Обновленный список литературы для ОГЭ по литературе 2023 года и Список произведений ОГЭ для обязательного чтения

Обновленный список литературы для ОГЭ по литературе 2023 года и Список произведений ОГЭ для обязательного чтения ЕГЭ

Обновленный список литературы для ОГЭ по литературе 2023 года и Список произведений ОГЭ для обязательного чтения

Первое, что необходимо для подготовки к ЕГЭ по литературе всем, кто планирует сдавать экзамен в 2023 году – это официальный список литературы, составленный ФИПИ.

В перечне указаны все произведения, с которыми необходимо ознакомиться выпускникам на этапе подготовки с целью поиска аргументов к сочинениям самых разных тематик.

Обновленный список литературы для ОГЭ по литературе 2023 года и Список произведений ОГЭ для обязательного чтения

Список произведений от ФИПИ

Рекомендованный список литературы, составленный экспертами Федерального института педагогических измерений для ЕГЭ 2023 года по литературе, приведен в проекте кодификатора элементов содержания.

Обновленный список литературы для ОГЭ по литературе 2023 года и Список произведений ОГЭ для обязательного чтения

Стихотворения из кодификатора

Список стихотворений для ЕГЭ по литературе – вполне логичный финал для подготовки к экзамену. В последние дни нужно сконцентрировать свое внимание на стихотворных произведениях, которые легко забываются. Лучшим способом их «обработки» является усиленное изучение добротных анализов этих текстов.

Советы репетитора

Начинать подготовку к ЕГЭ по литературе необходимо с детального ознакомления с кодификатором и спецификациями 2023 года. В этих документах подробно расписано, что будут проверять в ходе испытания и какие задания могут встретится в КИМе.

После ознакомления с базовой информацией, стоит повторить теорию литературы, и уже после этого переходить к работе над указанными в списке литературным произведениями.

Обновленный список литературы для ОГЭ по литературе 2023 года и Список произведений ОГЭ для обязательного чтения

Опытные педагоги рекомендуют обратить внимание на такие важные аспекты при работе с текстами:

Важно! Старайтесь прочесть все произведения в оригинале, не поддавайтесь желанию воспользоваться сокращенными версиями или критикой. Нередко в таких «заменителях» упускают важные моменты.

На этапе подготовки полезными будут специально разработанные ФИПИ тетради, где все вопросы сгруппированы по авторам, а также банк открытых заданий сайта fipi.ru, объединенных в блоки по основным периодам.

Сохранить и поделиться:

Кодификатор ЕГЭ 2023 по литературе. Разберем детально кодификатор ЕГЭ 2023 по литературе от ФИПИ. Разберем список литературы — что вам необходимо прочитать из прозы и поэзии (стихи) для успешной сдачи ЕГЭ. Речь идёт о официальных требованиях, установленных ФИПИ.

В кодификатор включен список произведений художественной литературы и стихотворений

Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Г.Р. Державин. Стихотворения: «Памятник», «Властителям и судиям»и др.

В.А. Жуковский. Стихотворения: «Море», «Невыразимое» и др.

В.А. Жуковский. Баллады: «Светлана», «Лесной царь» и др.

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»

А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»

А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»

Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»

Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души»

А.Н. Островский. Драма «Гроза»

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)

Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору)

А.К. Толстой. Стихотворения

А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий»

А.П. Чехов. Пьеса «Вишнёвый сад»

Поэзия конца XIX – начала XX вв.

И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, И.А. Бунин, В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Н.С. Гумилёв, Н.А. Клюев, И. Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В. Хлебников, В.Ф. Ходасевич

И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»

М. Горький. Пьеса «На дне»

А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»

В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешёвая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой» и др.

В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»

С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..»,

А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»

М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)

М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы

«Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзор)

А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору)

А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»

А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

А.И. Солженицын. Книга «Архипелаг ГУЛаг» (фрагменты).

В.Т. Шаламов. «Колымские рассказы» (два рассказа по выбору)

Проза второй половины XX–XXI в.

Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин и др. (произведения не менее трёх авторов по выбору)

Поэзия второй половины XX–XXI в.

Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Р. Гамзатов, Е.А. Евтушенко, Н.А. Забо- лоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский и др. (стихотворения не ме- нее трёх авторов по выбору)

Драматургия второй половины ХХ в.

А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

Зарубежная литература. Проза

Про ЕГЭ:  Официальная демоверсия ЕГЭ по математике 2013г. Тест репетитора с проверкой ответов

О. Бальзак, Г. Бёлль, О. Генри, У. Голдинг, Э.Т.А. Гофман, В. Гюго, Ч. Диккенс, Г. Ибсен, А. Камю, Ф. Кафка, Г. Маркес, П. Мериме, М. Метерлинк, Г. Мопассан, У.С. Моэм, Д. Ору- элл, Э.А. По, Э.М. Ремарк, Ф. Стендаль, Д. Сэлинджер, О. Уайльд, Г. Флобер, Э. Хемингуэй, Б. Шоу, У. Эко и др. (произведения не менее трёх авторов по выбору)

Зарубежная литература. Поэзия

Г. Аполлинер, Д.Г. Байрон, Р. Бёрнс, Г. Гейне, У. Блейк, Ш. Бодлер, Ф. Вийон, П. Верлен, Э. Верхарн, Г. Гейне, А. Рембо, Р.М. Рильке, У. Шекспир, Т.С. Элиот и др. (стихо- творения не менее трёх авторов по выбору)

Кодификатор ЕГЭ по литературе является систематизированным перечнем проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определённый код.

Публикуется совместно с демоверсией текущего года на официальном сайте ФИПИ и содержит список произведений для успешной сдачи экзамена (раздел 2).

Кодификатор состоит из двух разделов:

− раздел 1. «Перечень проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования по литературе»;

− раздел 2. «Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по литературе».

Перечень элементов содержания содержит указания на включенные в ПООП три списка произведений, которые обозначены буквами: А, В и С. В ПООП даны следующие разъяснения:

«Список А представляет собой перечень конкретных произведений, занявших в силу традиции особое место в школьном преподавании русской литературы.

Список В представляет собой перечень авторов, чьи произведения и творческие биографии имеют давнюю историю изучения в школьном курсе литературы. Список содержит примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы.

Список С представляет собой перечень тем и литературных явлений, выделенных по определенному принципу (теоретико- или историко-литературному). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Данный список определяет содержание модулей, которые строятся вокруг важных смысловых точек литературного процесса.

Те авторы, произведения которых попали также в Список В, здесь снабжены дополнительным списком рекомендуемых к изучению произведений, не повторяющим произведения из списка В.

Список литературы к ЕГЭ-2022

Из древнерусской литературы

Слово о полку Игореве

Из литературы XVIII века

ода «Памятник», «Властителям и судиям»

Из литературы первой половины XIX века

комедия Горе от ума

элегия Море, «Невыразимое», баллады Светлана, «Лесной царь»

романы: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»,

поэма «Медный всадник»,

роман «Герой нашего времени»,

«Песня про купца Калашникова»,

поэма «Мёртвые души»,

Из литературы второй половины XIX века

поэма «Кому на Руси жить хорошо»,

романы «Обыкновенная история», «Обломов»

романы «Дворянское гнездо», «Отцы и дети»

драмы «Гроза», «Бесприданница»

Н.С. Лесков (одно произведение по выбору)

сказ «Левша», повести «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Человек на часах», очерк «Леди Макбет Мценского уезда»

сатирические сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик»,

повесть «История одного города»  (обзорное изучение)

роман «Господа Головлёвы»

романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток»

цикл «Севастопольские рассказы»

роман-эпопея «Война и мир»

роман «Анна Каренина»

Из литературы конца XIX — начала XX века

пьесы «Чайка», «Три сестры», «Вишнёвый сад»,

рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «О любви», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Спать хочется», «Тоска», «Толстый и тонкий», «Попрыгунья»

Поэзия Серебряного века (стихотворения по выбору учащегося)

И.Ф. Анненский, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А. Белый, Ф.К. Сологуб, М.А. Волошин, Н.С. Гумилёв, Н.А. Клюев, В. Хлебников, В.Ф. Ходасевич

Из литературы первой половины XX века

рассказы: «Антоновские яблоки», «Лёгкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник»

драма «На дне», рассказы: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш»

роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов),

поэма «Облако в штанах»,

стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Левый марш», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Сергею Есенину», «Дешёвая распродажа», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Письмо Татьяне Яковлевой»

роман-эпопея «Тихий дон»,

рассказ «Судьба человека»

романы: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» (допускается выбор)   повесть «Собачье сердце»

одно произведение (по выбору экзаменуемого): «Котлован», «В прекрасном и яростном мире», «Возвращение»

поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

рассказ «Матрёнин двор»

повесть «Один день Ивана Денисовича»

Из литературы второй половины XX века

В данном разделе представлены произведения, не включаемые в первую часть ЕГЭ, но рекомендуемые для использования при написании сочинения

Проза второй половины XX века

Ф.А. Абрамов «Деревянные кони»

В.В. Набоков «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте»

Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день», «Плаха»

В.В. Быков «Сотников», «Обелиск»

В.С. Гроссман «Жизнь и судьба»,

С.Д. Довлатов «Заповедник», «Компромисс»,

В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

Ю.В. Трифонов «Дом на набережной»

В.М. Шукшин «Срезал», «Чудик», «Забуксовал»

Поэзия второй половины XX века:

Б.А. Ахмадулина «Осень», «Ночь», «Мы расстаёмся»

А.А. Вознесенский «Сага», «Заповедь», «Песня Офелии»

Про ЕГЭ:  Даты и минимальные баллы на ЕГЭ-2023

В.С. Высоцкий «Песня о друге», «Я не люблю», «Грусть моя, тоска моя», «Сыновья уходят в бой»

Е.А. Евтушенко «Мой пёс», «Женщинам», «Цензура равнодушием», вступление к поэме «Братская ГЭС»

Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться», «В новогоднюю ночь», «Старая актриса»

Б.Ш. Окуджава «Грузинская песня», «У поэта соперников нету», «Моцарт», «Синий троллейбус»

Б.А. Слуцкий «Голос друга», «Сон», «Совесть»

В.А. Солоухин «Не прячьтесь от дождя»

Из драматургии второй половины ХХ века (произведения одного из авторов по выбору)

А.Н. Арбузов «Таня», «Жестокие игры»

А.В. Вампилов «Утиная охота», «Старший сын»

А.М. Володин «С любимыми не расставайтесь», «Назначение»

В.С. Розов «В добрый час», «Гнездо глухаря»

М.М. Рощин «Валентин и Валентина»

Из зарубежной прозы XIX — XX веков (произведения не менее трёх авторов по выбору)

Оноре де Бальзак «Шагреневая кожа», «Гобсек»

Чарлз Диккенс «Лавка древностей»

Стендаль «Пармская обитель»

Генрик Ибсен «Нора»

Ги де Мопассан «Милый друг»

Уильям Сомерсет Моэм «Театр»

Морис Метерлинк «Слепые»

Франц Кафка «Превращение»

Генрих Бёлль «Глазами клоуна»

Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Уильям Голдинг «Повелитель мух»

Альбер Камю «Посторонний»

Эрих Мария Ремарк «Три товарища», «На Западном фронте без перемен»

Харпер Ли «Убить пересмешника»

Габриель Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»

Джером Дэвид Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Джордж Оруэлл «1984»

Ульф Старк «Чудаки и зануды», «пусть танцуют белые медведи»

Из зарубежной поэзии XV — XX  (произведения не менее трёх авторов по выбору)

Джордж Гордон Байрон

Райнер Мария Рильке

Даже очень хороший пересказ не может заменить самого художественного текста. «Без чтения нет настоящего образования, – говорил своему сыну А.И. Герцен, – нет и не может быть ни вкуса, ни многосторонней шири понимания».

«Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.

Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль»

Г.Р. Державин Стихотворение «Памятник»

Литература первой половины XIX века

А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума»

В.А. Жуковский стихотворение «Море», баллада «Светлана»

Н.В. Гоголь пьеса «Ревизор», поэма «Мертвые души», повесть «Шинель».

Литература второй половины XIX века

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

М.Е. Салтыков-Щедрин сатирические сказки: («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик», роман «История одного города» (обзорное изучение)

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

И.А. Гончаров роман «Обломов»

Н.С. Лесков одно произведение (по выбору экзаменуемого).

А.Н. Островский драма «Гроза»

Литература конца XIX — начала XX века

А.П. Чехов комедия «Вишневый сад», рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

И.А. Бунин рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

М. Горький драма «На дне», рассказ «Старуха Изергиль»

В.В. Маяковский поэма «Облако в штанах», стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

М.А. Шолохов роман-эпопея «Тихий дон», рассказ «Судьба человека»

М.А. Булгаков романы: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» (допускается выбор)

А.Т. Твардовский поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

А.И. Солженицын рассказ «Матрёнин двор», повесть «Один день Ивана Денисовича»

А.П. Платонов одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Проза второй половины XX века: Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

Поэзия второй половины XX века: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины ХХ века: А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

Еще многие просят названия произведений второй половины XX века, тех авторов, что просто перечислены. Составил для вас список:

Ф.А. Абрамов («Деревянные кони»), Ч.Т. Айтматов («Плаха»), В.П. Астафьев («Царь-рыба»), В.В. Быков («Сотников», «Обелиск»), В.С. Гроссман («Жизнь и судьба»), С.Д. Довлатов («Заповедник», «Компромисс»), В.Л. Кондратьев («Сашка»), В.П. Некрасов («В окопах Сталинграда»), Е.И. Носов (Рассказы, 1959), В.Г. Распутин («Прощание с Матерой»), В.Ф. Тендряков («Расплата»), Ю.В. Трифонов («Дом на набережной»), В.М. Шукшин (Рассказы) (произведения не менее трех авторов по выбору)

Б.А. Ахмадулина («Осень», «Ночь», «Мы расстаемся»),

И.А. Бродский («Не выходи из комнаты», «Элегия», «Стансы»),

А.А. Вознесенский («Сага», «Заповедь», «Песня Офелии»),

В.С. Высоцкий («Песня о друге», «Я не люблю», «Грусть моя, тоска моя»),

Е.А. Евтушенко («Мой пёс», «Женщинам», «Цензура равнодушием»),

Н.А. Заболоцкий («Не позволяй душе лениться», «В новогоднюю ночь», «Старая актриса»),

Ю.П. Кузнецов («Цветы», «Стихия», «Русский лубок»),

Б.Ш. Окуджава («Грузинская песня», «У поэта соперников нету»),

Н.М. Рубцов («Поэт», «Березы», «В горнице»),

Б.А. Слуцкий («Голос друга», «Сон», «Совесть»),

В.А. Солоухин («Не прячьтесь от дождя»),

А.А. Тарковский («Малиновка», «Стань самим собой»). (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины ХХ века: А.Н. Арбузов («Таня»), А.В. Вампилов («Утиная охота»), А.М. Володин («С любимыми не расставайтесь»), В.С. Розов («В добрый час»), М.М. Рощин («Анна Каренина») (произведение одного автора по выбору).

Про ЕГЭ:  Онлайн ЕГЭ по русскому языку Вариант 1

Комментарий

Как видите, список внушительный. Чтобы успешно сдать экзамен, потребуется прочитать все произведения, или хотя бы до второй половины ХХ века. На первый взгляд он кажется необъятным, поэтому нужно взять за правило читать каждый день хотя бы по часу, и начать, разумеется, стоит как можно раньше, с сентября месяца самое то.

Если вы в течение 3-х последних лет добросовестно учились, в особенности много читали, регулярно, как положено, выполняли домашние задания по литературе, чтобы освежить в памяти эти произведения не составит большого труда.

С чего начать? Всегда рекомендую читать эти произведения в хронологической последовательности, чтобы в голове не перемешался исторический контекст, чтоб произведения 19 века не накладывались на произведения 20. Это чревато тем, что можете наделать большое количество фактических ошибок.

А чтобы понять, насколько много предстоит работы, возьмите в руки 3 разноцветных маркера, карандаша или ручки. Выделите зелёным те из списка, что читали и помните, жёлтым – читали, но уже достаточно давно и плохо помните, красным – не читал вообще.

Разумеется, необходимо будет начать именно с «красных», а «жёлтыми» займетесь, если останется время.

По мере того, как произведения будут прочитываться, выделяйте их зелёными, чтобы процесс был более наглядным.

Даже очень хороший пересказ не может заменить самого художественного текста. «Без чтения нет настоящего образования, — говорил своему сыну А.И. Герцен, — нет и не может быть ни вкуса, ни многосторонней шири понимания».

Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных — по одной сказке). + Одна былина по выбору

— «Слово о полку Игореве»— Три произведения разных жанров по выбору

— М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»*— Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль»— Г.Р. Державин Стихотворения «Памятник», «Властителям и судиям»*— Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»

Литература первой половины XIX векаЛитература второй половины XIX векаИз литературы XX — начала XXI в.Проза второй половины XX–XXI в.

Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трёх авторов, по выбору)

Поэзия второй половины XX–XXI в.

И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов. (Стихотворения не менее чем трёх авторов, по выбору)

— Гомер. Поэмы «Илиада», «Одиссея» (фрагменты)— У. Шекспир. Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет»— Ж.-Б. Мольер. Одна комедия по выбору— И.В. Гёте. Трагедия «Фауст» (фрагменты)

Кодификатор конкретизирует перечень произведений (добавлены два или три произведения, которые традиционно изучаются в основной школе, т.е. включены в ПООП и авторские программы и рекомендованные учебники). Все конкретизированные произведения помечены значком «*»

Если в кодификаторе конкретное произведение названо, то задания по представленному элементу содержания могут быть включены в любую часть экзаменационной работы. При отборе лирических стихотворений в КИМ могут быть включены не только стихотворения, названные в кодификаторе, но и другие стихотворения отечественной поэзии. В часть 2 экзаменационной работы могут быть включены темы сочинений как по названным в кодификаторе произведениям, так и по творчеству писателей, чьи произведения не названы в кодификаторе (указано только писатель, например Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский, писатели ХХ в.). В последнем случае формулировка задания не содержит указания на конкретное произведение (выбор осуществляет экзаменуемый). В ряде случаев формулировка задания не содержит указания на конкретного писателя и произведение (выбор также осуществляет экзаменуемый). Например, экзаменуемый, если это позволяет формулировка задания, может привлекать произведения 1990–2000-х годов (писатели новейшей отечественной литературы могут быть не названы в кодификаторе).

Специального комментария заслуживают раздел 2 «Русский фольклор» и раздел 8 «Из зарубежной литературы». Непосредственно по данным разделам задания в КИМ не формулируются, однако предполагается, что при выполнении ряда заданий экзаменуемые могут привлечь указанный литературный материал для выстраивания аналогий.

Я тебе предлагаю инструкцию поприменению, для этого определи уровень своей подготовки:

Выше ты видишь два списка: список терминов и список произведений. Как с ними работать? Если до экзамена еще далеко, то независимо от баллов составь честный график чтения (убери те тексты, которые читал и хорошо помнишь, начинай с крупных форм; самые большие романы — «Война и мир», «Тихий Дон»; после них по объему идут «Преступление и наказание», «Обломов»). В графике обязательно укажи дату, к которой прочитаешь текст! Во время чтения рисуй комиксы. Как именно — постоянно рассказываю в своем блоге.

Если экзамен уже скоро, термины тебе будут не очень интересны, а вот в прозе-драме-поэмах выдели красным те тексты, в которых ты плохо помнишь второстепенных героеви цитаты (помни, цитирование необязательно, переводи прямые цитаты в косвенные), а зеленым те тексты, которые помнишь очень хорошо. Посчитай количество красных текстов и дней до экзамена, раздели второе на первое и узнай, сколько текстов в день надо повторять.

прочитай все рассказы (жанры указаны в кодификаторе), все поэмы (кроме «Мертвых душ»); оставшиеся тексты сосчитай и раздели на количество дней до экзамена. Например, у тебя получится, что в день надо ознакомиться с шестью текстами. Значит, ты выделяешь на это 2 часа (лучше разбей по 20 минут, не читай подряд), прочитывай краткоесодержание текста, открывай сборник Титаренко и прочитывай характеристики героев.

Оцените статью
ЕГЭ Live