Аргументы к сочинению по проблеме взаимосвязей русского языка

Аргументы к сочинению по проблеме взаимосвязей русского языка ЕГЭ

Банк аргументов для сочинения егэ по русскому языку

Банк аргументов для сочинения ЕГЭ по русскому языку. Здесь собрана большая коллекция аргументов к проблемам для сочинений по русскому языку. Проблемы и аргументы к сочинению для ЕГЭ по русскому.

ПроблемаАргументы

Проблема корысти, жадности,правильного отношения к деньгам.

1)Н.В.Гоголь «Мертвые души», типичный для нынешнего времени делец Чичиков. С самого детства его отец ориентировал сына на то, что с помощью денег можно решить все проблемы и дела. Родительские уроки так запали в душу мальчика, что он забыл о том, что есть добро и щедрость, стал корыстным и лицемерным. Автор призывает уподобляться его герою, не превышать роль денег.

2) Пушкин своей повестью «Пиковая дама» осудил корысть, губительную власть денег, которая ведет к преступлению, унижению человеческого достоинства. Страсть к деньгам погубила Германа, и он сходит с ума – в этом его наказание.

Проблема влияния взрослых на формирование личности ребенка1) Например, в повести А.С. Пушкина «»капитанская дочка» отец Гринева, человек строгий и суровый, посылая Петрушу в армию, дает наказ: «Береги платье снову, а честь смолоду». Петр Гринев выполняет наказ отца, во всех ситуациях оставаясь верным присяге, воинскому долгу, дворянской чести. Он продолжает традиции своей семьи: верой и правдой служить государству. И пример отца помогает ему в этом.

2) Хочется обратиться к великому роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Старый князь Николай Андреевич Болконский более всего дорожил своей честью, отличался назависимостью нрава и прямотой суждений, ценил знания и всесторонюю образованность. Все эти качества он привил своему сыну, Андрею Болконскому, человеку высоких нравственных качеств.

Проблема притеснения слабых сильными1) Так, А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель пишет о Самсоне Вырине, человеке, привыкшем к брани, к притеснениям , к унижению своего достоинства. Но он был счастлив по-своему, потому его жалкое существование скрашивала его дочь, Дуня, четырнадцатилетняя красавица. Неожиданно в их жизнь вмешался проезжий офицер, который тайно увез Дуню с собой. Самсон Вырин униженно просит его вернуть дочь, но тот откупается деньгами, не подумав о том, что причиняет невероятное горе её отцу. И нигде униженный и оскорбленный отец не находит защиты.

2) Проблема бесправия «маленьких» людей звучит и в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Писатель сатирически правдоподобно показал жизнь главного героя Акакия Акакиевича Башмачкина, показал общество, в котором процветает подобная несправедливость. Акакий Акакиевич — чиновник низкого ранга, обиженный судьбой и людьми. Сослуживцы не уважают его и всячески издеваются над этим безропотным человеком, придумывая пошлые и глупые истории о нем. Потеряв с таким трудом приобретенную шинель, Акакий Акакиевич не находит ни в ком защиты и помощи

Проблема милосердия1) Самой большой мечтой Маргариты из романа М. М Булгакова «Мастер и Маргарита» был встреча с Мастером. Однако на балу Воланда она увидела женщину, которая , по её мнению, больше нуждается в помощи, чем она сама. Эта была несчастная Фрида. И Маргарита просит о том, чтобы её простили. Что позволило ей принять это решение? Конечно же, милосердное сердце. Её выбор заслуживает глубочайшего уважения.

2) Героиня другого произведения, Сонечка Мармеладова из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского, тоже является примером человека, способного на поистине милосердные поступки. Проявив сострадание, она смогла спасти от духовной гибели Раскольникова. Это было естественное желание помочь нуждающемуся в поддержке и мучающемуся человеку, поскольку Сонечка видела, что Раскольников способен на добрые поступки

Проблема экологии1)Повесть В.П.Астафьева «Царь-рыба». Автор обеспокоен масштабом совершающегося браконьерства, при котором человек утрачивает свое достоинство. Любой, совершивший зло по отношению к миру, особенно детям, старикам, женщинам, природе – наказывается очень жестоко. Так и Игнатьич, попав на крючок царь-рыбы, олицетворяющей природу, находясь на грани жизни и смерти, понимает, что наказан за оскорбление девушки, за бездушное браконьерство. И только после раскаяния приходит ему спасение, потому что раскаяние – это духовое очищение.

2)Ч.Айтматов в своем романе «Плаха» призывает людей одуматься, осознать свою ответственность за все то, что так беспечно разрушено человеком в природе. Эта проблема остро звучит в самом начале романа, когда описывается жизнь волчьей стаи, которая мирно живет в своих угодиях, пока не появляется человек. Он бессмысленно и грубо уничтожает все на своем пути. Становится не по себе, когда читаешь варварскую облаву на сайгаков, поводом для которой послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. И тогда все поверглось в ужас, когда люди стали обстреливать животных. Страшно, когда человек становится орудием убийства живой природе, себе подомным, всему миру

Аргументы к проблеме межнациональной розни1) Аргументы к проблеме межнациональной розни В великом романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть замечательный эпизод, несущий философский смысл взаимоотношений людей. Армия Наполеона разгромлена, французы бегут из России. И вот из зимнего леса появляются двое французских солдат, обмороженных и голодных, они приближаются к костру, который жгут русские солдаты, в надежде на помощь. Их накормят, обогреют, добавят каши, и один из русских скажет: «Тоже люди». Вот оно – истинное человеческое братство.

2) Проблема национальной вражды особенно остро поставлена в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Автор показывает нам трагические события 40-х годов ХХ века, связанные с переселением детских домов на Кавказ, на территории, «освобожденные» от местных жителей – чеченцев. Месть людей, насильственно выселенных с земли их предков, обрушивается на ни в чём не повинных людей, в том числе на детей. Мы видим, как зверское убийство разлучает братьев-близнецов Сашку и Кольку Кузьменышей. Символично, что в конце повести Колька называет родным братом чеченского мальчика Алхузура. Так автор убеждает нас в том, все народы – братья, что гуманное человеческое начало сильнее зла, что власть, разжигающая национальную рознь, совершает преступление против человечности и человечества.

Подвиг, героизм. Нравственный выбор1. Полковник Най-Турс из романа М.А. Булгакова « Белая гвардия» был человеком долга и чести. Он со своими юнкерами пытается организовать защиту города от петлюровцев. Поняв, что они предательски брошены командованием, что все сопротивление бесполезно, Най — Турс ценой собственной жизни спасает своих мальчиков. Он приказывает юнкерам срывать погоны и скрываться, а сам погибает за пулеметом, прикрывая их отход

2. Герои Б. Васильева « А зори здесь тихие…» тоже делают нравственный выбор между жизнью и смертью. Эти юные девчонки могли бы сохранить себе жизнь. Но какой ценой? Нужно было лишь отступиться от собственной совести: бросить Васкова и уйти.Могла бы, например, Женя Комелькова затаиться где-нибудь, но она вызывает огонь на себя, уводя немцев подальше от раненой Риты Осяниной, и погибает. Эти юные, хрупкие и беззащитные девушки – пример истинного героизма и отваги, и мы преклоняемся перед их подвигом.

Проблема радостного мировосприятия1.Вспоминается эпизод из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», в котором главная героиня, Наташа Ростова, любуется лунной ночью в Отрадном. Наташу переполняет чувство восторга и радости от красоты окружающего мира. Это чувство помогает князю Андрею, который явился невольным слушателем, посмотреть на мир по-иному. В нем просыпается желание жить, любить, быть нужным людям.

2. В рассказе А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» мало радостей. Каждый день одно и то же: подъем по сигналу, скудный паек, изнурительная работа, постоянные проверки, «шпионы», бесправие… Но Иван Денисович находит в себе силы не унижаться, не отчаиваться, а находить радость даже в такой беспросветной жизни. Источник радости – добро и милосердие по отношению к людям, любовь к труду. Всё это наполняет его жизнь смыслом, приносит радость и помогает выжить.

Проблема милосердного отношения к животным1) Замечательный русский поэт С.А. Есенин с любовью писал в своих стихотворениях о животных. Есенин с нежностью и уважением относится к ним. В своих стихах он часто описывал жестокое отношение к братьям нашим меньшим, осуждал это. В стихотворении «Песнь о собаке» автор изображает обиженное, убитое горем животное и жестокость человека. Душевные переживания собаки такие же, как и человеческие, они наполнены болью и страданием, оттого что убиты её щенки. Есенин показывает нам, насколько могут быть бессердечны люди, которые потеряли доброту и милосердие.

2) Ч. Айтматов в своем романе «Плаха» также взывает людей к состраданию и милосердию к животным. В самом начале очень ярко и трагично звучит эта тема. Сцена бойни сайгаков, когда, подобно пожару в Африке, мчатся рядом тигр, леопард и антилопа — все рядом, потому что всех гонит одна беда. Здесь то же самое – сайгаки и волки – все вместе, но их гонит одна беда – человек. А человеком владеет только одно – жажда наживы. До чего же могут дойти люди, лишенные жалости, сострадания и милосердия

Проблема воспитания, обучения1) В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Под влиянием доброты бабушки и деда происходит формирование личности героя. В. Г Распутин «Уроки французского». На формирование личности главного героя в трудные военные годы оказала учительница. Её душевная щедрость безгранична. Она привила ему нравственную стойкость, чувство собственного достоинства.

2) В. Быков «Обелиск» Учитель Олесь Мороз добровольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитан-никам, измену своим нравственным принципам.

Проблема отношения человека к языку1) И.С. Тургенев, русский писатель, в своем стихотворении в прозе «русский язык» писал: «Во дни тягостных сомнений во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! В этом звучит глубокая любовь к России, к народу, к языку.

2) В стихотворении «мужество» Ахматова пишет, что ради сохранения нации мы готовы вынести все лишения и невзгоды. Родина и русский язык, русское слово – единое целое, которое нужно бережно хранить и защищать. «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово», — эти слова звучат как клятва, как обещание, как молитва.

Проблема выбора жизненного пути, выбора профессии1) у В.Распутина есть рассказ «Уроки французского» главная героиня-Лидия Михайловна-была человеком с большой буквы. Внимательная и чуткая, она изо всех сил стремилась помощь ученику, стараясь не задеть его человеческого достоинство. Это настоящий тонкий, чуткий профессионал.

2) В романе В.А.Каверина два капитана главный герой, Саня Григорьев, мечтал с детства стать путешественником, но судьба сложилась иначе: он стал полярным летчиком. Он всю жизнь следовал девизу: «Бороться и искать,найти и не сдаватся!» Благодаря упорству и мужеству его мечта сбылась. Григорьев любил Родину. Ради своей страны он уезжает на службу в самые горячие точки. Рискуя собственной жизнью, ищет истину и находит ее.

Проблема благодарности1) Хочется обратиться к замечательному роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Петра Андреевича Гринева во время снежной бури спас Пугачев , в знак благодарности молодой офицер подарил ему заячий тулупчик. Этот заячий тулупчик впоследствии сыграет большую роль в его судьбе, потому что Пугачев, жестоко расправляющийся со своими врагами , не забудет добро барина и пощадит его.. И Гринев, и Пугачев проявляют свои лучшие качества: человечность, способность испытывать благодарность даже к противнику, великодушие, доброту.

2) В произведении В. Распутина «Уроки французского” герой был благодарен своей учительнице Лидии Михайловне за то, что она помогла ему в трудную минуту. А она и не могла поступить иначе, потому что имела доброе сердце. Долгие годы мальчик, а потом уже знаменитый российский прозаик, будет с великой благодарностью помнить эту женщину и прославит её поступок в своем рассказе.

Проблема духовного богатства1) Андрей Болконский, один из главных героев романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого, обладал не только аристократической внешностью, но и подлинным внутренним благородством, которое, однако, не сразу смог разглядеть в себе. Ему пришлось многое переосмыслить и пережить, прежде чем простить своего умирающего врага Анатоля Курагина, который был интриганом и предателем и вызывал в Андрее лишь ненависть. Так автор говорит нам, что по-настоящему благородный человек способен достичь подлинных духовных высот.

2) В другом произведении, в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия», мы видим семью Турбиных как людей истинного душевного богатства. Их дом – это образец культуры быта, где главное – книги, старинные вещи, хранящие память о прошлом. И Алексей Турбин , и Николка – это люди чести , человеческого достоинства. Они презирают ложь и корысть, предательство и трусость. Они готовы принять на себя жестокие удары революционных событий, они делают свой выбор, и поэтому остаются верными воинской клятве и будут сражаться до конца.

Проблема заботы о близких людях1) Л.Н. Толстой «Война и мир». Испытание жизни смертью-излюбленная сюжетная ситуация у толстого. Убит петя ростов. Горе, обрушевшееся на семью наполовину убило графиню, в одну ночь она поседела. Забота о матери, обезумевшей от горя, вернули наташу к жизниэ Наташа поняла, что сущность ее жизни – любовь.

2) В рассказе А. Платонова «третий сын» смерть матери собирает сыновей в родной дом. Родители вывели сыновей в жизнь, дети стали настоящими людьми, которыми можно гордиться. По-свооему они страдают о горькой утрате. Но в последнюю ночь они забывают и говорят о пустых вещах. Перед нами туповатые нравственно люди. Ретий сын не выдерживает и призывает всех к совести. Сыновья опомнились и данное происшествие сплотило их, сделало сильнее, вернуло к памяти к друг другу.

Проблема места человека в жизни1) Вспомним героя романа ф.м. Достоевского «преступление и наказание». Он искал свое место в жизни, но зашел так далеко, что приписал себе высшие права и пошел на убийство. Это завело его в тупик, он потерял себя. Соня мармеладова становится для него путеводной звездой, которая помогает ему обрести себя, поверить в бога, в людей. И только тогда родион воскрес для новой жизни.

2) У А.И. Солженицына есть рассказ «матренин двор». В нем описывается жизнь простой русской женщины в послевоенные годы, которая потеряла на фронте мужа, похоронила шестерых детей, но продолжила верить в людей. Она не утратила способности сострадать и откликаться на чужую беду. Матрена- правдница, одна из тех людей, на которых держиться мир, потому что ее жизнь озарена светом любви к людям.

Проблема дружбы1) В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой помогает понять читателю, что такое истинная дружба. Предельная откровенность и честность между двумя людьми, когда ни у одного даже не может возникнуть мысли о предательстве или отступничестве, — между князем Андреем и Пьером складываются именно такие отношения. Они глубоко уважают и понимают друг друга, в самые трудные моменты сомнений и неудач приходят за советом. Не случайно князь Андрей, уезжая за границу, говорит Наташе, чтобы она обращалась за помощью только к Пьеру. считает за честь и обязанность защищать и оберегать невесту своего друга.

2) И. Гончаров «Обломов. Характеры героев столь различны, что многие критики сошлись во мнении: Штольц — это своеобразное «противоядие» Обломову. Гончаров писал: «Их связывало детство и школа — две сильные пружины». Обломов и Штольц — совершенно разные герои. Но не только детство и школа, как писал Гончаров, соединили их. Штольц и Обломов взаимодополняют друг друга.

Проблема равнодушия1) Герой А. Платонова Юшка из одноименного рассказа обладает душевной щедростью, большим сердцем, излучающим добро и любовь. Бескорыстно делится деньгами с совершенно чужой девушкой, помогает ей получить ей получить образование.

2) Л. Н. Толстой «Война и мир». Милосердие и сострадание всегда были неотъемлемыми чертами нашего народа. Эти чувства заставили, например, Наташу Ростову (роман Л.Н. Толстого «Война и мир») во время отъезда из Москвы сбросить с подвод собственное имущество, чтобы погрузить на них раненых. Это и есть истинное проявление милосердия и сострадания, которое видел Л.Н. Толстой в своём народе.

Ценность нравственных ориентиров1)Как важны жизненные ценности, те нравственные установки, которым нас учат родители. В повести Пушкина «Капитанская дочка» таким ориентиром, переданным от отца к сыну были слова:”Береги платье снову, а честь смолоду’. Гринёв хорошо усвоил урок отца. Он прекрасно понимает, что за проигранный долг нужно платить, берет ответственность за свою любимую и спасает ей жизнь. Честь в понимании Гринёва – это мужество, благородство, долг, верность присяге. Вот к чему должен стремиться молодой человек.

2)время, ближайшее окружение формируют характер и жизненные приоритеты Тани, героини рассказа Л.Перушевской «Глюк». Стараясь завоевать друзей, героиня легко соглашается со всеми дурными идеями. На дискотеке она принимает наркотическую таблетку. Далее мы видим ее галлюцинации. К ней приходит Глюк и предлагает ей загадать 3желания. В приоритетах у девочки богатая, красивая жизн, но сама Таня не желает прилагать никаких усилий. Правда, финал рассказа открытый, хочется верить, что таблетку, которая лежит у Тани в кармане, после всего пережитого она все-таки выбросит.

Проблема недопустимости обмана и ответственности за свои поступки и слова1. В романе М.Ю Лермонтова Грушницкий, желая противостоять Печорину, лживо клевещет на него, вступает в сговор против Печорина. Он ведет себя низко и подло. На дуэли Печорин предлагает ему покаяться во лжи. Но мелкое самолюбие оказывается для Грушницкого сильнее честности и благородства. Так, желая обмануть соперника, Грушницкий обманывается сам: его жизнь заканчивается трагедией.

2. Как часто так случается , что ложь влечет за собой другую и перестает в предательство. Рыбаку, герою повести В. Быкова «Сотников», казалось, что он своей ложью сможет помочь Сотникову, но, в конце концов, всё больше запутываясь во лжи, он становится участником казни своего товарища. И ничего нельзя оправить. Так и Плетенкову, обманувшему Наташу ради своих амбиций, не вернуть назад школьные годы

Влияние личности на ход истории1) Л.Н.Толстой «Война и мир» — одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Она раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого влиять на историю может личность, интересы которой совпадают с интересами всего народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своем величии, потому обречен на поражение.

2) Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник». “Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно”, — эти строки были написаны про Петра первого. Он — человек изменивший ход истории, один из наиболее выдающихся государственных деятелей, определивших направление развития России в 18 веке. Пётр развернул масштабные реформы российского государства, изменил общественный уклад: обрезал боярам рукава и бороды. Он построил первый русский флот, тем самым защитив страну с моря. Вот он, тот человек, та личность, которая совершила в своей жизни много великого и героического, творила историю

Противоестественность войны1) Весь роман Л.Н.Толстого «Война и мир» пропитан идеей о том, что «война-это противное человеческой природе событие». С ужасом глядит Пьер Безухов на Бородинское поле после сражения. В убитых французах и русских он не видит врагов: они для него люди, которым война оборвала жизнь.

2) В повести К.Воробьева «Убиты под Москвой» мы видим кремлевских курсантов, которым довелось воевать под Москвой в ноябре 1941 года всего 5 дней. Когда читаешь повесть, испытываешь боль за ее героев: все молодые ребята, романтически настроенные, красивые, погибли, защищая Отечество от неприятеля

Нравственный выбор1)Повесть В.Быкова «Сотников». На войне Сотников, выполняя приказ командира партизанского отряда, не утрачивает чести, попав в немецкий тыл, он принимает смерть, не отказавшись от своих убеждений. А Рыбак, чтобы спасти свою жизнь, оказывается предателем. Перед лицом смерти два человека показывают свою истинную сущность. Сотников сумел принять страдания за свой народ, сохранить веру, человеческое достоинство, честь.

2)Повесть В.Распутина «Живи и помни» перед Андреем Гуськовым тоже стоит проблема нравственного выбора: защита родины или сохранения собственной жизни. Руководствуясь инстинктом самосохранения, герой выбирает второе, превращаясь при этом в одичалого зверя и убийцу своей жены.

3)В романе Пушкина «Евгений Онегин» главный герой понимает, что дуэль с Ленским бессмысленна, но все равно принимает вызов, потому что для Онегина мнение общества было важнее, чем жизнь друга. А ведь если бы герой попытался сделать выбор, опираясь на совесть, все было бы хорошо.

4) выбор, сделанный вопреки своей истинной природе, совершает Понтий Пилат в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Страх заставляет его утвердить смертный приговор Иешуа, человеку, в невиновности которого он нисколько не сомневался. Результатом этого выбора является полный разлад Понтия Пилата с самим собой, вызванный угрызениями совести.

Проблема смысла жизни1) В романе Л.Н. Толстого «Война и мир». необходимо проанализировать пути исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. Вспомним счастливые минуты в жизни князя Андрея: Аустерлиц, свидание князя Андрея с Пьером в Богучарове, первая встреча с Наташей… Целью этого пути является обретение смысла жизни, понимание самого себя, своего истинного призвания и места на земле., когда приходят к мысли, что жизнь их должна идти не для них одних, что жить надо так, чтобы все люди не жили независимо от их жизни, чтобы их жизнь на всех отражалась и чтобы все они жили вместе.

2) И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

3) Рассказ М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» история жизни Печорина – жизни растраченной без цели, жизни несостоявшейся, погубленной. Главный герой осознает, что пришел к зрелости опустошенным и бесплодным, утратив лучшие годы своей жизни.

4) Произведение А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире» пример преданного отношения к профессии. Когда машинист Мальцев ослеп, он лишился вместе с работой смысла жизни. Когда он вновь оказался на работе, случилось чудо – к нему вернулось зрение. Мальцев вновь обрел смысл жизни.

Ограничение свободы личности. Что такое свобода? Отношения человека с государством.1) Ф. М. Достоевский роман «Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет» и «тварей дрожащих». По его теории, личность способна творить историю, как Магомет, Наполеон. Они во имя «великих целей» совершают злодеяния. Теория Раскольникова терпит крах. В действительности истинная свобода заключается в подчинении своих чаяний интересам общества, в умении делать правильный нравственный выбор

2) А. Островский пьеса «Гроза». Противостояние злу, тирании привлекало особое внимание русских писателей 19 века. Гнетущая власть зла показана в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Молодая, одарённая женщина, Катерина, — сильная натура. Она нашла силы бросить вызов тирании. Конфликт между обстановкой «тёмного царства» и светлым душевным миром, к сожалению, завершился трагически.

Нравственная сила русского народа. Красота человеческой души.1)В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» вниманию читателя предстает национальный герой, Платон Каратаев, бывший крестьянин, ставший солдатом. Именно он научил Пьера Безухова видеть мир таким, каким его видят простые люди. Платон поражает своей добротой ко всем, даже врагам – французам. В нем выражена истинная народная мудрость, смысл которой в том, что нужно смиряться и любить людей, жизнь.

2) Главная героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» — простая одинокая женщина. Никогда жизнь для Матрены Тимофеевны не была легкой, достаточно было в ней печалей и забот. эта необразованная женщина сохранила в себе силы смириться с судьбой, оставаясь по-прежнему доброй, отзывчивой, милосердной. Ничего не жалела она для родных, соседей и просто чужих людей, помогая всем ,бескорыстно посвящая себя служению людям, не требуя ничего взамен, даже благодарности. Но как часто бывает, что люди не ценят бескорыстную помощь, доброжелательное отношение, отзывчивость. Из-за жадности и человеческого эгоизма и погибает Матрена.
Такие люди, как Матрена Васильевна живут среди нас и сегодня бескорыстно и незаметно творят добро. Они — наше мерило человеческой ценности.

Нравственной ценности художественной литературы и книг1) В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были побеждены уничтожением книг — ведь литература заставляет думать. Костры из художественных произведений символизируют гибель человеческой духовности, превращение людей в заложников примитивной массовой культуры.

2) Хотелось бы привести аргументы, подтверждающие мысль о том, что книга имеет значительное место в жизни человека. Обратимся к произведению Максима Горького «Университеты». Алеша, герой повести, считал, что именно книги помогли ему найти свое место в жизни, именно они помогли преодолеть жизненные трудности и встать на верный путь, путь человека.

Роли музыки в жизни человека1) Л.Н. Толстой «Война и мир» Своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег.

2) В рассказе В. Короленко «Слепой музыкант» описывается, как Петрусь родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом. Главный герой рассказа — гениальный музыкант. Он завораживающе играет на скрипке, и слушателям кажется, что они вновь переживают навек утраченное, что их души согреваются.

Проблема роли образования в жизни человека1) В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой – Чацкий, образованный, умный, свободный молодой человек. Он сохранил в себе человеческое достоинство, критикуя тех, кто служит «не делу , а лицам». Чацкий страстно отстаивал права разума и глубоко верил в его силу, в силу умного слова. Но в «фамусовском обществе» он одинок, даже изгой, потому что эти люди невежественны и необразованны, они преклоняются перед сильными мира сего, заботясь только о своем благополучии. Я думаю, А.С.Грибоедов хотел сказать нам, что общество будет процветающим, если в нем будет много умных и образованных людей, честно служащих своему Отечеств

2) Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль» автор высмеивает, осуждает такие пороки, как глупость, невежество. Госпожа Простакова превратила своего сына в безрассудного, невежественного человека. Неслучайно кто-то из выдающихся деятелей сказал, что прежде чем воспитать кого-то, нужно, прежде всего, воспитать самого себя. Отсутствие нравственного стержня, знаний и культуры в воспитателе приводит к дефициту культуры и образованности, отсутствию интеллигентности в подрастающем поколении.

Проблема раскаяния1)Раскольников, герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», совершил страшный грех-убийство. Проснувшаяся совесть преследовала и мучила его. Он был доведен до отчаяния, стоял на грани самоубийства. Спасла его Соня Мармеладова, которая привела его к мысли о покаянии перед Богом и людьми. Он встал на колени посередине площади, поклонился до земли и с наслаждением поцеловал грязную землю. Раскольков поведал свой грех всем, тогда открылась ему новая жизнь…

2)Герой рассказа В.П.Астафьева «Царь-рыба», Игнатьич, в поединке с царь-рыбой, пережив глубокое потрясение, сумел спастись. Перед лицом надвигающейся опасности он вспоминает всю свою прожитую жизнь, вспоминает самое горькое и постыдное – надругательство над девушкой. И свою встречу с царь-рыбой он воспринимает как кару за грех юности, за оскорбление женщины. Кто может раскаяться, прозреть, тот не потерян для жизни

Проблема отношения в памятникам культуры1) Известный публицист Д. Лихачёв в «Письме сорок первом» из цикла «Письма о добром и прекрасном» говорит о том, что утрата памятников культуры невосстановима, потому что каждый памятник индивидуален, и если его разрушить, то навсегда потеряется своеобразие той эпохи, в которую он был построен. Даже после реставрации старые здания не выглядят так, как раньше, – ведь «от умерших остаются только портреты».

2) В произведении «Чёрные доски» В. Солоухин поражается ужасающим фактам современности. Зачастую разграбляются церкви, бесценные книги сдаются в утиль, из драгоценных икон сколачиваются ящики. Автор рассказывает случай, когда в г. Ставрово в церквях устраивались мастерские. Солоухин призывает людей к осознанию того, что не может на месте святыни стоять дом отдыха, коровник или паровоз. Нельзя на месте кладбища ставить дом. Ведь не для умерших плиты стоят на их могилах, а для живых. Для нас нужна эта памя

Проблема добра и зла1. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» проблемы добра и зла заострены до предела: главный герой, Родион Раскольников, борется с несправедливостью окружающего мира преступным способом, считая, что зло можно победить ещё большим злом. Как можно творить добро при помощи зла?! Раскольников ошибся и жестоко наказан: совесть мучает его. С помощью Сонечки Мармеладовой, которая является в романе воплощением добра, он проходит путь духовного очищения, и его душа возрождается для жизни, смысл которой не зло , а добро и любовь к людям

2. Воплощением образа добра в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» является Иешуа Га-Ноцри. Он идеал добра и истины, любви и прощения. Иешуа становится главным героем романа Мастера, проповедуя о том, что все люди добры, злых людей нет, а есть только несчастные. Но «добрые» люди отправляют его на казнь. Носителем зла в романе является прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Он оказался трусливым, малодушным человеком, из-за боязни доноса, боязни погубить свою карьеру он идет против голоса человеческого разума, голоса совести. И совесть мучает прокуратора, и ему никогда не будет покоя.

Проблема труда1) А.И.Солженицын «Матренин двор» главная героиня которого, Матрена, видит смысл жизни не в результате труда, а в самом процессе. Она относится к работе как к неотъемлемой части существования

2) А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Иван Денисович, оказавшись несправедливо осужденным, находит внутреннюю опору, помогающую ему жить, именно в труде. Только благодаря этому герой сохраняет свой нравственный облик, оставаясь сильной личностью.

Проблема духовного богатства.1)Андрей Болконский, один из главных героев романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого, обладал не только аристократической внешностью, но и подлинным внутренним благородством, которое, однако, не сразу смог разглядеть в себе. Ему пришлось многое переосмыслить и пережить, прежде чем простить своего умирающего врага Анатоля Курагина, который был интриганом и предателем и вызывал в Андрее лишь ненависть. Так автор говорит нам, что по-настоящему благородный человек способен достичь подлинных духовных высот.

2)В другом произведении, в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия», мы видим семью Турбиных как людей истинного душевного богатства. Их дом – это образец культуры быта, где главное – книги, старинные вещи, хранящие память о прошлом. И Алексей Турбин , и Николка – это люди чести , человеческого достоинства. Они презирают ложь и корысть, предательство и трусость. Они готовы принять на себя жестокие удары революционных событий, они делают свой выбор, и поэтому остаются верными воинской клятве и будут сражаться до конца.

Проблема наркомании и вредных привычек1) Роман Чингиза Айтматова «Плаха» описывает молодых людей, которые увлекаются алкоголем и наркотиками, а главной ценностью считают только деньги. Человек-волк – вот в какой реальности они живут. Автор тонко обнажает в звере человеческое, а в людях – звериное.

2) В рассказе «Морфий» М. А. Булгакова описывается, как доктор ведет дневник, куда правдиво и прямолинейно вносит все шаги, которые приводят человека к зависимости от наркотиков. Было его поведение халатностью или самопожертвованием? Он прекрасно понимал, к чему это приведет. В своей предсмертной записке, доктор предостерегает людей от приема наркотиков. Себя он оправдывает тем, что врач обязан проверить действие лекарств на себе, чтобы знать ощущения пациентов.

Сила истинной любви «Любовь сильнее смерти и страха смерти»,- И.С.Тургенев

Проблема одиночества1) М.А.Шолохов «Судьба человека» (рассказ). Андрей Соколов потерял на войне всю семью: от бомбёжки погибли жена и дочери, разрушен дом, в день победы погиб старший сын. Герой очень одинок. Одинок и мальчик-сирота Ваня, который в войну остался без родителей, у него нет ни семьи, ни дома.

2) И.С.Тургенев «Отцы и дети» (роман). Базаров одинок во взглядах, в любви, в дружбе.

3) М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Одинокими обычно становятся те, кто по каким-либо причинам не принимает общество, законы жизни и т.д. Печорин незауряден, поэтому он всегда одинок. Его не могут понять, поэтому он старается отгородиться от всего мира. Печорин пытается реализовать себя, но эти попытки оборачиваются страданиями и потерями.

4) Мастер и Маргарита Михаил Афанасьевич Булгаков. Главный герой романа – Мастер – одинок по призванию. Творческая личность, которая мыслит глобально и глубоко, не может найти себе единомышленников в жизни. Раскрыв образ Понтия Пилата и Иешуа в произведении по-своему, он обрек себя на извечное неприятие обществом.

Любовь к матери1) «Преступлении и наказании» Достоевского. Раскольников ,сам по себе очень беден, не может оплатить свою учебу в университете, но очень любит свою мать, которая живет с его сетрой тоже в бедности, на маленькую пенсию.Он не хочет обременять ее своими заботами, очень волнуется и в душе сильно желает изменить суровую действительность. Даже когда он посажен в тюрьму и осужден он говорит сестре не сообщать матери о нем, чтобы излишне не волновать ее

2) «Телеграмма» К.Г. Паустовский. Настя живет в Ленинграде, где у нее много важных дел. Когда она получает телеграмму о болезни матери, то «неотложные» дела мешают ей сразу отправиться домой. Осознав, к каким последствиям может привести ее промедление, она приезжает в деревню, но уже слишком поздно: мать умерла.

Проблема интеллигентности1) Б.Пастернак, роман «Доктор Живаго».Невозможность интеллигентному человеку проявить себя в этом мире. Противоречие богатого внутреннего мира и обезличенного внешнего, где выгоднее быть, как все.

2) Л.Н.Толстой «Война и мир» — Болконский, Безухов – интеллигенты, но им трудно жить в этом мире, т.к. они люди думающие, рефлексирующие.

3) А.С.Грибоедов, комедия «Горе от ума». В ней поднимается проблема непонимания нового поколения интеллигенции. Чацкого в компании почитали сумасшедшим. Фамусовское общество связывает это с просвещением. Книги, которые читал Чацкий, формировали ум, развивали мысль, но несли свободомыслие. Такой ум страшен для поколения консерваторов. Страх порождает сплетни, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах.

Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей»1) «Телеграмма» К.Г. Паустовский. Настя живет в Ленинграде, где у нее много важных дел. Когда она получает телеграмму о болезни матери, то «неотложные» дела мешают ей сразу отправиться домой. Осознав, к каким последствиям может привести ее промедление, она приезжает в деревню, но уже слишком поздно: мать умерла.

2) И.С.Тургенев. роман «Отцы и дети». Проблема непонимания между разными поколениями раскрыта в классическом произведении «Отцы и дети». Чувство отчужденности к своим родителям и старшим Кирсановым не покидает Евгения Базарова. Он признается, что любит их, однако огорчает своим отношением.

Проблема смерти и бессмертия.1) Б.Пастернак «Доктор Живаго» (роман). Герой – Юрий Андреевич Живаго, врач, мыслящий, с поисками, умирает в 1929 году. После него остаются записи и написанные в молодые годы стихи. Они стали выражением радости, превозмогающей страх смерти.

2) И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско» (рассказ). Проблема смерти подспудно начинает звучать с самых первых страниц произведения, постепенно становясь ведущим мотивом. Автор показал, насколько ничтожна жизнь человека в глазах окружающих, если о ней так быстро забывают.

Проблема интернета1) «Из всего, что вечно-самый короткий срок у любви». –таков лейбмотив европейского бестселлера Я. Вишневского. Герои «одиночества в сети» встречаются в Интернет-чатах, рассказвают истории из своей жизни. Встретятся они в Париже, пройдя не через одно испытание, но главным испытанием для любви окажется сама встреча. На мой взгляд, книга не о любви, а об одиночестве. «Виртуальная» любовь – это не любовь, что , впрочем, доказано в конце книги главной героиней.

2) В доказательство своей точки зрения, мне хочется привести в пример рассказ всемирно известного писателя Рея Брэдбери- «451 градус по Фаренгейту». В мире,который описал Брэдбери, люди перестали интеллектуально и нравственно развиваться, духовные ценности заменили бездушные экраны телевизоров и компьютеров с практически зомбирующей информацией .Человек, в этом романе — антиутопии, потерял индивидуальность,стал заурядным исполнителем чьей-то воли.

Веры в будущее, любви к жизни1) Д. Лондон «Любовь к жизни» . Герой вывихнул ногу, и напарник, Билл, бросает его — ведь слабым не выстоять в битве за жизнь. Но герой выжил. Рассказ стал гимном человеку — его упорству, мужеству, воле. Любовь к жизни руководила процессом борьбы за существование.

2) Блокадная книга Алесь АДАМОВИЧ. В течение 900 блокадных дней ленинградцы сумели выстоять, благодаря вере в победу. Блокада принесла жителям города не только страдания, но и укрепление надежды. Ленинградцы совершили свой подвиг не только перед угрозой смерти. Во время блокады они страдали, но и верили в неизбежную победу.

Проблема влияния природы на душу человека.1) В.Астафьев «царь-рыьа». В главе «капля» автор показывает благотворное влияние природы на человека. Именно состояние мирного покоя, навеянного природой, открывает самое светлое в душе человека: жалость и любовь к людям, желание защитить их от бед и обид, нравственное убеждение в необходимости гуманности.

2) Л.Н. Толстой «война и мир». Природа способна возрождать к жизни героев. Так будет у князя андрея и тогда, когда он соприкоснется на поле Аустерлица с вечным и бездонным небом, и тогда, когда поэзия ночи, переданная Наташей Ростовой покажет свое магическое воздействие и в его душе поднимается путанница «молодых мыслей и надежд», а встреча со старым дубом, который весь покрылся зеленью и сливался с буйной весенней жизнью, вернула Болконского к жизни. Князь Андрей вдруг окончательно решил: «нет, жизнь не кончена в 31 год».

Проблема влияния искусства на человека.1) Тема искусства и псевдоискусства неразрывно связана с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главные герои, награжденные искренней и высокой любовью, живут одной целью, связанной с романом Мастера об Иешуа и Пилате. Погрузившись в искусство, герои ощущают настоящее счастье и гармонию в своем микромире. Тема псевдоискусства связана с писателями- массолитовцами, штампующими низкопробную литературу по заказу.

2) Главная героиня повести Куприна «гранатовый браслет» услышала музыкальное произведение Бетховена, музыка пробудила в ней сочувствие, сострадание, желание любить, она показывала слияние души с симфонией, всю скорбь об ушедшей жизни. Люди, слушая гениальные классические произведения, очищаются духовно, так как музыка способна передать все человеческие эмоции : от горя, до радости.

Проблема трагедии эмиграции.1) Рассказ «Косцы» И.А. Бунина, написанный в 1921 году, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено лучезарным светом, чудными звуками и тягучими запахами, и получился не рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается вся Россия. Недаром во время чтения «Косцов» Буниным в Париже на литературном вечере (было двести человек), по воспоминаниям жены писателя, многие плакали. Это был плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине.

2) «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится!» — это слова одного из героев романа И.С. Тургенева «Рудин». В них отчетливо проступает гражданская позиция автора. Мы явственно слышим голос писателя: «Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в родную землю».

Проблема счастья1) В романе Пушкина «Евгений Онегин» у главного героя есть всё для жизни. Богатство, образование, положение в обществе и возможность реализовать любые свои мечты. Но он скучает. Его ничто не задевает, ничто не радует. Он не умеет ценить простые вещи: дружбу, искренность, любовь. Я думаю, именно поэтому он несчастлив.

2) Главная героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» — Наташа Ростова – человек с оптимистичным взглядом на мир. Она умеет радоваться каждому дню, солнцу, встрече с новыми людьми. Наташа счастлива сама и дарит надежду на счастье окружающим. Встреча Андрея Болконского с этой жизнерадостной девушкой способствует его духовному обновлению. Переживая тяжелый душевный кризис, он заражается Наташиным оптимизмом и сам обретает надежду на счастливое будущее.

Проблема веры (безверия).1) Ф. Достоевский. «Преступление и наказание». Наивысшим воплощением беззаветной веры в Бога является Соня Мармеладова. Раскольников удивляется, как она с такой незавидной долей продолжает верить, любить, «излучать» свет? И герой видит, как счастлива Соня, как она прекрасна, когда читает в Евангелии притчу о воскрешении Лазаря. Соня дарит ему луч надежды, к Раскольникову приходит понимание истинного пути духовных исканий, нравственного совершенствования.

2) В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» вопросы веры сильнее всего затронули Мастера, Ивана Бездомного и Берлиоза. Все трое – литераторы, и то, что и как они пишут, и есть выражение трех взглядов на одну и ту же проблему. Так, Мастер, безусловно, верит в Бога, хотя вряд ли посещает церковь или регулярно молится. Бездомного трудно обвинить в полном неверии: ведь в «антирелигиозной поэме» «Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой». Для него «главное в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете.

1)вспомним поэму Н.А.Некрасова «Русские женщины»,рассказывающую о милосердном подвиге любящих жен, которые оставили богатую и роскошную жизнь света, родных, пренебрегли знатностью рода и отправились за тысячи километров в Сибирь, на каторгу, вслед за своими осужденными мужьями. Присутствие рядом верных жен стало огромной поддержкой для мужчин, обреченных на погибель в нечеловеческих условиях каторги, а также примером истиной любви для многих современников и потомков.

2)нельзя не написать о замечательной героине романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Маргарита — сильная, мужественная, красивая женщина. Ее любовь к Мастеру прекрасна и возвышенна. Ради любви она совершает отчаянные поступки. Готова пойти даже на сделку с Дьяволом для того только, чтобы узнать хоть что-нибудь о своем возлюбленном. Смысл ее жизни – любовь сильная, пламенная, жертвенная

1) Аргументы (из произведений) Князь Андрей Болконский, главный герой романа- эпопеи Л. Н. Толстого, ради минуты славы готов пожертвовать всем самым дорогим, что было в его жизни. Очень тяжелым и горьким было его разочарование. Перед героем повести В. Распутина Гуськовым стоит проблема нравственного выбора: защита родины или сохранение собственной жизни. Руководствуясь инстинктом самосохранения, герой выбирает второе, превращаясь при этом в одичалого зверя и убийцу собственной жены.

2) Аргументы Андрей Соколов, главный герой повести М. Шолохова «Судьба человека», находясь в нечеловеческих условиях плена, не может предать Родину, себя за предложенный кусок хлеба.

1) Вспоминается повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой Петр Гринев, совсем юный молодой человек.А испытания ему встречаются серьезные. В придорожном трактиреего жестоко его обманывают, но совесть велит Гриневу отдать долг. Его в метель и буран спасает Пугачев, благодарит его Гринев, щедро даря заячий тулупчик. А после не присягнет самозванцу, потому что честь для него превыше всего. Умеющий преданно любить, он защищает честь оскорбленной девушки. Очень рано повзрослевший, Гринев понимает, что честь и достоинство- превыше всего, что милость и добро-высшие проявления человеческих чувств, что нужно бороться за свою любовь, за свое счастье.

2) У М.А.Булгакова есть замечательный роман-“Дни Турбиных”.Самый младший в семье Турбиных – Николка, он юнкер.Этот юноша, как и все Турбины, обладает большой нравственностью, обостренным понятием чести. Когда его командир приказывает всем отступать, сохранить свою жизнь в бессмысленном сражении, Никола остается с Най-Турсом. Потом он, рискуя собственной жизнью, отыскивает непогребенное тело своего командира, разыскивает его родных и хоронит по христианскому обычаю. На наших глазах он становится героем, потому что с младенчества впитал, что такое честь и верность долгу. Он готов отдать жизнь, служа родному отечеству.

1) Л.Н.Толстой в своем романе «Война и мир» раскрывает «военную тайну» — причину, которая помогла России в Отечественной войне 1812 года одержать победу над полчищами французских захватчиков. Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий и национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить.

2) Герой повести М.А.Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов более за свою родину всей душой. Это находит подтверждение, в частности, с сцене разговора героя с комендантом Мюллером. Даже будучи изведенным голодом, Соколов не притрагивается к предложенным комендантом еде и спиртному, так как Мюллер поднимает тост за немецкую победу и отвагу своего народа. Соколов до последнего момента остается верным родине и делает все возможное, чтобы вернуться на родную землю.

Проблема отношения людей к судьбе родного языка. по к. и. чуковскому

Проблема отношения людей к судьбе родного языка. По К. И. Чуковскому

Родной язык… «Великий и могучий» — именно такие определения дал ему И. С. Тургенев. Должна ли нас волновать судьба русского языка? Эти вопросы поставлены в тексте К. И. Чуковского, взятом из его книги «Живой как жизнь», посвящённой проблемам культуры русского языка.

Раскрывая проблему отношения людей к судьбе русского языка, автор проводит исторические параллели, с помощью цитирования обращается к авторитету выдающихся деятелей культуры, лингвистов и писателей. Чуковский противопоставляет два типа отношения к изменениям, происходящим в языке.

В прошлом язык ощущался как слепая стихия, которой невозможно управлять. Об этом писал лингвист Гумбольдт, утверждая, что язык совершенно независим от отдельного субъекта. Чтобы быть убедительнее и образнее, автор использует метафору, «могучая речевая река», изображая бессильных лингвистов и педагогов, которые только смотрят с берега, «сколько всякой дребедени несут на себе её волны».

Но сегодня другое время – «эпоха завоевания космоса, эпоха искусственных рек и морей». Нельзя быть равнодушным к родному языку, нужно целенаправленно, планомерно, решительно восстать «против уродств нашей нынешней речи». В борьбе за чистоту родного языка должны активно принимать участие не только средства массовой информации, но и каждый носитель языка.

Автор подводит нас к мысли о том, что нельзя следовать в отношении к родному языку философии бездействия. Нужно делать всё, что способствует очищению языка от ненужных и случайных слов.

Мне понятна позиция автора, и я полностью её поддерживаю, потому что нельзя засорять наш прекрасный язык, язык Пушкина и Толстого, нужно беречь его и в вопросе экологии языка занимать активную позицию.

В произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» высмеивается Элочка Людоедова, лексикон которой убог и беде и состоит всего из трёх десятков слов, типа «парниша», «блеск», «жуть». Этот ограниченный словарь отражает бездуховный, мещанский мир героини.

Подводя итог, подчеркну, что культура языка, его чистота и развитие зависят от общей культуры, от нравственного развития. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!Текст К. И. Чуковского(1)Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять. (2)

Одним из первых утвердил эту мысль гениальный учёный В. Гумбольдт. (3)«Язык, — писал он, — совершенно независим от отдельного субъекта… (4)Перед индивидом язык стоит как продукт деятельности многих поколений и достояние целой нации, поэтому сила индивида по сравнению с силой языка незначительна». (5)

Это воззрение сохранилось до нашей эпохи. (6)«Сколько ни скажи разумных слов против глупых и наглых слов, они — мы это знаем — от того не исчезнут, а если исчезнут, то не потому, что эстеты или лингвисты возмущались», — так писал один даровитый учёный. (7)

«В том и беда, — говорил он с тоской, — что ревнителей чистоты и правильности родной речи, как и ревнителей добрых нравов, никто слышать не хочет… (8)3а них говорят грамматика и логика, здравый смысл и хороший вкус, благозвучие и благопристойность, но из всего этого натиска грамматики, риторики и стилистики на бесшабашную, безобразную, безоглядную живую речь не выходит ничего». (9)

Приведя образцы всевозможных речевых «безобразий», учёный воплотил свою печаль в безрадостном и безнадёжном афоризме: «Доводы от разума, науки и хорошего тона действуют на бытие таких словечек не больше, чем курсы геологии на землетрясение». (10)В прежнее время такой пессимизм был совершенно оправдан. (И)

Нечего было и думать о том, чтобы дружно, планомерно, сплочёнными силами вмешаться в совершающиеся языковые процессы и направить их по желанному руслу. (12)Старик Карамзин очень точно выразил это общее чувство смиренной покорности перед стихийными силами языка:

«Слова входят в наш язык самовластно». (13) С тех пор крупнейшие наши языковеды постоянно указывали, что воля отдельных людей, к сожалению, бессильна сознательно управлять процессами формирования нашей речи. (14) Все так и представляли себе: будто мимо них протекает могучая речевая река, а они стоят на берегу и с бессильным негодованием следят, сколько всякой дребедени несут на себе её волны. — (15)

Незачем, — говорили они, — кипятиться и драться. (16)До сих пор ещё не было случая, чтобы попытка блюстителей чистоты языка исправить языковые ошибки сколько-нибудь значительной массы людей увенчалась хотя бы малейшим успехом. (17)Но можем ли мы согласиться с такой философией бездействия и непротивления злу? (18)

Неужели мы, писатели, педагоги, лингвисты, можем только скорбеть, негодовать, ужасаться, наблюдая, как портится русский язык, но не смеем и думать о том, чтобы мопщыми усилиями воли подчинить его коллективному разуму? (19)Пусть философия бездействия имела свой смысл в былые эпохи, когда творческая воля людей так часто бывала бессильна в борьбе со стихиями — в том числе и со стихией языка. (20)

Но в эпоху завоевания космоса, в эпоху искусственных рек и морей неужели у нас нет ни малейшей возможности хоть отчасти воздействовать на стихию своего языка? (21)Всякому ясно, что эта власть у нас есть, и нужно удивляться лишь тому, что мы так мало пользуемся ею. (22)

Ведь существуют же в нашей стране такие сверхмощные рычаги просвещения, как радио, кино, телевидение, идеально согласованные между собой во всех своих задачах и действиях. (23)Я уже не говорю о множестве газет и журналов — районных, областных, городских, — подчинённых единому идейному плану, вполне владеющих умами миллионов читателей. (24)

Стоит только всему этому целенаправленному комплексу сил дружно, планомерно, решительно восстать против уродств нашей нынешней речи, громко заклеймить их всенародным позором — и можно не сомневаться, что многие из этих уродств если не исчезнут совсем, то, во всяком случае, навсегда потеряют свой массовый, эпидемический характер… (25)

Правда, я очень хорошо понимаю, что всех этих мер недостаточно. (26) Ведь культура речи неотделима от общей культуры. (27)Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. (28)Иной и пишет, и говорит без ошибок, но какой у него бедный словарь, какие заплесневелые фразы! (29)

Какая худосочная душевная жизнь отражается в них! (ЗО)Между тем лишь та речь может по-настоящему называться культурной, у которой богатый словарь и множество разнообразных интонаций. (31)Этого никакими походами за чистоту языка не добьёшься. (32)3десь нужны другие, более длительные, более широкие методы. (ЗЗ)

Для подлинного просвещения создано столько библиотек, школ, университетов, институтов и т. д. (34)Поднимая свою общую культуру, народ тем самым поднимает и культуру своего языка. (35)Но, конечно, это не освобождает любого из нас от посильного участия в борьбе за чистоту и красоту нашей речи.

(По К. И. Чуковскому)

Оцените статью
ЕГЭ Live