Примеры сочинений на ЕГЭ по русскому языку по текстам ЕГЭ 2020 года | Литрекон

Примеры сочинений на ЕГЭ по русскому языку по текстам ЕГЭ 2020 года | Литрекон ЕГЭ

Егэ 2020 (и.п.цыбулько(образцы сочинений)

Примеры сочинений на ЕГЭ по русскому языку по текстам ЕГЭ 2020 года | Литрекон

Часть Кол-во заданий Максимальный балл
Тип ответа І 26 (с 1 по 26) 34 краткий (тесты) ІІ 1 (27 задание) 24 развернутый
(сочинение) На выполнение работы отводится 210 минут (3,5 часа). Использование
дополнительных материалов и оборудования запрещено. Выполнив правильно все
задания, экзаменуемый может набрать максимум 58 первичных баллов, что будет
интерпретировано как 100-бальный результат. При этом, выполнив только 1-ю часть
работы, выпускник может набрать максимум 34 балла (эквивалентно 59 баллам ЕГЭ).
Сочинение оценивается в 24 первичных балла (соответственно 41 тестовый). Это
значит, что на этапе подготовки к сдаче ЕГЭ 2020 стоит уделить внимание не
только повторению теории по русскому языку, а и как можно больше практиковаться
в написании сочинений, составляя план работы и продумывая аргументы

. Важные нововведения Небольшие
изменения в КИМы были внесены еще в прошлом году. В частности, были уточнены
критерии, по которым эксперты оценивают сочинение, и новые нормы будут
актуальны на ЕГЭ по русскому в 2020 году. Всего ФИПИ разработало 12 критериев
оценивания. Уточнены были только два из них: К2 – теперь комментарий к проблеме
должен включать минимум 2 примера с пояснениями, которые отражают понимание
экзаменуемым сути проблемы; К4 – выпускник должен выразить свое отношение к
позиции автора, обосновав его.

 Предлагаем более детально узнать о том,
как будут оценивать сочинение по русскому языку на ЕГЭ 2020 и какое примерное
количество баллов можно набрать за выполнение тех или иных требований,
ознакомившись с полным списком критериев: Советы педагогов Репетиторы, имеющие
большой опыт подготовки к ЕГЭ, рекомендуют готовиться к написанию сочинения по
такому плану: Ознакомиться с основными требованиями ЕГЭ по русскому 2020 и
понять, какой должна быть правильная структура сочинения и какие проблемы могут
быть предложены на экзамене. Проработать план, который станет опорой при
написании экзаменационной работы на любую из возможных тем. Вспомнить
произведения и выписать в тетрадь основные факты, которые могут пригодиться при
написании сочинения. Практиковаться в выполнении задания №27 с использованием
готовых клише. Структура сочинения Основные документы, которые помогут понять,
что ожидает на ЕГЭ по русскому языку, и как будут оценивать тесты и сочинение
можно найти на сайте ФИПИ. Рекомендуем ознакомиться с кодификатором,
спецификациями и демонстрационной версией КИМов по предмету. Задание №27 в 2020
году будет иметь следующую формулировку: Работы, достойные высокого балла
должны содержать в себе фактуальную, концептуальну и подтекстовую информацию.

 Важно, что бы структурно сочинение
включало в себя такие блоки, как: Первоначальная постановка проблемы.
Комментарий (пример-иллюстрация) к затронутой проблеме. Описание позиции,
которую занимает автор произведения. Выражение отношения экзаменуемого к
позиции автора с обоснованиями. Краткий вывод. Если вам сложно представить, что
должно быть написано в каждом из блоков, возьмите  пример сочинения по
русскому языку из любого сборника для ЕГЭ 2020 года и проработайте уже имеющийся
текст. Но, не стоит надеяться исключительно на готовые варианты, так как
эксперты отлично знают клише общедоступных тестов. К тому же, далеко не все они
действительно соответствуют требованиям 2020 года. Круг проблем В 2020 году
27-е задание ЕГЭ может поднимать самые разнообразные проблемы, от солдатской
судьбы до засорения русского языка. На самом деле круг возможных тематик
неимоверно широк, что не позволяет заранее подготовиться к сочинению на все
100%. Тем не менее, следуя рекомендациям опытных педагогов, можно проработать
основные направления, подобрать клише и произведения, на которые можно
опираться, раскрывая ту или иную тему, что максимально упростит выполнение 27-го

задания на ЕГЭ.

 Важно! Для того, чтобы определить,
какая именно тема затронута в задании, необходимо внимательно ознакомиться с
текстом.  План сочинения Упростить написание сочинения позволяет универсальный
план написания сочинения, на который можно опираться, прорабатывая практически
любую из возможных тем ЕГЭ 2020 по русскому языку. Как правило, больше всего
проблем у выпускников возникает при выборе примеров, а также написании к ним
комментариев и пояснений.

Учителя акцентируют внимание на таких
моментах: Примеров должно быть два. Они должны быть связаны между собой. К
каждому примеру необходимо добавить пояснение. По сути, примеры и пояснения
являются плавным переходом от формулировки проблемы к обсуждению позиции
автора, поэтому они не должны быть вырваны из контекста. Клише  Хотя
использовать на ЕГЭ 2020 по русскому языку готовые сочинение не рекомендуется,
можно брать за основу так называемые клише (шаблонные фразы). Нанизывая их, как
бусины на нить и разбавляя фразами с учетом особенности предложенной в задании
темы, можно получить красивое и грамотно написанное сочинение, отвечающее
основным требованиям. Стоит учесть, что для каждого блока существуют свои
клише: Стоп-слова Казалось бы, что плохого в тексте, приукрашенном эпитетами и
художественными оборотами. Оказывается, некоторые фразы, которые являются
некорректными с точки зрения русского языка, а потому их стоит избегать в
сочинениях, особенно когда это выпускная экзаменационная работа. Предлагаем
ознакомиться со списком таких стоп-слов и фраз, а также при случае проверить,
не грешат ли такими оборотами готовые сочинения, предлагаемые в сети для
подготовки к ЕГЭ 2020 по русскому языку. Заключение Секрет успешного написания
сочинения на ЕГЭ по русскому прост – это умение вести рассуждение, хорошая база
аргументов с опорой на произведения и грамотная письменная речь, которая
вырабатывается с годами тренировок.

(плод коллективного творчества многих учителей)Как
нельзя:

 автор в своём тексте (Автор в тексте ничего
не делает! Его там вообще нет.)

 автор пытается (Это вы пытаетесь, а не автор
— текст его уже готов. Ну и см. выше.)

 автор этим хотел сказать (Всё, что автор
хотел сказать, он сказал. А мы можем говоритьтолько о том, что мы поняли, так
что если в тексте нет прямых признаний автора (я, А.С. Пушкин,сим хочу сказать
то-то и то-то), то у нас нет оснований считать, будто мы знаем, что хотел
сказатьавтор. Кроме того, что он хотел сказать и что он сказал — далеко не
всегда одно и то же.)

 автору удалось передать, писатель хорошо
изобразил, автор очень точно описал (Ктомы такие, чтобы покровительственно
похлопывать автора по плечу? Мол, удалось, молодец,справился, хорошо, пиши ещё!
Тем более что (если только речь не о том, что нам самим хорошознакомо) мы не
видели того, что писатель изобразил или передал: так откуда нам знать, удалось
илине удалось, хорошо или дурно, точно или с ошибками?)

 актуально (Да, что-то бывает и актуально, но
обычно не стоит искать в текстах, созданныхв прошлом и тем более позапрошлом
веке, сегодняшние проблемы.)

 гениальный автор; в великолепном романе и
т.п. (Не стоит расхваливать автора ипроизведение, так как обычно это не имеет
отношения к теме сочинения; так что если вы назовётеПушкина гениальным, или
Лермонтова непревзойдённым, или тот или иной роман великолепным,оценка выше не
станет.)

 гипербола вообще не всегда уместна, так что
сдерживайте себя: «В «Войне и мире»огромное количество
переплетающихся сюжетных линий, небывалое число действующих лиц» —нет, не
огромное, и сосчитать их можно довольно быстро; и нет, не небывалое: в
«Сильмариллионе»и «Властелине колец», например, их очень много, а то ещё можно
Библию вспомнить.

 весь, весь этот, весь тот в конструкциях типа
«видим весь трагизм ситуации»,«показывает всю красоту русской природы»,
«передал всю ту атмосферу войны» (Обычно это или лишнее слово, или ещё и
грамматическая ошибка: какую «ту»?)

 данный текст (Никто вам текст не давал — дали
вам лист бумаги с текстом или книгу;чаще всего лучше сказать «этот текст», «в
этом тексте» и т.д.)

 достаточно («Гринёв достаточно отзывчивый»;
«Базаров достаточно умный…» —

Достаточно для чего? Лучше использовать другие наречия
степени.)

 ещё одним примером может служить (Так пишут
те, кто не потрудился логически связать отдельные этапы своего рассуждения.)

 использует… для (Автор ничего не
использует! Он создал текст, а уж в этом тексте чего только нет. Но считать,
будто писатель или поэт пишет произведение, пользуясь, скажем, эпитетами или
используя метафоры, да ещё  для чего-то там — это значит приравнивать
литератора, например, к сантехнику, который для скрепления труб использует
хомут.)

 могу сделать вывод (Можете — делайте, и не
надо об этом так гордо сообщать.)

 мнение-1: «может, я и не прав, но это моё
личное мнение» (Мнение должно быть на чём-то основано, и либо в сочинении это
обоснование есть, либо его нет, и тогда никакого «личного мнения» быть не
может.)

 мнение-2: «сколько людей, столько и мнений»;
«у каждого своё мнение, но лично для меня…»; «все люди по-разному оценивают
это» (Нет. Это не просто штамп, но и наивноезаблуждение. Разных мнений в
действительности куда меньше, чем людей, поскольку совершенносамостоятельно
мыслить и иметь обо всём уникальные собственные суждения могут единицы,
можетбыть — десятки людей на всей планете, а нас уже больше семи с половиной
миллиардов.)

 момент (В самом слове «момент» ничего плохого
нет, но не нужно использовать его вместо слов «эпизод», «случай» и т.д., иначе
и до абсурда недалеко: «Причём протяжённость момента может быть разной — от
минутного восторга до целого года приятных воспоминаний».)

 мужчина, женщина (Использовать эти слова как
контекстные синонимы слов «герой»(«героиня») или «персонаж» недопустимо. Это
стиль или современных безграмотных радиоведущих, или рыночных торговцев ещё
советского времени.)

 наш герой (Он НЕ ВАШ герой! Он герой
произведения, написанного НЕ ВАМИ.)

 начинать (Распространённая ошибка: персонажи
вечно что-нибудь начинают, но почему-то не продолжают и не заканчивают,
например: Германн начинает выигрывать хорошие суммы.)

 о любви и не только: «быть в отношениях» и
«испытывать чувства» (Первое — пока ещё плохо приживающееся в русском языке
заимствование, второе — пустые слова: Катерина и Борис были в отношениях любили
друг друга; Ленский испытывает любовь к Ольге любит Ольгу.)

 относится с… (Обычно это ненужное
утяжеление конструкции: Автор относится к герою с симпатией автор симпатизирует
герою; Онегин  относится к Татьяне с жалостью Онегин жалеет Татьяну.)

 присутствует (Это ученик в классе
присутствует, а в произведении никто и ничто не присутствует.)

 просто (Очень часто школьники злоупотребляют
этим словом, хотя обычно речь идёт совсем не о простых вещах, например:
«Герасиму нужно было просто не подчиниться приказу»;

«Главное — просто не ошибаться и принимать собственные
решения». А разве это просто?)

 свой (Очень часто это слово лишнее: «Пушкин
так и пишет в своём стихотворении»,«Многие люди теряют свою голову, когда
влюбляются» и т.п.)

 также, ещё, потому что, поэтому в начале
предложений (Как говорил Остап Бендер,«низкий класс, нечистая работа»: не так
уж часто нам требуется разбивать сложное предложение на простые части, вторая
из которых начинается с союза также или с наречия ещё и т.д., а уж начинать так
новый абзац совсем не стоит.)

 трогать, затрагивать (Автор ничего не
затрагивает! Он о чём-то пишет, говорит ,размышляет, наконец. Трогать можно
только материальное. Проблема не «материальное», её не трогают, не поднимают —
к ней привлекают внимание, она может быть интересна, важна и т.д.)

 хотелось бы сказать (Хотелось — говорите.)

 художник нам показывает (НАМ художник
(писатель, поэт и пр.) ничего не показывает. Он вообще не показывает.)

 вызывает симпатию читателей; читатели сочувствуют
/ осуждают (Тяжёлое наследие советского прошлого, когда предполагалось, что все
одинаково судят обо всём, единодушно одобряют или осуждают то-то или того-то; в
общем, за всех читателей расписываться не стоит.)

 это где, это когда (Просто безграмотно, даже
объяснять нечего.)

 является (Особенно в сочетаниях типа «N
является героем»; ««Гроза» является драмой»«является» — это лишнее
слово, утяжеляющее фразу.)

 другие штампы и клише, которых стоит
избегать: такой… как («Ему помогло такое чувство, как любовь» → «Ему
помогла любовь»); лично для меня (Достаточно сказать «для меня».); многогранный,
неоднозначный (безпояснения); играет важную роль; непреходящее значение;
глубокий смысл; не могу не вспомнить; нашёл свою вторую половинку, частичка себя
и пр.

 Михаил пишет о том, что…; в стихотворении
Александра… — Принято называть имя и отчество автора и фамилию или уж только
фамилию, но не просто имя.

 А. Болконский, Г. Печорин… — Сокращать
имена персонажей до инициалов не принято.

 Петя Безухов, Соня Фамусова… —
Уменьшительную форму имени

Какие проблемы могут быть в текстах

на ЕГЭ по русскому языку?

Проблема овладения тайнами языка (отражение языка в
природных явлениях;

можно ли постичь природу с помощью языка).

Проблема отсутствия опыта общения с природой (каждому
человеку

необходимо непосредственное общение с природой).

Проблема взаимоотношения человека и природы (человек
разрушает дом, в

котором живёт; человечество – «болезнь»
планеты).

Проблема духовной слепоты человека (жизнедеятельность
человека, его

поведение – реальная угроза нашей планете).

Проблема охраны природы (то, что создано природой, —
величайшее чудо).

Проблема познания природы (природа прекрасна, но мы не
замечаем этого).

Проблема ответственности человека перед будущими поколениями

Проблема ответственности человека перед
будущими поколениями (нельзя

по-варварски относиться к природе).

Проблема воздействия писательского слова
на читателя (писатель должен

хорошо знать то, о чём пишет).

Проблема недостаточной изученности и освоенности
просторов нашей

страны (путешествовать по неизведанным
местам – увлекательное занятие).

Проблема неумения восхищаться красотой
нетронутых и необжитых мест

(понимание дикой, нетронутой красоты
возможно лишь в моменты полного слияния с

природой).

Проблема усталости русского языка от
социальных потрясений (мы плохо

представляем, что такое народ и чем он
живёт).

Проблема изменения языка и причины этого
(язык не может не изменяться, но

это должно происходить постепенно и
вести к совершенствованию, а не к деградации;

в современном русском языке происходят
слишком быстрые и, главное, чаще

ненужные изменения; Язык отражает
состояние общества, поэтому все негативныеявления в языке можно изменить,
только изменив ситуацию в обществе).

Проблема порчи и оскудения русского
языка (состояние нашего современного

Проблема солдатской судьбы (В судьбе
солдата и трагизм, и величие: защищаяродину, он может остаться неизвестным, но
его подвиг стереть, забыть нельзя).

Проблема мироощущения солдата на войне
(люди остро ощущают грань между миром и войной: происходит переоценка
ценностей: истинная ценность – мир,и это укрепляет мужество, волю к победе).

Проблема мужества и стойкости солдата на
войне (мужество и стойкость проявлялись в силе духа людей).

3

Проблема духовности (необходимо ли
современному человеку этоПроблема истинного содержания духовности (не путать с
другими понятиями: интеллигентностью, воспитанностью, образованностью – нет,
это – сила духастремление к добру правде красоте).

Проблема духовности в искусстве (искусство
должно быть духовным, и тогда человек сможет найти в нём собеседника, а также
источник высоких стремлений).

Проблема нравственного возрождения
человека (любовь даёт человеку

Проблема верности принципам.

Проблема нравственной прочности человека
(почему именно в обыденных

житейских ситуациях зачастую проявляется
нравственная сущность человека:например, как ведут себя люди в очереди, в
транспорте и т.д.).

Проблема совести (что такое совесть).

Проблема чинопочитания и угодливости
(пренебрежение к людям более низкого достатка и служебного положения).

Проблема дружбы (как найти друзей: для
этого нужно созреть, самому уметь

дружить – тогда и появятся друзья).

Проблема дружбы и насмешки (совмещать
умение дружить и видеть

недостатки друга, не высмеивать!).

Проблема чувства собственного
достоинства (совместимы ли чувство

собственного достоинства и
самоуничижение).

Проблема свободы (и тот, кто унижается,
и тот, кто унижает,

Проблема чести (понятие чести – это
умение защищать свои жизненные

ценности, ценности своей семьи, своих
близких, чистую совесть, честность,

достоинство, благородство, невозможность
лгать, клеветать, подличать).

Проблема подвига (подвиги совершали во
все времена; подвиг можно совершить в любой обстановке и при любых занятиях;
победа над собой, над своей ленью, ограниченностью и пороками – это тоже
подвиг).

Проблема сохранения лучших качеств души
в драматических обстоятельствах (что помогает человеку сохранить цельность
своей души, остаться человеком в самых сложных обстоятельствах: верность
призванию, любовь к людям,великие классические произведения).

Проблема сложности человеческой жизни
(можно ли прожить жизнь без ошибок; чем дольше живёт человек, тем больше он
совершает ошибок, этонеизбежно).

Проблема воспитания культуры (воспитание
культуры удерживает людей

Проблема ответственности человека за
свои поступки (человек ответствен за всё происходящее с ним, за все последствия
своих поступков).

Проблема завышенной оценки своих
возможностей (это может привестичеловека к крушению его планов и неблагоприятно
повлиять на судьбы других людей).

Проблема наследственности и воспитания
(наследственность определяет лишь

задатки, склонности человека, но только
сам человек может развить то, что даноприродой).

Проблема роли детства в жизни человека
(детство – «сердцевина»человеческой жизни, где проявляется суть
человека).

Проблема изучения иностранных языков
(зачем люди изучают иностранныеязыки; что даёт знание большого количества
языков).

Проблема способностей человека (почему
одни люди в состоянии изучить 2-3 языка (а то и более) иностранных языка, а
другим и один оказывается не под силу; изучение иностранных языков является
средством приобщения к ценностям другихнародов, познания их культуры).

Проблема места матери в жизни человека
(какое место занимает мать;

Проблема материнской любви и нашего
отношения к матерям (жертвенность материнского чувства естественна; очень часто
мы бываем невнимательны к матерям ,мы должны попросить прощение у своих матерей
при их жизни, а не после их смерти).

Проблема материнства (в чём суть
материнства).

Проблема патриотизма (что такое
патриотизм).

Проблема утраты патриотического сознания
в современном обществе(почему родители молодых людей не хотят, чтобы их сыновья
служили в армии;почему призывники изыскивают способы «откосить» от
воинской службы; в чёмпричина утраты патриотического сознания в российском
обществе).

Проблема роли книги в истории
человечества/ в жизни человека.

Проблема роли чтения в жизни человека
(что значит уметь читать; в чёмсмысл чтения).

Проблема подвижничества русских
писателей (книги о добре и злесоздавались писателями, чья жизнь является
примером служения людям).

Проблема отношения к книгам: все ли
книги надо читать и перечитывать.

Проблема приобщения людей к чтению
(какие книги развивают

Проблема выбора книги для чтения (трудно
ли выбрать книгу; как отличитьхорошую, «живую» книгу от
«литературного попкорна»).

Проблема осознания современными молодыми
людьми высокой духовной ценности книги (книга всегда была и будет источником
познания мира, средством совершенствования внутреннего мира человека).

Проблема человеческого страха (если
осудят невиновного, то тем самымувековечат несправедливость).

Проблема роли страха в жизни человека
(страх сопровождает человека сдетства; человек, лишённый страха, был бы
страшен).

Проблема природы страха (у страха есть
своя иерархия; страху подвержен весьживотный мир; страх и любовь всегда
вместе).

Проблема возвышения человека над страхом
(человек может обрести бесстрашие во имя принципов, важных для людей)

6

Проблема случайности и закономерности в
жизни человека, его судьбе(обычный случай может изменить судьбу, но все
случайности закономерны).

Проблема воздействия шума на человека
(шум, порождаемый человекоммешает ему жить, оглушает его).

Проблема культуры народа (культура
народа – это сумма этических иэстетических ценностей; подлинную культуру может
создать только творец, тот, ктосоздаёт гармонию и красоту, способствует миру в
жизни).

Проблема сохранения культуры (кем и
почему уничтожается культура; высокую культуру уничтожают «цивилизованные
вандалы» — люди, видящие вкультуре лишь предмет зависти).

Проблема сохранения культурного наследия
(общество должно бережно

относиться к памятникам прошлого,
заботиться о том, чтобы эти памятники былисохранены).

Проблема влияния городского ландшафта и
городской архитектуры начеловека (важно сохранить гармонию городского
природного ландшафта иархитектуры, именно это вызывает в человеке чувство
прекрасного, желаниесохранить красоту).

Проблема соответствия природы народу,
который живёт на той или иной

территории (пейзаж и ландшафт страны
рассказывают об отношении общества кчеловеку, природе и во многом определяют
представления человека о красоте).

Проблема коммерциализации культуры
(обилие дешёвых рекламных трюков для привлечения внимания потенциальных
потребителей – свидетельство упадкаобщей культуры).

Проблема национального менталитета
(важнейший ориентир в воспитании –органичное соответствие поведения человека
нормам национальной культуры; жаждй обогащения и власти никогда не поощрялась
русскими).

Проблема национального характера русских
(в нашем национальном характере «скрещиваются» противоположные черты,
русские склонны к крайностям во всём; несчастье русских – в их легковерии).

Проблема влияния фамилии на отношение к
человеку (очень часто фамилия, как одежда, определяет отношение к человеку,
который её носит, и должно пройти определённое время, чтобы это отношение
изменилось).

Проблема отношения человека к своей
фамилии (человек нередко воспринимает свою фамилию как источник бесконечных
неприятностей;недоброжелатели могут превратить фамилию в «оружие»
против этого человека).

Проблема ощущения родины (с чем связано
ощущение родины у русскогочеловека).

Проблема тоски по родине (какое чувство
испытывает человек, оказавшисьвдали от родины; что помогает человеку пережить
тоску).

Проблема чувства родины (человек всё
готов отдать за родину!).

Проблема гуманизма в культуре (должна ли
культура быть гуманистической; негуманистической культуры не должно
существовать; подлинную культуру надоотличать от псевдокультуры).

Проблема мастерства: в чём его секрет
(великое творение не обязательнодолжно иметь большие размеры; творящему
человеку, кроме замысла, ещё и смелость нужна).

Проблема истинности литературного
таланта (одна из главных причинпоявления литературного произведения –
потребность что-то сказать людям).

Проблема талантливого человека (каждый
человек от рождения наделёнкаким-либо талантом; талант необходим в любой
профессии; талант – дар природы,его нужно развивать).

Проблема творчества и денег (можно
творить ради денег).

Проблема уничтожения человечества
(человечеству угрожает три опасности ядерная, экологическая и разрушение
культуры; разрушение культуры, т.е. нарушениедуховно-поведенческого аппарата,
привело к первым двум; мы живём в мире парадоксов).

Проблема обучения в школе (чему надо
учить; в школе учащихся лишаютвозможности совершенствовать речь, мыслить).

Проблема образования (нужно ли человеку
получать образование, изучать науки).

Проблема своевременного получения
образования (насколько важно получить образование в молодости).

Проблема духовного совершенствования
человека (как образование связано с духовным развитием человека).

8

Проблема влияния научной деятельности на
жизнь и привычки человека(научная деятельность требует завидного терпения,
упорства, смелости; она приноситчеловеку удовольствие и радость и помогает
выжить в сложных жизненныхобстоятельствах).

Проблема красоты и её воздействия (не
хлебом единым жив человек, есть что-то прекрасное, и оно вечно; красота спасёт
мир).

Проблема понимания красоты (как увидеть
прекрасное: красоту надо уметьвидеть и слышать).

Проблема духовной «глухоты» и
«слепоты» человека (постоянная сменапейзажа, состояния природы
отражается на настроении людей, обогащает ихэмоционально: нужно уметь видеть и
слышать).

Проблема человеческой индивидуальности
(человек похож на всех остальныхи то же время он индивидуален).

Проблема выбора (всегда есть выбор в
жизни: поступить по совести или вопреки ей).

Проблема человеческого счастья: в чём
его секрет (секрет счастья в умениивидеть окружающий нас мир и не забывать о
мире внутреннем).

Проблема времени и его быстротечности
(нехватка времени).

Проблема использования времени
(рациональному использованию временимогут помочь режим дня и его соблюдение).

Проблема нестабильности нашей
современной жизни (как сделать нашужизнь стабильной и предсказуемой).

Проблема познания и его роли в
существовании человечества (стремление к познанию заложено в человеке, и оно
сильнее любых страхов; познание доставляетчеловеку удовлетворение; познание
происходит через творчество).

Проблема массовой культуры (из человека
можно сделать и человека, и зверя; массовая культура имеет право на сосуществование
с классикой).

Проблема назначения искусства (какое
произведение можно считать произведением искусства).

Проблема роли искусства в жизни человека
(произведение искусства заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к
действию).

9

Проблема влияния телевидения на
познавательную и творческуюактивность человека (всеобщее увлечение
телевизионными передачами формируе потребительское отношение к искусству и
снижает познавательную и творческую активность человека).

Проблема интереса людей к различным
передачам (наибольший интерес развлекательные программы).

Проблема драматической судьбы
неординарной личности (умная, искренняя личность в эпоху застоя обречена на
непонимание, забвение).

Проблема взросления (не в росте дело, а
в ответственности за свои поступки).

Проблема взаимоотношений человека и
природы (должен ли человек сохранить природу, беречь её)

Проблема взаимоотношений близких людей
(отношения между родными)

Проблема благодарности (умение
благодарить людей)

Проблема доверительного отношения к
человеку (стоит ли слушать чужоемнение, надо самому научиться доверять людям,
оценивая их поступки)

композиция Надо помнить, что Помощники
замечания Формулировка проблемы Проблема текста –находится в центре  внимания
автора. Это вопрос, над которым размышляет автор.

Речевые клише:

1) .Автор ставит проблему…

2) Автор затрагивает важную проблему…

3 Автора текста волнует проблема…

4) Проблема, которую хотел показать нам
автор, такова…

5) Проблема, которую ставит автор , заключается
в том, что…

6)Текст ….заставил меня задуматься над
проблемой…

7) Волнующую всех нас проблему… ставит
писатель ……

8)проблема, поставленная ……., –
это…

9) Я думаю, что проблема, поставленная
автором,– это…

10) Проблема… не может не волновать современного
человека. Задумался над ней и …

11) Что такое…? (В чем заключается…?
Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.

Типичные ошибки при формулировке проблемы:

Непонимание проблемы.

Неумение сформулировать проблему.

Неоправданное расширение или сужение

проблемы.

Подмена проблемы авторской позицией

Подмена формулировки проблемы пересказом

Комментарий к проблеме – это рассуждения,
пояснительные замечания по поводу проблемы текста.

Комментарий представляет собой объяснение
текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Поскольку комментарий обычно
располагается после формулировки проблемы, логично Конкретизировать содержание
комментария можно с помощью следующих вопросов Текстуальный комментарий:

1) Как, на каком материале автор
раскрывает проблему?

2) На чем заостряет внимание? Почему?

3) Какие имена (факты, события)
упоминает автор? Для чего?

3) Какие эмоции автора выражены в
тексте?

5) Как выражено отношение автора к

Типичные ошибки при комментировании
проблемы:

Комментарий подменяется пересказом;

Излишне подробно цитируется исходный текст;

Выделена одна проблема, а комментируется
другая; строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае
можно использовать логический переход: Таким образом, позиция автора заключается
в том, что…Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться
на прочитанный текст.

6) Какие средства выразительности
помогают

выявить авторское отношение к проблеме?

Концепционный комментарий:

1)К какому типу принадлежит эта
проблема?

(Социальная, философская, экологическая,

нравственная и т.п.)

2) Актуальна ли эта проблема в наши дни?
В чем

ее значимость для общества?

3)Как часто мы сталкиваемся с этой
проблемой?

Касается ли она каждого из нас или
только людей

определенного возраста, рода занятий и
т.п.?

4)Почему эта проблема привлекла внимание

автора?

5)Какой аспект (какую сторону) этой
проблемы

рассматривает автор?

6)К каким выводам автор подводит
читателя?

При анализе художественного текста не

разграничиваются понятия «автор» и

рассказчик».

Позиция автора Позиция автора – это вывод,
к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.

Речевые клише:

1)Позиция автора такова:…

2) Автор считает, что…

3) Автор стремится донести до читателя
мысль о

том, что…

4) Автор убеждает нас в том, что…

5) В тексте доказывается мысль о том,
что…

6) Основная мысль текста заключается в
том,что…

Типичные ошибки при формулировке позиции
автора:

Позиция автора формулируется слишком широко
и/или неточно.

Формулируется позиция автора по другой
проблеме текста, не заявленной в

сочинении.

7)Хотя позиция автора не выражена явно,
логика

текста убеждает читателя в том, что…

8) Рассуждая над проблемой, автор
приходит к

следующему выводу…

9) Позиция автора такова…

10) Позиция автора, как мне кажется,
может быть

сформулирована следующим образом…

11) Автор призывает нас (к чему)

12) Автор осуждает (кого / что, за что)

14) Отношение автора к поставленной
проблеме неоднозначно.

Позиция автора подменяется мнением героя-
рассказчика.

Позиция автора подменяется цитированием
фрагмента текста

Аргументация собственного мнения

Аргументация –это приведение доказательств,объяснений,
примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями(читателями)или
собеседником.

Аргументы должны подтвердить или опровергнуть
мнение автора.

Для выражения своего мнения:

1)Я разделяю(не разделяю) точку зрения
на проблему…

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь)
того же мнения на проблему…., что и автор

3) Я согласен (не согласен) с автором в
том, что…

4) Трудно(нельзя) не согласиться с
автором текста в том, что…

5) Мне близка позиция автора тем, что…

Для аргументации собственной позиции: С
использованием жизненного опыта:

1) Как часто приходится сталкиваться с

2)разве не стали обычными (нормами
жизни)такие явления, как…?

3) Кто из нас не наблюдал (не
сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем)того, как…

4) К сожалению, зачастую в наши дни
(среди нас; вокруг нас)…

Из читательского опыта:

1) Данная проблема волновала многих
великих

Типичные ошибки аргументации:

ученик рассматривает одну проблему, а

приводит аргументы, связанные с другой проблемой
текста;

приведенные мысли не являются аргументами
для выдвинутого тезиса;в качестве аргументов приведены только примеры (часто
наскоро выдуманные),без объяснения их связи с тезисом;в части сочинения,
посвященной аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы; отсутствуют
переходы между аргументами

2) Особенно остро эта проблема
поставлена в произведении…

3)Злободневность темы, затронутой
автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались
к ней.

Из зрительского опыта:

1) Тема часто дискутируется(обсуждается)
 Интернете ( на страницах газет и журналов; в телепередачах)…

отсутствует вывод.

Вывод 1) Прием «Отклик» Сигналом этого
приема является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…». Прочитав
этот текст, становится

понятно (понимаешь), что…

3)(Использование цитаты) «,,,»,

— писал…… В этих словах выражена
мысль о … . Автор текста тоже считает, что… .

3) Использование цитаты, в которой
выражена главная мысль текста: «…!»- это высказывание отражает главную мысль
текста (Раскрыть смысл фыы                                                                
                          ,выраженный в этом высказывании)

4) Автор хочет, чтобы… .И это
стремление определяет глубину и силу авторского воззвания

ШАБЛОН К СОЧИНЕНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ЕГЭ-2020

 Композиция сочинения Содержание части сочинения
Возможные клише к

 сочинению

 1. Проблема, поставленная автором текста(К1)- Вопрос,
над которым размышляет автор. • Автор текста (фамилия, инициалы) размышляет над
проблемой(чего?)… • Автор текста (фамилия, инициалы) предлагает своим читателям
задуматься над проблемой(чего)… • В центре внимания автора текста (фамилия,
инициалы) проблема(чего?)… • Проблемный вопрос. Такова проблема, которая
привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы). • Проблемный вопрос. Этой
проблеме посвящен текст автора(фамилия, инициалы). Именно эта проблема
привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы) • «…?»- такой вопрос ставит
в своем тексте автор (фамилия, инициалы)

. 2. Комментарий к проблеме.- Два примера-иллюстрации
из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы
исходного текста(К2) ВАЖНО: комментарий — не пересказ На каком материале он
раскрывает своё видение этой проблемы (=На каких примерах автор рассматривает
проблему? Какими фактами, событиями иллюстрирует проблему? На чьи мнения ссылается?)  
 Первый пример пояснение к примеру.          Второй пример пояснение к
примеру.     Связь между примерами (противопоставление, сравнение, причина –
следствие, вывод, уступка)  Примеры – иллюстрации: • Проблема раскрывается
автором на примере… • Автор обращает внимание читателя на … • Не случайно автор
изображает (кого, что?)… • Поступок героя свидетельствует о том, что… • В
качестве примера автор рассматривает… Пояснение к примерам: • Писатель убеждает
читателя в том, что… • Этот пример показывает, что… • Этот пример убедительно
доказывает, что… • Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить
так… • Автор неслучайно обращает внимание на… • Эти события(факты, примеры)
помогают понять… • АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается
на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли… Связь между
примерами: • Размышляя над проблемой, автор противопоставляет…. • Для сравнения
автор обращается к … • Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…. •
Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что… • Несмотря на очевидную
правоту героя, автор думает иначе… • Объясняя причину поступка героя, автор
приводит….

 3. Авторская позиция.-   Ответ на проблемный вопрос,
данный автором текста • Автор считает, что… • Автор подводит читателя к выводу
о том, что… • Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу… •
Позиция автора такова… • Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…
• «Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»

4. Моё отношение к позиции автора по проблеме и его
обоснование (К4)  Мой ответ на этот вопрос обоснование(опора на
общечеловеческие ценности, общеизвестные факты истории и науки, обращение к
обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту)     Отношение к позиции автора
по проблеме: • Я согласен с мнением автора. • Нельзя не согласиться с мнением
автора. • Безусловно, автор прав. • Моя точка зрения совпадает с позицией
автора… • Трудно не согласиться с автором. • Я полностью разделяю позицию
автора.       Обоснование собственной позиции: • Сама история человечества не
раз доказывала справедливость этого… • Нужно вспомнить и тот научный факт,
который еще раз подтверждает… • Когда-то и я впервые услышал о том, что… •
Известный ученый/ политик/ спортсмен/ общественный деятель/писатель об этом
говорил так… • Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…

Вывод. Что
следует из всего сказанного. Что текст  помогает  понять по проблеме. Исходя из
всего, таким образом, в заключение хочется сказать ,Примеры помогают понять,
Еще раз текст автора(ФИО) убеждает

Related
Posts:

1.   План
сочинения на тему: Проблема воспитания в романе Пушкина “Евгений Онегин” 
Проблема воспитания в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин” I.
Вступление Главная проблема (см. Словарик) пушкинского романа – состояние и
судьбы русской национальной культуры начала XIX века. Воспитание – основа
формирования культуры, от­сюда важность этой проблемы в романе. Воспитание в
широком смысле слова – формирование личности. II. Главная часть 1. Дело
целенаправленного национального воспитания и образования […]…

2.   Проблема
отрицательного влияния человека на природу (Аргументы ЕГЭ) 
Далее будут приведены 2 готовых аргумента на данную тему. 1.
Проблема вредительства по отношению к природе со стороны человека всегда
волновала каждого из нас. Вспомним В. Распутина, который в своем произведении
“Прощание с Матерой” поднимает именно эту проблему. Вначале автор рассказывает
нам о гармонии в жизни человека и природы. Однако, человеку требуется построить
гигантскую плотину, […]…

3.   В каких
произведениях поставлена проблема воспитания и образования как в пьесе
Фонвизина? 
В каких произведениях
русской классики поставлена пробле­ма воспитания и образования и что их
сближает с пьесой Фонвизина? Проблема воспитания и образования поставлена в
повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” и в романе И.А. Гонча­рова “Обломов”.
Во всех трех произведениях мы видим един­ство авторской позиции – понимание
определяющей роли семьи, воспитания в формировании нравственного и интел­лектуального
облика […]…

4.   Проблема
воспитания по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.) 
Второй проблемой “Недоросля” является проблема воспитания. В
просветительский XVIII век воспитание рассматривалось как важнейший фактор,
который определял нравственный облик человека. Фонвизин осветил проблему
воспитания с государственной точки зрения, поскольку видел в правильном
воспитании единственный путь спасения от зла, грозящего обществу, коим
становилась духовная деградация дворянства. На решении проблемы воспитания
сосредоточена большая часть драматического действия комедии. […]…

5.   Проблема
взаимосвязи формы и содержания в искусстве (Аргументы ЕГЭ) 
Хочется вспомнить роман Л. Толстого “Война и мир”. Уже само
название говорит нам о содержании этого произведения, действительно речь в нем
идет о событиях войны 1805-1807 и 1812 года, а особенно подробно автор
описывает Бородинскую битву, где русский стоял насмерть против захватчиков,
защищая свою Родину. В то же время мирная жизнь высшего общества, поместного
дворянства […]…

6.   Проблема старости (Аргументы
ЕГЭ) 
Приходилось ли вам
задумываться о старости? Молодежь вряд ли думает о ней в силу своего возраста.
Зачем мыслить о далеком будущем, когда ты полон энергии, здоров и
жизнерадостен! Но с возрастом человек все чаще думает о неизбежном. Почему же
так происходят? Ответ очевиден: люди испытывают страх перед немощью и
одиночеством. Каждому хочется иметь дружную семью, […]…

7.   Проблема
изменения русского языка по тексту Кронгауза (Аргументы ЕГЭ) 
По моему мнению, изменения в любом языке неизбежны, мир вокруг нас
меняется, следовательно, будет меняться и язык. Но вот как он будет меняться,
во многом зависит от нас. Автор анализирует состояние современного русского
языка, Переполненного заимствованными словами, интернет-сленгом, молодежным
жаргоном и пр. Название книги – прямое выражение отношения автора к
происходящему в нашем языке. Правда, […]…

8.   Проблема
проявления человечности и благородства с трудных жизненных ситуациях (Аргументы
ЕГЭ) 
Мысленно обращаясь к
русской классической литературе, найдем примеры, соответствующие поднятой
автором проблеме. Так, в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” мы видим, как
благородно себя проявляет семейство Ростовых, предоставляя для временного
проживания в распоряжение свое имение раненным солдатам. Они терпят неудобства,
но прекрасно понимают, что ради благого дела можно перенести любые неудобства.
В целом, […]…

9.   Проблема детство (Аргументы
ЕГЭ) 
В предложенном для
анализа тексте поднимается проблема детства. Детство – неотъемлемая часть жизни
каждого человека, поэтому тем детства никогда не потеряет своей актуальности.
Чтобы заинтересовать читателя, русский писатель Гранин рассказывает о своих
детских воспоминаниях. Он пишет, что детство было “самой счастливой порой”, без
обязанностей и чувства долга. Можно было мечтать, радоваться, даже простая еда
там […]…

10.     
Проблема
соответствия имиджа, внешнего облика человека и его внутренней сущности
(Аргументы ЕГЭ) 
В
предложенном для анализа тексте С. Л. Львов поднимает проблему соответствия
имиджа, внешнего облика человека и его внутренней сущности. Именно над ней он и
размышляет. Эта проблема социального характера не может не волновать
современного человека. Публицист раскрывает эту проблему, рассуждая о том, что
поистине талантливые трудолюбивые люди, которые чего-то добились или хотят
добиться в своей […]…

11.     
Проблема
воспитания. По тексту М. Е. Салтыкова-Щедрина Пропала совесть. И никто не
догадывался (ЕГЭ по русскому) 
Великий сатирик М. Е. Салтыков-Щердин в одной из поучительных
сказок обращается к проблеме воспитания. Писатель уверен, что достойный человек
непременно должен быть совестливым. С какого периода надо формировать в душе
милосердие и доброту? В иносказательной форме Михаил Евграфович повествует об
исчезновении совести. Вместе с ней кардинально изменился и мир, теперь его
населяют циничные и бессовестные […]…

12.     
Центральная
идея проблема образования и воспитания по комедии Недоросль (Фонвизин Д.
И.) 
Комедия Фонвизина
“Недоросль” была поставлена на сцене театра в 1782 году. Главный герой комедии
не имел реального прототипа, в его основу лег собирательный образ, носивший
звание недоросля – дворянского подростка, не окончившего еще обучение,
несовершеннолетнего. В конце XVIII века обязательная служба была отягощена
невысоким материальным побуждением к ней. Молодые дворяне массово укрывались от
службы и […]…

13.     
Проблема достижения мечты
(Аргументы ЕГЭ) 
У каждого
человека есть мечта. Для одних она остается просто мечтой, ненавязчивым и
иногда неосуществимым желанием, а для других становится жизненной целью. И те,
чья мечта превратилась в цель существования, прикладывают все возможные и
невозможные усилия для того, чтобы достичь ее. Несмотря ни на что идет к своей
цели герой рассказа Чехова “Крыжовник”. Николай Чимша-Гималайский […]…

14.     
Проблема
одиночества в рассказе Солженицина Матренин двор (Аргументы ЕГЭ) 
У некоторых людей с детства нет родителей, близких или друзей.
Такие люди всю жизнь чувствуют себя одинокими и беззащитными, поэтому очень
важно, чтобы окружающие им помогли хотя бы общением. Достаточно вспомнить
героиню рассказа А. И. Солженицина “Матренин двор” Матрену. Она потеряла своих
близких : муж умер на фронте, шестеро детей тоже умерли. Это была очень […]…

15.     
Проблема
памяти Великой отечественной войне (Аргументы ЕГЭ) 
Великая отечественная война – это особенный этап в истории нашей
страны. Он связан и с большой гордостью и с огромной печалью. Миллионы людей
погибли в сражениях, чтоб мы могли жить. Прошло не так много времени с тех пор,
как перестали греметь выстрелы, но мы уже стали забывать о подвигах. Кто-то
может сказать, зачем помнить об […]…

16.     
Проблема
подвига, героизма и самоотверженности (Аргументы ЕГЭ) 
В предложенном для анализа тексте Ю. Я. Яковлев поднимает проблему
подвига, героизма и самоотверженности. Именно над ней он и размышляет. Эта
проблема социально-нравственного характера не может не волновать современного
человека. Писатель раскрывает эту проблему на примере рассказа об одном учителе
истории, у которого была возможность спасти свою жизнь, но узнав о том, что
жители Крагуеваца […]…

17.     
Проблема ревности (Аргументы
ЕГЭ) 
Принято считать, что
любви без ревности не бывает. Но так ли это в реальности? Эти чувства не
подчиняются разуму. Также как доброта и сострадание, они живут в сердце. Но
ревность способна толкать человека на безумства, оборачивающееся порой
трагедией. В романе “Тихий Дон” М. А. Шолохов описывает любовь Аксиньи и
Григория Мелехова. Их чувства взаимны и […]…

18.     
Проблема воспитания в комедии
Недоросль 
В любое время всегда
остается очень важной тема – проблема воспитания в семьях. Именно эту тему, как
одну из самых важных, развил в своем произведении Фонвизин. Комедия “Недоросль”
показывает насколько важно уметь воспитывать человека с самого детства
правильно. Так как комедия написана в восемнадцатом веке, то эта комедия
отлично показывает идеал русского помещика. Тогда людей […]…

19.     
Проблема
утраты близких людей и позднего раскаяния перед ними (Аргументы ЕГЭ) 
В предложенном для анализа тексте В. П. Астафьев поднимает
проблему утраты близких людей и позднего раскаяния перед ними. Именно над ней
он и размышляет. Это проблема социально-нравственного характера не может не
волновать современного человека. Писатель раскрывает эту проблему на примере
Леонида Сошнина, который пришел на кладбище навестить могилу матери и тети
Лины. У Сошнина подавленное […]…

20.     
Проблема вседозволенности
(Аргументы ЕГЭ) 
В
предложенном для анализа тексте В. П. Астафьев поднимает проблему
вседозволенности. Именно над ней он и размышляет. Это проблема
социально-нравственного характера не может не волновать современного человека.
Писатель раскрывает эту проблему на примере молодого человека, который убил
трех безвинных людей на улице без своей какой-то особой цели, просто так,
“мимоходом”, при этом, не скрываясь и […]…

21.     
Проблема выбора профессии
(Аргументы ЕГЭ) 
Правильно
осуществив выбор жизненного пути, человек получает вознаграждение в виде
огромного морального удовлетворения, причина которого состоит в возможности
самореализации. Ведь именно занимаясь любимым делом, достичь можно настоящих
значительных успехов. Кроме этого, пользу от выполнения любимой работы для
окружающих нельзя переоценить. Существует легенда, согласно которой каждый
человек имеет собственный “уголек призвания”, который при попадании в руки
[…]…

22.     
Проблема
человеческой отзывчивости, взаимопомощи и бескорыстия (Аргументы ЕГЭ) 
В. Гюго в своем романе “Отверженные” рассказывает историю о том,
как вор однажды из дома епископа, куда попросился на ночлег, украл серебряную
посуду. Полиции удалось быстро справиться с поимкой преступника и привезти в
дом священника. Однако епископ к всеобщему удивлению вора и полиции сказал, что
вещи были унесены из дома с его же разрешения. Мошенника […]…

23.     
Проблема
оценки личности учителя (Аргументы ЕГЭ) 
Каким должен быть настоящий учитель? Именно этот вопрос волнует
Многих. Поэтому в данном тексте Даль Константинович Орлов затрагивает Проблему
оценки личности учителя. Автор раскрывает проблему на примере Сан Саныча. Он
поразил детей, не Стал анализировать, разбирать книгу, а просто стал читать.
Своей Профессиональной подачей материла, он пробудил у ребят истинный Интерес к
книгам, литературе. Также […]…

24.     
Проблема
чтения в современном обществе (Аргументы ЕГЭ) 
Мне кажется, что сегодня люди перестали читать. В книжные магазины
они забегают лишь за подарком в последние дни перед праздником, библиотеки
вообще пустые. Там появляются лишь обреченные студенты, которые не смогли найти
тему диплома в интернете. Как исправить ситуацию, как заставить людей начать
читать? Я думаю, что начать нужно с детей. Именно в детстве у […]…

25.     
Проблема
доброты в жизни и в литературе (Аргументы ЕГЭ) 
Мне кажется, что люди не до конца понимают, что такое доброта. Они
с удовольствием смотрят ролики в интернете о добрых поступках, ставят плюсики
под милыми картинками, но на этом все и ограничивается. Такая ситуация
плачевна. Но ее можно исправить. Что же такое доброта? Я считаю, что это
жертвенность. Ты не просто делаешь что-то на благо […]…

26.     
Тест к роману “Евгений Онегин” А. С. Пушкина 1. Жизнь каких слоев общества показана в романе А. С. Пушкина
“Евгений Онегин”? А. Поместное дворянство Б. Барская Москва В. Губернское
чиновничество Г. Высший свет Петербурга Д. Крепостное крестьянство Е. Разночинная
интеллигенция 2. О ком из героев романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” А. И.
Герцен сказал: “Он никогда не становится на сторону правительства”, но […]…

27.     
Проблема
дружбы в жизни человека из литературы (Аргументы ЕГЭ) 
Дружба – это дар, который нужно ценить. Ее очень сложно достичь, а
вот потерять – в любой момент. Почему? Дело в том, что дружба всегда связана с
жертвенностью. Нужно ставить интересы друга выше своих. Лично я считаю, что без
друзей сложно быть счастливым. Конечно, некоторые занятия могут нас отвлекать,
делать довольными, но дружба – это […]…

28.     
Проблема Дружбы и вражды
примеры аргументы 
Проблема
дружбы и вражды – это актуальный вопрос, который решает в каждом поколении. Он
сложен тем, что затрагивает глубины нашего сердца. Иногда приходиться идти на
жертвы, забывать о своих принципах. Это сложно. Не каждый хочет проходить этот
путь. Есть много аргументов из литературы, где герои активно спорили между
собой, мирились. Одним из популярных произведений на […]…

29.     
Проблема
чинопочитания и коррупции: примеры их литературы и аргументы (ЕГЭ по
русскому) 
Проблема чинопочитания
была актуальной всегда. В наши дни она не только удерживает свои позиции, но и
нарастает с новой силой. Вместе с ней развиваются другие похожие проблемы,
такие как угодничество, коррупция. Чтобы побороть эти беды, нужно работать в
разных направлениях. Но, прежде всего, необходимо, чтобы вопросом занималось
само государство. Чинопочитание в литературе очень точно описано. […]…

30.     
Проблема
совести в романе Толстого Война и мир (Аргументы ЕГЭ) 
Не каждый человек способен поступить в той или иной ситуации
честно и по совести. К сожалению, многие забывают о существовании совести,
когда им нужно быстро решить свои проблемы. Достаточно вспомнить поведение
русских солдат в романе Толстого “Война и мир”, когда те взяли в плен
французского барабанщика, которого они прозвали Весенним. Русские солдаты
решили накормить и […]…

31.     
Проблема
воспитания и образования в произведении по комедии Недоросль (Фонвизин Д.
И.) 
Д. И. Фонвизин приобрел
широкую известность после создания бессмертной сатирической комедии
“Недоросль”. Написанная в конце XVIII века, в эпоху Просвещения, комедия
“Недоросль” затронула ряд важных проблем того времени. Фонвизин встал на
позиции просветительства еще в 60-е годы XVIII века и направил свой талант на
служение великой цели. Автор комедии видел будущее за просвещением, он считал
[…]…

32.     
Проблема
ответственности за свои слова и поступки по тесту Д. А. Гранина (“Однажды
весной, проезжая по Васильевскому…”) (ЕГЭ по русскому) 
В центре нашего внимания текст Даниила Александровича Гранина,
русского писателя и киносценариста, в котором описана проблема ответственности
за свои слова и поступки. Обдумывая эту проблему, автор отправляет своих
читателей в далекое прошлое, когда Россией правил Петр I. Монарх налаживал в
стране кораблестроение, но при этом и не забывал про богатства нашего леса.
Верфи требовали много […]…

33.     
Рассуждение
проблема гуманизма аргументы по рассказу Юшка (Платонов А П) 
Милосердие, сострадание. нужны ли современному обществу эти
качества? Сейчас мы попробуем разобраться в этом. В наше время мы все реже
встречаемся с милосердием и состраданием. Сейчас такие люди что если кому-то
плохо то они посмеются, а если кто-то счастлив, то они позавидуют. Я думаю, то
эти качества просто необходимы, потому что сейчас мало таких людей […]…

34.     
Проблема
сохранения и развития русского языка (Аргументы ЕГЭ) 
Русский язык – это наша история, наша страна, наша душа. Русский
язык – это мы. Можно бить себя кулаком в грудь, говорить о патриотизме, но
напрочь забыть о родном языке. Я считаю, что это в корне неправильно. Мы должны
стремиться к тому, чтобы развиваться наш язык. Как же добиться того, чтобы
русский язык жил. Лучшим […]…

35.     
Проблема
жестокости и гуманизма по отношению к животным (Аргументы ЕГЭ) 
Каждому из нас следует сделать девизом фразу из “Маленького
принца” Антуана Сент-Экзюпери: “Мы в ответе за тех, кого приручили”. Страницы
ставшей бестселлером повести-сказки пронизаны человечностью и добротой. Притча
французского писателя учит: наделенный разумом человек не имеет права на
равнодушие к судьбе братьев меньших. Если не можешь предоставить несчастному
котенку угол в своем жилище, тогда хотя […]…

36.     
Проблема
роли искусства в жизни человека: примеры и аргументы (ЕГЭ по русскому) 
Я считаю, что искусство – это наш дар. Причем важно то, что это дар,
который мы можем дарить, и который мы можем принимать. Искусство – это не
просто рисунки, мелодии или странные скульптуры. Искусство передает внутренний
мир человека, мудрость людей, частичку истины. Человек, который хоть немного
увлекается искусством, всегда найдет, о чем поговорить. И говорить […]…

37.     
Проблема воспитания Цыбулько подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Вариант 6 Проблема
воспитания Воспитание в семье – это немаловажный фактор. Приятно общаться с
человеком культурным, образованным. Как ведет себя такой человек в обществе? На
этот вопрос отвечает автор, А. Дорохов. Проблема воспитания не теряет
актуальности во все времена. Автор считает, что существуют определенные правила
поведения. А. Дорохов […]…

38.     
Проблема
семейного воспитания. По тексту М. В. Кравцовой Беззаветная любовь к России,
чувство ответственности за ее судьбу (ЕГЭ по русскому) 
Текст М. В. Кравцовой дает представление о том, какое воспитание
получали дети российских императоров. Одновременно он заставляет задуматься над
общей проблемой семейного воспитания. Автор показывает, что монархам удавалось
прививать наследникам безграничную любовь к Родине, они чувствовали ответственность
за судьбу подданных империи. Сыновья русских царей получали не только блестящее
образование, но и постигали основы военного дела, […]…

39.     
Проблема
происхождения и воспитания совести. По тексту Фазиля Искандера Откуда взялась
человеческая совесть? (ЕГЭ по русскому) 
Возможен ли вариант воспитания в себе совести? Имеет ли
непосредственное влияние степень цивилизованности людей на возникновение у них
совести? Эти крайне важные вопросы, касающиеся граждан современного общества,
заинтересовали Фазиля Искандера. Прозаик и поэт российского происхождения
посвятил свои размышления теме возникновения и воспитания совести. С целью
акцентирования внимания читателя на столь серьезной проблеме, Фазиль Искандер
своими […]…

40.     
Проблема
воспитания и образования в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” 
Д. И. Фонвизин широко известен как автор комедии “Недоросль”, как
отличный сатирик. Комедия “Недоросль” была написана Д. И. Фонвизиным в 1781
году. В своем произведении он затронул самую важную проблему того времени.
Решительно встав на позиции просветительства уже в 60-е годы 18 века, Фонвизин
все свое дарование художника направил к служению великой цели. Идеология
просвещения […]…

Проблема воспитания (Аргументы ЕГЭ)

« Здравствуй,
Илья! (сочинение-письмо)

Образ
Чацкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
 »


Скачано с www.egelive.ru

Свобода мысли в тексте м. горького «о вреде философии»

(407 слов) Очень часто в детстве мы слышим фразы вроде «Бери пример с брата» или «Посмотри на Людочку, она успешнее тебя». Когда мы выходим из семьи и попадаем в социальные институты, посыл наставников зачастую не меняется: «Ты неправильно понял книгу, иди и почитай критиков».

«Свобода мысли — единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. Ею обладает только тот, кто, ничего не принимая на веру, все исследует…» — пишет автор. Независимость суждений вырабатывается только в условиях самостоятельного процесса обучения.

Критический склад ума — необходимая черта, без которой люди не могут свободно мыслить. Они лишь заучивают чужие идеи и перестают думать совсем, становясь рабами догмы. Именно это имел в виду Николай, когда говорил: «Я особенно не хочу, чтобы ты думал похоже на меня, это совершенно не годится тебе, потому что, брат, я думаю плохо».

Позиция автора понятна: он выступает за критический подход к восприятию любого знания и настаивает на необходимости мыслить самостоятельно.

Я считаю, что М. Горький прав, потому что свобода мысли исключает зависимость от авторитетов, общепринятых суждений и установленных кем-то догм. Человек должен сам искать истину, не доверяя другим источникам, а используя их для формирования собственной позиции.

Для этого информацию необходимо подвергать сомнению и принимать к сведению только после проверки на личном опыте. К этому же призывает главный герой произведения Л.Н. Толстого «Крейцерова соната». После катастрофы, разрушившей его семейную жизнь, он понял, что в ней была виновата сама система воспитания мужчин и женщин: в то время как юноша познает любовь до брака, девушка не знает о семейной жизни ничего и после невинного девичества попадает в руки к развратнику.

Их совместная жизнь обречена, ведь они совершенно разные и друг друга не понимают. Доверившись общепринятым нормам общества, он жил как в тумане, принимая одно неверное решение за другим, поэтому не смог наладить доверительные отношения с супругой и добиться от нее понимания.

Таким образом, свобода мысли требует от человека отказа от поклонения идолам мысли. Нужно начинать путь познания с недоверия и сомневаться в каждой истине, казавшейся всем непреложной. Только так можно развить себя и обогатить мир новыми открытиями.

Текст по солоухину

(1)Каждый день перепрыскивали дожди. (2)В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. (3)Вот почему, когда образовалась в небе широкая, тёмная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему тёплая вода, наша тихая мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. (4)

(5)Я пошёл вдоль по берегу, не думая ни о чём, любуясь воистину необыкновенным зрелищем. (6)Никогда, при самом дружном таянии самых глубоких снегов, не было на нашей реке такого разлива, такого водополья, как теперь. (7)Высокие ольховые кусты теперь выглядывали из воды одними макушками.

(8)До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк, настолько слабенький, что сначала я хоть и слышал его, но как-то не обращал внимания, как-то он не мог «допищаться» до меня. (9)Может быть, спутывался сначала с писком и щебетанием птиц, а потом уж и выделился, чтобы завладеть вниманием.

(10)Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался ещё раз и тут увидел у носка моего самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом.

(11)В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детёныши.

(12)Детёныши были величиной со взрослых мышей или, лучше сказать, с кротов, потому что больше походили на них окраской своих мокреньких шубок. (13)Их копошилось штук шесть, причём каждый старался занять верх, так что они вслепую всё время перемешивались клубочком, попирая и топча наиболее слабеньких.

(14)Мне захотелось узнать, чьи это детёныши, и я стал оглядываться. (15)Из-за верхушки ольхи, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило её), глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль. (16)Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке. (17)

(19)Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. (20)Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!

(21)Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело – спасать своих детей. (22)Поддавшись невольной сентиментальности, я думал о том, что у меня тоже есть дети. (23)Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу, по неожиданности, по разгулу и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться.

(24)Перебрав всё, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. (25)Название ему – война.

(26)Дождь усиливался с минуты на минуту, он больно сёк меня по лицу и рукам. (27)На землю спустилась чёрная, ненастная ночь. (28)В реке по-прежнему прибывала вода.

(29)В небе, выше дождя, превыше ночной темноты, так, что едва доносился звук, неизвестно куда и неизвестно откуда летели птицы, созданные из огня и металла.

(30)Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, куда микроскопичнее, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детёныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии.

(По В.А. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Оцените статью
ЕГЭ Live