- Что фипи хочет увидеть в сочинении
- Вступление и заключение
- Апелляция
- Задание 27 егэ по русскому языку 2022 — теория и практика
- Задание № 27 — сочинение
- Из-за чего можно потерять баллы
- Изменения в сочинении егэ по русскому языку в 2022 году
- Критерии оценивания сочинения
- Оценивание сочинения
- Пишем сочинение — егэ по русскому языку в 2022, задание 27 — пример на максимальный балл по реальному экзаменационному тексту
- План сочинения
- Проблема
- Проблема текста
- Своя позиция
- Собственная позиция
- Советы педагогов
- Памятка по написанию сочинения егэ 2022
- Заключение
- Вывод
Что фипи хочет увидеть в сочинении
ФИПИ давно определил, каким должен быть формат сочинения. Также уже известны основные требования к нему:
- Нужно правильно выявить и указать основную проблему.
- Написать два разных, но связанных между собой комментария. Объяснить и их, и связь между ними.
- Объяснить, какую позицию относительно заданной темы занимает автор текста.
- Рассказать об отношении к тем словам, которые сказал автор текста. Объяснить свое мнение.
- Написать текст длиной 150 слов и больше.
Еще одно требование — не использовать слишком много цитат.
Важно, чтобы работа была именно сочинением, а не пересказом или просто переписанной информацией и освещала правильную проблему. В противном случае за задание No27 поставят 0 баллов.
Вступление и заключение
Наличие вступления не является обязательным условием в 27 задании. Текст можно начинать с формулировки проблемы. Однако для красоты и цельности текста несколько предложений можно посвятить введению. Удачные способы начать текст:
- риторические вопросы или восклицания по теме текста, диалог с читателем — Задумывались ли вы о том, как литература, прочитанная в детстве, повлияла на вашу взрослую жизнь? А ведь она во многом сформировала ваш характер!
- цитата из текста, которая плавно подводится к формулировке проблемы — «Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью», — так герой описывает свои ощущения от звучащего органа. Вновь услышав знакомую с детства пьесу, рассказчик задумывается, какую роль искусство (а в первую очередь музыка) играет в нашей жизни.
- пословица, поговорка, афоризм — «Береги честь смолоду», — говорят в народе. Эта фраза прекрасно иллюстрирует текст, в котором герой размышляет о важности совести и чести для человека.
- собственные размышления о проблеме текста — Нет в мире чувства, более необычного, чем любовь. Она способна исцелять и творить чудеса, но может и разрушить. Над этим задумывается и автор текста, поднимая проблему силы любви.
- назывные предложения, которые рисуют перед читателем картинку, связанную с проблемой текста — Голод и разруха. Страх перед будущим, страх за близких. Для описания войны не найти положительных слов. Именно об этом пишет рассказчик — об ужасах войны.
Заключение — обязательная часть любого сочинения на ЕГЭ по русскому. 27 задание без него считается выполненным не до конца, из-за чего можно потерять баллы. Оно подводит итог, приводит читателя к логическому завершению. В заключении можно:
- обобщить все сказанное выше — Таким образом, настоящая любовь всегда бескорыстна. Любящий человек будет делать все для блага другого, не требуя ничего взамен.
- дать оценку тексту, точке зрения рассказчика — Автор дает читателям надежду. Предложение за предложением он объясняет, почему не бывает нерешаемых проблем и убеждает не прекращать борьбу.
- совет читателю или призыв к действию — Никогда не забывайте простое правило: «поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Дарите близким тепло и поддержку, и тогда вы тоже будете счастливы.
- цитата из текста — «Но в минуты уныния я вдруг вспоминаю бабушку с её незаряженной винтовкой, вечными поисками свистка и несокрушимой верой в победу», — пишет автор. Это совет, который он хочет дать нам всем: не бойтесь и не прекращайте верить, ведь победа возможна всегда.
Апелляция
Школьники, сдающие ЕГЭ 2022 по русскому языку, имеют право оспорить результаты проверки сочинения. Для этого нужно доказать апелляционной комиссии тот факт, что работа достойна более высоких оценок. Как выглядит процесс?
- Письменно в двух экземплярах подать жалобу, написанную на имя директора школы.
- Директор передаст бумагу в конфликтную комиссию (КК).
- КК выберет дату, когда апелляция будет рассмотрена. Обычно это не более 4 дней со дня ее подачи. О дне и времени будет сообщено родителям учащегося.
- В указанную дату сам ученик, а также кто-то из его родителей или учитель должны явиться на заседание.
- В течение 20 минут комиссия будет проверять, насколько сочинение соответствует заявленным для него требованиям.
В конце заседания проверяющие выносят вердикт: изменить оценку или оставить все как есть.
Задание 27 егэ по русскому языку 2022 — теория и практика
(1)Уже несколько недель город был обложен тесным кольцом врагов, закованных в железо; по ночам зажигались костры, и огонь смотрел из черной тьмы на стены города множеством красных глаз — они пылали злорадно, и это подстерегающее горение вызывало в осажденном городе мрачные думы.
(2) По узким улицам города угрюмо шагали отряды солдат, истомленных боями, полуголодных; из окон домов изливались стоны раненых, крики бреда, молитвы женщин и плач детей. (3) Разговаривали подавленно, вполголоса и, останавливая на полуслове речь друг друга, напряженно вслушивались — не идут ли на приступ враги?
(4) Особенно невыносимой становилась жизнь с вечера, когда в тишине стоны и плач звучали яснее и обильнее, когда из ущелий отдаленных гор выползали сине-черные тени и, скрывая вражий стан, двигались к полуразбитым стенам, а над черными зубцами гор являлась луна, как потерянный щит, избитый ударами мечей.
(5) Не ожидая помощи, изнуренные трудами и голодом, с каждым днем теряя надежды, люди в страхе смотрели на эту луну, острые зубья гор, черные пасти ущелий и на шумный лагерь врагов — всё напоминало им о смерти, и ни одна звезда не блестела утешительно для них.
(6) В домах боялись зажигать огни, густая тьма заливала улицы, и в этой тьме, точно рыба в глубине реки, безмолвно мелькала женщина, с головой закутанная в черный плащ.
(7) Люди, увидав ее, спрашивали друг друга:
(8)— Это она?
(9)— Она!
(10) И прятались в ниши под воротами или, опустив головы, молча пробегали мимо нее, а начальники патрулей сурово предупреждали ее:
(11) — Вы снова на улице, монна Марианна? (12) Смотрите, вас могут убить, и никто не станет искать виновного в этом…
(13) Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город, стоял ее сын, веселый и безжалостный красавец; еще недавно она смотрела на него с гордостью, как на драгоценный свой подарок родине, как на добрую силу, рожденную ею в помощь людям города — гнезда, где она родилась сама, родила и выкормила его.
(14) Так ходила она ночами по улицам, и многие, не узнавая ее, пугались, принимали черную фигуру за олицетворение смерти, близкой всем, а узнавая, молча отходили прочь от матери изменника.
(15) Но однажды, в глухом углу, около городской стены, она увидала другую женщину: стоя на коленях около трупа, неподвижная, точно кусок земли, она молилась, подняв скорбное лицо к звездам, а на стене, над головой ее, тихо переговаривались сторожевые и скрежетало оружие, задевая камни зубцов.
(16) Мать изменника спросила:
(17)— Муж?
(18)— Сын. (19) Муж убит тринадцать дней тому назад, а этот — сегодня.
(20) Закрыв лицо, Марианна отошла прочь, а утром на другой день явилась к защитникам города и сказала:
(21)— Или убейте меня за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте мне ворота, я уйду к нему…
(22) Они открыли ворота пред нею, выпустили ее из города и долго смотрели со стены, как она шла по родной земле, густо насыщенной кровью, пролитой ее сыном: шла она медленно, с великим трудом отрывая ноги от этой земли, кланяясь трупам защитников города, брезгливо отталкивая ногою поломанное оружие, — матери ненавидят оружие нападения, признавая только то, которым защищается жизнь.
(23) Она как будто несла в руках под плащом чашу, полную влагой, и боялась расплескать ее; удаляясь, она становилась всё меньше, а тем, что смотрели на нее со стены, казалось, будто вместе с нею отходит от них уныние и безнадежность.
(24) Видели, как она на полпути остановилась и, сбросив с головы капюшон плаща, долго смотрела на город, а там, в лагере врагов, заметили ее, одну среди поля, и, не спеша, осторожно, к ней приближались черные, как она, фигуры.
(25) Подошли и спросили — кто она, куда идет?
(26)— Ваш предводитель — мой сын, — сказала она, и ни один из солдат не усомнился в этом. (27) Шли рядом с нею, хвалебно говоря о том, как умен и храбр ее сын, она слушала их, гордо подняв голову, и не удивлялась — ее сын таков и должен быть!
(28) И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, пред тем, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца, — в шелке и бархате он пред нею, и оружие его в драгоценных камнях. (29) Всё — так, как должно быть; именно таким она видела его много раз во сне — богатым, знаменитым и любимым.
(30)— Мать! — говорил он, целуя ее руки. —(31) Ты пришла ко мне, значит, ты поняла меня, и завтра я возьму этот проклятый город!
(32)— В котором ты родился, — напомнила она.
(33) Опьяненный подвигами своими, обезумевший в жажде еще большей славы, он говорил ей с дерзким жаром молодости:
(34)— Я родился в мире и для мира, чтобы поразить его удивлением! (35) Я щадил этот город ради тебя — он как заноза в ноге моей и мешает мне так быстро идти к славе, как я хочу этого. (36) Но теперь — завтра — я разрушу гнездо упрямцев!
(37) Мать сказала ему:
(38) — Иди сюда, положи голову на грудь мне, отдохни, вспоминая, как весел и добр был ты ребенком и как все любили тебя…
(39) Он послушался, прилег на колени к ней и закрыл глаза…
(40) И задремал на груди матери, как ребенок.
(41) Тогда она, накрыв его своим черным плащом, воткнула нож в сердце его, и он, вздрогнув, тотчас умер — ведь она хорошо знала, где бьется сердце сына. (42) И, сбросив труп его с колен своих к ногам изумленной стражи, она сказала в сторону города:
(43) — Человек — я сделала для родины всё, что могла. (44) Мать — я остаюсь со своим сыном! (45) Мне уже поздно родить другого, жизнь моя никому не нужна.
(46) И тот же нож, еще теплый от крови его — ее крови, — она твердой рукою вонзила в свою грудь и тоже верно попала в сердце, — если оно болит, в него легко попасть.
(М.Горький «Сказки об Италии»)
Максим Горький — литературный псевдоним Алексея Максимовича Пешкова (1868-1936) — прозаик, драматург, поэт, публицист.
§
(1) У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи — пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь — живет своим умом.
(2) Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. (3) Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать — что такое божий мир и годится ли он для него?
(4) — Что, что? — спрашивала его воробьиха-мама.
(5) Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
(6) — Чересчур черна, чересчур!
(7) Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
(8) — Чив ли я?
(9) Мама-воробьиха одобряла его:
(10) — Чив, чив!
(11) А Пудик глотал букашек и думал: «Чем чванятся — червяка с ножками дали — чудо!» (12) И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.
(13) — Чадо, чадо, — беспокоилась мать, — смотри — чебурахнешься!
(14) — Чем, чем? — спрашивал Пудик.
(15) — Да не чем, а упадешь на землю, кошка — чик! и слопает! — объяснял отец, улетая на охоту.
(16) Так всё и шло, а крылья расти не торопились. (17) Подул однажды ветер, Пудик спрашивает:
(18) — Что, что?
(19) — Ветер. (20) Дунет он на тебя — чирик! и сбросит на землю — кошке! — объяснила мать.
(21) Это не понравилось Пудику, он и сказал:
(22) — А зачем деревья качаются?(23) Пусть перестанут, тогда ветра не будет…
(24) Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил — он любил объяснять всё по-своему.
(25) Идет мимо бани мужик, машет руками.
(26)— Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик, — одни косточки остались!
(27)— Это человек, они все бескрылые! — сказала воробьиха.
(28)— Почему?
(29)— У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?
(30)— Зачем?
(31)— Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…
(32)— Чушь! — сказал Пудик. (33)— Чушь, чепуха!(34) Все должны иметь крылья. (35) Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. (36) Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.
(37) Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится. (38) Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:
(39) Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
(40) А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.
(41) Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка — рыжая, зеленые глаза — тут как тут.
(41) Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
(42)— Честь имею, имею честь…
(43)А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали — страшная, храбрая, клюв раскрыла — в глаз кошке целит.
(44)— Прочь, прочь! (45)Лети, Пудик, лети на окно, лети…
(46) Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями — раз, раз и — на окне! (47) Тут и мама подлетела — без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
(48)— Что, что?
(49)— Ну что ж! — сказал Пудик. —(50) Всему сразу не научишься!
(51) А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них — рыжая, зеленые глаза — и сожалительно мяукает:
(52)— Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…
(53) И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…
(М. Горький* «Воробьишко»)
*Максим Горький (1868-1936) — прозаик, драматург, поэт, публицист.
Задание № 27 — сочинение
В демонстрационном варианте ЕГЭ 2022 задание №27 сформулировано следующим образом:
Из-за чего можно потерять баллы
Есть несколько моментов, из-за которых проверяющие могут снять баллы в 27 задании по русскому:
- неоправданные повторы (слово можно убрать/заменить на другое, и смысл не потеряется).
- клише (не нужно употреблять такие приевшиеся выражения, как «светлое будущее», «проходит красной нитью»).
- лишние притяжательные местоимения («наш текст», «в своей книге»).
- упоминание об актуальности и важности проблемы.
- ошибки в имени автора.
Баллы можно потерять на оформлении цитат.
Изменения в сочинении егэ по русскому языку в 2022 году
Сочинение не изменилось. Если кто то из вас уже готовился к сочинению в течение лета, притом опираясь на критерии прошлого года, вы можете смело продолжать в том же духе. Остались все те же самые части, то есть структура незыблема.
В работу в целом внесены следующие изменения: из части 1 экзаменационной работы исключено составное задание (1–3), проверяющее умение сжато передавать главную информацию прочитанного текста. Вместо него в экзаменационную работу включено составное задание, проверяющее умение выполнять стилистический анализ текста.
Уточнены нормы оценивания сочинения объёмом от 70 до 150 слов.
Ввиду внесенных в систему оценивания изменений уменьшился с 59 до 58 максимальный балл, который может получить на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году экзаменуемый за выполнение всех 27 заданий ЕГЭ.
Неизменным останется время, отведенное на выполнение 27 заданий ЕГЭ по русскому языку в 2022 году – всего 210 минут, из которых эксперты рекомендуют выделить на написание сочинения не менее 70 минут. Давайте теперь подробнее рассмотрим задание №27 – сочинение.
Для получения высокого балла необходимо найти проблему в представленном тексте, выразить свое отношение к ней и привести аргументы. Кроме того, оцениваются орфография и пунктуация, качество речи, отсутствие фактических ошибок.
Критерии оценивания сочинения
Чтобы понять, каким должен быть качественный текст, достойный максимального балла, необходимо четко понимать критерии оценивания сочинения по русскому языку, разработанные ФИПИ специально для ЕГЭ 2022 года.
- Сочинение не оценивается (оценивается в 0 баллов), если: объем текста менее 70 слов.
- Сочинение написано не по заданному тексту (не по заданной проблеме).
Для достижения максимально возможного результата объем текста должен быть в пределах 150-300 слов. Такие работы будут оценивать по 12 критериям.
В 2022 году проверка будет происходить по 12 пунктам, при этом критерии сочинения будут разделены на три блока: содержание; речевое оформление; грамотность.
Более детально рассмотреть каждый блок вы можете в разборе демоверсии ЕГЭ 2022.
Первый критерий является крайне важным, так как в случае отсутствия в тексте формулировки проблемы (либо проблема сформулирована неверно), задание №27 далее не проверяют и оценивают в «0» баллов.
Второй критерий направлен на проверку качества иллюстраций и комментариев к проблеме, демонстрирующих ее понимание экзаменуемым. Он наиболее весомый, из 12 пунктов, и оценивается максимально в 5 баллов.
Обратите внимание, что критерии сочинения по русскому языку требуют от выпускника не только сформулировать проблему (или проблемы) с опорой на данный текст, а и привести минимум 2 иллюстрации с пояснениями.
Третий критерий дает только 1 балл за наличие в тексте личной позиции автора и его отношения к описанной в сочинении проблеме.
К-4 позволяет получить еще 1 первичный балл, который будет начислен, если участник ЕГЭ выразит свое личное отношение к позиции автора с обоснованием своего согласия или несогласия.
Пятый критерий (речевое оформление) может дать будущему абитуриенту еще 2 балла за смысловую целостность и связность письменной речи.
За выразительность и точность речи можно получить 2 балла. Обратите внимание, что максимальный балл по данному критерию поставят только при условии, что в тексте соблюдены все речевые нормы.
Третий блок (грамотность) включает сразу 5 критериев, проверяющих соблюдение норм орфографии, пунктуации, грамматики, речевых и этических норм, а также правильное изложение фактов.
Максимальное количество баллов за сочинение — 25.
Оценивание сочинения
Раньше за сочинение давали 24 балла, а сейчас — 25. Это первичная оценка, составляющая 43% от возможных 58 баллов.
Согласно критериям сочинения ЕГЭ по русскому языку, проверяющие даже не возьмутся за работу, если:
- в тексте меньше чем 70 слов;
- ученик не придерживается темы сочинения и представленного выше плана.
Для того чтобы получить наивысшую оценку, следует написать примерно 150-300 слов. Что комиссия будет брать в расчет в процессе оценивания? Рассмотрим с помощью таблицы:
Внимание! Если в сочинении есть фрагменты, слово в слово переписанные из исходника, при подсчете количества слов их не учитывают.
Пишем сочинение — егэ по русскому языку в 2022, задание 27 — пример на максимальный балл по реальному экзаменационному тексту
По мнению школьников, сдающих ЕГЭ по русскому языку, наибольшую трудность представляет написание сочинения по предложенному тексту.
Читая эту публикацию, Вы сможете понять, 1) какой по содержанию и объему исходный текст ждать на экзамене в 2022 году, 2) каково экзаменационное задание к сочинению по тексту, 3) как может выглядеть написанное на максимальный балл сочинение, 4) по каким критериям оценивают сочинение эксперты.
Исходный текст.
(1) Часто я спрашиваю себя, когда думаю о занятии литературой: когда же это началось? (2) И как это вообще начинается? (3) Что впервые заставляет человека взять в руки перо, чтобы не выпускать его до конца жизни? (4) Труднее всего вспоминать, когда это началось. (5) Очевидно, писательство возникает в человеке, как душевное состояние, гораздо раньше, чем он начинает исписывать стопы бумаги. (6) Возникает ещё в юности, а может быть, и в детстве.
(7) В детстве и юности мир существует для нас в ином качестве, чем в зрелые годы. (8) В детстве горячее солнце, гуще трава, обильнее дожди, темнее небо и смертельно интересен каждый человек.
(9) Для детей каждый взрослый кажется существом немного таинственным — будь это плотник с набором фуганков, пахнущих стружкой, или учёный, знающий, почему трава окрашена в зелёный цвет.
(10) Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар, доставшийся нам от детства. (11) Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих трезвых лет, то он поэт или писатель. (12) В конце концов, разница между ними невелика. (13) Ощущение жизни как непрерывной новизны — вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство. (14) Когда я был гимназистом, я, конечно, писал стихи, такое множество стихов, что за месяц исписывал толстую общую тетрадь. (15) Стихи были плохие — пышные, нарядные и, как мне тогда казалось, довольно красивые. (16) Сейчас я забыл эти стихи. (17) Помню только отдельные строфы. (18) Например, такие:
О, срывайте цветы на поникших стеблях!
(19) Тихо падает дождь на полях.
(20) И в края, где горит дымно-алый осенний закат,
Пожелтелые листья летят…
(21) Но это ещё милость. (22) Чем дальше, тем больше я нагромождал в стихах всяческие, даже бессмысленные, красивости:
И опалами блещет печаль о любимом Саади
На страницах медлительных дней.
(23) Почему печаль «блещет опалами» — этого ни тогда, ни сейчас я объяснить не могу. (24) Просто меня увлекало самое звучание слов. (25) Я не думал о смысле. (26) Больше всего я писал стихов о море. (27) В ту пору я его почти не знал. (28) Это не было определённое море — не Чёрное, не Балтийское и Средиземное, а праздничное «море вообще». (29) Оно соединяло всё разнообразие красок, все преувеличения, всю безудержную романтику, лишённую подлинных людей, времени и реального географического пространства. (30) Тогда эта романтика окружала в моих глазах земной шар, подобно плотной атмосфере.
(31) Это было пенистое, весёлое море — родина крылатых кораблей и отважных мореплавателей. (32) Изумрудами горели на его берегах маяки. (33) В портах ключом била беззаботная жизнь. (34) Смуглые женщины неслыханной прелести были ввергнуты по моей авторской воле в кипение жестоких страстей. (35) В стихах и неясном волнении прошла большая часть моей бедной и по сути довольно горькой молодости. (36) Вскоре я бросил писать стихи. (37) Я понял, что это мишура, цветы из хорошо раскрашенных стружек, сусальная позолота. (38) Вместо стихов я написал свой первый рассказ. (39) У него была своя история.
(По К.Г.Паустовскому.)
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Проблема.
Что присуще поэтическому восприятию мира? Кто может стать писателем или поэтом? На эти вопросы ищет ответы писатель Паустовский, размышляя о собственном становлении.
Комментарий. Первый пример-иллюстрация и пояснение к нему (пояснение выделено).
Паустовский считает, что «писательство возникает в человеке, как душевное состояние, гораздо раньше, чем он начинает исписывать стопы бумаги» (предложение 5). Здесь автор обращает читательское внимание на предпосылки того, что может впоследствии превратиться в писательский труд. Предпосылкой является особое «душевное состояние», рождающееся в нас в детстве, когда окружающий мир исключительно интересен.
Комментарий. Второй пример-иллюстрация и пояснение к нему (пояснение выделено).
Какова дальнейшая судьба этого «душевного состояния» внутри человека, который покидает пределы детства и становится взрослым? Этому посвящена ещё одна важная авторская мысль (предложение 11): «Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих трезвых лет, то он поэт или писатель». То есть обязательным условием того, что кто-то станет поэтом или писателем, является сохранение и удержание дара «ощущения жизни как непрерывной новизны», несмотря на идущие «трезвые годы».
Комментарий. Смысловая связь между примерами. Анализ связи.
Приведённые нами в качестве примеров мысли автора дополняют друг друга и свидетельствуют о вдумчивом поиске суммы причин того, почему же тот или иной человек станет художником слова. В этих размышлениях Паустовский, опираясь исключительно на свой жизненный опыт, находит ответы на вопросы об истоках своего дара и делится открытиями с читателем.
Позиция автора.
Автор утверждает, что корни писательства скрыты внутри детства и юности. Яркость и глубина переживания окружающего мира присущи восприятию ребёнка, и человек, сохранивший в себе способность тонко чувствовать жизнь, может впоследствии стать художником слова.
Согласие либо несогласие с автором. Обоснование.
Нельзя не согласиться с Константином Паустовским. Я вспоминаю книгу Михаила Пришвина “Незабудки”, где, подобно Паустовскому, писатель утверждает, что истоки его творчества — в детстве, внутри того мальчика, которого всю жизнь “носит” в себе.
Сохраним же в себе дар “ощущения жизни как непрерывной новизны”!
Объем сочинения — 264 слова, согласно word count в документах Гугл.
Ниже кратко (!) о критериях оценки сочинения, которые используют проверяющие работу эксперты (в скобках указано возможное количество баллов по критерию).
К1. Формулировка проблем исходного текста (0, 1).
К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (0 – пересказ, непонимание текста, комментарий иной проблемы, комментарий без опоры на текст, нет примеров из текста; максимальный балл — 6, максимальный балл будет выставлен, если приведены 2 примера-иллюстрации, если даны пояснения к каждому примеру, если указана и проанализирована смысловая связь между примерами).
К3. Отражение позиции автора исходного текста (0, 1).
К4. Отношение к позиции автора исходного текста и обоснование его (0, 1).
К5. Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения (0, 1, 2). Коммуникативный замысел, логические ошибки, абзацное членение текста.
К6. Точность и выразительность речи (0, 1, 2). Высший балл, если по 10 критерию (речевые нормы) тоже высший балл.
К7. Орфографические нормы (0 – 5 и более ошибок, 1 – 3-4 ошибки, 2 – 1-2 ошибки, 3 – нет ошибок).
К8. Пунктуационные нормы (0 – 6 и более ошибок, 1 – 4-5 ошибок, 2 – 1-3 ошибки, 3 – нет ошибок).
К9. Грамматические нормы (0 – 3 и более ошибок, 1 – 1-2 ошибки, 2 – нет ошибок).
К10. Речевые нормы (0 – 4 и более ошибок, 1 – 2-3 ошибки, 2 – не более 1 ошибки).
К11. Этические нормы (0, 1).
К12. Фактологическая точность (0, 1).
Максимальный балл за сочинение — 25.
Я много лет готовлю школьников к ЕГЭ по русскому языку. Как правило, мои ученики сдают ЕГЭ на высокие баллы.
Готовьтесь к сочинению — и у Вас обязательно всё получится!
Приглашаю учеников 10 и 11 классов на занятия по подготовке к ЕГЭ. Условия: дистанционно для группы из двух учеников, продолжительность 120 минут, стоимость одного занятия для ученика — 2500. Записаться Вы можете с помощью формы ниже. Оставляйте телефон, пожалуйста. Обращайтесь, если нужна помощь!
Ещё один пример сочинения, написанного по критериям ЕГЭ. Текст Дины Рубиной о ценности вещей из прошлого. Читайте!
И ещё полезный пример! Текст Радзишевского о профессионализме.
Учите слова из орфоэпического списка (тут видео)!
С уважением, репетитор русского языка и литературы Павлов Алексей Викторович.
План сочинения
Исходя из требований к выполнению задания №27, можно получить детальный план написания сочинения по русскому, который поможет справиться с поставленной на ЕГЭ 2022 задачей, независимо от темы и затронутых проблем. Проанализировав требования задания №27 мы можем составить план сочинения ЕГЭ 2022 по русскому языку.
Сочинение по русскому имеет четкую структуру. Написанные не по плану тексты оцениваются низко: эксперт поставит баллы лишь за грамотность и соблюдение речевых норм. Структура 27 задания на ЕГЭ по русскому выглядит следующим образом (порядок частей важен!):
Проблема
Для того чтобы выделить изложенную в тексте проблему, его нужно внимательно прочитать. Потом задать себе ряд вопросов:
- Что говорит нам автор?
- Какие чувства я испытываю после прочтения?
- Какая тема проходит через весь рассказ?
Как только появились хотя бы примерные очертания проблемы, составить два комментария. Если получилось, задачу можно считать выполненной. Если нет, стоит еще раз задать себе вышеупомянутые вопросы.
Проблема текста
Проблема — вопрос, на который дается ответ в тексте. Важно отличать ее от темы. Как правило, тема высказана одним-двумя словами, она абстрактна и не призывает к рассуждению. Проблема же направлена на раскрытие какого-то понятия, связана с моральным или философским вопросом, носит негативный оттенок (неприятности, конфликты).
Кроме того, иногда она расширяет какой-то моральный аспект (не просто «проявление доброты», а «проявление доброты к детям»). Проблема может быть выражена утвердительным предложением, в таком случае автор ставит или поднимает ее. Можно сформулировать проблему в форме вопроса.
- роль/значение (проблема значения литературы в жизни человека).
- проявление (проблема проявления жестокости на войне).
- отношение (проблема отношения человека к слабостям других).
- влияние (проблема влияния любви на людей).
Своя позиция
В 27 задании нужно не только найти позицию рассказчика, но и высказать свою. Во-первых, необходимо выразить согласие или несогласие с автором («Я согласен с автором и тоже считаю, что роль искусства в жизни сложно переоценить»). Вы можете быть несогласны с мнением рассказчика, но нужно уметь аргументировать свою позицию.
Очень важно не принижать автора и относиться с уважением к его словам. Во-вторых, необходимо обосновать свою точку зрения. Требуется объяснить ход ваших мыслей, привести хотя бы один аргумент. Можно воспользоваться такой формулировкой: «Примером, подтверждающим мою точку зрения, является…». Что можно использовать для обоснования:
- литературу;
- пословицы и поговорки;
- песни;
- фильмы;
- исторические события;
- примеры из культуры;
- биографии известных людей;
- научные факты, статистику;
- логические рассуждения.
Собственная позиция
Здесь все понятно. Нужно высказать свое мнение по поводу проблемы и подтвердить его какими-либо аргументами.
Советы педагогов
Для того чтобы успешно пройти задание No27, не нужно читать и запоминать десятки уже готовых сочинений, которые можно легко найти в сети. Достаточно научиться логически рассуждать, анализировать предложенную информацию и делать выводы.Уже заранее известно, какие темы будут затронуты на экзамене. Рассмотрим подробнее, о чем предлагает подумать ФИПИ:
- отношения отцов и детей;
- как детство влияет на формирование личности;
- как классическая литература влияет на духовное развитие современных людей;
- в чем смысл жизни;
- честь и достоинство;
- патриотизм;
- человек и природа;
- человек и власть.
Это лишь часть направлений. Конечно, самый легкий вариант — найти и запомнить уже готовые тексты на перечисленные темы. Но есть два «но». Во-первых, неизвестно, какая именно из них попадется на экзамене. А, во-вторых, проверяющие знают гораздо больше, чем думают школьники, и имеют доступ к интернет-ресурсам.
Поэтому опытные педагоги советуют не хитрить, а развивать в себе аналитическое мышление.
Памятка по написанию сочинения егэ 2022
2. Укажите авторскую позицию, то есть то главное, что хотел сказать автор. Авторская позиция — это ответ на вопрос, который надо задать в начале сочинения: это и будет проблемой текста.
3. Когда определена проблема текста, надо подобрать 2 примера-иллюстрации, которые и подведут к авторской позиции.
4. К каждому примеру нужно дать пояснение – короткий вывод из иллюстрации: для чего нужен этот пример?
5. После 2 примеров и пояснений к ним укажите смысловую связь между примерами: они либо дополняют друг друга, либо противопоставлены друг другу, либо это причинно-следственная связь и т.п.) и проанализируйте эту связь: для чего именно так показаны примеры?
6. Далее запишите авторскую позицию.
7. Далее укажите согласие (несогласие) с автором и объясните свою позицию, подтвердив её фактами или из личного опыта, или из истории, или из художественной литературы.
8. Сделайте вывод, причём вывод должен быть связан и с проблемой, и с авторской позицией, и с собственным мнением.
Абзацы | Разделы сочинения | Клише к каждому разделу сочинения |
Абзац I. | Проблема. | …? Таким вопросом задаётся автор предложенного для анализа текста. (Такую проблему затрагивает в тексте писатель ФИО). |
Абзац II. | Комментарий I. Пояснение к I комментарию. | Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает (описывает…(Рассуждая об этом, писатель приводит пример…) Так автор показывает…(выражает своё отношение к…) |
Абзац III. | Комментарий II. Пояснение к II комментарию . | Далее автор (показывает, замечает… ) Таким образом, автор… (Здесь автор…) |
Абзац IV. | Смысловая связь. Анализ связи. | Эти два примера (дополняют друг друга, противопоставлены друг другу…). В первом примере показано (рассказывалось о…, описано …), а по втором — … Это для того, чтобы показать (убедить, заострить внимание на…) |
Абзац V. | Позиция автора. | Позиция автора ясна: ФИО утверждает, что… |
Абзац VI. | Согласие с автором. | Я согласен с автором, потому что считаю, что… |
Абзац VII. | Подтверждение своей точки зрения | Подтверждением моей позиции служит пример из … (романа ФИО писателя «Название произведения», в котором герой…) |
Абзац VIII. | Вывод. | В заключение хочу сказать, что…(призыв) (Из вышесказанного видно, что… Таким образом, можно сделать вывод, что…) |
Заключение
Итак, структура сочинения по русскому языку ЕГЭ 2022 года остается неизменной. Для школьников это все также возможность показать не только свои знания, но и способность видеть проблему, составлять связное и грамотное рассуждение. Главное — не пытаться перехитрить проверяющих, выставляя чужое сочинение, скачанное из сети, за свое.
Вывод
Как в любом тексте, вывод — это пара предложений, в которых следует подытожить все вышесказанное.