Подтяните знания с репетитором за лето | элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему: | образовательная социальная сеть
- СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………………………………………3
2. Общая характеристика элективного учебного предмета «Русский язык в формате ЕГЭ»……..………………………………………………………….3
3. Описание элективного учебного предмета «Русский язык в формате ЕГЭ» в учебном плане………………………………………………………….5
4. Содержание элективного учебного предмета………………………………………………………………………………………………………………………5
5. Требования к результатам освоения элективного учебного предмета «Русский язык в формате ЕГЭ»……………………………………………………….7
6. Календарно-тематическое планирование.………………………………………………………………………………………………………………………….8
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………………………………………….10
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного учебного предмета «Русский язык в формате ЕГЭ» в 11 классе разработана на основе Программы Н.Г. Гольцовой «Русский язык» 10-11 классы, Москва «Русское слово» 2022 года к учебнику «Русский язык 10-11 классы (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2008 год).
ЕГЭ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. ЕГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.
Программа построена на расширении и углублении базового образования, содержит теоретический материал и практический, который включает в себя отработку правил русского языка в системе и служит для подготовки обучающихся к ЕГЭ.
Программа элективного учебного предмета предназначена для учащихся 11-х классов и рассчитана на 35 часов.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК В ФОРМАТЕ ЕГЭ»
Особенностью данного предмета является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии, пунктуации и стилистики.
Цели и задачи предмета:
— обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс 5-9 классов согласно новым требованиям экзаменационных тестов;
— выработать навыки объективно обосновывать свои суждения, опираясь на жизненный опыт или литературный материал;
— учить любой диалог вести этически корректно.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК В ФОРМАТЕ ЕГЭ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Русский язык в формате ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный предмет позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста, и итоговое сочинение.
IV. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК В ФОРМАТЕ ЕГЭ»
Введение — 1 час.
Цели и задачи изучаемого предмета. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к итоговому сочинению – 3 часа.
Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений.
Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования.
Сочинение по одному из направлений.
Подготовка к заданиям 1-24.
Текст. Понимание текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания 1-3, 20, 21,23)
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание 4)
Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания 5, 22, 24)
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания 6,7)
Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания 7, 24)
Орфография. Орфографические нормы. (Задания 8–14) Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания 15–19)
Подготовка к сочинению уровня С.
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ.
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК В ФОРМАТЕ ЕГЭ»
Ученики должны иметь представление:
— о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать:
— сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;
— содержание заданий ЕГЭ;
уметь:
— применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
-аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;
— проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
— проводить лингвистический анализ деловых, публицистических, разговорных и художественных тестов;
— использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка;
— создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
Формы контроля достижений учащихся:
Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку). В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания проверяются учителем выборочно.
Критерий оценки:
Работа учащихся оценивается следующим образом: зачет/незачет.
VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п. |
Дата |
Факт. |
Название темы. |
Требования к уровню знаний. |
Основные виды учебной деятельности |
Примечание |
Введение – 1 час. |
||||||
1 |
01.09/04.09 03.09/01.09 |
01.09/04.09 03.09/01.09 |
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. |
Знать: ДВ ЕГЭ. Уметь: заполнять бланки. |
||
Подготовка к итоговому сочинению – 3 часа. |
||||||
2 |
08.09/11.09 10.09/01.09 |
08.09/11.09 10.09/01.09 |
Знакомство с направлениями тем итогового сочинения, анализ предложенных направлений. |
сочинение |
||
3 |
15.09/18.09 17.09/15.09 |
15.09/18.09 17.09/15.09 |
Тема и проблема текста. Основная мысль, Аргумент. Способы аргументирования. |
сочинение |
||
4 |
22.09/25.09 24.09/22.09 |
22.09/25.09 24.09/22.09 |
Сочинение по одному из направлений. |
|||
Подготовка к заданиям 1-24 – 18 часов |
||||||
5 |
29.09/02.10 01.10/29.09 |
29.09/02.10 01.10/29.09 |
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. |
Знать: орфоэпия, орфоэпические нормы. Уметь: ставить ударение в словах. |
Выполнение задания 4 |
|
6 |
06.10/09.10 08.10/06.10 |
06.10/09.10 08.10/06.10 |
Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. Синонимы, антонимы. |
Знать: лексика, лексические нормы, паронимы. Уметь: работать со словом. |
Выполнение заданий 5,22,24 |
|
7 |
13.10/16.10 15.10/13.10 |
13.10/16.10 15.10/13.10 |
Лексические выразительные средства. |
Знать: понятия по теме «Лексика», виды тропов. Уметь: находить лексические выразительные средства в текстах. |
Выполнение задания 24 |
|
8 |
20.10/23.10 22.10/20.10 |
20.10/23.10 22.10/20.10 |
Фразеология. |
Знать: фразеологизм. Уметь: находить фразеологизмы. |
Выполнение задания 24 |
|
9 |
10.11/06.11 10.11/06.11 |
10.11/06.11 10.11/06.11 |
Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. |
Знать: морфологические, грамматические нормы. Уметь: исправлять ошибки, связанные с нарушением норм. |
Выполнение задания 6 |
|
10 |
17.11/13.11 13.11/17.11 |
17.11/13.11 13.11/17.11 |
Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. |
Знать: предложение простое, осложнённое, сложное. Уметь: находить обособленные члены предложения и вводные конструкции |
Выполнение заданий 16-18 |
|
11 |
24.11/20.11 20.11/24.11 |
24.11/20.11 20.11/24.11 |
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. |
Знать: синтаксические, грамматические нормы. Уметь: исправлять ошибки, связанные с нарушением норм. |
Выполнение задания 7 |
|
12 |
01.12/27.11 27.11/01.12 |
01.12/27.11 27.11/01.12 |
||||
13 |
08.12/04.12 04.12/08.12 |
08.12/04.12 04.12/08.12 |
||||
14 |
15.12/11.12 11.12/15.12 |
15.12/11.12 11.12/15.12 |
Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. |
Знать: стилистические фигуры. Уметь: находить фигуры в тексте. |
Выполнение задания 24 |
|
15 |
22.12/18.12 18.12/22.12 |
22.12/18.12 18.12/22.12 |
Орфография. Орфографические нормы. |
Знать: орфографические нормы. Уметь: применять орфографические правила на практике. |
Выполнение заданий 8-14 |
|
16 |
29.12/25.12 25.12/29.12 |
29.12/25.12 25.12/29.12 |
||||
17 |
12.01/15.01 15.01/13.01 |
12.01/15.01 15.01/13.01 |
||||
18 |
19.01/22.01 22.01/20.01 |
19.01/22.01 22.01/20.01 |
||||
19 |
26.01/29.01 29.01/27.01 |
26.01/29.01 29.01/27.01 |
Пунктуация. Пунктуационные нормы. |
Знать: пунктуация, пунктуационные нормы. Уметь: применять пунктуационные правила на практике. |
Выполнение заданий 15-19 |
|
20 |
02.02/05.02 05.02/03.02 |
02.02/05.02 05.02/03.02 |
||||
21 |
09.02/12.02 12.02/10.02 |
16.02/19.02 19.02/17.02 |
РР. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. |
Знать: способы и средства связи предложений в тексте. Уметь: определять способы и средства связи предложений в тексте. |
Выполнение заданий 2,23 |
|
22 |
16.02/19.02 19.02/17.02 |
01.03/26.02 26.02/24.02 |
РР. Текст. Стили и типы речи. |
Знать: текст, стили и типы речи. Уметь: определять типы и стили речи. |
Выполнение задания 21 |
|
Подготовка к сочинению – 7часов |
||||||
23 |
01.03/26.02 26.02/24.02 |
РР. Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. |
Знать: тема, проблема, идея текста. Уметь: определять тему, проблему, идею текста, формулировать проблемы текста. |
Работа с текстом. |
||
24 |
15.03/04.03 04.03/02.03 |
РР. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). |
Знать: комментарий, виды комментариев. Уметь: давать разные виды комментариев к проблеме. |
Работа с комментариями. |
||
25 |
22.03/11.03 11.03/09.03 |
РР. Выявление и формулировка авторской позиции. |
Знать: авторская позиция. Уметь: выявлять и формулировать авторскую позицию. |
Работа с текстом. |
||
26 |
05.04/18.03 18.03/16.03 |
РР. Способы аргументации собственного мнения. |
Знать: аргументация собственного мнения, способы аргументации. Уметь: аргументировать собственное мнение. |
Работа с текстом. |
||
27 |
12.04/25.03 25.03/23.03 |
РР. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. |
Знать: композицию сочинения -рассуждения по данному тексту. Уметь: правильно оформлять композиционные части сочинения. |
Работа с текстом. |
||
28 |
19.04/08.04 08.04/06.04 |
РР. Практикум по написанию сочинения. |
Уметь: писать сочинение по данному тексту. |
Сочинение. |
||
29 |
26.04/15.04 15.04/13.04 |
|||||
Комплексная подготовка к ЕГЭ – 6 часов. |
||||||
30 |
10.05/22.04 22.04/20.04 |
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. |
Уметь: выполнять ДВ ЕГЭ. |
Тренинг. |
||
31 |
17.05/29.04 29.04/27.04 |
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. |
Уметь: выполнять ДВ ЕГЭ. |
Тренинг. |
||
32 |
24.05/06.05 06.05/04.05 |
Диагностическая работа в формате ЕГЭ. |
Диагностическая работа. |
|||
33 |
/13.05 13.05/11.05 |
|||||
34 |
/20.05 20.05/18.05 |
|||||
35 |
/ 25.05/ |
VII. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.: Единый государственный экзамен: Русский язык: Учебное пособие (под ред. Гольцовой Н.Г.) – М.: Русское слово, 2007.
- Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/. Л.И. Пучкова. – 2-е изд перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2022. (Серия «ЕГЭ». Сборник заданий»).
- Единый государственный экзамен 2022 Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2022.
- ЕГЭ-2022. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2022.
- Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2022.
- С.В.Драбкина, Д.И.Субботин : Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ 2022. Русский язык.
Материально-техническая база.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
- ФИПИ. Открытый банк заданий.
- http://www.ctege.info
- http://uchimcauchitca.blogspot.se/2022/05/2022_6481.html (По уши в ЕГЭ и ГИА) и другие.