На кого сослаться
Доказывать свою точку зрения легче всего со ссылкой на известных авторов, ученых и общественных деятелей. Факты и только факты: подкрепить мнение, так или иначе, придется.
Негрубые
ошибки (две негрубые ошибки = одна)
1.
Исключения из правил:
ветреный, цыганский.
2.
Прописная
буква в собственных названиях:
Тверской
государственный университет, Великая Отечественная война.
3.
Слитное-раздельное
написание наречий типа
:
по одному,
поодиночке, на ощупь, наобум, в разлив.
4.
НЕ
с прилагательными и причастиями в роли сказуемых:
Эти трудности неустранимы. Диплом недействителен.
5.
В
случае трудного различения НЕ и НИ:
Не
кто иной, как… Куда он только не обращался! Куда
он ни обращался, нигде помочь ему не могли.
6.
В
собственных именах нерусского происхождения:
Боккаччо, Мери и Бэла.
7.
В
случае пропуска одного из сочетающихся знаков препинания:
Подарок, о котором он мечтает, — это
глобус.
8.
Отсутствие точки в конце предложения
.
9.
В
случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой, например:
Он знак подаст
, и все хохочут.
Однотипные ошибки (первые три = одна, каждая следующая – отдельная
ошибка)
Это ошибки на одно и то же
правило, на один вариант орфограммы: в одних и тех же фонетических и
морфологических условиях:
*
толчёк, *смешён, *парчёвый , *общё = две
ошибки
; *чёпорный,* никчомный,
*изжёга = одна ошибка
;
*ночовка, *лишон, *стережот, *копчоности, *поражон = три ошибки
,
НО:
*раздроженный, *
очеровать
=две отдельные ошибки.
Если написана неверная
буква в одной и той же корневой морфеме, это
одна ошибка:
*
зачеруй, *очерован,
*очированный.
Если в одном слове с
непроверяемыми написаниями допущены две и более ошибки, то все они считаются за
одну
: *
аппеляция =одна
ошибка
, НО: *об
апелляцие = две
ошибки.
Понятие
однотипных ошибок не
распространяется на пунктуационные ошибки.
Ошибки
отмечаются, но не влияют на отметку
1.
Явные описки
:
рапотает, роман стоится.
2.
В переносе слов:
кла-ссный, по-ймать, о- глядел,
пок-рыл.
3.
Буквы Е/Э в заимствованных словах и собственных
именах
:
рэкет, пленер,
Мариетта.
4.
Н/НН
в кратких отглагольных причастиях и прилагательных:
взволнова(Н,НН)ы.
5.
Прописная/строчная
буква в словах, связанных с религией: Б(б)ог,
С(с)вященный С(с)синод, Р(р)ождество.
6.
При
переносном употреблении собственных имен:
Все мы немного о(О)бломовы.
7.
Написание
фамилий с первыми частями ДОН:
Дон Кихот, дон Педро.
8.
Дефис
и его отсутствие в сложных заимствованных словах
: люля-кебаб, бефстроганов,
гуляй-поле, перекати-
поле.
9.
Отсутствие
тире
в неполных предложениях.
10.
Пропуск
многоточия в цитатах при пропуске слов.
11.
Замена
одного знака препинания другим.
12.
Наличие
или отсутствие запятой
между союзом
А
и вводным словом.
13.
Замена
знака препинания при выделении
вводных
предложений (вставных конструкций).
14.
Лишний
дефис при приложении:
старик-извозчик
15.
Лишняя
запятая после вводного слова в начале обособленных конструкций
: Герои этого
времени, например( ,) Чацкий , — резонеры.
16.
Лишняя
запятая перед вводным словом, завершающим обособленную конструкцию
: В этой
семье представители самых разных профессий, врачей и юристов( ,) в частности.
17.
В
передаче авторской пунктуации
.
Ошибки
фактические
-разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что
говорящий или пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по обсуждаемой
теме, приводит факты, противоречащие действительности, напр.:
«Вот Пушкин –
известный русский поэт, где он только не эмигрировал!
», «Базаров- герой
одноименной повести Толстого», «Ленский вернулся в свое имение из Англии», «О
Русь моя, мечта моя, любил ли кто тебя, как я?». Ошибки могут состоять не
только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении,
например:
Этические ошибки –
проявление речевой агрессии, грубое,
оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств
или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление,
угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов,
вульгаризмов, жаргонизмов:
«Этот
текст меня бесит». «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк», «Прочитав этот
дурацкий текст, я продумал, какая в нем проблема», «Мне хочется поблагодарить
автора: он довольно четко и грамотно описал сложную ситуацию». Ср.: не являютсяэтическими ошибками:
Автор раскрывает в тексте тему наглости. Гастелло врезался в эшелон
вражеских самолетов.
Логические ошибки –ошибки, связанные с нарушением логической
правильности речи при сопоставлении (противопоставлении) двух логически
неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении:
Княжна
Марья Болконская очень суеверна: она постоянно учится, очень много читает
и молится. Жизнь Есенина закончилась не
начавшись. Давайте мы станем уникальными
и будем побуждать к этому всех вокруг. На примере
судьбы Василия Федотова автор показывает лицо
нашего народа. Позиция автора неясна, и поэтому я с ней полностью согласна.
Текст написан неграмотным литературным языком.
К
логическим ошибкам
относятся
и
композиционно-текстовые, связанные
с нарушениями требований к последовательности и смысловой связности
изложения:
отсутствует логическая связь
вступительной или заключительной части с основной или эта связь слабо выражена,
нагромождены лишние факты или неуместные абстрактные рассуждения, например:
А. Неудачное начало
:
С особенной силой этот эпизод описан в
романе…
Б. Ошибки в средней части.
а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении
– логическая ошибка:
Большую,
страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти.
Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его
воспитании и образовании.
б) Отсутствие последовательности в мыслях;
бессвязность и нарушение порядка предложений – логическая ошибка:
Из Митрофанушки Простакова воспитала
невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое
значение в наши дни. В комедии Простакова является
отрицательным типом. Или:
в) Использование разнотипных по структуре предложений,
ведущее к затруднению понимания смысла, бессвязности – логическая ошибка:
Общее поднятие
местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата.
Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым
переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над
уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные,
малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето.
В. Неудачная концовка (дублирование
вывода
)
–
логическая ошибка:
Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит
ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке
лень, распущенность и бессердечие.
Речевые ошибки
– ошибки, представляющие собою неверное или не
самое удачное использование в определенном тексте слов и фразеологизмов.
Выпускники нарушают требование коммуникативной
точности высказываний, употребляя слова
в несвойственном им значении или без должного учета стилистических,
эмоционально-экспрессивных свойств
выражений.
Грамматические ошибки вызваны нарушением норм словообразования,
формообразования, норм синтаксической связи между словами внутри предложения
или словосочетания, частей сложных предложений.
Классификация
грамматических ошибок
№ п/п | Вид ошибки | Примеры |
1 | Ошибочное словообразование | Трудолю |
2 | Ошибочное образование формы существительного | Многие чуд |
3 | Ошибочное образование формы прилагательного | Более интереснее, красившевыглядит. |
4 | Ошибочное образование формы числительного | С |
5 | Ошибочное образование формы местоимения | Ихнего |
6 | Ошибочное образование формы глагола | Они |
7 | Нарушение согласования | Я знаком с группой |
8 | Нарушение управления | Автор повествует |
9 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | Большинство |
10 | Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных | Он написал книгу, Все были рады, |
11 | Ошибки в построении предложения с однородными членами | Страна
|
12 | Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая текст, Марусе, |
13. | Ошибки в построении предложения с причастным оборотом | Узкая дорожка была |
14. | Ошибки в построении сложного предложения | Эта Человеку показалось |
15. | Смешение прямой и косвенной речи | Автор сказал, |
16 | Нарушение границ предложения | Когда герой |
17. | Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | Замирает на |
18 | Бедность | Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. |
19. | Неудачное | Данный текст написал В. Белов. У |
Классификация
речевых ошибок
№ п/п | Вид ошибки | Примеры |
1 | Употребление слова в | Мы были |
2 | Неразличение оттенков | Мое отношение к этой проблеме не |
3 | Неразличение синонимичных | В |
4 | Употребление слов иной | Автор, обращаясь |
5 | Неуместное употребление | Астафьев |
6 | Неоправданное | Таким |
7. | Нарушение лексической | Автор Автор |
8. | Употребление лишних слов, | Красоту пейзажа автор передает |
9. | Употребление рядом или | В этом |
10. | Неоправданное повторение | Герой В пример к такому |
11. | Искажение состава фразеологизма | Все были здесь |