Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ (Ирина Альбертовна Шемаханова) fb2, epub, pdf, txt скачать бесплатно

ЕГЭ

2. Мировоззрение, его виды и формы

Мировоззрение  – 1) совокупность взглядов человека на мир, который его окружает; 2) совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру; 3) целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества.

Мировоззрение включает компоненты: 

1. Мироощущение  – эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств;

2. Мировосприятие  (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения) – мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам;

3. Миропонимание  (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на рационально-теоретическом уровне представлено научными идеями) – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения;

4. Мироотношение  (формируется на основе мироощущения и миропонимания) – совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.

5. Менталитет  – 1) специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность; 2) совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет является результатом развития культуры и традиций; в большей степени, чем мировоззрение, связан с мышлением.

Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности, установки. Субъекты (носители) мировоззрения:  отдельный человек; группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные); общество в целом.

Пути формирования:  стихийный, осознанный.

Классификация типов мировоззрения: 

А) определяется эпохой и временем, в которых живет человек. Можно выделить несколько исторических типов мировоззрения:

* мифологическое  – свойственно для первобытного сознания и древних культур; в его основе – комплекс мифов, в которых излагается представление о возникновении и устройстве мира, человека.

* космоцентризм  – свойственно для древних культур и связано с натурфилософией (Дао  в Древнем Китае, фюсис (природа) и логос в Древней Греции);

* теоцентризм  – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага;

* антропоцентризм  – мировоззрение, которое возникло в эпоху Возрождения: «человек есть мера всех вещей» (Протагор );

* социоцентризм  – свойственно для современности, определяется пониманием значимости для человека общественных отношений, формируется философией и обществознанием;

* знаниецентризм (наукоцентризм, сциентизм)  – свойственное для современности мировоззрение, в основе которого лежит представление о научном знании как о главном факторе общественного прогресса и основном средстве решения экологических и социальных проблем.

Б) по методологическим признакам (опираясь на различные познавательные способности человека):

* чувственно-образное  – основывается на обыденных представлениях, формируется стихийно, в повседневном обиходе;

* эстетическое  – связано с восприятием окружающего мира с точки зрения красоты;

* рационалистическое, или рационализированное (абстрактно-логическое, философское и научное)  – может строиться на основе обобщения научных знаний, которые в нем синтезируются.

В) по видовым различиям:

* философское  – теоретически обобщает опыт духовного и практического освоения мира человеком; философия выполняет важнейшую функцию, являясь рациональным ядром мировоззрения, ибо опирается на достижения наук о природе и обществе;

* религиозное  – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни;

* научное  – стремится к всецелой объективности, представляет собой теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания; основывается на современных достижениях научного познания мира;

* обыденное  – относительно или условно-объективно, является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;

* суеверное  – является необъективным и дезориентирует человека; искаженно воспринимает окружающий мир.

Г) по эмоциональной окраске:

* оптимистическое; 

* пессимистическое. 

В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм. 

Д) по содержанию: научное и ненаучное; материалистическое и идеалистическое; атеистическое и религиозное; революционное и консервативное; прогрессивное и регрессивное  и т. д.

В мировоззрении выделяют два уровня: 1) рационально-теоретический,  2) жизненно-практический. 

Важнейшее содержательное различие заключается в том, что является оно гуманистическим (человеколюбивым) или негуманистическим (человеконенавистническим); выражает оно национальные и общечеловеческие идеалы или националистические и расистские.

Мировоззрение может быть как всеобщим, массовым, определяющим общественное сознание, так и индивидуальным, свойственным отдельной личности. Развитая личность может превосходить своим мировоззрением ту эпоху, в которой живет. Такое мировоззрение прогрессивно, т. к. отражает потребности как общественного, так и личностно-духовного развития.

В противоположном случае индивидуальное мировоззрение может деградировать к предшествовавшим эпохам, носить суеверный характер, быть деструктивным (например, у асоциальных субъектов, преступных элементов; у людей, по тем или иным причинам лишенных нормальных семейных отношений или человеческих условий существования).

Прогрессивное мировоззрение современного человека должно содержать в себе нравственные и правовые нормы, социальные приоритеты и гуманистические ценности. Современное общество, основанное на правовых и демократических принципах, утверждает свободу совести и мировоззренческий плюрализм.

4. Понятие истины, ее критерии

Гносеология  – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. Агностицизм  – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Гностицизм  – философское учение, признающее возможности познания мира.

Познание – 1) процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2) процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире.

Субъект познания – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект; активно действующее в познании творческое начало.

Объект познания – то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект (человек является объектом изучения многих наук: биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др.).

Иерархия познавательных способностей человека (Платон, Аристотель, И. Кант) : а) чувственное познание  – является базовым, с него начинается все наше познание; б) рациональное познание  – осуществляется при помощи рассудка, способно устанавливать, открывать объективные связи (причинно-следственные) между явлениями, законы природы; в) познание на основе идей разума  – задает мировоззренческие принципы.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания (сформировался в XVII–XVIII вв. – Р. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк ).

Сенсуализм  – направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основа и главная форма достоверного познания.

Рационализм  – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц ).

Формы (источники, ступени) познания: 

1. Чувственное (эмпирическое) познание  – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон.

Формы чувственного познания:  ощущение (отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств); восприятие (чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств); представление (чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.

2. Рациональное, логическое познание  (мышление). Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Формы рационального познания:  а) понятие (отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений); б) суждение (форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами); в) умозаключение (рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением, выводом или следствием).

Чувственное и рациональное познание нельзя противопоставлять, абсолютизировать, так как они дополняют друг друга. С помощью воображения создаются гипотезы. Наличие воображения позволяет человеку осуществлять творчество.

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Особенности научного познания:  объективность; развитость понятийного аппарата; рациональность (доказательность, системность); проверяемость; высокий уровень обобщения; универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин); использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

* Уровни научного познания:  1). Эмпирический. Методы эмпирического познания: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент; 2). Теоретический. Методы теоретического уровня познания: идеализация (метод научного познания, при котором происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками), формализация; математизация; обобщение; моделирование.

* Формы научного познания:  научный факт (отражение объективного факта в человеческом сознании); эмпирический закон (объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами); вопрос; проблема (осознанная формулировка вопросов – теоретическая и практическая); гипотеза (научное предположение); теория (исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений); концепция (определенный способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения).

* Универсальные методы научного познания:  анализ; синтез; дедукция; индукция; аналогия; моделирование (воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения); абстрагирование (мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделение какого-либо свойства или отношения); идеализация (мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности).

Формы ненаучного познания: 

миф; жизненный опыт; народная мудрость; здравый смысл; религия; искусство; паранаука.

Интуиция является специфическим компонентом связи чувственного и рационального познания. Интуиция  – способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; проницательность; непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; сверхбыстрый мыслительный процесс. Виды интуиции:  1) чувственная, 2) интеллектуальная, 3) мистическая.

Классификация форм познания по виду духовной деятельности человека 

* Экзистенциальная (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс и М. Хайдеггер ). К познавательной сфере относят эмоции и чувства (не ощущения) человека. Эти переживания носят мировоззренческий и духовный характер.

* Мораль является не только личностной формой регуляции поведения человека, но и особой формой познания. Мораль необходимо познавать, а ее наличие говорит о духовной развитости человека.

* Эстетическое познание наибольшее развитие получило в искусстве. Особенности: познает мир с точки зрения красоты, гармонии и целесообразности; не дается с рождением, а воспитывается; входит в число духовных способов познания и деятельности; не нацелено, в отличие от научного познания, на конкретную пользу; носит всецело творческий характер, не копирует действительность, а творчески воспринимает ее. Более того, оно может создавать свою, эстетическую реальность, котор

ая способна духовно воздействовать на человека, преобразовывать, трансформировать и совершенствовать его природу.

Истина – соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Объективная истина  – содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека. Субъективная истина  зависит от восприятия субъекта, его мировоззрения и установок.

Относительная истина  – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми. Относительная истина зависит от точки зрения наблюдателя, она носит изменчивый характер (об этом говорит теория относительности).

Абсолютная истина  – полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.

Истина абсолютная и истина относительная – разные уровни (формы) объективной истины. 

По форме истина может быть: житейской, научной, художественной, нравственной и т. д., поэтому может быть столько истин, сколько есть видов знаний. Научную истину, например, отличает системность, упорядоченность знания, его обоснованность и доказательность. Духовная истина есть не что иное, как правильное, совестное отношение человека к себе, другим людям и миру.

Заблуждение  – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь  – сознательное искажение образа объекта. Дезинформация  – это подмена из корыстных соображений достоверного недостоверным, истинного – ложным.

Причины относительности человеческих знаний: изменчивость мира; ограниченность познавательных возможностей человека; зависимость возможностей познания от реальных исторических условий, уровня развития духовной культуры, материального производства и особенностей познавательной деятельности человека.

Критерий истины зависит от формы и метода познания. Он может быть эмпирическим, т. е. опытным (в науке); рационалистическим (в науке и философии); практическим (в науке, социальной практике); умозрительным (в философии и религии). В социологии основным критерием истины является практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Практика  – материальная, целеполагающая деятельность людей.

Функции практики в процессе познания: 1) источник познания (потребностями практики вызваны к жизни существующие науки); 2) основа познания (благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира); 3) практика является движущей силой развития общества; 4) практика – цель познания (человек познает мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности); 5) практика – критерий истинности познания.

Основные виды практики: научный эксперимент, производство материальных благ, социально-преобразующая деятельность масс. Структура практики:  объект, субъект, потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность, предмет, средства и результат.

Варианты физических олимпиад

На пересечении строки (ваш класс) и столбца (этап Всеросса) находятся ссылки на варианты. Цифры ссылки — год проведения финала олимпиады.

ШЭ МЭ РЭ ЗЭ
7 класс 21,
20,
19,
18
17,
16,
15,
14,
13
21,
20,
19,
18
17,
16,
15,
14,
13
10,
09
8 класс 21,
20,
19,
18
17,
16,
15,
14,
13
21,
20,
19,
18
17,
16,
15,
14,
13
10,
09,
07
9 класс 21,
20,
19,
18
17,
16,
15,
14
21,
20,
19,
18
17,
16,
15,
14
21,
20,
19,
18,
17
16,
15,
14,
13,
12
11,
10,
09,
08,
07
06,
05,
04,
03,
02
01,
00,
99,
98,
97
96,
95,
94,
93,
92
21,
19,
18,
17
16,
15,
14,
13,
12
11,
10,
09,
08,
07
06,
05,
04,
03,
02
01,
00,
99,
98,
97
96,
95,
94,
93,
92
10 класс 21,
20,
19,
18
17,
16,
15,
14
21,
20,
19,
18
17,
16,
15,
14
21,
20,
19,
18,
17
16,
15,
14,
13,
12
11,
10,
09,
08,
07
06,
05,
04,
03,
02
01,
00,
99,
98,
97
96,
95,
94,
93,
92
21,
19,
18,
17
16,
15,
14,
13,
12
11,
10,
09,
08,
07
06,
05,
04,
03,
02
01,
00,
99,
98,
97
96,
95,
94,
93,
92
11 класс 21,
20,
19,
18
17,
16,
15,
14
21,
20,
19,
18
17,
16,
15,
14
21,
20,
19,
18,
17
16,
15,
14,
13,
12
11,
10,
09,
08,
07
06,
05,
04,
03,
02
01,
00,
99,
98,
97
96,
95,
94,
93,
92
21,
19,
18,
17
16,
15,
14,
13,
12
11,
10,
09,
08,
07
06,
05,
04,
03,
02
01,
00,
99,
98,
97
96,
95,
94,
93,
92

На основе классификации задач 1992–2022 годов составлены программы подготовки к региональному и заключительному этапам:

Регион Финал
7 класс 21,
20,
19,
18,
17
16,
15,
14,
13,
12
21,
19,
18,
17,
16
8 класс 21,
20,
19,
18,
17
16,
15,
14,
13,
12
21,
19,
18,
17,
16
Нулевой тур Первый тур Второй тур
7 класс 22.1,
22.2
21.1,
21.2,
21.3
20.1,
20.2,
20.3
19.0,
19.1
18.0,
18.1
17.0,
17.1
16.0,
16.1
15.0,
15.1
14.0,
14.1,
14.2,
14.3,
14.4
19,
18
17,
16,
15,
14
13,
12,
11,
10
09,
08,
07,
06
22,
21,
20,
19
18,
17,
16,
15
8 класс 22.1,
22.2
21.1,
21.2,
21.3
20.1,
20.2,
20.3
19.0,
19.1
18.0,
18.1
17.0,
17.1
16.0,
16.1
15.0,
15.1
14.0,
14.1,
14.2,
14.3,
14.4
19,
18
17,
16,
15,
14
13,
12,
11,
10
09,
08,
07,
06
22,
21
20,
19,
18,
17,
16
15,
14,
13,
12,
11
10,
09,
08,
07,
06
9 класс 22.1,
22.2
21.1,
21.2,
21.3
20.1,
20.2,
20.3
19.0,
19.1
18.0,
18.1
17.0,
17.1
16.0,
16.1
15.0,
15.1
14.0,
14.1,
14.2,
14.3,
14.4
19,
18
17,
16,
15,
14
13,
12,
11,
10
09,
08,
07,
06
22,
21
20,
19,
18,
17,
16
15,
14,
13,
12,
11
10,
09,
08,
07,
06
10 класс 22.1,
22.2
21.1,
21.2,
21.3
20.1,
20.2,
20.3
19.0,
19.1
18.0,
18.1
17.0,
17.1
16.0,
16.1
15.0,
15.1
14.0,
14.1,
14.2,
14.3,
14.4
19,
18
17,
16,
15,
14
13,
12,
11,
10
09,
08,
07,
06
22,
21
20,
19,
18,
17,
16
15,
14,
13,
12,
11
10,
09,
08,
07,
06
11 класс 22.1,
22.2
21.1,
21.2,
21.3
20.1,
20.2,
20.3
19.0,
19.1,
19.2,
19.T
18.0,
18.1,
18.2,
18.3
17.0,
17.1,
17.2,
17.3
16.0,
16.1,
16.2,
16.3
15.0,
15.1,
15.2,
15.3
14.0,
14.1,
14.2,
14.3,
14.4
22,
21
20,
19,
18,
17,
16
15,
14,
13,
12,
11
10,
09,
08,
07,
06
22,
21
20,
19,
18,
17,
16
15,
14,
13,
12,
11
10,
09,
08,
07,
06

Примечания.

  • Для 7 — 10 классов заключительным этапом является второй тур. Нулевой тур служит отборочным этапом. Первый тур не проводится с 2020 года (а раньше и он был отборочным этапом).
  • Для 11 класса заключительным этапом являются первый и второй туры (победители и призёры определяются по сумме баллов на первом и втором турах). Нулевой тур служит отборочным этапом.
  • Второй тур для 7 класса впервые проведён в 2022 году. До 2022 года включительно финалом в 7 классе был первый тур.
Онлайн Финал
7 класс 18,
17
16,
15,
14
8 класс 18,
17
16,
15,
14
9 класс 18,
17,
16
15,
14,
12
22.1,
22.2
21.1,
21.2
20.1,
20.2
19.1,
19.2
18.1,
18.2
17.1,
17.2
16.1,
16.2,
16.3
10 класс 18,
17,
16
15,
14,
12,
11
22.1,
22.2
21.1,
21.2
20.1,
20.2
19.1,
19.2
18.1,
18.2
17.1,
17.2
16.1,
16.2,
16.3
15.1,
15.2,
15.3
11 класс 18,
17,
16
15,
14,
12,
11
22.1,
22.2
21.1,
21.2
20.1,
20.2
19.1,
19.2
18.1,
18.2,
18.3,
18.4
17.1,
17.2
16.1,
16.2,
16.3
15.1,
15.2,
15.3
14.1,
14.2
13.1,
13.2
12.1,
12.2
11.1,
11.2
10
09.1,
09.2
08,
07

Примечания.

  • Очный финал для 7–8 классов пока не проводится.
  • Очный финал для 10 класса впервые прошёл в 2022 году, а для 9 класса — в 2022 году.
  • В 2022/17 и 2022/18 годах на онлайн-этапе для 7 класса давалось задание 8 класса.
  • Задания онлайн-этапа 2022/13 года найти не удалось.

Открытая олимпиада Физтех-лицея 2022/15 года —
7 класс,
8 класс,
9 класс,
10 класс,
11 класс.

7–9 классы 22,
21
20.1,
20.2,
20.3
19.1,
19.2,
19.3,
19.4,
19.5
18.1,
18.2,
18.3
17.1,
17.2,
17.3
16.1,
16.2
15,
14
10–11 классы 22,
21
20.1,
20.2,
20.3,
20.4,
20.5,
20.6
19.1,
19.2,
19.3,
19.4,
19.5,
19.6
18.1,
18.2,
18.3,
18.4
17.1,
17.2,
17.3,
17.4,
17.5,
17.6
16.1,
16.2,
16.3,
16.4,
16.5,
16.6,
16.7
15.1,
15.2,
15.3,
15.5,
15.7,
15.8,
15.9
14.1,
14.2,
14.3,
14.4,
14.5,
14.6,
14.7
7 класс 22,
21,
20,
19,
18,
17
16,
15,
14,
13,
12,
11
8 класс 22,
21,
20.1,
20.2
19,
18,
17.1,
17.2
16,
15,
14,
13,
12,
11
9 класс 22,
21,
20.1,
20.2,
20.3
19,
18,
17.1,
17.2
16,
15,
14,
13,
12,
11
10 класс 22,
21.1,
21.2
20.1,
20.2,
20.3
19,
18,
17.1,
17.2
16,
15,
14,
13,
12,
11
11 класс 22.1,
22.2,
22.3
21.1,
21.2,
21.3,
21.4
20.1,
20.2,
20.3
19.1,
19.2,
19.3
18.1,
18.2,
18.3,
18.4
17.1,
17.2,
17.3,
17.4
16,
15,
14
13.1,
13.2,
13.3,
13.4,
13.5,
13.6
12.1,
12.2,
12.3,
12.4,
12.5
11.1,
11.2,
11.3,
11.4,
11.511.6
7 класс 22,
21,
20,
19
18,
17,
16,
15,
14
8 класс 22,
21,
20,
19
18,
17,
16,
15,
14
9 класс 22,
21,
20,
19
18,
17,
16,
15,
14
10 класс 22,
21,
20,
19
18,
17,
16,
15,
14
11 класс 22,
21,
20,
19
18,
17,
16,
15,
14

Егэ, литература, самостоятельная подготовка к егэ, универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами, аристова м.а., 2022

ЕГЭ, Литература, Самостоятельная подготовка к ЕГЭ, Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами, Аристова М.А., 2022.

  Пособие предназначено для самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ по литературе. Оно включает материал для подготовки к заданиям с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений на основе представленного текста, а также к сочинению по заданной теме, сформулированной в виде проблемного вопроса.

В пособии раскрывается технология написания указанных видов письменных работ, даются задания «Проверь себя» (с ответами) по всем темам курса литературы, входящим в состав ЕГЭ, а также справочный материал, в том числе по терминам, необходимым как для кратких ответов на вопросы, так и при выполнении заданий с развернутым ответом. Кроме того, пособие содержит кодификатор элементов содержания ЕГЭ по литературе; приведены критерии проверки и оценки выполнения заданий.

Издание рассчитано на учителей, методистов и старшеклассников, готовящихся к сдаче ЕГЭ по литературе.

ЕГЭ, Литература, Самостоятельная подготовка к ЕГЭ, Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами, Аристова М.А., 2022

Примеры.
В «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина жизнеописания градоначальников часто содержат сочетание реального и фантастического, ужасного и смешного, а преувеличение достигает максимального уровня, при котором нарушаются границы правдоподобия: например, в голову градоначальника Брудастого был встроен органчик, умевший произносить лишь «Не потерплю!» и «Разорю!» Как называется такой прием изображения в литературном произведений?

В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголь, описывая кабинет Манилова, отмечает, что на столе «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Как называется такая выразительная подробность в произведении, помогающая охарактеризовать героев или описываемые картины, явления и события?

Содержание
Введение
Подготовка к ЕГЭ по литературе: стратегия и тактика Какие знания проверяют на ЕГЭ по литературе
Что такое «Кодификатор элементов содержания»
Как повторять теоретико-литературные понятия
Проверь себя  
Как повторять литературные произведения
Проверь себя
Подготовка к заданиям с развернутым ответом
Критерии оценки: за что снижают баллы
Подготовка к заданиям 8-9 и 15-16
Проверь себя
Подготовка к заданиям 17.1, 17.2, 17.3
Классификация речевых ошибок
Задания
Проверь себя
Обобщающие задания
Вариант 1
Вариант 2
Краткий словарь литературоведческих терминов
Ответы
Приложения
Приложение 1     
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по литературе
Приложение 2   
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ, Литература, Самостоятельная подготовка к ЕГЭ, Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами, Аристова М.А., 2022

— fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать

— pdf — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 21.07.2022 18:31 UTC

Теги:ЕГЭ по литературе :: литература :: Аристова


Следующие учебники и книги:

  • ЕГЭ 2022, Литература, 11 класс, Кодификатор
  • Литература, Подготовка к ЕГЭ 2022, 20 тренировочных вариантов, Секачёва Е.В., 2022
  • Допуск к ЕГЭ, Практикум для подготовки к итоговому сочинению в 2022-2022 учебном году, Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н., 2022
  • ЕГЭ 2022, Литература, Тренировочный вариант №1-11, 13-19

Предыдущие статьи:

  • ЕГЭ 2022, Литература, Досрочный экзамен, Реальный вариант №101
  • ЕГЭ 2022, Литература, Тренировочный вариант №1-17
  • ЕГЭ-2022, литература, 20 вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену, Зинин С.А., Новикова Л.В., 2022
  • Как написать сочинение, Для подготовки к ЕГЭ, Ситников В.П., 2022

Читать

Справочник включает весь теоретический материал школьного курса химии, необходимый для сдачи ЕГЭ, – итоговой аттестации учащихся. Этот материал распределен по 14 разделам, содержание которых соответствует темам, проверяемым на ЕГЭ, – четырем содержательным блокам: «Химический элемент», «Вещество», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ и химических реакций». К каждому разделу даны тренировочные задания из частей А и В – с выбором ответа и кратким ответом. Раздел 15 полностью посвящен решению расчетных задач, включенных в экзаменационную часть С.

Тестовые задания составлены таким образом, что, отвечая на них, учащийся сможет более рационально повторить основные положения школьного курса химии.

В конце пособия приводятся ответы к тестам, которые помогут школьникам и абитуриентам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы.

Для удобства работы с данным справочником приведена таблица, где указано соответствие между тематикой экзамена и разделами книги.

Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.

Химический элемент– определенный вид атомов, обозначаемый названием и символом и характеризуемый порядковым номером и относительной атомной массой.

В табл. 1 перечислены распространенные химические элементы, приведены символы, которыми они обозначаются (в скобках – произношение), порядковые номера, относительные атомные массы, характерные степени окисления.

Нулеваястепень окисления элемента в его простом веществе (веществах) в таблице не указана.

Все атомы одного элемента имеют одно и то же число протонов в ядре и число электронов в оболочке. Так, в атоме элемента водородН находится 1 р в ядре и на периферии 1 е; в атоме элемента кислородО находится 8 р в ядре и 8 ев оболочке; атом элемента алюминийАl содержит 13 р в ядре и 13 ев оболочке.

Атомы одного элемента могут различаться числом нейтронов в ядре, такие атомы называются изотопами. Так, у элемента водородН три изотопа: водород-1 (специальное название и символ протий1H) с 1 р в ядре и 1 ев оболочке; водород-2 (дейтерий2Н, или D) с 1 р и 1 пв ядре и 1 ев оболочке; водород-3 (тритий3Н, или Т) с 1 р и 2 п0в ядре и 1 ев оболочке. В символах 1Н, 2Н и 3Н верхний индекс указывает массовое число– сумму чисел протонов и нейтронов в ядре. Другие примеры:

Электронную формулуатома любого химического элемента в соответствии с его расположением в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева можно определить по табл. 2.

Электронная оболочка любого атома делится на энергетические уровни(1, 2, 3-й и т. д.), уровни делятся на подуровни(обозначаются буквами s, р, d, f). Подуровни состоят из атомных орбиталей– областей пространства, где вероятно пребывание электронов. Орбитали обозначаются как 1s (орбиталь 1-го уровня s-подуровня), 2 s, 2 р, 3 s, 3 р, 3d,4 s… Число орбиталей в подуровнях:

Заполнение атомных орбиталей электронами происходит в соответствии с тремя условиями:

1)  принцип минимума энергии

Электроны заполняют орбитали, начиная с подуровня с меньшей энергией.

Последовательность нарастания энергии подуровней:

1 s< 2 c< 2 p< 3 s< 3 p< 4 s≤ 3 d< 4 p< 5 s≤ 4 d< 5 p< 6 s

2)  правило запрета (принцип Паули)

В каждой орбитали может разместиться не более двух электронов.

Один электрон на орбитали называется неспаренным, два электрона — электронной парой:

3)  принцип максимальной мультиплетности (правило Хунда)

В пределах подуровня электроны сначала заполняют все орбитали наполовину, а затем – полностью.

Каждый электрон имеет свою собственную характеристику – спин (условно изображается стрелкой вверх или вниз). Спины электронов складываются как вектора, сумма спинов данного числа электронов на подуровне должна быть максимальной(мультиплетность):

Заполнение электронами уровней, подуровней и орбиталей атомов элементов от Н (Z =1) до Kr (Z =36) показано на энергетической диаграмме(номера отвечают последовательности заполнения и совпадают с порядковыми номерами элементов):

Из заполненных энергетических диаграмм выводятся электронные формулыатомов элементов. Число электронов на орбиталях данного подуровня указывается в верхнем индексе справа от буквы (например, 3 d5– это 5 электронов на З d-подуровне); вначале идут электроны 1-го уровня, затем 2-го, 3-го и т. д. Формулы могут быть полными и краткими, последние содержат в скобках символ соответствующего благородного газа, чем передается его формула, и, сверх того, начиная с Zn, заполненный внутренний d-подуровень. Примеры:

1H = 1s 1

2Не = 1s 2

3Li = 1s 22s 1= [ 2He]2s 1

8O = 1s 22s 22p 4= [ 2He] 2s 22p 4

13Al = 1s 22s 22p 63s 23p 1= [ 10Ne] 3s 23p 1

§

17Cl = 1s 22s 22p 63s 23p 5= [ 10Ne] 3s 23p 5

2OСа = 1s 22s 22p 63s 23p 4s 2= [ 18Ar] 4s 2

21Sc = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 14s 2= [ 18Ar] 3d 14s 2

25Mn = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 54s 2= [ 18Ar] 3d 54s 2

26Fe = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 64s 2= [ 18Ar] 3d 64s 2

3OZn = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 104s 2= [ 18Ar, 3d 10] 4s 2

33As = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 104s 24p 3= [ 18Ar, 3d 10] 4s 24p 3

36Kr = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 104s 24p 6= [ 18Ar, 3d 10] 4s 24p 6

Электроны, вынесенные за скобки, называются валентными.Именно они принимают участие в образовании химических связей.

Исключение составляют:

24Cr = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 54s 1= [ 18Аr] Зd 54s 1(а не 3d 44s 2!),

29Cu = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 104s 1= [ 18Ar] 3d 104s 1(а не 3d 94s 2!).

Примеры заданий части А

1. Название, не относящеесяк изотопам водорода, – это

1) дейтерий

2) оксоний

3) протий

4) тритий

2. Формула валентных подуровней атома металла – это

1) 4s 24p 4

2) 3d 54s 2

3) 2s 22p 1

4) 3s 23p 6

3. Число неспаренных электронов в основном состоянии атома железа равно

1) 2

2) 3

3) 4

4) 8

4. В возбужденном состоянии атома алюминия число неспаренных электронов равно

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

5. Электронная формула [Ar]3d 94s 0отвечает катиону

1) Ti 2

2) Cu 2

3) Cr 2

4) Zn 2

6. Электронная формула аниона Э 2-[Ne] 3s 23p 6отвечает элементу

1) аргон

2) хлор

3) сера

4) фосфор

7. Суммарное число электронов в катионе Mg 2 и анионе F равно

1) 9

2) 10

3) 20

4) 21

Современная формулировка Периодического закона, открытого Д. И. Менделеевым в 1869 г.:

Свойства элементов находятся в периодической зависимости от порядкового номера.

Периодически повторяющийся характер изменения состава электронной оболочки атомов элементов объясняет периодическое изменение свойств элементов при движении по периодам и группам Периодической системы.

Проследим, например, изменение высших и низших степеней окисления у элементов IA – VIIA-групп во втором – четвертом периодах по табл. 3.

Положительныестепени окисления проявляют все элементы, за исключением фтора. Их значения увеличиваются с ростом заряда ядер и совпадают с числом электронов на последнем энергетическом уровне (за исключением кислорода). Эти степени окисления называют высшимистепенями окисления. Например, высшая степень окисления фосфора Р равна V.

Отрицательныестепени окисления проявляют элементы, начиная с углерода С, кремния Si и германия Ge. Значения их равны числу электронов, недостающих до восьми. Эти степени окисления называют низшимистепенями окисления. Например, у атома фосфора Р на последнем энергетическом уровне недостает трех электронов до восьми, значит, низшая степень окисления фосфора Р равна – III.

Значения высших и низших степеней окисления повторяются периодически, совпадая по группам; например, в IVA-группе углерод С, кремний Si и германий Ge имеют высшую степень окисления IV, а низшую степень окисления – IV.

Эта периодичность изменения степеней окисления отражается на периодическом изменении состава и свойств химических соединений элементов.

Аналогично прослеживается периодическое изменение электроотрицательности элементов в 1—6-м периодах IA– VIIA-групп (табл. 4).

В каждом периоде Периодической системы электроотрицательность элементов увеличивается при возрастании порядкового номера (слева направо).

В каждой группеПериодической системы электроотрицательность уменьшается при возрастании порядкового номера (сверху вниз). Фтор F обладает наивысшей, а цезий Cs – наинизшей электроотрицательностью среди элементов 1—6-го периодов.

У типичных неметаллов – высокая электроотрицательность, а у типичных металлов – низкая.

Примеры заданий частей А, В

1.В 4-м периоде число элементов равно

1) 2

2) 8

3) 18

4) 32

2.Металлические свойства элементов 3-го периода от Na до Сl

1) силиваются

2) ослабевают

3) не изменяются

4) не знаю

3.Неметаллические свойства галогенов с увеличением порядкового номера

1) возрастают

2) понижаются

3) остаются без изменений

4) не знаю

4.В ряду элементов Zn – Hg – Со – Cd один элемент, не входящий в группу, – это

1) Са

2) Cs

3) Cd

4) Со

5.Металлические свойства элементов повышаются по ряду

1) In – Ga – Al

2) К – Rb – Sr

3) Ge – Ga – Tl

4) Li – Be – Mg

6.Неметаллические свойства в ряду элементов Аl – Si – С – N

1) увеличиваются

2) уменьшаются

3) не изменяются

4) не знаю

7.В ряду элементов О – S – Se – Те размеры (радиусы) атома

1) уменьшаются

2) увеличиваются

3) не изменяются

4) не знаю

8.В ряду элементов Р – Si – Аl – Mg размеры (радиусы) атома

1) уменьшаются

2) увеличиваются

3) не изменяются

4) не знаю

9.Для фосфора элемент с меньшейэлектроотрицательностью – это

Оцените статью
ЕГЭ Live