Шаблоны к сочинению на ЕГЭ по русскому языку. Примерное сочинение

Как написать сочинение по русскому языку?

До введения ЕГЭ написание сочинения по русскому языку не составляло большого труда. Но теперь ситуация иная.

Чтобы выполнить задание C1 на ЕГЭ по русскому языку, нужно на основе предложенного текста написать сочинение-рассуждение небольшого объема. При написании сочинения нужно учитывать, что оценивается не работа в целом, а только отдельные умения и навыки, которые требуются для написания развернутого ответа.

Проверяющие сочинение оценивают лишь некоторые отдельные аспекты работы и ставят баллы по конкретным критериям. То есть, они разбирают сочинение по частям. Сравним написание сочинения со строительством дома: для получения максимального количества баллов это должно быть красивое, монолитное здание, построенное из отборного материала и с использованием качественных технологий.

Для многих учеников это серьезное препятствие для получения высшего балла за ЕГЭ. Качественно написанное сочинение — это 23 балла, что представляет собой достаточно большую часть (более 30%) от общего количества баллов. Из этого можно сделать вывод, что для написания сочинения на максимальный балл, нужна очень хорошая подготовка.

Чтобы получить на ЕГЭ максимальный балл за часть «С», прежде всего нужно знать, как оценивается работа. То есть, те критерии оценки, которыми будут руководствоваться проверяющие при разборе вашей работы. Следует отметить, что оценивается не работа в целом, а отдельно каждая составляющая. Критерии оценки сочинения по русскому языку:

Шаблон сочинения для части «с» егэ по русскому языку

Один шаблон сочинения разделённый по критериям оценки.

К-1 Формулировка проблемы текста в виде вопроса.

Нужно ли …Зачем…Что будет, если…Возможно ли…Что делать…Кому выгодно… Кто виноват в…Когда будет…Откуда …Как объяснить…Почему …Как связаны…Как влияет…?
Такова одна из проблем текста. Об этом размышляет автор статьи. Эту проблему рассматривает автор. На этот вопрос пытается ответить автор.

К-2 Комментарий к тексту (не цитируя, а своими словами пересказать мысли автора, который ищет ответ на вопрос из К-1, и его аргументы).

Он, автор, Г.Смирнов, писатель, публицист
Статья, отрывок, текст, рассуждение, размышления
Автор обращает внимание на…рассуждает о…подчеркивает важность…опирается на чье-то мнение, на факты, свидетельствующие о…допускает, что…приводит пример из свой жизни, из истории, чтобы показать…вспоминает, как…доказывает…описывает что…предлагает…предполагает…имеет в виду…принимает во внимание…видит что-то…возмущается чем-то…потрясен тем, что…спорит с…удивлен…подтверждает свою мысль…создает яркий художественный образ дождя…мастерски рисует картину снегопада, пейзаж…использует изобразительно-выразительные средства языка…отмечает достоинства или недостатки…критикует…расходится во взглядах с мнением большинства в вопросе о…оспаривает точку зрения тех, кто считает…отмечает недостатки…критикует…упоминает…анализирует.

К-3 Позиция автора (ответ на вопрос из К-1)

Автор убежден, что…(не) сомневается… уверен…не знает, как решить возникшую проблему…для автора очевидно, что…он считает, что…

К-4 Собственное мнение о позиции автора (см. К-3): согласны или не согласны.

Привести 2 своих аргумента для доказательства своей позиции
Я согласен с автором…разделяю позицию автора…придерживаюсь той же точки зрения…
автор слишком категоричен и упускает из виду, что…позволю себе предположить, что…
можно возразить автору тем, что…мнение автора противоречиво, так как…могу подтвердить его мысль примером…в чем-то автор прав, однако …нет сомнений в том, что…совершенно очевидно…

К-5 Логика (причинно-следственные связи мыслей, три абзаца: К-1, К-2, К-3)

Поэтому…следовательно…значит…в таком случае…потому что…таким образом…при этом…вместе с тем…кроме того…кстати сказать…в этом случае…как сказано выше…с другой стороны…однако…напротив…если — то…не только — но и …зато…другими словами…иначе говоря…разумеется…видимо…конечно же…очевидно…прежде всего…сначала…в то же время…затем…впоследствии…в заключение…согласно этому…

4 других шаблона.

Шаблон сочинения егэ 2022

→ Проследим, как автор раскрывает проблему
→ Чтобы читатель осознал важность проблемы, автор обращается к воспоминаниям/цитатам/словам
→ Чтобы привлечь внимание к проблеме, автор прибегает к описанию/противопоставлению/повествованию о …
→ Автор заостряет внимание на поставленной проблеме благодаря
фактам/материалам/описанию/рассуждению о …

Пояснение к примерам:

→ Этот пример показывает, что…
→ Этот пример убедительно доказывает, что…
→ Эти события (факты, примеры) помогают понять…
→ Таким образом, автор показывает/подчеркивает
→ Писатель убеждает читателя в том, что…
→ АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…

Шаблоны к сочинению на егэ по русскому языку. примерное сочинение

Шаблоны к сочинению на ЕГЭ по русскому языку. Примерное сочинение по одному из шаблонов. Варианты возможного начала. Критерий 1. Формулировка проблемы. Критерий 2. Комментарий проблемы. Критерий 3. Отражение позиции автора. Критерий 4. Аргументация собственного мнения по проблеме. Должно быть последнее предложение как заключение.

План сочиненияШаблоны
1. Формулировка проблемы текстаПрочитанный мною текст писателя… (ФИО) затрагивает важные общечеловеческие вопросы. Что такое…? Таким вопросом задаётся автор и обозначает проблему…. (какую?). Постараюсь прокомментировать её.Перечитываю текст русского и советского писателя…. (ФИО). Как…..? Почему….? Такие вопросы ставит автор, заставляя и нас поразмышлять над проблемой… (какой?).Обратимся к тексту писателя… (ФИО). В центре внимания автора – проблема… (какая?) Рассуждая о… (о чём?), автор задается вопросом: …. (каким?). Вот что волнует писателя.Текст … (ФИО) посвящен одной из наиболее актуальных проблем современности — … (какой?)

Автор заставляет нас задуматься о …. (о чём? над какими вопросами?).

Что такое…? В чём заключается…? Почему……? Как …..? Такие вопросы ставит в своем тексте писатель ….. (ФИО), посвящая его проблеме… (какой?)Что значит быть…(каким?)? Зачем… ? В чём…? Такие вопросы хотя бы раз в жизни задаёт себе каждый человек. Проблема…(какая?) волнует и автора прочитанного мной текста, писателя… (ФИО).
2. Комментарий проблемы.Известный писатель повествует нам о том, как… Он обращает наше внимание на… (что?). Главным тезисом в рассуждениях автора можно считать следующий: ……. (какой?)  Звучит мысль о том, что … (какая мысль?)

(здесь два примера по проблеме из прочитанного текста, которые помогают понять суть проблемы).

3. Авторская позиция по обозначенной проблеме.Авторская позициятакова:… (сформулируйте). Он утверждает, что…Авторская позициявыражена ясно.  Основная идея автора заключается в том, что … (в чем?)Развивая свою мысль, авторприводит нас к утверждению, что… (какому утверждению?)Главные усилия авторанаправлены на то, чтобы убедить нас, что …. (в чем убедить?)Автор считает, что… Он полагает, что…Суть позиции авторазаключена в следующем. (сформулировать её)
4. Собственное мнение по обозначенной проблеме (согласие).Бесспорно, автор текста прав. Я полностью с ним согласен. Мне кажется, что… (в чем согласие?). Попробую доказать свою мысль.Трудно не согласитьсяс автором (писателем, художником слова, публицистом, Ф.И.О) в том, что… (в чем согласие?). Докажу свою мысль примерами.Моя точка зрения на данную проблему сходна с мнением … (ФИО). Мне тоже кажется, что… (в чем согласие?). Аргументирую свою точку зрения.Хочется выразить своё мнение по обозначенной проблеме. И я считаю,что… (в чем согласие?). Аргументирую свою точку зрения.Придерживаюсь того же мнения, что и автор текста. Он прав. Действительно, … (в чем согласие?).  Приведу доказательства своих мыслей.Нельзя остаться равнодушным к сказанному … (кем?) Я согласен с писателем, что…(в чем согласие?) Можно привести множество аргументов в подтверждение точки зрения автора. Остановлюсь на некоторых из них.
5. Аргумент 1 (из художественной, публицистической или научной литературы).Обратимся к произведению…. (ФИО автора)  «……» (название). (здесь представление проблемы)Вспоминается книга… (чья?) «…….» (название)  (здесь представление проблемы)Писатель…. (ФИО) тоже обращался к проблеме…  (какой?) Например, в книге«….» (название)… главный герой…. (здесь представление проблемы)Именно об этом (о чем? о какой проблеме?) идет речь в произведении…(название) ….. (ФИО) (здесь представление проблемы)В памяти оживают страницы….. (какой и чьей книги?). Одна из проблем, которые рассматривает писатель, — … (какая?) (здесь представление проблемы)В романе (рассказе, повести, книге…) … (ФИО) читатель встречается с… (с кем? какая там ситуация?) (здесь представление проблемы)
6. Аргумент 2 (из жизни).Передо мной тоже как-то стояла такая проблема. Я … (не мог, не знал…) (описание проблемной ситуации)Однажды героиней передачи «Пусть говорят» стала… (описание проблемной ситуации)Вспоминается случай,рассказанный моей мамой. (описание проблемной ситуации)Из истории мы знаем… (пример с проблемной ситуацией)Помню, однажды я стала свидетелем такой ситуации (описание проблемной ситуации)В жизни нередки случаи, когда нам приходится решать проблему… (какую?) Не так давно по телевидению передавали репортаж о том, как… (описание проблемной ситуации)
7.  Заключение.В заключение подчеркну глубокий смысл текста… (ФИО), заставившего нас поразмышлять над такой важной проблемой.Заканчивая размышление над прочитанным текстом… (ФИО), сделаю вывод: как важно… (вывод из проблемы)Итак, писатель… (ФИО), поставивший проблему… (какую?), приводит нас к мысли:… (какой?)Думаю, что мне удалось доказать, что проблема… (какая?), обозначенная… (ФИО), актуальна. Книги и случаи из жизни – тому подтверждение.Таким образом, вместе с автором текста мы приходим к выводу, что… (вывод из проблемы)Как видим, автор затрагивает важную проблему и подводит нас к мысли, что…(какой?)

Примерное сочинение по одному из шаблонов

Перечитываю текст русского писателя К.Г. Паустовского — По тексту варианта 3 из пособия «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2022» под редакцией Н.А. Сениной (2022 г.). Внимательны ли мы к окружающему миру? Замечаем ли прелесть природы или проходим мимо? Как понять, в чем её своеобразие, необычность, очарование? Такие вопросы ставит автор, заставляя и нас поразмышлять над проблемой восприятия красоты природы.

Известный писатель рассказывает нам о том, как автор-повествователь общался со стариком Прохором, который любит природу, видит её великолепие. Главным тезисом в рассуждениях этого простого человека можно считать следующий: нужно быть очень внимательным к окружающему миру: вглядываться, учиться видеть необычное в обычном: чем и как живет птица,  дышит живность, объяснять себе природные явления. Прохор помог автору-повествователю понять, что красота осени в смешении ярких красок, это не только слякоть и мокрые крыши.

Авторская позиция выражена ясно.  Основная идея автора заключается в мысли: только тогда человек поймёт, что окружающий мир красив, когда будет вглядываться в него «упорно и долго». Понимание красоты придёт не вдруг, не сразу. Нужно, как считает Паустовский, оторваться от обыденности, посмотреть на природу свежим взглядом, по-новому, как на нечто незнакомое, как на то, что видишь впервые.

Трудно не согласиться с Паустовским в том, что понять истинную красоту природы способен не каждый. Это очень сложно: увидеть прекрасное, например, в пустынной буре и сплошном дожде, грохочущем небе и разъяренных волнах. Но этому можно и важно учиться. Докажу свою мысль примерами.

Вспоминается роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Его героиня – Наташа Ростова – очень чуткая и внимательная девушка. Она способна воспринимать красоту окружающей природы и потому очарована восхитительной ночью в Отрадном, не может заснуть. Выглядывая в окно, она открыто и очень эмоционально восторгается деревенским пейзажем.  Приходит на ум и героиня пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» Раневская. Для неё вишнёвый сад – это самое замечательное, что есть в губернии. Им она готова восхищаться бесконечно. Поэтому Раневская никак не может понять, как можно эту красоту погубить: вырубить деревья и построить на их месте дачи.

Моя бабушка родилась и живет всю жизнь в городе, но любит бывать у подруги в деревне. Когда она возвращается, ее рассказам нет конца. То она вспомнит запах сена в сарае, который пьянил её. То начнёт эмоционально рассказывать, как следила за прыжками белок в сосновом бору. Вдруг примется за описание бескрайнего пшеничного поля, похожего на темно-желтое море, в котором она будто «плавала». Моя бабушка способна видеть прекрасное в природе.

Заканчивая размышление над прочитанным текстом Паустовского, сделаю вывод: как важно уметь видеть красоту окружающего мира, этому необходимо учиться каждому.

Варианты возможного начала. Об авторе

Передо мной эмоциональное высказывание писателя (Ф.И.).

… (кто?)  известен своими эмоциональными высказываниями по актуальным проблемам современности (или?).

Хочется поделиться впечатлениями от прочитанного высказывания … (Ф.И.)

Высказывание… (чье?) с первых строк поражает нас своей эмоциональностью.  Это неудивительно, ведь посвящено оно… (какой теме?)

Перечитываю слово (или: размышления) … (чье?чьи?) о… (о чем? Тема!).

Высказывание… (чье?) – образец блестящего публицистического выступления.

Высказывание (чье?) представляет собой глубокое размышление неравнодушного к … (к чему?) человека.

Высказывание… (чье?) представляет собой своеобразный диалог писателя с читателем.

Рассуждая о…. (о чем?), автор между тем касается и таких важных, на его взгляд вопросов, как …. (перечисление микротем – следить по абзацам!)

Критерий 1. Формулировка проблемы

В центре внимания автора проблема…. (какая?)

Рассуждая о… (тема!), автор задается вопросом:….. (каким?). Вот что волнует публициста (писателя…).

Размышление (чье?) посвящено одной из наиболее актуальных проблем современности.

Читаешь высказывание (чье?) и думаешь, что очень верно подмечена одна из актуальных проблем современности: ….. (какая?).

Проблематичным, по мнению автора, является наше отношение  к …. (к чему?).

…………………….. — вот в чем видит проблему автор.

Критерий 2. Комментарий проблемы

Особое эмоциональное впечатление оставляет мысль о … (о чем?)

…. (тезис).  Именно об этом рассуждает…..

Главным тезисом в рассуждениях автора можно считать следующий: ……..

Поражает мысль о… (о чем?) .

Критерий 3. Отражение позиции автора

Авторская позиция четко выражена, она ясна и понятна каждому. Писатель считает, что….

Основная идея автора заключается в мысли, что…

Развивая мысль, автор приводит нас к утверждению: …………………..

… (кто?) убежден: ………………………..

Слово (чье? ) о…. (о чем?) очень эмоционально,  убедительно, проникновенно.

Главные усилия автора направлены на то, чтобы убедить нас: …. (в чем?)

Примеры, которые приводит…. (кто?), убедительны.

Критерий 4. Аргументация собственного мнения по проблеме

Трудно не согласиться с автором (писателем, художником слова, публицистом, Ф.И.).

Бесспорно, автор прав.

Думаю, что автор прав, говоря о….

Позволю себе согласиться (не согласиться) с позицией… (чьей?).

По моему мнению, позиция автора правильна.

Я совершенно согласен с …. (кем?)

Хочется выразить свое мнение по высказанной проблеме.

Во-первых, …….. Во-вторых, ……

…. (кто?) прав, тому немало примеров. Позволю привести некоторые из них…….. (2 аргумента)

Итак, думаю, мне удалось доказать свое мнение по данному вопросу.

Должно быть последнее предложение как заключение

Оцените статью
ЕГЭ Live