Как сдать ЕГЭ по химии в 2022 году: разбор самых частых ошибок выпускников — Газета.Ru

Как сдать ЕГЭ по химии в 2022 году: разбор самых частых ошибок выпускников - Газета.Ru ЕГЭ
Содержание
  1. Что дается труднее всего
  2. Устраивать себе реальные пробники
  3. Не читать чаты накануне экзамена
  4. Не зацикливаться на баллах
  5. Никогда не сдаваться
  6. Гомология и изомерия. гибридизация
  7. Жара на егэ
  8. Задание «классификация химических реакций в неорганической и органической химии»
  9. Задание «обратимые и необратимые химические реакции. химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов»
  10. Задание «реакции окислительно-восстановительные»
  11. Задание «реакции, подтверждающие взаимосвязь классов неорганических веществ»
  12. Задание «скорость химической реакции, ее зависимость от различных факторов»
  13. Задание «электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. сильные и слабые электролиты. реакции ионного обмена»
  14. Как облегчить сдачу
  15. Комбинированная расчетная задача
  16. Общая и неорганическая химия
  17. Органическая химия
  18. Особенности подготовки
  19. Особенности сдачи экзамена
  20. Ошибка в союзе, о которой я узнала сразу после экзамена, оказалась единственной
  21. Первый пробник по химии я написала на 10 первичных баллов из 60
  22. Полезные ссылки для подготовки к егэ по химии
  23. Преподаватели, которые проводят егэ, боятся напортачить ещё больше, чем ученики
  24. С марта по май
  25. Странный егэ
  26. Установление молекулярной и структурной формулы вещества
  27. Химия в квадрате
  28. Хочу стать врачом
  29. Цепочка превращений органических веществ

Что дается труднее всего

Особые трудности у учащихся обычно вызывают задания из второй части. На сайте университета «Синергия» представлены разделы с разбором теоретических и практических заданий по всем предметам, которые помогают выпускникам разобраться во всех темах и отработать практические навыки.

Важно научиться избегать стрессов и помнить, что выпускные экзамены — важная, но не единственная часть жизни. Нужно уметь переключаться и распределять время между отдыхом и учебой, такой подход помогает повысить продуктивность.

Многие учащиеся разбирают только теорию, это приводит к тому, что они забывают большую часть нужной информации и не могут ответить на задачи в процессе написания Единого государственного экзамена. Чтобы улучшить свои показатели, нужно решать как можно больше практических заданий и периодически повторять теорию для закрепления материала.

Важно начать своевременно разбирать все типы заданий.

Устраивать себе реальные пробники

Последние два месяца я устраивала себе настоящие пробники: распечатывала бланки, которые будут на ЕГЭ, уходила в отдельную комнату, ставила таймер — не больше трёх часов, но обычно выходило быстрее — и решала.

Мне кажется, именно в этот момент многие совершают ошибку. Например, дети, которых я готовлю, могут половину пробника решить утром, половину — вечером, хотя уже конец мая и пора, так сказать, вливаться в атмосферу. Они привыкли, что можно чаю попить, конфет пожевать, с мамой поговорить, а потом уже дорешать.

И вот ты приходишь на экзамен, а тут тебя сажают, ни вправо, ни влево не повернуться, сидишь, просто решаешь. Нужно уметь концентрировать своё внимание долгое время на одной работе.

Не читать чаты накануне экзамена

Сейчас же очень распространена подготовка в интернете, и многие ребята сидят в чатах. Честно — меня это очень выводило из себя. Когда я записалась на курсы, у меня тоже появилась куча бесед, в которых за день до экзамена все разводили панику, писали:

«О боже, я не сдам». А потом встаешь в 6 утра — там уже пришли ребята, которые сдавали ЕГЭ на Дальнем Востоке, и ты вот с этим настроением идёшь на экзамен. Они, кстати, слили нам задачи по химии, и меня всё-таки охватила эта паника. Я сидела, решала на остановке задачу — но, правда, в итоге справилась, и паника меня отпустила.

Не зацикливаться на баллах

Честно, для меня 100 баллов были неожиданностью. У меня не было никаких ожиданий от самой себя, и, наверное, поэтому я не волновалась. Мне кажутся очень правильными слова моей преподавательницы по химии о том, что не надо себя настраивать «Сдам на 100».

Никогда не сдаваться

Поскольку я непосредственно связана с теми ребятами, которые сдают ЕГЭ в этом году, я тоже тяжело переживаю всю ситуацию с коронавирусом. Я не понимаю, повторять ли сейчас с ними всё в усиленном порядке или нет и как вообще их поддержать. Большинству ребят почему-то внезапно стало всё равно, и многие мне писали: «Ой, а может отказаться, может, в следующем году сдавать?» Может быть, прозвучит банально, но никогда нельзя сдаваться.

Даже если вы просто пойдёте на экзамен, за спрос денег не берут

Это всё-таки попытка, и даже если у вас не получится, вы посмотрите, как там что происходит. Я шла на экзамен и не надеялась, что по биологии наберу такие высокие баллы. Поэтому просто идите и пишите всё, что знаете.

Не думайте о том, поступите вы или нет. Воспринимайте это как игру: получится у меня переплюнуть себя в этот раз или нет? Здесь вы зависите только от себя. Вы не пытаетесь переплюнуть одноклассника Петю или сына маминой подруги, вы соревнуетесь с собой, вы самосовершенствуетесь.

Гомология и изомерия. гибридизация

При выполнении задания №11 помните: гомологи — это всегда представители одного класса с разным числом атомов, а изомеры могут принадлежать и к одному классу, и к разным, но общая формула, то есть число атомов, у них всегда одинаковое.

Задание, проверяющее знание свойств азотсодержащих органических веществ, часто вызывает проблемы при выполнении. Возможно, это связано с тем, что, изучая свойства кислородсодержащих веществ, школьники обращают внимание на их кислотные свойства. А с азотом все наоборот: аминогруппа проявляет основные свойства за счет не поделенной электронной пары на атоме азота. И чем больше смещена электронная плотность к азоту, тем сильнее основные свойства.

Выполняя задания, относящиеся к органической химии, следует иметь в виду, что химические свойства веществ одного класса являются способами получения веществ другого класса.

И если вы вдруг забыли, с чем реагируют спирты, то, возможно, вспомните, из чего могут быть получены альдегиды.

Внимательно читайте текст задания! Не исключено, что вы найдете в нем подсказки для себя.

Жара на егэ

«Пробники» мы начали писать в школе с марта и делали это каждый день. Честно сказать, первый свой «пробник» я написала на 65—70 баллов, так как задания очень отличались от олимпиадных, мне было трудно. Позже, когда я проработала формат экзамена, все пришло в норму и баллы стали гораздо выше. Поэтому перед экзаменом я рассчитывала на 100 баллов.

Получив свой вариант на ЕГЭ, ничего неожиданного я там не увидела. Все задания были типовыми, во время подготовки я нарешала таких сотни. Самым сложным было то, что экзамен проходил летом. Стояла жара 25—27 градусов. Было очень душно, и это сильно отвлекало от работы. Но несмотря на это, я все решила и поняла, что справилась.

Задание «классификация химических реакций в неорганической и органической химии»

Большие трудности вызвало выполнение задания «Классификация химических реакций в неорганической и органической химии». Вероятная причина снижения результативности — изменение формы ответа: вместо фиксированных двух ответов необходимо выбрать все правильные (а их число может быть от двух до четырех).

При выполнении этого задания нужно внимательно анализировать каждое предложенное утверждение, а иногда подбираться к ответу от обратного: «это утверждение точно неверно».

Обратите внимание, что в ЕГЭ 2022 года таких заданий с открытым ответом стало три: №12, №17, №18.

Задание «обратимые и необратимые химические реакции. химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов»

Задание №22 — это задание на соответствие, то есть к каждому фактору нужно подобрать направление смещения равновесия.

Особые сложности вызывает анализ ответной реакции равновесной системы на внешнее воздействие, если это воздействие вызвано добавлением твердых веществ в растворы. В этом случае в растворе появляются дополнительные ионы, способные влиять на состояние химического равновесия. Здесь речь идет о факторе «концентрация». Но важно понять, будет ли менять концентрацию добавленное вещество.

Если в систему вносят нерастворимое вещество, то оно никак не смещает равновесие. Точно так же не смещает равновесие и растворимое вещество, если оно не принимает участия в реакции.

Про ЕГЭ:  Резервные дни ЕГЭ-2023

Но если растворимое вещество в своем составе содержит те же ионы, какие есть в уравнении, то нужно смотреть, с какой стороны увеличивается их концентрация, а равновесие, соответственно, смещается в другую сторону.

И еще один случай, когда добавленное растворимое вещество смещает равновесие — если оно реагирует с ионами, которые находятся в обратимой реакции, и уменьшает их концентрацию.

Задание «реакции окислительно-восстановительные»

В задании №29 нужно продемонстрировать умение составлять уравнение окислительно-восстановительной реакции с учетом коэффициентов и электронный баланс к этой реакции. Но часто участники экзамена баланс не засчитывают, так как он составлен к уравнению, не отвечающему условиям задания.

Также выпускники допускают традиционные ошибки:

• неверно выбирают окислитель и восстановитель для реакции;

• записывают уравнения несуществующих химических реакций, которые теоретически не противоречат окислительно-восстановительным превращениям, но практически не осуществимы;

• записывают уравнения реакций, которые не отвечают условиям задания;

• не учитывают характер среды и возможные взаимодействия между продуктами (например, кислота щелочь) или продуктов с исходными веществами.

При выполнении этого задания нужно учитывать, что не допускается использовать воду в качестве реагента, так как это оговорено в условии задания.

Баллы снимаются, если в балансе неверно определены или записаны степени окисления (сначала пишется знак, а потом цифра).

Также частая ошибка — это неверно записанные процессы окисления и восстановления и, соответственно, неверно определенные окислитель и восстановитель.

Помните: окислитель-грабитель окисляет, забирает электроны, понижает свою степень окисления. Досадной ошибкой, лишающей балла, становится отсутствие множителей в балансе, без которых не будет и самого баланса. Ведь баланс — это равенство, которое должно заключаться в том, что число отданных электронов равно числу принятых. Без множителей запись будет неверной.

Задание «реакции, подтверждающие взаимосвязь классов неорганических веществ»

При выполнении задания №31 школьники часто невнимательно читают описание конкретного химического эксперимента. Следовательно, неверно записывают продукты реакции, что приводит к нарушению отражения генетической связи, идея которой заложена в задании.

Например, при смешивании твердых гидроксида натрия и иодида аммония и дальнейшем нагревании образуется только газообразный аммиак (гидрат не образуется!)

Часто не учитываются специфические свойства представителей различных классов неорганических веществ, например, соединений хрома, алюминия. Уравнение считается записанным неверно, если в нем пропущен даже один коэффициент, или ошибочно записан хотя бы один индекс в формуле. К сожалению, типичной является ошибка, когда вместо формулы сульфита пишут сульфид. Учите номенклатуру!

Задание «скорость химической реакции, ее зависимость от различных факторов»

По-видимому, та же причина привела и к низкой результативности выполнения задания «Скорость химической реакции, ее зависимость от различных факторов» (№18 в новом формате ЕГЭ). При выполнении нужно помнить, что все факторы, влияющие на скорость реакции, условно можно отнести к левой части уравнения.

То есть продукты реакции на скорость не влияют никак. Важно не путать скорость реакции и смещение равновесия, помнить, что слово «катализатор» относится к скорости, но никак не к равновесию. А при повышении температуры реакция всегда идет с большей скоростью.

Задание «электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. сильные и слабые электролиты. реакции ионного обмена»

В задании №30 сразу снижает результативность, если в списке веществ для проведения реакции ионного обмена появляются кислые соли.

Следует придерживаться такого принципа: если для реакции взяли кислую соль, в продуктах никогда не получится основание, так как любая кислая соль будет сразу реагировать с основанием.

Если вы будете контролировать себя таким образом, это поможет вам избежать ошибок.

Выпускники часто допускают следующие типичные ошибки:

• неверно выбирают реагенты, например, выбирают вещества, взаимодействие которых не удовлетворяет условиям протекания реакций ионного обмена до конца;

• не сокращают коэффициенты в сокращенном ионном уравнении;

• неверно записывают формулы ионов;

• неправильно определяют и записывают заряды ионов (записывать нужно так, как в таблице растворимости: сначала цифру, потом знак).

Как облегчить сдачу

Тем, кто хочет увеличить свои шансы на сдачу и получить хорошие баллы, необходимо научиться готовиться к экзамену правильно.

Топ-8 лайфхаков для эффективной подготовки:

  1. Составить график. Основное значение имеет грамотное распределение сил и времени. Дисциплинированный подход поможет учащимся добиться желаемых результатов и повысит шансы на поступление в желаемое учебное заведение.
  2. Структурировать все темы на отдельные подразделы. Учащимся важно разобраться в каждом из них, найти свои пробелы, для этого можно воспользоваться разделом с разбором заданий и курсами на сайте университета «Синергия».
  3. Выделять отдельные дни на разбор тестов и на задания из второй части. Важно научиться внимательно читать условия, писать уравнения и выполнять вычислительные действия правильно. Такой подход поможет отработать навык до автоматизма.
  4. Пользоваться банком заданий ФИПИ. На сайте представлены все необходимые разделы с многообразием тестов для закрепления полученной информации. Многие из них были использованы в КИМах прошлых лет, что дает школьникам представление о структуре экзаменационных вопросов.
  5. Закреплять теорию практикой. После изучения литературы необходимо сразу же решить несколько типовых тестов, чтобы закрепить информацию в памяти и отработать практический навык.
  6. Научиться оформлять задания согласно критериям их оценивания (вся информация есть на сайте ФИПИ). Этот навык поможет избегать глупых ошибок в расчетах и научит аккуратности.
  7. Читать не только школьные учебные материалы. Дополнительная научная литература по внеклассной программе поможет расширить кругозор и разобраться в дисциплине лучше.
  8. Чередовать учебу с отдыхом. Монотонная учебная деятельность ведет к снижению продуктивности, выгоранию и плохому настроению, поэтому важно делать перерывы и гулять, заниматься спортом и уделять несколько часов в день себе.

Сдача Единого государственного экзамена по химии необходима абитуриентам, которые решили построить карьеру в сфере с естественно-научным уклоном. Университет «Синергия» предоставляет абитуриентам возможность пройти онлайн-курсы в центре довузовской подготовки к ЕГЭ и проверить свои знания.

Комбинированная расчетная задача

Традиционно самым сложным заданием с самым низким процентом выполнения является комбинированная расчетная задача (№33).

Она сложная, ее выполнение требует целого комплекса знаний и умений, в том числе:

• умения анализировать условия;

• понимать суть химических процессов, отраженных в условии;

• составлять уравнения химических реакций (согласно данным условия задачи), необходимых для выполнения стехиометрических расчетов;

• выстраивать алгоритм решения веществ, выполнять расчеты, необходимые для нахождения ответа;

• логически обосновывать все этапы решения.

Кроме того, участники экзамена часто допускают арифметические ошибки, не указывают размерности физических величин, путаются в обозначениях.

Немаловажное значение имеет грамотная запись данных, извлеченных из условия задания, которая отражает обоснованный логический подход к решению задачи. Но многие выпускники этого не делают.

Если во время подготовки к экзамену вы чувствуете, что не можете решить ни одну из задач подобного типа, может быть, лучше уделить больше внимания другим заданиям?

Общая и неорганическая химия

По итогам прошлого года можно выделить задания, в которых большинство выпускников допустили ошибки. Из блока «Общая и неорганическая химия» это задания 19, 20, 24, 30, 31, 32 (соответственно, № 17, 18, 22, 29, 30, 31 в нумерации 2022 года).

Органическая химия

В блоке «Органическая химия» наибольшее число ошибок было допущено в заданиях №11 (Гомология и изомерия. Гибридизация), №13 (Свойства азотсодержащих органических веществ), №32 (Взаимосвязь органических веществ), №34 (Установление молекулярной и структурной формулы вещества).

Про ЕГЭ:  Сочинение на тему Культура речи (рассуждение)

Особенности подготовки

Учащиеся чаще всего делают упор на изучение органики и неорганики. Они должны научиться структурировать все изученное и применять это в заданиях.

ЕГЭ по химии состоит из двух частей: в первой части предлагается дать верный ответ на 28 вопросов легкой степени сложности, а вторая часть включает шесть заданий среднего и высокого уровней сложности.

Первая часть включает:

  • выбор верных ответов из предложенных вариантов;
  • задания на определение соответствия;
  • задания на расположение веществ в порядке возрастания или убывания;
  • простые расчетные задачи с записью ответа в виде целого или дробного числа.

Номера 29−30 предполагают выбор нескольких верных ответов из предложенных. В номерах 31−32 необходимо продемонстрировать умение писать уравнения, а 33−34-й номера требуют развернутого решения.

Основные разделы, которые затрагиваются:

  • строение и конфигурация атомов химических элементов и веществ;
  • различные типы химической связи;
  • классификация неорганических веществ (свойства, эффекты, варианты получения);
  • классы органических веществ (свойства, способы получения);
  • электролиз и электролиты;
  • различные типы химических реакций и составление химических уравнений;
  • различные типы растворов.

Многие задания требуют выполнения элементарных расчетных действий, поэтому учащимся для успешной сдачи необходимо знать не только химию, но и базовую математику. Также нужно выучить формулы для расчета химических показателей: массы вещества и его доли, объема и количества вещества. На основании этих формул можно вывести другие, которые пригодятся в заданиях второй части экзамена.

Особенности сдачи экзамена

Главной особенностью сдачи ЕГЭ по химии является то, что на этом экзамене в отличие от многих других студентам предоставляют методические материалы: таблицу Менделеева, таблицу растворимости основных классов веществ и таблицу напряжения металлов, которые могут помочь в решении многих заданий.

За верные ответы на тесты из первой части абитуриенты могут заработать по 1−2 балла (за каждый верный ответ), а в общей сумме — 36 баллов. За ответы на задачи из второй части учащиеся могут заработать от 2-х до 5-ти баллов в зависимости от трудности задания, в общей сумме — 20 баллов. Всего можно заработать 56 баллов.

Хорошей новостью также является то, что учащимся разрешено пользоваться непрограммируемым калькулятором, что существенно облегчает работу и дает больше минут для раздумий над сложными разделами.

Организаторы предоставляют достаточно времени для того, чтобы ответить на все тесты, решить уравнения и задачи, а также перенести все в экзаменационные бланки. Абитуриентам важно настроиться на спокойную и продуктивную работу и перестать паниковать.

Ошибка в союзе, о которой я узнала сразу после экзамена, оказалась единственной

На русский язык я вообще не ставила, думала, что плохо его сдам. Хотя у меня всегда с ним было довольно хорошо, но не в том смысле, который нужен для ЕГЭ. Я могла написать связное сочинение на свою тему — естественно, без ошибок. Но на экзамене столкнулась с тем, что в большинстве заданий нужно было объяснять, почему ты вставил именно эту букву. Мы с учительницей долго воевали по этому поводу: честно, я не знала ни одного правила к началу 11-го класса.

Мне пришлось выучить все правила или просто научиться под них подстраиваться — то есть я сначала ставила букву, а потом думала, почему я поставила именно её 

Всю вторую часть года мы тренировались писать сочинение, было очень много сложностей. Больше всего каждый выпускник боится неправильно выявить проблему, потому что за это снимают много баллов. А я обычно видела не те проблемы, которые подходили под ключи, поэтому приходилось долго учиться.

Но снизили мне балл (а всего я набрала 98 баллов) не за это, а за задание, где нужно было вставить правильный союз. Мне не повезло, потому что на экзамене был биологический текст и показалось, что если рассуждать по смыслу, а не по правилам, то нужно вставить совершенно другой союз.

Когда я вышла с экзамена, то спросила у ребят, какой союз они вставили. Наши ответы не сошлись, и я сразу же сильно испугалась — ну вот, первое задание, которое я сравнила, и уже неправильное. И я решила больше ничего не сравнивать: две недели, пока проверяли ЕГЭ, я ходила с мыслью, что у меня, наверное, очень много ошибок.

Первый пробник по химии я написала на 10 первичных баллов из 60

До 11-го класса особой любви к биологии у меня не было. В основном я интересовалась анатомией, потому что она была нужна для медицинского (сейчас я учусь на первом курсе НМИЦ им. В. А. Алмазова в Санкт-Петербурге). А всякие цветочки-лепесточки — я вообще не понимала, что к чему, да и разбираться не очень хотелось, потому что было неинтересно.

На протяжении всего 11-го класса у меня крутилось в голове: «Катя, ты же ненавидишь эту ботанику!» Но я понимала: если я её не выучу, то и в медицинский не поступлю. Бывает так в жизни, что нужно сделать что-то, что тебе не очень приятно, чтобы добиться своей цели.

Репетиторов у меня не было. Я ходила на групповые курсы, нам рассказывали теорию и иногда давали задания. Мне это на самом деле очень помогло, потому что я читала всякие книжки и у меня были какие-то точечные знания. А после того, как я прослушала курс теории, всё как-то встало на свои места.

Параллельно я начала решать пробники. У меня был ФИПИшный сборник, и я примерно расписала, что до конца года осталось 5 месяцев, поэтому нужно вот по столько-то решать. Не всегда, конечно, выходило.

До школы мне нужно было ехать час в маршрутке, и по пути — хочу я спать или нет — я привыкла решать задания

Ещё есть такой классный сайт для подготовки к ЕГЭ по биологии — bio-faq, там всё построено как игра, тебе нужно решить свою норму вопросов тестовой части в день. По сути, ты тратишь полчаса в день, но тестовую часть уже натренировал.

Что касается химии, то с неорганикой, которая идёт в школе до конца 9-го класса, у меня совсем не сложилось. В 10-м классе началась органическая химия, и к нам пришла другая преподавательница, которая мне очень нравилась, плюс я, видимо, стала осознаннее.

Я помню, как в начале года учительница сказала: «Ребята, новый преподаватель, новый раздел, совсем непохожий на предыдущий, — это ваш шанс начать новую жизнь». Я подумала: «Ну всё, сейчас соберусь и выучу органическую химию». И правда — в 11-м классе мне даже не пришлось повторять её, у меня всё было хорошо.

В октябре первый пробник по химии я написала на 10 первичных баллов из 60 (это всего 20 тестовых баллов из 100) — и, конечно, запаниковала. Пришла к учительнице, а она сказала: «Так, Катя, спокойно, разберёмся. Ты вроде неглупая, всё выучим».

Мы последовательно проходили с ней темы, и я сама тренировалась. С тестами у меня сначала вообще был полный крах, поэтому я поставила себе цель каждый день решать по тесту. Постепенно баллы на пробниках росли и росли. Было видно, что ты прошёл какую-то тему — и закрыл определённый пробел.

Самое главное было приноровиться к формату. Был момент, когда мои баллы просто встали — это продолжалось месяца три, и мне правда было страшно. Биология казалась бездонным колодцем: ты учишь и учишь, а твои баллы остаются прежними. Но уже в мае–апреле стало легче: я начала много практиковаться и стала понимать, что примерно от меня хотят услышать.

Полезные ссылки для подготовки к егэ по химии

• Чтобы хорошо сдать экзамен по химии нужно готовиться, повторять теорию и выполнять практические задания. Найти их можно в открытом банке заданий на сайте Федерального института педагогических измерений.

• Полезными будут и записи вебинаров по разбору заданий ЕГЭ на сайте РЦОИ города Москвы.

• Другой вид подготовки — диагностика в формате ЕГЭ. Проверить свои знания и потренироваться в заполнении экзаменационных бланков школьники могут в Центре независимой диагностики Московского центра качества образования. Записаться на них можно в разделе Центра на сайте МЦКО.

• Кроме того, в Библиотеке «Московской электронной школы» есть виртуальная лаборатория по химии, в которой учащиеся могут проводить безопасные научные опыты с помощью компьютера или планшета, а затем использовать полученные знания на практике. Также выпускники могут проходить неограниченное количество раз самодиагностику.

Про ЕГЭ:  ЕГЭ по математике 2023 🍀. Теория, практика, КИМ по математике 2023

Преподаватели, которые проводят егэ, боятся напортачить ещё больше, чем ученики

Многие учителя бесятся из-за формата ЕГЭ. Потому что человек, который очень хорошо знает химию, может плохо написать ЕГЭ — просто потому, что в вариантах ответа бывает несколько возможных правильных. Я поняла, что ЕГЭ — это проверка на стрессоустойчивость, твои способности к обучаемости и на то, как ты в принципе можешь подстроиться под какие-то условия.

Я по жизни очень экспрессивная. С начала 11-го класса все вокруг мне говорили: «Катя, ты будешь страдать на экзамене, тебя сорвёт, будешь нервничать». Все очень волновались — видимо, испугались, что я постоянно сижу и учу. Но мне было несложно.

Когда я начала понимать химию, мне стало интересно, по биологии началось уже соревнование с собой: ну что, в этом пробнике будет больше баллов или нет? Но многие преподаватели и родители говорили: «Ты будешь готовиться, готовиться, в какой-то момент устанешь, перегоришь и на ЕГЭ придёшь как овощ, голова не будет соображать, будешь нервничать» и так далее.

Может быть, в каком-то смысле я и перегорела, но проявилось это только в том, что я пришла на экзамен и вообще не волновалась

Меня раздражает, что одиннадцатиклассников пугают экзаменом: рассказывают, что вас с ног до головы обыщут, попросят снять ботинки, раздеться, показать все шпаргалки, под угрозой расстрела будут выпускать в туалет только по одному. На самом деле преподаватели, которые проводят ЕГЭ, боятся напортачить ещё больше, чем ученики.

Не знаю, как в других городах, но у нас всё было очень спокойно, даже по несколько человек в туалет отпускали, ничего такого страшного не было. Помню, я сидела на последнем экзамене и, пока раздавали бланки, думала: «Почему весь год нам говорили, что это что-то ужасное?»

Я сейчас занимаюсь с детьми, готовлю их к ЕГЭ. И буквально на каждом занятии говорю: «Я понимаю, мне в прошлом году тоже было тяжело, но пожалуйста, не жалуйтесь, что вам тяжело. Вы должны понимать, что не сможете учиться в университете, если не готовы сдать ЕГЭ по биологии. Потому что там, естественно, будет ещё сложнее».

С марта по май

Теперь о подготовке. К самому экзамену я начала готовиться только в марте. Честно говоря, мне не нравятся задания по химии, которые дают на ЕГЭ. Они простые и однотипные. Поэтому, чтобы запомнить решения, нужно просто решать варианты. Чем больше, тем лучше.

Если какое-то задание мне было непонятно или оно вызывало вопросы, я просто его заучивала, несколько раз возвращалась к такому типу вопросов и запоминала наизусть ход решения. Главная стратегия подготовки — выучить как можно больше задач. Для этого подойдут любые пособия по химии и различные интернет-ресурсы. Не важно, какой именно попадался сборник, — я решала все, что было под рукой.

У меня была следующая система. До середины мая я решала по три—пять вариантов в день и дополнительно работала над каким-то конкретным заданием в первой части (сайт «РешуЕГЭ», например, предоставляет возможность решать только один тип заданий). Плюс к этому, моя школьная учительница готовила нам задания на каждый день.

Странный егэ

Поскольку я несколько лет перед ЕГЭ занималась олимпиадной химией, это сказалось на моем отношении к экзамену. Я воспринимала задания ЕГЭ не как обычный школьник. Самой легкой для меня была, как это ни странно, именно вторая часть экзамена, поскольку вопросы там были похожи на олимпиадные.

Тем не менее, по сравнению с олимпиадами по химии, все они были, на мой взгляд, простыми. Конечно же, иногда встречались задачи, которые вызывали вопросы, над которыми приходилось хорошо подумать, но их было не так много. А вот первая часть ЕГЭ для меня была сложной.

Установление молекулярной и структурной формулы вещества

При выполнении задания №34 нужно:

• установить молекулярную формулу органического вещества на основании вычислений с использованием физических величин;

• установить структурную формулу по указанным свойствам или способам получения;

• составить уравнение реакции.

Типичные ошибки здесь такие:

1. вместо молекулярной формулы выводится простейшее соотношение, не позволяющее составить правильную структурную формулу органического вещества;

2. неполный анализ условия задачи приводит к составлению не существующей, придуманной формулы без ориентации на указанные в задании свойства или способы получения вещества.

Для выполнения этой задачи необходимо знать свойства органических веществ.

При повторении органики начните с углеводородов, усвойте для себя, как особенности строения влияют на свойства веществ. Далее — кислородсодержащие. Как их можно получить из углеводородов? В чем проявляется окисление кислородсодержащих веществ по ряду спирт-альдегид-кислота?

Окисление в органике — это появление в молекуле атомов кислорода и двойной связи перед ним.

Свойства азотсодержащих органических веществ

Повторяя свойства азотсодержащих, помните, что аминогруппа — основание. А если в аминокислотах присутствует и аминогруппа, и карбоксильная группа, значит, они являются амфотерными соединениями и реагируют как с кислотами, так и с основаниями.

Поскольку самое главное, что определяет свойства органических веществ, — это их строение, запомните, что реакции идут по функциональным группам или по особенностям связи (одинарные связи алканов позволяют протекать только реакциям замещения, а кратными связями обусловлены реакции присоединения).

Таким образом, при подготовке к экзамену по химии важно уметь выделять нужную информацию, анализировать ее и фиксировать этапы решения задачи.

Химия в квадрате

Я училась в школе № 144 в Красноярске. В старшей школе это был класс химического профиля под руководством очень сильного педагога, Елены Робертовны Молчановой, где химию мы изучали как главный предмет. Моей мечтой всегда было учиться в Москве в ПМГМУ им. И.М.

Сеченова, поэтому последние два года в школе все силы были направлены на то, чтобы поступить в этот университет. Моя стратегия заключалась в подготовке и участии в различных олимпиадах по химии, диплом которых гарантировал бы мне внеконкурсное зачисление или максимальный результат за ЕГЭ по химии.

Олимпиадные задачи я решала с 9-го класса, и всем рекомендую начинать серьезно заниматься химией и выполнять такие задания как можно раньше. Они помогают понять механизм взаимодействия многих веществ, запомнить специфические реакции, структурировать в голове информацию.

Чем больше заданий ты решил, тем больше уверенности в том, что знаешь химию. Секрет высоких результатов — в регулярной работе. Я занималась химией даже летом перед 10- и 11-м классом, каждый день, без выходных. В течение года была такая же ситуация.

Хочу стать врачом

Безусловно, я была очень счастлива, когда узнала, что получила 100 баллов. Мои друзья и учителя поздравляли меня, а родители гордились. Я считаю, что любой трудолюбивый человек может подготовиться к ЕГЭ и достичь максимального результата. Секрет — в постоянной работе, в том, чтобы решить как можно больше заданий и исправлять ошибки, которые возникают. В моем случае огромную роль сыграла моя школьная учительница по химии, которая провела меня через годы олимпиад к ЕГЭ.

После выпуска из школы я подала документы только в ПМГМУ им. И.М. Сеченова, поскольку я с самого начала хотела быть только там. В итоге, сейчас я учусь на 1-м курсе лечебного факультета и через несколько лет стану врачом.

Цепочка превращений органических веществ

Задание №32 из года в год вызывает типичные ошибки. Выпускники неверно записывают формулы органических веществ:

• вместо структурной появляется молекулярная формула,

• добавление лишней черточки к азоту образует несуществующий пятивалентный азот,

• бензольное кольцо отображают с указанными сверху атомами углерода.

Помимо ошибочно написанных продуктов реакции, пропускаются коэффициенты, теряются побочные продукты. А еще иногда вместо уравнения реакции бывает записана схема, а это неправильно, потому что в схеме реагенты, а иногда и побочные продукты, записаны не в строке, а над стрелочкой.

Оцените статью
ЕГЭ Live