Новость: ФИПИ обнародовал новые рекомендации для оценивания развернутого ответа на ЕГЭ – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

На кого сослаться

Доказывать свою точку зрения легче всего со ссылкой на известных авторов, ученых и общественных деятелей. Факты и только факты: подкрепить мнение, так или иначе, придется.

Негрубые
ошибки (две негрубые ошибки = одна)

1.
     
Исключения из правил:
ветреный, цыганский.

2.
      Прописная
буква в собственных названиях:
Тверской
государственный университет, Великая Отечественная война.

3.
      Слитное-раздельное
написание наречий типа
:
по одному,
поодиночке, на ощупь, наобум, в разлив.

4.
      НЕ
с прилагательными и причастиями в роли сказуемых:
Эти трудности неустранимы. Диплом недействителен.

5.
      В
случае трудного различения НЕ и НИ:
Не
кто иной, как… Куда он только не обращался! Куда
 он ни обращался, нигде помочь ему не могли.

6.
      В
собственных именах нерусского происхождения:
Боккаччо, Мери и Бэла.

7.
      В
случае пропуска одного из сочетающихся знаков препинания:
Подарок, о котором он мечтает, — это
глобус.

8.
     
Отсутствие точки в конце предложения
.

9.
      В
случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой, например:
Он знак подаст
, и все хохочут.


         
Однотипные ошибки (первые три = одна, каждая следующая – отдельная
ошибка)

Это ошибки на одно и то же
правило, на один вариант орфограммы: в одних и тех же фонетических и
  морфологических условиях:
*
толчёк, *смешён, *парчёвый , *общё = две
ошибки
; *чёпорный,* никчомный,
*изжёга = одна ошибка
;
*ночовка, *лишон, *стережот, *копчоности, *поражон = три ошибки
,
 
НО:
*раздроженный, *
очеровать
 =две отдельные ошибки.

             Если написана неверная
  буква в одной и той же корневой морфеме, это
одна ошибка:
*
зачеруй, *очерован,
*очированный.

             Если в одном слове с
непроверяемыми написаниями допущены две и более ошибки, то все они считаются за
одну
: *
аппеляция =одна
ошибка
, НО: *об
апелляцие = две
ошибки.


       
Понятие
  однотипных ошибок не
распространяется на пунктуационные ошибки.

                                      
Ошибки
отмечаются, но не влияют на отметку

1.
     

Явные описки
:
  рапотает, роман стоится.

2.
     
В переносе слов:

кла-ссный, по-ймать, о- глядел,
пок-рыл.

3.
     
Буквы Е/Э в заимствованных словах и собственных
именах
:
 
рэкет, пленер,
Мариетта.

4.
      Н/НН
в кратких отглагольных причастиях и прилагательных:
взволнова(Н,НН)ы.

5.
      Прописная/строчная
  буква в словах, связанных с религией: Б(б)ог,
С(с)вященный С(с)синод, Р(р)ождество.

6.
      При
переносном употреблении собственных имен:
Все мы немного о(О)бломовы.

7.
      Написание
фамилий с первыми частями ДОН:
Дон Кихот, дон Педро.

8.
      Дефис
и его отсутствие в сложных заимствованных словах
: люля-кебаб, бефстроганов,
гуляй-поле, перекати-
поле.

9.
      Отсутствие
тире
в неполных предложениях.

10.
  Пропуск
многоточия в цитатах при пропуске слов.

11.
  Замена
одного знака препинания другим.

12.
  Наличие
или отсутствие запятой
  между союзом
А
  и вводным словом.

Про ЕГЭ:  Разбор перспективной модели ЕГЭ по английскому языку 2022 года

13.
  Замена
знака препинания при выделении
  вводных
предложений (вставных конструкций).

14.
  Лишний
дефис при приложении:
старик-извозчик

15.
  Лишняя
запятая после вводного слова в начале обособленных конструкций
: Герои этого
времени, например( ,) Чацкий , — резонеры.

16.
  Лишняя
запятая перед вводным словом, завершающим обособленную конструкцию
: В этой
семье представители самых разных профессий, врачей и юристов( ,) в частности.

17.
  В
передаче авторской пунктуации
.

Ошибки
фактические
-разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что
говорящий или пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по обсуждаемой
теме, приводит факты, противоречащие действительности, напр.:
«Вот Пушкин –
известный русский поэт, где он только не эмигрировал!

», «Базаров- герой
одноименной повести Толстого», «Ленский вернулся в свое имение из Англии», «О
Русь моя, мечта моя, любил ли кто тебя, как я?». Ошибки могут состоять не
только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении,
например:

            
Этические ошибки –
проявление речевой агрессии, грубое,
оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств
или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление,
угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов,
вульгаризмов, жаргонизмов:

«Этот
текст меня бесит». «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк», «Прочитав этот
дурацкий текст, я продумал, какая в нем проблема», «Мне хочется поблагодарить
автора: он довольно четко и грамотно описал сложную ситуацию». Ср.: не являютсяэтическими ошибками:
Автор раскрывает в тексте тему наглости. Гастелло врезался в эшелон
вражеских самолетов.


          
Логические ошибки –ошибки, связанные с нарушением логической
правильности речи при сопоставлении (противопоставлении) двух логически
неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении:

Княжна
Марья Болконская очень суеверна: она постоянно учится, очень много читает
  и молится. Жизнь Есенина закончилась не
начавшись. Давайте мы станем уникальными
 
и будем побуждать к этому всех вокруг. На примере
  судьбы Василия Федотова автор показывает лицо
нашего народа. Позиция автора неясна, и поэтому я с ней полностью согласна.
Текст написан неграмотным литературным языком.

К
логическим ошибкам
относятся
и
композиционно-текстовые, связанные
с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности
изложения:
  отсутствует логическая связь
вступительной или заключительной части с основной или эта связь слабо выражена,
нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения, например:

А. Неудачное начало
:
С особенной силой этот эпизод описан в
романе…

 

Б. Ошибки в  средней части.

а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении
– логическая ошибка:
Большую,
страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти.
Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его
воспитании и образовании.

б) Отсутствие  последовательности  в мыслях;
бессвязность и нарушение порядка предложений – логическая ошибка:
Из Митрофанушки Простакова воспитала
невежественного грубияна.  Комедия «Недоросль»  имеет  большое
значение в наши дни. В комедии Простакова является  
отрицательным   типом.   Или:

Про ЕГЭ:  Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

в) Использование разнотипных  по структуре предложений,
ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности – логическая ошибка:


Общее поднятие
местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата.
Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым
переходом к лету.  Правильный вариант: Общее поднятие местности над
уровнем моря  обусловливает суровость и резкость климата. Холодные,
малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.

В. Неудачная концовка (дублирование
вывода
)

логическая ошибка:

Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит
ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке
лень, распущенность и бессердечие.

Речевые ошибки
– ошибки, представляющие собою неверное или не
самое удачное использование в определенном тексте слов и фразеологизмов.
Выпускники нарушают требование коммуникативной
 
точности высказываний, употребляя слова
 
в несвойственном им значении или без должного учета стилистических,
эмоционально-экспрессивных свойств
 
выражений.

Грамматические ошибки вызваны нарушением норм словообразования,
формообразования, норм синтаксической связи между словами внутри предложения
или словосочетания, частей сложных предложений.

 
Классификация
  грамматических ошибок

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолю
бимый
, надсмехаться
,
вовнутрь.
Искание смысла жизни.
Тиранство.

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуд
а техники, не хватает врем
я.
Билет
с плацкартом. Новые
крема.

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красившевыглядит.

4

Ошибочное образование формы числительного

С
пятистами рублями
.
Обоим сестрам.

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего
пафоса,
ихние дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они
ездиют,
хочут,
пиша о жизни
природы. Все пять девушек

 погибнули
.
 
Троекуров
игрался с медвежатами.
Езжай скорее.

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой
ребят, серьезно увлекающ
имися
джазом.

8

Нарушение управления

Автор повествует
читателей.

 
Он
вернулся с
отпуска из Украины. По
окончанию
школы он поступил в вуз.

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство
возражали против такой оценки его
творчества.
Кто это
пришла?

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных
конструкциях

Он написал книгу,
которая
эпопея.

Все были рады,
счастливы и
веселые.

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна
любила
и
гордилась поэтом.


 В сочинении я ‘хотел
сказать о значении спорта и почему я его люблю.
Наконец построена
не только школа,
а также больница
.

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст,
возникает такое чувство…

Марусе,
поиграв с этой
  куклой
, стало хуже.

13.

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была
покрыта
проваливающимся снегом
под ногами.

14.

Ошибки в построении сложного предложения

Эта
книга научила
меня ценить и уважать друзей,
которую
я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось
то, что это сон.

15.

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал,
что я не согласен с мнением
рецензента.
Савельич спросил
Гринева, узнал он атамана?

16

Нарушение границ предложения

Когда герой
опомнился. Было уже поздно.

17.

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Замирает на
мгновение сердце и вдруг
застучит вновь

18
.

Бедность
и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор.
Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

19.

Неудачное
употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов.
Он относится к художественному стилю.

У
меня сразу же возникла картина в
своём
воображении

Про ЕГЭ:  Темы кодификатора ЕГЭ по математике от ФИПИ

Классификация
речевых ошибок

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в
несвойственном ему значении

Мы были
шокированы
прекрасной игрой актеров. Мысль развивается
на продолжении всего текста. Ольга Ларина –
прототип Татьяны.

2

Неразличение оттенков
значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом, смешение паронимов

Мое отношение к этой проблеме не
поменялось. Были приняты
эффектные
меры.
Автор призывает

бережливо
относиться к книгам.

3

Неразличение синонимичных
слов

В
конечном предложении
автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной
стилевой окраски, использование штампов

Автор, обращаясь
 
к
  этой
  проблеме,
 
пытается направить людей
немного
в другую колею.
Каждое
утро Татьяны Лариной начиналось с того, что она приветствовала
флору и фауну. По мере роста медвежат
Троекуров придумывал все новые шутки.

5

Неуместное употребление
эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев
 
то
 
и
  дел о
прибегает
  к
 
употреблению метафор
  и
  олицетворений.. Этот роман –
вопиющее достижение писателя.
Автор
вопрошает: «Кто виноват?»

6

Неоправданное
употребление просторечных слов

Таким
  людям
  всегда
 
удается
 
объегоришь
 других.
Чиновники
 
подлизываются
  к
 
ревизору.

7.

Нарушение лексической
сочетаемости

Автор
  
увеличивает
   впечатление.

Автор
использует
художествен­ные
особенности
(вместо
 
средства). Молодежь
не
повышает свой кругозор.

8.

Употребление лишних слов,
в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает
нам с помощью художественных приемов.
Молодой юноша,
 
очень прекрасный.

9.

Употребление рядом или
близко однокоренных слов (тавтология)

В этом
 
рассказе
  рассказывается

 
о реальных
событиях.
Характерная черта
характера

10.

Неоправданное повторение
слова

Герой
рассказа не задумывается над своим поступком.
Герой даже не понимает всей глубины содеянного

В пример к такому
случаю можно привести несчастный
случай, однажды
случившийся с моей знакомой..

11.

Искажение состава фразеологизма

Все были здесь
:
и стар, и мал.
Павел Петрович –
дворянин от мозга до костей. Скрипя
сердцем
, кулаки покидали Гремячий Лог.

Новость: ФИПИ обнародовал новые рекомендации для оценивания развернутого ответа на ЕГЭ – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Оцените статью
ЕГЭ Live