Сочинение на тему Язык общение и культура

Сочинение на тему Язык общение и культура ЕГЭ

Точки соприкосновения языка и культуры

Это:

  • Во-первых, и язык, и культура — это формы сознания, отражающие мировоззрение человека,
  • Во-вторых, они существуют, тесно взаимодействуя.
  • В-третьих, субъект этих феноменов — это всегда человек (индивид) или общество (социум),
  • В-четвертых, характерными чертами обоих явлений являются стремление к нормативности и историзм.
  • В-пятых, оба явления с одной стороны, постоянно изменяются, с другой — стремятся к стабильности, закрепленности достигнутого.

Язык и культура тесно связаны с процессами коммуникации (общения людей), с формированием личности человека, а также общества в целом.

Почему важно повышать свою языковую культуру? (сочинение к егэ по русскому языку) | образовательная социальная сеть

Почему важно повышать свою языковую культуру? Ответ на этот вопрос ищет Б.Пивоваров в своем тексте.

Автор высказывает мнение, что в сквернословии проявляется цинизм, «пренебрежение к нормам общественной морали». Через «противоестественное, неподобающее» употребление слов человек переступает «границу добра и зла», поэтому Б. Пивоваров называет это неуважение преступлением. Сравнивая душу с одеждой, автор говорит о ее загрязнении ненормативной лексикой, а ведь моральный облик человека – «вернейший способ его узнать». Публицист задумывается о способах повышения культуры речи, так как каждое наше слово «отзывается в окружающем мире», влияет на других.

Б. Пивоваров считает, что крайне важно учиться «правильно писать и говорить чистым и красивым языком», ведь язык – показатель характера, качеств человека, его культуры, и он оказывает большое влияние на окружающий мир.

Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, по лексике человека можно составить его портрет, судить о чертах характера, взглядах, степени образованности, отношении к людям, поэтому важно повышать свою культуру через грамотную, добрую речь.

А.П. Чехов в комедии «Вишневый сад» разоблачает несостоятельность своего героя Л.А Гаева, иронизируя по поводу его речей. Он раздает команды, произносит пафосные слова, однако деловой, высокий стиль постоянно прерывается вводными словами, лексическими повторами, разговорными устойчивыми выражениями. Его любимое слово «кого?» произносится в нарушение всякой логики. Недосказанность, беспорядочное скольжение от  одной темы к другой выдает в нем неуверенного человека, неспособного на решительные действия. Так автор показывает, что его словам нельзя доверять и относиться к ним серьезно:  они пусты. Еще больше бесхарактерность героя подчеркивается фразами из бильярда (например, «от шара направо в угол»), к которым он постоянно обращается и  его глупый монолог перед шкафом («Дорогой, многоуважаемый шкап!»).

Каждый из персонажей комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» наделен особой речью, характерной для его образа. Речь Молчалина, которому присущи такие черты как лесть, подхалимство и покорность, немногословна, но полна преувеличенных любезностей, вежливости, уменьшительно-ласкательных форм («по-прежнему-с», «простите, ради Бога», «личико», «ангельчик»).  Умственная ограниченность Скалозуба, его грубость и невежество, узость кругозора подчеркиваются примитивными, грубыми, отрывистыми словами, обилием военных терминов, употребляемых не к месту («Дистанции огромного размера»), нарушением норм грамматики. Главный герой Чацкий обвиняет фамусовское общество в бездумной приверженности ко всему иностранному, говоря о «смешеньи языков: французского с нижегородским», что звучит комично и глупо, говорит о неграмотности большинства представителей дворянства.

Манера речи, безусловно, создает определенное впечатление о человеке, его язык точно отражает внутренний мир, характер и качества. Поэтому, повышая уровень своей языковой культуры, человек может усовершенствовать внешний облик, привлечь внимание, расположить к себе окружающих и определенным образом воздействовать на них.

Взаимосвязь языка и культуры

Несомненно, что такие явления, как культура и язык, тесно связаны. Однако следует сказать, что эта взаимосвязь не так проста, как кажется на первый взгляд.

Для чего нужна культура речи

Спросите сейчас, для чего вообще нужна культура речи. Мое мнение, речь — это отражение наших мыслей и знаний. То, как мы говорим показывает наше отношение к собеседнику, ведь по построению предложений, использованию уместных или неуместных слов сразу понимаешь, перед тобой ребенок или взрослый, необразованный бродяга или же вежливый воспитанный человек.

Благодаря культуре речи, правилам общения, умению выражать свои мысли, используя богатство русского языка, мы можем выразить свое уважение к окружающим нас людям, и показать свой культурный уровень развития. И согласитесь, куда приятней, когда тебя окружают культурные люди, которые не сквернословят, и не употребляют вульгарные слова.

В завершение своего сочинения про культуру речи, хочется сказать, что культура речи — сложное искусство, но это доступно каждому. Нужно лишь читать классические произведения, тем самым пополняя свой словарный запас, запоминать новые слова и их значение. Таким вот не сложным способом мы можем остановить деградацию культуры речи и возродить величие русского языка.

Культура речи сочинение

3.8 (76.67%) 6 votes

Звуковая культура речи и её развитие

Звуковая составляющая речи во все времена была актуальной, её практическая значимость неоспорима и сегодня.

Изучение аспектов звуковой культуры речи на физическом, физиологическом и лингвистическом уровнях способствует раскрытию закономерных принципов её формирования и развития. Каждый язык отличается своим набором звуков и имеет ряд особенностей. К примеру, русский язык обладает следующими отличительными качествами:

  • певучесть гласных звуков;
  • согласные звуки имеют своеобразное произношение и зачастую произносятся мягко;
  • разнообразие интонации.

Звуковая культура речи предусматривает верный подбор и произношение звуков, тренировку чёткой дикции и выразительности. Она подчиняется всем фонетическим и орфоэпическим правилам. В её структуре выделяются такие основные разделы:

  1. Культура речевого произношения — грамотное воспроизведение звуков и чёткая артикуляция, которая формируется на основе поставленного речевого дыхания и тренировки голосового аппарата;
  2. Речевой слух — это комплекс из фонематического, ритмического и звуковысотного слухов.

Исходя из этого, в звуковой культуре речи эффективная работа должна проводиться по 2-м направлениям: развитие восприятия речи и речевого двигательного аппарата. В воспитательном процессе особое внимание должно быть уделено постановке орфоэпически правильной речи, её отчетливости и выразительности. В целом культура речевого общения должна рассматриваться частью этикета.

Культура и национальные языковые особенности

Язык отражает и национальные особенности каждого народа (его ментальность).

Существуют теории, в основе которых лежит следующее положение: язык обусловливает способ мышления говорящего на нем народа. Так, например, у народов севера есть достаточно много слов, которые обозначают такое явление, как снег. Как мы знаем, в русском языке для этого существует только одно слово.

Считается, что у каждого народа есть так называемые ключевые слова ( они наиболее часто употребляются, используются в пословицах и поговорках), в которых отражается дух народа. Например, для немецкой культуры такими словами являются

внимание, порядок, точность.

Полный список ключевых слов русского языка еще не установлен, но хорошо известно, какую важную роль в нашем языке играют слова

душа, судьба, тоска, интеллигенция.

Итак, язык представляет собой самобытную систему, которая накладывает свой отпечаток на сознание людей, говорящих на нем, формирует их картину мира.

Наша презентация по этой теме

Популярные сочинения

  • Сочинение Кутейкин в комедии «Недоросль» (Характеристика и образ)
    В знаменитой комедийной пьесе Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» достаточное количество ярких и уникальных второстепенных персонажей. К ним можно отнести всех невежественных учителей
  • Письмо солдату в армию — сочинение (2, 5, 6, 7, 9 класс)
    Здравствуй, солдат! Как ты там поживаешь? Что делаешь? Как погода? Как боевой дух? Мы с тобой лично не знакомы — Я Стефаненко Александра, я живу в Москве. Мне 10 лет, у меня есть брат и маленькая собачка.
  • Сочинение Бэла в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) Лермонтова
    Бэла – центральная героиня романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Девушка стала жертвой манипуляций и игр Григория Печорина с чувствами других людей.

Различие языка и культуры как явлений

Точки их соприкосновения как явлений предполагают и существование различий.

Язык — это саморазвивающееся явление, т.е. язык творят многие люди, но в то же время люди не могут изменять язык по своей прихоти.

Культура связана с активным участием человека, она создается людьми, развивается под воздействием новых теорий, новых явлений действительности (так, ХХI век — век высоких технологий — изменяет человеческую культуру: уклад жизни, искусство, структуру общества, семейные отношения и т.д. ).

Язык — это достояние любого человека, массовость языка как явления совершенно естественна. В то время как в культуре ценится элитарность (избранность). Хотя надо сказать, что культура ХХI века во многом создается для массового потребителя, что, тем не менее, не снижает высокой ценности и высокой оценки, например, элитарных произведений искусства.

В то же время язык — это составная часть культуры, которую мы наследуем, основной инструмент познания и усвоение культуры. Постижение науки, религии, литературы возможно только посредством языка и через язык.

Сочинение 26. сборник егэ-2022

Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять.

Одним из первых утвердил эту мысль гениальный учёный В. Гумбольдт. «Язык, — писал он, — совершенно независим от отдельного субъекта… Перед индивидом язык стоит как продукт деятельности многих поколений и достояние целой нации, поэтому сила индивида по сравнению с силой языка незначительна».

Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять.

Одним из первых утвердил эту мысль гениальный учёный В. Гумбольдт. «Язык, — писал он, — совершенно независим от отдельного субъекта… Перед индивидом язык стоит как продукт деятельности многих поколений и достояние целой нации, поэтому сила индивида по сравнению с силой языка незначительна».

Это воззрение сохранилось до нашей эпохи. «Сколько ни скажи разумных слов против глупых и наглых слов, они — мы это знаем — от того не исчезнут, а если исчезнут, то не потому, что эстеты или лингвисты возмущались», — так писал один даровитый учёный. «В том и беда, — говорил он с тоской, — что ревнителей чистоты и правильности родной речи, как и ревнителей добрых нравов, никто слышать не хочет… 3а них говорят грамматика и логика, здравый смысл и хороший вкус, благозвучие и благопристойность, но из всего этого натиска грамматики, риторики и стилистики на бесшабашную, безобразную, безоглядную живую речь не выходит ничего». Приведя образцы всевозможных речевых «безобразий», учёный воплотил свою печаль в безрадостном и безнадёжном афоризме: «Доводы от разума, науки и хорошего тона действуют на бытие таких словечек не больше, чем курсы геологии на землетрясение».

В прежнее время такой пессимизм был совершенно оправдан. Нечего было и думать о том, чтобы дружно, планомерно, сплочёнными силами вмешаться в совершающиеся языковые процессы и направить их по желанному руслу. Старик Карамзин очень точно выразил это общее чувство смиренной покорности перед стихийными силами языка: «Слова входят в наш язык самовластно».

С тех пор крупнейшие наши языковеды постоянно указывали, что воля отдельных людей, к сожалению, бессильна сознательно управлять процессами формирования нашей речи.

Все так и представляли себе: будто мимо них протекает могучая речевая река, а они стоят на берегу и с бессильным негодованием следят, сколько всякой дребедени несут на себе её волны.

— Незачем, — говорили они, — кипятиться и драться. До сих пор ещё не было случая, чтобы попытка блюстителей чистоты языка исправить языковые ошибки сколько-нибудь значительной массы людей увенчалась хотя бы малейшим успехом.

Но можем ли мы согласиться с такой философией бездействия и непротивления злу? Неужели мы, писатели, педагоги, лингвисты, можем только скорбеть, негодовать, ужасаться, наблюдая, как портится русский язык, но не смеем и думать о том, чтобы мощными усилиями воли подчинить его коллективному разуму?

Пусть философия бездействия имела свой смысл в былые эпохи, когда творческая воля людей так часто бывала бессильна в борьбе со стихиями — в том числе и со стихией языка. Но в эпоху завоевания космоса, в эпоху искусственных рек и морей неужели у нас нет ни малейшей возможности хоть отчасти воздействовать на стихию своего , языка?

Всякому ясно, что эта власть у нас есть, и нужно удивляться лишь тому, что мы так мало пользуемся ею. Ведь существуют же в нашей стране такие сверхмощные рычаги просвещения, как радио, кино, телевидение, идеально согласованные между собой во всех своих задачах и действиях. Я уже не говорю о множестве газет и журналов — районных, областных, городских, — подчинённых единому идейному плану, вполне владеющих умами миллионов читателей.

Стоит только всему этому целенаправленному комплексу сил дружно, планомерно, решительно восстать против уродств нашей нынешней речи, громко заклеймить их всенародным позором — и можно не сомневаться, что многие из этих уродств если не исчезнут совсем, то, во всяком случае, навсегда потеряют свой массовый, эпидемический характер…

Правда, я очень хорошо понимаю, что всех этих мер недостаточно.

Ведь культура речи неотделима от общей культуры. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта. Иной и пишет, и говорит без ошибок, но какой у него бедный словарь, какие заплесневелые фразы! Какая худосочная душевная жизнь отражается в них!

Между тем лишь та речь может по-настоящему называться культурной, у которой богатый словарь и множество разнообразных интонаций. Этого никакими походами за чистоту языка не добьёшься. 3десь нужны другие, более длительные, более широкие методы. Для подлинного просвещения создано столько библиотек, школ, университетов, институтов и т. д. Поднимая свою общую культуру, народ тем самым поднимает и культуру своего языка.

Но, конечно, это не освобождает любого из нас от посильного участия в борьбе за чистоту и красоту нашей речи.

(По К. И. Чуковскому*)
Корней Иванович Чуковский (настоящее имя — Николай Васильевич Корнейчуков, 1882-1969) — русский советский поэт, детский писатель, литературовед, публицист, журналист, литературный критик, переводчик.

Сочинение написано в соответствии с новыми критериями оценивания 2022.

Сочинение

Корней Иванович Чуковский — детский писатель, литературовед, публицист, журналист, литературный критик, переводчик, в данном тексте поднимает проблему повышения культуры речи.

Раскрывая данную проблему, автор пишет: «Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять», — и приводит факты из истории развития языка, когда многие деятели культуры и науки высказывались о том, что культура языка падает, и с этим ничего невозможно сделать. Затем Корней Иванович задается сразу несколькими вопросами: «Но можем ли мы согласиться с такой философией бездействия и непротивления злу? неужели у нас нет ни малейшей возможности хоть отчасти воздействовать на стихию своего языка?». Отвечая на эти вопросы, он призывает использовать для развития «радио, кино, телевидение, идеально согласованные между собой во всех своих задачах и действиях». Далее он замечает, что стоит «только всему этому целенаправленному комплексу сил дружно, планомерно, решительно восстать против уродств нашей нынешней речи, громко заклеймить их всенародным позором — и можно не сомневаться, что многие из этих уродств если не исчезнут совсем, то, во всяком случае, навсегда потеряют свой массовый, эпидемический характер..». Заканчивает Чуковский свое рассуждение рецептом, который позволит поднять культуру языка. Автор считает, что необходимо поднимать общую культуру народа, тогда и культура языка поднимется сама собой.

А поднимать эту самую культуру можно, используя, так называемые, рычаги просвещения. К сверхмощным рычагам просвещения относятся библиотеки, учебные заведения, средства массовой информации, «идеально согласованные между собой во всех своих задачах и действиях, — в этом состоит позиция автора данного текста.

С данной позицией можно согласиться. Язык придуман людьми для общения, для выражения мыслей и чувств. Но выразить все, что ты хочешь словами можно только после того, как понял и запомнил значения слов. Скорее всего, падение культуры речи происходит от части, от того, что люди не запоминают или не понимают оттенков значения многих слов. К тому же в русском языке есть большое количество слов, которое отличается одной буквой, а значение у них разное, отсюда происходит путаница, появляется неумение использовать слова в тех или иных выражениях. К тому же современные гаджеты не располагают к многословию, что тоже вредит культуре и качеству речи. И хочется верить, что люди будут соблюдать культуру речи, обогащать и развивать ее, а не уничтожать и трансформировать до неузнаваемости.

Таким образом, хочется надеяться, чтобы пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму», — еще долгое время не потеряет своей актуальности, так как ум человека отражается, прежде всего, в его словах, в правильной культурной речи, в использовании слов в свойственных им значениях.

Сочинение на тему культура речи

В наше время стоит острая проблема культуры речи. Вы только послушайте, как общаются окружающие. Многие употребляют ненормативную лексику, считая, что это круто. Мужчины при женщинах и детях могут употреблять крепкие словечки, думая, что так проявляется их сила и превосходство.

С каждым годом, месяцем и днем, мы видим, как культура речи в современном обществе деградирует, стремительно меняется, но не в лучшую, а в худшую сторону. А между тем, насколько богат русский язык. На нем говорили великие поэты, умело использовав его в своих произведениях.

Мне кажется, именно в девятнадцатом веке культура речи была на высшем уровне развития. Тогда люди не боялись вставлять в разговор метафоры, сравнения, постоянно обогащая речь новыми словами. Теперь же большинство считает, что русский язык без ненормативной лексики уже и не русский.

В своем сочинении на тему культура речи, я хочу сказать, что современные люди делают ошибку, когда грубят, кричат, употребляют крепкие словечки. Они нарушают баланс, начинают забывать о правилах общения и этикета, а вместе с тем теряется и вся русская культура.

А между тем, культура речи — это основа культуры человечества, именно она является основным показателем благородства человека, и только в наших силах сохранить все то, что мы получили от предыдущих поколений. Чтобы наша речь была красивой, чтобы с нами хотели общаться и искали встреч, нужно повышать нашу культуру речи.

Сочинения

Слова, из которых складывается речь — это мощнейшее оружие, что позволяет как исцелить собеседника, так и сильно его обидеть. Поэтому очень важно не просто вести диалог, а следить за своей культурой речи. Давайте порассуждаем об этом в нашем сочинении.

Эссе « культура – это мера человечности в человеке»

Эссе « Культура – это мера человечности в человеке»

Слинкин Антон, 8 класс

«Горнослинкинская СОШ» — филиал МАОУ «Туртасская СОШ», с.Горнослинкино Уватского района Тюменской области

«Культура – это мера человечности в человеке».

Мы живем в сложном мире, в котором человеку часто приходится делать выбор. Он зависит от нашей культуры, жизненных принципов, нравственных ценностей. Современный мир многообразен, многолик, нас окружают интеллектуальные люди, прекрасно владеющие современной техникой, имеющие знания, накопленные человечеством.

Мои современники внешне красивые люди, одетые модно и стильно. На первый взгляд, все они красивы. Но достаточно ли культурны? Я думаю, что культура – это духовный мир человека, внутренняя красота. К сожалению, темп жизни не позволяет нам оглянуться, протянуть руку помощи нуждающимся.

Очень часто мы проходим мимо, не замечая чужого горя. Проходим мимо замечательных людей, которые могли бы своей дружбой скрасить нашу жизнь, и многое теряем. В жизни все ставим себе цель быть сильными, успешными, но забываем, что, в первую очередь, должны стать добрыми, отзывчивыми.

А без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека. Фундамент будущего закладывается в детстве, и человек должен трудиться над самовоспитанием, растить то ценное, что необходимо для обретения мира и согласия в себе. Научиться чувствовать и сочувствовать – это самое трудное.

Добрые чувства усваиваются в детстве одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. Сейчас мы проходим эмоциональную школу – школу воспитания доброты и милосердия. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях повседневной жизни.

Думается, культурный человек – человек, обладающий красивой, чистой речью, образованный, умеющий видеть прекрасное в окружающей нас природе, обладающий даром милосердия, сострадания. Именно даром, так как сегодня происходят изменения в обществе, и материальные ценности выходят на первый план.

А о духовности порой в погоне за материальными благами современники забывают. Очень актуальны в наше время чеховские слова: « Берегите в себе человека». Это трудно, но мы — люди, умеющие взращивать в себе эти драгоценные качества. Культура человека проявляется в каждой мелочи: в отношениях к людям, природе, родной школе, малой родине.

В отношении ко всему должна в первую очередь проявляться человечность. Человечность в моем понятии означает любовь ко всему живому и диктуется добротой к людям, любовью к семье, к своему селу, к своему народу, стране, ко всей вселенной. Добрые чувства, эмоциональная культура – это основа человечности.

Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Сострадание – это особый талант, без него трудно оставаться человеком, без него невозможно быть счастливым.

Если у нас всё хорошо, чужая беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками. Свои же беды оставляют в душе рубцы и учат важным истинам. Намного трудней плакать от боли чужой. Воспринимая чужие огорчения и беды, постепенно воспитываю в себе культуру человечности.

Я учусь в 8 классе, но в моих силах сделать мир ярче, красочней, добрей. Увлекаюсь чтением художественной литературы, читаю энциклопедии, справочники. У меня дома интересная детская библиотека. В каникулы я посещаю музеи Тобольска, Увата. Меня интересует прошлое моих дедов и прадедов, история края, села.

Я участвую в различных конкурсах, олимпиадах по предметам: « Русский медвежонок», « Кенгуру» , « Британский бульдог», « Золотое руно». Так я усваиваю богатства культуры, обогащаю свой духовный мир. Но я твердо уверен, что не смогу стать высококультурным человеком, если не вырасту добрым и чутким.

Я люблю свою семью, бабушку Марию Васильевну и стараюсь во всем им помогать. Человечность и доброта делают познание мира интересным и увлекательным. С ними мы обретаем твердую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь и человечность ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью. Верю, что знания, помноженные на человечность, помогут в будущем мне стать творцом и найти свое место в жизни.

Оцените статью
ЕГЭ Live