Практика задания 24 ЕГЭ по русскому языку

Практика задания 24 ЕГЭ по русскому языку ЕГЭ

А теперь проверьте себя, ребята,помните ли вы, что обозначают данные понятия?

  • Синонимы.
  • Контекстные синонимы.
  • Антонимы.
  • Контекстные антонимы.
  • Фразеологизмы.
  • Переносное значение слова.
  • Термины.
  • Разговорные слова.
  • Устаревшие слова.
  • Просторечные слова.
  • Лексическое значение.

Таков алгоритм выполнения задания № 24.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

Алгоритм выполнения задания № 24.

  • Внимательно прочитайте задание, поймите, какое слов (-а) вам нужно найти.
  • Вспомните правило, что обозначает данное слово(-а) .
  • Запишите ответ.

Антонимы.

Антонимы — это противоположные по смыслу слова (забраковать – одобрить, оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивый).

  • Из предложения 21 выпишите антонимы.

(21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.

Ответ: бездарныхталантливых

Запомните, как записывать ответ!

  • Можно записать слово или слова в той форме, в которой они даны в тексте ( высокуюнебольшую).
  • Можно записать в начальной форме данные слова (высокийнебольшой).
  • Никаких пробелов, запятых, дефисов быть не должно!

Контекстные антонимы.

Контекстные антонимы —  это слова, которые являются антонимами только в данном контексте. Противопоставление подобных слов является чисто индивидуальным авторским решением.

Например: один день – вся жизнь, волки — овцы, поэт – стихотворец.

  • Из предложения 8 выпишите контекстные антонимы.

(8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.

Ответ: орёлкуропатка.

Лексическое значение слова.

Задание № 24.

Лексическое значение слова.

Задание № 24, ребята, несложное. Здесь нужно просто хорошо знать некоторые определения, касающиеся лексики, и уметь их находить в тексте.

А вот этих терминов много, все их надо помнить.

Давайте рассмотрим типы вопросов, которые  могут быть вам предложены в задании № 24, рассмотрим примеры и вспомним правила. Итак, начнём!

Переносное значение слова.

Переносное значение слова – вторичные значения слова, вызванные переносом внешнего сходства или внутренней сути чего-либо (остался оттенок грусти).

  • Из предложения 2-3 выпишите слово в переносном значении.

 (2)К невысокой деревянной двери вели каменные ступеньки, а над черепичной крышей возвышались две большие кирпичные трубы. (3)На стенах, оконных решётках, дверях и крыше — всюду были заметны сероватые следы времени.

Ответ: следы

Практика егэ. задание 24. фразеологизмы, синонимы, антонимы.

24 задание ЕГЭ по русскому языку 2022. Практика. Тесты созданы на основе демоверсии ФИПИ.

Вариант 1 

(36)В этом смысле мне повезло. (37)Я догнал в росте своего отца уже в восьмом классе, а поскольку он был кадровым командиром Красной Армии, то его старая форма перешла ко мне. (38)Гимнастёрка и галифе, сапоги 
и командирский ремень, шинель и будёновка из тёмно-серого сукна. 
(39)Я надел эти прекрасные вещи в один замечательный день и не снимал их целых пятнадцать лет. (40)Пока не демобилизовался. (41)Форма тогда уже была иной, но содержание её не изменилось: она по-прежнему осталась одеждой моего поколения. (42)Самой красивой и самой модной. 

Из предложений 36–42 выпишите слово со значением «уволиться с военной службы в запас». 

Демобилизовался

 Вариант 2 

(15)Так они и пошли обратно – впереди немец со взваленным на плечи пулемётом, сзади Школенко. 
(16)На командный пункт батальона Школенко добрался только после полудня. 
– (17)Хорошо, – сказал командир полка, – одну задачу, – он кивнул на капитана Кошелева, – вы выполнили, теперь выполните мою: вы должны узнать, где стоят их остальные миномёты. 
– (18)Узнаю, – коротко сказал Школенко, – один пойду? 
– (19)Один, – сказал Кошелев. 

Из предложений 15–19 выпишите антонимы (антонимическую пару). 

впереди сзади 

Вариант 3 

(31)Ещё подумаешь о том, чтобы было счастие всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, и уснёшь тихо, спокойно. 

Из предложения 31 выпишите синонимы (синонимическую пару). 

Тихо спокойно

Вариант 4 

(10)Себя отношу к категории людей, занятых делом, но мой пример нетипичен. (11)Я умудряюсь читать и писать. (12)Выпустил четвёртый сборник стихов. (13)Не останавливаюсь на этом, папки рукописей и черновиков пополняются, хотя перелёты, поездки и ночное бодрствование – вот весь писательский ресурс, который у меня остаётся. (14)С чтением ещё сложнее, паузы выпадают редко. 

Из предложений 10–14 выпишите разговорное слово. 

умудряюсь

 

Вариант 5 

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался. 
(67)Лиза обернулась к матери и крикнула: 
– Мама, поди сюда! 
(68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица. 
(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне: 
– А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль. 

Из предложений 64–72 выпишите книжное слово со значением «злобно-насмешливо, язвительно». 

Сардонически

Вариант 6 

(6)«Ваше любимое занятие?» – (7)«Рыться в книгах». (8)Это и про меня. (9)Тогда, в детстве, тоже рылся. (10)Пока в один счастливый момент не выудил из этой горы потрёпанный кирпичик: тонкая рисовая бумага, старинные буквы «еры» и «яти», обложек нет, первых страниц нет, последних нет. (11)Автор – инкогнито. 

Из предложений 6–11 выпишите антонимы (антонимическую пару). 

Первых последних

Вариант 7 

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. 

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару). 

Плохое хорошее

Вариант 8 

(22)Подоспевший помощник Кнышева Титка псом бросился на обидчика, пустившегося к лесу по снежной целине. (23)Молодому было легче перескакивать завалы, зато на одном из них у Ивана соскочил валенок, и он со всего маху распорол себе ногу о сук, спрятанный под сугробом. (24)Уже не больше десятка шагов разделяло их, и ходить бы Ивану – будущему профессору Вихрову – век с надорванным ухом, если бы не подвернулась та спасительная, под отлогим углом наклонённая берёза. (25)Мальчик с ходу взбежал до развилины и сидел там, как в седле, обнажив зубы, страшный в своём недетском озлоблении, а Титка похаживал внизу, длинным языком лизал снег с ладошки, перстом грозился, пока во всём снаряжении не подоспел сам Кнышев. 

Из предложений 22–25 выпишите фразеологизм. 

Со всего маху

 Вариант 9 

(34)Николай зарядил порожние диски, попил немного противно тёплой воды из фляги, посмотрел на часы. (35)Ему казалось, что бой длился несколько минут, а на самом деле с начала атаки прошло больше получаса, заметно склонилось на запад солнце, и лучи его уже стали утрачивать недавнюю злую жгучесть. 

Из предложений 34-35 выпишите один фразеологизм. 

На самом деле

 

Вариант 10 

(22)Когда он всё это выгрузил, нам с кровати стало не видно нашего ребёнка. (23)Мы даже дыхание затаили в ожидании его реакции. (24)И тут раздался оглушительный плач! (25)Сын рыдал безутешно. 
(26)Жена вскочила с кровати: что, мол, что такое, мой ангел? 

Из предложений 22–26 выпишите фразеологизм. 

Дыхание затаили

Вариант 11 

(14)Обладание некоторыми вещами (теми же мобильными телефонами, дубленками, модными туфлями), наличие некоторых привычек (пить пиво такой-то марки, курить такие-то сигареты, жевать такие-то жвачки, играть в боулинг и т.д.) означает принадлежность к своим, к «нашим», гарантирует качество, продвинутость данного человека. (15)Тогда как отсутствие этих вещей и привычек зачастую автоматически определяет человека как чужака, даже как отсталого. 

Из предложений 14-15 выпишите контекстные синонимы. 

Своим нашим

Вариант 12 

(3)Разговариваем, а мне удивительно, как это, около самых книг сидя, человек не взглянет пристально на редкости. 

Из предложения 3 выпишите слово со значением «очень внимательно, напряженно». 

Пристально

 

Вариант 13 

(47)Теперь он не замечает или даже отгоняет подходящих к нему детей. (48)И не испытывает ни жалости, ни стыда, потому что уверен, что старается для их же пользы. (49)Теперь живые дети мешают ему помогать теоретическим детям, мешают окончательному и справедливому решению вопроса о детском голоде. 
(50)Кто правильней действовал из этих двух пассажиров на вокзале? (51)По-моему, ясно, что первый пассажир. (52)Как говорится, теория мертва, но вечно зелено древо жизни. 

Из предложений 47-52 выпишите контекстные антонимы. 

Живые теоретическим

 

Вариант 14 

(18)А потом я увидел новый бетонный мост, по которому оно теперь шло. (19)Старый стоял в сотне метров слева – он ничуть не изменился, только участки дороги перед ним были разрушены, и с обеих сторон он обрывался в пустоту. (20)Это было хорошим ответом. 

Из предложений 18-20 выпишите слово со значением «ничем не занятое пространство». 

Пустота

Вариант 15 

(6)Не возвращаться же. (7)Только ведь вышли. (8)Два паренька, обмотав друг друга чем попало и непрерывно поливая один другого и вдвоем сами себя, влезли в котел, в невыносимый жар, и спасли престиж тех, кто ставил этот котел. (9)В огонь и воду идут наши ребята, если надо. 

Из предложений 6-9 выпишите фразеологизм со значением «идти на любые самоотверженные поступки, на всё, жертвуя всем, не раздумывая». 

В огонь и в воду

 

Вариант 16 

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет. 
(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. 

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару). 

Плохое хорошее

 

Вариант 17 

(31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда. 

Из предложений 31–33 выпишите фразеологизм. 

Альфой и омегой

 Вариант 18 

(5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому. 

Из предложений 5–10 выпишите антонимы (антонимическую пару). 

Сильного слабому

 

Вариант 19 

(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». 

Из предложений 11–12 выпишите синонимы (синонимическую пару). 

Тайну секрета

Просторечная лексика.

Просторечные слова – это слова разговорной лексики, но имеющие свои особенности :

-нарушающие  языковые нормы ( траНвай вместо траМвай, квАртал вместо квартАл)

— нарушающие моральные нормы, грубые слова (башка, притащиться)

— вульгарна, бранная лексика, оскорбляющая человека.

  • Из предложений 1—3 выпишите просторечное слово.

(1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди — люди «комплексующие». (2)Слабаки. (3)Именно они, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары.

Ответ: слабаки

Разговорная лексика.

Разговорная лексика — слова, использующиеся в устной речи, часто в бытовом общении (хвастунишка, читалка, задира.)

  • Из предложения 27 выпишите разговорное слово.

(27)— Здо-о-рово! — протянул он с удовольствием.

Ответ: здорово

Пояснение: значение данного слова — « хорошо, замечательно».

Синонимы.

Синонимы — это слова одной части речи, которые отличаются оттенками значений и  стилистическим применением в речи (великолепный, превосходный, изумительный, роскошный, отличный, замечательный, классный, супер).либо выписать, либо подобрать к сову

  • Из предложения 33 выпишите синоним к слову «жили, помещались»

(ЗЗ)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами.

Ответ: ютились

  • Из предложений 9-10 выпишите синонимы.

9)Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. (10)В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны.

Ответ: выгодыпреимуществ

Контекстные синонимы.

Контекстные синонимы  — это слова, которые являются синонимами только в данном контексте.

Например: по характеру это была добрая, мягкая женщина.

Синонимы данных слов вне текста:

 Добрый — сердечный, душевный, жалостливый, человечный и др.

Мягкий — пухлый, пластичный, эластический, пушистый.

  • Выпишите контекстные синонимы из предложения 12.

(12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время.

Ответ: развлекаетсяубиваетвремя

Термины.

Термины – названия определённых понятий, которые используются в той или иной области знаний (например: государство, демократия).

  • Из предложения 24 выпишите термин

(24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертнуюустановку», ничем не возмещая ему это.

Ответ: экстравертнуюустновку

Устаревшие слова.

Устаревшая лексика (архаизмы)- это устаревшие слова, вышедшие из постоянной речи , так как с течением времени были заменены другими словами  (очи- глаза, ланиты- щёки).

  • Из предложений 13-14 выпишите устаревшее слово

(13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки — постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.

Ответ: окаянный

Фразеологизм

Фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре образное выражение, состоящее из двух и более слов.

Самые частые в употреблении фразеологизмы:

  • в глаза не видеть — ни разу не видеть, не встречать
  • вавилонское столпотворение — скопление народа, суматоха
  • бросаться в глаза — обращать на себя внимание, выделяться
  • золотой телец — деньги, богатство
  • сплошь и рядом — очень часто, повсеместно
  • глас вопиющего в пустыне — призыв, остающийся без ответа
  • ставить что-либо на карту — подвергать что-либо риску, опасности в надежде на выигрыш
  • во весь дух — очень быстро, изо всех сил
  • принять что-то за чистую монету — поверить во что-то, считать что-то истинным
  • изо дня в день — каждый день, постоянно
  • за тридевять земель — очень далеко
  • наступить на (те же) грабли — повторить глупую ошибку
  • положа руку на сердце — откровенно, искренне
  • строить воздушные замки — фантазировать, мечтать
  • замок из песка (или на песке) — иллюзия, что-то ненадежное, непрочное
  • камень на душе (или на сердце) — тяжелое чувство, тревога или чувство вины
  • убивать время — тратить время без пользы, занять время чем-то случайным
  • сбиться с ног — устать от хлопот
  • под (самым) носом — совсем близко
  • зарыть талант в землю — не развивать, не использовать талант
  • ни с того ни с сего — без всякой видимой причины

Фразеологизмы.

Фразеологизмы — устойчивые словосочетания, которые по значению равны одному слову .

С точки зрения стилистической окраски фразеологизмы бывают:

— разговорные: бежать сломя голову — быстро, работать спустя рукава – лениться

— книжные: яблоко раздора, звёздный час

— просторечные: вкручивать мозги, дурья башка

  • Из предложений 4-5 выпишите фразеологизм.

(4) Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было!

Ответ: вавилонскоестолпотворение

  • Из предложения 4 выпишите фразеологизм.

4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов.

Ответ: ставиласьнакарту

  • Из предложений 20-21 выпишите фразеологизм, который имеет значение «сначала»

(20)Поступок этих людей — не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.(21)На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость.

Оцените статью
ЕГЭ Live