Лексические нормы егэ 2021 теория

↑ неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий.

Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).

***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).

Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.

Примеры ошибок: Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза); Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова; Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые); Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают);

Чичиков за свои махинации был сокращен с работы. Чичиков сумел всех объегорить (обмануть). «Тихий Дон» — интересная книжица (книга). Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать).

После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел (поступил на службу). В сочинении мне охота написать о любимом герое; Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт.

↑ ошибки в употреблении фразеологизмов

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

  • Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
  • Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
  • Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;

Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока суть (суд) да дело . ;

↑ теория. типы речевых ошибок.

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера.Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос.Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение).Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение — золотые руки).Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор).Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде).Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе).Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая).

↑ формулировка задания

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6 8 °С для кедра и 8 10 °С для ели и пихты.

Ответ: очень (слово «очень» можно употреблять с качественными прилагательными, поскольку оно обозначает степень, относительные же прилагательные не имеют степени, потому не могут соседствовать со словами вроде «очень», «слишком» и др.)

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Ответ: потерпели (нарушение лексической сочетаемости: одержать победу/ потерпеть поражение)

Аспекты лексических норм

Точность – качество речи, заключающееся в соотнесении смысла речи настоящей действительности и способности отыскивать нужные слова для выражения мыслей.

Слово употребляется в зависимости:

Аспекты точности: типичные лексические ошибки

  1. Нарушено лексическое сочетание слов: объединённые в словосочетания слова не соединяются друг с другом по смыслу.

нет ошибки

ошибка

  • глубока ночь
  • черствый человек
  • крепкая привязанность
  • уделять внимание совершенствованию системы здравоохранения
  • глубокий вечер
  • черствый приятель
  • крепкая неприязнь
  • придавить значение совершенствованию системы здравоохранения

Иногда несочетаемые слова объединяют для достижения художественного эффекта. Пример: трудный ребенок.

  1. Смещение паронимов – сходных по звучанию слов, но отличающихся по смыслу.
сытый человексытный завтрак
освоить профессиюусвоить материал
соседский ребеноксоседняя игровая площадка
  1. Употребление слова в несвойственном значении:
правильноошибка
герой противопоставленгерой противопоказан
седовласый старикседовласая голова
  1. Многословие.
ЗначениеПример
Плеоназм— много близких по смыслу слов«нежная и ласковая»
Тавтология— стоящие рядом однокоренные слова«оросительный канал орошает почву»
Расщепление сказуемого— вместо глагола в сказуемом синонимичное словосочетание«предпринять попытку»
Слова-паразиты— слова для заполнения пауз«ну», «так сказать» и т.п.

Выразительность – качество речи, предполагающее грамотное использование художественных средств обозначения образов.

Средства выразительности используются:

  • для передачи впечатлений и эмоций;
  • оценивания;
  • воздействия на чувства.

Многословие.

В речи встречаются различные виды многословия .

  1. Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов: У него своеобразная мимика лица. (Мимика — это «выражение лица». У него своеобразное «выражение лица»).

Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм). Некоторые плеоназмы закреплены в языке и не считаются ошибкой. Например, экспонат выставки (экспонат – «выставленный»)

  1. Тавтология (от греч. tauto – то же самое, logos – слово) – повторение однокоренных слов (обычно): Питательная маска питает кожу . Хоккеисты предприняли ответную контратаку. ( Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему: Питательная маска обогащает кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку) .

Тавтологичны некоторые неправильные грамматические формы: самый наилучший – самый лучший, наилучший; более красивее – более красивый, красивее.

В языке немало тавтологичных сочетаний, употребление которых неизбежно, поскольку в них используется терминологическая лексика. Например, бригадир первой бригады . Тавтологичными могут быть фразеологические обороты: ходить ходуном, набит битком, пропади пропадом .

  1. Расщепление сказуемого – замена глагольного сказуемого синонимичным сочетанием: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора . (В официально-деловом стиле такие сочетания уместны, но в данной речевой ситуации лучше сказать: Ученики решили убрать школьный двор ).
  2. Слова-паразиты – разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы ( вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др. ). Их употребление не оправдано содержанием и структурой высказывания.

Ни одно слово в языке не является словом-паразитом, таковыми слова становятся в процессе речи. Поскольку слова-паразиты не связаны со смыслом высказывания, они затрудняют процесс общения.

Наиболее распространённые лексические ошибки

  1. Неправильный выбор слова (костный тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей), неточный выбор синонима (за ответ я получил прекрасную оценку).
  2. Нарушение норм лексической сочетаемости (стадо зайцев, под гнётом гуманности).
  3. Противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными оттенками значения слова (Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошёл по ней, оставляя несмываемые следы. Он внёс непосильный вклад в развитие России).
  4. Употребление анахронизмов, т. е. исторически несовместимых понятий (Ломоносов поступил в институт);
  5. Смешение понятий из разных культур (Ломоносов жил за сотни миль от столицы).
  6. Неверное употребление фразеологизмов (Надо вывести его на свежую воду).

Предварительный просмотр:

Л Е К С И Ч Е С К И Е Н О Р М Ы РУССКОГО ЯЗЫКА

Важнейшим признаком литературного языка считается нормативность, которая проявляет-ся в его как письменной, так и устной форме. Языковые нормы отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой.

К основ- ным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и совре- менных писателей, средства массовой инфор- мации, общепринятое современное употреб- ление. Нормы помогают литературному языку со-хранять свою целостность и общепонятность.

Лексические нормы требуют правильноговыбора слова и уместного его употребленияв общеизвестном значении и общепринятых сочетаниях. Соблюдение лексических норм достигаютсяв результате:1) понимания лексического значения слова иупотребления слова в соответствии с даннымзначением;2) знания лексической сочетаемости слов;3) учёта многозначности либо омонимии слов;4) учёта расслоения лексики на:— общеупотребительную и сферы ограничен-ного употребления;— активно употребляемую и пассивный словар-ный запас;— нейтральную и стилистически окрашенную.

Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, системати-чески обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нор-мами русского литературного языка не тольков официальной, но и в неофициальной обста-новке. При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки.

Основные речевые ошибки, обусловлен- ные нарушением лексических норм

1. 1.Употреблениеслова в несвой- ственном ему значении

2. 2.Нарушениелексической со-четаемости слова

3. 3.Смешение паронимов

4. 4.Употребле-ние многознач-ных слов или омонимов,при-водящее к дву-смысленностивысказывания

5. 5.Неудачныйвыбор одного из синонимов

6. 6.Употребле-ние лишнего слова(речевая избы-точность)

7. Пропуск необходимого слова, приводя-щий к искаже-нию мысли

8. 8.Неуместное повторение од- них и тех же либо одноко-ренных слов

    9.Неуместное
    употребление
    диалектной,
    просторечной
    лексики

10.Смешение лексики разных исторических эпох.

11.Двусмыс-ленность высказывания при неудачном использованииместоимений

Вс Всю четвёр-тую декаду апреля было холодно.

У У Ирины карие воло-сы и зелёные глаза.

В В ёлочном лесу зелёнки обычноне растут.

На олимпи-аде по рус-скому языку я потерял оч-ки из-за невнима-тельноти.

Ад Адвокат добивался,чтобы его подзащитного обели-ли.

Моя бабушка любит народный фольклор.

В читальный зал в одежде не входить!

В рассказе А.П.Чехова « Ионыч » рассказыва-ется об Ионыче.

Своевремен-ная и качест-венная про-полка бура- ков способ-ствует хоро- шему уро-жаю.

Пётр Первый снял пиджак,засучил рукава и принялся за работу.

Профессор сказал ассис-тенту, что егопредположе-ние оказа-лось правильным.

Вс Всю послед-нюю декаду апреля было холодно.

У У Ирины каштановые волосы и зелёныеглаза.

В еловом лесу зелёнки обычно не растут.

На олимпиа-де по русско-му языку я потерял баллы из-за невниматель-ности.

Ад Адвокат добивался,чтобы его подзащитного оправдали.

Моя бабушка любит фольклор.(фольклор – «народное творчество»)

В читальный зал в верх-ней одежде не входить!

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч»говорится-(повествует –ся, идёт речь) о враче…

Своевремен-ная и качест- венная про-полка свёклы способствует хорошему урожаю.

Слово пид-жак появи-лось в рус-ком языке только в 19в.

Профессорсказал, чтопредположе-ние ассис-тента оказа-лось пра-вильным.

1. Подчеркните в данных предложениях слова, употреблённые в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов.

  1. Этот фильм — настоящий бестселлер.
    2.При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.
    3.Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4.Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное житель-ство.

2. Отметьте предложения, в которых предлог благодаря употреблён в соответствии с его значением.Учтите при этом, что данный предлог по происхождению и по смыслу связан с глаголом благодарить и употребляется при указании на «положительные» причины: быстро выздоровел благодаря правильномулечению.

  1. Благодаря постоянным дождям, никак не удается увеличить темп уборки зерновых.
  2. Благодаря обильным дождям, прошедшим в мае, посевы взошли хорошо.

3.Благодаря дождливому июню и жаркому июлю, черника была крупная и сладкая.

4.Благодаря лёгкому недомоганию, я не пошла в школу и успела дочитать эпопею «Война и мир».

5.Многие не поступили в вузы благодаря низкому уровню знаний.

3. Выберите из данных в скобках предлогов тот, который уместен в предложенном высказывании. Учтите при этом, что:

  1. предлог ввиду употребляется при указании на то, что ещё будет: ввиду предстоящего отпуска ;
  2. предлог вследствие употребляет-
    ся при указании на уже произошедшее: вследствие прошедших снегопадов .
  1. (Ввиду, вследствие) многочисленных просьб радиослушателей повторяем переда- чу, вышедшую в эфир на прошлой неделе.
  2. Уважаемые жильцы! (Ввиду, вследствие) предстоящего завтра, 12 июня, ремонта водо- провода просим вас запастись водой заблаго-временно.
  3. (Ввиду, вследствие) отсутствия состава преступления дело было закрыто.
  4. (Ввиду, вследствие) употребления слова в несвойственном ему значении возникает речевая ошибка.

4. Выберите из слов в скобках необходимые (с учётом лексической сочетаемости слов).

1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречён (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых учёных, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

5. Отметьте предложения, в которых употребление многозначных слов или омонимов приводит к двусмысленности высказывания. Подчеркните данные слова.

  1. Можешь не сомневаться: он обязательно всё донесёт.
  1. Результаты анализа крови у детей из Брагина и Минска были отличные.
  2. Учитель просмотрел некоторые ошибки в сочинениях трёх учеников.
  1. В документах допускаются различные ошибки.
  2. Мы внимательно прослушали рекомен- дации врача.

6. Подчеркните тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании.

  1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).
  2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребёнок, (деревянная, древесная) кора,(корневое, коренное) население, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

7. Прочитайте два изменённых диалога из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», в которых вместо всех глаголов речи употреблено слово сказать. Попробуйте восстановить авторский текст, заменив, где необходимо, данное слово синонимами.1. Вот мы и дома, — сказал Николай Петрович. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

  1. Поесть действительно не худо, — сказал, потягиваясь, Базаров.
    2. -Нигилист, — сказал Николай Петрович. — Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который. ничего не признает?
  2. Скажи: который ничего не уважает, — сказал Павел Петрович.
  3. Который ко всему относится с критической точки зрения, — сказал Аркадий.

8. Подчеркните предложения, в которыхнаблюдается речевая избыточность.

  1. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. — Я подпрыгнул и сорвал вишню.
  2. Заверни детали в промасленную маслом бумагу. — Заверни детали в промасленную бумагу.
  3. От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. — От стыда парнишка опустил голову и молчал.
  4. Сергей настоящий меломан пения и музыки. — Сергей настоящий меломан.
  5. Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. — Врач обнаружил нарушение моторики желудка.

9 . Подчеркните неуместно употреблён- ные однокоренные слова, замените их сино- нимами.

  1. Писатель писал роман в послевоенные годы.
  1. Лесник знает в своём лесничестве каждое деревце.
  1. Герои-подпольщики вели себя героически.
  1. Илюша говорил, что случился этот случай на Варнавицах.
  1. В поэме «Мёртвые души» изображены образы помещиков.

10. Запишите высказывания участников различных интернет-форумов (2006 г.) в соответствии с нормами русского литера- турного языка (в высказываниях сохранена«авторская» орфография и пунктуация).

1. Нужна стиралка LG WD-80157N (голубая).

2. Если есть вопросы пиши мне в личку, или в енту тему.

3. Требуется поставщик мобил. Опт. Предложения прайсами направлять на мыло ********.4. И как ту обьевления писать всё не как не дапетрю. Саму будет не лень напишите плизз я буду благодарин.5. Уже с год продаются ноуты с встроенным GSM/EDGE.6. Все на Комсомольское озеро.

Чуваки! Берете своих герлов и на это самое озеро. Я гулял со своей — теперь это мое самое любимое место для прогулок.

7.Помагите пожалуста. Где можно скочять проги для хакеров?

11. Отметьте предложения, в которых произошло смешение лексики разных исторических эпох. Подчеркните неуместно употреблённые слова.

  1. В X веке летом каждого года купцы свозили свой товар в Киев, где их поджидали менеджеры князя и бояр.
  2. В начале XII века с половцами был заключён выгодный для России мир.
  3. Летописец засвидетельствовал, что в 1281 году в Орду угнали множество мужчин, женщин и детей, опустошили города, волости и агрогородки, разграбили монастыри и церкви.
  4. В конце XIX века в большинстве мелких кустарных мастерских крепостные работали на капиталистов, так как зависели от них.
  5. Владимир Мономах был мудрым правителем, славным воином и патриотом земли русской.

2 . У страните двусмысленность высказываний, вызванную неудачным употреблением местоимений.

1. Жизнь школы бурная и интересная. Ребята с удовольствием посещают её.

2. Я попросил одноклассника забрать свою куртку из гардероба.

3. Ира сказала Оле, что её тетрадь осталась дома.

13. Пользуясь таблицей , определите тип речевой ошибки (поставьте соответствующий номер).

Примеры с речевыми ошибками

1. С вами будут беседовать учёные, которые активно влияют на положительные позитивные изменения в мире.

2. Мать постоянно была на работе, и боль- шую часть времени мальчик был представ- лен самому себе.

3. Трилогия Ю. Бондарева «Берег», «Вы- бор», «Игра», «Искушение» посвящена послевоенной судьбе русской интеллиген- ции.

4. 4.На обложке книги — цитата из вышеназ- ванного языковеда.

5. Игорь с отцом посадили берёзку, когда ему исполнилось тридцать лет.

6. 6.Эти районы загрязнены в результате взрыва чернобыльской катастрофы.

7. 7.Магазин «Богатырь» я обошёл быстро.

8.Составив предложение, ученики опреде- ляют, что слово является определением. Так определяются синтаксические признаки слова.

1. 1.Этот фильм – настоящий бестселлер. (бестселлер – пользующаяся повышеннымспросом книга, издаваемая большими тиражами)2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур , потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

  1. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию : темпы роста производства были очень высокими.

(Стагнация — застой в производстве, торговле)

  1. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.
  1. Эмигрант — это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

(Эмигрант — переселенец из своей страны в какую-либо другую. Иммигрант — иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.)

  1. Благодаря обильным дождям, прошедшим в мае, посевы взошли хорошо.
  2. Благодаря дождливому июню и жаркому июлю, черника была крупная и сладкая.
  3. Благодаря лёгкому недомоганию, я не пошла в школу и успела дочитать эпопею «Война и мир».
  1. Вследствие многочисленных просьб радиослушателей повторяем передачу, вышедшую в эфир на прошлой неделе.
  2. Уважаемые жильцы! Ввиду предстоящего завтра, 12 июня, ремонта водопровода просим вас запастись водой заблаговременно.
  3. Вследствие отсутствия состава преступления дело было закрыто.

4. Вследствие употребления слова в несвойственном ему значении возникает речевая ошибка.

  1. Опереться спиной, заклятый враг , вороной конь , стоимость высокая , цена низкая , играть роль , производить впечатление, отъявленный лодырь , обречён на провал , неминуемый провал , началась война.
  2. Утолить жажду (утолить голод ), плеяда талантливых учёных , стая ворон (стая волков ), глубокая старость (глубокая ночь ), ранний вечер (раннее утро ), оказать помощь (оказать содействие ), одержать победу .
  1. Можешь не сомневаться: он обязательно всё донесёт .
  2. Результаты анализа крови у детей из Брагина и Минска были отличные .
  3. Учитель просмотрел некоторые ошибки в сочинениях трёх учеников.
  4. В документах допускаются различные ошибки.
  1. Продлить абонемент , архитекторский коллектив, будничная одежда, ветреный человек, впечатляющее зрелище, гарантированная зарплата, глиняная ваза, осиное гнездо .
  2. Голосовые связки, гречишное поле, двухгодовалый жеребёнок, древесная кора, коренное население, лобовая атака, луковый привкус, луковичная форма куполов, национальный костюм, снискать уважение.
  1. Вот мы и дома, — промолвил Николай Петрович. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
  2. Поесть действительно не худо, — заметил, потягиваясь, Базаров.
    2
  3. Нигилист, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который. ничего не признает?
  4. Скажи: который ничего не уважает, — подхватил Павел Петрович.
  5. Который ко всему относится с критической точки зрения, — заметил Аркадий.

Синонимичный ряд к слову сказать:

  1. выразиться; изъясниться (уст.);
  2. произнести, проговорить, выговорить; вымолвить (разг.); молвить, промолвить (уст.); изречь, провещать (уст., теперь шутл. и ирон.) / вскользь: заметить, бросить, проронить, уронить, обронить; буркнуть (разг.) / перебивая чужую речь: вставить; ввернуть (разг.) / обычно неожиданно и быстро: выпалить (разг.) /

что-л. неожиданное или неуместное: отпустить, ляпнуть, брякнуть, бухнуть (разг.); отколоть, отмочить, сморозить, сказануть, загнуть, выдать, сбрендить (прост.).

  1. Я подпрыгнул и сорвал вишню.
  2. Заверни детали в промасленную бумагу.
  3. От стыда парнишка опустил голову и молчал.
  4. Сергей настоящий меломан.
  5. Врач обнаружил нарушение моторики желудка.

1. Писатель писал роман в послевоенные годы. (создавал)

3.Герои-подпольщики вели себя героически . (мужественно)

4. Илюша говорил, что случился это случай на Варнавицах. (произошёл) 5. В поэме «Мёртвые души» изображены образы помещиков. (показаны)

Просмотр содержимого документа«егэ — 2020. задание 6. лексические нормы. таблица»

Задание 6. Лексические нормы

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актё-ров. Мысль развивается на продолжении всего текста.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (в зад. 5)

Мое отношение к этой проблеме не поменялось Были приняты эффект-ные меры.

Неразличение синони-мичных слов

В конечном предложе-нии автор применяет градацию.

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается на-править людей немного в другую колею.

Неуместное употребле-ние эмоционально – ок-рашенных слов и фразеологизмов

Поэт то и дело прибега-ет к употреблению метафор и эпитетов.

Неоправданное употреб-ление просторечных слов

Таким людям всегда удаётся объегорить

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

Употребление лишних слов, плеоназм

молодой юноша, очень прекрасный

Употребление одноко-ренных слов в близком контексте (тавтология)

В этом рассказе расска-зывается о.

Неоправданное повторение слова

Герой не задумывается над своим поступком. Герой не понимает…

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писа- тель отправился в отель.

Просмотр содержимого документа«подготовка к егэ по русскому языку. типы лексических ошибок.»

Тип лексической ошибки

Нарушение лексической сочетаемости слов

Слова в речи и в тексте должны сочетаться по смыслу и значению. При нарушении данного правила возникает лексическая несочетаемость.

Облокотиться спиной, потерпеть победу

Неточное использование фразеологизмов

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (повесить нос, сесть в калошу).

«И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»; «львиная часть» вместо «львиная доля»; «играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»

Неразличение оттенков значения паронимов

Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный).

Длительный день утомил меня.

Употребление лишних слов, в том числе плеоназмы

Плеоназмы — словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением рядом стоящего слова.

главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу

Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология)

повторение однокоренных или одинаковых слов

организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение

Ошибки в использовании синонимов

Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие по значению. Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать вкалывать и т.д.)

Она пошла к врачу, потому что у нее болели очи (вместо глаза). Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали).

Неверное употребление антонимов и омонимов

Антонимы – слова, одной части речи противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг).

В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»).

Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (мУка, мукА).

На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза).

Неуместное употребление устаревшей лексики, неологизмов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов, заимствованных слов, многозначных слов.

Историзмы – это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д.).

Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. (свеклы)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер). Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, спутник).

Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт.

Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

У него было низкое здоровье (в значении плохое здоровье).

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.

Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. (шахматный термин – развитие партии)

Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений.

Речевая избыточность и речевая недостаточность

Плеоназмы — обороты речи, в которых сочетаются однородные по значению слова, излишние с точки зрения логики: темный мрак, снилось во сне, говорить словами.

Разновидностью плеоназма является тавтология — повторение одного и того же суждения или определения, неоправданное употребление однокоренных слов, «масло масленое»: Можно спросить вопрос? Всё ближе приближается праздник.

В языке художественной литературы, в поэтическом языке тавтология может использоваться как художественный приём повторения, усиливающий выразительность речи: Знать не знаю, ведать не ведаю; на дворе белым-бело; на пороге стоял старый-престарый старик.

Некоторые однокоренные слова потеряли лексическую связь друг с другом: чёрные чернила; белое бельё, красная краска.

Речевая недостаточность выражается в пропуске слов, что порождает логическую ошибку: Характер Базарова резко отличается от братьев Кирсановых. (Нужно: от характера братьев Кирсановых.)

Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания)

– немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания ( В кабинете висели портреты >русские писатели ).

Нарушение лексической сочетаемости.

Не всегда слова могут сочетаться друг с другом.

Ошибки этого типа связаны с тем, что говорящий или пишущий не замечает, что

  • слова противоречат друг другу, одно исключают другое по смыслу: танцевальная песня
  • одно имеет положительное, а другое отрицательное значение: полчища тружеников
  • разнородны по стилю: в колхозе возвели новый коровник и воздвигли баню
  • несовместимы по традиции: можно выполнить желание – нельзя выполнить мечту, может быть сильная привязанность, страсть, ненависть – не может быть сильной дружбы.

Употребление лишних слов.

Лишним является слово, употребление которого ничего не добавляет к сказанному и ничего не уточняет в нем. Очень прекрасный день – « прекрасный» обозначает высшую степень качества, очень хороший; вступительная преамбула – преамбула и есть «вступительная часть»

Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу, потому логически излишних слов. Он крепко держит в своих руках штурвал руля.

Тавтология и неуместное повторение слов.

Тавтология – это близкое употребление однокоренных слов, спародированное в выражении «масло масляное», «расскажу в рассказе».

Другая ошибка – неуместное повторение слов: Предателя повесили, а на груди его повесили табличку, на

которой написали, за что его повесили . причины этих ошибок – речевая бедность и неразвитость «речевого слуха».

Ошибки в употреблении местоимений.

Нагромождение местоимений создает неясность текста и иногда рождается комический эффект. Фразу

« Аркадий и Борис вновь заспорили, и его удивило, как тихо звучит его речь » можно понять в 4 вариантах.

Использование клише и штампов.

Канцеляризмы – слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях они неуместны, являются штампами. Имеет место отсутствие запасных частей. На заводе проводится большая работа по линии профорганизации.

1.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год.

2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.

3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.

4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

На дворе плакала серым дождиком осень; листья, отрываясь от сырых веток, танцевали свой последний вальс; вся эта грусть природы, по- видимому, передалась и мне: настроение моё было мажорное.

5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Температура атмосферного воздуха в феврале была выше нормы, поэтому первоцветы распустились раньше обычного.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В своей диссертации молодой учёный привёл результаты проведённых им исследований новой вакцины.

7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Чтобы написать недописанное сочинение, учитель дал нам время на уроке литературы.

8. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

«Дальнейшее совместное сотрудничество наших стран будет развиваться», ─ сказал на встрече президент.

9. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Он хорошо разбирался в тонких нюансах промышленного строительства.

10. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Маршрут движения автобуса с тех пор не менялся.

11. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Промышленная индустрия развивается всё стремительнее — наш город превращается в крупный экономический центр.

12. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В такой благоприятной среде могли возникать различные всевозможные микроорганизмы.

13. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Петька стал бойко рассказывать вслух, как ему удалось поймать щуку размером с него самого.

14. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Максим заранее предчувствовал, что встреча не сулит ему ничего хорошего: очень уж агрессивно выглядел его собеседник.

15. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Миновали те грустные времена, когда поиск нужного слова сопровождался длительной работой с огромными объемами сведений, информации.

Средства речевой выразительности

  1. Синонимы – тождественные или близкие по смыслу слова одной части речи. Группы:
    • смысловые (неприятель – враг);
    • стилистические (радость – веселье).
  2. Антонимы – противоположные по смыслу слова, принадлежащие одной части речи. Виды:
    • однокоренные (счастье – несчастье);
    • разнокоренные (день – ночь).
  3. Омонимы – слова, которые имеют одинаковое написание и произношение, но отличающиеся по значению (язык – орган чувств/ пламя/ разговорный). Виды:
    • омографы (замок – замок);
    • омофоны (код – кот);
    • омоформы (печь – сущ./глагол).
  4. Фразеологизмы – устойчивые словосочетания.
  5. Многозначные слова – слова, которые имеют много значений.

Сфера использования слов

Все слова нашего языка делятся на группы по сфере употребления:

К неограниченной сфере употребления относятся слова, которые составляют основу языка, понятны каждому человеку, говорящему на языке, и используется в любых жизненных ситуациях.

Ограниченная сфера употребления включает в себя:

диалектизмыслова, принадлежащие русским говорам, но не входящие в литературный язык
просторечные словане входят в литературный язык и используются повседневно
профессионализмысинонимы некоторых слов, принятые в профессиональных кругах
жаргонизмыслова, которые употребляются в определённых кругах общения

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Теория к заданию 6 из егэ по русскому языку

Паронимы — это однокоренные слова, близкие по звучанию и значению, но имеющие различия в звучании, значении, сочетаемости с другими словами, то есть в лексической сочетаемости. Лексическими нормами русского языка называются правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями.

Нарушение лексических норм приводит к тому, что высказывания становятся двусмысленными, а также к серьезным речевым ошибкам. Соблюдение лексических норм русского языка предполагает умение выбрать нужное слово из ряда близких или тождественных по содержанию, т. е. слов-синонимов, а также способность различать слова-паронимы. Паронимы бывают приставочными, суффиксальными и различающиеся конечными буквами.

Приставочные паронимы.Примеры: 1) Заплатить за что-то. Заплатить за ужин.Оплатить что-то. Оплатить поездку.2) Одеть кого-либо. Одеть ребенка.Надеть на себя.

Надеть туфли. 3) Обсудить — разобрать, обдумать, высказаться по какому-либо поводу. Обсудить вопрос повышения заработной платы.Осудить — выразить неодобрение или вынести обвинительный приговор, обвинить.

Суффиксальные паронимы.Тут важно знать, что большую часть пар суффиксальных паронимов составляют однокоренные прилагательные и причастия. Поэтому стоит запомнить, что суффиксы -ущ-/ -ющ-, -ащ-/-ящ- являются суффиксами причастия и обозначают производителя действия. Примеры:

Красочный — отличающийся яркими красками. Красочный пейзаж.Красящий — служащий для окрашивания, содержащий в себе краску. Красящее вещество.Паронимы, различающиеся конечными буквами.

Примеры: База – основание, основа, опорный пункт, склад. Военная база. Базис – Совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки.

Невежа – грубый, невоспитанный человек. Невежда – малообразованный человек, человек, несведущий в какой-либо области знания. Адресат – тот, кому адресовано почтовое отправление. Адресант – тот, кто посылает почтовое отправление. Значение и особенности употребления паронимов можно посмотреть в толковом словаре или в словаре паронимов.

Список часто встречающихся в речи паронимов:Абонемент – абонент Артистическии – артистичныи Бедныи – бедственныи Безответныи – безответственныи Болотистыи – болотныи Благодарныи – благодарственныи Благотворительныи – благотворныи Вдох – вздох Вековои – вечныи Великии – величественныи Восполнить – дополнить – заполнить – наполнить – переполнить – пополнить Враждебныи – вражескии Выбирая – избирая Выгода – выгодность Выдача – отдача – передача – раздача Выплата – оплата – плата – уплата Выплатить – заплатить – оплатить – отплатить – уплатить Вырастить – нарастить – отрастить Выращивание – наращивание – отращивание Высокии – высотныи Гарантииныи – гарантированныи Гармоническии – гармоничныи Глинистыи – глиняныи Годичныи – годовалыи – годовои Гордость – гордыня Гуманизм – гуманность Гуманистическии – гуманитарныи – гуманныи Двоичныи – двоинои – двоиственныи – двоякии – сдвоенныи – удвоенныи Деиственныи – деиствительныи – деиствующии Деловитыи – деловои – дельныи – деляческии Демократичныи – демократическии Диктант – диктат Дипломант – дипломат – дипломатическии – дипломатичныи Длинныи – длительныи Добротныи – добрыи Доверительныи – доверчивыи Дождевои – дождливыи Драматическии – драматичныи Дружескии – дружественныи – дружныи Единичныи – единственныи Желанныи – желательныи Жестокии – жёсткии Жизненныи – житеискии Жилищныи – жилои Загородить – огородить – оградить – отгородить – перегородить Занизить – понизить – снизить Заплатить – оплатить Зачинатель – зачинщик Звериныи – зверскии Звуковои – звучныи Зрительныи – зрительскии Изобретательныи – изобретательскии Информативныи – информационныи – информация – информированность Ироническии – ироничныи Искусныи – искусственныи Исполнительныи – исполнительскии Исходныи – исходящии Каменистыи – каменныи Комфортабельныи – комфортныи Конныи – конскии Коренастыи – кореннои – корневои Костныи – костянои Красочныи – красящии – крашеныи Лакированныи – лаковыи Ледовыи – ледянои Лесистыи – леснои Личностныи – личныи Микроскопическии – микроскопичныи Мороженыи – морозильныи – морозныи Надеть – одеть Наличие – наличность Напоминание – упоминание Невежа – невежда Нестерпимыи – нетерпеливыи – нетерпимыи Неудачныи – неудачливыи Обвинённыи – обвинительныи Обрывок – отрывок Обхватить – охватить Ограничить – отграничить – разграничить Оклик – отклик Органическии – органичныи Отборныи – отборочныи Отклонение – уклонение Отклоняться – уклоняться Отличать(-ся) – различать(-ся)

Отличие – различие Памятливыи – памятныи Перетерпеть – претерпеть Покупательныи – покупательскии – покупнои Популистскии – популярныи Почтенныи – почтительныи Практическии – практичныи Предоставить – представить Представительныи – представительскии Признанныи – признательныи Продуктивныи – продуктовыи Производительныи – производственныи – производительность Просветительскии – просвещённыи Публицистическии – публицистичныи Пугливыи – пуганыи Раздражение – раздражительность Ритмическии – ритмичныи Романтическии – романтичныи Скрытныи – скрытыи Словарныи – словесныи Сопротивление – сопротивляемость Соседнии – соседскии Сравнимыи – сравнительныи Сценическии – сценичныи Техническии – техничныи Удачливыи – удачныи Униженныи – унизительныи Фактическии – фактичныи Хищническии – хищныи Царскии – царственныи – царствующии Целыи – цельныи – целостныи Экономическии – экономичныи – экономныи Эстетическии – эстетичныи Этическии – этичныи Эффективныи – эффектныи . Эффективность – эффектность

Оцените статью
ЕГЭ Live