Примеры итоговых сочинений по русскому и литературе

Примеры итоговых сочинений по русскому и литературе ЕГЭ
Содержание
  1. Образец №2.4. беда прогресса в том, что он редко оглядывается на минувшее, мчится вперёд и не хочет идти рука об руку со старыми знаниями (а. чехов)
  2. Образец №4.5. в культуре основанием служит вершина (г. ландау)
  3. Образец №1.2. единственный путь к достижению прочной устойчивости жизни — непрестанное движение вперёд (г. уоллес)
  4. Образец №1.3. всегда выбирайте самый трудный путь — на нём вы не встретите конкурентов (ш. де голль)
  5. Образец №3.1. общество готовит преступление. преступник совершает его (г. бокль)
  6. Образец №4.2. культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых (ф. искандер)
  7. Образец №5.2. закон не может делать людей свободными: сами люди должны делать закон свободным. они — блюстители закона и порядка, соблюдающие его, когда его нарушает правительство (г. торо)
  8. Образец №5.4. граждан следует оценивать по их весу, а не по их числу (цицерон)
  9. Примеры итоговых сочинений

Образец №2.4. беда прогресса в том, что он редко оглядывается на минувшее, мчится вперёд и не хочет идти рука об руку со старыми знаниями (а. чехов)

Антон Павлович Чехов очень точно подметил недостаток прогресса. Хотя, казалось бы, прогресс не является чем-то отрицательным и несёт в себе положительный смысл. Но, как оказалось, у стремительного развития также есть недостатки. И я соглашусь с мнением автора.

Моё поколение как раз живёт на том стыке времён, когда отголоски прошлого отражаются в наших родителях, бабушках и дедушках. И, очень часто, мы категорически отрицаем их мудрость, мудрость прошлого. Говорим родным, что они ничего не понимают и современность способна дать нам ответы на все вопросы.

Но, я думаю, что это проблема не только моего поколения – этот вопрос останется открытым всегда. Ведь через несколько десятков лет то, что кажется нам сейчас современным и прогрессивным, утратит свою значимость во времени наших детей и внуков. Наши ультрамодные гаджеты, музыка, литература – всё это очень скоро уйдёт в категорию «ретро» и не будет восприниматься в серьёз. Не могу сказать, хорошо это или плохо – просто так устроен мир, такова цена прогресса.

Под прогрессом мы понимаем развитие с его положительной динамикой, то есть путь от низшей ступени к высшей, движение вперёд. То, что происходит с человеческим обществом на протяжении эволюции, мы называем общественным или социальным прогрессом, который есть не что иное, как глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человека по ступеням развития от низшего (примитивного) состояния к высшей ступени цивилизации.

Так сложилось, что прогрессируя, общество не желает оглядываться назад. Все знания прошлого, зачастую, воспринимаются не как мудрость, а как пережиток, не имеющий места в современности. Людям, почему-то, кажется, что если пользоваться мудростью прошлых лет, то можно ступить на тропу регресса или деградации – путь, совершенно противоположный прогрессу. Но это ошибочное мнение.

Сейчас широкое распространение набирает такое модное явление, как «доказательная медицина». Это медицина, которая опирается на достаточное количество лабораторных исследований лекарственных препаратов, и отрицает использование тех лекарственных средств, которыми пользовались врачи ранее.

Но, есть и негативные стороны этого явления. Например, доказательные врачи категорически против растительных препаратов. Часто эти препараты носят статус БАДов (биологически-активных добавок) и не вызывают доверия у ряда медиков. Но я не считаю это правильным.

Ведь силу растительного мира изучали наши предки веками. И пользовались этой силой для лечения многих болезней. Доказательный врач и скептически настроенная молодежь скажут: «Да просто раньше нечем было больше лечить». Но это не так. Я считаю, что это необоснованный скептицизм.

Тоже самое можно сказать о многих моментах нашей жизни. Мы так привыкли к современным благам, что отказываемся от советов родителей и бабушек или дедушек. Да, многие из этих нравоучений покажутся глупыми и, возможно, таковыми и являются в силу того, что были навеяны жизненными трудностями и сложностями временной эпохи.

Что плохого в том, что чья-нибудь бабушка моет посуду с помощью тканевой салфетки и простого мыла? Кто-то посмеётся, ведь есть масса современных моющих средств, а также губки, салфетки десяти разновидностей, и вообще, для этого придумали посудомоечную машину.

Да, мы не обязаны и не хотим убирать веником и тряпкой, если есть моющий пылесос. Не обязаны ходить с авоськами в магазин, писать гусиным пером вместо авторучки, заворачивать детей в пелёнки вместо подгузников или пользоваться зелёнкой вместо супер заживляющей мази от ушибов и ран.

Но, я считаю, что мы обязаны уважать прошлое и принимать его уроки. Ведь благодаря этому прошлому у нас есть сегодня и завтра. Благодаря немодным регрессивным методам росли наши родители и их родители, и теперь у них есть прогрессивные мы. Прогресс нужен и важен, но в нём всегда должно быть место старым знаниям.

Образец №4.5. в культуре основанием служит вершина (г. ландау)

Я соглашусь с автором, так как считаю его изречение вполне обоснованным. Понятие культуры собирательное и имеет несколько значений: национальная культура, культура речи, культура поведения.Национальная культура представляет собой песни, танцы, обряды, обычаи, одежду какой-либо народности.

Наша планета населена многообразием народов и народностей. Из поколения в поколение передаются традиции, чтобы сохранить неповторимость фольклора каждого народа. Преумножая национальное достояние, народности всего земного шара остаются хранителями наследия своих предков.

К сожалению, многие древние цивилизации исчезли в результате катаклизмов в природе. Извержения вулканов, землетрясения, сейсмические бури и космическое излучение привели к вымиранию целых народов. Благодаря археологическим раскопкам можно изучить древнюю культуру.

Древние захоронения дают представление о развитии медицины и существовавших болезнях, а наскальные рисунки рассказывают об уровне развития письменности. На протяжении многих веков человечество пыталось достичь совершенства. В процессе эволюции зарождались новые направления в культуре.

Каждому предыдущему поколению казалось, что именно оно достигло максимального расцвета в своей культуре. С течением времени традиции и обычаи претерпевали изменения, дополняясь какими-то новыми направлениями. В связи с этим появлялись новые народности со свойственной только им культурой.

Я думаю, что основанием каждой культуры служит та вершина, которую смогли достичь представители каждого поколения. Их достижения и открытия помогли не только сохранить наследие, но и дали толчок к новому направлению в развитии народности. Основанием каждой культуры служит та вершина, которой смогли добиться прогрессивные представители любой национальности.

Примером древней русской культуры могут быть народные сказки, которые слагали творческие личности. Они дошли и до наших дней, передаваясь от родителей детям, от дедов внукам и правнукам. Все это помогло не только узнать свое наследие, но и сохранить его для последующих поколений. Культурное наследие в форме былин и сказаний – это и есть то основание, которое служит фундаментом для достижения вершины.

Многонациональность нашей планеты славится многообразием культурных направлений. Каждая народность продолжает традиции культуры своих предков. Для народов севера суровый климат и неприступность природы нашли свое отражение в песнях. Они протяжные, как ветер и долгие, как полярная ночь.

Вершина творчества в любой национальной культуре и есть основным приоритетом для ее народа. Фундаментом любой народности являются обычаи и традиции, представляющие собой верх мастерства культурного наследия. Именно оно определяет народность и ее отличие от других.

Важным достоинством любого народа являются культура поведения и культура речи. Они представляют как бы часть общенациональной культуры и оказывают непосредственное влияние на ее формирование. Общественные отношения в любой стране определяются этими двумя факторами.

Уважительному отношению к своим согражданам учит именно культура поведения. Находясь в местах общего пользования, необходимо учиться вести себя достойно образованному человеку. Недопустимо привлекать к себе внимание громким смехом и личными разговорами, которые вызывают раздражительное отношение окружающих. Важно всегда помнить о том, что это может быть негативным примером поведения для младшего поколения.

Основанием культуры поведения является воспитание в обществе норм морального права. Соблюдение этих норм и есть вершина того основания, которое укрепляет национальную культуру и народные традиции. Немаловажным является законодательно закреплённое право культурного наследия национальных меньшинств. Уважительное отношение ко всем формам проявления национальных культур и есть культурное поведение.

Немаловажное значение в современном обществе приобретает культура речи. Разнообразие речевых диалектов помогает развитию направлений в культуре. Многие народности общаются друг с другом на своем, присущем только им диалекте. Особенности национального общения позволяют расширить возможности, изучая культуру речи.

В нее входит грамотное объяснение своих мыслей. Для этого изучаются основные правила родной речи и язык межнационального общения. Оттого, насколько правильно поставлена речь, зависит общение с окружающими. Вершиной культуры речи будет изучение национального языка, что станет основанием и залогом успешного общения.

Подводя итог, можно сказать, что вершиной культуры является не только национальное культурное наследие, но и культура поведения, и культура речи. Только в совокупности все эти понятия составляют основу культуры.

Образец №1.2. единственный путь к достижению прочной устойчивости жизни — непрестанное движение вперёд (г. уоллес)

В своем высказывании автор имел в виду то, что без постоянного движения вперед невозможно достичь стабильности в жизни. Для этого нельзя останавливаться на достигнутом. Нужно постоянно учиться и работать. Это правило относится как к личности, так и к обществу в целом.

Я согласен с мнением автора в том, что главный критерий успеха – это постановка цели и её достижение. Но для получения стабильности, не нужно останавливаться на достигнутом. Данная проблема актуальна в современных условиях потому, что примерно 80% людей никогда не ставят перед собой целей.

А 70% тех, кто ставит – не добиваются задуманного. Причина в том, что многие люди боятся потерпеть неудачу, так как не верят в себя и в свой потенциал. По их мнению, в случае неудачи, все будут думать о них отрицательно. А если они преуспеют в задуманном, люди будут завидовать и снова думать о них отрицательно.

Рассмотрим высказывание с теоретической точки зрения. Цель – это желаемый результат того, что хочется осуществить. Чтобы добиться задуманного, необходимо действовать, то есть выполнять весь комплекс мер по решению поставленных задач. Именно по такому принципу живут успешные люди.

Движение вперед к своей цели имеет ряд составляющих: предполагаемый результат, план действий, готовность к препятствиям, решительность. Многие бизнесмены начинали свой путь с нуля. Благодаря упорству и четкому плану они смогли добиться поставленной цели, улучшить свою жизнь, дать работу людям и внести свой вклад в развитие государства.

Цели в области устойчивого развития общества являются призывом к действию. Они определяют направления, в которых человечество должно развиваться,  нацелены на улучшение благосостояния и защиту населения. Здесь речь идет о прогрессе социальном, экономическом, научно-техническом, культурном.

Обратимся к примерам из истории. Петр I вошел в историю как великий новатор и реформатор. Целью всех его реформ было создание великого Российского государства, великой империи. Он рос любознательным ребенком и на протяжении всей жизни занимался самообразованием.

Петр обладал нескончаемой энергией и такого же подхода к делам требовал от других. Страстью молодого царя были корабли, а его мечта – флот. Но сухопутная Москва не могла воплотить его планы. Петру нужен был город на морском побережье, куда могли приплывать гости из других стран.

Про ЕГЭ:  Можно ли пересдавать ЕГЭ, если не пройден порог или не устраивает результат 🚩 что будет если не сдал егэ 🚩 Школы

В 1703 году была заложена Петропавловская крепость, которая стала началом строительства Санкт-Петербурга на глухих безлюдных болотах. Город в европейском стиле был построен очень быстро, так как для поддержания быстрых темпов строительства ежегодно на стройку отправлялось более 40 тысяч рабочих со всех уголков страны.

Люди погибали под тяжелыми сваями, которые вбивались в болотистые местности, заболевали от постоянного нахождения в воде. Не зря говорят, что Петербург был построен на костях. Однако жертвы Петра I увенчались успехом. Город вывел Россию к морю и стал великой Северной столицей с удивительной архитектурой.

Что нам говорят факты из общественной жизни. О том, что путь к успеху – это постоянный труд мы может узнать из биографии известного российского художника Никаса Сафронова. Первая персональная выставка Никаса прошла в 1978 году, сегодня его выставки проходят по всему миру.

Слава не пришла к Сафронову в одночасье. В детстве он мечтал о разных профессиях. После окончания 8-го класса средней школы он поступил в Одесское мореходное училище. Но, несмотря на любовь к морю, уже через год юный курсант понял, что это не его путь.

В 1973 будущий художник уехал в Ростов-на-Дону и отнёс свои школьные рисунки в училище им.Грекова. Изначально педагоги отнеслись к его творчеству несерьёзно, так как не заметили профессиональной подготовки, но всё же шанс решили дать. В жизни художника были взлеты и падения, но он не прекращал писать.

Цель и упорство сделали свое дело. Художник часто появляется на телеэкранах, с удовольствием давёт интервью и принимает участие в творческих вечерах. И вот уже больше 20-ти лет Никас Сафронов с регулярным успехом выставляется в государственных музеях во многих городах России и разных странах мира.

Проанализировав теоретические доводы и приведя практические примеры, можно сделать вывод о том, что обеспечить себе стабильность в жизни можно только упорством и постоянным трудом. Это относится и к государствам, которые должны постоянно развиваться и улучшать жизни своего народа.

Образец №1.3. всегда выбирайте самый трудный путь — на нём вы не встретите конкурентов (ш. де голль)

Я соглашусь с автором данного высказывания, так как его жизненная позиция достойна уважения. Развитие человека под влиянием окружающей среды привело к росту благосостояния и экономическому прогрессу. На протяжении многих столетий человеческий разум пытался покорить себе природу, используя ее во благо общества.

Конечно, не все люди старались идти по тернистому пути. Многие просто выживали за счёт тех, кто стремился достичь совершенства во всем. Это касалось не только физического, но и духовного развития. Воспитание в себе силы воли и стремление к независимости помогли человечеству пройти путь становления человеческой личности от первобытного примитивного разума к современному.

Я думаю, что конкуренция всегда была основным двигателем прогресса.  Под понятием конкуренции имеется в виду соперничество субъектов или объектов. В результате этого происходят различные столкновения, характерные для определенного рода экономической деятельности.

Важно помнить, что работа должна быть «по плечу». Нельзя на себя взваливать ношу, которую не сможешь нести, но и не использовать свой потенциал будет неоправданно. Стремиться к самосовершенствованию себя как личности просто необходимо, а для этого самым оправданным будет труднопреодолимый путь. Он будет только твоим, как и все достигнутые на нем победы.

Развитие человека как личности подтолкнуло его к борьбе за превосходство между человеческими особями в обществе. Желание господства породило классовую дискриминацию. Сильные стремились подчинить слабых. Зародилась непримиримая конкурентная борьба между классами, перерастающая в вооруженные конфликты. Добиться справедливости и равноправия стремились низвергнутые слои населения, выбрав нелегкий путь.

Эта борьба была оправдана, потому что в процессе эволюционного становления общественных отношений возникли демократические государства. Выбранный трудный путь низшего класса за свои права показал, что нет ничего невозможного. Нужно не искать лёгких путей, а идти к своей цели через все преграды.

Конкуренция в экономике занимает главенствующее направление. Ещё в эпоху средневековья начала зарождаться примитивная рыночная экономика, в которой весомое значение приобретала конкурентоспособность. Желанием конкурирующих субъектов было превзойти своей продукцией соперников на рынке.

В современной рыночной экономике ярко выражена деловая конкуренция. Она выражается в совершенном и несовершенном виде конкурентоспособности. Более приемлема совершенная деловая конкуренция, представляющая собой равноправие на рынке с ограничением единоличного воздействия отдельных участников на обращение товаров.

Если стремиться к минимализму в конкуренции, то необходимо избирать более сложные направления в совершенствовании и развитии. Например, в отраслевой экономике выбрать никем ещё неизведанные пути и добиться успеха своим трудом. Современная многоотраслевая экономика позволяет добиться прогресса с использованием всех научных инноваций. И тут важны лидерские качества и желание быть новатором.

Не нужно бояться нового и неизведанного. Если чувствуешь в себе непреодолимое желание и силы идти именно этим выбранным путем, то препятствия не смогут быть помехой для осуществления цели и мечты. Трудности закаляют и помогают человечеству двигаться вперёд в своем экономическом и культурном развитии. Благодаря самоотверженным людям, не пасующих перед трудностями, мир стал таким, каким мы видим его сегодня.

Образец №3.1. общество готовит преступление. преступник совершает его (г. бокль)

Английский историк Генри Томас Бокль в своем высказывании имел в виду, что предпосылки совершенного преступления складываются задолго до момента зарождения преступного умысла. Причиной их возникновения являются процессы, протекающие в обществе, и неправильная внутренняя политика государства.

Я соглашусь с высказыванием автора. Действительно, большая часть экономических преступлений совершается из-за отсутствия возможности заработать легальным путем. Предпосылки преступлений против личности – это, в первую очередь, уровень духовно-нравственного состояния граждан, характер которых формировался под воздействием общества.

Данная проблема является крайне актуальной в условиях современного уровня развития преступности не только в экономически неблагополучных странах, но и на территории высокоразвитых государств. Более того, ее актуальность неизменна уже на протяжении нескольких столетий.

Можно было бы предположить, что с ростом уровня экономического развития цивилизации и постепенного облегчения физического труда появилось больше возможностей для удовлетворения первичных потребностей законными методами. Но вместе с возможностями растут и потребности людей, а разнообразие человеческих пороков с течением времени не становится меньше.

Обратимся к теоретическому смыслу высказывания Г. Бокля. Общество – это форма жизнедеятельности человеческих индивидов, объединенная общими культурными, мировоззренческими и правовыми идеями.

Преступление – это общественно-опасное деяние, направленное на разрушение общественного порядка.Криминогенная обстановка – это сочетание ряда условий, в совокупности способствующих совершению преступлений на конкретной территории.

Социализация – это гармоничное вхождение в определенную социальную систему благодаря принятию ее правил, ценностей и установок, которое позволяет индивиду стать полноценным элементом общества.Как видим, из приведенных определений можно сделать вывод, что человек решается на преступление, если он не согласен с установленным правопорядком, или если его потребности невозможно удовлетворить в рамках очерченных обществом границ.

Обратимся к примеру из научных знаний. В теоретической педагогике существует постулат о том, что криминальные наклонности в поведении ребенка хотя бы опосредованно, но обусловлены окружающей средой. Как объясняет наука, значительная часть личности формируется в процессе социального взаимодействия, и, если ребенок наблюдает положительные образцы поведения окружающих, то невольно начнет подражать им.

В дальнейшем положительные поступки становятся привычным стереотипом, помогающим, в случае необходимости делать нравственный выбор, удерживая от соблазна. Именно так считает английский педагог Джон Локк. Он говорит о том, что ребенок – «чистый лист», на котором воспитатель пишет все, что ему необходимо.

Из СМИ нам сообщают о многочисленных преступлениях на бытовой почве, значительная часть которых происходит в результате внезапно возникшего умысла. Здесь тоже просматриваются предпосылки их совершения. Они становятся возможны, в первую очередь, из-за допущенной обществом морально-этической вседозволенности.

Безусловно, определенная часть преступлений совершается людьми, изначально предрасположенных к криминалу, но их не слишком много. Большинство так называемых «прирожденных» преступников имеют органические нарушения психики, заложенные в раннем возрасте.

Как говорят нам примеры из криминальной статистики, такие нарушения обычно связаны с травмами — психологическими, физическими или внутриутробными. В первую очередь имеется ввиду психотравмирующее поведение родителей, неспособных отказаться от своих антисоциальных привычек, воздействующих на ребенка – алкоголя, наркотиков, никотиновой зависимости. Подобное возможно только при попустительстве общественной морали и государственной социальной политики.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что предпосылки преступных деяний складываются в результате действий или бездействия общества. Условия для совершения преступления, в большинстве случаев, также опосредовано формируются окружающей средой.

При этом социально-государственные институты, чья деятельность связана с предупреждением правонарушений и оздоровлением социальной обстановки, играют важную роль в снижении общей криминогенности общества. Чем больше усилий направлено на превентивную работу с гражданами, входящими в группы риска, и на воспитание подрастающего поколения, тем заметнее результат.

Образец №4.2. культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых (ф. искандер)

Принято считать, что культурный человек должен быть начитан. Да, с этим не поспоришь, книги – главный источник человеческих знаний. Чтение расширяет наш кругозор, делает нас грамотными, образованными, умеющими красиво излагать мысли и не стесняться высшего общества.

Но не всякая прочитанная книга, как сказал автор, доходит до нашего понимания. Это не означает, что прочитавший её человек глуп. Это значит, что это не его книга и строки, написанные в ней, далеки от сознания читателя. И если человек прочитал сотню книг, но понял всего десять, значит, ему есть куда стремиться.

На первый взгляд, кажется, что ограничиваться одними только прочитанными книгами в оценке культурности личности невозможно. Ведь культура – понятие более обширное, включающее в себя много факторов. Но если разобраться, то мы увидим, что чтение, это не только неотъемлемая составляющая человеческой образованности.

Прочитанные книги, особенно лучшие произведения мировой литературы, несут в себе все необходимые для духовного развития знания. А мера духовного развития определяет меру культуры. Я соглашусь с автором, подчеркнув, что актуальность темы в эпоху цифровых технологий очевидна.

Как мы знаем, культура – это результат разных форм человеческой деятельности, в которых проявляется объективность и субъективность личности. Но также культурой мы называем меру человеческой образованности, развитости, воспитания, проявляемую через свод определённых правил поведения.

Многие известные литераторы, учёные, филологи или просто книголюбы характеризовали книгу по-разному, и каждый раз правильно. Очень точно подтверждает и раскрывает мысль Фазиля Искандера высказывание Максима Горького: «Любите книгу – источник знания. Только знание спасительно.

Очень важно понимать то, о чём написана книга. Хорошая книга должна увлекать, будоражить воображение, вызывать самые разнообразные эмоции. Благодаря книге человек может испытать весь спектр эмоций, которые не под силу испытать за целую жизнь. На страницах книги мы находим то, что делает нас нравственными людьми – мы учимся уважению, любви, доброте, заботе, гуманизму. И много чему ещё.

Но вернемся к тому, о чем говорил автор. Почему численность прочитанных книг не может состязаться с численностью понятых? Очень просто – если человек не понял книгу, он ничего из неё не вынесет. Если человек ничего не вынесет из прочтенного и ничему не научиться, значит, он не пополнит свой культурно-образовательный запас.

Про ЕГЭ:  Формы и методы работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку - Немного о ЕГЭ...

Российский ведущий Алексей Корнеев также солидарен с мнением Искандера, Горького, моим личным видением. В своём интервью с Дмитрием Быковым Корнеев рассказывает, что никогда не воспринимал в серьёз, сколько человек читает. По словам ведущего, существует множество начитанных людей, но при этом аморальных.

Кроме того, Алексей считает, что общество никоим образом не становится лучше или хуже от того, что, к примеру, треть населения не читает вообще. Это проблема только этой трети граждан, и больше ничья. Общество, по словам Корнеева, определяется тем, что позволяет с собой делать.

Можно приводить ещё много примеров, но все они укажут на то, что чтение необходимо человеку, безусловно. Но если за всю жизнь кто-то не прочёл и полсотни книг – это не беда. Культура определяется не этим, ведь правда. Чтением, но точно не количеством прочитанного.

Можно прочитать всего одну книгу, и почерпнуть из неё столько знаний, что и на всю жизнь хватит. А можно и жизнь потратить на абсолютно пустые и бесполезные «шедевры». Это личный выбор каждого. Хорошо любить и читать книги, но ещё лучше – получать от них духовное и умственное удовлетворение.

Образец №5.2. закон не может делать людей свободными: сами люди должны делать закон свободным. они — блюстители закона и порядка, соблюдающие его, когда его нарушает правительство (г. торо)

Смысл данного высказывания заключается в том, что соблюдение законности в идеальном государстве не должно идти сверху вниз, а наоборот – снизу вверх. Иными словами, не государство должно блюсти закон, люди сами должны настолько уважать верховенство закона, что контролируют его исполнение государством, и сразу же отмечать, когда оно его нарушает.

Нельзя не согласиться с автором данного высказывания в том, что в по-настоящему идеальном обществе закон должен соблюдаться людьми независимо от страха наказания или общественного порицания. Другими словами, порядочность и законопослушность не должны быть следствием какого-либо принуждения, эти черты характера должны стать сущностью человека, как бы его «второй кожей». Только тогда можно говорить о наступлении благоденствия в стране.

Данная проблема является актуальной в современных условиях потому, что общество привыкло расценивать государство как Систему – карательный аппарат, который принуждает людей к послушанию во имя каких-то своих целей. Сама поп-культура ставит индивидуальность выше закона, лозунги типа «сломай систему», «живи по своим правилам» и тому подобные становятся привлекательными, особенно в кругу молодежи. Индивидуальность подменяется эгоизмом, от которого недалеко и до открытой конфронтации.

В курсе обществознания право – это система общеобязательных, формально-определенных, принимаемых в установленном порядке и гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения. Признаками права являются: нормативность, общеобязательность, гарантированность государством, интеллектуально-волевой характер, формальная определенность, системность.

Законопослушность – это уважительное отношение к закону, соблюдение его предписаний каждым субъектом права, и не является каким-то посягательством на свободу личности, она является следствием высокого уровня правосознания и правовой культуры субъектов права.

Законопослушность конкретизируется в трех  проявлениях: законности, правопорядке и государственной дисциплине. Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом и на обыденном уровне она ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений.

Что нам говорят примеры из общественной жизни. В 2022 году в Англии произошли массовые беспорядки, в ходе которых пострадало множество полицейских, сожжены десятки автомобилей, разгромлены магазины и рестораны.  В основном участниками погромов были молодые люди, недовольные действиями полиции, но, после многодневных погромов, ситуация была взята под контроль.

Один из участников беспорядков мог легко избежать наказания, так как его не смогли поймать и он благополучно вернулся домой, однако его отец, хорошо знавший, чем занимался его сын на протяжении последних нескольких дней, собственноручно сдал его в правоохранительные органы, справедливо рассудив, что это пойдет на пользу смутьяну. В этом эпизоде выражается степень законопослушности старшего поколения в Великобритании.

Многочисленные примеры из литературы подтверждают мысль автора. В фантастическом рассказе «Улики» Айзека Азимова, принадлежащего циклу рассказов «Я, робот», и повествующему об историях, в которых центральным персонажем является какой-нибудь робот, описывается предвыборная гонка на пост мэра.

Один из кандидатов по имени Фрэнсис Куинн почему-то убежден, что его соперник Стивен Байерли на самом деле – робот, и всеми силами пытается это доказать. В конце рассказа выясняется, что это всё-таки правда, но Байерли всё равно выигрывает выборы, так как робот в своих действиях руководствуется Тремя Законами Робототехники, которые по своему содержанию близки к этическим правилам человека и вшиты в позитронный мозг робота.

Проанализировав теоретические доводы и приведя практические примеры, можно сделать вывод о том, что соблюдение законов всё ещё не является неотъемлемой частью характера любого человека и для контроля над ним по-прежнему нужно государство. Пока что образцом законопослушности выступает бездушная машина, но никак не человек.

Образец №5.4. граждан следует оценивать по их весу, а не по их числу (цицерон)

В своем высказывании автор имел в виду, что государство должно гордиться не количеством жителей, а их внутренним содержанием. Другими словами, человек должен оцениваться не по внешнему виду, а по его общечеловеческой сущности.

Я согласен с автором в том, что внешность человека ничего не говорит об его умственных способностях, или о чертах характера. Бывают люди красивые внешне, но пустые внутри, а бывает наоборот. Не зря существует пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму».

Данная проблема является актуальной в современных условиях потому что, молодежь медленно деградирует, спивается, устремляется в уголовщину. Социальные опросы показали, что у подростков отсутствуют четкие планы на жизнь, образование, они не строят карьеру, и хотят жить в свое удовольствие, не прилагая к этому усилий.

Рассмотрим высказывание с точки зрения обществознания. Впервые встретив человека, люди оцениваю его по внешнему виду: лицо, одежда, фигура. Но эти данные не являются главными, так как существуют человеческие качества, которые являются ценными для всех:

  • Искренность – честный и порядочный человек является надежным партнеров в семье, дружбе или бизнесе. С таким человеком легко выстроить отношения и не бояться быть обманутым.
  • Доброта – душевные люди всегда придут на помощь другим, не осудят человека за его поступки, никогда не держат зла и умеют прощать.
  • Ум – хорошо воспитанный, ответственный и образованный человек не совершает необдуманных поступков, находит правильные решения в сложных ситуациях, дает правильные советы окружающим.

Кроме перечисленных качеств большое значение имеет целеустремленность человека. Из таких часто получаются хорошие руководители, помогающие выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

Что говорят нам факты общественной жизни. Эта история произошла в Тайланде несколько лет назад, и о ней было написано в местной газете. В магазин по продаже дорогих мотоциклов зашел мужчина средних лет. Выглядел он очень бедно: протертые шорты, дешевые шлепки на босу ногу, майка в пятнах от краски, взъерошенные нестриженые волосы.

Продавцы элитного магазина попросили мужчину выйти, так как представленные товары ему не «по карману». Но мужчина не вышел, а наоборот заинтересовался самым дорогим мотоциклом Харлей Девидсон. Он попросил пригласить администратора. Продавцы позвали старшего сотрудника, но только для того, чтобы тот выставил нищего из магазина.

Но мужчина начал задавать вопросы об интересовавшем его товаре. Администратор с удивлением отвечал, но предупредил, что мотоцикл стоит почти 18тыс.долларов. Тогда мужчина достал из кармана пачку денег, отсчитал нужную сумму и забрал свой Харлей. Впоследствии оказалось, что «нищий» был успешным бизнесменом.

Опыт моего знакомого. В нашем поселке есть приют для детей сирот. Мальчик Дима никогда не выделялся среди своих сверстников. Он не был лидером, не был хулиганом, учился средне, не был замешан ни в каких историях. Девочки не обращали на него внимания, а мальчики иногда смеялись над его робким характером.

Но однажды дети из приюта катались по замерзшей реке на коньках и одна девочка провалилась под лед. Все парни стояли в стороне и не могли пошевелиться от испуга, кто-то побежал за помощью. Но Дима ждать не стал: рискуя своей жизнью он подполз к проруби и вытащил девочку на поверхность.

Проанализировав теоретические доводы и приведя практические примеры, можно сделать вывод о том, что нельзя судить о людях по их внешности. По внешнему виду можно сделать какие-то выводы о человеке, но не факт, что эти выводы окажутся объективными.

Примеры итоговых сочинений

5 готовых сочинений к направлениям 2021/22 учебного года.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Может ли путешествие изменить человека?

Бывают моменты, когда человек хочет сменить обстановку и отправиться в какое-нибудь новое для него место. Люди путешествуют, потому что ищут ярких впечатлений, но иногда вместе с этим изменяется и их мировоззрение. Любой путь так или иначе воздействует на человеческое сознание: появляются интересные идеи, мечты и планы. В большинстве случаев человек понимает, что должен изменить привычный уклад жизни. Именно в дороге мы больше размышляем и глубже погружаемся в свой внутренний мир. На мой взгляд, путешествия и перемены неотделимы друг от друга. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Так, например, в начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – недоросль, инфантильный молодой человек, который никогда не отлучался из дома. Он мечтает о праздной жизни в Петербурге, хочет предаться всевозможным развлечениям, однако волею судьбы оказывается в Белогорской крепости. Петруша, покинув родной дом, знакомится с Зуриным, проигрывает ему большую сумму, ведёт себя достаточно грубо с Савельичем, всеми силами пытается выглядеть взрослым и самостоятельным. Но на протяжении повествования его система ценностей претерпевает важнейшие изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно чистым человеком.

Коренным образом изменяется и жизнь главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Душой – дитя, судьбой – монах» в 17 лет вырывается на свободу из стен монастыря. Три дня, которые он провёл на воле, в таинственном и немного пугающем мире, оказались важнее всей его жизни. Именно здесь он испытал сильные чувства и получил немало ярких впечатлений. Мцыри встречает грузинку, которая несёт над головой кувшин, и понимает, что влюбляется в неё с первого взгляда, хотя и не решается заговорить. Юноша бесстрашно сражается с барсом, рискуя своей жизнью. В какой-то момент он понимает, что не может быть частью этого мира, который оказывается чужим и немного враждебным. Однако герой умирает без сожалений: он счастлив, что отправился даже в такое короткое путешествие. Читая это произведение, невольно задумываешься о том, как скоротечно наше существование, поэтому так важно ценить каждое мгновение.

Таким образом, путешествие может стать для человека дорогой к самому себе, помочь ему лучше понять свой внутренний мир и обрести душевное равновесие. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.

Про ЕГЭ:  Физика Кодификатор ОГЭ . Теория и практика

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?

В настоящее время в современном мире появляется множество новых технологий, которые упрощают нашу жизнь. Например, уже достаточно сложно представить своё существование в XXI веке без компьютеров и мобильных телефонов, позволяющих значительно сэкономить время. Ритм жизни также становится достаточно быстрым, а значит, последствия научно-технического прогресса можно считать благоприятными. Однако довольно часто у людей развивается серьёзная зависимость от новейших технологий, и от неё не всегда легко избавиться. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.

Нельзя не вспомнить мир, созданный известным фантастом Р. Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Люди практически разучились мыслить самостоятельно. Чтобы ни о чём не думать, они вставляют в уши «радиоприёмники-втулки», смотрят бессмысленные телепередачи, большую часть своего времени проводят перед огромными экранами и стараются быть абсолютно одинаковыми. С теми, кто пытается каким-то образом проявить индивидуальность, расправляется Механический пёс – робот, который помогает искать преступников. В этом обществе нет места для душевного общения и взаимоподдержки: кругозор жителей ограничен, кажется, что они ничего не знают, кроме популярных названий и марок. Эта необразованность в конечном счёте приводит к деградации. Действительно, иногда ускоренное развитие новых технологий становится опасным как для отдельной личности, так и для всего человечества.

Проблема зависимости от новейших технологий волнует и многих современных отечественных писателей. В произведении «Библия в SMS-ках» Ая Эн пишет о подростках, а также взрослых людях, которые не представляет своей жизни без мобильных телефонов. В начале каждой главы мы читаем фрагменты из смс-переписки двух молодых людей на библейские темы. Конечно, герои используют разговорную лексику и стараются как можно сильнее упростить евангельские истории. Казалось бы, между Священным Писанием и короткими сообщениями не может быть ничего общего, однако у девочки Евы, которую грозятся лишить наследства, не остаётся другого выхода. В XXI веке вместе с развитием техники идёт и значительное упрощение человеческого мышления. Люди зачастую перестают читать длинные и сложные тексты и ищут их краткое изложение в интернете. Зависимость от новых технологий делает человека потребителем, привыкающим получать информацию в готовом виде. В книге Аи Эн есть замечательный лозунг – ДСГ, что означает «думай своей головой». К сожалению, технологические новшества могут лишить нас такой способности.

В заключение хочется сказать, что зависимость от новых технологий не даёт человеку двигаться вперёд и развиваться. Именно поэтому так важно внимательнее приглядываться к миру, который тебя окружает, проводить время с близкими, как можно больше общаться вживую, читать книги, а не только новостную ленту в социальных сетях.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Что сильнее: закон или совесть?

Что может быть страшнее для человека угрызений совести? Наверное, нельзя придумать наказания хуже, ведь неслучайно совесть называют «законом законов». Именно она становится для нас главным судьёй, не позволяющим переступать запретную черту. Иногда даже наказание, предусмотренное законом, не может исправить преступника, если он лишён способности испытывать чувство стыда. Напротив, голос совести побуждает человека к раскаянию и внутреннему изменению. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Совесть может мучить человека, даже если он лишь отчасти виноват в произошедшей трагедии. Так, например, главный герой сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст обвиняет себя в смерти крестьянки Лизы. Он действительно полюбил эту девушку, но не мог жениться на ней, потому что это означало бы бросить вызов светскому обществу. К тому же юноша хотел поправить своё материальное положение и ради этого женился на нелюбимой женщине. Эраст даже не подозревал, какими серьёзными могут быть последствия, он не подумал о чувствах Лизы, которая не смогла пережить предательство возлюбленного. До конца своих дней герой считает себя преступником, по вине которого пострадала бедная девушка. Эти угрызения

совести мешают Эрасту быть счастливым. Конечно, с точки зрения закона сам герой не совершил никакого преступления, поэтому не может быть наказан. Однако чувство вины не даёт молодому человеку покоя, потому что он нарушил моральные нормы.

Несомненно, совесть всегда оказывается сильнее закона, потому что её голосу невозможно сопротивляться. Так, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат, опасаясь потерять свой авторитет, несправедливо обвиняет человека и обрекает его на смерть. Именно поэтому Иешуа Га-Ноцри отмечает, что трусость – это самый главный человеческий порок. Прокуратор боялся, что его заступничество за философа вызовет подозрение у других людей: слишком смелыми были рассуждения Иешуа о власти. Однако в глубине души Понтий Пилат понимал, что перед ним уникальный человек – единственный, кто способен исцелить его душевные раны. Самое тяжёлое наказание для прокуратора – муки совести. Он осознаёт, что предал не только философа Га-Ноцри, но и самого себя, поэтому окончательно потерял надежду на нравственное воскресение.

Таким образом, совесть – это действительно самый важный и нерушимый закон, соблюдение которого помогает нам оставаться гуманными при любых обстоятельствах. Многие мыслители называют совесть внутренним судьёй или голосом, который невозможно заглушить. Это именно то, что не позволяет человеку снимать с себя ответственность и действовать безрассудно. Это тот законодатель, который побуждает нас совершать добрые поступки.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?

В трудные минуты произведения искусства могут оказать человеку неоценимую помощь. Так, например, музыка способна исцелить душевные раны, стать лучшим утешением и лекарством от грусти и тревоги. Многим людям прослушивание любимых песен помогает не опускать руки и находить новые силы для движения вперёд. В чём же заключается прекрасная и таинственная сила музыки и почему её влияние на человека так велико? Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы ответить на эти вопросы.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» музыка играет важную роль в судьбе главных героев. Николай Ростов, проигравший товарищу Долохову достаточно крупную сумму, чувствовал себя подавленным и разбитым. Ему пришлось очень грубо и развязно поговорить со своим отцом, и в глубине души молодой человек злился на самого себя. В эту тяжёлую для героя минуту его сестра Наташа Ростова играла на фортепиано и пела, не думая ни о каких мелочах и просто наслаждаясь мгновением. Заворожённый музыкой, Николай Ростов невольно задумывается о том, как низменны его проблемы в сравнении с искусством. Жизнь, в которой есть музыка, прекрасна, а всё остальное значительно уступает духовным ценностям. Стоит ли лишать себя этой замечательной возможности жить и дышать из-за каких-то временных трудностей и неудач? Николаю кажется, что именно в эту минуту он по-настоящему счастлив: музыка заглушает его душевную боль и дарует ему утешение.

Музыка способна кардинальным образом изменить жизнь человека. Заглавный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» изначально даже не собирался вставать с дивана

и снимать домашний халат, потому что не видел смысла в насыщенном событиями существовании. Однако встреча с Ольгой Ильинской оказывает значительное влияние на героя, у которого появляется желание меняться в лучшую сторону. Примечательно, что чувство влюблённости поселяется в душе Обломова после прослушивания любимого музыкального произведения «Casta diva», исполненного новой знакомой. От звуков этой мелодии и голоса Ольги на лице героя сияет «заря пробуждённого», он сказал девушке, что глубоко почувствовал любовь, переданную через музыку. В этот момент лень и апатия отступают, уходят на второй план, жизнь Обломова преображается, его душа устремляется к счастью.

Действительно, без музыки жизнь становится бледной и пустой. М. Лютер, например, называл этот вид искусства «лучшим утешением для опечаленного человека». Безусловно, в тяжёлое для нас время музыка, вызывая определённые эмоции, помогает прислушаться к себе и наделяет особенной энергией, не позволяющей падать духом ни при каких обстоятельствах.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

Могут ли социальные пороки оказать влияние на жизнь и судьбу отдельной личности? Достаточно часто человек восстаёт против навязанных обществом устоев и правил, потому что не хочет быть марионеткой в чужих руках. Во многих художественных текстах разворачивается конфликт между яркими индивидуальностями и социумом. К сожалению, обычно такие герои терпят поражение в этом столкновении, но их попытка что-либо изменить представляет большую ценность для человечества в целом. Это значит, что есть люди, которые не могут смириться с социальными пороками и готовы с ними бороться, чтобы сделать мир лучше. Обратимся к литературным произведениям, чтобы доказать эту точку зрения.

Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой отказывается жить по правилам фамусовского общества. Он не может принять царящее вокруг лицемерие, чинопочитание и зависимость от общественного мнения. Чацкий отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Действительно, он не собирается становиться таким же, как представители «века минувшего», их подобострастие вызывает у героя отвращение. Он чувствует себя чужим среди людей, которые обесценивают образование и духовные ценности. Именно поэтому герою не находится места в фамусовской Москве, его называют сумасшедшим. Чацкий считает, что пороки этого общества необходимо искоренить, но в пьесе у него нет ни одного единомышленника, не считая внесценических персонажей. Герою приходится отказаться от прежних планов и надежд на семейное счастье, чтобы сохранить свою индивидуальность.

В драме А.Н. Островского «Гроза» главная героиня Катерина также пытается протестовать против патриархальных порядков. В городе Калинове нет места науке, образованию и прогрессу, семьи продолжают жить по «Домострою», а младшее поколение должно неукоснительно соблюдать все требования старших. Самые авторитетные люди города – Дикой и Кабаниха – самодуры и тираны, живущие в замкнутом мире своих ограниченных консервативных убеждений. Катерина же – неординарная натура, которая видит смысл жизни в искренней любви и свободе. Девушка отказывается жить по установленным правилам, но так же, как и Чацкий, не находит смелых единомышленников. Бросая вызов обществу, героиня совершает самоубийство, однако протест одиночки заставил её мужа Кабанова задуматься о собственном угнетённом положении. Это значит, что в дальнейшем в Калинове произойдут важные изменения, и толчком к этому стал поступок Катерины.

В заключение хочется отметить, что социальные пороки действительно влияют на судьбу отдельного человека. Довольно часто общество подвергает таких людей насмешкам и критике и пытается всеми силами избавиться от них. Однако появление личностей, не желающих смиряться с навязанными сверху правилами, доказывает несовершенство общественного устройства и говорит о необходимости перемен.

Оцените статью
ЕГЭ Live