Пишем комментарий к проблеме

Пишем комментарий к проблеме ЕГЭ

Как автор позволяет читателю увидеть аспекты проблемы

С помощью:

  • композиции текста, ведь в ней «отражается не просто авторская мысль, но движение авторской мысли…»( Е.А. Маймин)
  • композиционных приёмов(повтора, усиления, противопоставления, монтажа). Они служат расстановке нужных автору акцентов и направленно «подают» читателю информацию о тексте.
  • типов речи;
  • художественной идеи, включающей в себя и направленную интерпретацию, и оценку автором определенных жизненных явлений;
  • элементов композиции: предисловий, диалогов, монологов, художественных описаний портретов, пейзажей, интерьеров и т.п.;
  • выбора лица, от которого ведётся повествование:

    а) Субъективное повествование.
    В этот подвид входят почти вся проза, изложенная от первого лица. Рассказчик излагает не только объективно происходящее, но и свои собственные по этому поводу мысли, ощущения и чувства.
    б) Объективное повествование.
    В этом случае рассказчик-автор сообщает читателю только объективную сторону происходящего и утаивает свои собственные суждения. О них судят косвенно – из диалогов, действий и т.д.
    в) «Автобиография», взгляд в прошлое ( ретроспектива)
    Рассказчик описывает своё прошлое, но с новым пониманием, более зрелым и мудрым, чем в те времена.

Образец:

  • (1) Шел май сорок третьего года.
  • (2) На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих.
  • (3) Суп был сварен с макаронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело.
  • (4) В пару со мной угодил пожилой боец.
  • (5) Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко.
  • (6) Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая деревянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая…
  • (7) Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет.
  • (8) Зачерпывать-то он зачерпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплескивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше.
  • (9) В котелке оказалась одна макаронина.
  • (10) Одна на двоих.
  • (11) Длинная, из довоенного теста, может, и из самой Америки, со «второго фронта».
  • (12) Мутную жижицу мы перелили ложками в себя, и она не утолила, а лишь сильнее возбудила голод.
  • (13) Ах, как хотелось мне сцапать ту макаронину, не ложкой, нет, с ложки она соскользнет обратно, шлепнется в котелок, рукою мне хотелось ее сцапать — и в рот!
  • (14) Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом со мной сделаешь?
  • (15) Ну, завезешь по лбу ложкой, ну, может, пнешь и скажешь: «Шакал!»
  • (16) Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя.
  • (17) В моих глазах жило одно лишь трагическое видение — белая макаронина…
  • (18) Раздался тихий звук.
  • (19) Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет…
  • (20)Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась еще дородней и привлекательней своим царственным телом.
  • (21) Мой напарник первый раз пристально глянул на меня — и в глубине его усталых глаз я заметил какое-то всепонимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности.
  • (22) Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиньше, он загребет себе.
  • (23) Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиньше.
  • (24) Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул ее в вещмешок и ушел куда-то.
  • (25) В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение.
  • (26) И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь.

Как оформить связь?

Связь между примерами также важна. Она не только делает сочинение логически правильным, но и приносит выпускникам дополнительный балл. Какими бы замечательными не были приведенные примеры, они не принесут 5 баллов без связывающего из предложения. Связка объединяет две разные мысли, два примера.

Ее также можно оформить несколькими способами. Обратимся к тексту В. А. Солоухина о выхухоли и на его примере посмотрим, как оформить связь. Для начала определим проблему этого текста. В нем, как и во многих текстах, автор затрагивает не один проблемный вопрос.

  • выхухоль, которая так боится человека, не скрылась при виде рассказчика, ведь в беде были ее дети, которых она самоотверженно защищала;
  • рассказчик поставил себя на место выхухоли и представил, как было бы тяжело ему смотреть на своих детей, которые могли бы оказаться в беде, и он тоже бы сделал все, чтобы их спасти. 

Как проследить развитие авторской мысли в тексте комментария

Для этого нужно исходный текст разделить на микротемы — предложения:

  • объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы;
  • выделить основную мысль каждой микротемы;
  • сформулировать данную мысль;
  • записать её в виде пункта плана.

Комментируем проблему текста вместе

Чтобы подтвердить теорию практикой, попробуем вместе прокомментировать проблему текста. Обратимся к тексту В.Г. Распутина о мальчике Саньке. Выделим в нем следующую проблему: что значит быть самостоятельным? При внимательном чтении текста можно без проблем найти примеры, подтверждающие существование данной проблемы.

  • Первый пример: Санька хотел стать более самостоятельным, но родители не позволяли ему этого, окружая своей заботой и участием.
  • Пояснение: порой нам мешают быть самостоятельными наши близкие.
  • Второй пример: оставшись дома один, мальчик сам ходил в магазин, готовил обед, полол грядки.
  • Пояснение: автор показывает самостоятельность Саньки, описывая его жизнь без взрослых.
  • Связь: приведенные примеры показывают, как новые обстоятельства делают человека самостоятельным.

Эти мысли не являются готовым комментарием. Но если их правильно соединить в единое целое, то получится прекрасный аргумент к проблеме текста. Кстати, связь можно расположить и перед примерами, немного ее изменив: Самостоятельным человека могут сделать жизненные обстоятельства, отсутствие рядом близких людей.

Косвенная речь

Самым распространенным способом является использование косвенной речи при указании на примеры из текста. Косвенной речью называют слова какого-либо лица, переданные в предложении говорящим и подчиненные его фразе, с помощью которой он вводит чужие слова в предложение. Типичные конструкции выглядят так:

  • Автор обращает наше внимание на тот факт, что…
  • Автор приводит доводы о том, что…
  • Автор рассказывает о том, как…

Перед примерами

  • Автор на протяжении всего текста рассуждает о силе родительской любви.
  • В прочитанном тексте можно найти подтверждение моей точки зрения о том, что родители способны на многое ради своих детей.
  • Родительская любовь настолько сильна, что они не пожалеют собственной жизни ради спасения детей. В тексте есть этому подтверждение.

После примеров

  • Эти примеры доказывают тот факт, что родители готовы пожертвовать всем, лишь бы их дети были живы и здоровы.
  • Приведенные мной примеры показывают роль родительской заботы в жизни детей.
  • Примеры, приведенные мной, свидетельствуют о жертвенной любви родителей к своим детям.

Правила написание комментариев

https://www.youtube.com/watch?v=XWLsWPUJIso

Вариант №1: Идём по тексту

Примеры комментария проблемы в тексте для сочинения егэ

Как написать комментарий к сформулированной проблеме исходного текста на 6 баллов в сочинении ЕГЭ по русскому языку.

 Пример из методических материалов ФИПИ для председателей и членов предметных комиссий по проверке экзаменационных работ.

Видео представил YouTube канал  РАДОСТНО УЧИМ РУССКИЙ

→ скачать методические рекомендации

Исходный текст:

(1)Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырёхсот, так что я слишком утомил бы вас, если бы взялся за полное доскональное перечисление. (2)Жалко и Сухареву башню, построенную в XVII веке. (3)Проблему объезда её автомобилями можно было решить по-другому, пожертвовав хотя бы угловыми домами на Колхозной (тогда) площади (универмаг, хозяйственный магазин, книжный магазин). (4)Жалко и Красные, и Триумфальные ворота.

(5)А знаете ли, что площадь Пушкина украшал древний Страстной монастырь? (6)Сломали. (7)Открылся чёрно-серый унылый фасад. (8)Этим ли фасадом должны мы гордиться как достопримечательностью Москвы? (9)Никого не удивишь и сквером, и концертным залом «Россия» на месте Страстного монастыря.

(10)Сорок лет строилось на народные деньги (сбор пожертвований) грандиозное архитектурное сооружение − храм Христа Спасителя. (11)Он строился как памятник непокорённости московской перед сильным врагом, как памятник победы над Наполеоном. (12)Великий русский художник Василий Суриков расписывал его стены и своды. (13)Это было самое высокое и самое величественное здание в Москве. (14)Его было видно с любого конца города. (15)Здание не древнее, но оно организовывало наряду с ансамблем Кремля архитектурный центр нашей столицы. (16)Сломали… (17)Построили плавательный бассейн. (18)И лишь в середине девяностых опять всем миром храм отстроили заново.

(19)Разрушая старину, мы всегда обрываем корни.

(20)У дерева каждый корешок, каждый корневой волосок на учёте, а уж тем более те корневища, что уходят в глубочайшие водоносные пласты. (21)Как знать, может быть, в момент какой-нибудь великой засухи именно те, казалось бы, уже отжившие, корневища подадут наверх, где листья, живую спасительную влагу.

(22)Ужасная судьба постигла великолепное Садовое кольцо. (23)Представьте себе на месте сегодняшних московских бульваров голый и унылый асфальт во всю их огромную ширину. (24)А теперь представьте себе на месте голого широкого асфальта на Большом Садовом кольце такую же зелень, как на уцелевших бульварах.

(25)Казалось бы, в огромном продымлённом городе каждое дерево должно содержаться на учёте, каждая веточка дорога. (26)И действительно, сажаем сейчас на тротуарах липки, тратим на это много денег, усилий и времени. (27)Но росли ведь готовые вековые деревья. (28)Огромное зелёное кольцо (Садовое кольцо!) облагораживало Москву. (29)Правда, что при деревьях проезды и справа, и слева были бы поуже, как, допустим, на Тверском бульваре либо на Ленинградском проспекте. (30)Но ведь ездят же там автомобили. (31)Кроме того, можно было устроить объездные пути параллельно Садовому кольцу, тогда сохранилось бы самое ценное, что может быть в большом городе, – живая зелень.

(32)Если говорить строже и точнее, на месте уникального, пусть немного архаичного, пусть глубоко русского, но тем-то и уникального города Москвы построен город среднеевропейского типа, не выделяющийся ничем особенным. (33)Город как город. (34)Даже хороший город. (35)Но не больше того.

(36)В самом деле, давайте проведём нового человека, ну хоть парижанина или будапештца, по улице Тверской, по главной улице Москвы. (37)Чем поразим его воображение, какой такой жемчужиной зодчества? (38)Каким таким свидетелем старины? (39)Вот телеграф. (40)Вот гостиница. (41)Вот дом на углу Тверского бульвара, где кондитерский магазин. (42)Видели парижанин и будапештец подобные дома. (43)Ещё и получше. (44)Ничего не говорю. (45)Хорошие, добротные дома, но всё же интересны не они, а именно памятники: Кремль, Коломенское, Андроников монастырь.         

 (По В.А. Солоухину ⃰)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924−1997) – русский советский писатель и поэт, один из крупнейших представителей «деревенской прозы».


Пример сочинение по тексту В.А. Солоухина

В данном тексте Владимир Алексеевич Солоухин, писатель и поэт, поднимает проблему отношения к памятникам архитектуры.

Для раскрытия данной проблемы автор обращается к некоторым случаям уничтожения культурного наследия в столице нашей страны – Москве. К примеру, он рассказывает о снесении древнего Страстного монастыря и строительстве сквера и концертного зала на его месте (предложения 5–9). Описывая фасад новых строений, автор использует эпитет «унылый» и задаётся вопросом, эти ли объекты должны являться предметом национальной гордости, из чего читатель может сделать вывод о глубоком сожалении Солоухина по поводу уничтожения древнего монастыря. Кроме того, он рассказывает о храме Христа Спасителя, построенном «на народные деньги» «как памятник непокорённости московской перед сильным врагом, как памятник победы над Наполеоном». Данному зданию автор даёт характеристику самого высокого и самого величественного в городе (предложение 13), однако и оно было разрушено ради строительства бассейна. Солоухин сокрушается из-за того, что важнейший символ победы и силы русского духа был сломлен для чего-то столь обыденного и непримечательного, как плавательный центр.

Эти примеры связаны равнодушием человека к памятникам архитектуры, уничтожением исторической ценности и собственного прошлого, что не может не расстраивать и не пугать. Примеры в тексте приведены так, что от одного примера к другому усиливается чувство отчаяния за содеянное человеком. Второй пример дополняет, усиливает негативные чувства от прочитанного в первом примере, позволяет более точно передать автору не только мысли, но и чувства.

Автор считает, что «разрушая старину, мы всегда обрываем корни», а уничтожение культурного наследия лишает Москву её уникальности, делает её ничем не выделяющимся городом среднеевропейского типа.

Я полностью согласна с мнением Солоухина, поскольку и сама замечаю в своём городе подобное отношение к памятникам архитектуры. Маленькие домики со старинными резными фасадами небывалой красоты, которым уже больше двух веков, стоят и ожидают своей очереди на снос для освобождения площади под строительство многоквартирных домов. Древние храмы разрушают ради укладки новых дорог. Все случаи и не перечислить… Мой город теряет то, что присуще лишь ему одному, и становится очередным провинциальным городком России. Скоро его будет совершенно не отличить от остальных. На мой взгляд, такое халатное отношение, такое обесценивание собственной истории не может считаться приемлемым, и нам срочно нужно предпринимать серьёзные меры, чтобы остановить это безобразие.

***

Участница экзамена, опираясь на исходный текст выделяет ключевые примеры в тексте. Искажений смысла авторского текста (то есть фактических ошибок в понимании проблемы) нет. Приведены два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Связанные страницы:

Прямая речь

Прямая речь – это дословное написание слов автора в том виде, в котором они представлены в тексте. Указывая на конкретный пример из текста, процитируйте его. Не обязательно цитировать целое предложение или даже несколько, если они являются важными для аргументации.

  • Автор пишет: «…»
  • Автор говорит: «…»
  • Автор настаивает: «…»

Речевые клише для комментариев

  • Размышляя над этим вопросом, писатель(публицист) вспоминает случай из собственной жизни и рассказывает о том, как…
  • …приводит факты из биографии … и рассказывает о том, как…
  • …делится любопытным жизненным наблюдением…
  • …рассказывает историю о том, как….
  • В центре внимания … — история из жизни…

Характеристика ДЕЙСТВИЙ автора исходного текста ( что делает автор, чтобы ответить на поставленный и м вопрос). По сути надо ответить на вопросы:

  • о каких поступках своих героев рассказывает автор?
  • какую оценку он дает поступкам своих героев?
  • на каких мыслях своих героев акцентирует внимание? и т.п.

ХАРАКТЕРИЗУЕМ ДЕЙСТВИЯ АВТОРА, а не героев.

Речевые клише:

  • Как подчеркивает автор текста…
  • Этот случай заставил автора задуматься о том…
  • Автор пытается понять причины того, почему…
  • Автор обращает внимание читателей на тот факт, что… и т.п.

Характеристика ЧУВСТВ и ЭМОЦИЙ автора.

Речевые клише:

  • Автор с возмущением
  • негодованием
  • нескрываемой тревогой
  • искренним недоумением
  • нескрываемым волнением
  • восхищением… говорит о том, что…
  • Автор осуждает героя за…
  • Автор восхищается людьми, которые…
  • Публициста удивляет тот факт, почему его герой…

Синтаксические маркеры к комментарию

Начало комментария
  • Проблему (чего?) автор раскрывает на примере…
  • Этот вопрос автор раскрывает, изучая…
  • Рассматривая проблему (чего?) на примере…, автор с( иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что…
  • Комментируя данную проблему, хочется отметить её (типичность; новизну; актуальность и т.д.).
  • Проблема актуальна особенно сегодня, потому что…
  • Комментируя эту проблему, нельзя не отметить (ряд её интересных аспектов; её аспекты, которые особенно волнуют автора и т.п.)
Продолжение комментария
  • На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к ….
  • Автор дает прямые оценки явлениям и событиям:…
  • Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя…
  • Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором.
  • Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что…
  • Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры.
  • Обосновывая (доказывая) свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы.
  • Автор обосновывает свое мнение, указав причины, которые делают эту проблему актуальной.
  • Автор, осмысливая эту ситуацию, пишет , что….
  • Автору важно убедить читателя в том, что…
Финальная часть комментария и переход к формулировке авторской позиции
  • Таким образом, авторская позиция по
  • исследуемой проблеме очевидна:…
    … – вот авторская позиция по данной проблеме.
  • Автор считает, что…
  • Авторская позиция очевидна: …
  • Сложно не согласиться с авторской позицией: …
  • Автор убеждён:…..
  • Мнение автора по данной проблеме очевидно:…. и т.д.

Ссылка на номер предложения

Чтобы сочинение содержало минимум пересказа, можно прибегнуть и к такому способу формулировки примеров:

  • В предложении 26 говорится о …
  • Описанная в предложении 2 ситуация свидетельствует о …
  • Яркий пример этого описан в предложении 14.

Учебник по написанию и оформлению сочинения

  1. План и структура сочинения
  2. Как написать сочинение
  3. Как написать сочинение по ЕГЭ
  4. Как написать сочинение по русскому языку
  5. Как написать сочинение по истории
  6. Как написать сочинение по обществознанию
  7. Как написать сочинение рассуждение
  8. Как написать сочинение по картине
  9. Критерии оценивания сочинения
Оцените статью
ЕГЭ Live