Подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в контексте новых образовательных стандартов (из опыта работы)

Подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в контексте новых образовательных стандартов (из опыта работы) ЕГЭ

Обоснование выбора темы

Новые федеральные государственные образовательные стандарты отличаются своей направленностью на развитие личностных качеств учащихся. В условиях реализации современных образовательных стандартов встает задача не только оценивания метапредметных и предметных результатов, но и выявления динамики личностного развития учащихся при обучении русского языка и литературы.

Следовательно, необходим комплексный подход к подготовке школьников к итоговой аттестации и рассмотрению результатов их образовательной деятельности. И для успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации, нужно прежде всего организовать процесс обучения в соответствии с ФГОС.

Подготовка к итоговой аттестации — это всегда ответственный процесс. Каждый учитель постепенно формирует свой стиль подготовки к экзамену. Я неоднократно готовила ребят к итоговой аттестации в формате ОГЭ, ЕГЭ, и знаю, что успешная сдача экзаменов зависит от правильного выбора форм и методов работы при подготовке к ГИА.

Качество сдачи экзаменов зависит также и от мотивации и целеустремлённости каждого ученика. Не все учащиеся осознают необходимость знаний в дальнейшей жизни, задача учителя — научить всех учеников, подготовить их к итоговой аттестации с учётом их возможностей и способностей.

Список литературы

  1. Цыбулько И.П. «ЕГЭ 2022. Русский язык». 36 типовых вариантов».
  2. Цыбулько И.П., Васильевых И.П. «ЕГЭ 2022. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты». 36 вариантов.
  3. Н.А. Сенина и др. «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2022». 36 тренировочных вариантов.
  4. Цыбулько И.П. « ОГЭ-2022. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты».
  5. Васильевых И.П. «ОГЭ-2022. Русский язык. Типовые тестовые задания. 36 вариантов».
  6. Егораева Г.Т. «ОГЭ-2022. Сборник экзаменационных тестов».

Приложения

  1. Приложение №1. Тест «Имя существительное». 5 класс.
  2. Приложение №2. Тест «Наречие». 7 класс.
  3. Приложение №3. Итоговая работа в формате ОГЭ. 6 класс.
  4. Приложение №4. Контрольный тест. 8 класс.
  5. Приложение №5. Итоговая работа в формате ОГЭ. 8 класс.
  6. Приложение №6. Технологическая карта урока «Правописание приставок  ПРИ, ПРЕ.

В. эффективные образовательные  технологии при подготовке к экзаменам

Из большого количества образовательных технологий при подготовке к итоговой аттестации я бы выделила следующие:

— технология критического мышления помогает работе с текстом, систематизировать, обобщать материал, развивает аналитические способности, помогает осуществить деятельностный подход. Использую на уроках такие приёмы и методы как мозговой штурм, написание эссе, составление таблицы, взаимоопрос, «кластер».

— тестовая технология. На всех этапах обучения в разных классах по темам использую тестовую технологию. Это тесты с выбором и без выбора ответа, на установление правильного или неправильного ответа, на заполнение пропусков букв и знаков.

— игровая технология повышает интерес, познавательную активность на уроке, развивает творческие способности на уроке. Например, при изучении темы «Однокоренные слова» я использую приём «Вырасти дерево». Ребятам даётся корень, необходимо подобрать как можно больше однокоренных слов.

— информационно-коммуникационная технология. ИКТ применяю не только при самоподготовке выпускников к экзамену, но и при изучении новой темы, закреплении материала, проверке. Это презентации (особенно на уроках литературы), тренажёры, видеоролики, аудио, видео.

Используя тренажёры, реализую поэтапную подготовку учеников к  итоговой аттестации по темам, изученным в течение школьного курса. Со временем накапливается дидактический материал, который требует лишь небольших изменений с учётом  особенностей класса или отдельного ученика.  Но, используя ИКТ, не следует забывать о здоровьесберегающих технологиях.

— здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранить здоровье за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни. На уроках присутствует благоприятный психологический климат, организую уроки с учётом работоспособности учащихся и со сменой видов учебной деятельности. Учитываю личностные особенности учеников.

Из опыта работы по подготовке к гиа по русскому языку | статья по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Из опыта работы по подготовке к ГИА по русскому языку

Сорокопытова О.Г.

Каждый педагог вырабатывает свою систему подготовки выпускников к итоговой аттестации, но объединяет нас одно – результат. Основная цель подготовки – создание условий для успешной сдачи экзамена по русскому языку. Считаю, что учитель и ученик должны иметь единую цель.

Можно выделить несколько общих этапов подготовки к ГИА:

  1. Психолого-педагогическая работа.

Как подготовиться к экзаменам?

Поведение на экзамене.

Как противостоять стрессу?

  1. Информационно-просветительская  работа.

Ознакомление с нормативными документами, критериями оценивания письменных работ.

Проведение разъяснительной работы о целях и технологии проведения ГИА на родительских собраниях, в групповых и индивидуальных беседах.

Ознакомление родителей и учащихся с источниками информации о ГИА – сайты.

Систематическое информирование родителей на родительских собраниях, в индивидуальных беседах, на консультациях о ходе подготовки  к  ГИА.

Ознакомление с результатами диагностических работ, результатами индивидуальной работы.

  1. Учебно – тренировочная работа. 

Работа с текстом, которая позволяет готовить учащихся к тестовой части.

Написание сжатого изложения с использованием аудиотекстов.

Отработка алгоритма написания сочинения-рассуждения.

Создание памяток и опорных схем (приложение 1).

Самостоятельная работа.

  1. Анализ и коррекция результатов.

Пробное тестирование в формате ОГЭ, ЕГЭ.

Составление  индивидуальных карт.

Учащиеся получают реальную наглядную картину уровня подготовленности к экзамену, результаты позволяют:

— выявить затруднения учащихся при выполнении тех или иных заданий;

— корректировать и  систематизировать знания  учащихся;
— отработать алгоритм выполнения  тех или иных заданий;

— совершенствовать умения излагать текст в сжатой форме с использованием разных форм компрессии текста;
— совершенствовать умения учащихся создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему;

— планировать учебный процесс на достижение конкретного результата для каждого конкретного ученика.

В 9, 11 классах, практически всегда, использую разминки на повторение: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и морфологии; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок. Контрольные работы в 9 классе провожу в формате ОГЭ (приложение 2).

Опыт  работы показывает, что наибольшие затруднения у старшеклассников вызывает частично тестовая часть и выполнение  письменных работ. 

В 9 классе продолжаем работать над приёмами сжатия текста, композицией сочинения-рассуждения.

В 11 классе работаем над проблемой аргументации из литературных произведений. Трудность для обучающихся: в приведении аргументов из литературы и определении нравственных понятий. Для оперативной подготовки  создан банк аргументов и определений, который есть у обучающихся в электронном и распечатанном виде.

Если сравнивать результаты пробных работ в 11 классе в 1-м полугодии 2022-2022 учебного года, можно проследить динамику: средний балл увеличился от 57 до 61.

21 октября 2022 года:

16 ноября 2022 года:

В качестве вывода можно сказать, что средств для помощи в подготовке выпускников к итоговой аттестации много. Остается лишь один момент – положительная мотивация учащихся на данную подготовку. Вот над этим  и нужно работать на всех этапах подготовки к ГИА.  Ученик должен иметь определенную цель, которая поможет ему в сдаче экзамена.

Приложение 1

Памятка для учащихся

«Как писать сжатое изложение»

Прослушайте текст.

После первого чтения текста выполните следующие шаги:

  1. Определите тему текста (о чем текст?).
  2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
  3. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
  4.  Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  5. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
  6.  Прослушайте текст во второй раз.

Работа с планом

  1. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
  2. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
  3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Приложение 2

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ  С ЗАДАНИЕМ В РАМКАХ ГИА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Тип урока: урок контроля знаний учащихся.

Цель: выявление пробелов в знаниях учащихся по теме «Сложносочиненное предложение».

Задачи:

— проверить знания учащихся по теме «Сложносочиненное предложение»;

— развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

— развивать самостоятельность в проведении контроля, самоконтроля;

— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чтение учителем текста диктанта.

НАСТУПЛЕНИЕ НА ТАЙГУ

1)Остров закрывал утренний густой туман. 2)Поднявшееся солнце ударило по нему золотыми лучами, и туман быстро рассеялся, растаял. 3)Строители расположились на прибрежной полосе земли со всеми завезенными сюда материалами: трубами, машинами, запасами продовольствия. 4)По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы.

5)Первыми на тайгу двинулись двумя колоннами тракторы.6) Моторы угрожающе ревели, и машины в напряжении тряслись. 7)Прошло мгновение – и первые деревья, подломленные под корень, накренились и упали. 8)Рычали тракторы, оглушительно трещали деревья, и лес окутался взметнувшейся в воздух снежной пылью. 9)Как будто гигантским ножом, надвое рассеклась тайга.

10)Широкая просека в лесу заполнилась людьми, и лесорубы и плотники начали расчищать ее под строительную площадку. 11)Всюду почувствовалось присутствие человека.12) На просеке то дружно звенели пилы, то раздавался треск раскалываемого дерева. 13)Лесорубы готовили бревна для устройства дороги, а плотники – полотняный городок.

(По В. Ажаеву.)

Грамматическое задание:

1 вариант

1)Из предложений 2-3 выпишите слово, в котором правописание гласной в приставке определяется значением «близость».

2)Из предложений 1-2 выпишите слово, в котором правописание суффикса  определяется правилом: «В отымённых прилагательных в суффиксе –ЕНН- пишется НН» .

3)Замените разговорное слово «накренились» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

4) Замените словосочетание «прибрежной полосе», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5) Выпишите грамматическую основу предложения 3.

6)Среди предложений  5-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

7) Среди предложений 1-4 найдите предложение  с общим второстепенным членом предложения, относящимся к обоим предложениям . Напишите номер этого предложения.

8)Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.

9)Среди предложений 1-4 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.

2 вариант

1)Из предложений 10-11 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.

2)Из предложений 6-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса  определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется -НН-» .

3)Замените книжное слово «гигантским» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

4) Замените словосочетание «снежной пылью», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5)Выпишите грамматическую основу предложения 11.

6) Среди предложений 7-9 найдите предложение  со сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.

7) Среди предложений 1-4 найдите предложение  с общим второстепенным членом предложения, относящимся к обоим предложениям. Напишите номер этого предложения.

8)Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

9)Среди предложений 10-13 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.

III. Запись учащимися текста под диктовку.

IV. Проверка записанного текста.

V. Выполнение грамматических заданий.

VI. Проверка учащимися выполненных заданий и текста в целом.

VII. Итог урока.

Учащиеся сдают тетради учителю.

ОТВЕТЫ

Методические рекомендации при подготовке к огэ (егэ) по русскому языку (из опыта работы) | учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

   Работая много лет учителем русского языка и литературы и занимаясь подготовкой детей к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку, разработала нехитрую систему работы. Особенность её заключается в том, что она вырабатывает у будущих выпускников ответственность за свои знания и тренирует самоконтроль, что является одним из двух основных  составляющих успешной сдачи экзамена (вторая, конечно, — это знания самого учителя).

   Итак, в первую очередь я составляю план подготовки к экзамену (по месяцам или неделям). Лично у меня отработка каждого задания занимает ОДНУ неделю. Чем мы с детьми занимаемся в эту неделю? Да, именно МЫ. На всех уроках, консультациях, дополнительных занятиях я твержу только то, что входит в материал ЭТОГО конкретного задания. Всю теорию (как правило, либо в схемах, либо тезисно, с примерами)  мы вносим в тетрадь «ТЕОРИЯ» (где на каждое задание отведено два листа) и куда, кроме теоретического материала, продиктованного учителем, ребята могут вносить и сложные примеры, встретившиеся им в КИМах. Дети записывают, спрашивают, запоминают и ОБЯЗАТЕЛЬНО выполняют всю неделю данное задание в разных вариантах САМОСТОЯТЕЛЬНО. В конце недели – контрольный тест.

   Следующая неделя – следующее задание, плюс уже готовое отработанное предыдущее. И так далее. Как в игре «Давайте познакомимся». Помните такую (где первый участник называет своё имя, следующий участник называет имя предыдущего участника  и своё, следующий – первого, предыдущего и своё и т. д. ) ?

   Но главное – все КИМы находятся в кабинете русского языка в открытом доступе. И ответы тоже. Ученик выполняет вариант КИМ, проверяет его САМОСТОЯТЕЛЬНО по ответам и заносит  результаты в ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ВЕДОМОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ (Приложение № 1). Затем учитель расписывается в этой ведомости и видит все «западающие» задания и темы, что даёт ему и ученику «пищу» для индивидуальной работы (если такая нужна).

   То же самое и с сочинением (задание 26) — все критерии вносятся в ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ВЕДОМОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ (Приложение № 2).

  Стоит несколько слов также сказать и о консультациях. После каждой консультации ученик расписываются в ВЕДОМОСТИ (Приложение № 3) о том, что он не просто посетил данное занятие, а о том, что информацию, полученную здесь, он понял.

   Таким образом, систему моей работы можно представить в следующих пунктах:

  1. Консультации (тетрадь «ТЕОРИЯ», ведомость о посещении);
  2. Практическая часть (тетрадь «ПРАКТИКА», индивидуальная ведомость учащегося);
  3. Индивидуальные консультации по результатам выполнения КИМ;
  4.  Контрольный срез.

Удачной подготовки к ЕГЭ (ОГЭ)!!!

  Приложение №1

Ведомость посещения консультаций при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Учитель                                       А.Ю.Еременко

Ведомость посещения консультаций при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Учитель                                       А.Ю.Еременко

Ведомость посещения консультаций по заданию № 26

Приложение №2

Лист индивидуального контроля заданий обучающегося 9 (10 или 11) класса ____________________________________________

Г. актуализация современного урока как одного из способов подготовки к итоговой аттестации

Основной формой работы, посредством которой ведётся подготовка к экзамену, является урок. Актуализация современного урока заключается в том, что это должен быть урок деятельностной направленности.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно разделить на следующие группы:

  • урок «открытия» нового знания;
  • урок рефлексии;
  • урок общеметодологической направленности;
  • урок развивающего контроля.

Деятельностной целью урока «открытия» нового знания является формирование способностей учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель — расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых понятий.

Структуру урока «открытия» нового знания можно увидеть в предложенной технологической карте урока «Правописание приставок ПРИ, ПРЕ». (Приложение 6). Конспект урока выполнен в виде технологической карты, так как это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

Оцените статью
ЕГЭ Live