь месяцев за убийство “подлеца в запальчивости и раздражении” из-за родной сестры. Сейчас, как почти все обитатели ночлежки, пьет, играет в карты, ворует.
О Бароне становится понятно, что он выходец из довольно знатной дворянской семьи, что дед его, Густав Дебиль, занимал высокий пост при Николае I и был очень богат. Про себя же барон рассказывает следующее: “Учился — носил мундир дворянского института… Женился — одел Фрак, потом — халат… Прожил все, что было, — носил какой-то серыйпиджак и рыжие брюки… Служил в казенной палате… растратил казенные финансы,- надели на меня арестантский халат… потом- одел вот это…” Именно условия “дна”, в которых оказались герои, уравнивают бывшего аристократа Барона с шулером Бубновым, с вором Васькой Пеплом, с падшей девушкой Настей и другими постояльцами ночлежки семьи Костылевых, члены которой и сами не так уж далеко в общественном плане ушли от своих обитателей.
«есть — люди, а есть — и человеки…» (по пьесе м. горького «на дне»)
Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького «На дне». Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды.
Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на «дно» жизни. И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. Пьеса М. Горького была проникнута протестом против социальных беспорядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и спокойной жизни.
Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей «дна» — грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование.
Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона.
Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на «дно» жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного «дна».
Обратившись к изображению жизни городских низов, драматург затронул актуальную проблему современности: каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей «дна»? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы
Автор и герои в пьесе м. горького
Пьеса “На дне” явилась итогом почти двадцатилетних наблюдений Горького над миром “бывших людей”. В ранних горьковских рассказах образ босяка не лишен даже некоторой романтической окраски. Читателя привлекают его удаль, широта души, человечность, поиски справедливости.
Ощущается его несомненное превосходство над сытым и самодовольным мещанством. По мере роста политической и художественной зрелости Горького в его творчестве на смену живописным бродягам, под лохмотьями которых бьются благородные сердца, приходят реалистически правдивые образы жертв общества. Они мучительно сознают невозможность возврата к достойной человека жизни.
По-новому подошел Горький к теме босячества в пьесе “На дне”. Он решил вывести на сцену то, что старательно не замечалось обществом и о чем всячески замалчивалось. Автор хотел, чтобы читатели и зрители видели, что в обществе рядом с сытой и беспечной жизнью существует огромный мир нищеты и человеческого бесправия.
Горький заставляет нас особенно остро и пронзительно ощутить эту несправедливость тем, что изображает своих героев людьми с незаурядными задатками, людьми, несомненно, достойными иной жизни. В пьесе возникает яркий собирательный образ “дна”. Важную роль здесь играют авторские замечания (ремарки), рисующие обстановку ночлежки.
Писатель использует выразительные детали. Действие пьесы начинается ранним весенним утром, когда пробуждается природа, а в ночлежке — вечный мрак, “тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой”. Люди заперты в угрюмом сыром подземелье. Это впечатление усиливается тем, что место действия в пьесе почти не меняется.
Действующие лица пьесы — выходцы почти из всех слоев тогдашнего русского общества. Автор мастерски вводит в пьесу их предыстории. Разные пути привели их на “дно”, но все они одинаково бесправные, бездомные, равнодушно выброшенные за борт жизни. Горький убедительно передает нравственное угасание этих людей, что проявляется в их поведении, репликах.
Писатель отказался от использования жаргонных выражений. Даже речь потомственного вора Васьки Пепла не содержит грубых слов. И без них, сохраняя чистоту литературного языка, Горький сумел достичь реалистической достоверности в изображении людей “дна”.
Тяжело воспринимает свое падение мягкий и поэтичный по своей натуре Актер. В ремарках отмечается его постоянно задумчивый, тоскливо-растерянный взгляд. Характерны ремарки писателя к репликам Актера: “громко, как бы проснувшись”, “вдруг, как бы проснувшись”.
Исправления
[А1]…как ужасно со стороны выглядит неуважительное отношение к своему избраннику. Пояснение должно быть больше, пример недостаточно полно раскрыт. [А2] Лучше написать «отмечает» или «делает акцент на том, что книги…» [А3]»Это пример помогает узнать, как автор представляет идеальные отношения» /или «Из этого примера мы узнаем, какими именно должны быть идеальные отношения, на чем они должны строиться».
[А4]Примеры противопоставлены друг другу. Контраст между примерами помогает нам понять позицию автора: [А5]Не нанизывайте придаточные определительные.…которая проявляется прежде всего в заботе друг о друге и уважении к партнеру. Придаточное определительное можно заменить причастным оборотом или отглагольным существительным.
Старайтесь не использовать однотипные конструкции. [А6]Так, например, героиня романа Булгакова «Мастер и Маргарита» всегда поддерживала своего избранника, верила в его успех, восхищалась его талантом. [А6]Она относилась к Мастеру с уважением даже тогда, когда критики считали его бесталанным и бесперспективным.
Поведение героини является ярким подтверждение моей точки зрения, а отношения Мастера и Маргариты можно назвать идеальными. [А7]Проанализировав текст М.Горького и роман М.А. Булгакова, я пришла к выводу: отношения между мужчиной и женщиной могут складываться по-разному, однако следует ценить своего избранника, не принижать его достоинств в глазах других и стараться быть честным с ним.
Пример сочинения егэ 2020 по реальному тексту м.горького о свободе мысли.
Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2020 по тексту М.Горького о свободе мысли, философии: «Я давно уж почувствовал необходимость понять — как возник мир, в котором я живу, и каким образом я постигаю его».
Исходный текст
Какой человек может обладать свободой мысли? Этим вопросом задается М. Горький, автор предложенного для анализа текста.
Чтобы дать ответ на поставленный вопрос, автор рассказывает о своей “непреодолимой потребности” познавать мир, которую почувствовал очень давно. М. Горький отмечает, что в поисках истины он “стал настойчиво обременять знакомых”, обращался к книгам, но никто и ничто не могло удовлетворить его интерес. Автор заставляет нас понять, что человек, обладающий свободой мысли, не нуждается в готовых ответах, не может безоговорочно принять выводы, сделанные другими людьми. Таким был и М. Горький — он должен был не только сам познать мир, но и понять, каким образом он постигает его.
Продолжая свои размышления над обозначенной проблемой, автор рассказывает о знакомстве с человеком, мировоззрение которого утвердило его в собственном мнении. Студент Николай Захарович Васильев так же, как и рассказчик, обладал свободой мысли, которая определяла его восприятие окружающего мира. Он говорит автору: “Живи своим умом! Я не хочу вбивать мои мнения в твой мозг”. Речь “странного вида студента” весьма взволновала рассказчика. Он услышал слова, точно описывающие его собственное отношение к свободе мысли: “Ею обладает тот, кто, ничего не принимая на веру, все исследует, кто хорошо понял непрерывность развития жизни”. Автор подводит нас к мысли о том, что свобода мысли — это свобода от всех знаний, которые не были обретены человеком в процессе собственного поиска и анализа.
Данные примеры взаимосвязаны и помогают понять, что свобода мысли — это уникальная способность человека критически рассматривать любые данные, которые он получает извне.
Проанализировав текст, я понял мнение автора. Он считает, что свободой мысли может обладать только человек, не принимающий за истину чужие выводы и наблюдения, стремящийся к познанию мира своим собственным умом, освобожденным от навязываемого другими мнения. Я согласен с позицией автора. Свобода мысли — это способность отсеивать знания посторонних, жажда чистого, самостоятельного изучения окружающего мира. Человек, обладающий свободой мысли, не может быть удовлетворен чужими знаниями, не может просто согласиться с посторонним мнением. Он беспристрастен, принимая решения.
Пример противостояния собственного независимого мнения и мнения общества мы можем найти в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Свобода мысли была присуща главному герою произведения Александру Чацкому. Он делал собственные выводы о достоинствах личности, игнорируя общепринятые понятия. Ничто не могло заставить Чацкого изменить свое мнение: ни давление общества, ни грозящее ему одиночество, ни потеря возлюбленной. У героя было собственное видение мира, которое позволило ему сохранить целостность своей личности, чистый взгляд на вещи.
Таким образом, свободой мысли может обладать только человек, не принимающий ничего на веру, имеющий собственное мнение, сформированное в процессе исследования.
Примечание и рекомендации
К5: Логические ошибки, последовательность, связность. Свяжите заключение с предыдущим абзацем, сделайте вывод на основании размышлений автора, ваших размышлений и аргумента. Можете потерять балл. К9: Грамматические ошибки «быть трогательными и возвышенными» находится слишком далеко от слова, к которому относится. Это затрудняет понимание предложения. Можете потерять 1 балл. К10: Речевые ошибки Есть лексические повторы (3) Речевая недостаточность: «говоря о них» |
Сочинение
Какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной? Именно над этим размышляет Максим Горький в своём тексте.
Раскрывая данную проблему, рассказчик повествует о хозяйке и большинстве ее подруг, которые рассказывали друг другу анекдоты о своих мужьях и смеялись над Линой, которой было очень тяжело слушать это. Данным примером повествователь показывает, как неуважительно некоторые женщины относятся к своим мужьям, говоря о них и высмеивая их за глаза.[А1]
Также рассказчик говорит[А2] нам о том, что книги дали ему «спасительную силу верить в возможность каких-то иных отношений», благодаря этому он понял следующее: «не может же быть, чтоб для всех мужчин и женщин любовь являлась в тех же формах, в каких ее знают дикий бык, солдат Ерофеев и хвастливо бесстыдная прачка Оля». Этот пример показывает, что существуют другие отношения, к которым и стоит стремиться.[А3]
Обе эти иллюстрации, дополняя друг друга[А4] , помогают понять позицию автора: Горький уверен, что отношения между мужчиной и женщиной должны быть «возвышенными и трогательными».
Я абсолютно согласна с точкой зрения писателя и считаю, что отношения между мужчиной и женщиной, к которым стоит стремиться, невозможны без единства душ и глубокой привязанности, которая проявляется прежде всего в заботе друг о друге и уважении, которое испытываешь по отношению к своему партнеру.
[А5] Так, например, Маргарита, героиня романа Булгакова «Мастер и Маргарита», всегда поддерживала Мастера, верила в его успех и восхищалась им и его талантом. [А6] Именно этот пример, по моему мнению, отражает те особенные чувства, которые возникают между людьми, любящими друг друга по- настоящему.
Таким образом, отношения между мужчиной и женщиной должны заключаться в глубокой душевной привязанности, поддержке и вере в своего любимого человека, быть трогательными и возвышенными.[А7]
Сочинение горький «на дне»
Вариант 1
Персонажи пьесы – воры, пьяницы, проститутки, чернорабочие – естественно, отталкивают читателя. И я не стал исключением. Сложно сочувствовать людям, большинство из которых оказались на дне из-за лени и пьянства. Но гораздо страшнее то, что все они не просто попали на дно социума, они скатились на дно собственных душ. Люди словно перестали быть людьми, потеряли уважение к себе.
Единственным персонажем, который вызвал у меня симпатию, стал Лука, который всеми силами пытался воодушевить жителей ночлежки, утешал их и наставлял. Очевидно, что все его обещания лучшей жизни – сплошная ложь. Но ложь эту, на мой взгляд, можно оправдать простым человеческим желанием старика помочь обитателям дна. Именно беседы с Лукой облегчают последние дни умирающей Анны, вдохновляют Актёра, потерявшего имя.
Горький хотел донести до читателей мысль, что судьба человека всегда в его собственных руках. Одно дело — попасть на дно в силу сложившихся обстоятельств, и совсем другое — смириться со своим положением, опустить руки и прекратить борьбу за достойное существование. «На дне» — это классическая пьеса, потому что проблемы, затронутые в ней, до сих пор не утратили своей актуальности.
Мы ежедневно видим на улицах обитателей дна и даже не задумываемся о том, как их много и как они оказались в таком плачевном положении. Я уверен, что среди них есть те, кого сломали тяжелые обстоятельства и кому не хватило участия близких и веры в себя. Но большинство, к сожалению, предпочитают оставаться на дне сознательно.
Вариант 2
Пьеса “На дне” была написана М. Горьким в 1902 году. Горького всегда волновали вопросы о человеке, о любви, о сострадании. Все эти вопросы и составляют проблему гуманизма, которой пронизаны многие его произведения. Один из немногих писателей, он показал всю нищету жизни, ее “дно”.
В пьесе “На дне” он пишет о тех людях, которые не имеют смысла жизни. Они не живут, а существуют. Тема босяков очень близка Горькому, так как было время, когда и ему приходилось странствовать с котомкой за спиной. Горький пишет именно пьесу, а не роман,
не поэму, так как хочет, чтобы смысл этого произведения поняли все, в том числе простые неграмотные люди. Своей пьесой он хотел обратить внимание людей на низкие слои общества. Пьеса “На дне” была написана для Московского Художественного театра.
Цензура сначала запретила постановку этой пьесы, но потом, после переработки, все-таки разрешила. Она была уверена в полном провале пьесы. Но пьеса произвела на зрителей огромное впечатление, вызвала бурю оваций. На зрителя с такой силой подействовало то, что впервые на сцене показаны босяки, показаны с их грязью, нравственной нечистоплотностью. Эта пьеса глубоко реалистична.
Уникальность драмы – в том, что сложнейшие философские проблемы обсуждаются в ней не мастерами философских диспутов, а “людьми улицы”, необразованными или опустившимися, косноязычными или не находящими “нужных” слов. Разговор ведется на языке бытового общения, а порой – на языке мелочных склок, “кухонной” брани, пьяных стычек.
Лука является одним из главных героев пьесы “На дне”. Тяжелый жизненный опыт, бесприютные скитания Луки обусловили основные черты его психологии. Одной из них является острый интерес к людям. “Понять хочется дела человеческие”, – определяет свое главное желание Лука.
Отвечая на вопрос сочинения – “Лука – врачеватель душ или лжец?”, я считаю, что старик, безусловно, является врачевателем душ. Лука пытается помочь Актеру, Ваське Пеплу, Наташе изменить жизнь, облегчить страдания Анны и Насти, делая все это бескорыстно, принося, хотя бы минутное, но облегчение.
Этот человек, прежде всего, добр: он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи. Еще одна привлекательная черта Луки – его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, у каждого из которых он способен разглядеть индивидуальную “изюминку”.
Вначале пьесы мы видим подвал, похожий на пещеру, куда не может проникнуть ни один лучик света. Эта ночлежка собрала вместе очень много разных людей. Это люди разные по своим привычкам, бывшей судьбе, характеру, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные.
Все они были вытолкнуты на “дно жизни”. Эти люди утратили все человеческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких существ. Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватало твердости или умения бороться с судьбой.
И только благодаря Луке в сердцах ночлежников зарождается луч надежды. Поначалу он почти незаметен, но потом все более и более упрямо начинает разгораться и пробиваться сквозь мрак “дна”. Старик дает всем обитателям подвала советы, как выбраться со дна жизни.
Актеру он советует лечиться от алкоголизма в бесплатной лечебнице. Ваське Пеплу – забрать Наташу, которую он полюбил, и ехать работать в Сибирь. Наташе – ехать с Пеплом, так как он “парень ничего, хороший” и к тому же она ему нужнее, чем он ей. Лука утешает умирающую Анну, жену Клеща, которая, несмотря на покой загробной жизни, хочет еще пожить. И всем обитателям ночлежки он рекомендует немножко больше уважать друг друга.
Лука – это личность, пытающаяся построить жизнь на вере: “Во что веришь – то и есть”. “Ложь во спасение” – вот принцип, которому следует Лука. Этого странника в жизни много “мяли”, но он уважает людей, даже жуликов, учит их делать добро, при этом замечает:
“Если кто кому хорошего не сделал, тот худо поступил”. Лука учит Наташу жалеть людей: “Христос – о всех жалел и нам велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!” Странник рассказывает историю о том, как он пожалел двух воров и тем самым спас их от тюрьмы. “Человека приласкать – никогда не вредно…” – советует Барону Лука.
Часто старик желает ободрить человека и примирить его с безрадостным содержанием жизни. Я понимаю, что это всего лишь утешительная речь, которая может только временно успокоить человека, но все-таки она очень сильно помогает подавленным людям. Когда Васька Пепел уличает старика во лжи, Лука говорит о том, что правда не нужна, она может быть обухом для человека.
Речи Луки содержат и убедительные суждения о том, что человек все может. Он уверен, что кто ищет – найдет. Старик отмечает, что “все ищут люди, все хотят как лучше”, “кто крепко хочет – найдет”. После ухода старика обитатели ночлежки вспоминают его тепло.
Барон беззлобно замечает, что Лука был “как пластырь от нарывов”. И Сатин считает, что старик был мякишем для беззубых. По-моему Лука помог некоторым из этих людей. Например, Анна: старик пожалел больную женщину, попытался уменьшить ее страдания. И мне кажется, это у него получилось. Анна умерла спокойно, без страха, что очень важно для многих людей.
Сочинения по творчеству горького
Творчество Максима Горького правдиво и глубоко подвергает беспощадной критике пороки буржуазного строя и показывает, как силы пролетарской революции противостоят эксплуататорам.
Начало литературной деятельности писателя относится к 1892 году. В 1898 оду выходят отдельным изданием 2 -го его сборника «Очерков и рассказов». В течение 6 лет он написал великое множество интереснейших работ. С первых же своих произведений и в течение всего творческого пути Горький показывает ряд образов, к которым он испытывает страстную ненависть и презрение. Наряду с хозяевами жизни изображены люди из народа. Это и чернорабочие соляных промыслов из произведения «На соли» и просто бродяги из рассказа «Дед Архип и Ленька», люди, выброшенные на улицу босяки из таких работ, как «Челкаш» и «Бабушка Акулина».
Эти творения драматичны по содержанию, так как здесь происходят сложные конфликты между людьми, по-разному изуродованными самодержавием. Так, в рассказе «На соли» Горький показывает, как в условиях гнета и насилия рождается жестокость, в людях истребляется все человеческое. Но истинно человеческие чувства не могут быть окончательно убиты, они пробуждаются и здесь. Виноватыми оказываются те люди, которые звереют от непосильного труда. Таковы условия жизни, противные человеческой природе.
В рассказах о босяках Горький вскрывает те причины, которые заставляет представителей разных классов общества капиталистов сделаться босяками и попасть на дно. Очень характерен в этом отношении произведение «Злодеи», где рассказывается о том, как молодой деревенский парень в поисках работы попадает в город, становится босяком и совершает вместе с товарищем нелепое убийство. Создание повести является еще одним шагом в идейно-художественном развитии Горького. Он впервые здесь дает широкую картину жизни при капиталистическом строе. Такой работой является «Фома Гордеев», где показана борьба идет внутри класса, и главный герой становится жертвой враждебных человеческой природе отношений, созданных природой. В 1900-хгодах Горький все больше создает драматические труды, где идет обличение буржуазной интеллигенции всех толков. Так, появляются пьесы «На дне», «Дачники», «Враги». Но самым известным произведением писателя является роман «Мать», где ясно прослеживается отношение Горького к реформам в обществе. В творении показана борьба за новую жизнь, что давало неоднозначные мнения по этому поводу среди критиков.
Творческая деятельность Максима Горького представляет собой целую эпоху в развитии человечества, а также период, когда был сокрушен империализм, и произошла Октябрьская революция. Писатель, который вышел из низших слоев, тесно связанный с рабочим классом, является выразителем 3-го этапа освободительной борьбы.
Начало литературного пути Горького относится к 1892 году. Через 7 лет выходят 2 томика его «Очерков и рассказов». Его ранние произведения отличаются большим разнообразием по своей тематике и по своим жанровым особенностям. Это время напряженных творческих исканий писателя. Он разоблачает угнетателей с их мещанскими настроениями. Борьба с мещанством является одной из ведущих линий творчества. Так, в рассказе «Озорник» журналист Истомин когда-то мечтал о том, чтобы послужить народу, но постепенно он утрачивает свои высокие стремления, и устроившись в жизни, становится мещанином.
Продолжая лучшие традиции демократической литературы критического реализма, Горький показывает жизнь народа, наполненную лишениями и страданиями. В людях из народа, изображенных в рассказах « Дед Архип и Ленька», «Горемыка Павел « и др. мы видим высокие благородные чувства, которые часто не находят ни выходы, ни применения, а лишь стихийное пробуждение сознания в массах. В рассказах о босяках писатель раскрывает те причины, которые заставили представителей капиталистического общества опуститься на дно жизни.
В реалистических рассказах о босяках герои выступают иногда в романтическом образе, как например, Челкаш, Коновалов, Мальва. Морские и степные просторы, на фоне которых они показаны, подчеркивают широту их натуры, любовь к вольной жизни. В период между 1901-1906 годами писатель создал ряд пьес и переход к драматургии не случаен, так как он видел в театре трибуну, которая давала возможность при непосредственном общении с массами с особой остротой поставить самые острые злободневные вопросы современности. В пьесах об интеллигенции «Дачники», «Дети солнца», «Варвары» Горький показывает резкое классовое расслоение интеллигенции и обреченность культуры эксплуататоров. Одним из ярких произведений в творчестве стал роман «Мать», который призывал пролетариат объединиться для борьбы, выполняя одну из важных задач, выдвинутых большевиками
Характеристика луки в пьесе «на дне» (сочинение)
Лука — персонаж из пьесы Максима Горького «На дне».
Луке в пьесе шестьдесят лет. Он был лысым и ходил с чайником у пояса, опираясь на палку. Как и у всех обитателей ночлежки, у него не было собственного дома. Этот старичок был странником.
Имя Лука имеет два значения: первое – как «лукавый», а второе – как евангельский апостол Лука. Это имя тесно связано с характером персонажа. До сих пор ведутся споры о его значимости в пьесе: кто-то считает, что Лука отрицательный персонаж, а кто-то говорит, что положительный. Сам автор утверждал, что старичок получился положительнее и мудрее, чем он планировал.
Лука служил сторожем под Томском у инженера. Можно догадаться, что он появился в ночлежке после того, как сбежал с Сибири с каторги, куда попал за какое-то преступление. Любил петь и считал, что поет хорошо, но это было не так. Лука был мягкий человек, так как, по его словам, он пережил в этой жизни многое.
Считал, что стал лысым из-за женщин, из-за трудностей в отношениях с ними. Женщин у него было больше, чем было волос на голове. Но он был очень умным человеком. Лука не всегда говорил правду, так как считал, что правда губит человека, отнимает веру в себя.