2. Мировоззрение, его виды и формы
Мировоззрение – 1) совокупность взглядов человека на мир, который его окружает; 2) совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру; 3) целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества.
Мировоззрение включает компоненты:
1. Мироощущение – эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств;
2. Мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения) – мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам;
3. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на рационально-теоретическом уровне представлено научными идеями) – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения;
4. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания) – совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.
5. Менталитет – 1) специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность; 2) совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет является результатом развития культуры и традиций; в большей степени, чем мировоззрение, связан с мышлением.
Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности, установки. Субъекты (носители) мировоззрения: отдельный человек; группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные); общество в целом.
Пути формирования: стихийный, осознанный.
Классификация типов мировоззрения:
А) определяется эпохой и временем, в которых живет человек. Можно выделить несколько исторических типов мировоззрения:
* мифологическое – свойственно для первобытного сознания и древних культур; в его основе – комплекс мифов, в которых излагается представление о возникновении и устройстве мира, человека.
* космоцентризм – свойственно для древних культур и связано с натурфилософией (Дао в Древнем Китае, фюсис (природа) и логос в Древней Греции);
* теоцентризм – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага;
* антропоцентризм – мировоззрение, которое возникло в эпоху Возрождения: «человек есть мера всех вещей» (Протагор );
* социоцентризм – свойственно для современности, определяется пониманием значимости для человека общественных отношений, формируется философией и обществознанием;
* знаниецентризм (наукоцентризм, сциентизм) – свойственное для современности мировоззрение, в основе которого лежит представление о научном знании как о главном факторе общественного прогресса и основном средстве решения экологических и социальных проблем.
Б) по методологическим признакам (опираясь на различные познавательные способности человека):
* чувственно-образное – основывается на обыденных представлениях, формируется стихийно, в повседневном обиходе;
* эстетическое – связано с восприятием окружающего мира с точки зрения красоты;
* рационалистическое, или рационализированное (абстрактно-логическое, философское и научное) – может строиться на основе обобщения научных знаний, которые в нем синтезируются.
В) по видовым различиям:
* философское – теоретически обобщает опыт духовного и практического освоения мира человеком; философия выполняет важнейшую функцию, являясь рациональным ядром мировоззрения, ибо опирается на достижения наук о природе и обществе;
* религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни;
* научное – стремится к всецелой объективности, представляет собой теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания; основывается на современных достижениях научного познания мира;
* обыденное – относительно или условно-объективно, является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;
* суеверное – является необъективным и дезориентирует человека; искаженно воспринимает окружающий мир.
Г) по эмоциональной окраске:
* оптимистическое;
* пессимистическое.
В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм.
Д) по содержанию: научное и ненаучное; материалистическое и идеалистическое; атеистическое и религиозное; революционное и консервативное; прогрессивное и регрессивное и т. д.
В мировоззрении выделяют два уровня: 1) рационально-теоретический, 2) жизненно-практический.
Важнейшее содержательное различие заключается в том, что является оно гуманистическим (человеколюбивым) или негуманистическим (человеконенавистническим); выражает оно национальные и общечеловеческие идеалы или националистические и расистские.
Мировоззрение может быть как всеобщим, массовым, определяющим общественное сознание, так и индивидуальным, свойственным отдельной личности. Развитая личность может превосходить своим мировоззрением ту эпоху, в которой живет. Такое мировоззрение прогрессивно, т. к. отражает потребности как общественного, так и личностно-духовного развития.
В противоположном случае индивидуальное мировоззрение может деградировать к предшествовавшим эпохам, носить суеверный характер, быть деструктивным (например, у асоциальных субъектов, преступных элементов; у людей, по тем или иным причинам лишенных нормальных семейных отношений или человеческих условий существования).
Прогрессивное мировоззрение современного человека должно содержать в себе нравственные и правовые нормы, социальные приоритеты и гуманистические ценности. Современное общество, основанное на правовых и демократических принципах, утверждает свободу совести и мировоззренческий плюрализм.
4. Понятие истины, ее критерии
Гносеология – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. Агностицизм – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Гностицизм – философское учение, признающее возможности познания мира.
Познание – 1) процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2) процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире.
Субъект познания – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект; активно действующее в познании творческое начало.
Объект познания – то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект (человек является объектом изучения многих наук: биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др.).
Иерархия познавательных способностей человека (Платон, Аристотель, И. Кант) : а) чувственное познание – является базовым, с него начинается все наше познание; б) рациональное познание – осуществляется при помощи рассудка, способно устанавливать, открывать объективные связи (причинно-следственные) между явлениями, законы природы; в) познание на основе идей разума – задает мировоззренческие принципы.
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания (сформировался в XVII–XVIII вв. – Р. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк ).
Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основа и главная форма достоверного познания.
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц ).
Формы (источники, ступени) познания:
1. Чувственное (эмпирическое) познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон.
Формы чувственного познания: ощущение (отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств); восприятие (чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств); представление (чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.
2. Рациональное, логическое познание (мышление). Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.
Формы рационального познания: а) понятие (отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений); б) суждение (форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами); в) умозаключение (рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением, выводом или следствием).
Чувственное и рациональное познание нельзя противопоставлять, абсолютизировать, так как они дополняют друг друга. С помощью воображения создаются гипотезы. Наличие воображения позволяет человеку осуществлять творчество.
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Особенности научного познания: объективность; развитость понятийного аппарата; рациональность (доказательность, системность); проверяемость; высокий уровень обобщения; универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин); использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
* Уровни научного познания: 1). Эмпирический. Методы эмпирического познания: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент; 2). Теоретический. Методы теоретического уровня познания: идеализация (метод научного познания, при котором происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками), формализация; математизация; обобщение; моделирование.
* Формы научного познания: научный факт (отражение объективного факта в человеческом сознании); эмпирический закон (объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами); вопрос; проблема (осознанная формулировка вопросов – теоретическая и практическая); гипотеза (научное предположение); теория (исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений); концепция (определенный способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения).
* Универсальные методы научного познания: анализ; синтез; дедукция; индукция; аналогия; моделирование (воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения); абстрагирование (мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделение какого-либо свойства или отношения); идеализация (мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности).
Формы ненаучного познания:
миф; жизненный опыт; народная мудрость; здравый смысл; религия; искусство; паранаука.
Интуиция является специфическим компонентом связи чувственного и рационального познания. Интуиция – способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; проницательность; непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; сверхбыстрый мыслительный процесс. Виды интуиции: 1) чувственная, 2) интеллектуальная, 3) мистическая.
Классификация форм познания по виду духовной деятельности человека
* Экзистенциальная (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс и М. Хайдеггер ). К познавательной сфере относят эмоции и чувства (не ощущения) человека. Эти переживания носят мировоззренческий и духовный характер.
* Мораль является не только личностной формой регуляции поведения человека, но и особой формой познания. Мораль необходимо познавать, а ее наличие говорит о духовной развитости человека.
* Эстетическое познание наибольшее развитие получило в искусстве. Особенности: познает мир с точки зрения красоты, гармонии и целесообразности; не дается с рождением, а воспитывается; входит в число духовных способов познания и деятельности; не нацелено, в отличие от научного познания, на конкретную пользу; носит всецело творческий характер, не копирует действительность, а творчески воспринимает ее. Более того, оно может создавать свою, эстетическую реальность, котор
ая способна духовно воздействовать на человека, преобразовывать, трансформировать и совершенствовать его природу.
Истина – соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Объективная истина – содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека. Субъективная истина зависит от восприятия субъекта, его мировоззрения и установок.
Относительная истина – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми. Относительная истина зависит от точки зрения наблюдателя, она носит изменчивый характер (об этом говорит теория относительности).
Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем.
Истина абсолютная и истина относительная – разные уровни (формы) объективной истины.
По форме истина может быть: житейской, научной, художественной, нравственной и т. д., поэтому может быть столько истин, сколько есть видов знаний. Научную истину, например, отличает системность, упорядоченность знания, его обоснованность и доказательность. Духовная истина есть не что иное, как правильное, совестное отношение человека к себе, другим людям и миру.
Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь – сознательное искажение образа объекта. Дезинформация – это подмена из корыстных соображений достоверного недостоверным, истинного – ложным.
Причины относительности человеческих знаний: изменчивость мира; ограниченность познавательных возможностей человека; зависимость возможностей познания от реальных исторических условий, уровня развития духовной культуры, материального производства и особенностей познавательной деятельности человека.
Критерий истины зависит от формы и метода познания. Он может быть эмпирическим, т. е. опытным (в науке); рационалистическим (в науке и философии); практическим (в науке, социальной практике); умозрительным (в философии и религии). В социологии основным критерием истины является практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
Практика – материальная, целеполагающая деятельность людей.
Функции практики в процессе познания: 1) источник познания (потребностями практики вызваны к жизни существующие науки); 2) основа познания (благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира); 3) практика является движущей силой развития общества; 4) практика – цель познания (человек познает мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности); 5) практика – критерий истинности познания.
Основные виды практики: научный эксперимент, производство материальных благ, социально-преобразующая деятельность масс. Структура практики: объект, субъект, потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность, предмет, средства и результат.
Варианты физических олимпиад
На пересечении строки (ваш класс) и столбца (этап Всеросса) находятся ссылки на варианты. Цифры ссылки — год проведения финала олимпиады.
ШЭ | МЭ | РЭ | ЗЭ | |
---|---|---|---|---|
7 класс | 21, 20, 19, 18 17, 16, 15, 14, 13 | 21, 20, 19, 18 17, 16, 15, 14, 13 | 10, 09 | — |
8 класс | 21, 20, 19, 18 17, 16, 15, 14, 13 | 21, 20, 19, 18 17, 16, 15, 14, 13 | 10, 09, 07 | — |
9 класс | 21, 20, 19, 18 17, 16, 15, 14 | 21, 20, 19, 18 17, 16, 15, 14 | 21, 20, 19, 18, 17 16, 15, 14, 13, 12 11, 10, 09, 08, 07 06, 05, 04, 03, 02 01, 00, 99, 98, 97 96, 95, 94, 93, 92 | 21, 19, 18, 17 16, 15, 14, 13, 12 11, 10, 09, 08, 07 06, 05, 04, 03, 02 01, 00, 99, 98, 97 96, 95, 94, 93, 92 |
10 класс | 21, 20, 19, 18 17, 16, 15, 14 | 21, 20, 19, 18 17, 16, 15, 14 | 21, 20, 19, 18, 17 16, 15, 14, 13, 12 11, 10, 09, 08, 07 06, 05, 04, 03, 02 01, 00, 99, 98, 97 96, 95, 94, 93, 92 | 21, 19, 18, 17 16, 15, 14, 13, 12 11, 10, 09, 08, 07 06, 05, 04, 03, 02 01, 00, 99, 98, 97 96, 95, 94, 93, 92 |
11 класс | 21, 20, 19, 18 17, 16, 15, 14 | 21, 20, 19, 18 17, 16, 15, 14 | 21, 20, 19, 18, 17 16, 15, 14, 13, 12 11, 10, 09, 08, 07 06, 05, 04, 03, 02 01, 00, 99, 98, 97 96, 95, 94, 93, 92 | 21, 19, 18, 17 16, 15, 14, 13, 12 11, 10, 09, 08, 07 06, 05, 04, 03, 02 01, 00, 99, 98, 97 96, 95, 94, 93, 92 |
На основе классификации задач 1992–2022 годов составлены программы подготовки к региональному и заключительному этапам:
Регион | Финал | |
---|---|---|
7 класс | 21, 20, 19, 18, 17 16, 15, 14, 13, 12 | 21, 19, 18, 17, 16 |
8 класс | 21, 20, 19, 18, 17 16, 15, 14, 13, 12 | 21, 19, 18, 17, 16 |
Нулевой тур | Первый тур | Второй тур | |
---|---|---|---|
7 класс | 22.1, 22.2 21.1, 21.2, 21.3 20.1, 20.2, 20.3 19.0, 19.1 18.0, 18.1 17.0, 17.1 16.0, 16.1 15.0, 15.1 14.0, 14.1, 14.2, 14.3, 14.4 | 19, 18 17, 16, 15, 14 13, 12, 11, 10 09, 08, 07, 06 | 22, 21, 20, 19 18, 17, 16, 15 |
8 класс | 22.1, 22.2 21.1, 21.2, 21.3 20.1, 20.2, 20.3 19.0, 19.1 18.0, 18.1 17.0, 17.1 16.0, 16.1 15.0, 15.1 14.0, 14.1, 14.2, 14.3, 14.4 | 19, 18 17, 16, 15, 14 13, 12, 11, 10 09, 08, 07, 06 | 22, 21 20, 19, 18, 17, 16 15, 14, 13, 12, 11 10, 09, 08, 07, 06 |
9 класс | 22.1, 22.2 21.1, 21.2, 21.3 20.1, 20.2, 20.3 19.0, 19.1 18.0, 18.1 17.0, 17.1 16.0, 16.1 15.0, 15.1 14.0, 14.1, 14.2, 14.3, 14.4 | 19, 18 17, 16, 15, 14 13, 12, 11, 10 09, 08, 07, 06 | 22, 21 20, 19, 18, 17, 16 15, 14, 13, 12, 11 10, 09, 08, 07, 06 |
10 класс | 22.1, 22.2 21.1, 21.2, 21.3 20.1, 20.2, 20.3 19.0, 19.1 18.0, 18.1 17.0, 17.1 16.0, 16.1 15.0, 15.1 14.0, 14.1, 14.2, 14.3, 14.4 | 19, 18 17, 16, 15, 14 13, 12, 11, 10 09, 08, 07, 06 | 22, 21 20, 19, 18, 17, 16 15, 14, 13, 12, 11 10, 09, 08, 07, 06 |
11 класс | 22.1, 22.2 21.1, 21.2, 21.3 20.1, 20.2, 20.3 19.0, 19.1, 19.2, 19.T 18.0, 18.1, 18.2, 18.3 17.0, 17.1, 17.2, 17.3 16.0, 16.1, 16.2, 16.3 15.0, 15.1, 15.2, 15.3 14.0, 14.1, 14.2, 14.3, 14.4 | 22, 21 20, 19, 18, 17, 16 15, 14, 13, 12, 11 10, 09, 08, 07, 06 | 22, 21 20, 19, 18, 17, 16 15, 14, 13, 12, 11 10, 09, 08, 07, 06 |
Примечания.
- Для 7 — 10 классов заключительным этапом является второй тур. Нулевой тур служит отборочным этапом. Первый тур не проводится с 2020 года (а раньше и он был отборочным этапом).
- Для 11 класса заключительным этапом являются первый и второй туры (победители и призёры определяются по сумме баллов на первом и втором турах). Нулевой тур служит отборочным этапом.
- Второй тур для 7 класса впервые проведён в 2022 году. До 2022 года включительно финалом в 7 классе был первый тур.
Онлайн | Финал | |
---|---|---|
7 класс | 18, 17 16, 15, 14 | — |
8 класс | 18, 17 16, 15, 14 | — |
9 класс | 18, 17, 16 15, 14, 12 | 22.1, 22.2; 21.1, 21.2 20.1, 20.2; 19.1, 19.2 18.1, 18.2; 17.1, 17.2 16.1, 16.2, 16.3 |
10 класс | 18, 17, 16 15, 14, 12, 11 | 22.1, 22.2; 21.1, 21.2 20.1, 20.2; 19.1, 19.2 18.1, 18.2; 17.1, 17.2 16.1, 16.2, 16.3 15.1, 15.2, 15.3 |
11 класс | 18, 17, 16 15, 14, 12, 11 | 22.1, 22.2; 21.1, 21.2 20.1, 20.2; 19.1, 19.2 18.1, 18.2, 18.3, 18.4 17.1, 17.2 16.1, 16.2, 16.3 15.1, 15.2, 15.3 14.1, 14.2; 13.1, 13.2 12.1, 12.2; 11.1, 11.2 10; 09.1, 09.2; 08, 07 |
Примечания.
- Очный финал для 7–8 классов пока не проводится.
- Очный финал для 10 класса впервые прошёл в 2022 году, а для 9 класса — в 2022 году.
- В 2022/17 и 2022/18 годах на онлайн-этапе для 7 класса давалось задание 8 класса.
- Задания онлайн-этапа 2022/13 года найти не удалось.
Открытая олимпиада Физтех-лицея 2022/15 года —
7 класс,
8 класс,
9 класс,
10 класс,
11 класс.
7–9 классы | 22, 21 20.1, 20.2, 20.3 19.1, 19.2, 19.3, 19.4, 19.5 18.1, 18.2, 18.3 17.1, 17.2, 17.3 16.1, 16.2; 15, 14 |
10–11 классы | 22, 21 20.1, 20.2, 20.3, 20.4, 20.5, 20.6 19.1, 19.2, 19.3, 19.4, 19.5, 19.6 18.1, 18.2, 18.3, 18.4 17.1, 17.2, 17.3, 17.4, 17.5, 17.6 16.1, 16.2, 16.3, 16.4, 16.5, 16.6, 16.7 15.1, 15.2, 15.3, 15.5, 15.7, 15.8, 15.9 14.1, 14.2, 14.3, 14.4, 14.5, 14.6, 14.7 |
7 класс | 22, 21, 20, 19, 18, 17 16, 15, 14, 13, 12, 11 |
8 класс | 22, 21, 20.1, 20.2 19, 18, 17.1, 17.2 16, 15, 14, 13, 12, 11 |
9 класс | 22, 21, 20.1, 20.2, 20.3 19, 18, 17.1, 17.2 16, 15, 14, 13, 12, 11 |
10 класс | 22, 21.1, 21.2 20.1, 20.2, 20.3 19, 18, 17.1, 17.2 16, 15, 14, 13, 12, 11 |
11 класс | 22.1, 22.2, 22.3 21.1, 21.2, 21.3, 21.4 20.1, 20.2, 20.3 19.1, 19.2, 19.3 18.1, 18.2, 18.3, 18.4 17.1, 17.2, 17.3, 17.4 16, 15, 14 13.1, 13.2, 13.3, 13.4, 13.5, 13.6 12.1, 12.2, 12.3, 12.4, 12.5 11.1, 11.2, 11.3, 11.4, 11.511.6 |
7 класс | 22, 21, 20, 19 18, 17, 16, 15, 14 |
8 класс | 22, 21, 20, 19 18, 17, 16, 15, 14 |
9 класс | 22, 21, 20, 19 18, 17, 16, 15, 14 |
10 класс | 22, 21, 20, 19 18, 17, 16, 15, 14 |
11 класс | 22, 21, 20, 19 18, 17, 16, 15, 14 |
Егэ, литература, самостоятельная подготовка к егэ, универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами, аристова м.а., 2022
ЕГЭ, Литература, Самостоятельная подготовка к ЕГЭ, Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами, Аристова М.А., 2022.
Пособие предназначено для самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ по литературе. Оно включает материал для подготовки к заданиям с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений на основе представленного текста, а также к сочинению по заданной теме, сформулированной в виде проблемного вопроса.
В пособии раскрывается технология написания указанных видов письменных работ, даются задания «Проверь себя» (с ответами) по всем темам курса литературы, входящим в состав ЕГЭ, а также справочный материал, в том числе по терминам, необходимым как для кратких ответов на вопросы, так и при выполнении заданий с развернутым ответом. Кроме того, пособие содержит кодификатор элементов содержания ЕГЭ по литературе; приведены критерии проверки и оценки выполнения заданий.
Издание рассчитано на учителей, методистов и старшеклассников, готовящихся к сдаче ЕГЭ по литературе.
Примеры.
В «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина жизнеописания градоначальников часто содержат сочетание реального и фантастического, ужасного и смешного, а преувеличение достигает максимального уровня, при котором нарушаются границы правдоподобия: например, в голову градоначальника Брудастого был встроен органчик, умевший произносить лишь «Не потерплю!» и «Разорю!» Как называется такой прием изображения в литературном произведений?
В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголь, описывая кабинет Манилова, отмечает, что на столе «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Как называется такая выразительная подробность в произведении, помогающая охарактеризовать героев или описываемые картины, явления и события?
Содержание
Введение
Подготовка к ЕГЭ по литературе: стратегия и тактика Какие знания проверяют на ЕГЭ по литературе
Что такое «Кодификатор элементов содержания»
Как повторять теоретико-литературные понятия
Проверь себя
Как повторять литературные произведения
Проверь себя
Подготовка к заданиям с развернутым ответом
Критерии оценки: за что снижают баллы
Подготовка к заданиям 8-9 и 15-16
Проверь себя
Подготовка к заданиям 17.1, 17.2, 17.3
Классификация речевых ошибок
Задания
Проверь себя
Обобщающие задания
Вариант 1
Вариант 2
Краткий словарь литературоведческих терминов
Ответы
Приложения
Приложение 1
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по литературе
Приложение 2
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ, Литература, Самостоятельная подготовка к ЕГЭ, Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами, Аристова М.А., 2022
— fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.
Дата публикации: 21.07.2022 18:31 UTC
Теги:ЕГЭ по литературе :: литература :: Аристова
Следующие учебники и книги:
- ЕГЭ 2022, Литература, 11 класс, Кодификатор
- Литература, Подготовка к ЕГЭ 2022, 20 тренировочных вариантов, Секачёва Е.В., 2022
- Допуск к ЕГЭ, Практикум для подготовки к итоговому сочинению в 2022-2022 учебном году, Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н., 2022
- ЕГЭ 2022, Литература, Тренировочный вариант №1-11, 13-19
Предыдущие статьи:
- ЕГЭ 2022, Литература, Досрочный экзамен, Реальный вариант №101
- ЕГЭ 2022, Литература, Тренировочный вариант №1-17
- ЕГЭ-2022, литература, 20 вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену, Зинин С.А., Новикова Л.В., 2022
- Как написать сочинение, Для подготовки к ЕГЭ, Ситников В.П., 2022
Читать
Справочник включает весь теоретический материал школьного курса химии, необходимый для сдачи ЕГЭ, – итоговой аттестации учащихся. Этот материал распределен по 14 разделам, содержание которых соответствует темам, проверяемым на ЕГЭ, – четырем содержательным блокам: «Химический элемент», «Вещество», «Химическая реакция», «Познание и применение веществ и химических реакций». К каждому разделу даны тренировочные задания из частей А и В – с выбором ответа и кратким ответом. Раздел 15 полностью посвящен решению расчетных задач, включенных в экзаменационную часть С.
Тестовые задания составлены таким образом, что, отвечая на них, учащийся сможет более рационально повторить основные положения школьного курса химии.
В конце пособия приводятся ответы к тестам, которые помогут школьникам и абитуриентам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы.
Для удобства работы с данным справочником приведена таблица, где указано соответствие между тематикой экзамена и разделами книги.
Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.
Химический элемент– определенный вид атомов, обозначаемый названием и символом и характеризуемый порядковым номером и относительной атомной массой.
В табл. 1 перечислены распространенные химические элементы, приведены символы, которыми они обозначаются (в скобках – произношение), порядковые номера, относительные атомные массы, характерные степени окисления.
Нулеваястепень окисления элемента в его простом веществе (веществах) в таблице не указана.
Все атомы одного элемента имеют одно и то же число протонов в ядре и число электронов в оболочке. Так, в атоме элемента водородН находится 1 р в ядре и на периферии 1 е—; в атоме элемента кислородО находится 8 р в ядре и 8 е—в оболочке; атом элемента алюминийАl содержит 13 р в ядре и 13 е—в оболочке.
Атомы одного элемента могут различаться числом нейтронов в ядре, такие атомы называются изотопами. Так, у элемента водородН три изотопа: водород-1 (специальное название и символ протий1H) с 1 р в ядре и 1 е—в оболочке; водород-2 (дейтерий2Н, или D) с 1 р и 1 п0 в ядре и 1 е—в оболочке; водород-3 (тритий3Н, или Т) с 1 р и 2 п0в ядре и 1 е—в оболочке. В символах 1Н, 2Н и 3Н верхний индекс указывает массовое число– сумму чисел протонов и нейтронов в ядре. Другие примеры:
Электронную формулуатома любого химического элемента в соответствии с его расположением в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева можно определить по табл. 2.
Электронная оболочка любого атома делится на энергетические уровни(1, 2, 3-й и т. д.), уровни делятся на подуровни(обозначаются буквами s, р, d, f). Подуровни состоят из атомных орбиталей– областей пространства, где вероятно пребывание электронов. Орбитали обозначаются как 1s (орбиталь 1-го уровня s-подуровня), 2 s, 2 р, 3 s, 3 р, 3d,4 s… Число орбиталей в подуровнях:
Заполнение атомных орбиталей электронами происходит в соответствии с тремя условиями:
1) принцип минимума энергии
Электроны заполняют орбитали, начиная с подуровня с меньшей энергией.
Последовательность нарастания энергии подуровней:
1 s< 2 c< 2 p< 3 s< 3 p< 4 s≤ 3 d< 4 p< 5 s≤ 4 d< 5 p< 6 s…
2) правило запрета (принцип Паули)
В каждой орбитали может разместиться не более двух электронов.
Один электрон на орбитали называется неспаренным, два электрона — электронной парой:
3) принцип максимальной мультиплетности (правило Хунда)
В пределах подуровня электроны сначала заполняют все орбитали наполовину, а затем – полностью.
Каждый электрон имеет свою собственную характеристику – спин (условно изображается стрелкой вверх или вниз). Спины электронов складываются как вектора, сумма спинов данного числа электронов на подуровне должна быть максимальной(мультиплетность):
Заполнение электронами уровней, подуровней и орбиталей атомов элементов от Н (Z =1) до Kr (Z =36) показано на энергетической диаграмме(номера отвечают последовательности заполнения и совпадают с порядковыми номерами элементов):
Из заполненных энергетических диаграмм выводятся электронные формулыатомов элементов. Число электронов на орбиталях данного подуровня указывается в верхнем индексе справа от буквы (например, 3 d5– это 5 электронов на З d-подуровне); вначале идут электроны 1-го уровня, затем 2-го, 3-го и т. д. Формулы могут быть полными и краткими, последние содержат в скобках символ соответствующего благородного газа, чем передается его формула, и, сверх того, начиная с Zn, заполненный внутренний d-подуровень. Примеры:
1H = 1s 1
2Не = 1s 2
3Li = 1s 22s 1= [ 2He]2s 1
8O = 1s 22s 22p 4= [ 2He] 2s 22p 4
13Al = 1s 22s 22p 63s 23p 1= [ 10Ne] 3s 23p 1
§
17Cl = 1s 22s 22p 63s 23p 5= [ 10Ne] 3s 23p 5
2OСа = 1s 22s 22p 63s 23p 4s 2= [ 18Ar] 4s 2
21Sc = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 14s 2= [ 18Ar] 3d 14s 2
25Mn = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 54s 2= [ 18Ar] 3d 54s 2
26Fe = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 64s 2= [ 18Ar] 3d 64s 2
3OZn = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 104s 2= [ 18Ar, 3d 10] 4s 2
33As = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 104s 24p 3= [ 18Ar, 3d 10] 4s 24p 3
36Kr = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 104s 24p 6= [ 18Ar, 3d 10] 4s 24p 6
Электроны, вынесенные за скобки, называются валентными.Именно они принимают участие в образовании химических связей.
Исключение составляют:
24Cr = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 54s 1= [ 18Аr] Зd 54s 1(а не 3d 44s 2!),
29Cu = 1s 22s 22p 63s 23p 63d 104s 1= [ 18Ar] 3d 104s 1(а не 3d 94s 2!).
Примеры заданий части А
1. Название, не относящеесяк изотопам водорода, – это
1) дейтерий
2) оксоний
3) протий
4) тритий
2. Формула валентных подуровней атома металла – это
1) 4s 24p 4
2) 3d 54s 2
3) 2s 22p 1
4) 3s 23p 6
3. Число неспаренных электронов в основном состоянии атома железа равно
1) 2
2) 3
3) 4
4) 8
4. В возбужденном состоянии атома алюминия число неспаренных электронов равно
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5. Электронная формула [Ar]3d 94s 0отвечает катиону
1) Ti 2
2) Cu 2
3) Cr 2
4) Zn 2
6. Электронная формула аниона Э 2-[Ne] 3s 23p 6отвечает элементу
1) аргон
2) хлор
3) сера
4) фосфор
7. Суммарное число электронов в катионе Mg 2 и анионе F —равно
1) 9
2) 10
3) 20
4) 21
Современная формулировка Периодического закона, открытого Д. И. Менделеевым в 1869 г.:
Свойства элементов находятся в периодической зависимости от порядкового номера.
Периодически повторяющийся характер изменения состава электронной оболочки атомов элементов объясняет периодическое изменение свойств элементов при движении по периодам и группам Периодической системы.
Проследим, например, изменение высших и низших степеней окисления у элементов IA – VIIA-групп во втором – четвертом периодах по табл. 3.
Положительныестепени окисления проявляют все элементы, за исключением фтора. Их значения увеличиваются с ростом заряда ядер и совпадают с числом электронов на последнем энергетическом уровне (за исключением кислорода). Эти степени окисления называют высшимистепенями окисления. Например, высшая степень окисления фосфора Р равна V.
Отрицательныестепени окисления проявляют элементы, начиная с углерода С, кремния Si и германия Ge. Значения их равны числу электронов, недостающих до восьми. Эти степени окисления называют низшимистепенями окисления. Например, у атома фосфора Р на последнем энергетическом уровне недостает трех электронов до восьми, значит, низшая степень окисления фосфора Р равна – III.
Значения высших и низших степеней окисления повторяются периодически, совпадая по группам; например, в IVA-группе углерод С, кремний Si и германий Ge имеют высшую степень окисления IV, а низшую степень окисления – IV.
Эта периодичность изменения степеней окисления отражается на периодическом изменении состава и свойств химических соединений элементов.
Аналогично прослеживается периодическое изменение электроотрицательности элементов в 1—6-м периодах IA– VIIA-групп (табл. 4).
В каждом периоде Периодической системы электроотрицательность элементов увеличивается при возрастании порядкового номера (слева направо).
В каждой группеПериодической системы электроотрицательность уменьшается при возрастании порядкового номера (сверху вниз). Фтор F обладает наивысшей, а цезий Cs – наинизшей электроотрицательностью среди элементов 1—6-го периодов.
У типичных неметаллов – высокая электроотрицательность, а у типичных металлов – низкая.
Примеры заданий частей А, В
1.В 4-м периоде число элементов равно
1) 2
2) 8
3) 18
4) 32
2.Металлические свойства элементов 3-го периода от Na до Сl
1) силиваются
2) ослабевают
3) не изменяются
4) не знаю
3.Неметаллические свойства галогенов с увеличением порядкового номера
1) возрастают
2) понижаются
3) остаются без изменений
4) не знаю
4.В ряду элементов Zn – Hg – Со – Cd один элемент, не входящий в группу, – это
1) Са
2) Cs
3) Cd
4) Со
5.Металлические свойства элементов повышаются по ряду
1) In – Ga – Al
2) К – Rb – Sr
3) Ge – Ga – Tl
4) Li – Be – Mg
6.Неметаллические свойства в ряду элементов Аl – Si – С – N
1) увеличиваются
2) уменьшаются
3) не изменяются
4) не знаю
7.В ряду элементов О – S – Se – Те размеры (радиусы) атома
1) уменьшаются
2) увеличиваются
3) не изменяются
4) не знаю
8.В ряду элементов Р – Si – Аl – Mg размеры (радиусы) атома
1) уменьшаются
2) увеличиваются
3) не изменяются
4) не знаю
9.Для фосфора элемент с меньшейэлектроотрицательностью – это