- 2020 год.
- Егэ -2022. русский язык. критерии оценивания и баллы.
- Задания 1-26.
- Изменения коснулись критерия 2.
- Критерии оценивания и баллы за сочинение
- Критерий 1 — формулировка проблем исходного текста
- Критерий 10 — соблюдение речевых норм
- Критерий 11 – соблюдение этических норм
- Критерий 12 – соблюдение фактологической точности в фоновом материале
- Критерий 3 – отражение позиции автора исходного текста
- Критерий 6 – точность и выразительность речи
- Критерий 7 – соблюдение орфографических норм
- Критерий 8 – соблюдение пунктуационных норм
- Критерий 9 – соблюдение грамматических норм
- Критерий 5 – смысловая речевая связность и последовательность изложения
- Заключение
2020 год.
(ВЫДЕЛЕНЫ отличия).
Егэ -2022. русский язык. критерии оценивания и баллы.
Материал опубликован на сайте ФИПИ 26.08.2021 г.
№ заданий. | Количество баллов. |
1-7 9-25 | По 1 баллу. |
8 | От 0 до 5 баллов. |
26 | От 0 до 4 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу |
27 | 25 балла |
ИТОГО: 57 баллов. |
Часть 2.
Критерии оценивания ответа на задание 27 | Баллы | |
I | Содержание сочинения | |
К1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет | 1 | |
Проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно. * Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов | 0 | |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | |
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. | 6 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. | 5 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними, ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерами-иллюстрациям не даны. Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет | 4 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны. Проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет | 3 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны. Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснений к примерам-иллюстрациям нет. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к примеру-иллюстрации. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет | 2 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания сформулированной проблемы. Пояснений к примеру-иллюстрации нет. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет | 1 | |
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст. ИЛИ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания сформулированной проблемы, не приведены. ИЛИ В комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста. ИЛИ Прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема. ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ текста. ИЛИ Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста | 0 | |
К 3 | Отражение позиции автора исходного текста | |
Позиция автора (рассказчика) по прокомментированной проблеме исходного текста сформулирована верно. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет | 1 | |
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. | 0 | |
К 4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. | |
Отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано | 1 | |
Отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста не сформулировано и не обосновано. ИЛИ Формулировка и обоснование отношения (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста не соответствуют сформулированной проблеме. ИЛИ мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен/не согласен с автором») | 0 | |
II | Речевое оформление сочинения | |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют | 2 | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена 1 логическая ошибка. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется 1 нарушение абзацного членения текста. Логических ошибок нет ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется 1 нарушение абзацного членения текста. Допущена 1 логическая ошибка. | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено 2 и более логических ошибки. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется 2 и более случая нарушения абзацного членения текста. Логических ошибок нет. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется 2 и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено 2 и более логических ошибки | 0 | |
К 6 | Точность и выразительность речи | |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. * Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, Но прослеживается однообразие грамматического строя речи ИЛИ работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли | 1 | |
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи | 0 | |
III | Грамотность | |
К 7 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущено три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | 0 | |
К 8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) | 3 | |
Допущено одна–три ошибки | 2 | |
Допущено четыре-пять ошибок | 1 | |
Допущено шесть и более ошибок | 0 | |
К 9 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет | 2 | |
Допущено одна-две ошибки | 1 | |
Допущено три и более ошибок | 0 | |
К10 | Соблюдение речевых норм | |
Допущено не более одной речевой ошибки | 2 | |
Допущено две-три ошибки | 1 | |
Допущено четыре и более ошибок | 0 | |
К11 | Соблюдение этических норм | 1 |
Этические ошибки в работе отсутствуют | 0 | |
Допущены этические ошибки (одна и более) | ||
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | |
Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | 1 | |
Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале | 0 | |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) | 25 |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения . Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов.
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более двух ошибок;
К8 – допущено одна–три ошибки;
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ
Задания 1-26.
Изменений в формулировке заданий НЕТ.
Но приведены почти во всех заданиях другие примеры.
В задании 9 в вариантах ответа НЕТ пропусков букв в корнях слов.
Критерии оценивания заданий 1-26 не изменились.
Изменения коснулись критерия 2.
Если в 2020 году за аргументы ученик мог получить высший балл- 5, то в 2021 высший балл по К 2 – 6!
В итоге увеличилось и общее количество первичных баллов с 58 до 59.
На что нужно обратить внимание при написании сочинения, чтобы за аргументы получить 6 баллов?
- Примеров-аргументов из текста должно быть по-прежнему
- Необходимо пояснить каждый аргумент.
- ВНИМАНИЕ! Если в 2020 году нужно было лишь указать на смысловую связь аргументов, то в 2021 необходимо эту связь ещё и проанализировать, иначе можно потерять 1 балл.
- Не должно быть фактических ошибок в понимании текста и в комментариях.
За что в сочинении можно потерять баллы по К-2 (то есть в аргументах из текста?)
- если не приведены примеры- иллюстрации из текста;
- если пояснение дано только к одному аргументу (или вообще нет пояснений);
- если проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между аргументами;
- если указана, но не проанализирована смысловая связь между аргументами;
- если есть фактические ошибки в понимании текста;
- если позиция автора исходного текста сформулирована неверно;
- если отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста не сформулировано, не обосновано или не соответствуют сформулированной проблеме.
- если допущены ошибки в речевом оформлении;
- если допущены орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
- если не соблюдены этические нормы.
ДЕМОВЕРСИЯ по русскому языку — 2021 ЗДЕСЬ.
Критерии оценивания и баллы ЗДЕСЬ.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Критерии оценивания и баллы за сочинение
Чтобы набрать максимальный балл за сочинение по русскому языку, необходимо знать и понимать каждый критерий оценки.
Критерий 1 — формулировка проблем исходного текста
Как найти проблему? Она отражает центральную мысль рассказа — то, чему в тексте уделено больше всего внимания. Посмотрите, о чём автор пишет, какая ситуация лежит в основе текста?
Попробуйте выписать ключевые слова, из них можно составить проблему. Обычно она формулируется 2-5 словами.
- Получите 1 балл, если правильно и без фактических ошибок обозначите проблему.
- Если не сможете сформулировать ни одной, получите 0 баллов.
Критерий 10 — соблюдение речевых норм
Употребление слов в неправильном, несвойственном им значении называется синдромом псевдоинтеллектуала. Это когда человек говорит глупости с умным видом. Чтобы не предстать таковым перед экзаменационной комиссией, не используем незнакомые слова, не мешаем современную лексику с лексикой других исторических эпох, избегаем плеоназмов (речевая избыточность).
Обратите внимание на словарь паронимов! Он там не просто так, слова оттуда пригодятся и в тесте, и в сочинении.
- Отсутствие или одна речевая ошибка — 2 балла.
- 2-3 ошибки — 1 балл.
- Более 3 ошибок — 0 баллов.
Критерий 11 – соблюдение этических норм
Никакой агрессии в тексте быть не должно! Забываем про целый ряд слов: глупый, тупой, жирный, уродливый и т.д.
- За уважительное отношение к героям и событиям получим 1 балл.
- При наличии этической ошибки один балл превращается в 0.
Критерий 12 – соблюдение фактологической точности в фоновом материале
Этот критерий следит за тем, чтобы ученик знал авторов, их произведения и сюжет и вообще обладал широким кругозором. Так, если вы не уверены в жанре произведения, лучше не пишите об этом. А то получится, что многотомный роман-эпопея «Война и мир» станет рассказом, а столица США — Нью-Йорк.
- Работа без фактических неточностей оценивается в 1 балл.
- Если ученик где-то соврёт или додумает сам, эта вольность оценится в 0 баллов.
Критерий 3 – отражение позиции автора исходного текста
Теперь между строк попытаемся уловить отношение автора к ситуации. Это можно понять по эмоциональной окраске текста. Если автор гордится тем, о чём рассказывает, если его волнует поднятая проблема – делаем вывод, что писатель неравнодушен к тому, о чём говорится в тексте.
Использование снижающих образ детали (например, фамилии Хихикин, Водянкин или «короткая губка с усиками» Наташи Ростовой, иными словами — неприятные характеристики персонажей) также подсказывает нам отношение автора к героям, ситуации.
Правильно сформулированная позиция автора даст вам 1 балл. Если этот пункт в сочинении будет отсутствовать, или мнение писателя будет искажено — 0 баллов.
Критерий 6 – точность и выразительность речи
Здесь экзаменуемый должен показать, как разнообразна его речь и как он владеет языком. Поможет употребление синонимов, тропов, речевых оборотов.
Следует отказаться от жаргонизмов, заимствованных слов, просторечий. Избегайте коротких, обрубленных предложений. Если уместно, можно включить в текст знаки восклицания, вопроса, многоточия.
Максимальный балл здесь возможно получить, если вы получили 2/2 за 10 критерий.
- Работа без повторов с точно выраженной мыслью будет оцениваться в 2 балла.
- При наличии неточностей и однообразных конструкций, вы получите 1 балл.
- При бедном словарном запасе и однообразии предложений — 0 баллов.
Критерий 7 – соблюдение орфографических норм
Избегаем ошибок в написании слов, правильно пишем приставки, суффиксы, расставляем буквы «н» в правильном количестве. Помним о правилах переноса слова, об употреблении прописных и строчных букв, ставим дефис только там, где он действительно нужен.
В этом поможет чтение учебников, художественной литературы, энциклопедий, словарей.
За работу без орфографических ошибок получаем целых 3балла.
- 1-2 ошибки и балла уже 2.
- 3-4 ошибки — 1 балл.
- Больше 4 ошибок — 0 баллов.
Критерий 8 – соблюдение пунктуационных норм
Отсутствие запятой в нужном месте может стоить вам целого балла на экзамене. Поэтому проверяем каждое написанное предложение, рассуждаем над постановкой всех знаков препинания. Может понадобиться начертить схему предложения – так будет даже лучше, наглядность поможет сориентироваться в постановке запятой, дефиса, двоеточия.
Здесь оценка выстроена следующим образом:
- Работа без ошибок (или с одной, не препятствующей пониманию текста) — 3 балла.
- 1-3 ошибки — 2 балла.
- 4-5 ошибок — 1 балл.
- Более 5 ошибок — 0 баллов.
Критерий 9 – соблюдение грамматических норм
Теперь стараемся проверить все слова на правильность склонения, написания и употребления. Таких ошибок поможет не допустить задание 8 ЕГЭ. Тренируемся, решаем его. Забываем про «ляжь», «ехай», «ихний».
- За сочинение со словами без ошибок — 2 балла!
- 1-2 ошибки и рассчитываем на 1 единственный балл.
- Более двух ошибок — 0 баллов.
Критерий 5 – смысловая речевая связность и последовательность изложения
При написании сочинения следует придерживаться строгого плана, который поможет не растерять ваши мысли и не нарушит логики высказываний:
Заключение
Вот мы и подобрались к концу сочинения. Попав во все критерии, не допустив ни единой ошибки, вы можете получить 24 первичных балла!
Тетрика с радостью станет вашим наставником в подготовке и поможет написать классное сочинение на ЕГЭ по русскому языку в 2021 году. Мы определим ваш текущий уровень и составим индивидуальную программу уже на первом занятии! Нажимайте кнопку ниже, чтобы записаться 🙂 А если вам понравится учиться с нами, используйте промокод blog20, который подарит вам 1 занятие при покупке пакета уроков.