Проблемы и аргументы для сочинения на ЕГЭ по русскому на тему: Героизм (таблица) | Литерагуру

Проблемы и аргументы для сочинения на ЕГЭ по русскому на тему: Героизм (таблица) | Литерагуру ЕГЭ

Что я понимаю под словом героизм

Герой. Героизм. Что кроется за этими простыми и в то же время великими словами? Что значат они для людей?

Когда я начинаю думать об этом, то передо мной из памяти встают многие десятки, а может быть и сотни образов и имен людей, реально существовавших и рожденных воображением народным.

Среди них Александр Невский и Дмитрий Донской — государственные мужи и ратоборцы Руси, Микула Селянинович и Илья Муромец, Иван Сусанин и Александр Матросов, чьи яркие деяния во имя справедливости, правды, добра и Родины не сотрут ни время, ни новые великие свершения и подвиги.

Героизм в человеческой личности формируется, прежде всего, знанием истории своей страны, лучших традиций народа, уверенностью в правоту дела, ради которого люди шли и идут на подвиг.

Каждый Герой и героический поступок индивидуальны. И в то же время основа у них одна — это высочайшее состояние духа, нравственного здоровья, стремление к справедливости, поиску истины, противостояние злу, развитое чувство совестливости и ответственности.

Эти высокие качества, если они воспитаны и есть в человеке то, как правило, проявляются особенно ярко в период величайших потрясений и тяжелейших потерь, в условиях — быть или не быть. Поступки эти являют собой духовный потенциал личности или группы людей, общества и даже народа, веры их в величайшую жизненную идею, справедливость и правду.

Герой – это, прежде всего, Личность. Именно здесь в формировании Личности и кроется загадка героизма и не только отдельно взятого человека, но и героизма народа, нации. Вот почему в воспитании гражданина своего Отечества, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый человек был личностью, способной стать Героем и проявить Героизм.

Вот почему так необходима неустанная забота о памяти героев во всех ее проявлениях. Этот процесс не имеет права быть прерванным временем и обстоятельствами. Нынешнее общество не должно повторить ошибок предшественников, когда иные герои прошлого свергались с пьедесталов, а новые возносились. Люди должны принимать историю такой, какая она была и есть, а не подстраивать ее под власть или под обстоятельства.

Общество бурлит, развивается, меняются формы общественного развития, государственного построения, но были и есть Личности-Герои, которые жили и творили славные деяния среди наших предков, среди нас, и забывать их, их подвиги, — значит — забывать свою историю, своих предков, самих себя, а значит ничего не передать и потомкам. Это значит — раствориться во мраке истории, исчезнуть из памяти человеческой цивилизации.

Проходят годы, десятилетия и столетия. Меняются поколения российских воинов. Меняются оружие и боевая техника. Неизменными остаются любовь и преданность вооруженных защитников своему Отечеству, их верность воинскому долгу.

Истинный и ложный гуманизм

  1. Подлинный и ложный героизм раскрывается перед нами на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Народ несет в себе настоящую любовь к Родине, он грудью ее защищает, умирает за нее в войну, не получая орденов и чинов. Совсем иная картина в высшем свете, который только прикидывается патриотичным, если это модно. Так, князь Василий Курагин ездил и в салон, прославляющий Наполеона, и в салон, выступающий против императора. Также вельможи охотно начинают любить и прославлять отечество, когда это приносит выгоду. Так, Борис Друбецкой пользуется войной ради продвижения в карьере. Именно благодаря народу с его истинным патриотизмом Россия и освободилась от французских захватчиков. А вот ложные его проявления чуть не погубили страну. Как известно, российский император не щадил войска и не хотел оттягивать решающего сражения. Положение спас Кутузов, который с помощью промедления извел французскую армию и сохранил тысячи жизней простых людей.
  2. Героизм проявляется не только на войне. Соне Мармеладовой, героине романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», пришлось стать проституткой, чтобы помочь семье не умереть от голода. Верующая девушка преступила заповеди и пошла на грех ради мачехи и ее детей. Если бы не она и ее самоотверженность, им бы не выжить. Зато Лужин, кричащий на каждом углу о своей добродетели и великодушии, и выставляющий свои начинания  героическими (особенно женитьбу на бесприданнице Дуне Раскольниковой), оказывается жалким эгоистом, который готов идти по головам ради своих целей. Разница в том, что героизм Сони спасает людей, а фальшь Лужина губит их.

Нравственный подвиг

  1. Остаться человеком, когда прошел через кровь и пули, крайне сложно. Андрей Соколов, герой рассказа «Судьба человека» М.А. Шолохова, не только воевал, но и попал в плен, в концлагерь, бежал, а потом потерял всю семью. Именно семья была для героя путеводной звездой, лишившись ее, он махнул рукой на себя. Однако после войны Соколов встретил мальчика-сироту Ваньку, судьбу которого война также искалечила, и герой не прошел мимо, не предоставил государству или другим людям заботится о сироте, Андрей стал отцом для Ваньки, дав себе и ему шанс на обретение нового смысла жизни. То, что он открыл свое сердце для этого мальчика – нравственный подвиг, который дался ему ничуть не проще, чем отвага в бою или выдержка в лагере.
  2. В ходе военных действий иногда забывается, что враг тоже человек и, скорее всего, послан войной на твою Родину необходимостью. Но еще страшнее, когда война гражданская, когда врагом может оказаться и брат, и друг, и односельчанин. Григорий Мелехов, герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», в новых условиях противостояния власти большевиков и власти казачьих атаманов постоянно колебался. Справедливость звала его на сторону первых, и он воевал за красных. Но в одном бою герой увидел бесчеловечный расстрел пленных, безоружных людей. Эта бессмысленная жестокость отвратила героя от его прошлых воззрений. Окончательно запутавшись между сторонами, он сдается победителю, лишь бы увидеть детей. Он понял, что семья для него важнее собственной жизни, важнее принципов и взглядов, ради нее стоит пойти на риск, сдаться, чтобы дети хотя бы увидели своего отца, вечно пропадавшего в сражениях.
Про ЕГЭ:  Темы кодификатора ЕГЭ по математике от ФИПИ

Сочинение егэ по русскому языку – 2 варианта


Цель моих занятий по обучению сочинению ( любому – по литературе или по русскому часть С) состоит не только в том, чтобы ученик освоил формат того или иного сочинения, но прежде всего в том, чтобы он развил свою письменную речь. Ключевое слово в последнем предложении – свою. Во-первых, потому, что никакое копирование чужих текстов, взятых из сети, не поможет ученику потом самому составить связный текст, во-вторых, у каждого человека от рождения есть индивидуальный, присущий только ему стиль письма ( как отпечатки пальцев), и только развитие своего стиля – залог свободной письменной речи.


Ниже я привожу два сочинения по русскому языку по одному тексту части С, написанные двумя разными учениками. Первое написал мальчик, а второе – девочка. Тема одна – «Подвиг в повседневной жизни», а вот стили разные: первый больше научный, а второй – публицистический, и манера письма отличается. И тем не менее обе работы хороши – каждая по-своему.

Большая часть людей жаждет жить спокойной, размеренной, комфортной жизнью. Но есть некие представители человечества, которые хотят чего-то большего, например, совершить подвиг. При этом они, как правило, хотят быть великими полководцами, учеными, изобретателями… Значительная часть из них считает, что, для того чтобы совершить подвиг, необходимо быть кем-то большим и значимым, присутствовать при сотворении истории, а то и возглавлять его, желательно, чтобы тебя запомнили последующие поколения. Так ли это? Нельзя ли совершить подвиг в жизни обыденной, не будучи кем-то большим и значительным? Этот вопрос рассматривается в том числе и в данном нам тексте Дубинина.

Текст представляет из себя рассуждение. Сначала автор текста говорит о том, что люди всегда будут благодарны тем , кто совершил великое. В качестве примера великое совершивших он приводит Пржевальского, променявшего великосветский Петербург на путешествия, и Шаткина, спасшего людей от вируса трахомы, привив ее себе. Отдав должное великим, автор замечает, что не все люди работают в условиях экстремальных, наиболее к подвигам располагающим, а часто заняты на работах вполне себе обыденных. Тем не менее Дубинин говорит о том, что подвигу, по его мнению, есть место в любой обстановке, в подтверждение чего приводит в пример исторического прототипа Робинзона – Александра Селькирка. Пребывание Селькирка на необитаемом острове считается автором подвигом, потому что Селькирк, находясь на острове, одержал победу над самим собой, над малодушием, страхом смерти, ленью… Восхваляя Селькирка, Дубинин отмечает главное – с тем, с чем боролся этот достойный подражания человек, может бороться и каждый из нас, причем не только на необитаемом острове. Далее автор рассуждает об устремлениях человека и его нахождением между добром и злом, что прямого отношения к нашей теме не имеет.

Приведенного вполне достаточно, чтобы сформулировать авторскую позицию. Видимо, Дубинин считает, что подвиг может совершить кто угодно и практически при каких угодно условиях. С ним трудно не согласиться, так как в каждом из нас есть какие –то не способствующие развитию устремления, которые мы должны победить, перед каждым лежат препятствия, которые нужно преодолеть. Делая это, каждый может совершить свой маленький подвиг. Впрочем, обязательно ли маленький?

В качестве примера человека простого, совершающего действительно большой подвиг, можно вспомнить Александра Соколова из «Судьбы человека» Шолохова. Соколов был человеком простого происхождения, не обладающим особыми знаниями или талантами. По профессии он был шофером и водил грузовики как во время войны на фронте, так и до и после нее на гражданской службе. Не говоря особо о мужестве, проявленном им во время войны в немецком плену, рассмотрим его жизнь в послевоенное время. После войны эмоциональное состояние Соколова было очень тяжелым. Он пережил вражеский плен , во время которого испытал множество страданий и видел страдания и смерть своих товарищей. Вернувшись из плена, он обнаруживает, что почти вся семья , кроме сына Анатолия, убита во время немецкой бомбежки, а от дома в Воронеже осталась только воронка. Позднее, на фронте, он находит своего сына, но тот погибает в последний день войны. И вот, потеряв семью, родной дом… да буквально все, кроме собственной жизни, физически ослабев, Соколов тем не менее находит в себе силы продолжать жить и трудиться, переезжая из одного города в другой, несмотря ни на что. Мало того, в нем еще осталась доброта, чтобы заботиться о других, в частности, о мальчике Ване, которому Соколов решил заменить погибшего на войне отца. Подвиг Александра состоял в том, что , несмотря на все невзгоды, он не сдавался; не менее важно то, что он умудрился остаться человечным и сострадающим.

Про ЕГЭ:  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Соколов – далеко не единственный пример, когда вроде бы простой человек совершал нечто выдающееся, что можно назвать настоящим подвигом, преодолевая себя. Не менее известен пример летчика Алексея Мересьева из «Повести о настоящем человеке» Полевого. Мересьев был летчиком-истребителем, сбитым немцами за линией фронта. Он с поврежденными ступнями сумел добраться до поселения, где жило население сожженной немцами деревни Плавни. Там его выходили, после чего за ним на самолете прилетел Дегтяренко и отвез его в родной авиаполк, а из авиаполка его на другом самолете отвезли в Москву, где поместили в госпиталь. Несмотря на все старания врачей ноги пришлось ампутировать. После этого Мересьев долго находился в депрессии, из которой ему помог выйти неунывающий комиссар Воробьёв . Врачи сделали для Мересьева прекрасный протез, и тот решил во что бы то ни стало научиться летать. Сначала он, курсируя из одного конца больничного коридора в другой, учился ходить. К выписке из больницы уже сложно было заподозрить, что у этого человека вместо ног протезы. Затем он учился с Зиночкой танцевать в санатории, освоив это искусство, несмотря на боль и усталость. После этого он, пройдя через множество инстанций , добился, чтобы его перевели в тренировочный авиполк, где он смог успешно летать как на тренировочном самолете, так и на истребителе Ла-5. В конце концов он отправился на фронт, где успешно сбивал немцев. Преодолев свою слабость, апатию и сопротивление собственного тела , он и впрямь совершил настоящий подвиг.

Не всякий человек, конечно, способен на подвиг сродни подвигам Мересьева или Соколова; но он вполне способен каждый день бороться и понемногу побеждать себя. А , « натренировавшись» на мелочах, кто знает, какие горы он свернет потом? Ведь многое великое начинается с малого. Желаю будущим свершителям подвигов хорошего начала.

Подвиг – это героический поступок человека, умение жертвовать ради других. В обычной жизни нам редко предоставляется возможность проявить героизм. Особенно сложно это сделать людям, чей образ жизни не связан с риском и опасностью. Но все же люди хотят совершать подвиги. В чем состоит подвиг в повседневной жизни? Именно этот вопрос автор поднимает в своем тексте.

Свой текст автор начинает с описания подвигов некоторых известных людей, таких, как Н.М.Пржевальский и А.Шаткин. Н. Дубинин говорит, что их вклад в науку очень велик, поэтому их имена хранятся в памяти многих людей. Далее он рассуждает о том, что все профессии важны, даже те, на которых нет возможности совершить подвиг. По мнению автора, подвигу есть место везде. В подтверждение своих слов он приводит жизнь Александра Селькирка, который победил свои пороки и выжил на необитаемом острове. Дубинин приходит к выводу, что со своими пороками нужно бороться не только на необитаемом острове, а всегда и везде. Автор говорит, что победив себя, каждый поймет, что такое подвиг. Завершая свой текст, он рассуждает о том, что человек всегда устремлен к хорошему, и только от него самого зависит, какую дорогу он выберет: добра или зла.

Мнение автора прямо выражено в тексте: «Попробуйте победить себя, и вам станет понятно, что такое подвиг». Здесь он подразумевает, что в самом человеке заключается множество пороков, которые не так просто победить. Дубинин считает, что «человек в основе своей всегда устремлен к хорошему». По его мнению, перед человеком всегда находятся две дороги, изначально он направлен на дорогу добра, но лишь от самого человека зависит, куда он пойдет.

Я не могу не согласиться с автором в том, что настоящим героизмом для человека является умение перебороть самого себя, ведь идти против своих же желаний нелегко- это требует от человека больших волевых усилий. Возможно, такой подвиг не оценят окружающие, но, безусловно, для самого человека он является очень важным.

Примером, подтверждающим слова автора, является произведение Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке». Алексей Мересьев – главный герой повести, летчик по профессии. Во время одной из операций немецкие самолеты захватили его в двойные клещи и повели на свой аэродром, чтобы взять в плен. Мересьев попытался вырваться, но его подбили, и самолет упал посреди леса. Когда летчик очнулся, он увидел, что у него проблемы со ступнями, а от своих соотечественников он находится на расстоянии в 35 километров. Пилот не стал отчаиваться и каждый день шел в сторону своего войска. К сожалению, идти ему было все тяжелее, так как ноги болели все больше. Ему не на кого было надеяться и неоткуда ждать помощи, но он продолжал свой путь. В конце концов Мересьев уже перекатывался с боку на бок, потому что ни на что больше не имел сил. Когда его нашли, прошло 18 дней после его аварии, пилот был похож на «ходячий скелет». Тем не менее Алексей выжил. Этот невероятный человек совершил подвиг: он переборол самого себя, не поддался отчаянию, перетерпел жуткую боль, голод и одиночество. Его сила воли достойна восхищения: Мересьев выбрал жизнь вместо смерти и шел до конца к своей цели.

Произведение Н.В.Гоголя «Портет» показывает, что будет с человеком, который не стремится к лучшему и выбирает легкие пути. Художник Чартков, главный герой произведения, имел большой талант к искусству. Его наставник, профессор, говорил, что он может добиться больших успехов, да и сам художник об этом мечтал, но его всегда манило светское общество и богатство. Чартков еле сводил концы с концами, и, когда ему случайно достались деньги, вместо того чтобы потратить их на свое дальнейшее обучение живописи, он снял себе дорогую квартиру и дал объявление в газете. Так он стал модным живописцем и выбрал неверный путь, не стал бороться со своими желаниями. Сначала, рисуя портреты людей светского общества, он пытался сделать их особенными, внести в них что-то свое, но позже его уже это не интересовало, и он окончательно растерял свой талант. Однажды в город привезли картину его товарища, который продолжал практиковаться все эти годы в Италии. Когда Чартков увидел ее, он понял, как скучны его картины, побежал домой и попытался нарисовать падшего ангела, но у него ничего не вышло. Вскоре художник умер от безумства. Не поборов себя в нужный момент, Чартков загубил всю свою жизнь. Этот пример еще раз доказывает, что человек должен стремиться к лучшему и находить в себе силу бороться с плохим.

Про ЕГЭ:  Новые задачи по теории вероятностей в ЕГЭ-2022

В заключение я хочу сказать, что человек не должен идти на поводу у всеобщего мнения. Мы должны слушать только самих себя и стараться бороться с ленью и трусостью. Только тогда, когда люди найдут в себе силы бороться за лучшее в своей жизни, человек станет настоящим героем.

Сочинение-рассуждение про героизм

Одним из наиболее ярких примеров героизма и благородства в истории является Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Советский народ принял на себя миссию борьбы с фашизмом как великую спасительную общечеловеческую задачу, он не был духовно подавлен и дал врагу надлежащий отпор.

Колоссальная обдуманная жертвенность сделала советского солдата непобедимым, прижала к стене антигуманную милитарскую систему фашистов. Гитлеровские механизированные полчища не смогли сломить могучий дух, нравственную стойкость русской армии.

Именно «русский Ванька», мужественный и беспредельно преданный родине, разгромил фашистских захватчиков, доказал, что наша земля неприступна.

Передовыми носителями героического духа советской армии были гвардейские части. Олицетворением духовной силы и самоотверженности является бессмертный подвиг панфиловцев, который совершили 28 бойцов 316-ой дивизии генерала И.В.Панфилова. Свет подвига советских героев стал маяком, на который равнялись другие воины.

Плечом к плечу с мужиками ковали победу над врагом и советские женщины. Несгибаемость воли на войне проявляли очень молодые девушки. В ранние годы жизнь поставила их в страшные условия, но они отважились на подвиг.

Всему миру известна железная стойкость в дни героической обороны Ленинграда, Севастополя, Киева, Одессы, Сталинграда. Защитников воинской твердыни поддерживала вся страна. Ожесточённая, кровопролитная борьба стала подлинной эпопеей народного героизма.

Выражением всеобщего патриотического духа можно считать слова легендарного разведчика Кузнецова: «Покорить наш народ невозможно, также как и погасить Солнце».

Множество имён героев-воинов навсегда останутся в нашей памяти, мы и наши потомки вечно будем славить тех, кто отдал жизнь во имя процветания Отечества.

Безграничное благородство и героизм встречаются и в наши дни. Страшные события 2004 года, произошедшие в Беслане, служат тому неоспоримым доказательством. Бесланскими террористами в заложники были взяты ученики городской школы, а также их родители и учителя.

Группа спецназовцев, участвовшая в их освобождении, является образцом осознанного самопожертвования, мужества, смелости. Они ринулись в бой без бронежилетов, погибая во имя спасения детских жизней. «Парни, закрывшие сердцем детей», стали героями войны нашего поколения.

Мы обязаны помнить подвиг этих ребят, чтобы не терялось очень важное и святое — память о Русском солдате, о чести и долге, о благодарности и гордости за сынов великой земли. «Альфа» и «Вымпел», спасибо ребята!

История, конечно, богатый источник примеров проявления высоких душевных качеств. Но героизм и благородство можно показывать не только на войне, ведь они так необходимы обществу и в мирной жизни, в простых, будничных делах.

Один мудрец сказал: «Нередко отвага людская больше познаётся в малом, нежели в великом». Самопожертвование в мирное время имеет смысл только тогда, когда это важно для спасения жизней.

Вспомним рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль». Чтобы вывести людей из дремучего леса, Данко вырывает из груди своё сердце и освещает им путь. Подвиг был совершён, Данко умер, но никто не оценил его поступка, а один «осторожный человек» наступил на его сердце, отчего то рассыпалось в искры.

В жизни тоже, к сожалению, случается так, что подвиги и героизм людей остаются недооценёнными.

Однако чтобы стать героем, не обязательно отдавать свою жизнь. Ведь есть и героизм особого рода — он в том, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не изменять правилам чести, порядочности, благородства, преданности, дружбы, человеколюбия. А это посильная задача для каждого из нас.

Тезисы

  • Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни
  • Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине
  • Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит
  • Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека — собственной жизнью
  • Только нравственный человек способен совершить героический поступок
  • Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса
  • Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях
  • Люди готовы на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека
Оцените статью
ЕГЭ Live