Программа элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ»

ЕГЭ

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе "шаг за шагом (подготовка к егэ)"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЕЛИЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 3»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________/_____________

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________/____________

«Утверждаю»

Директор МБОУ «ЕСШ №3» ____________ Г.В. Волошина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по русскому языку

«Шаг за шагом (подготовка к ЕГЭ)»

2020– 2021учебный год

УчительБобровник Светлана Викторовна

Класс _____11______

Всего часов в год____33____

Всего часов в неделю_____1______

г. Елизово

2020

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Шаг за шагом (подготовка к ЕГЭ)» ( базовый уровень) ориентирована на сопровождение и поддержку изучения основного предмета «Русский язык» в 11 классе (в дополнение к «Рабочей программе учебного предмета «Русский язык» для 11 класса (базовый уровень) на основе Программы курса «Русский язык». 10-11 классы. Базовый уровень/ авт.-сост. Н. Г. Гольцова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020);разработана на основе:

Федерального закона от 29 декабря 2022 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями 2022-2022 г.);

Федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Положения о рабочей программе по учебному предмету (элективному курсу) МБОУ «ЕСШ № 3»;

Учебного плана МБОУ «Елизовская средняя школа № 3» на 2020-2021 учебный год.

Элективный курс по русскому языку «Шаг за шагом (подготовка к ЕГЭ)» используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к единому государственному экзамену, учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер. Данный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, формирование практических навыков выполнения тестовых заданий ЕГЭ. Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене. Позволяет выпускникам легко ориентироваться в тестовой работе, подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения, знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене. Вместе с тем, курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

Цели и задачи элективного курса

Главнаяцель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.

Цели курса — совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.

Задачи курса:

изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

овладение основными нормами литературного языка;

создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;

освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

обучение анализу текста, его интерпретации;

совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении экзаменационной работы;

развитие речевой культуры.

Планируемые результаты освоения элективного курса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Шаг за шагом (подготовка к ЕГЭ)» направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

осознание феномена русского языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком;

понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметные результаты:

владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях;

владение разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

владение умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

владение умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее;

способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметные результаты:

в результате изучения курса учащиеся должны знать:

— сведения о языке, соответствующие государственным образовательным программам по предмету;

— содержание заданий ЕГЭ;

-связь языка и истории, культуры русского и других народов;

-смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

-основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

-орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально- культурной, учебно-научной, официально- деловой сферах общения.

уметь:

— применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;

— понимать и интерпретировать текст;

-создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;

— аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;

— проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

— проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;

— использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка;

— создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;

— формулировать и комментировать проблему, поставленную автором текста;

— формулировать позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором прочитанного текста;

— оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

 — применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

 — соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

 — адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

 — понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

— оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

Содержание элективного курса «Шаг за шагом (подготовка к ЕГЭ)» 11 класс (33 часа)

Введение (1 час)

Содержание ЕГЭ по русскому языку. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по русскому языку. Структура КИМ ЕГЭ по русскому языку. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по русскому языку. Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.

Орфографические нормы ( 5 часов)

Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии: правописание корней и приставок.

Правописание корней. Безударные гласные корня.

Гласные и, ы после приставок.

Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм.

–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-).

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.

Пунктуационные нормы (4 часа)

Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации.

Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи.

Текст (3часа)

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.

Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.

 Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи (5часов)

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.

Повествование.

Описание.

Рассуждение.

Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили речи (5часов)

Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Разговорный стиль речи. Его особенности.

Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста.

Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля.

Научный стиль, его особенности.

Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста.

Изобразительно-выразительные средства языка (3часа)

Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии.

Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте.

Стилистические фигуры, их роль в тексте.

Коммуникативная компетенция (7часов)

Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность).

Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.

Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.

Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки. Психологическая подготовка к ЕГЭ.

Защита проекта.

Учебно-тематический план

п/п

Раздел (глава, общая тема)

Общее кол-во часов на раздел (главу, общую тему)

в том числе

Кол-во часов на изучение теории

Кол-во практических занятий

Проекты

1

Введение.

1

1

2

Орфографические нормы

5

2

3

3

Пунктуационные нормы

4

1

3

4

Текст

3

1

2

5

Функционально-смысловые типы речи

5

1

4

6

Функциональные стили речи

5

1

4

7

Изобразительно-выразительные средства языка

3

1

2

8

Коммуникативная компетенция.

7

2

3

2

Итого

33

10

21

2

Календарно-тематическое планирование элективного курса«Шаг за шагом (подготовка к ЕГЭ)» в 11А классе

п/п

Раздел. Тема занятия.

Количество часов

Дата проведения

Примечание

11класс – 33 часа

По плану

По факту

Введение(1 час)

1

Содержание ЕГЭ по русскому языку. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по русскому языку. Структура КИМ ЕГЭ по русскому языку. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по русскому языку. Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.

1

Орфографические нормы ( 5 часов)

2

Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии: правописание корней и приставок. Правописание корней. Безударные гласные корня.

1

3

Гласные и, ы после приставок.

1

4

Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм.

1

5

–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-).

1

6

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. Тест.

1

Пунктуационные нормы (4 часа)

7

Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации.

1

8

Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах.

1

9

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

10

Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи. Тест.

1

Текст (3часа)

11

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.

1

12

Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.

1

13

 Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

1

Функционально-смысловые типы речи (5часов)

14

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.

1

15

Повествование.

1

16

Описание.

1

17

Рассуждение.

1

18

Предупреждение ошибок при определении типов речи.

1

Функциональные стили речи (5часов)

19

Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Разговорный стиль речи. Его особенности.

1

20

Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста.

1

21

Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля.

1

22

Научный стиль, его особенности.

1

23

Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Тест.

1

Изобразительно-выразительные средства языка (3часа)

24

Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии.

1

25

Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте.

1

26

Стилистические фигуры, их роль в тексте. Тест.

1

Коммуникативная компетенция (7часов)

27

Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)

1

28

Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.

1

29

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.

1

30.

Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.Сочинение в формате ЕГЭ.

1

31

Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки. Психологическая подготовка к ЕГЭ.

1

32

Подготовка к защите проекта.

1

33

Защита проекта.

1

Календарно-тематическое планирование элективного курса«Шаг за шагом (подготовка к ЕГЭ)» в 11Б классе

п/п

Раздел. Тема занятия.

Количество часов

Дата проведения

Примечание

11класс – 33 часа

По плану

По факту

Введение(1 час)

1

Содержание ЕГЭ по русскому языку. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по русскому языку. Структура КИМ ЕГЭ по русскому языку. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по русскому языку. Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.

1

Орфографические нормы ( 5 часов)

2

Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии: правописание корней и приставок. Правописание корней. Безударные гласные корня.

1

3

Гласные и, ы после приставок.

1

4

Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм.

1

5

–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-).

1

6

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. Тест.

1

Пунктуационные нормы (4 часа)

7

Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации.

1

8

Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах.

1

9

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

10

Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи. Тест.

1

Текст (3часа)

11

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.

1

12

Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.

1

13

 Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

1

Функционально-смысловые типы речи (5часов)

14

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.

1

15

Повествование.

1

16

Описание.

1

17

Рассуждение.

1

18

Предупреждение ошибок при определении типов речи.

1

Функциональные стили речи (5часов)

19

Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Разговорный стиль речи. Его особенности.

1

20

Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста.

1

21

Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля.

1

22

Научный стиль, его особенности.

1

23

Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Тест.

1

Изобразительно-выразительные средства языка (3часа)

24

Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии.

1

25

Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте.

1

26

Стилистические фигуры, их роль в тексте. Тест.

1

Коммуникативная компетенция (7часов)

27

Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)

1

28

Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.

1

29

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.

1

30.

Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм. Сочинение в формате ЕГЭ.

1

31

Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки. Психологическая подготовка к ЕГЭ.

1

32

Подготовка к защите проекта.

1

33

Защита проекта.

1

Учебно-тематический планэлективного курса «русский язык в формате егэ».

№ п/п  Тематика курса кол-во часов теоретич. часть практич. часть
10 класс
 1 Введение. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ 2 1 1
2 Литературный язык. Языковые нормы. 1 1
 3 Орфоэпические нормы русского языка 1 1
 4 Лексические нормы 3 1 2
 5 Грамматические нормы 3 1 2
 6 Словообразовательные нормы 2 1 1
 7 Морфологические нормы. 9 2 7
 8 Синтаксические нормы и пунктуация 13 2 11
Всего в 10 классе 34 9 25
11 класс      
 1 Орфографические нормы 7 3 4
 2 Пунктуационные нормы 4 1 3
 3 Текст 3 1 2
 4 Функционально-смысловые типы речи 5 1 4
 5 Функциональные стили речи 6 1 5
 6 Изобразительно-выразительные средства языка 3 1 2
 7 Коммуникативная компетенция. 5 2 3
Всего в 11 классе 34 7 27
Итого 68 16 52

Методическое обеспечение программы.

Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений воспитанник получал в результате практической деятельности.. Практические занятия — анализ текстов, работа со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, подготовка докладов и сообщений, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка,

Техническую оснащённость курса обеспечивают телевизор, магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер, видеозаписи.

Учебно-методическое обеспечение: таблицы, комплекты карточек, тексты и тесты.

Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово– РС», 2022.
  2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
  3. Егораева Г.Т., Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2022.
  4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс — М.: ТП Сфера, 2022
  5. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку.: — М.: ТП Сфера, 2022.
  6. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2022 года в Краснодарском крае и рекомендации по подготовке к экзамену 2022 года. Р.М.Гриценко, Е.Л.Николаевская.
  7. Методические рекомендации ККИДППО для ОУ Краснодарского края о преподавании русского языка в 2022-2022 учебном году;
  8. Пучкова Л.И., Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2022.
  9. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
  10. Сенина Н.А., Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2022: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2022.
  11. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2022.
  12. Сенина Н.А., Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Части А, В и С. 10-11 классы. – Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2022.
  13. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
  14. Шклярова Т.В., Русский язык. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. Готовимся к ЕГЭ. – М.: Грамотей, 2008.
Оцените статью
ЕГЭ Live