Практика задания 9 ЕГЭ по русскому языку

Практика задания 9 ЕГЭ по русскому языку ЕГЭ

1. Без­удар­ные глас­ные, про­ве­ря­е­мые уда­ре­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии ПГ

В со­от­вет­ствии с общим пра­ви­лом на­пи­са­ние букв на месте без­удар­ных глас­ных в кор­нях уста­нав­ли­ва­ет­ся путем про­вер­ки сло­ва­ми и фор­ма­ми с тем же кор­нем, в ко­то­рых про­ве­ря­е­мый глас­ный на­хо­дит­ся под уда­ре­ни­ем, на­при­мер: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодиль­ник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный).

Но вот то ли уда­ре­ния ста­вить не умеем, то ли запас слов на­столь­ко мал, что не удаётся по­до­брать про­ве­роч­ное слово, то ли не по­ни­ма­ем, где слова род­ствен­ные, а где нет, но тра­ди­ци­он­но про­цент успеш­но­го вы­пол­не­ния этого за­да­ния низок.

Самая рас­про­странённая ошиб­ка со­сто­ит в том, что про­ве­роч­ное слово под­би­ра­ет­ся ис­хо­дя толь­ко из внеш­не­го сход­ства кор­ней, без учёта зна­че­ния. Общее зна­че­ние — вот что важно. Имен­но по­это­му слова лилия и ли­ло­вый; бе­жать и бе­же­вый; кофта и каф­тан, ве­те­ран и ветер и мно­гие дру­гие не могут быть про­ве­роч­ны­ми друг для друга

    ПРИ­МЕ­ЧА­НИЯ

  1. Без­удар­ные глас­ные корня в сло­вах, близ­ких по зву­ча­нию, но раз­ных по зна­че­нию пи­шут­ся по-раз­но­му: залезать (в кар­ман) – зализать (раны), отварить (кар­то­фель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), разредить (всхо­ды) – разрядить (ружье), умалять (зна­че­ние) – умолять (о по­ща­де), примерятье́ра) ко­стюм – примирятьир) со­се­дей; развева­ет­сяе́ять) флаг – развива­ет­ся (разви́тие) про­мыш­лен­ность. Слово, сто­я­щее в скоб­ках, по­мо­га­ет по­нять смысл слова с про­пу­щен­ной бук­вой.
  2. Глас­ную о в не­уда­ря­е­мых кор­нях гла­го­лов со­вер­шен­но­го вида нель­зя про­ве­рять фор­ма­ми не­со­вер­шен­но­го вида на –ывать (–ивать), на­при­мер: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).
  3. Если в корне пи­шет­ся ё, то в без­удар­ном по­ло­же­нии в од­но­кор­не­вых сло­вах сле­ду­ет пи­сать е: ис­пещрённый (пёстрый), звез­до­пад (звёзды), ве­сен­ний ( вёсны), гнез­дить­ся ( гнёзда)
  4. Без­удар­ные а — о в кор­нях с не­пол­но­глас­ны­ми со­че­та­ни­я­ми ра, ла (бра­до­брей, пре­кра­тить, вла­чить, об­ла­ко ) нель­зя про­ве­рять со­от­вет­ству­ю­щи­ми пол­но­глас­ны­ми со­че­та­ни­я­ми в корне оро, оло (бо­ро­да, уко­ро­тить, во­ло­ку, обо­лоч­ка). Не­пол­но­глас­ные со­че­та­ния ха­рак­тер­ны для ста­ро­сла­вян­ских кор­ней, и в них все­гда пи­шет­ся а.
  5. Не стоит слепо про­ве­рять ино­стран­ные слова друг дру­гом. В не­ко­то­рых сло­вах ино­языч­но­го про­ис­хож­де­ния с вы­де­ля­е­мым толь­ко эти­мо­ло­ги­че­ски суф­фик­сом на­пи­са­ние без­удар­ной глас­ной нель­зя про­ве­рять од­но­ко­рен­ным сло­вом, если про­ве­ря­е­мая и про­ве­роч­ная глас­ные вхо­дят в со­став суф­фик­сов раз­лич­но­го про­ис­хож­де­ния, на­при­мер: або­не­мент (-емент вос­хо­дит к фран­цуз­ско­му суф­фик­су), хотя або­ни­ро­вать (-иро­вать вос­хо­дит к не­мец­ко­му суф­фик­су); ак­ком­па­не­мент, хотя ак­ком­па­ни­ро­вать. Срав­ни­те также также ана­ло­гич­ное яв­ле­ние в со­ста­ве ино­языч­но­го корня дез­инфициро­вать, хотя дез­инфекция. Со­хра­ня­ет­ся глас­ная корня в сло­вах инъ­ек­ция — инъ­е­ци­ро­вать, про­ек­ция —про­еци­ро­вать и не­ко­то­рых дру­гих. Же­ла­ние про­ве­рить слово пре­зи­дент сло­вом пре­зи­ди­ум также со­мни­тель­но, так как эти слова род­ствен­ны лишь в языке−ис­точ­ни­ке, а в рус­ском языке НЕТ (или пока нет) ни од­но­го сло­ва­ря, где бы эти слова трак­то­ва­лись как род­ствен­ные.
  6. Не­до­пу­сти­мо про­ве­рять ино­языч­ные слова со­кращёнными сло­ва­ми, воз­ник­ши­ми в раз­го­вор­ной речи. Так, слово ком­пью­тер нель­зя про­ве­рить сло­вом комп (нет та­ко­го слова в гнез­де род­ствен­ных слов, да и в сло­ва­рях его нет; нель­зя про­ве­рить слово ин­тел­ли­гент сло­вом интел (слова «интел» не су­ще­ству­ет).
  7. ВНИ­МА­НИЕ! В слове «со­мне­ние» со­глас­но сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­му сло­ва­рю А. Н. Ти­хо­но­ва ко­рень «сомне», по­это­му глас­ная Е в слове яв­ля­ет­ся кор­не­вой и может быть про­ве­ре­на.

НА­ВЕРХ

2. Без­удар­ные глас­ные, не про­ве­ря­е­мые уда­ре­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии НГ

На­ря­ду со сло­ва­ми, ко­то­рые можно про­ве­рить од­но­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми или путём из­ме­не­ния его формы, су­ще­ству­ет целый ряд слов, на­пи­са­ние ко­то­рых не под­чи­нят­ся ни­ка­ким пра­ви­лам с точки зре­ния со­вре­мен­но­го языка. Было бы за­ме­ча­тель­но, если бы су­ще­ство­вал еди­ный спи­сок слов, обя­за­тель­ных для за­по­ми­на­ния, и он пуб­ли­ко­вал­ся в учеб­ни­ках и по­со­би­ях для под­го­тов­ки к ЕГЭ.

Но та­ко­го спис­ка нет, во вся­ком слу­чае, пока. В этом ряду есть и ис­кон­но рус­ские слова, и за­им­ство­ван­ные, и их ко­ли­че­ство про­дол­жа­ет расти за счёт слов ино­стран­но­го про­ис­хож­де­ния. Здесь совет толь­ко один: не пы­тай­тесь про­ве­рять не­про­ве­ря­е­мое.

НА­ВЕРХ

3. Без­удар­ные глас­ные в кор­нях с че­ре­до­ва­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии ЧГ

По­ми­мо кор­ней с без­удар­ны­ми глас­ны­ми, про­ве­ря­е­мы­ми уда­ре­ни­ем, и тех, ко­то­рые про­ве­рить нель­зя, су­ще­ству­ют корни с раз­лич­ны­ми че­ре­до­ва­ни­я­ми глас­ных. На­пи­са­ние букв на месте без­удар­ных глас­ных под­чи­ня­ет­ся тра­ди­ции. Про­ве­рять слова с че­ре­ду­ю­щей­ся глас­ной уда­ре­ни­ем (путём под­бо­ра род­ствен­ных слов) − гру­бая ошиб­ка.

Все че­ре­ду­ю­щи­е­ся корни сле­ду­ет вы­учить на­и­зусть.. По­де­лим их на типы.

3.1.Че­ре­до­ва­ние глас­ных и/е в корне

Перед суф­фик­сом АНет суф­фик­са АИс­клю­че­нияПо­хо­жие корни

1 со­би­рать – бир(а) –

2 за­пи­рать – пир(а) –

3 об­ди­рать – дир(а) –

4 об­ти­рать – тир(а) –

5 за­ми­рать – мир(а) –

6 вы­жи­гать – жиг(а) –

7 вы­чи­тать – чит(а)–

8 рас­сти­лать – стил(а) –

9 бли­стать – блист(а )

1 бер – соберет

2 пер – запереть

3 дер – обдерет

4 тер – обтереть

5 мер – замереть

6 жег – выжег

7 чет – вычет

8 стел – расстелить

9 блест – блестеть

1

2

3

4

5

6

7 со­че­та­ние, со­че­тать

8

9

1

2

3

4 по­те­рять, по­тер­петь

5 мир, мера

6

7

8

9

Об­ра­ти­те вни­ма­ние:

про­ти­во­по­став­ле­ние е/и в кор­нях гла­го­лов, как пра­ви­ло, со­от­вет­ству­ет про­ти­во­по­став­ле­нию со­вер­шен­но­го и не­со­вер­шен­но­го вида: уме­реть (сов. вид) – уми­рать (несов. вид), за­те­реть(сов. вид) – за­ти­рать (несов. вид), вы­жечь (сов. вид) – вы­жи­гать (несов. вид), рас­сте­лить (сов. вид) – рас­сти­лать (несов. вид), об­де­ру(сов. вид) – об­ди­раю (несов. вид).

Как видно из таб­ли­цы, кор­ней, в ко­то­рых и че­ре­ду­ет­ся с е, всего де­вять. В этих кор­нях пи­шет­ся буква И перед суф­фик­сом А, но пи­шет­ся буква Е, если нет суф­фик­са А

Корни с че­ре­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми надо вы­учить, чтобы не воз­ни­ка­ло со­блаз­на в про­ти­во­ре­ча­щих друг другу про­вер­ках. На­при­мер, слово за­ти­раю, ка­за­лось бы, можно про­ве­рить сло­ва­ми про­тер и про­тир­ка, а слово сте­лить – сте­лет и под­стил­ка. Какой же об­ра­зец вы­брать для про­вер­ки? Ни­ка­кой!

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на ко­рень с че­ре­до­ва­ни­ем МЕР/МИР, в этом ряду слов всего не­сколь­ко: уме­реть, за­ме­реть/ уми­рать, за­ми­рать. Омо­ни­мич­ные корни (то есть по­хо­жие, но со­вер­шен­но с дру­гим зна­че­ни­ем)

МИР и МЕР не яв­ля­ют­ся кор­ня­ми с че­ре­до­ва­ни­ем. По­это­му слова мир­ный, при­ми­рить­ся, пе­ре­ми­рие; ми­ро­вой, ми­ро­воз­зре­ние, ми­ро­ощу­ще­ние; при­ме­рять (пла­тье), при­ме­роч­ная, из­ме­ре­ниене от­но­сят­ся к сло­вам с че­ре­до­ва­ни­ем в корне.

3.2.Пра­во­пи­са­ние кор­ней с че­ре­до­ва­ни­ем ИМ/ИН с А/Я

Удар­ное А или Я в без­удар­ном по­ло­же­нии че­ре­ду­ет­ся с ИМ или ИН :

начать  —   начинать; принять  —   принимать, понять  —   понимать, снять  —  снимать, сжать  —  сжимать. При этом пра­во­пи­са­ние им, ин, как видно из при­ме­ров, свя­за­но с по­сле­ду­ю­щим суф­фик­сом а. Это пары гла­го­лов со­вер­шен­но­го и не­со­вер­шен­но­го вида, как и гла­го­лы из преды­ду­щей таб­ли­цы.

В гла­го­лах с общей ча­стью -нима́ть (напр., за­ни­мать, до­ни­мать, об­ни­мать, от­ни­мать, под­ни­мать, сни­мать, по­ни­мать, уни­мать), ко­то­рым со­от­вет­ству­ют гла­го­лы со­вер­шен­но­го вида на -ня́ть (за­нять, при­нять, под­нять, по­нять, унять и т. п.), пи­шет­ся после н на месте без­удар­но­го глас­но­го буква и; то же в гла­го­ле вы­ни­мать (ср. сов. вид вы­нуть).

Про ЕГЭ:  Как подготовиться к ЕГЭ по базовой математике 2021: план и материалы для подготовки

НА­ВЕРХ

3.3.Че­ре­до­ва­ние глас­ных а/о в корне

В за­ви­си­мо­сти от усло­вий су­ще­ству­ет не­сколь­ко типов.

1. Пра­во­пи­са­ние корня за­ви­сит от уда­ре­ния. В тех глас­ных, ко­то­рые стоят под уда­ре­ни­ем, оши­бить­ся не­воз­мож­но. По­это­му сле­ду­ет за­по­ми­нать толь­ко без­удар­ные корни.

Под уда­ре­ни­емБез уда­ре­нияИс­клю­че­нияПо­хо­жие корни
гар/гор
Толь­ко а: загАр, огА­рокТоль­ко о: за­гО­ре­лый, угО­релвыгарки, изгарь, пригарьгоре, гора, го­ря­чий, горь­кий
клан/клон
Пи­шет­ся и а, и о: клА­нять­ся и по­клОнТоль­ко о: склО­не­ние, на­клО­нитьнет ис­клю­че­нийкло­ни­ро­вать
твар/твор
Пи­шет­ся и а, и о: твАрь, твОр­че­ствоПи­шет­ся толь­ко о: вы­твО­рять, со­твО­ритьутварьтво­рог
зар/зор
Пи­шет­ся и а, и о: зА­ре­во, зОриПи­шет­ся толь­ко а: зАря, зА­рян­казо­ре­вать *про­зор­ли­вый
плав/плов/плыв
Пи­шет­ся а и ы: плА­вать, плА­ва­ние, за­плЫв

Пи­шет­ся а: по­плА­вок

Пи­шет­ся ы: плы­ву­чий, плы­вун

пло­вец, плов­чи­ха

рас­плав­лен­ный
 

* По мне­нию фи­ло­ло­гов пор­та­ла «Гра­мо­та.ру» со­вре­мен­ное на­пи­са­ние за­ре­вать, но в школу эта норма еще не дошла: по­дроб­но­сти.

НА­ВЕРХ

2. Пра­во­пи­са­ние корня за­ви­сит от по­сле­ду­ю­щей буквы.

Усло­виеПри­ме­рыИс­клю­че­нияПо­хо­жие корни
раст/ращ/рос
Перед СТтоль­ко а: рАсти, под­рАс­тать, рАс­те­ниеросто́к, ро­сто­во́й, ро­стов­щи́к, вы́рост,

под­рост­ко́вый, Ро­стов, Ро­сти­слав

 
Перед Щтоль­ко а: вы­рА­щи­вать, от­рА­щи­ватьнетвра­ще­ние, пре­вра­ще­ние
Перед Столь­ко о: вы­рОс­ли,от­расль 
Об­ра­ти­те вни­ма­ние: под уда­ре­ни­ем перед с (с по­сле­ду­ю­щим т и без него) — толь­ко о, на­при­мер: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, пе­ре­ро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, ди­ко­ро́сы.
лаг/лож
Перед Гвсе­гда а: при­лА­гать, пред­лА­гать, слА­га­е­моенет 
Перед Жвсе­гда о: при­лО­же­ние, пред­лО­же­ние, слО­житьпологслож­но­ва­тый, на­сла­жде­ние
кас/кос
Перед Авсе­гда а: ка­сать­ся, ка­са­ниенетко­сич­ка, косой, ко­сить
Нет Авсе­гда о: при­кОс­нуть­сянет 
скак/скоч
Перед Кобыч­но а: при­скА­кать рас­ка­чать­ся
Перед Чобыч­но о: за­ско­читьска­чок, скачу ( и в фор­мах этого слова: ска­че­те, ска­чут, в ко­то­рых глас­ная в корне стоит под уда­ре­ни­ем) 

НА­ВЕРХ

3. На­пи­са­ние глас­ной буквы в корне за­ви­сит от того, какое слово имеет зна­че­ние.

Пи­шет­ся АПи­шет­ся ОИс­клю­че­нияПо­хо­жие корни
равн/ровн
ко­рень со зна­че­ни­ем «оди­на­ко­вый, рав­ный, сход­ный»: под­рАв­нять­ся, урАв­не­ниеко­рень со зна­че­ни­ем «глад­кий, ров­ный, пря­мой»: под­рОв­нять, урО­вень.по­ров­ну, ро­вес­ник, рав­нять­ся, рав­ни­на 
Рас­по­зна­вать корни -равн-/-ровн- бы­ва­ет труд­но, по­сколь­ку их зна­че­ния часто близ­ки. Ис­то­ри­че­ски они озна­ча­ли одно и то же, но ко­рень -ровн- ис­кон­но рус­ский, а -равн- по про­ис­хож­де­нию ста­ро­сла­вян­ский. Наи­бо­лее часто упо­треб­ля­е­мые слова с этими кор­ня­ми сле­ду­ет про­сто вы­учить.
мак/моч
ко­рень со зна­че­ни­ем «по­гру­жать, опус­кать в жид­кость»: ма­кАть в чай, об­мАк­нуть в крас­куко­рень со зна­че­ни­ем «впи­ты­вать, про­пус­кать жид­кость»: вы­мОк­нуть под до­ждем, про­мОк­нуть сал­фет­кой  

НА­ВЕРХ

1.1 Не из­ме­ня­ю­щи­е­ся на пись­ме при­став­ки

1. В боль­шин­стве при­ста­вок глас­ные и со­глас­ные, со­глас­но мор­фо­ло­ги­че­ско­му прин­ци­пу рус­ско­го пра­во­пи­са­ния, пи­шут­ся оди­на­ко­во, не­за­ви­си­мо от каких-либо усло­вий: С-, В-, НАД-, ПОД-, ПРЕД-, ОТ-, ЗА-, ОТ-, ВО-, ВЗО-, ВОЗ, ДО-, НА-, НАД-, НАДО-, О-, ОБ-, ПЕРЕ-, ПО-, ПОД-, ПРО-, СО-, РАЗО-

ЗА­ПОМ­НИ­ТЕ: есть при­став­ка С- (сде­лать, сги­нуть), но нет при­став­ки 3.

2. Пра­во­пи­са­ние глас­ных в при­став­ках в без­удар­ном по­ло­же­нии (кроме при­ста­вок ПРЕ-, ПРИ-и РАЗ/РОЗ) можно про­ве­рить, по­до­брав слово, где эта же при­став­ка стоит в удар­ном по­ло­же­нии:

от­ка­зать — От­клик, на­ка­зать — нА­спех.

3. Пра­во­пи­са­ние со­глас­ных в при­став­ках (кроме при­ста­вок на 3-, С-) можно про­ве­рить, по­до­брав слово,

где после этой при­став­ки стоит глас­ная или со­глас­ные В, Л, М, Н, Р: об­хо­дить — оБ­рас­тать.

4. При­став­ка ПРА- упо­треб­ля­ет­ся в сло­вах:

пра­де­душ­ка,

пра­ба­буш­ка,

пра­ро­ди­на,

пра­внук,

пра­внуч­ка,

пра­ро­ди­тель,

пра­язык,

пра­и­сто­ри­че­ский,

пра­щур.

5. При­став­ка ПА- встре­ча­ет­ся толь­ко под уда­ре­ни­ем:

пад­че­ри­ца,

пас­мур­ный,

па­во­док,

па­сы­нок,

па­губ­ный.

6. Сле­ду­ет раз­ли­чать пары:

ПО­дать, ПО­да­ча, ПО­дан­ный и ПОД­дать, ПОД­дав­ки, ПОД­дан­ный

ПО­дел­ка и ПОД­дел­ка

ПО­де­вать и ПОД­де­вать

ПО­дер­жать, ПО­дер­жан­ный и ПОД­дер­жать, ПОД­дер­жан­ный

ПО­драз­нить и ПОД­драз­нить

НА­ВЕРХ

1.2 При­став­ки, окан­чи­ва­ю­щи­е­ся на буквы З и С

Пра­во­пи­са­ние при­ста­вок

воЗ-воС

беЗ-беС

иЗ-иС

вЗ-вС

ниЗ-ниС ( не пу­тать с НЕ С)

обеС-обеЗ

раЗ-раС

чреЗ-чреС

череЗ-череС

ко­то­рые окан­чи­ва­ют­ся на 3-, С- и имеют не менее двух букв опре­де­ля­ет­ся по­сле­ду­ю­щим со­глас­ным.

3 — пи­шет­ся перед звон­ким со­глас­ным (раз­Мыш­лять)

звон­кие со­глас­ные: р, л, м, н, й, б, в, г, д, ж, з

С — перед глу­хим со­глас­ным (рас­Смат­ри­вать)

глу­хие со­глас­ные: х, ц, ч, щ, к, п, с, т, ш, ф

Эти при­став­ки на­зы­ва­ют также за­ви­ся­щи­ми от про­из­но­ше­ния: в при­став­ке пишем то, что слы­шим. Под вли­я­ни­ем звон­ко­го звука корня ста­но­вит­ся звон­ким и по­след­ний звук при­став­ки, и точно так же, под вли­я­ни­ем глу­хо­го звука корня оглу­ша­ет­ся при­став­ка.

2. В на­пи­са­ни­ях типа НЕ ИЗ беж­ный, в ко­то­ром две при­став­ки, ра­бо­та­ет пра­ви­ло при­став­ки НА З/С.

В на­пи­са­ни­ях типа НЕ С го­ра­е­мый, в ко­то­ром две при­став­ки, ра­бо­та­ет пра­ви­ло на­пи­са­ния при­став­ки С.

3. В сло­вах раСчёт, раСчётли­вый, рас­честь пи­шет­ся одна С (перед кор­нем -ЧЕТ-).

В гла­го­ле раС­Счи­тать, в при­ча­стии раС­Счи­тан­ный пи­шут­ся две С (перед кор­нем -ЧИТ-).

4. ЗА­ПОМ­НИТЬ:

ра­зе­вать

ра­зи­нуть

ра­зо­рить

бессчётный

ми­ро­воз­зре­ние — ми­ро­вос­при­я­тие

ссора — рассо­рить­ся

ис­ступлённо

ис­под­тиш­ка

че­ре­с­чур

5. Близ — пред­лог (близ дома).

Но: близ­сто­я­щий, близ­си­дя­щий (при­ча­стие).

НА­ВЕРХ

1.3 При­став­ки ПРЕ и ПРИ

Пра­во­пи­са­ние при­ста­вок ПРЕ-/ПРИ- за­ви­сит от зна­че­ния слова.

При­став­ка ПРИ- имеет зна­че­ние:

— при­бли­же­ние (при­е­хать);

— при­со­еди­не­ние (при­кле­ить);

— бли­зость (при­мор­ский — близ­ко от моря);

— не­пол­ное дей­ствие (при­от­крыть);

— дей­ствие, доведённое до конца (при­ду­мать);

— близ­кое к при­став­ке ДО- (при­пи­сы­вать);

— уси­ле­ние дей­ствия (при­на­лечь);

— дей­ствие в соб­ствен­ных ин­те­ре­сах (при­на­ря­дить­ся).

При­став­ка ПРЕ- имеет зна­че­ние:

— очень (пре­крас­ный — очень кра­си­вый);

— близ­кое к при­став­ке ПЕРЕ- (пре­одо­леть).

В не­ко­то­рых слу­ча­ях раз­ли­че­ние при­ста­вок ПРИ-/ПРЕ- опре­де­ля­ет­ся кон­тек­стом:

прИ­бы­вать в город — прЕ­бы­вать в го­ро­де;

прИ­дать вид — прЕ­дать друга;

прИ­з­реть си­ро­ту — прЕ­зи­рать не­дру­га;

прИ­дел (в храме) — прЕ­дел (тер­пе­нию);

прИёмник (ра­дио­приёмник) — прЕ­ем­ник (про­дол­жа­тель на­ча­то­го дела, тра­ди­ций);

прИ­врат­ник (сто­рож, при вра­тах) — прЕ­врат­ный (не­пра­виль­ный), но: прИ­врать (не­мно­го со­врать)

прИ­тер­петь­ся (при­вык­нуть) — прЕ­тер­пе­вать (пе­ре­жить);

прИ­к­ло­нить (ветви) — прЕ­кло­нять­ся (перед кем-то);

прИ­сту­пать (к чему-либо) — прЕ­сту­пать (через что-либо);

прИ­тво­рить (дверь) — прЕ­тво­рить (в жизнь);

прИ­хо­дя­щий (при­хо­дит) — прЕ­хо­дя­щий (не­по­сто­ян­ный);

прИ­пе­реть (дверь) — прЕ­пи­рать­ся (спо­рить);

прИ­ло­жить (уси­лие) — не­прЕ­лож­ный, не под­ле­жа­щий из­ме­не­нию;

прИ­ста­ни­ще (приют) — бес­прЕ­стан­но (не пе­ре­ста­вая);

прИ­ткнуть­ся (устро­ить­ся без удобств)— ка­мень прЕ­ткно­ве­ния (по­ме­ха, за­труд­не­ния, =фра­зео­ло­гизм)

прИ­мень­шить (не­мно­го)— прЕ­умень­шить (много, зна­чи­тель­но)

Зна­че­ние, не­яс­ное в су­ще­стви­тель­ном (при­ла­га­тель­ном), можно про­яс­нить преды­ду­щим эта­пом сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

при­ста­ни­ще — при­стать, при­зва­ние — при­звать, при­клад­ной — при­кла­ды­вать.

Зна­че­ния, вно­си­мые в слово при­став­ка­ми пре-, при-, могут быть объ­яс­не­ны сло­ва­ми или сло­во­со­че­та­ни­я­ми, близ­ки­ми по смыс­лу: пре­об­ра­зо­вать — пе­ре­де­лать, пе­ре­стро­ить; при­ча­лить — при­стать, при­швар­то­вать­ся; пре­кра­тить — пе­ре­стать что—либо де­лать; пре­ре­кать­ся — пе­ре­би­вать друг друга, пе­ре­ру­ги­вать­ся; пре­врат­ное (мне­ние) перевёрну­тое; не­при­ем­ле­мый — то, что нель­зя при­нять; не­при­хот­ли­вый — без при­хо­тей; при­ве­ред­ли­вый — че­ло­век с боль­ши­ми при­хо­тя­ми, ка­при­за­ми.

Су­ще­ству­ют слова (чаще всего за­им­ство­ван­ные) с при­став­ка­ми ПРЕ-/ПРИ-, зна­че­ние ко­то­рых утра­че­но и

на­пи­са­ние нужно за­пом­нить.

ПРИПРЕ
при­ват­ный

при­ма­дон­на

при­мат

при­ми­тив

при­ви­ле­гия

при­о­ри­тет

при­укра­сить

при­ви­де­ние

при­ди­рать­ся

при­клю­че­ние

при­ся­га

при­тя­за­ние

при­об­ре­те­ние

при­чуд­ли­вый

при­да­ное

при­стра­стие

при­спо­со­бить­ся

при­ме­нять

при­ве­ред­ли­вый

при­я­тель

при­сут­ство­вать

пре­ам­бу­ла

пре­стиж

пре­ва­ли­ро­вать (пре­об­ла­дать)

пре­вра­щать

пре­зент

пре­зи­дент

пре­зи­ди­ум

пре­лю­дия

пре­ми­ро­вать

пре­мье­ра

пре­не­бре­гать

пре­об­ра­зо­вать

пре­одо­ле­вать

пре­па­рат

пре­по­на

пре­пят­ствие

пре­ро­га­ти­ва

пре­тен­дент

пре­тен­зия

пре­це­дент

НА­ВЕРХ

1.4 При­став­ки РАС и РОЗ

В при­став­ках РАЗ- (РАС-) — РОЗ- (РОС-) под уда­ре­ни­ем пи­шет­ся О, без уда­ре­ния А: рО­счерк — рАс­ска-

зать; рос­сказ­ни, но рас­ска­зать. Ис­клю­че­ние: РО­Зыск­ной (не­ко­то­рые ис­точ­ни­ки счи­та­ют кор­рект­ным РАЗыск­ной).

НА­ВЕРХ

2.1 На­пи­са­ние раз­де­ли­тель­но­го мяг­ко­го и твёрдого знака после при­ста­вок

Ъ пи­шет­ся:

1) после при­став­ки на со­глас­ную перед бук­ва­ми Е, Ё, Ю, Я (подъ­езд, подъём, предъ­юби­лей­ный, объ­яв­ле­ние);

2) в слож­ных сло­вах, первую часть ко­то­рых об­ра­зу­ют чис­ли­тель­ные ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- (двухъ­ярус­ный,

трёхъ­языч­ный).

3) После ино­языч­ных при­ста­вок:

АД- (адъ­ютант)

ИН- (инъ­ек­ция)

КОН- (конъ­юк­ти­вит)

ОБ- (объ­езд)

СУБ- (субъ­ект)

ПАН- (панъ­ев­ро­пей­ский)

КОНТР- (контръ­ярус)

ДИЗ- (дизъ­юнк­тив­ный)

ТРАНС- (трансъ­ев­ро­пей­ский)

Ъ не пи­шет­ся:

1) перед бук­ва­ми А, О, У, Э (саги­ти­ро­вать, под­окон­ник, сузить, сэко­но­мить);

2) в слож­но­со­кращённых сло­вах (де­тяс­ли).

Ь пи­шет­ся:

1) в корне слова перед бук­ва­ми Е, Ё, Ю, Я, И (пьеса, льет, пью­щий, рья­ный, со­ло­вьи);

2) в не­ко­то­рых ино­языч­ных сло­вах перед О (бу­льон, шам­пи­ньон).

НА­ВЕРХ

2.2 На­пи­са­ние Ы и И после при­ста­вок

1. После при­ста­вок на глас­ный пи­шет­ся И: про­Иг­рать.

2. После при­ста­вок, окан­чи­ва­ю­щих­ся на со­глас­ную, вме­сто И пи­шет­ся Ы: разЫг­рать (иг­рать); безЫ­дей­ный (идей­ный) За­пом­ни­те при­став­ки, после ко­то­рых дан­ное пра­ви­ло не ра­бо­та­ет:

1) с при­став­ка­ми МЕЖ-, СВЕРХ-: ме­ж­ин­сти­тут­ский, сверх­изыс­кан­ный;

2) с ино­языч­ны­ми при­став­ка­ми КОНТР-, ДЕЗ-, ПАН-, СУБ-, ТРАНС-: кон­три­г­ра;

3) в слове взИ­матъ (слово-ис­клю­че­ние пи­шет­ся со­глас­но про­из­но­ше­нию).

4) От на­пи­са­ний слов с при­став­ка­ми сле­ду­ет от­ли­чать слож­ные слова типа пед­ин­сти­тут, мед­ин­сти­тут, где нет при­став­ки, а, зна­чит, и нет за­ме­ны И на Ы.

НА­ВЕРХ

Вопрос 1

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

Варианты ответов
  • заровнять. погорячиться, нелогично
  • коснуться, собирательный, заскочили
  • обжигаться, покосившаяся, почитатель
  • замереть, обмакнуть, вычеты
  • озорник, блестящий, раскачаться

Вопрос 13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Варианты ответов
  • Оля, будучи очень маленького роста, (НЕ)ДОТЯГИВАЛАСЬ до ручки окна, поэтому ей каждый раз приходилось подниматься по небольшой лестнице, которую ей когда-то сделал дедушка.
  • Кассир, даже (НЕ)УДОСУЖИВШИЙСЯ взглянуть на меня, когда я обратился к нему с вопросом, пробормотал что-то невнятное.
  • Обнаруженная вещица поначалу показалась ничем (НЕ)ПРИМЕЧАТЕЛЬНОЙ.
  • (НЕ)ЯРКОСТЬ и насыщенность новой жизни вдохновляли братьев, а появившееся в этой жизни чувство свободы.
  • Настасья (НЕ)ДОБРО посмотрела на барина — хотела было что-то возразить, но лишь тяжело вздохнула и вышла.

Вопрос 16

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Варианты ответов
  • Я пыталась объяснить родителям, что я здесь ни (ПРИ)ЧЁМ, и мне было важно, ЧТО(БЫ) они мне верили.
  • Дети двигались по дороге колонной (ПО)ДВОЕ, а (В)ПЕРЕДИ шёл сопровождающий с красным флажком.
  • Мне нравилось творчество этого писателя (В)ЦЕЛОМ, однако особенно сильно я любил его первый роман, (ОТ)ТОГО, может быть, что прочёл его ещё в детстве.
  • (ЗА)ТЕМ поворотом, (НА)СКОЛЬКО я помню, был низенький домик, где раньше жила старушка, постоянно торговавшая жареными семечками подсолнечника.
  • Катя ( ТО)ЖЕ вышла на балкон: оттуда были хорошо видны клубы дыма (НА)ПОДОБИЕ кучевых облаков.

Вопрос 17

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Варианты ответов
  • Увидев бегущего в нашу сторону быка, мы все (В)ЧЕТВЕРОМ бросились в кусты, потому что перепугались (ДО)СМЕРТИ.
  • (В)ВИДУ смены поставщика строительные материалы пока поступают с перебоями; ремонтные работы будут возобновлены, (В)ТЕЧЕНИЕ недели.
  • Она поднимает голову и видит (В)ВЕРХУ, на (ПОЛУ)КРУГЛОМ декоративном балкончике, множество людей.
  • Сам не зная (ЗА)ЧЕМ, он выглянул в окно: всё ТАК(ЖЕ) спокойно и холодно светила луна, мерцал в её серебряном потоке света снег — ничего не изменилось.
  • (В)ОТЛИЧИЕ от всех остальных, Настя не смеялась над нелепым провалом Виктора — напротив, она поддержала его, (ПРИ)ТОМ очень искренне, бескорыстно.

Вопрос 18

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Вопрос 2

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

Варианты ответов
  • реализм, протереть, лопата
  • скользящий, изменение, запрессовать
  • помешать, мотив, горизонтальный
  • пленительный, сериал, горелка
  • покосился, разгадать, терминология

Вопрос 20

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква НН.

В образовавшийся провал панически высовывалась статуя — грубое, стари(1)ое изделие из некраше(2)ого дерева. На траве валялись груды каких-то сожжё(3)ых и затопта(4)ых бумаг, книжные переплёты, вытаще(5)ый наружу и разбитый о камни шкаф. Курт остановился, соображая. У него был намёта(6)ый глаз солдата, и он сразу почувствовал, что главный очаг пожарища должен быть, очевидно, версты за две отсюда — там, где находилась деревня Монтивер.

Вопрос 3

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

Варианты ответов
  • виноватый, аналогичный, гладиолус
  • бетон, карета, конвенция
  • презирать, репортаж, жемчужина
  • кардинально, патроны, диван
  • абажур, простирается, приоритет

Вопрос 4

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Варианты ответов
  • ни…послать, и…чезнуть, обе…покоить
  • пр..волжский, пр..карманить, пр..обрёл
  • под…тожить, пред…дущий, без…скусный
  • п…едестал, в…явь, обез…яний
  • р…ссыпаться, над…рвался, нед…жарили

Вопрос 5

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Варианты ответов
  • пр..образ (героя), расп..ложить, с..поставление
  • пр..спосабливающийся, непр..одолимый, пр..мкнувший
  • и…чезнуть, бе..пробудный, в..дремнуть
  • с..змала, с..митировать, об..ск
  • нераз…ёмный, с…ёжился, в…южный

Вопрос 6

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Варианты ответов
  • обе..доленный, и..древле, не..держанный
  • с…мневаться, перев…плотиться, пр…дедушка
  • об..скать, пост..мпрессионизм, без..мянный
  • ни…провергнуть, и…подтишка, во…препятствовать
  • пр…уныл, пр…хлопнуть, непр…ступные (скалы)

Задание 9. практика егэ по русскому языку 2022

9 задание ЕГЭ по русскому языку 2022. Практика. Правописание корней.

1.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная

чередующаяся

гласная корня. Запишите номера ответов.

1) горизонтальный, подростковый, выровнять (дорогу)
2) подгорать, преклонение, утварь
3) водоросли, каморка, окосел (на правый глаз)
4) пловец, прилагательное, заскочить
5) пробираться (через чащу), интеллигентный, обмакнуть

24

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) разговор, растение, пестреть
2) словарный, персонаж, полагать
3) вдалеке, сцепление, скрипучий
4) разуверять, увлекаться, побледневший
5) реставрация, поколение, действительный

34

3.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная

чередующаяся

гласная корня. Запишите номера ответов.

1) полагаю, горнист, обмакнуть
2) перегоревший, сложение, персональный
3) отрасль, сочетание, равнинный
4) заревать, приращение, отпирать
5) пирамида, запоминать, позаниматься

34

4. 

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная

проверяемая

гласная корня. Запишите номера ответов.

1) убедиться, симпатия, избегающий
2) дополнительный, электроника, заря
3) основной, величайший, обязать
4) оранжерея, пригорающий, интеллектуальный
5) горевать, бесполезный, экологический

35

5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) экономический, офицерский, сочетание
2) реалистичный, сетевой (шнур), росточек
3) меценатство, панорамный, резиденция
4) корзина, зеркало, ворсистый
5) аннотация, гарнизон, карьерист

35

6.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная

непроверяемая

гласная корня. Запишите номера ответов.

1) университет, кампания (военная), проект
2) проберусь, блистательный, коммуникационный
3) рекламный (ролик), грамматический, аттракцион
4) министерство, пританцовывать, обособление
5) традиционный, проблематика, понедельник

135

7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) прикасаться, возлагать (надежды), разжигать (костер)
2) соприкосновение, уравнение, обмакнуть (перо в чернильцу)
3) проживать (в городе), рогатый (бык), выскочил (на улицу)
4) плавучий (корабль), отраслевой, замирать (от восторга)
5) протирать (пыль), непромокаемый (плащ), заплатить (за работу),

124

8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) перьевая (ручка), выросший, стихотворение
2) обмереть (от страха), подпирать, разрастаться
3) территория, расположение, измерять
4) перебирать, склониться, озарённый
5) постелить, позагорать, мировой

24

9. 

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная

непроверяемая

гласная корня. Запишите номера ответов.

1) околдовать, багаж, демонстрировать
2) реальный, декоративный, горизонт
3) предлагать, воплотить, дежурный
4) стремиться, врачебный, виртуозный
5) карандаш, троллейбусный, комфортный

125

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) сватовство, оценить, выливать
2) отговаривать (от поездки), афористичный, полагать
3) незнакомец, возвращаясь, вырастали
4) подрастающий, дремота, зернистый
5) помирить (друзей), увлечение, освещать (фонарём)

15

11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) стремиться, растениеводство, коренной
2) отвлекающий, загореть, распространить
3) замереть, перескочить, предположение
4) озаряемый, разбираться, прикосновение
5) подстегнуть, примирение, разжимать

34

12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) кардинальный, обоняние, интеллектуальный
2) теоретик, заботливый, ламинировать
3) воронка, властелин, покарать
4) аппетит, покоряющий, сериал
5) периодический, уплотняя (бетон), укротитель

12

13. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) сращение, повзрослеть, набираться (опыта)
2) примерять (платье), посвятить (книгу), заря
3) сотворение (мира), приложение (к учебнику), примирить (врагов)
4) соберу (грибы), застелить (пол), заскочил (на минутку)
5) ростовщик, преклонение, блистательный

145

14. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) располагаться, тренировать, винегрет
2) коридор, респектабельный, миндалевидный
3) перетирать, обогащение, таинственный
4) бакалея, багровый, сострадание
5) зарница, маршрутный, коричневатый

24

15. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) предполагать, принимать, блестяще 
2) жестикулировать, воссоединение, горизонтальный
3) гигиенический, дезориентировать, избиратель
4) дистанционный, возрастать, теснота
5) водоросли, взаперти, изложение

15

16. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) роскошный, разгораться, перебирать
2) осветительный, росточек, касание
3) приложение, блистательный, скачок
4) сдержаться, вычитание, понимать
5) устилать, водоросли, плавучий

35

17. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) оснащение, озаряться, располагающийся
2) антинаучный, невразумительно, творец
3) формализм, абзац, подражание
4) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)
5) увековечить, исполнитель, прославлять

45

18. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) росинка, подбирать (рифму), предлагать
2) растирание, пирожное, касаться (волос)
3) водоросли, застелить, скакалка
4) предположительный, зажигать, обмирать (от страха)
5) озарить, росток, продираться (сквозь кусты)

345

19. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) подобреть, затворить (дверцу), фламинго
2) пловчиха, посидел (на диване), уклонение (от налогов)
3) залезать (на ель), замолчал, объяснять (задание)
4) соединять, догадался, запирать (дверь)
5) молоко, косой, города

35

20. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) эффективный, лаконичный, виолончель
2) косичка, максимальный, коллекционер
3) натирать, каллиграфия, риторический
4) финансирование, гористый, централизованный
5) коллективный, критиковать, поросль

24

21. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) основной, росток, стипендия
2) изменение, непостижимый, подлокотник
3) предложение, палисадник, растрепать
4) государство, словосочетание, предъявить
5) обижаться, роскошный, оплатить

25

22. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) протереть, заросли, возгорание
2) предлагать, пастух, измерение (скорости)
3) наклоняться, блестеть, терминология
4) запереть (дверь), усложнённый, ослепительный
5) избирательный, (оставаться) на плаву, замерев (от неожиданности)

15

23. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) блистательный, излагать, мировой
2) касаться, обмакнуть, (искусные) ложкари
3) поклониться, прикоснуться, замереть
4) упираться, распределиться, изложение
5) обжигаться, водоросли, несгораемый

35

24. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) сплотиться, внезапно, выбирать
2) ухватиться, хлопотать, вычисление
3) соберёшь, кавычки, упрощённый
4) замереть, угнетённый, поколение
5) критиковать, укрощать (зверя), обрамление

25

25. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) потерпеть, подберёт, озарение
2) тире, вырастать, расстилаемый
3) горизонт, замирающий (от восторга), излагать
4) загорелый, блестеть, касаться (волос)
5) отрастать, зажигалка, предположение

45

26. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) загорел (на пляже), шерстяной, пригарь 
2) бумеранг, дефицит, жасмин
3) вымирание (птиц), излагать (информацию), опоздать
4) авангард, огорчение, каравай,
5) вандализм, акробат, дезертир,

25

27. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится проверяемая безударная гласная корня. Запишите номера ответов.

1) натереть, отраслевой, разработанный
2) примирительный, контролировать, дополнять
3) экспериментальный, результативный, витамин
4) периодизация, педагогический, оранжерея
5) основательный, анализировать, парадоксальный

25

Общее по­ня­тие о корне как части слова

Ко­рень — это глав­ная зна­чи­мая часть слова, ко­то­рая вы­ра­жа­ет ос­нов­ное зна­че­ние дан­но­го слова и общее лек­си­че­ское зна­че­ние всех од­но­ко­рен­ных слов.

Имен­но общее зна­че­ние, а не внеш­ний вид корня (или его части) поз­во­ля­ет от­не­сти то или иное слово к род­ствен­ным (или од­но­ко­рен­ным) сло­вам. В рус­ском языке не­ма­ло кор­ней, ко­то­рые пи­шут­ся оди­на­ко­во, но имеют со­вер­шен­но раз­ные зна­че­ния.

На­при­мер, бук­во­со­че­та­ние ГОР встре­ча­ет­ся в ты­ся­чах слов, яв­ля­ет­ся кор­нем в сло­вах ГО­РЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и од­но­ко­рен­ных к ним. Но это не один и тот же ко­рень, а раз­ные, ведь по смыс­лу слова ГО­РЕТЬ, ГО­РЕ­ВАТЬ, ГОРА не имеют ни­че­го об­ще­го.

Этот факт иг­ра­ет огром­ную роль в на­пи­са­нии кор­ней с без­удар­ной глас­ной. Так, в при­ведённом ряду слов для каж­до­го слова свой от­дель­ный спо­соб про­вер­ки: гореть (ко­рень с че­ре­до­ва­ни­ем), горевать (про­ве­роч­ное слово гО́ре), гора (гО́рный).

Решу егэ

1) Гоша, обращаясь к маме, процитировал всего-навсего одно предложение из повести, которую он закончил читать пару дней назад, но мать сразу поняла, что он хотел сказать, и расплакалась, бросилась обнимать сына.

2) Оказавшись на пристани и увидев десятки белобоких теплоходов, обещающих увлекательную прогулку по заливу, мы всей компанией решили воспользоваться этой возможностью и уже через полчаса любовались большой водой, стоя на корме теплохода «Антона Чехова».

3) Коллекционеров Сотников не особо жаловал, хотя и понимал, что благодаря именно этой категории людей имел в течение многих лет солидный приработок, выступая в качестве уникального эксперта по изделиям «Дома Сотникова», знаменитого ювелирного предприятия, основанного ещё в самом конце восемнадцатого века.

4) Смотря на водную гладь, возникает ощущение свободы, хочется прыгнуть с этой скалы в кристально чистую воду и поплыть вперёд, навстречу приключениям.

5) Когда наконец семёрка велосипедистов вырвались вперёд, оставив далеко позади остальных соперников, Никита и Егор, поначалу не особенно внимательно следившие за ходом состязания, буквально прильнули к экрану телевизора.

6) Вопреки обычного многолетнего порядка, из-за реки по мостам, обтекая собор, на площадь стали вливаться бесчисленные людские массы, заворачиваясь в крутые завитки и приподнимаясь у высокого основания храма настигающими, захлёстывающими друг друга тугими валами.

7) Знакомство славян, расселившихся в VI—VII вв. на территории Греции, с римской культурой не только проявлялось в сельскохозяйственной лексике, но и в терминологии, связанной со строительством, обработкой металлов и дерева, ткачеством, рыболовством и пчеловодством.

8) В последующем некоторые учителя успешно проводили эту экскурсию со своими учениками на одном из близлежащих к Москве верховых болот, акцентируя внимание учащихся на необходимости сохранения болот ввиду их огромного биосферного значения.

9) Поклонники автоспорта даже придумали легенду, согласно которой своё название, в переводе означающее «серебряный камень», это место получило именно благодаря автодрому, ставшему одной из самых больших драгоценностей в сокровищнице британского автоспорта.

Оцените статью
ЕГЭ Live