Подтяните знания с репетитором за лето | План-конспект урока по русскому языку (11 класс): | Образовательная социальная сеть

ЕГЭ

Подтяните знания с репетитором за лето | план-конспект занятия по русскому языку (11 класс): | образовательная социальная сеть

Если  формулирование проблемы представляет для вас трудность, давайте

Учитель делит класс на 4 группы, обращает внимание на опорный конспект (структура сочинения), в частности, на такие части, как определение проблемы, комментарий проблемы, позиция автора и согласие или несогласие с ней, аргументы 

(критерии К1 – К4);

даёт  задания: каждая из групп в течение 4 минут формулирует доставшийся по жребию критерий, в течение последующих 5 минут группы представляют свои ответы

Обращает внимание на формулировку проблемы – форма родительного падежа

Обращает внимание на наличие обязательных для комментария слов:

Песков обращает наше внимание на те условия, которые позволяют счастливо жить на нашей планете. Однако каким неблагодарным  представлен автором Человек, населяющий Землю. Повторяя слова «разрушает», «разрушаются», Василий Михайлович пытается убедить нас, насколько пагубна деятельность человека на Земле. И душа болит  у писателя, не может он равнодушно смотреть на то, что «много животных исчезли», «истощаются плодородные земли», «исчезают… малые реки».

В качестве аргументов вы можете использовать материал, который мы рассматривали в начале урока

Да, действительно, такие простые слова… Но какая глубокая мысль скрыта в них: земля не сможет существовать без всего живого, поэтому люди должны думать, прежде чем  делать какой-то шаг вперёд; необдуманные действия  часто  приводят  к  необратимым последствиям.

Работают с текстом

I.  Определяют ключевые слова текста (подчёркивают карандашом прямо в книге):

«Земля», «шар», «природа», «беречь», «дом»,  «родная Земля», «родной дом»,  «человек», «разрушает»,  «истребление», «уничтожение», «пустыни», «пустоши», «исчезают».

Смысловой фон текста:

«Земля», «шар», «природа», «человек», «разрушает», «истребление», «уничтожение», «пустыни», «пустоши», «исчезают» — слова относятся к проблеме.

Эмоциональный фон текста:

 «беречь», «дом», «родная Земля», «родной дом»,  «разрушает»,  «истребление», «уничтожение», «пустыни», «пустоши», «исчезают» — слова относятся к позиции автора.

II. Составляют назывной план текста:

1. Земля – это шар.

2. Земля – наш дом.

3.Планета для жизни.

4. Живые организмы.

5.Человек – глава всего сущего.

6.Разрушительная деятельность человека.

7. Роль Земли в жизни.

8. Радость жизни на Земле.

9. Земля – наш общий Дом.

III. Составляют  вопросный  план  текста:

1. Что такое Земля?

2.Как нужно относиться к Земле?

3.Почему планета Земля «замечательная»?

4. Какова роль человека на Земле?

5. К чему приводит разрушительная деятельность человека?

6. Почему Землю нам нужно беречь?

7. Чем является Земля для всего живого?

IV. Учащиеся выделяют 2, 5, 6 вопросы.

Соотносят поставленную задачу с текстом,  выделяют главное (в соответствии с критериями):

ПРИМЕРНЫЕ  ОТВЕТЫ:

1группа — Елизавета

Известный писатель, журналист, путешественник Василий Михайлович Песков поднимает важную проблему современности – проблему отношения человека к природе, причём отношения варварского, разрушающего «основы общего Дома».

2 группа (комментарий проблемы)

Зарина

Песков обращает наше внимание на те условия, которые позволяют счастливо жить на нашей планете. Однако каким неблагодарным  представлен автором Человек, населяющий Землю. Повторяя слова «разрушает», «разрушаются», Василий Михайлович пытается убедить нас, насколько пагубна деятельность человека на Земле. И душа болит  у писателя, не может он равнодушно смотреть на то, что «много животных исчезли», «истощаются плодородные земли», «исчезают… малые реки».

3 группа (Эльвира)

Нельзя не согласиться с позицией автора, которую он озвучивает дважды: «Планету Земля нам надо беречь». Вслед за писателем мне хочется воскликнуть: «Человек, остановись, оглянись: что ты делаешь!» В финале текста  Песков убеждает людей, что Земля, наша мать, ослеплённая любовью к нам, своим детям, по-прежнему заботится о нас. Но человек этого словно не замечает и не ценит, причиняет вред и миру природы, и себе, не думая о будущем.

4 группа ( Эльмира)

В произведении Евгения Ивановича Носова «Кукла» рассказчик, долгое время не появлявшийся в местах, знакомых с детства, наконец нашёл время, приехал в Липино и не узнал реки: некогда полноводная и мощная, она превратилась в мелководье, зарастающее травой. С горечью описывает Евгений Иванович то, что осталось от реки: «… всюду, где пока свободно от трав, прёт донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей». Вот он, результат разрушительной человеческой деятельности!

Сколько силы и искренней любви к Природе мы чувствуем во многих стихотворных произведениях Роберта Рождественского! Казалось бы, несколько строчек, но как убедительно,  доходчиво и просто доносит поэт мысль, созвучную с позицией Василия Пескова:

             Птицы, рыбы и звери

             в души людям смотрят.

             Вы их жалейте,  люди,

            Не убивайте зря!

            Ведь небо без птиц —

                                                не небо!

           А море без рыб —

                                           не море!

           И земля без зверей —

                                         не земля!

Подтяните знания с репетитором за лето | план-конспект урока по русскому языку (11 класс): | образовательная социальная сеть

Бабичева Светлана Николаевна

Урок русского языка в 11 классе

«Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ»

Аннотация

Данная разработка посвящена подготовке к сочинению в формате ЕГЭ обучающихся 11-х классов. Урок строится на материале о женщинах-участницах Великой Отечественной войны и может быть использован как на уроках, так и на факультативных/элективных/кружковых занятиях по подготовке к ЕГЭ.

Цели урока

обучающая: вспомнить алгоритм написания сочинения в формате ЕГЭ, развивать навык работы с текстом, умение создавать аргументы к тезису;


развивающая: развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы; развивать эмоциональное восприятие получаемой информации;


воспитывающая: формировать ценностное отношение к женщине, уважительное отношение к участницам Великой Отечественной войны;


деятельностная: формирование у учащихся умений реализации правильных способов действия;


содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.


Планируемые результаты


Личностные: формировать ценностное отношение к  женщине, уважительное отношение к участницам Великой Отечественной войны;


Метапредметные:

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; находить ответы на вопросы, используя свой читательский и жизненный опыт, а также информацию, полученную на уроке как от учителя, так и от одноклассников.                            

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в ходе совместного решения задачи; сравнивать разные точки зрения.

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.    

                     
Предметные: уметь формулировать тезис и проблемный вопрос, подбирать аргументы к тезису; закрепить алгоритм написания сочинения в формате ЕГЭ.                          

Оформление доски: эпиграфы

Помните!

Через века,

через года,—

помните!

О тех,

кто уже не придет

никогда…

Р.Рождественский

Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла…

М.Исаковский

Оргмомент.

Слово учителя.

Прошу вас внимательно прочитать строки, выбранные мною в качестве первого эпиграфа к разговору, который состоится сегодня на уроке. (Чтение эпиграфа вслух одним из учеников. Выдвижение гипотезы о том, что темой сегодняшнего разговора станут события Великой Отечественной войны).

Действительно, каждый день приближает нас с вами к тому памятному событию, которое мы называем Днем Победы. И этот «праздник со слезами на глазах» наша страна отметит предстоящей весной 75-й раз. Готовясь к итоговому сочинению, мы с вами говорили о войне, о природе этого страшного явления, о людях, которые воевали, о тех качествах, которые они проявляли в невероятно сложных жизненных обстоятельствах… Строки Р.И. Рождественского из поэмы «Реквием» призывают нас вновь и вновь возвращаться к разговору о событиях Великой Отечественной войны, дабы не стать «Иванами, родства не помнящими», и не повторить ошибок прошлого.

Сегодня мы познакомимся с текстом  Валентина Петровича Ерашова – русского писателя, автора многочисленных произведений о войне.

Работа с текстом (распечатанный текст выдается каждому ученику).

Чтение вслух текста В.П.Ерашова о танкистке Кате одним из учеников.

(1)Это был первый настоящий бой Кати. (2)Артиллерийская подготовка началась перед рассветом, под её прикрытием заняли исходные позиции.

(3)Накануне вечером писали письма. (4)Только Кате писать было некуда: все родные погибли. (5)Так что терять в бою ей, по сути, было нечего – кроме собственной жизни. (6)Но её она, молодая девчонка, после перенесённых страданий, к сожалению, уже мало ценила.

(7)И вот он, бой. (8)Танк, в котором они находились, мотало из стороны в сторону, трясло так, что Катя едва удерживалась на сиденье.(9)«Если так будет дальше, как же стрелять?» – думала она. (10)Хотя её дело было не наводить пушку, а подавать снаряды. (11)Тужливо рыча, машины настырно карабкались вверх, от моторов, пущенных на полные обороты, жара стояла несусветная, ещё пахло соляркой, забивало отработанными газами, свежим воздухом тянуло только через технические зазоры и смотровую щель.

(12)Тут по раскалённой от боя броне танка что-то застрекотало, однако Катя не сразу осознала, что их обстреливают. (13)Всё дальнейшее слилось для неё в сплошной грохот, дым, крики в переговорном устройстве. (14)Лупили то подкалиберными, то бронебойно-зажигательными, то осколочными снарядами. (15)Катя не понимала, что происходит снаружи, не могла ещё по видам снарядов, подаваемых ею, определить обстановку. (16)Она только слышала грохот; её, такую хрупкую и маленькую девушку, дёргало вместе с огромной машиной. (17)Страха, как ни странно, Катя вовсе не испытывала: она плохо соображала, что к чему, только слышала команды и выполняла их. (18)Бой шёл как бы сам по себе, а она была сама по себе.

(19)И тут вдруг случилось нечто неожиданное и дикое: машина как бы провалилась, после чего Катю подкинуло, ударило больно сверху, внутренность танка наполнило теперь вовсе нестерпимым жаром и тяжёлыми угарными запахами, а после в один миг погасли плафоны освещения. (20)Командир открыл крышку башенного люка, Катя протиснулась вслед за ним.

(21)Оказалось, танк ухнулся в бомбовую воронку, без посторонней помощи было не выбраться. (22)Катя вспомнила, сколько раз им напоминали, твердили, требовали повторять вслух железный закон: если танк подбит, но не горит, экипаж обязан защищать боевую технику до конца. (23)И Катя приготовилась биться до конца, ведь это был её воинский долг. (24)В этот момент она видела немцев: они были так близко, как никогда, почти рядом, бежали, строчили из шмайсеров. (25)«Всё, – подумала Катя, – сейчас конец». (26)Но, как ни странно, даже сейчас она страха не ощутила: слишком невероятно было всё происходящее вокруг этой молодой женщины, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни… (27)Катя дёрнула цепочку револьверной заглушки, высунула в отверстие рыльце автомата и начала лупить, не видя немцев, наугад, и ждала: сейчас, вот-вот… (28)Она почему-то увидела: часы на щитке приборов остановились – было девять часов двадцать минут.

(29)Они с командиром отбились-таки и сохранили танк, вот только механик Генка погиб. (30)В сентябре сорок четвёртого сержант Екатерина Мушкина, отмеченная орденом, стала командиром танка. (31)Не женой, не матерью, не хранительницей семейного очага – командиром танка.

(по В. П. Ерашову*)

*Валентин Петрович Ерашов (1927−1999) – русский писатель, автор многочисленных произведений о войне.

Беседа по теме прочитанного текста (ученики отвечают, используя цитаты).

        Кто является героиней текста?

        Что побудило девушку отправиться добровольцем на фронт? ( «…все родные погибли»).

        Как автор описывает состояние Кати в первом бою? («Терять в бою ей, по сути, было нечего – кроме собственной жизни».)

        Какие черты характера девушки проявляются в этом бою?

        Какими строками автор завершает повествование? («…Екатерина Мушкина, отмеченная орденом, стала командиром танка. Не женой, не матерью, не хранительницей семейного очага – командиром танка».)

        Случайно ли именно этими строками завершается текст В.П.Ерашова? Вспомните, где в баснях располагается мораль?

        Попытайтесь сформулировать главную мысль, которую писатель пытается донести до нас этим текстом? (У войны не женское лицо. Женщина должна быть женой, матерью, хранительницей семейного очага, а не солдатом.)

        Как можно сформулировать проблемный вопрос к этому тезису? (Каково предназначение женщины?)

        Действительно, все привыкли к тому, что, вспоминая о войне, мы говорим в первую очередь о мужчинах, ведь воевали в основном они. Женщина и война —  понятия несовместимые. Именно над этим и размышляет автор.

        Давайте прочитаем второй эпиграф, записанный на доске. Как вы понимаете слова М.Исаковского? (Чтение эпиграфа вслух одним из учеников. Выдвижение гипотезы о том, что в сочинении по тексту В.П.Ерашова следует говорить о женщинах — участницах Великой Отечественной войны).

        Когда пришла Великая Отечественная война, в которой решалась судьба народов нашей многонациональной страны, многие женщин взяли в руки винтовки и надели солдатские шинели. В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии наравне с мужчинами сражалось около 600 000 женщин. Свыше 90 были удостоены звания Героя Советского Союза, более 100 000 награждены орденами и медалями. Обаяние женственности, незащищенности, чистоты и бесстрашия с необыкновенной заостренностью до комка в горле обнажает всю несправедливую, нестерпимую, слепую жестокость войны.

        Одной из «девчат-солдат» стала выросшая в семье московских учителей юная Юлия Друнина, которая в 1941 году добровольцем ушла на фронт. И сегодня, читая её стихи, мы имеем возможность оценить всю глубину трагедии женщины  на войне.

        Давайте послушаем стихотворение «Зинка» в исполнении Ф.И. ученицы. (Чтение наизусть заранее подготовленного  текста.)

        Можно ли использовать это стихотворение для аргументации собственной позиции, когда вы будете писать сочинение по тексту В.П.Ерашова?

        Какие ещё тексты о женщинах-участницах войны можно вспомнить, доказывая тезис «У войны не женское лицо»?

        Сейчас вам предстоит поработать в группах и коллективно создать аргументы, подтверждающие наш тезис.

Работа в группах (написание аргумента за 10-15 минут)

1- группа опирается на текст повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…»

2-я группа — на фрагмент из поэмы М.Алигер «Зоя» (о Герое Советского Союза Зое Космодемьянской)

3-я группа — на отрывок из документальной повести С.Алексиевич «У войны не женское лицо»

4-я группа — на текст стихотворения Ю.Друниной «Зинка»

5-я группа — на текст «Баллады о зенитчицах» Р.И.Рождественского

Заслушивание получившихся фрагментов сочинения.

        А теперь давайте вспомним наш алгоритм написания сочинения. (Ученики прочитывают памятку. На каждом столе лежит распечатка алгоритма).

        АЛГОРИТМ работы над сочинением в формате ЕГЭ по русскому языку

1) Внимательно читаю (при необходимости перечитываю) текст, предложенный для анализа.

2) Пытаюсь определить, какова идея прочитанного мною текста, какую главную мысль автор пытался донести до читателя, во имя чего он создал этот текст (это и будет ТЕЗИС №1 — авторская позиция).

3) Переформулирую этот тезис, сохраняя главную мысль и избегая тавтологии, это будет моя позиция (ТЕЗИС №2).

4) Еще раз переформулирую этот тезис, сохраняя главную мысль и избегая тавтологии, это будет вывод (ТЕЗИС №3).

КЛИШЕ: 

     а) Подводя итог сказанному, можно сделать вывод:…

     б) Таким образом, можно сделать вывод, что…

5) Формулирую проблемный вопрос так, чтобы тезис стал ответом на заданный вопрос (это и будет ПРОБЛЕМА, поднятая автором предложенного для анализа текста).

6) Продумываю примеры в качестве аргументов, доказывающих тезис.

КЛИШЕ: 

     а) Многие писатели на страницах своих произведений размышляли над данной проблемой. Среди них ФИО. В произведении… автор повествует (рассказывает, знакомит читателей с…) о…

     б) В качестве первого аргумента (ЧЕГО?) правильности высказанного мнения обратимся к… В качестве второго аргумента, доказывающего мое мнение о том, что…, можно рассмотреть…

     в) В качестве первого аргумента, который докажет мою точку зрения, рассмотрю… В качестве второго аргумента, подтверждающего моё мнение, хочу обратиться к…

        г) В подтверждение своей точки зрения могу привести следующие доказательства:…

7) Тщательно продумываю КОММЕНТАРИЙ к сформулированной проблеме исходного текста. Обращаясь к тексту, подбираю не менее двух взаимосвязанных фрагментов для анализа и частичного ЦИТИРОВАНИЯ.

8) Подбираю слова ТЕМАТИЧЕСКОГО РЯДА (однокоренные слова, синонимы, контекстные синонимы), чтобы избежать тавтологии и логически проводить основную мысль в сочинении (Например: жестокость — жестоко, жестокий, ожесточиться, жестокосердный, немилосердный, озлобленный, бесчувственность, чёрствость…). Стараюсь в каждом абзаце использовать слова этого ряда (в том числе в микровыводах к каждому аргументу).

9) Продумывая логические переходы от абзаца к абзацу, пишу сочинение по плану:

  1. Проблема (проблема сущ. в Р.п. ИЛИ проблемный вопрос)
  2. Комментарий
  3. Позиция автора (тезис = ответ на проблемный вопрос)
  4. Моя позиция (согласие с автором)
  5. 1-й аргумент (худ.л-ра, публицист. цикл Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», научн.л-ра, …)
  6. 2-й аргумент (худ.л-ра, публиц.л-ра, критическая л-ра, научн.л-ра (энциклопедии, учебники), фольклор, Библия, мемуары, афоризмы, жизненный опыт (факты из политики, истории, литературы, из обществ.жизни…).
  7. Заключение, вывод.

Какие слова тематического ряда появятся в ваших работах?

Домашнее задание.

        Написать сочинение по тексту В.П.Ерашова.

Подведение итогов урока.

Оцените статью
ЕГЭ Live