Как написать комментарий ЕГЭ к сформулированной проблеме сочинения

Как написать комментарий ЕГЭ к сформулированной проблеме сочинения ЕГЭ

План сочинения ЕГЭ

Структура сочинения состоит из следующих разделов:

Аргументы должны быть:

  1. Точными.
  2. Развёрнутыми и убедительными.
  3. Доказывать вашу точку зрения.

Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример. Не важно с одного произведения или разных. Помните, что писать аргументы одним абзацем — нельзя. Перед каждым аргументом должен идти тезис, так ка не понятно зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.

Все тесты

  • Тест на темуИстория философии древней Греции: школы, яркие представители5 вопросов
  • Тест на темуТайна рождения, правления и смерти царя Миноса5 вопросов
  • Тест на темуАртемида — древнегреческая богиня охоты5 вопросов
  • Тест на темуМифы и интересные факты о богине Бастет5 вопросов
  • Тест на темуРоль и место бога Посейдона в древнегреческой мифологии5 вопросов
  • Тест на темуОписание древнегреческого бога Гермеса5 вопросов
  • Тест на темуПроисхождение и культ бога Юпитера в Древнем Риме5 вопросов
  • Тест на темуКакие соседи были у Римской империи?5 вопросов
  • Тест на темуКраткое описание шумерских городов-государств5 вопросов
  • Тест на темуИстория второй войны Рима с Карфагеном5 вопросов
  • Тест на темуПричины, ход и итоги восстания Спартака5 вопросов
  • Тест на темуПричины распада державы Александра Македонского5 вопросов
  • Тест на темуКак жили древние ацтеки: общество, жертвоприношения, наука5 вопросов
  • Тест на темуОбраз жизни, права и обязанности метеков в Древней Греции5 вопросов
  • Тест на темуИстория древнегреческого циклопа Полифема5 вопросов
  • Тест на темуИстория древней Финикии5 вопросов
  • Тест на темуКультура и искусство Древней Индии5 вопросов
  • Тест на темуКультура и искусство Древнего Египта5 вопросов
  • Тест на темуИстория битвы при Гавгамелах5 вопросов
  • Тест на темуОсобенности спартанского воспитания и обучения5 вопросов
  • Тест на темуКраткий экскурс в викторианскую эпоху5 вопросов
  • Тест на темуКто в разные эпохи правил Англией5 вопросов
  • Тест на темуИстория правления короля Сигизмунда 35 вопросов
  • Тест на темуПричины и ход великого отступления 1915 года5 вопросов
  • Тест на темуСуть и значение Русской Правды — первого свода законов5 вопросов
  • Тест на темуОсновные положения доктрины Монро и итоги ее принятия5 вопросов
  • Тест на темуИстория Смоленского сражения: предыстория, ход и итоги5 вопросов
  • Тест на темуКраткая история государства Могулистан4 вопроса
  • Тест на темуПричины появления и история существования Боспорского царства5 вопросов
  • Тест на темуВосстание против Золотой Орды в Твери в 1327 году5 вопросов
  • Тест на темуЖизнь посадских людей в средневековой Руси5 вопросов
  • Тест на темуПредпосылки и теории образования Древнерусского государства5 вопросов
  • Тест на темуОсновные положения “Правды Ярославичей”5 вопросов
  • Тест на темуКатегории населения в Древней Руси5 вопросов
  • Тест на темуВосстание в Киеве в 1068 году и разгром половцев5 вопросов
  • Тест на темуИстория возникновения английского парламента5 вопросов
  • Тест на темуХод битвы на Косовом поле и ее последствия5 вопросов
  • Тест на темуОписание торгового пути из варяг в греки5 вопросов
  • Тест на темуЧереда монгольских завоеваний: от Чингисхана до Тамерлана5 вопросов
  • Тест на темуИстория Монгольской империи: становление, расцвет и падение5 вопросов
  • Тест на темуОсобенности феодального общества в период Средневековья5 вопросов
  • Тест на темуПричины и итоги гражданской войны в Англии5 вопросов
  • Тест на темуКраткая история династии Гогенцоллернов в Германии5 вопросов
  • Тест на темуКак проходила революция в США и чего удалось добиться?5 вопросов
  • Тест на темуПричины и итоги кубинской революции5 вопросов
  • Тест на темуУсловия и последствия заключения Парижского мира5 вопросов
  • Тест на темуМир культуры эпохи Просвещения: художественная литература, музыка, живопись5 вопросов
  • Тест на темуКраткое описание эпохи раннего Нового времени5 вопросов
  • Тест на темуЗарождение и устройство республики соединенных провинций Нидерландов5 вопросов
  • Тест на темуЧто спровоцировало распад арабского халифата?5 вопросов
Про ЕГЭ:  Что делать, если не сдал ЕГЭ? Все варианты развития событий
  • Тест на темуНазначение осадкомера и нюансы его использования5 вопросов
  • Тест на темуОпределение и характеристики нулевого меридиана5 вопросов
  • Тест на темуПервое кругосветное путешествие Фернана Магеллана5 вопросов
  • Тест на темуСкандинавский полуостров5 вопросов
  • Тест на темуВиды и источники питания рек5 вопросов
  • Тест на темуНазвания и характеристика карликовых планет Солнечной системы5 вопросов
  • Тест на темуОписание покровных ледников: характеристики, расположение5 вопросов
  • Тест на темуКакие есть вулканы в Евразии: названия с описанием5 вопросов
  • Тест на темуОпределение и расчет ресурсообеспеченности стран5 вопросов
  • Тест на темуСписок республик России со столицами5 вопросов
  • Тест на темуХарактеристики населения Урала: численность, плотность, размещение5 вопросов
  • Тест на темуХарактеристики горы Народной: расположение на карте, климат5 вопросов
  • Тест на тему10 самых крупных городов на Урале5 вопросов
  • Тест на темуЖивотные, населяющие Северный Ледовитый океан5 вопросов
  • Тест на темуМаршруты и виды внутреннего водного транспорта России5 вопросов
  • Тест на темуОписание традиционных религий в России5 вопросов
  • Тест на темуКакие животные обитают в Евразии5 вопросов
  • Тест на темуОписание Пиренейского полуострова: рельеф, климат, страны5 вопросов
  • Тест на темуГеографическое описание Японского моря5 вопросов
  • Тест на темуГеографическое описание Южного Ледовитого океана5 вопросов
  • Тест на темуПлемя бушменов: где и как живут кустарниковые люди5 вопросов
  • Тест на темуСамые крупные экологические катастрофы мира5 вопросов
  • Тест на темуОсновные законы, обеспечивающие движение планет Солнечной системы5 вопросов
  • Тест на темуКак происходит процесс образования почвы5 вопросов
  • Тест на темуОбщая географическая характеристика стран Зарубежной Европы5 вопросов
  • Тест на темуОбзор крупных городов Франции5 вопросов
  • Тест на темуОсобенности географического положения Франции5 вопросов
  • Тест на темуСамые большие страны Зарубежной Европы5 вопросов
  • Тест на темуКлиматические условия и природные зоны Египта5 вопросов
  • Тест на темуСостав и характеристики экономически активного населения5 вопросов
  • Тест на темуРасположение и характеристики Татарского пролива5 вопросов
  • Тест на темуЕсть ли в России анклавы и где они находятся?5 вопросов
  • Тест на темуФормы и особенности рельефа Северного Кавказа5 вопросов
  • Тест на темуМногообразие природных ресурсов на Урале5 вопросов
  • Тест на темуГеографическое описание реки Терек5 вопросов
  • Тест на темуМногообразие природных ресурсов на Урале3 вопроса
  • Тест на темуКраткая характеристика островов, принадлежащих России5 вопросов
  • Тест на темуКак и почему рельеф местности влияет на климат?5 вопросов
  • Тест на темуКак и из чего образуются горы?5 вопросов
  • Тест на темуСтраны социалистического лагеря в 21 веке5 вопросов
  • Тест на темуДеление Зарубежной Европы на субрегионы5 вопросов
  • Тест на темуПонятие и расчет миграционного прироста населения5 вопросов
  • Тест на темуХарактеристика арктического климатического пояса5 вопросов

Как автор позволяет читателю увидеть аспекты проблемы

С помощью:

  • композиции текста, ведь в ней «отражается не просто авторская мысль, но движение авторской мысли…»( Е.А. Маймин)
  • композиционных приёмов(повтора, усиления, противопоставления, монтажа). Они служат расстановке нужных автору акцентов и направленно «подают» читателю информацию о тексте.
  • типов речи;
  • художественной идеи, включающей в себя и направленную интерпретацию, и оценку автором определенных жизненных явлений;
  • элементов композиции: предисловий, диалогов, монологов, художественных описаний портретов, пейзажей, интерьеров и т.п.;
  • выбора лица, от которого ведётся повествование:

    а) Субъективное повествование.
    В этот подвид входят почти вся проза, изложенная от первого лица. Рассказчик излагает не только объективно происходящее, но и свои собственные по этому поводу мысли, ощущения и чувства.
    б) Объективное повествование.
    В этом случае рассказчик-автор сообщает читателю только объективную сторону происходящего и утаивает свои собственные суждения. О них судят косвенно – из диалогов, действий и т.д.
    в) «Автобиография», взгляд в прошлое ( ретроспектива)
    Рассказчик описывает своё прошлое, но с новым пониманием, более зрелым и мудрым, чем в те времена.

Образец:

  • (1) Шел май сорок третьего года.
  • (2) На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих.
  • (3) Суп был сварен с макаронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело.
  • (4) В пару со мной угодил пожилой боец.
  • (5) Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко.
  • (6) Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая деревянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая…
  • (7) Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет.
  • (8) Зачерпывать-то он зачерпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплескивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше.
  • (9) В котелке оказалась одна макаронина.
  • (10) Одна на двоих.
  • (11) Длинная, из довоенного теста, может, и из самой Америки, со «второго фронта».
  • (12) Мутную жижицу мы перелили ложками в себя, и она не утолила, а лишь сильнее возбудила голод.
  • (13) Ах, как хотелось мне сцапать ту макаронину, не ложкой, нет, с ложки она соскользнет обратно, шлепнется в котелок, рукою мне хотелось ее сцапать — и в рот!
  • (14) Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом со мной сделаешь?
  • (15) Ну, завезешь по лбу ложкой, ну, может, пнешь и скажешь: «Шакал!»
  • (16) Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя.
  • (17) В моих глазах жило одно лишь трагическое видение — белая макаронина…
  • (18) Раздался тихий звук.
  • (19) Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет…
  • (20)Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась еще дородней и привлекательней своим царственным телом.
  • (21) Мой напарник первый раз пристально глянул на меня — и в глубине его усталых глаз я заметил какое-то всепонимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности.
  • (22) Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиньше, он загребет себе.
  • (23) Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиньше.
  • (24) Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул ее в вещмешок и ушел куда-то.
  • (25) В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение.
  • (26) И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь.
Про ЕГЭ:  Критерии проверки и оценка решений задания 15 ЕГЭ–2018 — Студопедия.Нет

Как проследить развитие авторской мысли в тексте комментария

Для этого нужно исходный текст разделить на микротемы — предложения:

  • объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы;
  • выделить основную мысль каждой микротемы;
  • сформулировать данную мысль;
  • записать её в виде пункта плана.

Клише для вступления в сочинении:

  • Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…
  • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…

Недочёты, способные снизить балл


При комментировании сочинений иногда экзаменуемые допускают некоторые неявные ошибки, которые, однако, имеют сильное влияние при оценивании работы. К таким промахам стоит отнести:

В целом, чтобы успешно и правильно комментировать в сочинениях проблемы, требуется лишь постоянная практика под руководством преподавателей или профессионального репетитора. Опыт в подробном анализе художественных произведений поможет сдать экзамен по русскому языку на высокий балл.

Поиск главной проблемы текста

Написание комментария подразумевает, что экзаменуемый хорошо освоил умение работать с различной информацией. Как правило, в тексте она подразделяется на три вида:

  • фактуальная (описание каких-либо процессов, событий и фактов);
  • концептуальная (авторская оценка и понимание рассмотренных событий и отношений);
  • скрытая или подтекстовая (то., о чём говорится неявно, а лишь намёками).

Про ЕГЭ:  Общие итоги ЕГЭ-2022 — большое количество слабых результатов

Для создания вдумчивого комментария к проблеме на ЕГЭ зачастую требуется правильно проанализировать именно концептуальную информацию и на основе этого материала составить своё мнение о точке зрения автора и его понимании мира.

Иногда раскрыть полностью замысел автора представляется довольно сложной задачей, поскольку далеко не всегда автор «прямым текстом» показывает читателю своё отношение и мнение к происходящему. И тогда экзаменуемому необходимо самому, проанализировав описанные события и действия, найти их взаимосвязь с видением проблемы автором.

Для полного понимания представленного текста необходимо внимательно и подробно оценить важные факты, поступки и высказывания. И на основании прочитанного нужно обобщить и сделать соответствующий вывод. Для этих целей рекомендуется пользоваться тремя основными вопросами:

  1. Что автор пытался передать читателю, описав этот поступок или событие?
  2. На основании чего можно понять, что автор придерживается именно такого отношения к данному событию?
  3. Какое значение для произведения имеют упомянутые события?

Правила написание комментариев

Вариант №1: Идём по тексту

Речевые клише для комментариев

  • Размышляя над этим вопросом, писатель(публицист) вспоминает случай из собственной жизни и рассказывает о том, как…
  • …приводит факты из биографии … и рассказывает о том, как…
  • …делится любопытным жизненным наблюдением…
  • …рассказывает историю о том, как….
  • В центре внимания … — история из жизни…

Характеристика ДЕЙСТВИЙ автора исходного текста ( что делает автор, чтобы ответить на поставленный и м вопрос). По сути надо ответить на вопросы:

  • о каких поступках своих героев рассказывает автор?
  • какую оценку он дает поступкам своих героев?
  • на каких мыслях своих героев акцентирует внимание? и т.п.

https://www.youtube.com/watch?v=XWLsWPUJIso

ХАРАКТЕРИЗУЕМ ДЕЙСТВИЯ АВТОРА, а не героев.

Речевые клише:

  • Как подчеркивает автор текста…
  • Этот случай заставил автора задуматься о том…
  • Автор пытается понять причины того, почему…
  • Автор обращает внимание читателей на тот факт, что… и т.п.

Характеристика ЧУВСТВ и ЭМОЦИЙ автора.

Речевые клише:

  • Автор с возмущением
  • негодованием
  • нескрываемой тревогой
  • искренним недоумением
  • нескрываемым волнением
  • восхищением… говорит о том, что…
  • Автор осуждает героя за…
  • Автор восхищается людьми, которые…
  • Публициста удивляет тот факт, почему его герой…

Синтаксические маркеры к комментарию

Начало комментария
  • Проблему (чего?) автор раскрывает на примере…
  • Этот вопрос автор раскрывает, изучая…
  • Рассматривая проблему (чего?) на примере…, автор с( иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что…
  • Комментируя данную проблему, хочется отметить её (типичность; новизну; актуальность и т.д.).
  • Проблема актуальна особенно сегодня, потому что…
  • Комментируя эту проблему, нельзя не отметить (ряд её интересных аспектов; её аспекты, которые особенно волнуют автора и т.п.)
Продолжение комментария
  • На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к ….
  • Автор дает прямые оценки явлениям и событиям:…
  • Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя…
  • Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором.
  • Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что…
  • Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры.
  • Обосновывая (доказывая) свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы.
  • Автор обосновывает свое мнение, указав причины, которые делают эту проблему актуальной.
  • Автор, осмысливая эту ситуацию, пишет , что….
  • Автору важно убедить читателя в том, что…
Финальная часть комментария и переход к формулировке авторской позиции
  • Таким образом, авторская позиция по
  • исследуемой проблеме очевидна:…
    … – вот авторская позиция по данной проблеме.
  • Автор считает, что…
  • Авторская позиция очевидна: …
  • Сложно не согласиться с авторской позицией: …
  • Автор убеждён:…..
  • Мнение автора по данной проблеме очевидно:…. и т.д.

Учебник по написанию и оформлению сочинения

  1. План и структура сочинения
  2. Как написать сочинение
  3. Как написать сочинение по ЕГЭ
  4. Как написать сочинение по русскому языку
  5. Как написать сочинение по истории
  6. Как написать сочинение по обществознанию
  7. Как написать сочинение рассуждение
  8. Как написать сочинение по картине
  9. Критерии оценивания сочинения
Оцените статью
ЕГЭ Live