Речевые ⚠️ ошибки в сочинении ЕГЭ, частые ошибки в ЕГЭ по русскому языку

Речевые ⚠️ ошибки в сочинении ЕГЭ, частые ошибки в ЕГЭ по русскому языку ЕГЭ
Содержание
  1. Грамматические ошибки
  2. Задание 12. не с разными частями речи
  3. Задание 13. слитное и раздельное написание разных частей речи
  4. Задание 14. н и нн в разных частях речи
  5. Задание 19. типы подчинения придаточных
  6. Задание 4. орфоэпические нормы
  7. Задание 5. паронимы
  8. Задание 6. правильное образование формы слова
  9. Задание 7. грамматические ошибки
  10. Задание 9. пропущенная буква – ряд орфограмм
  11. Кратко о типичных ошибках
  12. Логические ошибки
  13. Нарушение сочетаемости слов
  14. Некорректное использование слов, фразеологизмов
  15. Неправильные местоимения
  16. Нет или неправильное разделение на абзацы
  17. Оформление текста
  18. Примеры ошибок в сочинении егэ
  19. Речевые ошибки в егэ
  20. Речевые ошибки в сочинении егэ
  21. Синтаксические
  22. Сколько допускается ошибок
  23. Словообразовательные
  24. Смешивание паронимов
  25. Смысловые противоречия
  26. Типы ошибок в сочинении егэ: грамматические, речевые, орфографические и пунктуационные
  27. Топ-10 типичных ошибок в сочинении егэ по русскому языку
  28. Частые ошибки в егэ по русскому языку

Грамматические ошибки

Проверяются по критерию К9 и связаны чаще всего с употреблением глаголов и глагольных форм, частиц, деепричастий и наречий

Задание 12. не с разными частями речи

  • Недосчитаться (приставка недо, значение нехватки).
  • (Смотреть) неприветливо.
  • Практически невыполнимое задание.
  • Не заперта (краткие причастия пишутся с НЕ раздельно).
  • Не закомплексованы (краткие причастия пишутся с НЕ раздельно).
  • Неописуемое волнение (прилагательное, пишется слитно, без НЕ не употребляется).
  • Еще не проверенные тетради (причастие с зависимыми словами пишется раздельно с НЕ).
  • Ни один дымок не всплывал над дачными заборами. (Глаголы пишутся раздельно с НЕ, частица НИ часто употребляется в значении усиления отрицания).
  • Тренер даже не досчитал до десяти. (частица Не и глагол досчитать пишутся раздельно: нет значения нехватки (т.е. нет приставки недо-)).
  • Он был не из робких. (Отсылка к фразеологизму «не (из) робкого десятка»,  НЕ пишется раздельно с предлогом ИЗ).

Задание 13. слитное и раздельное написание разных частей речи

Для правильного выполнения этого задания важно помнить, что для большинства выделенных в предложениях слов возможны слитное и раздельное написание в зависимости от контекста и роли в предложении, от части речи или их сочетания.

  • Без умолку (наречие, не склоняется).
  • Поначалу (наречие, не склоняется).
  • Впору (об одежде, не склоняется) – в пору (о времени, существительное склоняется).
  • Подолгу (о времени, не склоняется) – по долгу (об обязательствах, существительное склоняется).
  • Настолько (наречие, «в такой степени»: настолько доверчив) – на столько (предлог и числительное, всегда употребляется с зависимым словом: на столько человек еды не хватит).
  • Отчего (местоименное наречие со значением причинности: Отчего /почему идет дождь?) – от чего (местоимение «что» в родительном падеже с предлогом: От чего этот ключ? От шкафа).
  • На смех (наречие, не склоняется).
  • Сослепу (наречие, не склоняется).
  • Как по писаному (устойчивое сочетание).
  • Без зазрения совести (фразеологизм, пишется раздельно).

Задание 14. н и нн в разных частях речи

  • Осиный (суффикс ИН прилагательных, пишем Н).
  • Усеян (краткое причастие, всегда пишем Н).
  • Ледяной (суффикс ЯН прилагательных, пишем Н, кроме трех исключений (стеклянный, оловянный, деревянный)).
  • Разгорячённый (причастие с приставкой (кроме НЕ), образовано от глагола совершенного вида, пишем НН).
  • Желанный (исключения: прилагательные «желанный», «жданный» и (в составе устойчивых сочетаний) «виданное ли дело?», «слыханное ли дело?». Они образованы от глаголов несовершенного вида желать, ждать и видать, слыхать).
  • Диковинный (Сочетание суффиксов –овин-, -н- в прилагательных, пишем НН).
  • Приданое невесты (отглагольное существительное, входит в перечень исключений из правила, пишем Н) – приданное (причастие (полк пехоты и приданное ему подразделение разведки), есть приставка (кроме НЕ), образовано от глагола сов. Вида, есть зависимые слова – пишем НН)).
  • Мудрёный (отглагольное прилагательное, утеряно значение действия во времени, пишем Н).
  • Поверенный (отглагольное существительное, пишем НН по правилам употребления НН в отглагольных словах).
  • Крашеный (отглагольное прилагательное) – крашенный (страдательное причастие сов. Вида, пишем НН).

Задание 19. типы подчинения придаточных

Для правильного выполнения этого задания важно вспомнить расстановку знаков препинания при однородном, параллельном и последовательном подчинении придаточных.

Запомните:

  • Если между однородными придаточными предложениями употреблён неповторяющийся соединительный или разделительный союз (и, или, либо), то запятая между ними не ставится.
  • В предложениях с последовательным подчинением одно придаточное предложение может оказаться внутри другого. В этом случае подчинительный союз и союзное слово окажутся рядом, но будут относиться к разным грамматическим основам и должны быть отделены друг от друга запятой.

Запятая на стыке двух подчинительных союзов (союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе предложение нельзя убрать без изменения всего сложного предложения. В этом случае далее имеется вторая часть составного союза — то, так, но.

1) Пора было уезжать, и, когда за нами пришли из города автобусы, мы поняли, как же не хочется расставаться с озером. (Параллельное подчинение двух придаточных, разделяем все простые предложения запятыми).

2) Разведчик спал у поваленного дерева и, когда по приказу майора его стали будить, в полусне дважды лягнул ногой воздух так, что ординарец попятился назад. (Главное предложение с двумя сказуемыми разделено на две части придаточным, запятые ставятся только на границе придаточного, перед союзом И, разделяющим однородные сказуемые, запятая не нужна).

3) Я поняла, что, если стоять и ждать, пока это столпотворение закончится, ничего не достанется. (Последовательное подчинение, одно из придаточных разделено на две части другими придаточными. Поскольку в разделенном придаточном нет второй части составного союза, ставим запятую в месте разрыва придаточного — между двумя союзами).

4) От своих предшественников декан получил в наследство много легенд из университетской жизни, и если хотите, то он вам расскажет много длинных историй, каких вы никогда не слышали. (Последовательное подчинение, одно из придаточных разделено на две части другим придаточным.

5) Поздней осенью очень быстро темнело, и, когда сумерки уже зарождались под неприветливым небом,  треск ветвей стал особенно слышен, ибо всё остальное замерло. (Одно из простых предложений разделено на две части двумя придаточными. Поскольку в разделенном предложении нет второй части составного союза, ставим запятую в месте разрыва — между двумя союзами).

6) Луга тем летом уже перестояли, и когда прошли тёплые грозовые дожди, то настали последние дни сенокоса, чего так ждали в маленькой деревне. (Последовательное подчинение, одно из предложений разделено на две части другим придаточным. Поскольку в разделенном придаточном есть вторая часть составного союза (то), запятую в месте разрыва придаточного между двумя союзами не ставим).

7) Незаметна эта речушка под Костромой, и, если приехать в эти места в середине жаркого лета, найти её среди кустов черёмухи и бузины с первого раза нельзя, потому что река покрыта сплошь осокой. (Одно из простых предложений разделено на две части двумя придаточными.

8) Папа мне часто рассказывал, как проходят операции в больницах, и если мне в будущем будут что-нибудь оперировать, то я перенесу это легко. (Последовательное подчинение, одно из предложений разделено на две части другим придаточным. Поскольку в разделенном придаточном есть вторая часть составного союза (то), запятую в месте разрыва придаточного между двумя союзами не ставим).

9) Из рассказа бабушки папа должен сделать вывод, что, если он не будет приглашать к нам своих приятелей из других городов и ему не будут мешать писать книгу срочными вызовами в больницу, он вскоре тоже станет профессором. (Сложное предложение с разными видами связи.

Одно из придаточных в последовательном подчинении разделено на две части другими придаточными. Поскольку нет составного союза, в месте разрыва на стыке двух союзов ставим запятую. Два придаточных находятся в однородном подчинении и присоединены одиночным союзом если, между этими придаточными стоит союз И, запятую в этом случае не ставим).

Друзья, удачи вам на экзаменах! А наши репетиторы в любую минуту готовы прийти на помощь. 

Задание 4. орфоэпические нормы

В повседневной речи мы часто слышим и произносим многие слова неправильно, потому при выполнении этого задания нельзя полностью полагаться на привычное произношение. Обязательно сверяйтесь с орфоэпическим словарем при подготовке к экзамену и запоминайте правильное ударение.

Запомните правильное ударение в словах:

  • балОванный;
  • вероисповЕдание;
  • дешевИзна;
  • донЕльзя;
  • закУпорить;
  • исчЕрпать;
  • клАла;
  • красИвее;
  • нефтепровОд;
  • прозорлИвый.

Задание 5. паронимы

Паронимы – слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но разные по лексическому значению. Если при выполнении задания вы не можете сразу определить правильный пароним, попробуйте изменить слово, найти однокоренные слова, слова с близким звучанием  — одно из них и будет верным ответом в заданном контексте.

Запомните разницу:

1) Одеть (кого-то) – надеть (что-то на кого-то).

2) Искусный (умелый, хорошо знающий свое дело) – искусственный (не природный, сделанный наподобие подлинного).

3) Практичный (умеющий разбираться в делах) – практический (являющийся применением знаний на практике).

4) Безответный (неспособный возражать) – безответственный (не сознающий ответственности).

5) Архаичный (вышедший из употребления) – архаический (свойственный старине).

6) Громоздкий (тяжелый, занимающий много места) – громадный (очень большой, необъятный).

7) Деловой (относящийся к работе; знающий толк) – дельный (способный к серьезной работе).

8) Типичный (характерный, обладающий особенностями, свойственными кому-либо) – типовой (стандартный; являющийся образцом).

9) Всякий (каждый) – всяческий (самый разнообразный).

10) Невежа (грубый, невоспитанный человек) – невежда (малообразованный, малосведущий человек).

Задание 6. правильное образование формы слова

В этом задании проверяется знание трудных случаев формообразования слов. Повторите правила образования множественного числа имен существительных, разных времен глагола, сравнительной степени прилагательных и наречий, род и возможность изменения заимствованных слов. И не забывайте сверяться со словарем при подготовке!

Запомните правильные формы слов:

  • Чулок (множ. ч., Род. П.).
  • Игрища (множ. ч., Им.п.).
  • Слесари (множ. ч., Им.п.).
  • Полощет (наст. вр., 3 лицо, ед. число).
  • Выговоры (множ. ч., Им. П.).
  • Горше (уст. сравнит. степень прилагательного «горький», наречия «горько» в значении «горестный»).
  • Свищу (наст. вр., 1 лицо, ед. число).
  • Доктора (множ. ч., Им. П.).
  • Крейсеры (множ. ч, Им.п.).
  • Колибри (женский род, неизменяемое).

Задание 7. грамматические ошибки

1) Большинство известных музыкантов начинали заниматься музыкой в раннем детстве. (Музыканты начинали заниматься).

2) Большинство авторов, заключив договор, работают над рукописями. (Авторы работают).

3) Ряд работников привлечён к ответственности. (Страдательное причастие указывает на пассивность одушевленных действующих лиц).

4) Большинство предметов лежало в беспорядке. (Подлежащее обозначает неодушевленный предмет).

5) Часть школьников успешно сдали экзамены. (Активность и раздельность действия (сдала только часть)).

6) Вся русская поэзия, вся русская музыка пронизаны печалью. (Форма множественного числа сказуемого указывает на разные виды искусства).

7) В школе кормили не только супами и котлетами, но и салатом и сосисками.

8) На острове Новая Гвинея произрастает около 7 тысяч растений. (Склоняется только определяемое слово «остров»).

9) В проливе Югорский Шар находятся несколько островов. (Склоняется только определяемое слово «пролив»).

10) Никто из присутствовавших, даже хозяин дома, не мог предположить, чем закончится вечер. (Сказуемое при отрицательных местоимениях ставится в единственном числе).

Задание 9. пропущенная буква – ряд орфограмм

Запомните написание слов:

  • предыюньский;
  • небезынтересный;
  • взимать (исключение);
  • предыгровой;
  • небезызвестный;
  • обызвествленный;
  • безыскровый;
  • безыдейный;
  • сымитировать;
  • постинфарктный (иноязычная приставка).

Кратко о типичных ошибках

Мало назубок знать правила, чтобы получить в итоговом сочинении оценку «отлично» — над правильной речью следует работать как над почерком, постоянно совершенствовать её. Когда человек мало читает и не задумывается над тем, что он говорит и пишет, то речь становится невыразительной, «суконной» или вычурной.

Логические ошибки

Проверка таких ошибок осуществляется по критерию К5. Важно не терять нить своего повествования, обязательно следить, чтобы одно не противоречило другому. Для сохранения логики надо соблюдать ряд простых правил.

Нарушение сочетаемости слов

Довольно распространенная ошибка. 

  • Ксения не смыкала взгляда всю ночь. (Смыкать можно только глаза).
  • Уровень обслуживания в кафе значительно улучшился. (Уровень может повыситься или понизиться, но не улучшиться).
  • Юрий поднял тост за юбиляра. (Поднимают бокалы, а тост произносят). 

Чтобы не допускать таких промахов, надо хорошо представлять, о чем говоришь.

Некорректное использование слов, фразеологизмов

Фразеологизмы характеризуются постоянством состава. Заменять в них отдельные слова или форму слов, менять слова местами недопустимо. Нельзя сказать «пес наплакал» или «молоко с кровью». Очень часто учащиеся просто не думают о том, что пишут, как будто русский язык для них иностранный. Получается смешно, но только не для тех, кто рассчитывал получить балл повыше.

Скрипя сердцем, Коля решился объясниться с Зиной.

Вы когда-нибудь слышали, как скрипит сердце? Я тоже нет. 

Ошибкой считается также некорректное использование отдельных слов. Не надо употреблять архаизмы, если вы не цитируете какого-нибудь исторического персонажа. Неправильная или устаревшая форма слова придает речи слишком экспрессивную, разговорную, а иногда канцелярскую окраску.

Я сомкнул усталые вежды, ибо уже было поздно.

Не нужно использовать просторечную или диалектную лексику.

Я маленько удивилась, услышав об этом. 

Мой мелкий проснулся и заплакал. 

Отдельно вспомним про этические ошибки — нельзя называть писателя фамильярно «Лев Николаевич» или «Александр Сергеевич». Недопустимо давать оценку книге или персонажам, пусть даже отрицательным, в оскорбительных, резких выражениях.

Всё, что пишет автор — чушь.

Неправильные местоимения

Особенно внимательно следите за местоимениями «это», «этот», «эта», к чему они относятся. Не следует начинать предложение с местоимения.

Нет или неправильное разделение на абзацы

Можно даже забыть тему сочинения, если оно будет выглядеть как сплошная простыня текста. Пожалейте тех, кому придется читать ваше творчество. Разбейте содержание на абзацы, в среднем достаточно пяти-восьми. Одно предложение в абзаце считается ошибкой.

Оформление текста

Речевое оформление сочинения-рассуждения оценивается с точки зрения орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм.
Наиболее часто возникают пунктуационные ошибки, связанные с постановкой знаков препинания в сложных предложениях, при выделении обособленных членов предложения, вводных слов.

Примеры ошибок в сочинении егэ

Посмотрим на несколько примеров, которые могут показаться забавными, если бы их не допустили при написании сочинений учащиеся выпускного класса.

Речевые ошибки в егэ

Определение

Речевые (стилистические) ошибки – это нарушение законов употребления лексических единиц и неправильное образование синтаксических конструкций.

Речевые ошибки в сочинении егэ

1. Употребление слова в несвойственном ему значении

Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма.

Комментарий эксперта: вместо слова «происки» (т.е. «интриги») следовало использовать слово «примеры».

2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Вряд ли это можно считать эффектным способом решения проблемы.

Комментарий эксперта: вместо «эффектным» нужно употребить «эффективным», ведь речь о способе решения.

3. Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор подводит итоги.

Комментарий эксперта: правильное словоупотребление – «в последнем предложении».

4. Употребление слов иной стилевой окраски

Не следует слишком зацикливаться на своих проблемах.

Комментарий эксперта: слово «зацикливаться» относится к разговорно-бытовому стилю речи, такие слова не следует употреблять в сочинении.

5. Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Комментарий эксперта: фразеологизм «то и дело» (т.е. «часто») носит разговорный характер.

6. Неоправданное употребление просторечий, жаргонных слов

По ящику сейчас показывают одни разборки.

Комментарий эксперта: следовало использовать слова «телевизор» («телевидение») и, например, «споры», «спорящих людей».

7. Нарушение лексической сочетаемости

Книги занимают важную роль в жизни человека.

Комментарий эксперта: правильно сказать «играют важную роль» или «занимают важное место».

8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.

Комментарий эксперта: слово «прейскурант» означает «справочник цен».

9. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

Писатель мастерски описывает своего героя. В своем рассказе автор рассказывает о событиях войны.

Комментарий эксперта: чтобы избежать тавтологии, нужно пользоваться синонимами («автор описывает героя», «в рассказе автор повествует о событиях»).

10. Неоправданное повторение слова

В прочитанном мною тексте автор поднимает проблему патриотизма. Автор очень ярко, точно и смело рассказывает о героизме солдат. Позиция автора мне близка и понятна.

Комментарий эксперта: нужно пользоваться синонимами, в том числе контекстными: ФИО автора, писатель, публицист и т.п.

11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда началась война, его отправили на фронт. Когда он оказался на фронте, он командовал ротой солдат.

Комментарий эксперта: вместо придаточного времени здесь можно было употребить деепричастный оборот «оказавшись на фронте».

12. Неудачное употребление местоимений

Этот текст написал В. Белов. В нём поднимается важная проблема.

Комментарий эксперта: местоимение «он» грамматически можно отнести и к «тексту», и к «В. Белову»; нужно избегать подобных разночтений.

Синтаксические

Все ошибки, связанные с неправильным строением словосочетаний, нарушением структуры предложений.

Жажда к славе.

Все были счастливые.

Сколько допускается ошибок

Можно допустить только три помарки, иначе по данному критерию будет ноль. Будьте внимательны.

Словообразовательные

Заехай за мной завтра. От этого столба едь направо. Можно говорить только «поезжай». Глагола «ложить» в русском языке тоже не существует. 

Смешивание паронимов

Паронимы — это слова, похожие по звучанию, но разные по значению. Если у школьника не очень богатый словарный запас, то он легко спутает паронимы, ведь их в нашем языке много. Чтобы избежать ошибки, не мешает заучить значения некоторых паронимов наизусть.

  • невежда (необразованный) — невежа (грубый, невоспитанный);
  • абонемент (в театр) — абонент (по телефону);
  • безделица (вещь) — бездельница (женщина);
  • авантюрин (камень) — авантюрист (любитель авантюр);
  • злой — злостный;
  • эффективность — эффектность;
  • терпимость — терпеливость;
  • надеть — одеть;
  • ящер — ящур и т. д.

Если не знаете значения слова или знаете только приблизительно, то не пишите его, иначе получится, что принцессу унес ящур, а серебряное колечко — сущая бездельница. 

Смысловые противоречия

Здесь вас спасет только внимательность и перечитывание написанного, а также вдумчивый подход. Помните о том, что вы хотите сказать и как докажете свою мысль. Не позволяйте сочинению «уходить в сторону», не теряйте связь причины и следствия. 

Типы ошибок в сочинении егэ: грамматические, речевые, орфографические и пунктуационные

Типы ошибок (речевые, языковые, орфографические, пунктуационные) в сочинении ЕГЭ по русскому языку.

При проверке и оценке экзаменационных работ учитывается грамотность выпускника. Приведенный ниже материал поможет при квалификации разных типов ошибок. А умение распознать ошибки поможет научиться не допускать их. Также очень важно знать, что такое грубые, негрубые, повторяющиеся ошибки, поскольку количество баллов напрямую зависит от типа ошибки. 

Например, совершив одну негрубую орфографическую, пунктуационную или речевую ошибку, вы можете набрать высшие баллы по критериям 7-10. 

Итак, критерии 7-10 проверяют соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых (грамматических) и речевых норм. 

Все ошибки делятся на: 

РЕЧЕВЫЕ 
ГРАММАТИЧЕСКИЕ (в критериях языковые); 
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ 
ПУНКТУАЦИОННЫЕ


РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

Речевая (в том числе стилистическая) ошибка

– это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:

Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»

;

Они потеряли на войне двух единственных сыновей.

Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением. 

К речевым (в том числе стилистическим) ошибкам следует относить:  

1) употребление слова в несвойственном ему значении; 
2) употребление иностилевых слов и выражений; 
3) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств; 
4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений; 
5) смешение лексики разных исторических эпох; 
6) нарушение лексической сочетаемости (слова в русском языке сочетаются друг с другом в зависимости от их смысла; от традиций употребления, вызванных языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью); 
7) употребление лишнего слова (плеоназм); 
8) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология); 
9) необоснованный пропуск слова; 
10) бедность и однообразие синтаксических конструкций; 
11) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения. 

Разграничение видов речевых (в том числе стилистических) ошибок особенно важно при оценивании работ отличного и хорошего уровня. В то же время следует помнить, что соблюдение единства стиля – самое высокое достижение пишущего. Поэтому отдельные стилистические погрешности, допущенные школьниками, предлагается считать стилистическими недочетами. 

Речевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических (об этом см. далее). 

Проведенная апробация выявила следующие речевые ошибки:  

  • плеоназм, 
  • тавтология, 
  • речевые штампы, 
  • немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; 
  • неудачное использование экспрессивных средств, 
  • канцелярит, 
  • неразличение (смешение) паронимов, 
  • ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, 
  • не устраненная контекстом многозначность. 

К наиболее частотным ошибкам относятся следующие: 

1. Неразличение (смешение) паронимов: Хищное (вместо хищническое) истребление лесов привело к образованию оврагов; В конце собрания слово представили (вместо предоставили) известному ученому; В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом на: взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь, а глагол заглянуть, который необходимо употребить в этом предложении, имеет дополнение с предлогом в). 

2. Ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены). 

3. Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует четкости и точности в сопоставлении контрастных слов, а не веселый и мажорный не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака). 

4. Нарушение лексической сочетаемости: В этом книжном магазине очень дешевые цены; Леонид вперед меня выполнил задание; Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от ошибки речевой, которая выявляется в контексте. Не следует также смешивать ошибки грамматические и орфографические. 

Грамматические ошибки состоят:

  • в ошибочном словообразовании (нарушении структуры слова);
  • ошибочном образовании форм частей речи;
  • в нарушении согласования, управления, видо-временной соотнесенности глагольных форм, 
  • в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, 
  • ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, 
  • в смешении прямой и косвенной речи 
  • в нарушении границ предложения. 

Примеры:

– подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство (здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс); 

– без комментарий вместо без комментариев, едь вместо поезжай, более легче (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма); 

– заплатить за квартплату, удостоен наградой (нарушена структура словосочетания: не соблюдаются нормы управления); 

– Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы). 

Одними из наиболее типичных грамматических ошибок являются ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, наречий, частиц: 

1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма для употребленного в тексте значения глагола движет); 

2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует …даст.., научит… или …дает…, учит…); 

3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие);

4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма выйдя); 

5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма тут); 

6) ошибки, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики, возникающие под влиянием просторечия и диалектов. 

Кроме того, к типичным можно отнести и синтаксические ошибки, а именно: 

1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо нужны смелость, знания, честность); 

2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы (ограничительная частица всего должна стоять перед подлежащим: … всего две проблемы); 

3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста

4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях, например: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина

На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Напомним соответствующий фрагмент из «Норм оценки знаний, умений и навыков по русскому языку». 

Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. 

К негрубым относятся ошибки 

1) в исключениях из правил; 

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 

3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными ипричастиями, выступающими в роли сказуемого; 

4) в написании -и -ы после приставок; 

5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался!Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.). 

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. 

Однотипнымисчитаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. 

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). 

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. 

При оценке сочинения исправляются, но НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ следующие ошибки: 

1. В переносе слов. 

2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта). 

3. В названиях, связанных с религией: М (м)асленица, Р (р)ождество, Б (б)ог. 

4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы). 

5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот). 

6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь- минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй- город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант). 

7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную). 

В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения. 

!!!Одиночные графические ошибки НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной. 

При оценке грамотности следует учитывать специфику письменной речи глухих и слабослышащих обучающихся, проявляющуюся в «аграмматизмах», (опускании предлогов, неправильном согласовании слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.), которые должны рассматриваться как однотипные ошибки. 

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. 

В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки: 

1) тире в неполном предложении; 

2)обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным; 

3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах; 

4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми; 

5) в передаче авторской пунктуации. 

Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. 

К негрубым относятся ошибки 

1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 

2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. 

!!!Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется. 

Вернуться в раздел Сочинение ЕГЭ

Топ-10 типичных ошибок в сочинении егэ по русскому языку

Частые ошибки в егэ по русскому языку

Кроме перечисленных, очень часто, к сожалению, встречаются и другие ошибки. Портят впечатление тяжеловесные канцеляризмы. Любимая многими «проблема, которую поднимает автор в произведении». Ухудшают восприятие тавтологии, ненужные повторы или лишние слова:

Типичны логические ошибки, когда из-за неверной последовательности в изложении и подмены смысловых связей теряется всё, ради чего писалось сочинение. Главная мысль не доказана, много путаницы и сумбура, нагромождены лишние факты, а выводы вообще не понятно на чем основаны. Такое сочинение не заслуживает высокой оценки. Нужно понимать, от чего вы отталкиваетесь и куда хотите прийти.

Оцените статью
ЕГЭ Live