Сочинение-рассуждение по русскому языку 11 класс (ЕГЭ часть С) – разработка урока – Дрофа – Вентана-граф

Сочинение-рассуждение по русскому языку 11 класс (ЕГЭ часть С) – разработка урока  – Дрофа  – Вентана-граф ЕГЭ

Что можно добавить в заключение?

  1. Свои рассуждения;
  2. Вывод о проблематике произведения;
  3. Призыв читателя к размышлению о проблеме;
  4. Риторический вопрос по проблематике произведения.

Максимальное количество баллов, которое можно получить в итоге сдачи экзамена, выполнив качественно и без ошибок 27-е задание, — 25.

Вступление

В плане сочинения вступление необходимо для небольшого разбега, чтобы подвести читателя к проблеме, которую предстоит сформулировать и разобрать. Несколькими предложениями важно дать понять экзаменатору, что ваша речь богата и вы приступаете к работе, понимая содержание текста.

Трех-четырех предложений для вступления в сочинении будет вполне достаточно. Начните с более широкого, развернутого обобщения, говоря о том, что проблема текста входит в определенный контекст и давно обсуждается. Второе предложение сделайте чуть меньше, и третьим, самым коротким, предложением завершите свою мысль, постаравшись сконцентрировать в нем суть вашего вступления.

Обоснование своей позиции

Здесь в двух-трех предложениях необходимо привести обоснование собственной позиции с доказательствами и 1-2 аргументами. Оно должно быть кратким, это покажет проверяющим, что вы умеете стройно и компактно излагать свои мысли и итоговый экзамен это подтверждает.

Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы продолжим повторение изученного материала и подготовку к части С. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока.

(Сообщение учителем темы и целей урока.)

. Домашнее задание


Написать сочинение по тексту «Красавица» Ю.Бондарева (Первый вариант работает над вопросом «Что такое истинная красота?», второй – «Нужно ли бороться с хамством и невежеством?»)

Вступительное слово учителя.

Анализ результатов ЕГЭ по русскому показывает, что одним из самых сложных для выпускников 11 класса является интерпретация текста с комментированием его проблематики и аргументацией собственного мнения. Сегодня мало кто из учащихся охотно пишет сочинения, еще меньшее количество умеет делать это хорошо1.

Но набрать достаточное количество баллов на ЕГЭ по русскому языку без выполнения части С практически невозможно2, поэтому на нашем уроке вспомним изученное на примере новых текстов, еще раз заострив внимание на требованиях , предъявляемых при проверке части С, и специфических особенностях данной работы.

Мотивация.

(Цель: подготовка к основному этапу урока, систематизация знаний о тексте)


Учитель: Что же такое сочинение?

Ученик: Это текст.

Учитель: Перечислите, пожалуйста, основные признаки текста.


Ученик: Текст – это предложения, связанные между собой по смыслу и грамматически, состоит из 3 основных частей.

Учитель: В чем особенность сочинения – рассуждения?

Ученик: Сочинение – рассуждение строится по определенному принципу:

Значит, наше сочинение будет иметь такую же композицию.

Поэтапное изучение нового материала с практическим закреплением полученных знаний.

(Цель: совершенствование умений анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение)

Учитель: Перед вами критерии проверки части С. Опираясь на них, расскажите о структуре сочинения — рассуждения на основе исходного текста.

Ученик:Примерный план сочинения — рассуждения выглядит следующим образом:

Релаксация

Давайте немного успокоимся и отдохнем. (Звучит расслабляющая музыка)

«Работаем экспертами».

(Цель: создание условий для активного усвоения учебного материала, совершенствование навыков самостоятельной работы с текстом, систематизация знаний о критериях оценивания сочинения — рассуждения)


Отдохнули? А теперь за работу! Давайте почувствуем себя экспертами экзаменационной комиссии. Перед вами одно из сочинений по изученному тексту В.Коломийцева. Предлагаю, воспользовавшись критериями, оценить его.

Работа над речевым оформлением сочинения – рассуждения.

(Цель: отработка навыков по речевому оформлению сочинения)

Чтобы хорошо написать сочинение, нельзя не остановиться на смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения ( К5), точности и выразительности речи ( К6) 12, которые носят поощрительный характер. Чтобы получить высший балл за часть С, необходимо запомнить, что написанный текст должен иметь целостную структуру, а для этого необходимо использовать между предложениями цепную связь, которая обеспечивается при помощи:

  • Лексических повторов (только не увлекайся ими);
  • Однокоренных слов;
  • Синонимов (в том числе и контекстных);
  • Антонимов (в том числе и контекстных);
  • Местоимений;
  • Наречий времени, причины;
  • Числительных;
  • Вводных слов и сочетаний;
  • Союзов, частиц;
  • Порядка слов;
  • Вопросительных и побудительных предложений;13


Примечание: парцелляцией лучше не пользоваться, т.к. намеренный разрыв предложений, который в публицистической литературе считается нормой, в вашем сочинении может быть рассмотрен как грамматическая ошибка.

Ввести заключение в текст помогут следующие типовые конструкции:

  • В итоге я хочу сказать…
  • В заключение важно отметить…
  • Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
  • Выходит, что… и др.

Работа с текстом.

(Цель: закрепить понятие о структуре сочинения – рассуждения, создание на уроке оптимальных условий для достижения наиболее высоких результатов качества знаний у выпускников, формирование умений учащихся применять полученные знания на практике)


Учитель: Перед вами небольшая философская сказка Ф.Кривина:

В семье Сверла радостное событие: сын родился.

Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!


И назвали сына Штопором.

Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягком поучится.

Носит отец домой пробки – специальные пробки, — и на них учится Штопор сверлильному мастерству. Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках . Когда же приходит пора и пробуют

дать ему что-нибудь потвёрже ( посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.


Удивляются старые Свёрла: и как это сын от рук отбился?

(Ф.Кривин)

Опираясь на теоретические и практические знания, которые вы получили, напишите по ней сочинение – рассуждение, сохранив все его особенности. А затем поменяйтесь работами и оцените их в соответствии с критериями проверки.

Авторская позиция


Теперь давайте вспомним, что такое авторская позиция?

Ученик: Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой проблеме.

Учитель: Запомните, что если проблема – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, позиция автора и проблема связаны теснейшим образом и должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, то логика мысли в сочинении нарушена8.


Особое внимание следует обратить на разграничение таких понятий, как автор, рассказчик и герой, т.к. автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Смешение этих понятий может привести к фактической ошибке.

Позиция автора и героя-рассказчика, особенно если это художественное произведение, могут не совпадать, если поступок героя, описанный в тексте, объективно заслуживает отрицательной оценки, автор, скорее всего, оценивает его так же.

Как сформулировать проблему?

  • Запишите вопросительные предложения — зачем и почему автор поднимает проблему (Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Как раскрывается характер в экстремальной ситуации?). Этой проблеме посвящен текст (имя автора).
  • Создайте конструкцию: проблема существительное в родительном падеже. Записывайте проблему в родительном падеже («Проблема нравственного выбора…»).
  • Используйте заранее подготовленные речевые клише для составления вопроса («В произведении поднимается проблема…», «Эту проблему можно назвать одной из важнейших…», «Проблема осмысления понятий…», «Проблема влияния на человека… «, «В предложенном тексте автор произведения размышляет о…»).

Подтяните знания с репетитором за лето | план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Подготовка к ЕГЭ. Система уроков по написанию сочинения по прочитанному тексту (подробно, начиная с первого урока).

Автор разработанных уроков: Хоменко Клара  Петровна, учитель  русского языка и литературы

Урок 1.

Тема. Задачи курса. Требования к творческой работе – критерии.  Структура сочинения.

Цель: отработка алгоритма творческой работы по тексту

  1. Определение целей и задач. 

Сочинение по прочитанному тексту – это творческая работа, которая не только проверяет умение понять и проанализировать содержание предложенного текста, но и выявляет ваш общий культурный уровень. Предстоит разобраться в позиции автора, а затем аргументированно сформулировать собственное мнение по одной из проблем текста. Минимальный объём работы — 150 слов. Практика показывает, что оптимальное сочинение состоит из 250–350 слов. Желательно не использовать больше 350 слов хотя бы из-за того, что  может возрасти количество ошибок. 

Каждый ученик должен чётко представлять, что от вас требуется на экзамене. Первое, что нужно знать, это критерии, которыми следует пользоваться при написании сочинения, при проверке своего текста, при рецензировании и редактировании.

Максимальное количество баллов за всю работу – 23.

Работа оценивается по 12 критериям. Позже мы их рассмотрим. Сначала давайте познакомимся со схемой, по которой вы должны писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту на экзамене.

  1. Знакомство со схемой сочинения.

Поясняю. Учащиеся записывают схему.

Проблема

Вопрос, поставленный в художественном произведении или в тексте и требующий разрешения, исследования.  Сформулировать проблему можно в форме вопроса или названия какого-либо факта в родительном падеже. (Проблема ставится в родительном падеже!).

Комментарий

Комментарий к проблеме — это объяснение, как избранная проблема раскрывается в предложенном тексте. Пояснения к какому-либо тексту, его толкование, изъяснение. Нужно не просто разъяснить, в чём смысл обсуждаемой проблемы, но и показать, как она разбирается на материале текста, какие использованы примеры. Уместны небольшие цитаты в виде образных словосочетаний или кратких предложений.

Позиция автора

Это отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль.

Возможно, именно в последних предложениях вы сможете прочитать, как автор отвечает на свой вопрос.

Моя позиция

Это выражение своего мнения по данной проблеме. Своё мнение можно выразить, соглашаясь с точкой зрения автора или оспаривая (частично или полностью) её. Позиция должна содержать ответ на проблемный вопрос! Перечитайте проблемный вопрос.  Даже соглашаясь с автором, сформулируйте ещё раз свою позицию иными фразами.

1-ый аргумент

В.И. Даль: « Аргумент – причина, доказательство, убеждение, довод». Смысл аргументации в том, чтобы показать важность, актуальность, ценность высказываемых идей. Одно доказательство обязательно нужно взять из произведений художественной литературы.  (Это требование с 2022 года). Нельзя использовать сказки, даже желательно не использовать сказки Салтыкова-Щедрина.

2-ой аргумент

В качестве другого аргумента желательно использовать интересные факты общественной жизни,  истории,  политики,  искусства,  биографии известных людей (со ссылкой на авторитет). В крайнем случае – из своей жизни.

Заключение

Вернуться к поставленной проблеме и записать вывод, который должен соответствовать данной проблеме

Очень важно, чтобы все части вашей работы были логически связаны между собой. Не забывайте разумно делить текст на абзацы! Если будете придерживаться «классической» композиции (по заданию), то в вашем тексте возникнет 5–7 абзацев.

3.Работа с текстом по схеме, отражающей структуру сочинения

У каждого распечатка текста (По Астафьеву).

             Исходный текст

         На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. Я первый раз в жизни здесь услышал музыку – скрипку. На ней играл Вася-поляк. О чём же рассказывала мне музыка? О чём-то очень большом. На что же это жаловалась она,  на кого гневалась? Тревожно и горько мне.  Хочется заплакать,  оттого что мне жалко самого себя,  жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

         Вася, не переставая играть, говорил: «Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. Если у человека нет матери, нет  отца, но есть родина, он ещё не сирота. Всё проходит:  любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, но никогда не проходит и не гаснет   тоска по родине. Эту музыку написал мой земляк Огинский. Написал на границе, прощаясь с родиной. Он посылал ей последний привет. Давно уже  нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять,  жива до сих пор».

        « Спасибо вам, дяденька», — прошептал я.  «За что, мальчик?» — «За то, что я не сирота». Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село,  а также спящий за ним лес. В эти минуты не было для меня зла. Мир был добр и одинок так же, как я. Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, — это была моя родина.

        …Прошло много лет. И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. Кругом пахло гарью, пылью. И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. Эта музыка разбередила воспоминания. Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того,  как я послушал полонез Огинского. Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, переломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, всю жизнь тосковавший о ней.

                                                                         ( По В. Астафьеву)

Этап сочинения

Текст сочинения

Комментарии учителя (учащиеся не пишут), вопросы, направленные на создание текста сочинения

Проблема

На что способно истинное произведение искусства? Над этой проблемой размышляет В. Астафьев, вспоминая чувства, родившиеся в его душе под влиянием музыки.

Определяем проблему. В тексте их может быть несколько. Напоминаю: проблема – это вопрос, над которым размышляет автор и нас заставляет размышлять, ответить на него. Сформулировать проблему можно в виде вопроса. Ни в коем случае не путайте понятия «тема» и «проблема». Должно прозвучать именно слово «проблема»!

Если перед вами рассуждение в публицистическом стиле, то особое внимание обратите на начало и конец текста, на первый и последний абзацы.

Комментарий

Автор прослеживает различное восприятие музыки человеком.  Звуки скрипки, услышанные в детстве, заставляли его плакать, наполняли сердце чем-то большим и тревожным. Торжественная же мелодия органа в годы войны «звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли пожары…»

Показываем ход мысли автора, как именно он раскрывает проблему. Если схематично и примитивно: нужно написать, что сначала автор делает в тексте, что потом, то есть проследить по тексту, как автор рассматривает проблему, почему он к ней обратился (в какой-то мере пересказ текста).

Для того чтобы написать комментарий, перечитайте центральные части текста. Постарайтесь пояснить, что заставило автора обратиться к поставленной проблеме (прочитанная статья, фильм, жизненные наблюдения)

Пишем не о том, что делают герои, а о том, что делает автор.

-Что он делает? (Сначала вспоминает, как на него повлияла музыка в детстве: «тревожно и горько мне», «хочется заплакать». Потом автор говорит, как уже на взрослого на него влияла музыка. Это было уже в годы войны»: звала куда-то, заставляла что-нибудь сделать».)

Иногда трудно чётко разделить проблему и комментарий или проблему и авторскую позицию. В данном случае мы написали проблему и сразу начали комментарий:  «вспоминая чувства, родившиеся в его душе под влиянием музыки» (см. в 1-ом абзаце).

Позиция автора

В. Астафьев убеждён в том, что музыка, как и любое истинное искусство, способна воздействовать на душу человека, она заставляет думать, пробуждает чувства, зовёт к действию.

Проследили по тексту, что делает автор, теперь ищем, к чему он ведёт, к какому выводу, для чего он всё это рассказывает. Сначала скажите: какую роль играет искусство вообще? В какие минуты человек обращается к музыке? Зачем? (Она влияет на него, способна воздействовать на душу человека)

Моя позиция

Писатель, безусловно, прав. Музыка, — удивительный вид искусства, который трогает струны человеческой души, заставляет нас плакать и смеяться, наполняет сердце тревогой или бесконечной любовью.

Искусство – это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Вы должны выразить своё согласие или несогласие.

1-ый аргумент, 1-ый пример

Например, так воспринимаю музыку я…22 июня. День памяти павших в Великой Отечественной войне. Звучит музыка Рахманинова. От нахлынувших чувств замирает сердце. Никогда, никогда моя страна не встанет на колени перед врагом, никогда она не забудет своих героев. А вот другая музыка. Шопен. Сколько любви и нежности в его ноктюрнах! Как хочется жить!

Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами.

В сочинении  вы должны привести два аргумента: 1) опираясь на знания или жизненный опыт;

2) на читательский опыт.

2-ой аргумент

Музыка способна раскрыть внутреннюю сущность человека, помогает понять себя. Вспомним Наташу Ростову. Молодая графиня, воспитанная француженкой-гувернанткой, услышав мелодию русской «Барыни», пустилась в пляс. И танец её был таким настоящим, таким русским, будто всю жизнь она этому училась. Музыка пробудила то национальное,  русское начало, которое было в Наташе всегда и которым так восхищался сам Л.Н. Толстой.

Пример из художественной литературы.

Не развлекайте проверяющих выдуманными книгами и экзотическими именами их создателей. Если литературный пример не приходит в голову, обратитесь к своему жизненному опыту. Но помните, что без примера из книг работа теряет один балл.

Заключение

Волшебная сила искусства способна изменить человека: сделать его лучше, пробудить чувство патриотизма, научить любить жизнь. (225 слов)

Финальный абзац — это вывод, подводящий итог вашим размышлениям по выбранной проблеме. Не повторяйте ничего из того, что уже сказали! Не уходите в сторону от главной мысли, которую вы доказывали. Подумайте, что нового внесли в решение проблемы ваши аргументы, и вынесите свой вердикт

  1. Подводим итог

Итак, у нас получилось сочинение. Давайте перечитаем его целиком (второй столбик). Сочинение наше – из 225 слов.

Существует 12 критериев оценивания работы. Шесть из них относятся к содержательной части сочинения, шесть — оценивают грамотность и стиль. Вот краткий перечень критериев с максимальным количеством баллов по каждому из них:

Если в сочинении есть речевые ошибки, то снижается балл за точность и выразительность речи.

Всего можно получить за сочинение 23 балла.

Уважаемые учителя! Если нужны все конспекты уроков по написанию сочинения, по подготовке к ЕГЭ по тестовым заданиям, пишите комментарии. Я обязательно помещу на сайте всё, что нужно.

Проблема

Проблема — это костяк сочинения. Приступая к пункту 2 плана сочинения, в самом начале рекомендуется набросать сразу несколько проблем и вопросов, которые возникают в связи с прочтением текста произведения. Вопросов не должно быть слишком много, достаточно трех-четырех. Из нескольких выделенных проблем необходимо выбрать одну — ту, к которой в тексте можно найти аргументы.

Многие репетиторы советуют немного опередить план и перейти от формулировки проблемы сразу к авторской позиции, поскольку она должна точно соотноситься с формулировкой проблемы.

Связь между 1-м и 2-м примерами

Смысловая связь между примерами может находиться как после первого комментария, так и после второго. Ее задача — раскрыть смысл приведенных комментариев и рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают или думают так или иначе. Смысловая связь должна соответствовать заявленной проблеме и не содержать фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста.

В принципе, во всех частях сочинения предложения в тексте должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически, эти факторы могут принести вам до 2 баллов за смысловую ценность, речевую связность и последовательность изложения.

Собственная позиция

Настало время выразить собственное отношение к проблеме, которую вы выявили и проанализировали в процессе написания экзаменационного сочинения. Вы можете быть согласны или не согласны с позицией автора, иметь собственные суждения, отличные от тех, что изложены в тексте, но жанр экзаменационного сочинения не оставляет места полемике.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Мотивация.
  4. Поэтапное изучение нового материала с практическим закреплением полученных знаний.
  5. Релаксация.
  6. «Работаем экспертами».
  7. Работа над речевым оформлением сочинения – рассуждения.
  8. Работа с текстом.
  9. Подведение итогов урока.
  10. Домашнее задание.

Человек и культура/искусство


Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве.

Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры?

Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека? Влияние сотовой связи на культуру поведения человека.

Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

Человек и нравственные ценности

Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое совесть, честь? Какова роль этих понятий в жизни современного человека?

« Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека , которой касается автор текста.»4 Какими бывают проблемы?

Ученик: Проблемы бывают злободневными, актуальными, острыми, важными, серьёзными, назревшими, наболевшими, неразрешимыми, спорными и т.д.

Учитель: Особую трудность при анализе вызывают художественные тексты, в которых «от ученика требуется умение обобщать, абстрагироваться от частностей, конкретных деталей»5. Попрошу вас особое внимание уделить текстам В.П.Астафьева как публицистическим, так и художественным, в которых проблема чаще всего располагается в конце, вспомните, например, текст о плюще.

  • Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
  • Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.
  • Запишите его. Это и есть проблема текста.

Но, как показывает практика, чаще всего на экзамене попадаются публицистические тексты, в которых проблема лежит на поверхности.

Начать своё сочинение можно, конечно, и с различных речевых клише, но лучше всё-таки продумать риторический вопрос, в котором будет отражена проблема текста. Такая работа «смотрится» выгоднее.

А теперь давайте ознакомимся с текстом В.Коломийцева:

Она, вся в лучах заходящего солнца, склонившись на перила, стояла на пирсе. Чувство одиночества мучило её уже третий день. Мимо проходили люди, торопящиеся по своим делам, они спешили — никому в их суматошном мире не было дела до неё. Тихие слёзы отчаянья вдруг вырвались наружу, закружив в радужном хороводе всё вокруг.

Наташа зажмурила глаза, сжала руки в кулаки и с твёрдым намереньем ступила на край пирса. Но вдруг в голове мелькнул образ мамы, тихий, светлый и печальный. Мама взглянула на неё как бы с укором, и Наташа поняла, что если она сейчас шагнёт в холодную мартовскую воду, то больше никогда не увидит этих глаз, лучистых и добрых, не услышит такого знакомого и нежного «доченька», не почувствует родного тепла, когда оно так необходимо.

«Господи, что же я делаю? – пронеслось в голове девушки. – Как же я могла подумать, что никому не нужна?»

Наташа в решительности убрала ногу от края. Теперь она точно знала, кто её ждёт, и спешила в тепло материнского дома.


Учитель: Сколько проблем вы обнаружили в тексте?

Ученики: Две.

Учитель: Назовите их.

(Учащиеся называют увиденные проблемы)


Учитель: Хорошо. Сформулируем проблему в виде риторического вопроса, запишем её в таблицу, причём первый ряд работает по одной проблеме, а второй — по другой.

Человек и общество.

Проблема несправедливости социального устройства общества. В чем заключается смысл жизни человека. Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека.

Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?


Проблема патриотизма. Что такое истинный и ложный патриотизм?

Проблема выбора профессии.

Человек и природа.

Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.


Влияние природы на человека.

Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

Человек и человек.

Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми)

Проблема взаимоотношения отцов и детей. Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?


Проблема любви / ревности, дружбы/предательства.

Проблема взаимоотношения подростков.

Человек и язык/речь

Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцеляризма и заштампованности речи.

Заключение

Постройте заключение в обратной последовательности вступлению, начав с короткого предложения и закончив развернутым. Работая над заключением в сочинении, вернитесь к вступлению, проведите параллель с ним, скажите о том, какое впечатление произвел на вас текст, о чем заставил задуматься.

Подведение итогов урока.

Советы, которые, надеюсь, вам пригодятся при написании сочинения (часть С ЕГЭ):

а) читайте как можно больше – иначе вам нечего будет привести в качестве аргумента к собственному мнению, постоянно пополняйте таблицу «Проблема – литературный пример»;

б) писать лучше по заранее отработанному тобой алгоритму;

в) работа над сочинением не должна занимать больше 90 минут;

г) ваша письменная речь должна быть чёткой и ясной, стараясь «ввернуть» в сочинение побольше вычурных фраз, рискуете потерять баллы по критериям К9 и К10; внимательно проверяйте сочинение на наличие ошибок. Слова и предложения, в написании которых не уверены, лучше заменить;

д) внимательно следите за средствами связи предложений в тексте (это поощрительные баллы по критериям К5 и К6);

е) написанное домашнее сочинение можете проверить по критериям, только не льстите себе, реально оценивайте работу!

ж) пишите как можно больше сочинений на различные проблемы, и тогда навык даст плоды на экзамене!

и) ваш почерк, особенно на экзамене, должен быть максимально разборчив! Е.Н.Ильин писал: «Плохой почерк не своеобразие, а безобразие!» Постарайтесь, чтобы эксперт, проверяющий сочинение, не потеряв терпения, прочитал работу до конца!

к) увидев на экзамене незнакомый текст, не паникуйте, внимательно прочитайте его, вами написано уже столько сочинений, неужели проблема, поднятая в нём, не знакома?

л) не забудьте пересчитать слова, помните, что их должно быть не менее 150


Итак, подведем итог работы, проделанной нами на уроке.

( Чтение нескольких ученических сочинений и их анализ)

Оцените статью
ЕГЭ Live