Русский язык, Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ, Речь, Текст, Шуваева А.В., 2008

Русский язык, Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ, Речь, Текст, Шуваева А.В., 2008 ЕГЭ

Алла шуваева — русский язык. экспресс-репетитор для подготовки к егэ. речь. текст

Понятие текста. Тема и основная мысль текста

В лингвистике до сих пор нет общепринятого определения понятия «текст». Причина этого заключается в том, что ученые, как правило, выделяют те аспекты текста, которые, на их взгляд, являются основными, не претендуя при этом на полноту определений.

Важное значение имеет вопрос о соотношении текста и предложения. Большинство ученых считают, что некоторые тексты могут состоять из одного предложения (простого или сложного). Эти случаи являются достаточно редкими и существуют только в таких предложениях, где можно обнаружить признаки именно текста.

Итак, текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Тема это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

Основная мысль, идея – это то главное, то хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.

Структура текста

Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, т. к. представляет собой развертывание композиции. Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность. К примеру, очевидно, что официальный текст заявления и художественный текст рассказа не тождественны в плане внутренней организации. Таким образом, существуют тексты, составленные по заранее заданной схеме, и тексты, характеризующиеся относительной свободой построения, зависящей от индивидуальной манеры изложения автора.

Абзац. Структура текста характеризуется тем, что он членится на единицы более крупные, чем предложения – абзацы.

Каждый абзац имеет свою микротему, которая играет роль основного связующего начала в названном отрезке текста. Не все абзацы являются однотемными. Иногда они бывают и многотемными.

Основным признаком, сигнализирующим о границе между абзацами, является переход от одной микротемы к другой. Кроме того, абзацы характеризуется интонацией начала и конца: завершение его маркируется, как правило, значительным понижением тона и заключительной долгой паузой; начало же следующего абзаца определяется повышением тона.

Предложения, не входящие в абзацы. Не все предложения текста входят в абзац. Чаще всего ими бывают первые и последние предложения речевого произведения (которые относятся не к какому-то одному абзацу, а к тексту в целом), а также авторские отступления. Такие предложения являются относительно независимыми в смысловом отношении.

Виды и средства связи предложений в тексте

В структурно-смысловом отношении принято выделять два вида связи предложений:

а) цепная;

б) параллельная.

Цепная связь определяется тем, что каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного члена предложения.

Средствами цепной связи могут быть следующие:

а) лексический повтор;

б) синоним, синонимичное выражение, перифразы;

в) слова-«заместители»:

– указательные, личные и притяжательные местоимения;

– местоименные наречия;

– союзные слова;

– словесный пропуск и некоторые другие.

Например:

Параллельная связь определяется тем, что предложения не «цепляются» одно за другое, а являются равноправными между собой; при этом либо в них осуществляется перечисление, либо они сопоставляются, либо противопоставляются.

Основным средством реализации параллельной связи выступает синтаксический параллелизм (т. е. одинаковое или сходное строение предложений), проявляющийся чаще всего в:

– одинаковом порядке следования слов;

– единстве видо-временных форм глаголов-сказуемых.

Например:

Но бывают случаи, когда связь предложений осуществляется за счет устойчивых смысловых отношений между некоторыми предметами, явлениями и т. п. (например, причинно-следственных). В таких случаях речь идет о логической связи. Предложения типа: «Начал накрапывать дождь. Пешеходы подняли зонтики над головами» , – связаны именно таким способом.

Таким образом, в первую очередь выделяются виды связи в структурно-смысловом отношении (цепная и параллельная), которые имеют определенные средства реализации в тексте. В зависимости от этих средств различаются, уже во вторую очередь, следующие четыре вида связи: синтаксическая (использование союзов, синтаксического параллелизма и др.), лексико-семантическая (употребление лексических повторов, синонимов, слов-«заместителей» и др.), интонационная и логическая.

Признаки текста

Текст как лингвистическая единица обладает определенными признаками, основными из которых являются следующие:

1. Информативность. Любой текст должен нести определенную информацию, т. е. обладать признаком информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений).

2. Связность. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть.

Можно выделить следующие виды связности:

1) локальная (выявляемой, например, в пределах абзаца);

2) глобальная (определяемой в рамках целого текста);

3) контактная (связанные компоненты текста находятся рядом друг с другом, в непосредственной близости);

4) дистантная (связанные компоненты отдалены друг от друга, между ними находятся отрезки текста определенного объема).

3. Смысловая целостность (цельность). Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли.

4. Завершенность. Текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи.

Следует отметить, что завершенность (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности.

5. Членимость. Текст всегда делится на более мелкие составляющие: тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения … Кроме всего прочего, это продиктовано удобством восприятия информации.

6. Ситуативность. Это соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нем, извлекаются именно из определенной ситуации.

Обществознание. полный экспресс-репетитор для подготовки к единому государственном… – а. в. воронцов и п. а. баранов

Пособие рассчитано на самостоятельную или под руководством учителя подготовку школьников и абитуриентов к ЕГЭ. В него в полном объёме включён материал курса обществознания, который проверяется на экзамене.Теоретическая часть пособия представлена в краткой и доступной форме. Большое количество схем и таблиц позволяет легко и быстро сориентироваться в теме и найти нужную информацию.Тренировочные задания соответствуют современному формату ЕГЭ, учтены все изменения в содержании экзаменационной работы, внесённые в последние годы.В конце книги представлены ответы для самопроверки на все задания части 1, основное содержание ответов на задания части 2 и подробные рекомендации для написания эссе.

В нашей электронной библиотеке вы можете скачать книгу
«Обществознание. Полный экспресс-репетитор для подготовки к единому государственному экзамену» автора П. А. Баранова
в формате epub, fb2, rtf, mobi, pdf себе на телефон, андроид, айфон, айпад, а так же читать онлайн и без регистрации. Ниже вы можете оставить отзыв о прочитанной или интересующей вас книге.

Репетитор по русскому языку, экспресс-подготовка к егэ, заярная, 2022

Репетитор по русскому языку, Экспресс-подготовка к ЕГЭ, Заярная И.Ю., 2022.

   Данное пособие адресовано тем учащимся 10-11 классов и абитуриентам, которые хотят не просто сдать ЕГЭ по русскому языку, но и получить на экзамене высокие баллы, позволяющие поступить в престижные ВУЗы страны.
Компактность, емкость, доступность теоретического материала, объяснительный характер изложения позволяют рекомендовать данное пособие выпускникам и абитуриентам, учителям-филологам, репетиторам и родителям, заинтересованным в успешной сдаче экзамена.

Репетитор по русскому языку, Экспресс-подготовка к ЕГЭ, Заярная И.Ю., 2022

Не секрет, что в настоящее время существует огромное количество самых разнообразных пособий по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Авторы добросовестно и профессионально анализируют языковой материал, разрабатывают новые алгоритмы решения тестовых заданий, составляют шаблоны по написанию сочинения-размышления. Принесет ли это реальную пользу ученику, заканчивающему курс школьного обучения? Несомненно. Но при одном условии. Если книга будет соответствовать уровню подготовки старшеклассника и он затратит определенное количество времени на повторение и систематизацию уже изученного материала.

Курс изучения русского языка заканчивается в 9 классе сдачей переводного экзамена в виде ГИА. В течение следующих двух лет предусматривается поэтапная подготовка к ЕГЭ. Таким образом, весь базовый теоретический материал по русскому языку, в принципе, уже должен быть изучен, и основная задача выпускника не только познакомиться с форматом тестовых заданий ЕГЭ, но и сформировать определенные умения и навыки в процессе выполнения разнообразных заданий.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Введение 5
Диагностика уровня знаний по русскому языку 12
1. Диагностический вариант тестирования 13
2. Разбор ответов диагностического варианта 21
3. Определение стратегии для подготовки к экзамену 39
Глава 1. Словообразование 41
1. Типология заданий по словообразованию 41
2. Словобразовательный анализ 41
2.1. Способы словообразования 43
2.2. Порядок словообразовательного анализа 46
2.3. Трудные случаи словообразовательного анализа 46
2.4. Тренировочные упражнения 48
Тестовые задания 49
Глава 2. Лексика. Фразеология 56
1. Типология заданий ЕГЭ по лексике и фразеологии 56
2. Лексика 56
2.1. Порядок лексического анализа слова 56
2.2. Лексическое и грамматическое значение слова 57
2.3. Прямое и переносное значение слова 58
2.4. Понятие многозначности 58
Тестовые задания 59
2.5. Синонимы. Антонимы..! 61
Тестовые задания 64
2.6. Омонимы. Паронимы 66
Тренировочные упражнения 68
Тестовые задания 70
3. Фразеология 72
Тренировочные упражнения 74
Тестовые задания 75
Глава 3. Грамматика. Морфология 78
1. Типология заданий по морфологии 78
2. Самостоятельные части речи 79
2.1. Имя существительное 79
Тестовые задания 81
2.2. Имя прилагательное 83
Тестовые задания 84
2.3. Имя числительное 86
Тестирование 87
2.4. Местоимение 89
Трудные случаи определения разряда местоимения 91
Тестовые задания 91
2.5. Глагол 93
Тестовые задания 99
2.6. Наречие 100
3. Служебные части речи 101
3.1. Предлоги 102
Тестовые задания 103
3.2. Союзы 105
3.3. Частицы 107
Тестовые задания 108
4. Морфологические омонимы 110
Типичные ошибки при морфологическом анализе слова 112
Тестовые задания 114
Глава 4. Грамматика. Синтаксис 117
1. Типология заданий ЕГЭ по синтаксису 117
2. Словосочетание 118
2.1. Виды подчинительной синтаксической связи в словосочетании 119
Тестовые задания 122
3. Предложение 124
3.1. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения 126
Тестовые задания 129
3.2. Двусоставные и односоставные предложения 131
Тренировочные упражнения 136
Тестовые задания 137
4. Осложненное простое предложение 140
4.1. Однородные члены предложения 141
4.2. Обособленные второстепенные члены предложения 143
4.3. Слова, грамматически не связанные
с членами предложения 144
Тестовые задания 145
5. Сложное предложение 149
5.1. Сложносочиненное предложение 150
Тренировочные упражнения 151
5.2. Сложноподчиненное предложение 153
Тренировочные упражнения 156
Тестовые задания 157
5.3. Бессоюзное сложное предложение 160
Тренировочные упражнения 161
5.4. Сложноподчиненное предложение
с несколькими придаточными 162
5.5. Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи 164
Тестовые задания 166
Глава 5. Орфография 171
1. Типология заданий ЕГЭ по орфографии 171
2. Правописание безударных гласных в корне слова 171
Тестовые задания 174
3. Правописание приставок 176
3.1. Неизменяемые приставки, приставки на С-/3-, приставки ПРЕ- и ПРИ- 176
3.2. Правописание разделительных Ъ и Ь 177
3.3. Правописание гласных И — Ы после приставок 177
Тестовые задания 178
4. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий 180
Тестовые задания 183
5. Правописание суффиксов глаголов и прилагательных 184
Тестовые задания 185
6. Н и НН в суффиксах разных частей речи 187
Правописание прилагательных в полной форме 187
Тестовые задания 190
7. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи 192
Тестовые задания 195
Правописание служебных слов 197
Тестовые задания 199
Глава 6. Пунктуация 202
1. Типология заданий по пунктуации 202
2. Знаки препинания в простом и сложном предложении с союзом и 203
Тестовые задания 205
3. Знаки препинания в предложенияхс обособленными второстепенными членами 208
3.1. Знаки препинания при причастном обороте 209
3.2. Знаки препинания при деепричастном обороте 210
Тестовые задания 213
3.3. Знаки препинания при обособленном приложении 214
Тестовые задания 215
4. Знаки препинания при однородных членах предложения 217
Тестовые задания 219
5. Знаки препинания при вводных словах и конструкциях 221
Тестовые задания 223
6. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 225
Тестовые задания 226
7. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным 229
Тестовые задания 231
8. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными 233
Тестовые задания 235
Глава 7. Речеведение 237
1. Типология заданий ЕГЭ по речеведению 237
2. Текст и его строение 237
3. Трудные случаи определения вида связи предложений в тексте 239
Тестовые задания 243
4. Задания, проверяющие коммуникативные умения 247
4.1. Разноаспектный анализ мини-текста 247
Тестовые задания 250
4.2. Информационная обработка текста 252
5. Основные типы речи 253
Тестовые задания 256
6. Средства выразительности текста 258
6.1. Тропы 258
6.2. Стилистические фигуры 259
6.3. Лексические средства выразительности 261
6.4. Трудные случаи определения средств выразительности 262
Тренировочные задания 264
7. Задания высокого уровня сложности 265
8. Многоаспектный анализ текста 265
Ответы 268
Ответ на задание C 271
Глава 8. Языковые нормы 273
1. Орфоэпические нормы 273
Тестовые задания 278
2. Лексические нормы 279
3. Морфологические нормы 280
3.1. Образование форм числительных 281
3.2. Образование форм различных степеней сравнения прилагательных 282
3.3. Образование форм глагола 282
3.4. Образование форм деепричастий 283
3.5. Образование форм местоимений 283
3.6. Образование форм существительных 284
3.7. Употребление имен собственных в предложении 285
Тестовые задания 285
4. Синтаксические нормы 286
4.1. Трудные случаи управления 286
4.2. Согласование подлежащего со сказуемым 288
4.3. Порядок построения предложения с деепричастным оборотом 290
Тестовые задания 291
4.4. Нарушение синтаксических норм при построении различных предложений 293
Тестовые задания 296
4.5. Синонимичные синтаксические конструкции и грамматическая обоснованность их использования 298
Тестовые задания 299
Глава 9. Работа над заданием С1 303
1. Основные требования к сочинению 303
2. Композиция сочинения-размышления 304
3. Особенности восприятия текста 305
Тренировочное задание 306
4. Вступление 308
5. Определение проблематики текста 309
Вариант 1 310
Вариант 2 310
5.1. Наиболее распространенные проблемы текстов ЕГЭ 311
5.2. Типичные ошибки при определении проблемы 313
5.3. Комментарий проблемы 314
6. Формулировка позиции автора 317
6.1. Типичные ошибки при определении точки зрения автора 319
7. Аргументация собственного мнения 320
7.1. Виды аргументов 320
7.2. Способы аргументации 321
7.3. Типичные ошибки в аргументации 322
8. Анализ текстов художественного стиля речи 323
8.1. Художественный текст-повествование 323
Вопросы и задания 325
8.2. Художественный текст-описание 330
Вопросы и задания 332
9. Анализ текста публицистического стиля речи 336
Вопросы и задания 337
Контрольно-тренировочные варианты 342
Вариант 1 342
Вариант 2 350
Вариант 3 359
Вариант 4 368
Вариант 5 377
Вариант 6 386
Вариант 7 395
Вариант 8 404
Вариант 9 413
Вариант 10 422
Ответы 431
Литература 438

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Репетитор по русскому языку, Экспресс-подготовка к ЕГЭ, Заярная, 2022

— fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать книгу Репетитор по русскому языку, Экспресс-подготовка к ЕГЭ, Заярная И.Ю., 2022

— Яндекс Народ Диск.

Скачать книгу Репетитор по русскому языку, Экспресс-подготовка к ЕГЭ, Заярная И.Ю., 2022 — depositfiles.

Дата публикации: 11.05.2022 08:21 UTC

Теги:ЕГЭ по русскому языку :: русский язык :: Заярная :: репетитор


Следующие учебники и книги:

  • Русский язык, Все для ЕГЭ, Книга II, Мальцева, Смеречинская, 2022
  • ЕГЭ 2022, Русский язык без репетитора, Голуб И.Б., 2022
  • ЕГЭ 2022, Русский язык, Тренировочные задания, Цыбулько, Львова, Коханова, 2022
  • ЕГЭ 2022, Русский язык, Актив-тренинг, Выполнение заданий А, В, С, Цыбулько, 2022

Предыдущие статьи:

  • Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся, ЕГЭ 2022, Русский язык, Драбкина С.В., Субботин Д.И., 2022
  • ЕГЭ, Русский язык, Эффективная подготовка к ЕГЭ, Егораева, Ивашова, Ляшенко, 2022
  • ЕГЭ, Русский язык, Выполнение заданий А, Егораева Г.Т., Петрова В.И., 2022
  • ЕГЭ 2022, Русский язык, 30 вариантов типовых тестовых задний и подготовка к части 3(С), Львов В.В., Егораева Г.Т., Пучкова Л.И., 2022

Русский язык, экспресс-репетитор для подготовки к егэ, речь, текст, шуваева а.в., 2008

Русский язык, Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ, Речь, Текст, Шуваева А.В., 2008.

    Контрольно-измерительные материалы для ЕГЭ включают в себя задания по анализу текста (часть А, часть В), проверяющие уровень знаний, умений и навыков школьников, полученных в средних и старших классах. Данное пособие позволит учащимся вспомнить полученные знания по темам «Текст. Речь» и самостоятельно подготовиться к ЕГЭ.В конце книги даны ключи. Добросовестная работа над предложенными заданиями поможет набрать максимальный тестовый балл при выполнении ЕГЭ по русскому языку.

СТИЛИ РЕЧИ (ТЕКСТА).

Функциональный стиль — это определенная разновидность речи, соответствующая сфере ее функционирования и отличающаяся особым набором средств, характерных для данной сферы.

В первую очередь разграничиваются две противопоставленные друг другу группы функциональных стилей: книжные и разговорный. К книжным стилям, в свою очередь, относятся следующие: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
Каждый из названных стилей отличается определенным набором характеризующих его признаков.

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Данный стиль обсуживает сферу научной деятельности, научного общения и употребляется для донесения результатов научно-исследовательской деятельности.

Цель научного стиля — сообщение, объяснение тех или иных явлений и закономерностей.
Форма реализации этого стиля — письменный (реже — устный) монолог.
Свойства текстов научного стиля: информативность, логичность, аргументированность, объективность, лаконичность, точность, однозначность, обобщенность, предварительный отбор языковых средств.

СОДЕРЖАНИЕ
Понятие текста. Тема и основная мысль текста
Структура текста
Виды и средства связи предложений в тексте
Признаки текста
Типы речи (текста)
Стили речи (текста)
Научный стиль
Официально-деловой стиль
Публицистический стиль
Разговорный стиль
Художественный стиль
Средства выразительности речи
Анализ текста
Ответы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ, Речь, Текст, Шуваева А.В., 2008

— fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать книгу Русский язык, Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ, Речь, Текст, Шуваева А.В., 2008

— pdf — depositfiles.

Скачать книгу Русский язык, Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ, Речь, Текст, Шуваева А.В., 2008
— pdf — Яндекс.Диск.

Оцените статью
ЕГЭ Live