Общая композиция для итогового сочинения и речевые клише.
Введение, подводит к темеРаскрытие темы (тезис) — ваше мнениеАргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис(анализ, интерпретация, микровывод).Вывод+ логические переходы между частями
Введение, подводит к темеРаскрытие темы (тезис) — ваше мнениеДва аргумента, подтверждающих тезис: пересказ+пояснение, как этотпример подтверждает тезис.Вывод
Введение, подводит к темеРаскрытие темы (тезис) — ваше мнение — 1Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис.Раскрытие темы (тезис) — 2 — ваше мнение — 2Аргумент: пересказ+пояснение, как этот пример подтверждает тезис.Вывод
Подробнее о структуре
Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису,обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить оместе этих явлений в жизни человека и т.д.)
Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.
Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.
Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.
Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами,расширить ее, распространить.
Важно! Работаем с ключевыми словами темы.
Связка (мостик, логический переход).
Теперь подробнее о связке. Связка — это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой). Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении.
После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, этополезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели вас в другую сторону.
Аргументация в итоговом сочинении = анализ произведения, героя произведения или ситуации.
Из каких частей может состоять этот анализ:
План анализа персонажа:
1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис.2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики.4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт.5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса.6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.
Клише для итогового сочинения
Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нитьсуждения.
Для перехода к основной части
Пояснение (интерпретация) произведения или его фрагмента:
Текст В. Быкова «Орфография как закон природы»
Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либеральные девяностые, их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, — ставь тире». Не зря его так и называют — «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?
Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.
Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения». Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.
У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность — утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.В. Быков
Пример сочинения ЕГЭ по этому тексту
В век компьютерных технологий мы стали необыкновенно ленивы – почти все за нас могут сделать умные машины. Компьютеризация добралась даже до орфографии. Сейчас без особого труда и маленький ребенок может составить текст, по грамотности не уступающий и тексту взрослого человека с высшим образованием. Так зачем
человеку вообще знать правила орфографии и быть грамотным? Над этим вопросом рассуждает Дмитрий Быков в своем тексте.
Ни для кого не секрет, что тонкости родного языка бесчисленны, а порой и бессмысленны. Люди ленивы и любят пренебрегать в особенности запятыми. В 90-е их «ставили где попало, утверждая, что это авторский знак». Смысл сообщения это, может, и не меняло, но однозначно влияло на мнение о человеке, написавшем неграмотно. «Это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании» — пишет автор. Естественно, ни у кого не вызовет доверия филолог, приславший письмо с орфографическими ошибками.
Дополняя мысли о важности орфографической грамотности В. Быков приводит в пример интересный факт из истории. Автор повествует о том, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у работников специальную расписку. В ней было пара добрых слов в адрес хозяина, которые могли обеспечить ему снисхождение. Одно из таких писем, попавшее в руки солдат-освободителей, содержало огромное количество грубейших ошибок – это и указало на неискренность. Таких рабовладельцев сразу обличали во лжи и наказывали в разы жестче. Вот так обычная грамотность порой вершит правосудие. Русские люди, будучи грамотными, всегда смогут почувствовать подвох, ложь или обман, настроение писавшего.
На основании всего вышесказанного можно четко выделить позицию автора: чтобы понимать с кем имеешь дело, нужно обладать грамотностью – «утонченной формой вежливости». Действительно, у нас нет способов быстро понять, кто перед нами: «можно имитировать ум, коммуникабельность, интеллигентность». Но только соблюдение правил орфографии выведет любого на чистую воду.
Я согласна с мнением автора. Мне тоже кажется, что грамотное письмо может уберечь людей от мошенников, которые рассылают смс и письма по электронным адресам, поможет идентифицировать личность: грамотный друг не станет допускать ошибок в письме к вам. Да и в конце концов, грамотное письмо всегда приятно прочесть – оно говорит об уважении к вам.
Таким образом, орфографические умения позволяют нам выглядеть достойно в глазах других людей. То, насколько грамотен человек, показывает определенный характер и статус. Возможно сымитировать что угодно, но не уважение законов родного языка.
Текст по Б. Екипову
(7)К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь.
(19)Глаза прикрыл, но задремать не успел: застрекотали рядом молоденькие девушки. (20)Хорошо, что обходились без убогого «короче», «прикольно». (21)Обычная девичья болтовня: лекции, практика, зачёты —словом, учёба. (22)Потом Новый год вспомнили, ведь он недалеко.
(23)— Подарки пора покупать, — сказала одна из них. (24)— А чего дарить? (25)И всё дорого.
(26)— Ты ещё подарки не приготовила?! — ужаснулась другая девчушка. (27)— Когда же ты успеешь?!
(28)— А ты?
(29)— Ой, у меня почти всё готово. (30)Маме я ещё осенью, когда в Кимрах была, купила домашние тапочки на войлоке, старичок продавал. (31)Ручная работа, недорого. (32)У мамочки ноги болят. (33)А там — войлок. (34)Ой, как мама обрадуется! — голос её прозвенел такой радостью, словно ей самой подарили что-то очень хорошее.
(35)Я голову поднял, взглянул: обычная молоденькая девушка. (36)Лицо живое, милое, голосок, как колокольчик, звенит.
Борис Екимов затрагивает в тексте проблему повседневной суеты, мешающей человеку радоваться жизни.
Точка зрения Б. Екимова довольно ясна: ему надоели постоянная суета и его образ жизни, но, по-видимому, изменить он ничего не может. Из-за этого его, кажется, мало что интересует и радует, а повествование в самом начале даже преисполнено грусти.
Мне очень близка позиция автора, я его хорошо понимаю. Постоянная суета и однообразие однажды надоедают. Они отбирают у человека силы, убивают жизнерадостность и всякий интерес, превращают его в бездушного робота.
Таким образом, я прихожу к выводу, что суета – бич нашего времени, бомба замедленного действия, опустошающая человека изнутри постепенно. Я считаю, при обнаружении отсутствия интереса к жизни из-за суеты необходимо брать себя в руки и действовать, радоваться мелочам.
18 августа 2022
Вебинар с ответами на самые важные вопросы:
Что такое итоговое сочинение?Как его писать? Какой должна быть структура сочинения?Как подготовиться?
Примеры тем. Примеры сочинения. Список литературы для чтения.
https://youtube.com/watch?v=OXytM2e1NMU%3Ffeature%3Doembed
Списки литературы к разделам закрытого банка ФИПИ
Духовно-нравственные ориентиры в жизни человекаНебольшое, но универсальное:М. Шолохов «Судьба человека» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло)Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (смысл жизни, ответственность, любовь, дружба)М. Горький «Старуха Изергиль» (смысл жизни, гордость, свобода личная и свобода народа, ответственность)Джек Лондон «Любовь к жизни» (предательство, сила духа)А.П. Платонов «Юшка» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло)А. И. Куприн «Чудесный доктор» (добро и зло)В. Астафьев «Конь с розовой гривой» (муки совести, нравственный выбор, самоанализ)А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» (смысл жизни, муки совести, самоанализ)А. Грин «Зелёная лампа» (смысл жизни, сила духа)В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (дружба)О. Генри «Дары волхвов» (любовь)
Большое, но универсальное:А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (смысл жизни, нравственный выбор, добро и зло, любовь)В. Астафьев «Людочка» (нравственный выбор, добро и зло)
Фэнтези:Дж. Толкин «Властелин колец»Дж. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно» (школьная программа)А. Сапковский «Ведьмак»Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»
Семья, общество, Отечество в жизни человекаНебольшое, но универсальное:М. Шолохов «Судьба человека» (+1 раздел) (гражданская позиция, семейные ценности)М. Горький «Старуха Изергиль» (+1 раздел) (принятие и неприятие личности обществом)А.П. Платонов «Юшка» (+1 раздел) (неприятие личности обществом)Н. С. Лесков «Левша» (гражданская позиция)В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (+1 раздел) (сохранение памяти)
Большое, но универсальное:А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (+1 раздел) (семейные и общественные ценности, гражданская позиция)Н. Гоголь «Тарас Бульба» (+1 раздел) (общественные ценности, гражданская позиция)Не совсем универсальное, но тоже полезное:Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (+1 раздел) (гражданская позиция)
Природа и культура в жизни человекаНебольшое, но универсальное:Рэй Брэдбери «Вельд» (наука, технологии)Рэй Брэдбери «Улыбка» (искусство, технологии)А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» (искусство) (+ 1 направление)
Большое, но полезное:В. Короленко «Слепой музыкант» (искусство)Небольшие произведения:Рэй Брэдбери «Зелёное утро» (природа)
Антиутопии:О. Хаксли «О дивный новый мир» (наука, технологии)М.А. Булгаков «Роковые яйца» (наука)М.А. Булгаков «Собачье сердце» (наука)
Современные произведения:С. Алексиевич «Чернобыльская молитва. Хроника будущего» (природа, технологии)Юваль Ной Харари «21 урок для XXI века» (2018 год) (природа, технологии)(ядерная война, изменение климата и потенциально опасные технологии, опасность выделения элиты, разрыв между реальным миром и виртуальным, иллюзия знания)А. Курпатов «Четвёртая мировая война» (2018 год) (технологии)(потенциально опасные технологии + деградация человеческого мышления)
Лучшие примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку 2019-2022 по текстам из сборников (соответствуют критериям оценивания сочинения ЕГЭ).
Сочинения по реальным текстам ЕГЭ 2021 (03.06.2021г.-04.06.2021)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту С.Л. Соловейчика 2021:О СВОБОДЕ И СОВЕСТИ (Кого можно назвать свободным человеком?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ю.М. Лотмана 2021:О КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ (Что такое культурные ценности? )Пример сочинения ЕГЭ по тексту В.А. Солоухина 2021:ОБ ИСКУССТВЕ (Каковы истоки искусства?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ф.А. Абрамова 2021:ОБ ИСТИННОМ МУЖЕСТВЕ (Какие качества должны быть воспитаны в человеке?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту О.К. Кожуховой 2021:О ДЕТСТВЕ (В чем ценность воспоминаний о детстве?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Л.Н. Толстого 2021:О ЛЮБВИ К ЛЮДЯМ (Как нужно относиться к окружающим?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Б.Л. Пастернака 2021:О МУЗЫКЕ (Что позволяет человеку реализовать свой потенциал и добиться больших высот в профессии?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту К.Г. Паустовского 2021:О ВОЙНЕ (Что объединяло людей в годы войны?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту А.Н. Толстого 2021:О ВОЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ (Какую роль играли средства массовой информации в годы Великой Отечественной войны?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Л.Н. Толстого 2021:О НАСИЛИИ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ (Как изменить жизнь людей к лучшему?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Л.Н. Толстого 2021:О МЫСЛИ и СОВЕСТИ (Что помогает человеку стать лучше?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту К.Г. Паустовского 2021:ОБ ОТНОШЕНИИ К РОДИНЕ (Как человек должен относиться к Родине?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту В.Н. Афонина 2021: О ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХ (Какова роль воспоминаний о детстве?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ю.П. Казакова 2021: ОБ ОТЧЕМ ДОМЕ (Почему отчий дом имеет большое значение в жизни человека?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту К.М. Симонова 2021: О КОМАНДИРЕ ДИВИЗИИ (Какая ответственность лежала на плечах командиров к годы Великой Отечественной войны?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту М. Глушко 2021: О ГОРЕЧИ УТРАТЫ (Для чего нужна утешительная ложь?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту В.М. Шукшина 2021: О РОДИНЕ (Как проявляется любовь к Родине?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Н.И. Батыгиной 2021: ОБ ОТЗЫВЧИВОСТИ (В чем проявляется доброта человека?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ю.Я. Яковлева 2021: О МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ (В чем заключается сила материнской любви?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту В.В. Корчагина 2021: О СТРАХЕ И ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ (Как трудности раскрывают характер человека?)
Сочинения по реальным текстам ЕГЭ 2020 (06.07.2020г.-07.07.2020)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Пескова 2020:О ДНЕПРЕ (как война влияет на людей?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Паустовского 2020:О КРАСОТЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (в чем заключаются красота и сила русского языка?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Нагибина 2020:О МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ (всегда ли материнская любовь должна быть заметна окружающим?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Паустовского 2020:О ВООБРАЖЕНИИ (какова роль воображения в любом деле?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Богомолова 2020:О ВОЙНЕ, ПОЭЗИИ, ПРИРОДЕ (Что особенно ценит человек, прошедший через ужасы войны?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Паустовского 2020:О ВЕЛИЧИИ РУССКОГО ЯЗЫКА (В чём заключается величие русского языка?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Горького 2020:О СВОБОДЕ МЫСЛИ (Какой человек может обладать свободой мысли?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Лиханова 2020:О ВОСПИТАНИИ, ЛЮБВИ (Как нужно воспитывать подрастающее поколение?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Солоухина 2020:О РАЗРУШЕНИИ ПАМЯТНИКОВ (К чему приводит уничтожение памятников?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Быкова 2020:О ТАЛАНТЕ ПИСАТЕЛЯ (В чем заключается истинность таланта литератора?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Крупина 2020:О РОЛИ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ (Какое значение для человека имеют детские воспоминания?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ильина 2020:О РУССКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ (В чём заключается русский национальный характер?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гранина 2020:ОБ ИСКУССТВЕ (Какие эмоции возникают у человека, соприкоснувшегося с произведениями искусства?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Философова 2020:О ЧЕХОВЕ (В чем заключается гений А.П. Чехова?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Екимова 2020:О КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (Что дает человеку классическая литература?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Кожуховой 2020:О РОДИНЕ (Почему человек стремится вернуться на родину?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту В. Белова 2020:О КРАСОТЕ МИРА (В чём заключается красота мира?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Сагаловича 2020:О ПАМЯТИ (Почему молодое поколение «забывает» о подвиге героев Великой Отечественной войны?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гроссмана 2020:О ВЛИЯНИИ ВОЙНЫ НА ПРИРОДУ (Как война влияет на природу?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Москвина 2020:О РОДИТЕЛЬСКОЙ ЗАБОТЕ (В чем проявляется забота родителей о детях?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Белова 2020:О НАРОДНОЙ ЖИЗНИ (Почему важно знать и помнить историю и традиции своего народа?)
Сочинения ЕГЭ по русскому языку 2019-2022 (по текстам из сборников):
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гранина:О ПАМЯТИ(нужно ли сохранять память о жертвах войны) Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гришковца:ОБ ИСКУССТВЕ(что значит подлинное искусство) Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гришковца:О ПРОФЕССИИ(каковы критерии выбора профессии?) Пример сочинения ЕГЭ по тексту Быкова:О ТАЛАНТЕ (в чем проявляется истинный талант писателя?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Васильева:О ПРИРОДЕ (как нужно относиться к природе?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Лотмана: О КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА (что определяет культуру человека?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Чехова: О ЗАДАЧАХ КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА (что является главной задачей культурного человека?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Легасова: О ТЕХНИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ(какие люди двигают технический прогресс?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Мольца: О СЧАСТЬЕ (как обрести счастье?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гранина: О ВОЙНЕ (как война влияет на жизнь человека?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гениса: О НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ (что важнее: настоящее или будущее?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Бондарева: О ДРУЖБЕ (для чего человеку нужен друг?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гранина: ОБ УТРАТЕ МИЛОСЕРДИЯ (почему исчезает милосердие?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Астафьева: ОБ ОТНОШЕНИИ К ПЛЕННЫМ НА ВОЙНЕ (как русские солдаты относились к пленным на войне?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Толстого: О НЕСЧАСТЬЕ (почему люди бывают несчастны?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Паустовского: ОБ ОТНОШЕНИИ ПИСАТЕЛЯ К ИСКУССТВУ (как прозаик должен относиться к смежным видам искусств?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Куприна: О ЧУВСТВИТЕЛЬНОЙ ДУШЕ (как люди с чувствительной душой относятся к жизни?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Чехова: О ХОРОШЕМ ВОСПИТАНИИ (для чего человеку необходимо хорошее воспитание?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Бондарева: О СТИЛЕ ТОЛСТОГО (в чем особенность стиля Толстого?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Симонова: О ВОЙНЕ (почему война — самое страшное преступление?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гранина: О ДЕТСКОМ ВОСПРИЯТИИ МИРА (как ребенок воспринимает окружающий мир?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Каверина: О САМОПОЖЕРТВОВАНИИ (почему люди жертвуют собой ради других?)Пример сочинения ЕГЭ по тексту Грина: О СОСТРАДАНИИ К ПРЕСТУПНИКАМ (заслуживают ли преступники сострадания?)
ЕГЭ. За несколько дней до экзамена.
Вспомним, как писать сочинение (рекомендации + пример).
Предлагаю, ребята, вместе написать сочинение по тексту. Давайте шаг за шагом вспомним этапы написания, не забывая о критериях, по которым будет оцениваться работа.
(1)Антонина Андроновна вышла из столовой. (2)Она окинула учительницу неприветливым взглядом и спросила с холодком в голосе:
—(3)В чём дело?
-(4)Здравствуйте, — сказала Елена Петровна, еле сдерживаясь, чтобы не вспылить от обиды за такой приём. — (5)Мне нужно поговорить о вашей дочери.
-(6)0 дочери?.. — Антонина Андроновна обернулась к Тамаре. -(7)Ты что натворила?
-(8)Я бы хотела поговорить, посоветоваться с вами, — сказала Елена Петровна, чувствуя, что на лице у неё проступают красные пятна.
(12)Антонина Андроновна, жестом пригласив Елену Петровну сесть, уселась первая. (13)Кресло скрипнуло под её тяжестью. (14)Елена Петровна села тоже.
(17)Антонина Андроновна посмотрела на неё с удивлением:
-(18)А я-то при чём же? (19)Я, что ли, буду за неё уроки учить?
-(20)Но вы можете и должны следить за тем, чтобы она готовила уроки.
(21)Антонина Андроновна отвернулась, махнув рукой:
-(22)Не до того мне. (23)Не до того! (24)Сами управляйтесь.
(28) Помогите мне!
(29)Антонина Андроновна пожала плечами:
-(31)Меня зовут Елена Петровна.
(43)Елена Петровна вскочила.
(46)Она с пылающим лицом быстрыми шагами вышла из комнаты. (47)Хлопнула входная дверь.
(59)Но, вдруг сообразив, что её никто не слушает, Антонина Андроновна встала и пошла в столовую обедать.
(по Л.Ф. Воронковой*)
*Любовь Фёдоровна Воронкова (1906-1976) советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей.
Внимательно прочитайте текст (можно 2-3 раза), подчеркните в нём ключевые слова, фразы, на которые вы будете опираться при написании сочинения.
Ошибочно поступают ребята, которые, прочитав текст, сразу начинают писать сочинение (чуть ли не на бело).
Нужно сначала продумать ВСЕ части будущего сочинения (для этого и существует черновик.)
Что же нужно написать на черновике?
Проблема формулируется в виде повествовательного предложения. Но её легко выразить и в форме вопросов. Поэтому сначала лучше задавать ДВА вопроса, а потом уже формулировать проблему.
Какие именно ДВА вопроса? Это те вопросы, на которые вы будете отвечать в абзацах, посвящённых ДВУМ аргументам из теста.
Часто ребята пропускают очень важные моменты из теста. Вообще не пишут ничего о них. А ведь вам дан именно текст, в нём нет ничего лишнего. Значит, вы чего-то важного не увидели, что-то упустили, а это может привести к поверхностному анализу текста.
Я обычно говорю своим ученикам, чтобы они мысленно «разделили» текст на две части и в аргументах отражали их. Части могут быть разными по объёму. Но, поверьте, всегда текст «делится» на эти две части. Поэтому вам и предлагают привести ДВА аргумента.
ВЫВОД. Проблему определи, два вопроса сформулировали, с двумя аргументами определились. И только теперь можно начать писать вступление.
Шаг 3. Пишем сочинение.
В тексте советской писательницы, автора книг для детей Л.Ф. Воронковой поднимается проблема воспитания.
Да, вступление простое, лёгкое, самое обычное. Но по нему не видно, ученик продумал ли аргументы для раскрытия проблемы. Ведь проблема воспитания огромная. О чём же пишет автор именно этого текста?
Лучше во вступлении обозначить вопросы по проблеме.
Какую роль в формировании личности детей играет школа? Каково место родителей в данном процессе? Именно над этими вопросами размышляет советская писательница, автор книг для детей Л.Ф. Воронкова, поднимая проблему воспитания.
Воспитание – это сложный, кропотливый процесс формирования личности, обучения ребёнка важнейшим навыкам, необходимым в жизни. Какую роль в данном процессе играет школа и каково в нём место родителей? Именно над этими вопросами размышляет советская писательница, автор книг для детей Л.Ф. Воронкова, поднимая проблему воспитания.
К 1- 1 балл.
Основная часть сочинения.
Даная часть состоит из следующих подпунктов:
Помните, что за два аргумента высший балл – 5.
Вернёмся к нашему тексту.
Пример написания аргументов.
Размышляя над поставленной проблемой, автор сравнивает два совершенно разных подхода к воспитанию ребёнка, которые в тексте выражают учитель и мама ученицы. Какова же позиция учительницы Елены Петровны? Педагог переживает за свою ученицу, так как та стала хуже учиться, «не делает домашних заданий, не учит уроков». Она искренне хочет разобраться в причинах, предлагает «посоветоваться» с мамой ученицы, чтобы, возможно, вместе решить проблему. Учительница понимает, что не только школа, но и родители «должны следить» за ребёнком, за его отношением к учёбе.
За два аргумента можно получить максимум- 5 баллов.
В данной части сочинения НЕ НУЖНО раскрывать вторично (пусть другими словами) суть аргументов. Необходимо охарактеризовать, не их содержание, а «форму».
Оба данных примера помогают автору ярче раскрыть проблему, показать, насколько же разными могут быть подходы воспитания детей учителей и родителей и как важно единство во взгляде на данную проблему.
Обратите внимание, что здесь на раскрыта суть этих разных подходов к воспитанию (ведь об этом было уже казано в аргументах, будет сделан вывод в позиции автора). Объяснена только роль данных аргументов в раскрытии проблемы (как бы внешняя их «форма» изложения).
За данную часть сочинения высший балл – 1.
Необходимо написать о том, КАКОВО понимание автором сути проблемы, её решения. Конечно, не всегда открыто это бывает высказано (тем более, например, в художественном тексте). Но позиция бывает понятна по содержанию текста, по особенности изложения материала.
Можно начать с клише (ничего в этом страшного нет, тем более, что на экзамене мало времени, да и волнение мешает ребятам. Так что пусть используют эти клише – то есть своеобразные «заготовки» начала).
Позицию автора легко понять. Он считает, что и школа, и семья в равной степени ответственны за процесс воспитания и обучения детей, что не нужно перекладывать эту обязанность только на одну из сторон.
Позиция автора сочинения.
В данной части сочинения необходимо высказать своё согласие или несогласие с позицией автора, то есть не то, как ученик понимает данную проблему, а именно согласен он или нет с тем, что считает автор текста, как тот видит данную проблему.
Свою позицию необходимо доказать. Это могут быть общие размышления по проблеме, а могут быть примеры, например, из литературы.
В требованиях к сочинению нет обязательного условия наличия конкретного примера из литературы. НО ученику легче доказать свою позицию на примере из неё.
Помните, что вы пишите сочинение по русскому языку, а не по литературе. Не нужно давать характеристики героев, тем более описывать их жизненный путь! В двух-трёх предложениях на примере героя подтвердите свою точку зрения.
Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, помогать формированию лучших нравственных качеств детей, воспитывать правильное отношение к учёбе необходимо и учителям, и родителям, так как на них лежит ответственность за это. Вспомним, как относились к обучению Ильи Обломова в семье (роман И.А. Гончарова «Обломов»). При любом удобном случае ребёнка оставляли дома, считали, что нужен лишь документ для будущего продвижения по службе их сына. А о том, что знаний при таком отношении ребёнок не получит, мать не задумывалась. В итоге – ленивый, не желающий трудиться Обломов. В семье было упущено важное в воспитании ребёнка — формирование в нём трудолюбия (ведь учёба – это серьёзный труд).
В последней части сочинения необходимо снова вспомнить автора, проблему (так как ученики работают именно над текстом данного автора, а не по проблеме вообще).
В заключении НЕ НУЖНО снова кратко описывать суть проблемы. Это было сделано в сочинении и уже не раз!
Надо ответит на вопросы: ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, как решать данную проблему, о чём нужно помнить, о чём задуматься.
Таким образом, проблема воспитания, затронутая Л.Ф. Воронковой, не может не волновать людей. Почти каждый в жизни задаёт себе вопрос: должна воспитывать и учить детей школа или семья. Лишь осознание равной ответственности и учителей и родителей в данном процессе принесёт ощутимые результаты, поможет детям стать настоящими людьми.
Объединим все части сочинения.
Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, помогать формированию лучших нравственных качеств детей, воспитывать правильное отношение к учёбе необходимо и учителям, и родителям, так как на них лежит ответственность за это. Вспомним, как относились к обучению Ильи Обломова в семье (роман И.А. Гончарова «Обломов»). При любом удобном случае ребёнка оставляли дома, считали, что нужен лишь документ для будущего продвижения по службе их сына. А о том, что знаний при таком отношении ребёнок не получит, мать не задумывалась. В итоге – ленивый, не желающий трудиться Обломов. В семье было упущено важное в воспитании ребёнка — формирование в нём трудолюбия (ведь учёба – это серьёзный труд).
Таким образом, проблема воспитания, затронутая Л.Ф. Воронковой не может не волновать людей. Почти каждый в жизни задаёт себе вопрос: должна воспитывать и учить детей школа или семья. Лишь осознание равной ответственности и учителей и родителей в данном процессе принесёт ощутимые результаты, поможет детям стать настоящими людьми.
По критериям, в сочинении должно быть не менее 150 слов. Понятно, что это тот МИНИМУМ, при котором сочинении будет оцениваться проверяющими.
Но мы же понимаем, что на высокий балл изложить материал в 150 слов очень сложно. Поэтому рекомендуемый объём – 250-350 слов.
В предложенном мною варианте слов больше. Я хотела ПОДРОБНО показать вам, ребята, каждую часть сочинения.
Предлагаю сокращённый вариант.
Размышляя над поставленной проблемой, автор сравнивает два совершенно разных подхода к воспитанию ребёнка. Очевидна позиция учительницы Елены Петровны. Педагог переживает за свою ученицу, так как та стала хуже учиться, «не делает домашних заданий, не учит уроков». Она искренне хочет разобраться в причинах, предлагает «посоветоваться» с мамой ученицы, понимая, что не только школа, но и родители «должны следить» его отношением ребёнка к учёбе.
Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, помогать формированию лучших нравственных качеств детей, правильного отношения к учёбе необходимо и учителям, и родителям. Вспомним, как в семье относились к обучению Ильи Обломова (роман И.А. Гончарова «Обломов»). При любом удобном случае ребёнка оставляли дома, считали, что нужен лишь документ для будущего продвижения по службе их сына. В итоге – ленивый, не желающий трудиться Обломов. В семье было упущено важное в воспитании ребёнка — формирование в нём трудолюбия (ведь учёба – это серьёзный труд).
Таким образом, проблема воспитания, затронутая Л.Ф. Воронковой не может не волновать людей. Осознание равной ответственности и учителей и родителей в процессе воспитания принесёт ощутимые результаты, поможет детям стать настоящими людьми.
Сочинение – это процесс творческий. Я предложила вам, ребята, свой вариант его написания. Ваши педагоги, конечно, предлагают свои. Важно, чтобы работа соответствовала критериям написания.
Очень важно не допустить ошибок в сочинении. О наиболее типичных ошибках и способах их устранения – в следующей статье.
Мельникова Вера Александровна.
Вот уже четвёртый год все выпускники пишут итоговое сочинение, без которого не допускают к сдаче обязательного ЕГЭ по русскому языку. О том, что такое итоговое сочинение и как написать его хорошо — Даниил Ляхович, учитель и репетитор по русскому языку и литературе, автор телеграм-канала о школьной жизни.
Сочинение в 11 классе — обязательный для всех выпускников экзамен и допуск к ЕГЭ по русскому языку. Его ввели четыре года назад. Тогда разработчики заявляли: цель экзамена в том, чтобы привлечь внимание к изучению литературы в школе и проверить уровень знаний выпускников по этому предмету. Экзамен проводится ежегодно в первую среду декабря (в этом году — 6-го). Каждый год в августе на сайте ФИПИ появляются тематические направления, пять штук. В этом году это:
Конкретные темы выпускники узнают в день экзамена, за 10 минут до начала. С прошлого года темы различаются по часовым поясам. Сами темы обычно сформулированы в виде вопроса. Например, у вас могут спросить, к чему приводит равнодушие, всегда ли стоит следовать принципу «цель оправдывает средства» и так далее.
Как оценивают сочинение, за что ставят зачёт/незачёт
Итоговое сочинение оценивается по непривычной для школы системе «зачёт/незачёт». Из-за этого выпускники часто впадают в ступор и не понимают, что от них требуется. На самом деле всё просто. Есть два обязательных требования и пять критериев оценки сочинения. Требования простые и логичные: объём работы и её оригинальность: в сочинении должно быть не меньше 250 слов (а лучше 350), и оно не должно быть списано. Другие критерии касаются:
Чтобы получить зачёт, работа должна соответствовать теме, опираться на любые художественные тексты (неважно, русские или зарубежные, современные или классические), быть логичной, грамотной и не написанной в стиле указа президента. А если работа отвечает всем критериям, то за сочинение можно получить дополнительные баллы при поступлении. Правда, такая фишка есть далеко не во всех вузах и не на всех специальностях. О бонусах сочинения в вузе, куда планируете поступать, нужно узнавать отдельно. Например, в МГУ можно получить 3 дополнительных балла, а в Вышке — до 10.
Как правильно готовиться и что читать
К итоговому сочинению, как и любому другому экзамену, лучше готовиться не в последнюю ночь. Аргументация с опорой на литературные произведения — обязательная часть сочинения. Никто, конечно, не требует досконального знания «Войны и мира» или того, какой стороной Раскольников держал топор во время убийства старухи. Не нужно ставить себе цель идеально знать тексты школьной программы или романы Стивена Кинга (хотя и это может сработать в плюс).
Лучше всего на сочинении срабатывают небольшие тексты: они достаточно быстро читаются, легко запоминаются
Смысла и глубины в рассказах Чехова ничуть не меньше, чем в длинной прозе Льва Толстого или Гончарова. Поэтому по каждому из направлений небольшой список текстов — 3-5 (это можно сделать и накануне сочинения, если вы ничего не успели). Оптимально, если это будут рассказы, более-менее известные широкой аудитории. Например, к направлению «Цели и средства» хорошо зайдут «Ионыч» и «Крыжовник» Чехова, «Господин из Сан-Франциско» Бунина, «Матрёнин двор» Солженицына. Следующий шаг — прочесть тексты, если сходу не понимаете, как они соотносятся с выбранным направлением (можно ещё посмотреть лекции Дмитрия Быкова или выпуски программы «Игра в Бисер»).
Ещё один важный аспект подготовки — практика. Тренируйтесь писать тексты в формате итогового сочинения: считайте слова, проверяйте, соответствует ли ваш текст теме (так, если вас спрашивают о том, должен ли человек нести ответственность за свои поступки перед обществом, а вы пишете о прелестях социофобии, — это будет явно не в кассу), оцените, насколько корректны аргументы.
Помните, что «незачёт» можно получить за композицию и качество письменной речи. Поэтому:
Что делать прямо на экзамене
1. Сначала — выберите тему. Не стоит впадать в панику при их объявлении. Даже если среди них вы увидите тему в форме цитаты, ничего страшного. Это всего лишь фраза, которую вам нужно растолковать для себя. Выбирайте наиболее понятную вам тему и ту, к которой вы можете подобрать адекватную аргументацию.
2. Продумайте тезисы. Желательно не меньше трёх. Тогда вам будет проще логично выстроить работу и подобрать аргументацию. Например, к теме «Чем опасно равнодушие» можно составить такие тезисы:
3. Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример. Будут ли они из одного произведения или разных, не столь важно. Помните, что писать аргументы одним абзацем — не стоит (просто нельзя). Так они потеряются и убьют структуру текста. И ещё — перед каждым аргументом должен идти тезис, иначе непонятно, зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.
5. Следите за объёмом (союзы и частицы тоже считаются). Идеально, если итоговая цифра перевалит за 350. Но даже если будет 250 — не так страшно, а вот за 249 уже будет выставлен «незачёт». То есть даже одного недостающего слова достаточно, чтобы повторить написание сочинения в феврале, а то и в мае (именно тогда сочинение можно переписать, если получили «незачёт»).
6. Не забывайте о структуре текста. Тут хорошо могут помочь вводные конструкции. Конечно, можно написать сочинение и без них, но тогда оно не всегда будет логичным. Использование слов типа «таким образом», «итак», «следовательно» и им подобных облегчит процесс структурирования текста. Логическая структура «тезис — аргумент, тезис — аргумент» ещё никого не подводила.
Что делать точно не надо
1. Писать работу не по теме. Тут можно даже не комментировать, но такое случается.
2. Приводить примеры из малоизвестных текстов. Ассирийская поэзия или современная норвежская драматургия — это круто, но вряд ли кто-то ещё (кроме вас) знает об их существовании. Сюда же относятся примеры из кинофильмов и видеоигр — на сочинении требуют литературные источники.
3. Не считать слова.
4. Приводить примеры из текстов, которые вы плохо знаете. Лучше прочесть по три рассказа Чехова, О. Генри и Сэлинджера и привести примеры оттуда, чем мучиться, вспоминая эпизоды трусости в «Тихом Доне» или милосердия в «Идиоте». Или привести примеры из любимых книг. Так вы хотя бы точно не напутаете имена героев и не переврёте текст произведения.
«Зачёт» на итоговом сочинении — это допуск к ЕГЭ по русскому языку. А вот чтобы учитывать итоги сочинения при поступлении, в вузах сочинения должны перепроверять. Учитель словесности и доцент Школы филологии НИУ ВШЭ Михаил Павловец как раз перепроверял сочинения в том году и нашёл 6 причин, почему итоговое сочинение на самом деле никому не нужно.
Иллюстрации: iStockphoto (G_B_R_Jo, jossdim)
СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
— объяснение ключевых слов темы
— общие рассуждения о значимости предложенных понятий темы в жизни человека
— выход на тезис сочинения (тезис – основная мысль сочинения, которую вы будете в основной части аргументированно доказывать. ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА НАПРЯМУЮ СВЯЗАНА С ТЕМОЙ)
Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише: «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.
Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!
Вывод должен быть связан с содержанием всего сочинения!!!
Клише для оформления сочинения по литературе
— Позволю себе высказать свою точку зрения
Переход к основной части:
— В правильности такой точки зрения нас убеждает художественная литература.
— Обратимся к произведениям художественной литературы
— За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
— Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
— Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.
— В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.
— Вспомним произведение (название и ФИО автора) .
— Автор повествует
— Автор описывает
— Писатель размышляет
— Писатель обращает наше внимание
— Писатель заостряет наше внимание
— Писатель акцентирует внимание читателя на
— Автор подчеркивает
— Писатель утверждает
Переход от аргумента к аргументу:
— Можно привести и другой пример.
— Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)
— Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.
— Также к теме (чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).
— Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:
— В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата)