Сочинение по рассказу паустовского телеграмма рассуждение — Лучшие Сочинения

Сочинение по рассказу паустовского телеграмма рассуждение - Лучшие Сочинения ЕГЭ

2 вариант

Произведение создается писателем в послевоенный период времени, когда автор уже имеет мировую славу. Более ранние рассказы писателя уже содержат в себе замысел рассматриваемого произведения, поскольку они вскользь упоминают о судьбе дочери великого художника.

Жанровая направленность произведения представляет собой рассказ в стиле классического реализма.

https://www.youtube.com/watch?v=r9G4m28DaR8

Центральное место в сюжетном повествовании отводится одинокой престарелой женщине Катерине Петровне, проживающей  в далекой деревне и не желающей ее покидать, несмотря на отсутствии цивилизации, поскольку деревушка представляет для нее память об отце, именитом художнике.

Однако в деревне женщина живет в уединении, поскольку местное население не понимает утонченного характера Катерины Петровны. Женщина имеет дочь Настю, однако девушка проживает достаточно далеко от матери и общается с ней посредством редкой переписки.

Композиционная структура рассказа в условной форме разделяется на три части, первая из которых представляется описанием деревенской жизни Катерины Петровны, вторая часть рассказывает о дочери и ее работе, а в третьей части повествуется о двух телеграммах.

Отличительной особенностью композиции рассказа является применение писателем аддитивной повествовательной структуры, которая характеризуется следованием одного эпизода за другим и преобладанием повествовательной формы от первого лица. Кроме того, рассказ характеризуется предельно сжатым текстовым объемом, не мешающим развитию двух параллельных сюжетных линий (деревенской и городской), эффектно соединяющихся в финальной части произведения. Параллельные сюжеты представляются автором в рассказе в качестве контраста.

Основной тематикой произведения является изображение пропасти между поколениями отцов и детей, которое обуславливает нравственную проблематику.

Основной персонаж рассказа в лице Катерины Петровны представляется писателем в качестве мемориального образа, умирающей памяти прошедших столетий, ценивших творчество и художественные способности. Настя изображается писателем в противоположном матери образе, в качестве полной жизненной энергии девушки, вечно занятой работой и собственными проблемами. Однако девушка не лишена человеческих качеств, сострадания, тоски, уважения к старшим.

В рассказе также используются второстепенные персонажи в образе деревенских жителей (Тихон, Манюшка).

Художественным своеобразием рассказа является  придание автором ключевого значения лирическому пейзажу, отличающемуся щемящими оттенками, а также использованием неслучайных сюжетных совпадений

Анвлиз 3

История создания

Дата написания рассказа под названием «Телеграмма» – 1946 г. В трудный послевоенный год он впервые появился в журнале «Огонёк». В то время К.Паустовский был уже широко известен миру. Предпосылки к созданию короткого рассказа «Телеграмма» можно встретить в предыдущей повести «Золотая роза», в которой Паустовский говорит о жизни дочери известного художника-гравёра по фамилии Пожалостин. Дом, изображённый Паустовским в рассказе, существовал на самом деле и в конце 20 века был превращён в дом-музей.

Жанр

Данный рассказ написан в жанре «психологической новеллы», а именно – психологического реализма, которого старался придерживаться Паустовский в своих произведениях. В «Телеграмме» показаны и раскрыты как суровые стороны жизни, так и глубокие душевные переживания героев.

Сюжет и тема

Аргумент из рассказа паустовского «телеграмма». равнодушие к близким. вина. одиночество

Сочинение по рассказу паустовского телеграмма рассуждение - Лучшие Сочинения
Отношение человека к родителям, равнодушие по отношению к близким.
Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» показано отношение дочери к своей постаревшей матери.

Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей.

Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо). Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху.

Главная мысль рассказа

Этот рассказ советует нам никогда не забывать своих родителей, чаще показывать свою любовь к ним, выражать заботу, несмотря на всю нашу занятость и увлеченность повседневными делами.

Ведь родители – самое дорогое в жизни, их жизнь не вечна, и в любой момент их может не стать.

Сам Паустовский говорит об этом очень точно в своем другом произведении, в «Книге Скитаний», : «Может быть, взгляд в спину уходящего навсегда человека – самое страшное, что приходится переживать.»

Здесь искали:

  • итоговое сочинение по произведению нТелеграмма
  • сочинение на тему Телеграмма

Картинка к сочинению анализ рассказа телеграмма

Катерина павловна

Катерина Павловна ждала Настю очень долго. Она понимала занятость дочери всем сердцем и душой, никогда не корила, а просто ждала и верила. Настя работала в Ленинграде секретарём. Интересная работа поглощала почти всё время. В деревню ей совсем не хотелось возвращаться, ведь там скука и однообразие. Город её дал всё: любовь, деньги, встречи. Её мучает совесть, что почти не навещает мать, но сделать ничего не может.

Константин георгиевич паустовский "телеграмма"

Это небольшое произведение отлично подойдет в качестве литературного аргумента к направлению «Равнодушие и отзывчивость».

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.

Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.

Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах. Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась тёмная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта — портрет ее отца, а вот эта — маленькая, в золотой раме — подарок Крамского, эскиз к его «Неизвестной». Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом — известным художником.

В старости художник вернулся из Петербурга в свое родное село, жил на покое и занимался садом. Писать он уже не мог: дрожала рука, да и зрение ослабло, часто болели глаза.

Дом был, как говорила Катерина Петровна, «мемориальный». Он находился под охраной областного музея. Но что будет с этим домом, когда умрёт она, последняя его обитательница, Катерина Петровна не знала. А в селе — называлось оно Заборье — никого не было, с кем бы можно было поговорить о картинах, о петербургской жизни, о том лете, когда Катерина Петровна жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго.

Не расскажешь же об этом Манюшке, дочери соседа, колхозного сапожника, — девчонке, прибегавшей каждый день, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар.

Катерина Петровна дарила Манюшке за услуги сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную чёрную шляпу.

— На что это мне? — хрипло спрашивала Манюшка и шмыгала носом. — Тряпичница я, что ли?

— А ты продай, милая, — шептала Катерина Петровна. Вот уже год, как она ослабела и не могла говорить громко. — Ты продай.

— Сдам в утиль, — решала Манюшка, забирала все и уходила.

Изредка заходил сторож при пожарном сарае — Тихон, тощий, рыжий. Он еще помнил, как отец Катерины Петровны приезжал из Петербурга, строил дом, заводил усадьбу.

Тихон был тогда мальчишкой, но почтение к старому художнику сберёг на всю жизнь. Глядя на его картины, он громко вздыхал:

— Работа натуральная!

Тихон хлопотал часто без толку, от жалости, но все же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья, пилил их, колол на дрова. И каждый раз, уходя, останавливался в дверях и спрашивал:

— Не слышно, Катерина Петровна, Настя пишет чего или нет?

Катерина Петровна молчала, сидя на диване — сгорбленная, маленькая, — и всё перебирала какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле. Тихон долго сморкался, топтался у порога.

— Ну что ж, — говорил он, не дождавшись ответа. — Я, пожалуй, пойду, Катерина Петровна.

— Иди, Тиша, — шептала Катерина Петровна. — Иди, бог с тобой!

Он выходил, осторожно прикрыв дверь, а Катерина Петровна начинала тихонько плакать. Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, — без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.

Ночи были уже долгие, тяжёлые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам ещё с прошлого года лежали поверх ваты когда-то жёлтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья.

Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад.

Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье. Лучше не мешать. Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни, сидя на краешке продавленного дивана так тихо, что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух.

Писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца весёлый молодой почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей. Он осторожно придерживал Катерину Петровну за руку, когда она расписывалась, чтобы не расписалась там, где не надо.

Василий уходил, а Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках. Потом она надевала очки и перечитывала несколько слов на почтовом переводе. Слова были все одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо.

Катерина Петровна осторожно перебирала пухлые бумажки. От старости она забывала, что деньги эти вовсе не те, какие были в руках у Насти, и ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами.

Как то, в конце октября, ночью, кто-то долго стучал в заколоченную уже несколько лет калитку в глубине сада.

Катерина Петровна забеспокоилась, долго обвязывала голову тёплым платком, надела старый салоп, впервые за этот год вышла из дому. Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти.

Около калитки Катерина Петровна тихо спросила:

— Кто стучит?

Но за забором никто не ответил.

— Должно быть, почудилось, — сказала Катерина Петровна и побрела назад.

Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила давно, ещё девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.

Катерина Петровна пожалела клён, потрогала шершавый ствол, побрела в дом и в ту же ночь написала Насте письмо.

«Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. — Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет — совсем уж не тот, — да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».

Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, — что там? Но внутри ничего не было видно — одна жестяная пустота.

Настя работала секретарём в Союзе художников. Работ»было много, Устройство выставок, конкурсов — все это проходило через ее руки.

Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, — решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет — значит, жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором.

После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался на холод в мастерской и вообще на то, что его затирают и не дают развернуться.

На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.

Открыл сам Тимофеев — маленький, решительный, злой. Он был в пальто. Шею он замотал огромным шарфом, а на его ногах Настя заметила дамские фетровые боты.

— Не раздевайтесь, — буркнул Тимофеев. — А то замерзнете. Прошу!

Он провел Настю по темному коридору, поднялся вверх на несколько ступеней и открыл узкую дверь в мастерскую.

Из мастерской пахнуло чадом. На полу около бочки с мокрой глиной горела керосинка. На станках стояли скульптуры, закрытые сырыми тряпками. За широким окном косо летел снег, заносил туманом Неву, таял в ее темной воде. Ветер посвистывал в рамках и шевелил на полу старые газеты.

— Боже мой, какой холод! — сказала Настя, и ей показалось, что в мастерской ещё холоднее от белых мраморных барельефов, в беспорядке развешанных по стенам.

— Вот, полюбуйтесь! — сказал Тимофеев, пододвигая Насте испачканное глиной кресло. — Непонятно, как я еще не издох в этой берлоге. А у Першина в мастерской от калориферов дует теплом, как из Сахары.

— Вы не любите Першина? — осторожно спросила Настя.

— Выскочка! — сердито сказал Тимофеев. — Ремесленник! У его фигур не плечи, а вешалки для пальто. Его колхозница — каменная баба в подоткнутом фартуке. Его рабочий похож на неандертальского человека. Лепит деревянной лопатой. А хитер, милая моя, хитёр, как кардинал!

— Покажите мне вашего Гоголя, — попросила Настя, чтобы переменить разговор.

— Перейдите! — угрюмо приказал скульптор. — Да нет, не туда! Вон в тот угол. Так!

Он снял с одной из фигур мокрые тряпки, придирчиво осмотрел ее со всех сторон, присел на корточки около керосинки, грея руки, и сказал:

— Ну вот он, Николай Васильевич! Теперь прошу!

Настя вздрогнула. Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый сутулый человек. Настя видела, как на его виске бьётся тонкая склеротическая жилка.

«А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. — Эх ты, сорока!»

— Ну что? — опросил Тимофеев. — Серьезный дядя, да?

— Замечательно! — с трудом ответила Настя. — Это действительно превосходно.

Тимофеев горько засмеялся.

— Превосходно, — повторил он. — Все говорят: превосходно. И Першин, и Матьящ, и всякие знатоки из всяких комитетов. А толку что? Здесь — превосходно, а там, где решается моя судьба как скульптора, там тот же Першин только неопределённо хмыкнет — и готово. А Першин хмыкнул — значит, конец!… Ночи не спишь! — крикнул Тимофеев и забегал по мастерской, топая ботами. — Ревматизм в руках от мокрой глины. Три года читаешь каждое слово о Гоголе. Свиные рыла снятся!

Тимофеев поднял со стола груду книг, потряс ими в воздухе и с силой швырнул обратно. Со стола полетела гипсовая пыль.

— Это все о Гоголе! — сказал он и вдруг успокоился. — Что? Я, кажется, вас напугал? Простите, милая, но, ей-богу, я готов драться.

— Ну что ж, будем драться вместе, — сказал Настя и встала.

Тимофеев крепко пожал ей руку, и она ушла с твердым решением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безвестности.

Настя вернулась в Союз художников, прошла к председателю и долго говорила с ним, горячилась, доказывала, что нужно сейчас же устроить выставку работ Тимофеева. Председатель постукивал карандашом по столу, что-то долго прикидывал и в конце концов согласился.

Настя вернулась домой, в свою старинную комнату на Мойке, с лепным золочёным потолком, и только там прочла письмо Катерины Петровны.

— Куда там сейчас ехать! — сказала она и встала, — Разве отсюда вырвешься!

Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола.

Две недели Настя возилась с устройством выставки Тимофеева.

Несколько раз за это время она ссорилась и мирилась с неуживчивым скульптором. Тимофеев отправлял на выставку свои работы с таким видом, будто обрекал их на уничтожение.

— Ни черта у вас не получится, дорогая моя, — со злорадством говорил он Насте, будто она устраивала не его, а свою выставку. — Зря я только трачу время, честное слово.

Настя сначала приходила в отчаяние и обижалась, пока не поняла, что все эти капризы от уязвленной гордости, что они наигранны и в глубине души Тимофеев очень рад своей будущей выставке.

Выставка открылась вечером. Тимофеев злился и говорил, что нельзя смотреть скульптуру при электричестве.

— Мертвый свет! — ворчал он. — Убийственная скука! Керосин и то лучше.

— Какой же свет вам нужен, невозможный вы тип? — вспылила Настя.

— Свечи нужны! Свечи! — страдальчески закричал Тимофеев. — Как же можно Гоголя ставить под электрическую лампу. Абсурд!

Нa открытии были скульпторы, художники. Непосвящённый, услышав разговоры скульпторов, не всегда мог бы догадаться, хвалят ли они работы Тимофеева или ругают. Но Тимофеев понимал, что выставка удалась.

Седой вспыльчивый художник подошёл к Насте и похлопал ее по руке:

— Благодарю. Слышал, что это вы извлекли Тимофеева на свет божий. Прекрасно сделали. А то у нас, знаете ли, много болтающих о внимании к художнику, о заботе и чуткости, а как дойдёт до дела, так натыкаешься на пустые глаза. Ещё раз благодарю!

Началось обсуждение. Говорили много, хвалили, горячились, и мысль, брошенная старым художником о внимании к человеку, к молодому незаслуженно забытому скульптору, повторялась в каждой речи.

Тимофеев сидел нахохлившись, рассматривал паркет, но все же искоса поглядывал на выступающих, не зная, можно ли им верить или пока ещё рано.

В дверях появилась курьерша из Союза — добрая и бестолковая Даша. Она делала Насте какие-то знаки. Настя подошла к ней, и Даша, ухмыляясь, подала ей телеграмму.

Настя вернулась на свое место, незаметно вскрыла телеграмму, прочла и ничего не поняла:

«Катя помирает. Тихон».

«Какая Катя? — растерянно подумала Настя. — Какой Тихон? Должно бить, это не мне».

Она посмотрела на адрес: нет, телеграмма была ей. Тогда только она заметила тонкие печатные буквы на бумажной ленте: «Заборье».

Настя скомкала телеграмму и нахмурилась. Выступал Перший.

— В наши дни, — говорил он, покачиваясь и придерживая очки, — забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать. Я счастлив отметить в нашей среде, в среде скульпторов и художников, проявление этой заботы. Я говорю о выставке работ товарища Тимофеева. Этой выставкой мы целиком обязаны — да не в обиду будет сказано нашему руководству — одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семёновне.

Перший поклонился Насте, и все зааплодировали. Аплодировали долго. Настя смутилась до слез.

Кто-то тронул ее сзади за руку. Это был старый вспыльчивый художник.

— Что? — спросил он шепотом и показал глазами на скомканную в руке Насти телеграмму. — Ничего неприятного?

— Нет, — ответила Настя. — Это так… От одной знакомой…

— Ага! — пробормотал старик и снова стал слушать Першина.

Все смотрели на Першина, но чей-то взгляд, тяжёлый и пронзительный, Настя все время чувствовала на себе и боялась поднять голову. «Кто бы это мог быть? — подумала она. — Неужели кто-нибудь догадался? Как глупо. Опять расходились нервы».

Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: — «Эх, ты!»

Настя быстро встала, вышла, торопливо оделась внизу и выбежала на улицу.

Валил водянистый снег. На Исаакиевском соборе выступила серая изморозь. Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву.

«Ненаглядная моя, — вспомнила Настя недавнее письмо. — Ненаглядная!»

Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами.

Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье.

«Поздно! Маму я уже не увижу», — сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово — «мама».

Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо.

«Что ж что, мама? Что? — думала она, ничего не видя. — Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».

Настя вышла на Невский проспект, к городской станции железных дорог.

Она опоздала. Билетов уже не было.

Настя стояла около кассы, губы у нее дрожали, она не могла говорить, чувствуя, что от первого же сказанного слова она расплачется навзрыд.

Пожилая кассирша в очках выглянула в окошко.

— Что с вами, гражданка? — недовольно спросила она.

— Ничего, — ответила Настя. — У меня мама… Настя повернулась и быстро пошла к выходу.

— Куда вы? — крикнула кассирша. — Сразу надо было сказать. Подождите минутку.

В тот же вечер Настя уехала. Всю дорогу ей казалось, что «Красная стрела» едва тащится, тогда как поезд стремительно мчался сквозь ночные леса, обдавая их паром и оглашая протяжным предостерегающим криком.

…Тихон пришёл на почту, пошептался с почтарем Василием, взял у него телеграфный бланк, повертел его и долго, вытирая рукавом усы, что-то писал на бланке корявыми буквами. Потом осторожно сложил бланк, засунул в шапку и поплелся к Катерине Петровне.

Катерина Петровна не вставала уже десятый день. Ничего не болело, но обморочная слабость давила на грудь, на голову, на ноги, и трудно было вздохнуть.

Манюшка шестые сутки не отходила от Катерины Петровны. Ночью она, не раздеваясь, спала на продавленном диване. Иногда Манюшке казалось, что Катерина Петровна уже не дышит. Тогда она начинала испуганно хныкать и звала: живая?

Катерина Петровна шевелила рукой под одеялом, и Манюшка успокаивалась.

В комнатах с самого утра стояла по углам ноябрьская темнота, но было тепло. Манюшка топила печку. Когда весёлый огонь освещал бревенчатые стены, Катерина Петровна осторожно вздыхала — от огня комната делалась уютной, обжитой, какой она была давным-давно, ещё при Насте. Катерина Петровна закрывала глаза, и из них выкатывалась и скользила по желтому виску, запутывалась в седых волосах одна-единственная слезинка.

Пришел Тихон. Он кашлял, сморкался и, видимо, был взволнован.

— Что, Тиша? — бессильно спросила Катерина Петровна.

— Похолодало, Катерина Петровна! — бодро сказал Тихон и с беспокойством посмотрел на свою шапку. — Снег скоро выпадет. Оно к лучшему. Дорогу морозцем собьет — значит, и ей будет способнее ехать.

— Кому? — Катерина Петровна открыла глаза и сухой рукой начала судорожно гладить одеяло.

— Да кому же другому, как не Настасье Семёновне, — ответил Тихон, криво ухмыляясь, и вытащил из шапки телеграмму. — Кому, как не ей.

Катерина Петровна хотела подняться, но не смогла, снова упала на подушку.

— Вот! — сказал Тихон, осторожно развернул телеграмму и протянул ее Катерине Петровне.

Но Катерина Петровна ее не взяла, а все так же умоляюще смотрела на Тихона.

— Прочти, — сказала Манюшка хрипло. — Бабка уже читать не умеет. У нее слабость в глазах.

Тихон испуганно огляделся, поправил ворот, пригладил рыжие редкие волосы и глухим, неуверенным голосом прочел: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя».

— Не надо, Тиша! — тихо сказала Катерина Петровна. — Не надо, милый. Бог с тобой. Спасибо тебе за доброе слово, за ласку.

Катерина Петровна с трудом отвернулась к стене, потом как будто уснула.

Тихон сидел в холодной прихожей на лавочке, курил, опустив голову, сплёвывал и вздыхал, пока не вышла Манюшка и не поманила в комнату Катерины Петровны.

Тихон вошёл на цыпочках и всей пятернёй отёр лицо. Катерина Петровна лежала бледная, маленькая, как будто безмятежно уснувшая.

— Не дождалась, — пробормотал Тихон. — Эх, горе ее горькое, страданье неписаное! А ты смотри, дура, — сказал он сердито Манюшке, — за добро плати добром, не будь пустельгой… Сиди здесь, а я сбегаю в сельсовет, доложу.

Он ушел, а Манюшка сидела на табурете, подобрав колени, тряслась и смотрела не отрываясь на Катерину Петровну.

Хоронили Катерину Петровну на следующий день. Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмёрзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры.

На похороны собрались старухи и ребята. Гроб на кладбище несли Тихон, Василий и два брата Малявины — старички, будто заросшие чистой паклей. Манюшка с братом Володькой несла крышку гроба и не мигая смотрела перед собой.

Кладбище было за селом, над рекой. На нем росли высокие, жёлтые от лишаев вербы.

По дороге встретилась учительница. Она недавно приехала из областного города и никого ещё в Заборье не знала.

— Учителька идёт, учителька! — зашептали мальчишки.

Учительница была молоденькая, застенчивая, сероглазая, совсем ещё девочка. Она увидела похороны и робко остановилась, испуганно посмотрела на маленькую старушку в гробу. На лицо старушки падали и не таяли колкие снежинки. Там, в областном городе, у учительницы осталась мать — вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая.

Учительница постояла и медленно пошла вслед за гробом. Старухи оглядывались на нее, шептались, что вот, мол, тихая какая девушка и ей трудно будет первое время с ребятами — уж очень они в Заборье самостоятельные и озорные.

Учительница наконец решилась и спросила одну из старух, бабку Матрену:

— Одинокая, должно быть, была эта старушка?

— И-и, мила-ая, — тотчас запела Матрена, — почитай что совсем одинокая. И такая задушевная была, такая сердечная. Все, бывало, сидит и сидит у себя на диванчике одна, не с кем ей слова сказать. Такая жалость! Есть у нее в Ленинграде дочка, да, видно, высоко залетела. Так вот и померла без людей, без сродственников.

На кладбище гроб поставили около свежей могилы. Старухи кланялись гробу, дотрагивались тёмными руками до земли. Учительница подошла к гробу, наклонилась и поцеловала Катерину Петровну в высохшую жёлтую руку. Потом быстро выпрямилась, отвернулась и пошла к разрушенной кирпичной ограде.

За оградой, в легком перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная, родная земля.

Учительница долго смотрела, слушала, как за ее спиной переговаривались старики, как стучала по крышке гроба земля и далеко по дворам кричали разноголосые петухи — предсказывали ясные дни, лёгкие морозы, зимнюю тишину.

В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище — земля на нем смёрзлась комками — и холодную тёмную комнату Катерины Петровны, из которой, казалось, жизнь ушла давным-давно.

В этой комнате Настя проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый рассвет.

Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести.

Образ насти в рассказе к.паустовского «телеграмма»

В основе сюжета рассказа К. Паустовского «Телеграмма» лежит история отношений матери – Катерины Петровны и её дочери – Насти. Катерина Петровна живет в одиночестве в селе Заборье. Она очень скучает по дочери, думает о Насте каждую минуту и страдает, потому что та не спешит навестить свою маму.

Позиция автора в рассказе «телеграмма»

Образ Гоголя хорошо демонстрирует взгляд самого автора на происходящее, показывает его отношение к Насте и ее поступкам. Скульптура в воображении Насти все время осуждает ее поведение, то есть, является своеобразным голосом совести.

Почему именно Гоголь? А не Пушкин, к примеру, или другой какой-нибудь известный русский писатель? Как известно, одно из самых популярных произведений Гоголя – это поэма «Мертвые души». И дочь, демонстрирующая такое равнодушие к матери, вырастившей и воспитавшей ее, может тоже по праву считаться мертвой душой.

Мы помним, как Тихон, обращаясь к Манюшке, говорит, что за добро надо платить добром, не быть неблагодарной, а в противном случае, такой человек и не человек вовсе, а «пустельга».

В рассказе «Телеграмма» описан странный парадокс, который очень точно подметил Паустовский, – мы выражаем заботу к малознакомым людям, но почему-то совершенно забываем о ближайших. О тех, кому мы очень нужны, кто любит нас, как никто и никогда больше.

Ведь Настя действительно помогает малознакомому скульптору, но не отзывается на последнее письмо матери. В конце произведения Настя, наконец-то, осознает свою вину, но уже слишком поздно.

Автор оставляет героиню непрощенной, ведь та, кто могла ее простить, ушла навсегда.

И в заключение хочу вспомнить слова Цицерона: «Любовь к родителям — основа всех добродетелей». Нельзя не согласиться.

Помогите написать типо рассуждения по рассказу телеграмма к. г паустовского типо чему научил меня рассказ&

Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» — это не банальное повествование об одинокой старушке и невнимательной дочери. Паустовский показывает, что Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки.

Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Оказывается, одно дело — увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое — помнить о близких своих, о матери — самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.

«Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола». В сутолоке ленинградских дней Настя чувствует себя интересной и нужной людям, ею движет желание проявить активность своей натуры. Есть в ней и эгоистическое чувство.

«На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе. Художники называли ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза».

Не присутствует ли доля эгоистического чувства даже в хлопотах о выставке Тимофеева? Недаром же на вернисаже говорят: «Этой выставкой мы целиком обязаны…

одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семеновне…

Помогите пожалуйсто сочинение по рассказу телеграмма очень нодо

«Телеграмма» рассуждение об отношении к матери Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до неё, старухи.

У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье. Лучше не мешать.

Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни, сидя на краешке продавленного дивана так тихо, что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух.

Писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца весёлый молодой почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей. Он осторожно придерживал Катерину Петровну за руку, когда она расписывалась, чтобы не расписалась там, где не надо.

Василий уходил, а Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках. Потом она надевала очки и перечитывала несколько слов на почтовом переводе. Слова были всё одни и те же: Столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо. Я обратила внимание на глаза Катерины Петровны. В них столько печали, тоски, страдания.

По глазам можно судить о душе человека. «Глаза – зеркало души», — писал Л. Н.Толстой. В тексте раскрывается проблема взаимоотношения детей и родителей.

Проблема эта актуальна, потому что, пока существует род человеческий, она была, есть и будет существовать. Автор старается объективно рассказать о ситуации, но мы понимаем, что Паустовский на стороне Катерины Петровны, сочувствует ей.

Но он осуждает Настю за то, что она редко приезжает, не пишет письма, хотя не забыла о матери, только вспоминает о ней редко.

Я полностью согласен с точкой зрения Паустовского, потому что мы часто сталкиваемся в нашем обществе с такими ситуациями, когда дети оставляют своих родителей на старости лет доживать свой век в одиночестве.

В своём стихотворении Виктор Гин пишет: Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь. Перед разлукой у дверей Нежнее с ними попрощайтесь.

Вздыхают матери в тиши, В тиши ночей, в тиши тревожной. Для них мы вечно — малыши, И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей, Опекой их не раздражайтесь. Не обижайте матерей, На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук, И нам в дороге беспредельной Без материнских добрых рук — Как малышам без колыбельной. Пишите письма им скорей И слов высоких не стесняйтесь. Не обижайте матерей. На матерей не обижайтесь. Стихотворение призывает нас быть добрее к самому близкому человеку.

И оно как нельзя лучше раскрывает мысли Паустовского. А повторы звучат словно крик души автора этого стихотворения.

Популярные сегодня темы

  • Основная идея Левши Лескова (6 класс)

    Если говорить об основной идее, которая содержится в данном замечательном произведении, то стоит отметить, что автор хотел обратить особое внимание на такую проблему, которая связана с тем, что многие талантливые мастера своего дела не были услышаны

  • Сочинение Чем отличается Данко от окружающих его людей? (7 класс)

    Горький показывает все качества главного героя и как они проявлялись на протяжении всего произведения. Если другие думали только о себе, то Данко о себе совершенно не думал. Больше всего его интересовали другие люди, и что они будут делать

  • Сочинение на тему Роль знаний в жизни человека

    Роль знаний в жизни человека, несомненно, велика. Необразованным людям невозможно существовать в нашем времени. Проверим данное утверждение на примерах.

  • Исторические события Песни о Вещем Олеге

    События истории в данном произведении были отражены таким образом, что автор полностью сопоставил их с происходящими в нем действиями. За основу сюжета произведения взяты реальные исторические личности

  • Сочинение по картине Маковского В жаркий день 2, 5 класс

    От картины, действительно, исходит жар – солнце так и светит. Столько зелёного цвета! И очень много солнца… Наверное, это середина лета.

Смысл названия рассказа к.г. паустовского «телеграмма»

Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма», написанный в 1946 году, поразил меня до глубины души, наверное, потому, что затрагивает важную для любого человека проблему—взаимоотношения родителей и детей. По-своему решают ее главные героини рассказа — Катерина Петровна и ее дочь Настя.

Катерина Петровна доживала свой век «в старом доме, построенном ее отцом — известным художником». Ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала. Свои дела, непонятные матери интересы, свое счастье увлекают ее больше, чем родная мать.

Катерина Петровна же из скромности боится напомнить о себе. «Лучше не мешать», — решает она.

Внутреннее состояние Катерины Петровны автор передает и с помощью пейзажа. Осеннее холодное ненастье, высохшая в саду трава, облетевшие ветлы, почерневшие тесовые крыши, ночи долгие и тяжелые, как бессонница, помогают понять внутреннее состояние героини, ее грусть, одиночество, ненужность и бесприютность.

Композиционно рассказ можно разделить натри части. Первая часть посвящена жизни Катерины Петровны, вторая — ее дочери Насте, в третьей — история о телеграмме, но именно она является кульминационным центром всего произведения.

Говоря о Катерине Петровне, автор вспоминает ее длинную жизнь, за которую успела она не так уж и мало. Она была воспитана в артистической семье, была достаточно образована, интеллигентна, знакома со многими интересными людьми, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго».

Постаревшая, сгорбившаяся, плохо видящая, Катерина Петровна хорошо помнит свою молодость. Она хранит милые сердцу вещи: сморщенные перчатки, страусиные перья, какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле. Брошенная собственной дочерью, она отдает это все Манюше, девочке, помогающей ей по хозяйству.

Только эта девочка да сторож с почтальоном иногда навещают Катерину Петровну. Все они с уважением относятся к ней, помогают, как могут. Но, как не стараются, не могут скрасить ее одиночества. Она с нетерпением ждет писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе.

Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки».

Неторопливое повествование от лица одинокой старости автор прерывает рассказом о суетливой, наполненной работой и другими заботами жизни Насти. Занятая организацией выставки молодого скульптора, Тимофеева, Настя не сразу читает письмо от матери, успокаивая себя словами: «Раз мать пишет — значит, жива».

Когда ее хвалят за организацию выставки, «за заботу о человеке», Настя смущается до слез, но ей стыдно сказать, что в кармане у нее лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее.

Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Она опаздывает везде: на железнодорожной станции, на последнее свидание с матерью и даже на похороны.

Проплакав в пустом материнском доме всю ночь, она утром, крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал, уезжает, но в ее сердце навсегда останутся боль и стыд.

Телеграмма изменила жизнь Насти, заставила ее задуматься об ответственности человека за свои поступки, о том, что даже в суете забот нельзя забывать, что тебя ждут, любят близкие и родные тебе люди. Именно поэтому К.Г. Паустовский выбрал такое название.

Советую посмотреть:

Краткое содержание рассказа «Телеграмма» (с описанием всех важных моментов)

10 интересных фактов из биографии Паустовского

Сочинение по произведению «телеграмма» паустовско­го — сочинение

Ни один человек на свете не прожил, не совершая ошибок. «Ошибки — это обычный мост между опытом и мудростью», — писал Филлис Терос. Если окинуть взглядом свою жизнь, то сразу станет понятно, что о большинстве своих поступков человек жалеет, т.е.

при­знает их неправильными. Но жизнь — это и есть путь, полный ошибок, взлетов и падений, разочарований и борьбы. Когда человек ошибается, он совершенствуется, поэтому приобретение опыта путем проб и ошибок — ес­тественный для человека процесс.

Только тот, кто ничего не делает, не ошибается.

Конечно, на своих ошибках надо учиться, но и «ошибка одного — урок другому». Поэтому многие про­изведения русской литературы мы рассматриваем имен­но с этой позиции: чему учит нас тот или иной автор? О чем хотел нам сказать? О чем предупредить? Какие ошибки учил предотвращать?

Ее единственная дочь Настя живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников, устраивает выставки молодых художников, а иногда и борется с государствен­ной «бюрократической машиной», чтобы выхлопотать жилье молодым талантам.

«Сольвейг», так называли ху­дожники Настю за ее русые волосы и большие холодные глаза, вроде бы идеальный образ ответственной, заботли­вой девушки, однако она совершает одну за другой ошибки по отношению к своей матери, и эти ошибки приводят к необратимым последствием.

Настя так увлечена своей работой, что уже три года не навещала престарелую мать. Писем ей не писала, только переводила деньги. Это первая и, пожалуй, самая боль­шая ошибка Насти. Не деньги нужны были Катерине Петровне, а внимание, ласковые слова, участие единст­венной кровиночки.

Сочинение по рассказу паустовского «телеграмма»

Константин Паустовский – замечательный русский писатель, который прошел через две войны, написал множество книг, пропитанных добром и любовью. Его рассказ «Телеграмма» не может оставить никого равнодушным, касается самых тонких душевных струн. В статье вы найдете школьное сочинение на тему главной мысли этого произведения и позиции автора.

В «Телеграмме» рассказывается про пожилую женщину Катерину Петровну, которая живет в деревне в доме отца. Он был известным художником, ездил по странам и городам, общался со знаменитыми людьми. За Катериной Петровной ухаживают соседская девчонка Манюшка и сторож Тихон. Они делают это бескорыстно, просто так, от чистой души.

У Катерины Петровны есть дочь Настя, которая уехала в Ленинград, и к матери приезжает очень редко, не пишет письма, лишь посылает деньги, совсем ненужные женщине. Сама Настя работала секретарем в Союзе художников, устраивала выставки, конкурсы. Она помогала художникам и скульпторам выставить свои работы, стать известными. У нее не было времени вырваться к матери в деревню.

На выставке все ей аплодировали, а она все думала, что за телеграмма. Подняла глаза и увидела скульптуру Гоголя, которая смотрела на нее укоризненно и своим видом помогла понять, кто такие Катя и Тихон.

Настя приехала в деревню спустя два дня после похорон старушки. Она проплакала в пустом доме целую ночь, сходила на могилку и уехала обратно в город крадучись, чтобы никто ее не заметил.

Телеграмма паустовский герои

В произведении «Телеграмма» Паустовсокго главные герои – это одинокая старушка Катерина Петровна и ее дочь Настя. Катерина Петровна одинокая в своей старости, но она не осуждает свою дочь, она понимает, что у нее своя жизнь, а в Заборье ей делать нечего. При этом женщина все время ждет, ждет и верит.

Настя же деловая девушка, вся в работе. Сказать, что она черствая, было бы не правильно.

Девушка помогает скульптору выбиться в люди, она думает о матери, помогает ей деньгами, вот только все время за делами не находит время, дабы просто приехать, навестить. А когда она собралась, то случилось неизбежное.

Ее мама умирает, сама же девушка не успела даже на похороны. Но всю дорогу она мысленно говорила «Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».

Если честно, сейчас я пишу сочинение «Телеграмма» по Паустовскому, и до сих пор под впечатлением от прочитанного.

Уж очень не хочется, чтобы так было в действительности, чтобы дети забывали о родителях, хотя, реальность иная. Но я знаю одно, своих родителей никогда не забуду и всегда буду их навещать.

А после того, как закончу сочинение, уже сейчас пойду к ним, обниму и скажу, как сильно я их люблю.

Оцените статью
ЕГЭ Live