Подтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме: | Образовательная социальная сеть

Подтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме:  | Образовательная социальная сеть ЕГЭ

2. Правописание безударных непроверяемых гласных в корне

Абонемент, акварель, акробат, альтернатива, анахронизм, антагонизм, аплодисменты, аромат, багровый, бакалавр, бандероль, бенефис, бечевка, вермишель, вестибюль, винегрет, виртуоз, впечатление, гардероб, гарнизон, гонорар, дебют, дезертировать, декламировать, декларация, делегация, деликатность, демагог, дефицит, дилетант, директива, дифирамб, индифферентный, инкриминируется, интеллигенция, интерпретация, инцидент, каламбур, калейдоскоп, каллиграфический, канонада, конспект, посевная кампания, катастрофа, комбинезон, компетентный, композитор, континентальный, ликвидация, миниатюра, медикаменты, меридиан, меценат, недосягаемый, наваждение, обаяние, обоняние, оптимистичный, оранжерея, оригинальный, павильон, палисадник, периферия, пессимизм, плагиат, предварительный, прерогатива, прецедент, привилегия, прогноз, пропагандировать, регламент, реставрация, реферат, рецензия, санаторий, сентиментальный, сертификат, стипендия, суверенитет, традиция, транспарант, хореография, эвакуация, эквивалент, экскаватор, экстравагантный, эмигрант, ювелир.

3. Правописание чередующихся гласных в корне

Пробираться, соберут, разбирать, отберет, заберется, выбирать, продираться, дерется, замереть от страха, умирающий, отмирающие обычаи, упереться, запереть дверь, отпирать замок, упирающийся, отпереть, протирать, вытереть, растирать, постелить, расстилать, блистательный успех, блестеть, зажигательный, выжигать.

Прикасаться, прикоснуться, прикосновение, неукоснительно, касательная. Излагать, расположение, прилагательное, приложение, слагаемые, сложение. Подрасти, отрастить, выращенный, возрастной, ростовщик, заросли, отрасль, поросль, костюм на вырост, подростковый.

Несгораемый, загорелый, догорать, подгореть. Заря, озарение. Преклонение, склонять, поклониться, наклоняться. Благотворительность, творение мастера. Плавучий, поплавок, пловец, пловчиха.

Обмакнуть в воду, промокательная бумага, промочить ноги, вымокли под дождем. Подровнять волосы, уравнение, равнина, равноправие, выровненный, сравнить, заровнять. Скакать на лошади, скачок, выскочка, подскочить.

Балаклава

1)В конце октября, когда дни ещё по-осеннему ласковы, Балаклава начинает жить своеобразной жизнью. 2)Уезжают обременённые чемоданами и баулами последние курортники, в течение долгого здешнего лета наслаждавшиеся солнцем и морем, и сразу становится просторно, свежо и по-домашнему деловито, точно после отъезда нашумевших непрошеных гостей. 3)

4)Рыбаки, эти труженики моря, как их называют, ползают по разостланным сетям, как будто серо-чёрные пауки, расправляющие разорванную воздушную пелену. 5)Капитаны рыболовецких баркасов точат иступившиеся белужьи крючки, а у каменных колодцев, где беспрерывной серебряной струйкой лепечет вода, судачат, собираясь здесь в свободные минуты, темнолицые женщины – местные жительницы.

6)Опускаясь за море, садится солнце, и вскоре звёздная ночь, сменяя короткую вечернюю зарю, обволакивает землю. 7)Весь город погружается в глубокий сон, и наступает тот час, когда ниоткуда не доносится ни звука. 8)Лишь изредка хлюпает вода о прибрежный камень, и этот одинокий звук ещё более подчёркивает ничем не нарушаемую тишину. 9)

Задания

I вариант

В1. В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.

В2. Из предложений 1−3 выпишите обособленное согласованное определение.

В3. Среди предложений 6−10 найдите простое определенно-личное. Укажите его номер.

В4. Из предложения 7 выпишите все местоимения.

В5. Среди предложений 1−5 найдите предложение с вводной конструкцией. Укажите его номер.

В6. Из предложения 5 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

В7. Укажите способ образования слова рыболовецких (предложение 5).

В8. Выпишите словосочетание (предложение 3), построенное на основе примыкания.

В9. Среди предложений 5−10 найдите сложноподчиненные с придаточными определительными. Укажите их номера.

II вариант

В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.

В2. Из предложений 4−5 выпишите обособленное обстоятельство.

В3. Среди предложений 1−3 найдите сложное с односоставной безличной частью. Укажите его номер.

В4. Из предложения 8 выпишите все частицы.

В5. Среди предложений 6−10 найдите предложение с вводным словом. Укажите его номер.

В6. Из предложения 1−3 выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

В7. Укажите способ образования слова прибрежный (предложение 8).

В8. Выпишите словосочетание (предложение 1), построенное на основе согласования.

В9.Среди предложений 1−4 найдите сложноподчиненное с придаточным времени. Укажите его номер.

Весна в горах

1)Весна в горах порой заставляет долго ждать себя, но когда появляется, то идёт быстро. 2)Внизу, в долинах, уже зеленеют всходы, молодые деревья прочно встают на ноги, и распустившаяся листва начинает отбрасывать тень. 3)Тогда весна сдает свои дела лету, а сама, подобрав ярко-зелёный, цветистый подол, волочащийся по земле, несётся в горы.

4)В горной зоне весна имеет свои законы и свои неповторимые прелести. 5)С утра валит снегопад, после обеда проглянет солнышко, зашевелятся, поплывут, испарятся снега, расцветут цветы-однодневки, а к вечеру земля уже подсохнет. 6)За ночь в реках и ручьях намёрзнет лед. 7)

А на другое утро глянешь с вершины – и дух захватывает, до чего чистая и неохватная взором весна стоит в горах. 8)Небо чистое, голубое, ни пятнышка. 9)Земля, как молоденькая девушка в новом наряде, зелёная, умытая росой, и, кажется, застенчиво смеётся… 10)

11)Никакие снега, туманы, дожди и ветры не в силах сдержать весну, она, как зелёный пожар, полыхает с горы на гору, с вершины на вершину, всё выше и выше, под самые вечные льды. (По Ч. Айтматову.)

Задания

I вариант

В1. В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.

В2. Среди предложений 1–5 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Укажите его номер.

В3. Среди предложений 3–7 найдите простое с однородными дополнениями. Укажите его номер.

В4. Из предложения 3 выпишите причастие.

В5. Среди предложений 1–3 найдите сложное с бессоюзной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.

В6. Из предложений 1–4 выпишите слово с приставкой на -з, -с.

В7. Укажите способ образования слова намерзнет (предложение 6).

В8. Выпишите словосочетание (предложение 9), построенное на основе примыкания.

В9. Выпишите грамматические основы  предложения 7.

II вариант

В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.

В2. Среди предложений 8–11 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Укажите его номер.

В3. Среди предложений 6–10 найдите предложение со сравнительным оборотом. Укажите его номер.

В4. Из предложения 3 выпишите все местоимения.

В5. Среди предложений 4–8 найдите сложное с бессоюзной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.

В6. Из предложений 5–10 выпишите слова с приставкой на -з, -с.

В7. Укажите способ образования слова далеко-далеко (предложение 10).

В8. Выпишите словосочетание (предложение 11), построенное на основе примыкания.

В8. Выпишите грамматические основы  предложения 2.

Воспитание ребёнка

Продолжить самого себя в своем ребёнке – это великое счастье. Ты будешь смотреть на своего ребёнка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать всё, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком.

А в человеке самое главное – чувство долга перед теми, кто делает тебе добро. За добро, которое ты будешь давать ребенку, он переживёт чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя – отца, матери, вообще для людей старших поколений.

Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданное для ребёнка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте, что источник его радостей – труд и пот старших, он будет убеждён, что отец и мать существуют лишь для того, чтобы приносить ему счастье.

Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить  своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? Самое главное – надо учить ребенка понимать и чувствовать, что для каждой искорки его радостей и благ кто-то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин. Когда у вас родится ребёнок, учите его видеть, понимать, чувствовать людей – это самое сложное. (По Г. Сухомлинскому.)

Грамматическое задание

1 вариант

1. Из 1 абзаца выпишите слово(-а), которое(-ые) образовано(-ы): приставочным способом; 2. сложносуффиксальным способом.

2. Из 1 абзаца 3 предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание; 2. из 1 абзаца 6 предложения со связью согласование.

3. Среди предложений 2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное определение; 2. обособленное обстоятельство. Напишите его номер.

4. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение с придаточным изъяснительным; 2. с придаточным определительным. Напишите его номер.

2 вариант

1. Из 2 абзаца выпишите  все притяжательные местоимения; 2. из 3 абзаца все определительные местоимения.  

2. Среди предложений 1 абзаца найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное; 2. из 2 абзаца. Напишите номера этих сложных предложений.

3. Среди предложений 3 абзаца найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных; 2. из 1 абзаца с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.

4. Выпишите фразеологизм из 2 абзаца; 2. выпишите контекстуальные антонимы из 3 абзаца.

Глухариная песня

1)В весеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж и пахуч, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли. 2)Впечатления, связанные с весенней охотой на глухарей, неизгладимы в моей памяти. 3)Ещё совсем не рассвело, и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина, в которой ясно слышится каждый шорох и шёпот. 4)Хрустнет под ногой ветка, треснет ледяная корка, затянувшая неглубокое, но широкое болотце, и снова тишь.

5)Когда идёшь по лесу, то время от времени останавливаешься и прислушиваешься. 6)Хочется в срок добраться до места тока, когда глухарь ещё не начинал своей песни. 7)Внимательно слушаешь, и вдруг неожиданно раздается в воздухе резкий, отрывистый крик. 8)Вскоре ему отвечает другой − и на болоте начинается звонкая перекличка.

9)Напряжённо всматриваешься в лесную мглу, поминутно поглядывая на стрелки часов. 10)На востоке, в глубине леса, между верхушками деревьев, брезжит почти незаметный свет, и ночная тьма начинает понемногу рассеиваться. 11)Но вот уже в дали лесной слышатся неуловимые для неопытного охотника звуки глухариной песни. 12)

Характерное щёлканье, щебетание слышится из отдалённой чащобы и наполняет предрассветную лесную тишину, переливаясь в воздухе таинственными и волнующими звуками. 13)Стоит только глухарю замолчать, как замираешь на месте и стоишь неподвижно. 14)В алом свете зари глухарь кажется массивной точёной фигурой из чёрного дерева. 15)Лишь чуть заметное движение этой фигуры свидетельствует о том, что это не мёртвый предмет. (По В. Астафьеву.)

Задания

I вариант

В1. Найдите в тексте предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер.

В2. Среди предложений найдите сложносочиненное с уточняющим обстоятельством. Укажите его номер.

В3. Среди предложений 7-15 найдите простое определенно-личное. Укажите его номер.

В4. Из предложения 4 выпишите существительное 3-го склонения.

В5. Среди предложений 1-3 найдите сложное с бессоюзной связью. Укажите его номер.

В6. Из предложения 8 выпишите наречие.

Про ЕГЭ:  Пробный ЕГЭ 2015 по математике базового уровня. Тренировочный тест егэ по математике 2015

В7. Из предложения 12 выпишите слово, имеющее две приставки.

В8. Укажите способ образования слова напряженно (предложение 9).

В9. Из предложений 13-15 выпишите отглагольное прилагательное.

II вариант

В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.

В2. Среди предложений найдите простое с обособленным определением. Укажите его номер.

В3. Среди предложений 5-8 найдите сложное с безличной частью. Укажите его номер.

В4. Из предложения 11 выпишите существительное 3-го склонения.

В5. Среди предложений 1-4 найдите предложение с сочинительной и подчинительной связью. Укажите его номер.

В6. Из предложения 15 выпишите наречие.

В7. Из предложения 2 выпишите слово, имеющее две приставки.

В8. Укажите способ образования слова понемногу (предложение 10).

В9. Из предложений 1-5 выпишите краткие прилагательные.

Дядя саша

Ехали быстро. Дядя Саша, расстегнув плащ, из-под которого сверкнула на пиджаке красная орденская звёздочка, по-прежнему отрешённо продолжал глядеть на бегущую навстречу дорогу. Мимо с глухим рёвом, точно доисторический зверь, пронёсся гигантский грузовик, и в его кузове можно было разглядеть серовато-жёлтую свёклу. Следом промчались близнецы-самосвалы, они тоже везли свёклу: люди спешили управиться с уборкой.

Равнина в этих курских полях начинала мало-помалу холмиться, и отметка высоты, наверное, превышала двести метров. В глубокой древности эту землю не смог одолеть ледник, надвинувшийся с севера; разделившись надвое, он пополз дальше, обходя холмы справа и слева.

Значит, не случайно на этих высотах, которые так и не преодолел ледяной панцирь, разгорелась небывалая битва, от которой, как думалось дяде Саше, спасённые народы могли бы начать новое летосчисление. Враги, грозившие России новым оледенением, были остановлены и сброшены с высот. Никогда не забудешь тех дней, ни с чем не спутаешь тех событий.

В августе сорок третьего Саша, тогда молоденький лейтенант-артиллерист, заскочил на полдня в родное село —  Прохоровку. С окрестных полей сюда свозили изувеченные танки, оставшиеся после невиданного сражения, и они образовали чудовищное кладбище, среди которого нетрудно было заблудиться.

Но и поверженные танки, казалось, по-прежнему, как люди, ненавидят друг друга. Теперь этого танкового кладбища нет: оно распахано и засеяно хлебом, а железный лом войны давно поглотили мартеновские печи. Люди заровняли и сгладили окопы, и только по холмам остались на курской земле бережно охраняемые братские могилы. (По Е. Носову.)

(232 слова.)

Ласточкино гнездо

Николай Сергеевич и его жена впервые в жизни приехали в Абхазию из Москвы и жили на летней даче художника Андрея Таркилова, который редко бывал здесь.

Под крышами крестьянских домов, мимо которых они проходили к морю, лепились ласточкины гнёзда. Странно, но под крышей дачи не было ни одного гнезда, хотя дом был выстроен более десяти лет назад. Старый сельский учитель так объяснял это:

— Андрей здесь редко бывает, а ласточки вьют гнёзда под крышей человеческого дома, потому что ищут у него защиты.

И вот жена Николая Сергеевича как-то раз сказала, что для неё было бы счастьем проснуться под щебет ласточек. И он вдруг ответил, что это можно устроить: надо попросить у старого учителя разрешения перенести одно ласточкино гнездо из-под крыши его дома к себе. В глазах учителя мелькнул суеверный ужас, но он был очень патриархальным человеком: надо гостю подарить то, что просит.

Сторож, охранявший магазин, заметил Николая Сергеевича, глубокой ночью идущего куда-то со стремянкой, но вскоре потерял его из виду. Когда Николай Сергеевич снял гнездо, ему показалось, что он не удержит равновесие и грохнется вниз. И каждый раз, представляя своё падение, он мысленно вытягивал руки вверх, чтобы не раздавить ласточек.

Когда он свернул к дому, сторож опять его узнал и заметил также, что теперь этот человек без стремянки что-то прижимает к себе – скорее всего драгоценную вещь. Окликнув его, сторож понял, что человек пошёл быстрей, и уверился, что он преступник.

Николаю Сергеевичу показалось, что он падает, и он вытянул руки вперёд, чтобы не повредить гнездо. Ласточки вылетели из гнезда, а птенцы доползли до травянистого склона канавки. Последним, предсмертным движением Николай Сергеевич откинул руку в сторону ласточкиного гнезда, и она, уже мёртвая, упала на гнездо. (По Ф. Искандеру.)

(260 слов.)                  

Масленица

1)Масленица… 2)Оттепели всё чаще, снег маслится. 3)С солнечной стороны висят стеклянной бахромой сосульки, плавятся, звякают о ледышки. 4)Прыгаешь на одном коньке, и чувствуется, как он мягко режет, словно по толстой коже. 5)Прощай, зима!

6)Это и по галкам видно: они кружат огромными «свадебными» стаями, и цокающий их гомон куда-то манит. 7)Сидишь на скамейке, болтаешь коньком и долго следишь за чёрной их стаей в небе. 8)Куда-то скрылись.

9)И вот проступают звёзды. 10)Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печёным хлебом, вкусным дымком берёзовым, блинами. 11)В субботу, после блинов, едем кататься с гор. 12)Зоологический сад, где устроены наши горы (они деревянные, залитые блестящим льдом), завален голубым снегом, лишь в сугробах расчищены дорожки. 13)

16)Высокие санки с бархатными скамейками мчатся с гор по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них ёлками. 17)Мы взбираемся на верх горы и скатываемся вниз. 18)Мелькают ёлки, стеклянные, разноцветные шары, повешенные на проволоках. 19)Летит снеговая пыль, падает на нас ёлка, саночки вверх полозьями, и мы в сугробе. (По И. Шмелёву.)

Задания

I вариант

В1. В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.

В2. Среди предложений 10-16 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Укажите его номер.

В3. Среди предложений 7—14 найдите предложение с вставной конструкцией. Укажите его номер.

В4. Из предложений 17-19 выпишите причастие.

В5. Среди предложений 9-13 найдите простое безличное. Укажите его номер.

В6. Из предложений 9–15 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В7. Укажите способ образования слова сыроватый (предложение 10).

В8. Выпишите словосочетание (предложение 4), построенное на основе примыкания.

В9. Из предложения 6 выпишите первую грамматическую основу.

II вариант

В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.

В2. Среди предложений 16−19 найдите простое предложение с обособленным определением. Укажите его номер.

В3. Среди предложений 1—6 найдите предложение с обращением. Укажите его номер.

В4. Из предложений 9-15 выпишите отглагольное прилагательное.

В5. Среди предложений 6-10 найдите простое определённо-личное. Укажите его номер.

В6. Из предложений 16 – 19 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В7. Укажите способ образования слова масленица (предложение 1).

В8. Выпишите словосочетание (предложение 18), построенное на основе управления.

В9. Выпишите грамматические основы  предложения 4.

Нет конца миру…

Теперь конец сентября, но ветлы ещё не пожелтели. Зато из-за домов, с задворков, проглядывают верхушки жёлтых и багрово-красных деревьев.

Травка, которой заросло всё село, тоже, как и ветлы, была бы совершенно зелёная, если бы старые липы, растущие в ограде, не начали ронять пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный ветер, листьев хватило на то, чтобы запорошить всё село, и теперь уже сквозь опавшие листья проглядывает зелень травы. Среди жёлто-зелёного ярко поблескивает неширокая проезжая дорога.

В небе какое-то странное сочетание наивной голубизны и тёмных, аспидных туч. Временами проглядывает ясное солнце, и тогда ещё чернее делаются тучи, еще голубее чистые участки неба, ещё желтее листва, ещё зеленее трава. А вдали проглядывает сквозь полуопавшие липы старенькая колокольня.

Если с этой колокольни, забравшись по полуистлевшим балкам и лестницам, поглядеть теперь во все стороны белого света, то сразу расширится кругозор. Мы охватим взглядом весь холм, на котором стоит село, увидим, может быть, речку, обвивающую подножие холма, деревни, стоящие по реке, лес, подковой охвативший весь пейзаж.

Воображение может поднять нас повыше колокольни, тогда вновь раздадутся горизонты, и село, которое только что было вокруг нас, покажется как бы состоящим из игрушечных домиков, слившихся в небольшую стайку посреди земли, имеющей заметную планетарную кривизну.

Мы увидим, что земля оплетена множеством тропинок и дорог. Те, что поярче, пожирнее, уводят к городам, которые теперь можно увидеть с нашей высоты. (По В. Солоухину.)

(245 слов.)

Огонь

Никто точно не знает, когда впервые овладел человек огнём. Может быть, молния зажгла дерево возле его первобытного жилья? Или горячая лава, извергнутая на заре человечества вулканом, навела наших давних предков на первую мысль об огне?

Но огонь уже давно был нужен человеку. И ведь недаром одно из самых прекрасных и гордых сказаний древности посвящено тому, кто открыл для человека оберегаемую богами тайну огня. То был, как говорится в легенде, бесстрашный и независимый Прометей. Он сам происходил из семьи богов-небожителей, но, вопреки их строгому запрету, принёс огонь жителям земли — людям. Разгневанные боги низринули Прометея на землю и обрекли его на вечные муки.

С незапамятных времен огонь стал постоянным верным признаком человека. Путник, застигнутый ночью в дороге, увидев вдали огонь, наверняка знал: там люди!

Огонь был нужен человеку для света, для силы: он озарял и обогревал жильё, помогал готовить пищу. А потом человек научился использовать его тепло, чтобы добыть из воды могучий пар, двигающий машины.

Издавна огонь считался призывным знаком радушия и дружбы. Огонь отпугивал зверя от человеческого жилья, но звал человека к человеку. И до сих пор говорят люди, приглашая в гости: «Заходи на огонёк!»

Но, как и многие другие блага, которые добыл для себя, взяв у природы, человек, добрый огонь стал злом и бедой для многих. Огнём завладели жадные, хищные люди, заставившие других отдавать им все свои силы. Огонь породил оружие, которое так и стало называться огнестрельным. (По Л. Кассилю.)

(228 слов.)

Орлик

Орлик в прошлом – это большая ремесленная слобода. Жили и трудились здесь искусные сапожники, шубники, бондари, кузнецы, портные. Женщины и девушки вышивали, вязали крючком, на спицах, коклюшках, ткали ковры и дорожки.

Вязание крючком – яркое, неповторимое явление национальной культуры. Его история уводит нас в далёкое прошлое. Сначала вязание было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел как ровная, гладкая палочка. Потом сделали на конце выступ, чтобы нить не соскальзывала, поэтому стало намного легче работать.

В Орлике и окрестных селах испокон веку вязали крючком очень красивые вещи: занавески на окна и скатерти, покрывала на кровати и накидки на подушки, кружева к простыням, наволочкам, полотенцам.

Сколько кружевниц, столько и узоров. Делились друг с другом, что-то опускали, что-то свое добавляли, получалось новое, индивидуальное. Из-под чутких  проворных рук выходит волшебное полотно, тонкое ажурное чудо. Сколько души, сколько чувств в него вложено!

Неизменной спутницей мастериц была русская песня, бойкая и весёлая, протяжная и печальная. Вольно льётся она из тесной избы, и звенят в ней и бьются и заветная мечта, и желание, и надежда.

Про ЕГЭ:  Диктант 11 класс

Грамматическое задание

1 вариант

1. Определите способ образования слова прошлое (2 абзац, 2 предложение); 2. спутницей (5 абзац, 1 предложение).   

2. Из 5 абзаца последнего предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание; 2. из 1 абзаца 2 предложения со связью согласование.

3. Среди предложений 5абзаца найдите такое, в котором есть обособленное определение; 2. среди предложений 1-2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное приложение. Напишите его номер.

4. Выпишите из 1 абзаца 1 предложения грамматическую основу; 2. выпишите грамматическую основу из 2 абзаца 1 предложения.

2 вариант

1. Из 4 абзаца выпишите  все предлоги; 2. из 2 абзаца все наречия.  

2. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное; 2. среди предложений 2 абзаца найдите неопределенно-личное. Напишите номер этого сложного предложения.

3. Среди предложений 1-2 абзаца найдите такое, в состав которого входит придаточное цели; 2. среди предложений 3-4 абзаца найдите предложение с однородными членами и               обобщающим словом. Напишите номер этого  предложения.

4. определите лексическое значение слова «бондари» (2 предложение 1 абзаца); 2. определите лексическое значение слова «кружевница» (4 абзац, 1 предложение).

Подтяните знания с репетитором за лето | учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме: | образовательная социальная сеть

  1. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

Н

НН

в суффиксах –ан, -ян, -ин

Примеры: кожаный, серебряный, орлиный

Исключения: стеклянный, деревянный, оловянный  

в суффиксах –онн, -енн

Примеры: лекционный, лиственный, торжественный

с основой, заканчивающейся на Н

Примеры: истинный,  карманный, сонный

Исключения: юн-ый, зелён-ый, един-ый , баран-ий, свин-ой, багрян –ый

6 класс

Бекас…ный, комар…ный, льв…ный, орл…ый, перепел…ный, петуш…ный, сокол…ный, тетереви…ый, ястреб…ный, воробь…ный, глухар…ный, голуб…ный, гус…ный, звер…ный, журавл…ный, лебед…ный, собол…ный, соловь…ный, шмел…ный, грач…ный, мыш…ный, ос…ный, пчел…ный, сов…ный, ут…ный, лошад…ный, зме…ный, нефт…ной, земл…ной, стекл…ный, трав…ной, кост…ной, торф…ной, слюд…ной, кож…ный, полотн…ный, конопл…ный, олов…ный, глин…ный, берест…ной, вод…ной, жест…ной, лед…ной, льн…ной, песч…ный, дерев..ный, рж…ной, овс…ный, серебр…ный, шерст…яной, ветр…ной, глин…ный, нефт…ной; обществ…ный, ремесл…ный, обед…ный, торжеств…ный, отечестве…ный, огн…ный, солом…ный, тыкв…ный, клюкв…ный, ветр…ная погода, болезн…ный, це…ный, тума…ный, цели…ный, маши…ный, весе…ний, осе…ний, стари…ный, карти…ный, государстве…ый, иску…ств…ный, хозяйств…ный, листв…ный, лу…ный, полы…ный, карма…ный, чугу…ный, лимо…ный,  бедстве…ный, мысле…ный,

Прогулка

Ранним утром, когда все спали, я вышел на цыпочках из душной избы и как будто не в палисаднике оказался, а вышел в тихую, неизъяснимой прозрачности воду.

Высоченная нетронутая трава буйствовала за самой калиткой. Я сбежал с насыпи влево и пошёл вдоль реки навстречу её течению. Ничего примечательного не было вокруг. Поодаль остановилась машина, и шумная компания, прибывшая в ней, располагалась на отдых, натягивая в виде тента полотняную простыню.

Тропинка обогнула песчаный карьер и вывела меня на просторную луговину, по которой в одиночку и группками росли деревья.

Неподвижный воздух, ещё не ставший знойным, приятно освежает гортань и грудь. Солнце, не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. Через каких-нибудь полчаса матёрый сосновый лес окружал меня. Вблизи дороги тянулись необыкновенно ухоженные, разметённые тропы.

По стволу осинки с юркостью мышонка шныряла вверх и вниз какая-то  птичка.

Попалась болотинка с кофейно-коричневой, но вовсе не мутной водой. Я перебрался через неё, перескочив на скользкое бревно, с бревна – на брошенное кем-то полено. А вот и речонка с такой студёной, несмотря на жаркие дни, водой.

Сторожка, которую мне хотелось разыскать во что бы то ни стало, оказалась бревенчатой избой. Одной стороной она примыкала к лесу, с другой её стороны расстилалась обширная луговина. (По В. Солоухину.)

(210 слов.)

Радость

1)Была неизъяснимая радость, непонятная разве заядлому городскому жителю, просыпаться ребёнком в своей уютной спаленке в легонькой камышовой кровати на утренней заре от пастушьего рожка. 2)Первый луч солнца через притворенные ставни золотил изразцовую печь, свежевыкрашенные полы, недавно крашенные стены, увешанные картинками на темы из детских сказок. 3)

Какие только переливающиеся на солнце краски здесь не играли! 4)В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистая свежесть ранних цветов черешен. 5)Низенький домишко, сгорбившись, уходит в землю, над ним буйно цветет сирень, как бы торопясь своей бело-лиловой роскошью прикрыть его убожество.

6)По деревянным ступенькам балкончика, также прогнившим от времени и качающимся под ногами, спускаешься купаться к расположенной близ дома речке. 7)Закрытые шлюзы небольшой мельницы подняли воды речонки, образовав неширокий, но глубокий затон. 8)В зеленоватой прозрачной воде неторопливо проходят стайки серебряной рыбёшки, а на старом полуразвалившемся бочонке, у которого не хватает нескольких досок, сидит огромная зелёная лягушка, следя за солнечными зайчиками, играющими на пепельно-серых дощатых стенках купальни — излюбленного места лягушечьей пары.

9)Задевая ветку густого орешника, садится на верхушку сине-зелёной молоденькой ёлочки болтливая сорока. 10)О чём она только не трещит! 11)Навстречу ей несётся звонкое щебетанье, и, нарастая, постепенно многоголосый птичий гомон наполняет сад. 12)Стеклянная дверь, ведущая с террасы, открыта. (По Д. Розенталю.)

Задания

I вариант

В1. Найдите в тексте предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер.

В2. Среди предложений 1-5 найдите предложение с однородными дополнениями и обособленным определением. Напишите его номер.

В3. Среди предложений 4-7 найдите бессоюзное сложное. Укажите его номер.

В4. Из предложения 11 выпишите предлог.

В5. Из предложения 2 выпишите существительное 3-го склонения.

В6. Из предложения 4 выпишите наречие.

В7. Укажите способ образования слова прогнившим (предложение 6).

В8. Выпишите словосочетание (предложение 12), построенное на основе управления.

В9. Выпишите грамматическую основу  предложения 1.

II вариант

В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.

В2. Среди предложений 7-12 найдите простое предложение с обособленным определением. Укажите его номер.

В3. Среди предложений 6-8 найдите сложное с разными видами связи. Укажите его номер.

В4. Из предложения 1 выпишите частицу.

В5. Из предложения 5 выпишите существительное мужского рода.

В6. Из предложения 8 выпишите наречие.

В7. Укажите способ образования слова сине-зеленой (предложение 9).

В8. Выпишите словосочетание (предложение 3), построенное на основе согласования.

В9. Выпишите грамматические основы  предложения 8.

Самовар

Самовар предназначен для того, чтобы греть воду для чая. Первая самоварная фабрика открылась в Туле в тысяча семьсот семьдесят восьмом году, так что угольным самоварам в музейной коллекции, возможно, более двухсот лет.

Внутри самовара есть топка, куда накладывают угли, которые горят и отдают своё тепло воде, налитой в самовар. Древесный уголь – незаменимое топливо, и запасались им заранее. Если вдруг затухнут угли в топке, то на помощь приходил обыкновенный сапог, старый, поношенный, уже негодный.

Хозяйка все  время присматривала, как горят угли: тлеют ли они, разгораются хорошо или еле-еле. Иной раз не углядит – и выкипит вода в самоваре. Скорей новый надо ставить: вдруг ненароком кто зайдет. Трудолюбивые хозяйки так начищали свой самовар, что как в зеркало в него смотрись. Полюбуется на себя хозяйка да улыбнется. А улыбка, как известно, всех красит.

Раньше в любой избе самовару на столе отводилось самое видное и почётное место. Приходилось переезжать семье в новую избу – в первую очередь самовар перевозили, а потом уж всё остальное. Если поздней осенью или зимой холодной снаряжали кого-нибудь в дальнюю дорогу, то в сани зачастую и горячий самовар ставили.

Грамматическое задание

1 вариант

1. Из 3 предложения 2 абзаца выпишите слово(-а), которое(-ые) образовано(-ы): приставочным способом; 2. из 1 абзаца, 1 предложения суффиксальным способом. 

2. Из 1 предложения 4 абзаца  выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание; 2. из 1 предложения 3 абзаца  со связью согласование.

3. Среди предложений 1 абзаца найдите такое, в котором есть обособленные определения; 2. в тексте найдите вводные слова. Напишите их номера.

4. Среди предложений 4 абзаца найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных; 2. из 2 абзаца с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.

2 вариант

1. Из 3 абзаца выпишите  все подчинительные союзы; 2. из 3 абзаца все сочинительные союзы.

2. Среди предложений 3 абзаца найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное; 2. из 4 абзаца. Напишите номера этих сложных предложений.

3. Среди предложений 1абзаца найдите такое, в состав которого входит придаточное следствия; 2. среди предложений 2 абзаца найдите определительное придаточное. Напишите номер этого сложного предложения.

4. Выпишите просторечное слово из 3 абзаца; 2. выпишите термин из 2 абзаца.

Словарные диктанты для 11 класса

№ 1 (гласные после шипящих).

Боржоми для больного, везучий жокей, цирковой жонглёр, мучиться от изжоги, надеть капюшон, мажорный лад, ожог руки, обжёг руку, совершить поджог, проживать в трущобах, суп харчо, чопорный джентльмен, проповедовать шовинизм, услышать шорох из чащобы, зажжённый факел, смышлёный зайчонок, дешёвый товар, дирижёр оркестра, жёваная бумажонка, получить долгожданный зачёт, несколько княжон, не лезь на рожон, говяжья печёнка, размежёвывать участки, известный ретушёр, плыть сажёнками, стажёр на флоте, запечатать сургучом, франт и щёголь, небольшая речонка.

  № 2 (непроизносимые и сомнительные согласные)

Рекламное агентство, аспирантская ставка, безжалостный преступник, безучастный взгляд, безыскусный рассказ, бескорыстная помощь, беспристрастный судья, бессловесная тварь, бесстрастное повествование, бесчинствовать на улицах, блеснуть в воде, високосный год, впрыснуть лекарство, всечасно заявлять, гнилостный запах болот, декадентское направление, добросовестный помощник, должностное преступление, дощатый пол, закоснелый ретроград, захолустное место, злостный неплательщик, интеллигентский взгляд, кандидатский минимум, комендантский час, крупитчатый пирог, ландшафтный дизайн, милая наперсница, прийти в неистовство, объездчик путей, ударить в отместку, парламентский вестник, постные блюда, каллиграфический почерк, претендент на руку, создавать прецедент, редкостный мерзавец, участвовать в туристском походе, шествовать по площади, подавать яства, сводчатый потолок, сумасшедший ровесник, словесная перепалка.

№ 3 (слова с удвоенными согласными)

Актриса Малого театра, алюминиевая ложка, читать бестселлер, недовольно брюзжать, визжать от восторга, картинная галерея, прибывать в гостиницу, повышать грамотность, изучать грамматику, старая грампластинка, старинный граммофон, проявлять дилетантизм, имитация деятельности, известный импресарио, знаменитый продюсер, рисовать карикатуры, лилипуты и великаны, пьеса драматурга, протестовать против расизма, использовать сырьевые ресурсы, великий труженик, звучать в унисон, финский нож, элита общества, долго акклиматизироваться, профессиональный аккомпанемент, играть на аккордеоне, аллигаторы в зоопарке, использовать аммиак, аннексия территорий, аннотация к сборнику новелл, аннулировать договор, подать апелляцию, оригинальная аппликация, попасть в артиллерию, генеральная ассамблея.

 № 4 (слова с удвоенными согласными).

Ассортимент товаров, ассоциация предпринимателей, атолловые рифы, аттракцион в парке, состояние аффекта, быть балластом, баллотировать в президенты, церковь в стиле барокко, сражаться на баррикадах, опасная бацилла, мучиться от бессонницы, избирательный бюллетень, загородная вилла, выжженное поле, звание генералиссимуса, купили гиббона и гориллу для зоопарка, знаменитый гроссмейстер, сложная дилемма, участвовать в дискуссии, защитить диссертацию, процесс диффузии, дрожжи для теста, дрессированный верблюд, нарушать идиллию, французские импрессионисты, выработать иммунитет, индифферентное отношение, приехать на ипподром, иррациональное объяснение, официальное коммюнике, конгресс бизнесменов, корректный вопрос, коррозия металла, отгадывать кроссворд, либретто к балету, особая миссия, можжевеловая настойка, монограмма на книге.

Про ЕГЭ:  Продолжительность экзаменов ЕГЭ 2022 — РЦМКО

 № 5 (слова с удвоенными согласными). Определите способ подчинительной связи в словосочетаниях.

Политическая оппозиция, апеллировать впустую, быть оппонентом в полемике, построить параллелограмм, провести параллель, пассивно наблюдать, выйти на перрон, пессимистические воззрения, интерес прессы, программировать результат, пропеллер вертолёта, впоследствии баллотировался, профессиональный подход, участвовать в процессе, режиссёр спектакля, пострадать от репрессий, зимняя сессия, силлабо-тоническая система стихосложения, впервые аккомпанировать, искать во всём симметрии, расставить книги на стеллажах, не хотел провоцировать, определить суррогат, отдыхать на террасе, оккупированная территория, красный террор, театральная труппа, звучать фортиссимо, злая эпиграмма, бумажно-целлюлозный комбинат, упаковка из целлофана.

 № 6 (Н и НН в разных частях речи)

Аннулированный договор, багряный плащ, ветреное утро, безветренная погода, ветряная мельница, мучиться от бессонницы, настоящий бессребреник, бешеная скачка, вкусные вареники, невиданные и неслыханные чудеса, воронёная сталь, выжженная степь, жжёный сахар, выменянный грош, высеянное поле, вышеизложенные факты, газированный напиток, газифицированный посёлок, глиняный кувшин, отдыхать в гостиной, пребывать в гостинице, дарёному коню в зубы не смотрят, подарить двугривенный, дистиллированная вода, доморощенный философ, дровяной сарай, езженый путь, нежданное происшествие, желанный гость, зажжённый фонарь, замешенное тесто, замешанный в преступлении, народный избранник, проклятый изменник, поздравить именинника, истинная правда, кожаное седло, конфискованное имущество, взлелеянная мечта, лишённый всякого смысла, приехать на Масленицу, мошенник и труженик, медвяные запахи, названый брат.

 № 7 (Н и НН в разных частях речи)

Негашёная известь, нагрянул нежданно-негаданно, незваный гость хуже татарина, немудрёный ответ, неписаное правило, нетленный шедевр, непрошеный совет,  несмышлёный малыш, нехоженые тропы, нечаянная радость, облицованный фасад, оккупированный район, отъявленный преступник, ошеломлённый взгляд, перочинный нож, пламенные речи, платяной шкаф, пленённый генерал, подытоженные данные, поклонник певца, привилегированный деятель, пряный запах, путаный ответ, рассчитанный вес, румяные щёки, рьяный поборник учения, священный союз, серебряный кубок, слушанное дело, слышанный рассказ, отмечать совершеннолетие, ставленник чиновника, тяжелораненый солдат, учреждённая премия, фасованный сахар, целинные земли, чванный господин, чеканный профиль, эвакуационный госпиталь, электрифицированная территория, юные герои, явственный шум, ячменный кофе.

 № 8 (ПРЕ- и ПРИ-)

Пребывать в городе, прибывать на станцию, превалирующий подход, превзойти всех, призреть сироту, презирать предателя, претворять в жизнь, притвориться больным, придирчивый преемник начальника, придать значение, не прекословить никому, преследовать по закону, непреодолимое препятствие, преклоняться перед гением, приклонить ветки, препираться с преподавателем, старинное предание, преклонный возраст, показать пренебрежение, приоритет социальных программ, привередливый коллекционер, причудливый узор, удобное приспособление, приступить к ликвидации, преступить закон, испытывать притеснения, претерпевать лишения, притерпеться к неудобствам, камень преткновения, знаки препинания,  преходящее явление, приходящая няня, преуспевать на поприще, пресечь беззаконие.

 № 9 (сложные существительные и прилагательные)

Силлабо-тоническая система стихосложения, появившаяся мать-и-мачеха, бортмеханик судна, вице-президент фирмы, новое времяисчисление, генерал-полковник артиллерии, отправиться на дровозаготовки, отдыхать в кают-компании, проповедовать псевдоучение и лженауку, танцевать рок-н-ролл, отпраздновать семидесятипятилетие, известный социал-демократ, приехавший южноамериканец, состоять членом яхт-клуба, архитектурно-проектный институт, ближневосточный вопрос, быстрорастворимый кофе, бюджетно-финансовый отчёт, весенне-полевые работы, взаимовыгодное сотрудничество, водно-солевой раствор, военнообязанный гражданин, всемирно-историческое значение, выпукло-вогнутые линзы, вышеприведенный факт, газетно-журнальные публикации, горнодобывающая промышленность, достопамятная встреча, зимостойкий сорт, идейно-политический конфликт, информационно-рекламный щит.

 № 10 (словарные слова)

Трамвай, троллейбус, трасса, туннель, труженик, тонна, трёхтонка, тотчас, ураган, умалишённый, увертюра, фламандский, флибустьер, фантасмагория, фиаско, фарватер, филигрань, феномен, фронтон, фешенебельный, фужер, фаэтон, фурор, фламинго, фортепьяно, фельетон, фельдъегерь, фининспектор, форель, фестиваль, хрестоматия, хризантема, харчо, целлофан, целлюлоза, циклоп, цивилизация, цинизм, чопорный, чёботы, чечётка, чеснок, четвертьфинал, час от часу, чересчур, шорох, шероховатый, шедевр, шевелюра, штемпель, шезлонг, шорник, шулер, шествовать (= идти), шефствовать (= быть шефом), шасси, шоссе, шампиньон, эликсир, эпистолярный, эстакада, эдельвейс, эфемерный, элегия, экспрессия, эффектный, эссе, эластик, ювелир, юный.

 № 11 (правописание приставок)

Архибыстро, допетровская (эпоха), изжечь, исчахнуть, конгениальный, контрудар, межамериканский, межъядерный, наивысший, наискось, низвергнувший, ниспосланный, нисшедший, обесславить, обсевки, отгрузить, отцедить, паводковый, перерасход, подданный, подсадить, праотцовский, поддержанный, подержанный, подкрепить, подтягивание, пообсох­нуть, почерк, прийти, прикалывание, прикатить, прикле­енный, преддипломный, проамериканский, разбросанный, развиваться, разводной, разгримировать, раздробленный, разжёванный, распрекрасный, сопротивление, ссохнуться, уль­тразвук, чересчур, чрезмерный.

 № 12 (правописание приставок)

Пребывать в неведении — прибывать по расписанию; старинное предание — придание силы; преданный слуга — предан­ный врагами — приданный командованию; преемник традиций — приёмник звука — преемственность поколений — приемлемый вариант; презрение к смерти — призрение сироты — призор; презирать угрозы — призирать детей, потерявших родителей; презреть страх — призреть малютку; преображённый — приобретённый; претворить в жизнь — притворить дверь; преткнуться о камень — приткнуться в уголок; преувеличивать — преуменьшать значение открытия — приуменьшать расходы ради экономии; приумножение состояния — преуменьшение заслуг — приуменьшение значения; преходящий момент — приходящий медработник; придел в храме—предел всему; приклонить ветви — преклонить колена; припадать к земле— преподать урок; прискорбный факт — пресветлый образ.

 № 13 (употребление Ь)

Альпинизм, альтруист, асфальтовый, беречь, бетонщик, блиндаж, броситься, ведёшь, вишь, горечь, горяч, залечь, изречёшь, лесть, любуешься, мятеж, назначь, остричь, пейзаж, почта, дочь, ералаш, есть, жечься, замуж, зарежь, июньский, клянчить, кулич, любишь, мелочь, наотмашь, настежь, остричь, помощь, ручной, сплошь, тоньше, уж, упасть навзничь. Возле дач; шалаш; нет туч; среди рощ; правильная речь; не увидишь зрелищ; почувствуешь фальшь; мощный клич; потеряешь вещь; нянчить дочь; возьмешь багаж; окажешь помощь; ландыш свеж и пахуч; ненавидишь ложь; достанешь карандаш; борщ хорош; еж колюч; среди чащ.

 № 14 (чередующиеся гласные в корне)

Возгораемость, возгораться, гарь, догорание, загар, загорать, загорелый, загореться, нагар, нагоревший, перегорание, погорелец, разгореться, самовозгорание, сгореть, угар, зарница, заря, зорька, зоревать, озарение, кланяться, клониться, наклон, наклонение, наклонность, наклонный, неуклонный, откланяться, отклонение, касание, касательная, неприкосновенность, неукоснительно, прикосновение, соприкосновение, излагать, изложение, местоположение, облагаться, подложить, положение, предлагать, предложение, прилагательное, проложить, разлагаться, взрослеть, возрастной, вырастить, выращенный, зарастание, заросль, отраслевой, отрасль, отросток, подросток, произрастать, растение, Ростислав, ростовщик, срастить, блестеть, блистательный, блистать, заблестеть, заблистать, заклинать, замирать, постелить, распростёртый, распростирать, расстелиться, расстилаться, рассчитывать, расчёт, сжигание, сочетание, сочетать.

Старый тополь

1)Много повидал на своем веку старый тополь! 2)Давно ещё грозовой удар расщепил макушку тополя, но дерево не погибло, справилось с недугом, выкинув вверх вместо одного два ствола. 3)Разлапистые сучья, как старческие крючковатые пальцы, протянулись до конька тесовой крыши, будто собирались схватить дом в охапку. 4)Летом на сучьях густо вились верёвчатые побеги хмеля.

5)Тополь был величественным и огромным, прозванный старообрядцами Святым древом. 6)Гнули его ветры, нещадно секло градом, корёжили зимние вьюги, покрывая коркою льда хрупкие побеги молоди на заматерелых сучьях. 7)И тогда он, весь седой от инея, постукивая ветками, как костями, стоял притихший, насквозь прохватываемый лютым ветром. 8)

10)Но когда приходила весна и старик, оживая, распускал коричневые соки клейких почек, первым встречая южную теплинку, и корни его, проникшие в глубь земли, несли в мощный ствол живительные соки, он как-то сразу наряжался в пахучую зелень. 11)И шумел, шумел! 12)

Тихо, умиротворённо. 13)Тогда его видели все, и он нужен был всем: и мужикам, что в знойные дни сиживали под его тенью, перетирая в мозолистых ладонях трудное житьё-бытьё, и случайным путникам, и ребятишкам. 14)Всех он встречал прохладой и ласковым трепетом листвы. (По А. Черкасову.)

Задания

I вариант

В1. В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.

В2. Среди предложений 1–5 найдите предложение со сравнительным оборотом. Укажите его номер.

В3. Среди предложений 1-7 найдите сложносочиненное. Укажите его номер.

В4. Из предложения 2 выпишите прилагательное.

В5. Из предложения 5 выпишите слово, имеющее два корня.

В6. Из предложений 1 – 4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В7. Укажите способ образования слова житье-бытье (предложение 13).

В8. Выпишите словосочетание (предложение 8), построенное на основе примыкания.

В9. Выпишите грамматическую основу  предложения 3.

II вариант

В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.

В2. Среди предложений 6–9 найдите предложение со сравнительным оборотом. Укажите его номер.

В3. Среди предложений 10–14 найдите сложное с обобщающим словом. Укажите его номер.

В4. Выпишите из предложения 7 действительное причастие.

В5. Из предложения 9 выпишите слово, имеющее два корня.

В6. Из предложений 10–14 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В7. Укажите способ образования слова крючковатые (предложение 3).

В8. Выпишите словосочетание (предложение 14), построенное на основе согласования.

В9. Выпишите грамматические основы  предложения 13.

Степь

1)Весною степь как зелёное море. 2)А летом, когда загустеют белые ковыли, станет степь морем белым. 3)Покатятся по морю горбатые волны из перламутра, засеребрится жемчужная рябь. 4)Ковыли клонятся, стелются, шелестят. 5)А ветер, как беркут, падает на распахнутых крыльях, посвистывая раздольно и лихо. 6)А то вдруг покажется степь голой снежной равниной, и будто позёмка по ней метёт, завивает и стелется.

7)На восходе ковыли словно лунная рябь на воде: степь трепещет, дробится, поблёскивает. 8)В полдень она как огромное стадо курчавых овец: овцы жмутся одна к другой, дробно топочут и нескончаемо текут и текут к краю земли.

9)Но чудо чудное − степь на закате! 10)Стелются переливчатые пушистые метёлки навстречу закатному солнцу, как розовые языки холодного призрачного огня. 11)И пока не утонет за землёй солнце, по всей степи будут метаться и сверкать эти льдистые вспышки. 12)

Задания

I вариант

В1. Найдите в тексте предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер.

В2. Среди предложений 1−5 найдите предложение со сравнительным оборотом. Укажите его номер.

В3. Среди предложений 3–6 найдите простое нераспространенное. Укажите его номер.

В4. Из предложения 8 выпишите возвратный глагол.

В5. Укажите способ образования слова всплывет (предложение 12).

В6. Среди  предложений   1–10  найдите  сложноподчиненное  с  придаточным  времени. Укажите его номер.

В7. Из предложений 1–5 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

В8. Выпишите словосочетание (предложение 6), построенное на основе примыкания.

В9. Выпишите грамматическую основу  предложения 7.

II вариант

В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.

В2. Среди предложений 9−11 найдите предложение со сравнительным оборотом. Укажите его номер.

В3. Среди предложений 7–10 найдите сложное предложение с простой нераспространенной частью. Укажите его номер.

В4. Из предложений 9–13 выпишите производный предлог.

В5. Укажите способ образования слова льдистые  (предложение 11).

В6. Среди  предложений   11–13  найдите  сложноподчиненное  с  придаточным  времени. Укажите его номер.

В7. Из предложений 6–8 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

В8. Выпишите словосочетание (предложение 7), построенное на основе согласования.

В9. Выпишите грамматические основы  предложения 11.

Оцените статью
ЕГЭ Live