Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ (Ирина Альбертовна Шемаханова) fb2, epub, pdf, txt скачать бесплатно

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ (Ирина Альбертовна Шемаханова) fb2, epub, pdf, txt скачать  бесплатно ЕГЭ

2. Мировоззрение, его виды и формы

Мировоззрение  – 1) совокупность взглядов человека на мир, который его окружает; 2) совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру; 3) целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества.

Мировоззрение включает компоненты: 

1. Мироощущение  – эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств;

2. Мировосприятие  (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения) – мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам;

3. Миропонимание  (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на рационально-теоретическом уровне представлено научными идеями) – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения;

4. Мироотношение  (формируется на основе мироощущения и миропонимания) – совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.

5. Менталитет  – 1) специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность; 2) совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет является результатом развития культуры и традиций; в большей степени, чем мировоззрение, связан с мышлением.

Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности, установки. Субъекты (носители) мировоззрения:  отдельный человек; группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные); общество в целом.

Пути формирования:  стихийный, осознанный.

Классификация типов мировоззрения: 

А) определяется эпохой и временем, в которых живет человек. Можно выделить несколько исторических типов мировоззрения:

* мифологическое  – свойственно для первобытного сознания и древних культур; в его основе – комплекс мифов, в которых излагается представление о возникновении и устройстве мира, человека.

* космоцентризм  – свойственно для древних культур и связано с натурфилософией (Дао  в Древнем Китае, фюсис (природа) и логос в Древней Греции);

* теоцентризм  – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага;

* антропоцентризм  – мировоззрение, которое возникло в эпоху Возрождения: «человек есть мера всех вещей» (Протагор );

* социоцентризм  – свойственно для современности, определяется пониманием значимости для человека общественных отношений, формируется философией и обществознанием;

* знаниецентризм (наукоцентризм, сциентизм)  – свойственное для современности мировоззрение, в основе которого лежит представление о научном знании как о главном факторе общественного прогресса и основном средстве решения экологических и социальных проблем.

Б) по методологическим признакам (опираясь на различные познавательные способности человека):

* чувственно-образное  – основывается на обыденных представлениях, формируется стихийно, в повседневном обиходе;

* эстетическое  – связано с восприятием окружающего мира с точки зрения красоты;

* рационалистическое, или рационализированное (абстрактно-логическое, философское и научное)  – может строиться на основе обобщения научных знаний, которые в нем синтезируются.

В) по видовым различиям:

* философское  – теоретически обобщает опыт духовного и практического освоения мира человеком; философия выполняет важнейшую функцию, являясь рациональным ядром мировоззрения, ибо опирается на достижения наук о природе и обществе;

* религиозное  – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни;

* научное  – стремится к всецелой объективности, представляет собой теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания; основывается на современных достижениях научного познания мира;

* обыденное  – относительно или условно-объективно, является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;

* суеверное  – является необъективным и дезориентирует человека; искаженно воспринимает окружающий мир.

Г) по эмоциональной окраске:

* оптимистическое; 

* пессимистическое. 

В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм. 

Д) по содержанию: научное и ненаучное; материалистическое и идеалистическое; атеистическое и религиозное; революционное и консервативное; прогрессивное и регрессивное  и т. д.

В мировоззрении выделяют два уровня: 1) рационально-теоретический,  2) жизненно-практический. 

Важнейшее содержательное различие заключается в том, что является оно гуманистическим (человеколюбивым) или негуманистическим (человеконенавистническим); выражает оно национальные и общечеловеческие идеалы или националистические и расистские.

Мировоззрение может быть как всеобщим, массовым, определяющим общественное сознание, так и индивидуальным, свойственным отдельной личности. Развитая личность может превосходить своим мировоззрением ту эпоху, в которой живет. Такое мировоззрение прогрессивно, т. к. отражает потребности как общественного, так и личностно-духовного развития.

В противоположном случае индивидуальное мировоззрение может деградировать к предшествовавшим эпохам, носить суеверный характер, быть деструктивным (например, у асоциальных субъектов, преступных элементов; у людей, по тем или иным причинам лишенных нормальных семейных отношений или человеческих условий существования).

Прогрессивное мировоззрение современного человека должно содержать в себе нравственные и правовые нормы, социальные приоритеты и гуманистические ценности. Современное общество, основанное на правовых и демократических принципах, утверждает свободу совести и мировоззренческий плюрализм.

4. Понятие истины, ее критерии

Гносеология  – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. Агностицизм  – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Гностицизм  – философское учение, признающее возможности познания мира.

Познание – 1) процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2) процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире.

Субъект познания – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект; активно действующее в познании творческое начало.

Объект познания – то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект (человек является объектом изучения многих наук: биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др.).

Иерархия познавательных способностей человека (Платон, Аристотель, И. Кант) : а) чувственное познание  – является базовым, с него начинается все наше познание; б) рациональное познание  – осуществляется при помощи рассудка, способно устанавливать, открывать объективные связи (причинно-следственные) между явлениями, законы природы; в) познание на основе идей разума  – задает мировоззренческие принципы.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания (сформировался в XVII–XVIII вв. – Р. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк ).

Сенсуализм  – направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основа и главная форма достоверного познания.

Рационализм  – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц ).

Формы (источники, ступени) познания: 

1. Чувственное (эмпирическое) познание  – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон.

Формы чувственного познания:  ощущение (отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств); восприятие (чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств); представление (чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.

2. Рациональное, логическое познание  (мышление). Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.

Формы рационального познания:  а) понятие (отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений); б) суждение (форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами); в) умозаключение (рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением, выводом или следствием).

Чувственное и рациональное познание нельзя противопоставлять, абсолютизировать, так как они дополняют друг друга. С помощью воображения создаются гипотезы. Наличие воображения позволяет человеку осуществлять творчество.

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Особенности научного познания:  объективность; развитость понятийного аппарата; рациональность (доказательность, системность); проверяемость; высокий уровень обобщения; универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин); использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

* Уровни научного познания:  1). Эмпирический. Методы эмпирического познания: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент; 2). Теоретический. Методы теоретического уровня познания: идеализация (метод научного познания, при котором происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками), формализация; математизация; обобщение; моделирование.

* Формы научного познания:  научный факт (отражение объективного факта в человеческом сознании); эмпирический закон (объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами); вопрос; проблема (осознанная формулировка вопросов – теоретическая и практическая); гипотеза (научное предположение); теория (исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений); концепция (определенный способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения).

* Универсальные методы научного познания:  анализ; синтез; дедукция; индукция; аналогия; моделирование (воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения); абстрагирование (мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделение какого-либо свойства или отношения); идеализация (мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности).

Формы ненаучного познания: 

миф; жизненный опыт; народная мудрость; здравый смысл; религия; искусство; паранаука.

Интуиция является специфическим компонентом связи чувственного и рационального познания. Интуиция  – способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; проницательность; непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; сверхбыстрый мыслительный процесс. Виды интуиции:  1) чувственная, 2) интеллектуальная, 3) мистическая.

Классификация форм познания по виду духовной деятельности человека 

* Экзистенциальная (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс и М. Хайдеггер ). К познавательной сфере относят эмоции и чувства (не ощущения) человека. Эти переживания носят мировоззренческий и духовный характер.

* Мораль является не только личностной формой регуляции поведения человека, но и особой формой познания. Мораль необходимо познавать, а ее наличие говорит о духовной развитости человека.

* Эстетическое познание наибольшее развитие получило в искусстве. Особенности: познает мир с точки зрения красоты, гармонии и целесообразности; не дается с рождением, а воспитывается; входит в число духовных способов познания и деятельности; не нацелено, в отличие от научного познания, на конкретную пользу; носит всецело творческий характер, не копирует действительность, а творчески воспринимает ее. Более того, оно может создавать свою, эстетическую реальность, котор

ая способна духовно воздействовать на человека, преобразовывать, трансформировать и совершенствовать его природу.

Истина – соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Объективная истина  – содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека. Субъективная истина  зависит от восприятия субъекта, его мировоззрения и установок.

Относительная истина  – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми. Относительная истина зависит от точки зрения наблюдателя, она носит изменчивый характер (об этом говорит теория относительности).

Абсолютная истина  – полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.

Истина абсолютная и истина относительная – разные уровни (формы) объективной истины. 

По форме истина может быть: житейской, научной, художественной, нравственной и т. д., поэтому может быть столько истин, сколько есть видов знаний. Научную истину, например, отличает системность, упорядоченность знания, его обоснованность и доказательность. Духовная истина есть не что иное, как правильное, совестное отношение человека к себе, другим людям и миру.

Заблуждение  – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь  – сознательное искажение образа объекта. Дезинформация  – это подмена из корыстных соображений достоверного недостоверным, истинного – ложным.

Причины относительности человеческих знаний: изменчивость мира; ограниченность познавательных возможностей человека; зависимость возможностей познания от реальных исторических условий, уровня развития духовной культуры, материального производства и особенностей познавательной деятельности человека.

Критерий истины зависит от формы и метода познания. Он может быть эмпирическим, т. е. опытным (в науке); рационалистическим (в науке и философии); практическим (в науке, социальной практике); умозрительным (в философии и религии). В социологии основным критерием истины является практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Практика  – материальная, целеполагающая деятельность людей.

Функции практики в процессе познания: 1) источник познания (потребностями практики вызваны к жизни существующие науки); 2) основа познания (благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира); 3) практика является движущей силой развития общества; 4) практика – цель познания (человек познает мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности); 5) практика – критерий истинности познания.

Основные виды практики: научный эксперимент, производство материальных благ, социально-преобразующая деятельность масс. Структура практики:  объект, субъект, потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность, предмет, средства и результат.

Варианты физических олимпиад

На пересечении строки (ваш класс) и столбца (этап Всеросса) находятся ссылки на варианты. Цифры ссылки — год проведения финала олимпиады.

ШЭМЭРЭЗЭ
7 класс21,
20,
19,
18
17,
16,
15,
14,
13
21,
20,
19,
18
17,
16,
15,
14,
13
10,
09
8 класс21,
20,
19,
18
17,
16,
15,
14,
13
21,
20,
19,
18
17,
16,
15,
14,
13
10,
09,
07
9 класс21,
20,
19,
18
17,
16,
15,
14
21,
20,
19,
18
17,
16,
15,
14
21,
20,
19,
18,
17
16,
15,
14,
13,
12
11,
10,
09,
08,
07
06,
05,
04,
03,
02
01,
00,
99,
98,
97
96,
95,
94,
93,
92
21,
19,
18,
17
16,
15,
14,
13,
12
11,
10,
09,
08,
07
06,
05,
04,
03,
02
01,
00,
99,
98,
97
96,
95,
94,
93,
92
10 класс21,
20,
19,
18
17,
16,
15,
14
21,
20,
19,
18
17,
16,
15,
14
21,
20,
19,
18,
17
16,
15,
14,
13,
12
11,
10,
09,
08,
07
06,
05,
04,
03,
02
01,
00,
99,
98,
97
96,
95,
94,
93,
92
21,
19,
18,
17
16,
15,
14,
13,
12
11,
10,
09,
08,
07
06,
05,
04,
03,
02
01,
00,
99,
98,
97
96,
95,
94,
93,
92
11 класс21,
20,
19,
18
17,
16,
15,
14
21,
20,
19,
18
17,
16,
15,
14
21,
20,
19,
18,
17
16,
15,
14,
13,
12
11,
10,
09,
08,
07
06,
05,
04,
03,
02
01,
00,
99,
98,
97
96,
95,
94,
93,
92
21,
19,
18,
17
16,
15,
14,
13,
12
11,
10,
09,
08,
07
06,
05,
04,
03,
02
01,
00,
99,
98,
97
96,
95,
94,
93,
92

На основе классификации задач 1992–2022 годов составлены программы подготовки к региональному и заключительному этапам:

РегионФинал
7 класс21,
20,
19,
18,
17
16,
15,
14,
13,
12
21,
19,
18,
17,
16
8 класс21,
20,
19,
18,
17
16,
15,
14,
13,
12
21,
19,
18,
17,
16
Нулевой турПервый турВторой тур
7 класс22.1,
22.2
21.1,
21.2,
21.3
20.1,
20.2,
20.3
19.0,
19.1
18.0,
18.1
17.0,
17.1
16.0,
16.1
15.0,
15.1
14.0,
14.1,
14.2,
14.3,
14.4
19,
18
17,
16,
15,
14
13,
12,
11,
10
09,
08,
07,
06
22,
21,
20,
19
18,
17,
16,
15
8 класс22.1,
22.2
21.1,
21.2,
21.3
20.1,
20.2,
20.3
19.0,
19.1
18.0,
18.1
17.0,
17.1
16.0,
16.1
15.0,
15.1
14.0,
14.1,
14.2,
14.3,
14.4
19,
18
17,
16,
15,
14
13,
12,
11,
10
09,
08,
07,
06
22,
21
20,
19,
18,
17,
16
15,
14,
13,
12,
11
10,
09,
08,
07,
06
9 класс22.1,
22.2
21.1,
21.2,
21.3
20.1,
20.2,
20.3
19.0,
19.1
18.0,
18.1
17.0,
17.1
16.0,
16.1
15.0,
15.1
14.0,
14.1,
14.2,
14.3,
14.4
19,
18
17,
16,
15,
14
13,
12,
11,
10
09,
08,
07,
06
22,
21
20,
19,
18,
17,
16
15,
14,
13,
12,
11
10,
09,
08,
07,
06
10 класс22.1,
22.2
21.1,
21.2,
21.3
20.1,
20.2,
20.3
19.0,
19.1
18.0,
18.1
17.0,
17.1
16.0,
16.1
15.0,
15.1
14.0,
14.1,
14.2,
14.3,
14.4
19,
18
17,
16,
15,
14
13,
12,
11,
10
09,
08,
07,
06
22,
21
20,
19,
18,
17,
16
15,
14,
13,
12,
11
10,
09,
08,
07,
06
11 класс22.1,
22.2
21.1,
21.2,
21.3
20.1,
20.2,
20.3
19.0,
19.1,
19.2,
19.T
18.0,
18.1,
18.2,
18.3
17.0,
17.1,
17.2,
17.3
16.0,
16.1,
16.2,
16.3
15.0,
15.1,
15.2,
15.3
14.0,
14.1,
14.2,
14.3,
14.4
22,
21
20,
19,
18,
17,
16
15,
14,
13,
12,
11
10,
09,
08,
07,
06
22,
21
20,
19,
18,
17,
16
15,
14,
13,
12,
11
10,
09,
08,
07,
06

Примечания.

  • Для 7 — 10 классов заключительным этапом является второй тур. Нулевой тур служит отборочным этапом. Первый тур не проводится с 2020 года (а раньше и он был отборочным этапом).
  • Для 11 класса заключительным этапом являются первый и второй туры (победители и призёры определяются по сумме баллов на первом и втором турах). Нулевой тур служит отборочным этапом.
  • Второй тур для 7 класса впервые проведён в 2022 году. До 2022 года включительно финалом в 7 классе был первый тур.
ОнлайнФинал
7 класс18,
17
16,
15,
14
8 класс18,
17
16,
15,
14
9 класс18,
17,
16
15,
14,
12
22.1,
22.2
21.1,
21.2
20.1,
20.2
19.1,
19.2
18.1,
18.2
17.1,
17.2
16.1,
16.2,
16.3
10 класс18,
17,
16
15,
14,
12,
11
22.1,
22.2
21.1,
21.2
20.1,
20.2
19.1,
19.2
18.1,
18.2
17.1,
17.2
16.1,
16.2,
16.3
15.1,
15.2,
15.3
11 класс18,
17,
16
15,
14,
12,
11
22.1,
22.2
21.1,
21.2
20.1,
20.2
19.1,
19.2
18.1,
18.2,
18.3,
18.4
17.1,
17.2
16.1,
16.2,
16.3
15.1,
15.2,
15.3
14.1,
14.2
13.1,
13.2
12.1,
12.2
11.1,
11.2
10
09.1,
09.2
08,
07

Примечания.

  • Очный финал для 7–8 классов пока не проводится.
  • Очный финал для 10 класса впервые прошёл в 2022 году, а для 9 класса — в 2022 году.
  • В 2022/17 и 2022/18 годах на онлайн-этапе для 7 класса давалось задание 8 класса.
  • Задания онлайн-этапа 2022/13 года найти не удалось.

Открытая олимпиада Физтех-лицея 2022/15 года —
7 класс,
8 класс,
9 класс,
10 класс,
11 класс.

7–9 классы22,
21
20.1,
20.2,
20.3
19.1,
19.2,
19.3,
19.4,
19.5
18.1,
18.2,
18.3
17.1,
17.2,
17.3
16.1,
16.2
15,
14
10–11 классы22,
21
20.1,
20.2,
20.3,
20.4,
20.5,
20.6
19.1,
19.2,
19.3,
19.4,
19.5,
19.6
18.1,
18.2,
18.3,
18.4
17.1,
17.2,
17.3,
17.4,
17.5,
17.6
16.1,
16.2,
16.3,
16.4,
16.5,
16.6,
16.7
15.1,
15.2,
15.3,
15.5,
15.7,
15.8,
15.9
14.1,
14.2,
14.3,
14.4,
14.5,
14.6,
14.7
7 класс22,
21,
20,
19,
18,
17
16,
15,
14,
13,
12,
11
8 класс22,
21,
20.1,
20.2
19,
18,
17.1,
17.2
16,
15,
14,
13,
12,
11
9 класс22,
21,
20.1,
20.2,
20.3
19,
18,
17.1,
17.2
16,
15,
14,
13,
12,
11
10 класс22,
21.1,
21.2
20.1,
20.2,
20.3
19,
18,
17.1,
17.2
16,
15,
14,
13,
12,
11
11 класс22.1,
22.2,
22.3
21.1,
21.2,
21.3,
21.4
20.1,
20.2,
20.3
19.1,
19.2,
19.3
18.1,
18.2,
18.3,
18.4
17.1,
17.2,
17.3,
17.4
16,
15,
14
13.1,
13.2,
13.3,
13.4,
13.5,
13.6
12.1,
12.2,
12.3,
12.4,
12.5
11.1,
11.2,
11.3,
11.4,
11.511.6
7 класс22,
21,
20,
19
18,
17,
16,
15,
14
8 класс22,
21,
20,
19
18,
17,
16,
15,
14
9 класс22,
21,
20,
19
18,
17,
16,
15,
14
10 класс22,
21,
20,
19
18,
17,
16,
15,
14
11 класс22,
21,
20,
19
18,
17,
16,
15,
14

Егэ, литература, самостоятельная подготовка к егэ, универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами, аристова м.а., 2022

ЕГЭ, Литература, Самостоятельная подготовка к ЕГЭ, Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами, Аристова М.А., 2022.

  Пособие предназначено для самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ по литературе. Оно включает материал для подготовки к заданиям с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений на основе представленного текста, а также к сочинению по заданной теме, сформулированной в виде проблемного вопроса.

В пособии раскрывается технология написания указанных видов письменных работ, даются задания «Проверь себя» (с ответами) по всем темам курса литературы, входящим в состав ЕГЭ, а также справочный материал, в том числе по терминам, необходимым как для кратких ответов на вопросы, так и при выполнении заданий с развернутым ответом. Кроме того, пособие содержит кодификатор элементов содержания ЕГЭ по литературе; приведены критерии проверки и оценки выполнения заданий.

Издание рассчитано на учителей, методистов и старшеклассников, готовящихся к сдаче ЕГЭ по литературе.

ЕГЭ, Литература, Самостоятельная подготовка к ЕГЭ, Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами, Аристова М.А., 2022

Примеры.
В «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина жизнеописания градоначальников часто содержат сочетание реального и фантастического, ужасного и смешного, а преувеличение достигает максимального уровня, при котором нарушаются границы правдоподобия: например, в голову градоначальника Брудастого был встроен органчик, умевший произносить лишь «Не потерплю!» и «Разорю!» Как называется такой прием изображения в литературном произведений?

В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголь, описывая кабинет Манилова, отмечает, что на столе «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Как называется такая выразительная подробность в произведении, помогающая охарактеризовать героев или описываемые картины, явления и события?

Содержание
Введение
Подготовка к ЕГЭ по литературе: стратегия и тактика Какие знания проверяют на ЕГЭ по литературе
Что такое «Кодификатор элементов содержания»
Как повторять теоретико-литературные понятия
Проверь себя  
Как повторять литературные произведения
Проверь себя
Подготовка к заданиям с развернутым ответом
Критерии оценки: за что снижают баллы
Подготовка к заданиям 8-9 и 15-16
Проверь себя
Подготовка к заданиям 17.1, 17.2, 17.3
Классификация речевых ошибок
Задания
Проверь себя
Обобщающие задания
Вариант 1
Вариант 2
Краткий словарь литературоведческих терминов
Ответы
Приложения
Приложение 1     
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по литературе
Приложение 2   
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ, Литература, Самостоятельная подготовка к ЕГЭ, Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами, Аристова М.А., 2022

— fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать

— pdf — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 21.07.2022 18:31 UTC

Теги:ЕГЭ по литературе :: литература :: Аристова


Следующие учебники и книги:

  • ЕГЭ 2022, Литература, 11 класс, Кодификатор
  • Литература, Подготовка к ЕГЭ 2022, 20 тренировочных вариантов, Секачёва Е.В., 2022
  • Допуск к ЕГЭ, Практикум для подготовки к итоговому сочинению в 2022-2022 учебном году, Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н., 2022
  • ЕГЭ 2022, Литература, Тренировочный вариант №1-11, 13-19

Предыдущие статьи:

  • ЕГЭ 2022, Литература, Досрочный экзамен, Реальный вариант №101
  • ЕГЭ 2022, Литература, Тренировочный вариант №1-17
  • ЕГЭ-2022, литература, 20 вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену, Зинин С.А., Новикова Л.В., 2022
  • Как написать сочинение, Для подготовки к ЕГЭ, Ситников В.П., 2022

Читать

Справочник включает весь теоретический материал школьного курса химии, необходимый для сдачи ЕГЭ, – итоговой аттестации учащихся. Этот материал распределен по 14 разделам, содержание которых соответствует темам, проверяемым на ЕГЭ, – четырем содержательным блокам: «Химический элемент», «Вещество», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ и химических реакций». К каждому разделу даны тренировочные задания из частей А и В – с выбором ответа и кратким ответом. Раздел 15 полностью посвящен решению расчетных задач, включенных в экзаменационную часть С.

Тестовые задания составлены таким образом, что, отвечая на них, учащийся сможет более рационально повторить основные положения школьного курса химии.

В конце пособия приводятся ответы к тестам, которые помогут школьникам и абитуриентам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы.

Для удобства работы с данным справочником приведена таблица, где указано соответствие между тематикой экзамена и разделами книги.

Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.

Химический элемент– определенный вид атомов, обозначаемый названием и символом и характеризуемый порядковым номером и относительной атомной массой.

В табл. 1 перечислены распространенные химические элементы, приведены символы, которыми они обозначаются (в скобках – произношение), порядковые номера, относительные атомные массы, характерные степени окисления.

Нулеваястепень окисления элемента в его простом веществе (веществах) в таблице не указана.

Все атомы одного элемента имеют одно и то же число протонов в ядре и число электронов в оболочке. Так, в атоме элемента водородН находится 1 р в ядре и на периферии 1 е; в атоме элемента кислородО находится 8 р в ядре и 8 ев оболочке; атом элемента алюминийАl содержит 13 р в ядре и 13 ев оболочке.

Атомы одного элемента могут различаться числом нейтронов в ядре, такие атомы называются изотопами. Так, у элемента водородН три изотопа: водород-1 (специальное название и символ протий1H) с 1 р в ядре и 1 ев оболочке; водород-2 (дейтерий2Н, или D) с 1 р и 1 пв ядре и 1 ев оболочке; водород-3 (тритий3Н, или Т) с 1 р и 2 п0в ядре и 1 ев оболочке. В символах 1Н, 2Н и 3Н верхний индекс указывает массовое число– сумму чисел протонов и нейтронов в ядре. Другие примеры:

Электронную формулуатома любого химического элемента в соответствии с его расположением в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева можно определить по табл. 2.

Электронная оболочка любого атома делится на энергетические уровни(1, 2, 3-й и т. д.), уровни делятся на подуровни(обозначаются буквами s, р, d, f). Подуровни состоят из атомных орбиталей– областей пространства, где вероятно пребывание электронов. Орбитали обозначаются как 1s (орбиталь 1-го уровня s-подуровня), 2 s, 2 р, 3 s, 3 р, 3d,4 s… Число орбиталей в подуровнях:

Заполнение атомных орбиталей электронами происходит в соответствии с тремя условиями:

1)  принцип минимума энергии

Электроны заполняют орбитали, начиная с подуровня с меньшей энергией.

Последовательность нарастания энергии подуровней:

1 s< 2 c< 2 p< 3 s< 3 p< 4 s≤ 3 d< 4 p< 5 s≤ 4 d< 5 p< 6 s

2)  правило запрета (принцип Паули)

В каждой орбитали может разместиться не более двух электронов.

Один электрон на орбитали называется неспаренным, два электрона — электронной парой:

3)  принцип максимальной мультиплетности (правило Хунда)

В пределах подуровня электроны сначала заполняют все орбитали наполовину, а затем – полностью.

Каждый электрон имеет свою собственную характеристику – спин (условно изображается стрелкой вверх или вниз). Спины электронов складываются как вектора, сумма спинов данного числа электронов на подуровне должна быть максимальной(мультиплетность):

Заполнение электронами уровней, подуровней и орбиталей атомов элементов от Н (Z =1) до Kr (Z =36) показано на энергетической диаграмме(номера отвечают последовательности заполнения и совпадают с порядковыми номерами элементов):

Из заполненных энергетических диаграмм выводятся электронные формулыатомов элементов. Число электронов на орбиталях данного подуровня указывается в верхнем индексе справа от буквы (например, 3 d5– это 5 электронов на З d-подуровне); вначале идут электроны 1-го уровня, затем 2-го, 3-го и т. д. Формулы могут быть полными и краткими, последние содержат в скобках символ соответствующего благородного газа, чем передается его формула, и, сверх того, начиная с Zn, заполненный внутренний d-подуровень. Примеры:

1H = 1s 1

2Не = 1s 2

3Li = 1s 22s 1= [ 2He]2s 1

8O = 1s 22s 22p 4= [ 2He] 2s 22p 4

13Al = 1s 22s 22p 63s 23p 1= [ 10Ne] 3s 23p 1

§

17Cl = 1s 22s 22p 63s 23p 5= [ 10Ne] 3s 23p 5

2OСа = 1s 22s 22p 63s 23p 4s 2= [ 18Ar] 4s 2

21Sc = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 14s 2= [ 18Ar] 3d 14s 2

25Mn = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 54s 2= [ 18Ar] 3d 54s 2

26Fe = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 64s 2= [ 18Ar] 3d 64s 2

3OZn = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 104s 2= [ 18Ar, 3d 10] 4s 2

33As = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 104s 24p 3= [ 18Ar, 3d 10] 4s 24p 3

36Kr = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 104s 24p 6= [ 18Ar, 3d 10] 4s 24p 6

Электроны, вынесенные за скобки, называются валентными.Именно они принимают участие в образовании химических связей.

Исключение составляют:

24Cr = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 54s 1= [ 18Аr] Зd 54s 1(а не 3d 44s 2!),

29Cu = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 104s 1= [ 18Ar] 3d 104s 1(а не 3d 94s 2!).

Примеры заданий части А

1. Название, не относящеесяк изотопам водорода, – это

1) дейтерий

2) оксоний

3) протий

4) тритий

2. Формула валентных подуровней атома металла – это

1) 4s 24p 4

2) 3d 54s 2

3) 2s 22p 1

4) 3s 23p 6

3. Число неспаренных электронов в основном состоянии атома железа равно

1) 2

2) 3

3) 4

4) 8

4. В возбужденном состоянии атома алюминия число неспаренных электронов равно

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

5. Электронная формула [Ar]3d 94s 0отвечает катиону

1) Ti 2

2) Cu 2

3) Cr 2

4) Zn 2

6. Электронная формула аниона Э 2-[Ne] 3s 23p 6отвечает элементу

1) аргон

2) хлор

3) сера

4) фосфор

7. Суммарное число электронов в катионе Mg 2 и анионе F равно

1) 9

2) 10

3) 20

4) 21

Современная формулировка Периодического закона, открытого Д. И. Менделеевым в 1869 г.:

Свойства элементов находятся в периодической зависимости от порядкового номера.

Периодически повторяющийся характер изменения состава электронной оболочки атомов элементов объясняет периодическое изменение свойств элементов при движении по периодам и группам Периодической системы.

Проследим, например, изменение высших и низших степеней окисления у элементов IA – VIIA-групп во втором – четвертом периодах по табл. 3.

Положительныестепени окисления проявляют все элементы, за исключением фтора. Их значения увеличиваются с ростом заряда ядер и совпадают с числом электронов на последнем энергетическом уровне (за исключением кислорода). Эти степени окисления называют высшимистепенями окисления. Например, высшая степень окисления фосфора Р равна V.

Отрицательныестепени окисления проявляют элементы, начиная с углерода С, кремния Si и германия Ge. Значения их равны числу электронов, недостающих до восьми. Эти степени окисления называют низшимистепенями окисления. Например, у атома фосфора Р на последнем энергетическом уровне недостает трех электронов до восьми, значит, низшая степень окисления фосфора Р равна – III.

Значения высших и низших степеней окисления повторяются периодически, совпадая по группам; например, в IVA-группе углерод С, кремний Si и германий Ge имеют высшую степень окисления IV, а низшую степень окисления – IV.

Эта периодичность изменения степеней окисления отражается на периодическом изменении состава и свойств химических соединений элементов.

Аналогично прослеживается периодическое изменение электроотрицательности элементов в 1—6-м периодах IA– VIIA-групп (табл. 4).

В каждом периоде Периодической системы электроотрицательность элементов увеличивается при возрастании порядкового номера (слева направо).

В каждой группеПериодической системы электроотрицательность уменьшается при возрастании порядкового номера (сверху вниз). Фтор F обладает наивысшей, а цезий Cs – наинизшей электроотрицательностью среди элементов 1—6-го периодов.

У типичных неметаллов – высокая электроотрицательность, а у типичных металлов – низкая.

Примеры заданий частей А, В

1.В 4-м периоде число элементов равно

1) 2

2) 8

3) 18

4) 32

2.Металлические свойства элементов 3-го периода от Na до Сl

1) силиваются

2) ослабевают

3) не изменяются

4) не знаю

3.Неметаллические свойства галогенов с увеличением порядкового номера

1) возрастают

2) понижаются

3) остаются без изменений

4) не знаю

4.В ряду элементов Zn – Hg – Со – Cd один элемент, не входящий в группу, – это

1) Са

2) Cs

3) Cd

4) Со

5.Металлические свойства элементов повышаются по ряду

1) In – Ga – Al

2) К – Rb – Sr

3) Ge – Ga – Tl

4) Li – Be – Mg

6.Неметаллические свойства в ряду элементов Аl – Si – С – N

1) увеличиваются

2) уменьшаются

3) не изменяются

4) не знаю

7.В ряду элементов О – S – Se – Те размеры (радиусы) атома

1) уменьшаются

2) увеличиваются

3) не изменяются

4) не знаю

8.В ряду элементов Р – Si – Аl – Mg размеры (радиусы) атома

1) уменьшаются

2) увеличиваются

3) не изменяются

4) не знаю

9.Для фосфора элемент с меньшейэлектроотрицательностью – это

Оцените статью
ЕГЭ Live