- План сочинения ЕГЭ
- Аргументы должны быть:
- Все тесты
- Как автор позволяет читателю увидеть аспекты проблемы
- Как проследить развитие авторской мысли в тексте комментария
- Клише для вступления в сочинении:
- Недочёты, способные снизить балл
- Поиск главной проблемы текста
- Правила написание комментариев
- Речевые клише для комментариев
- Синтаксические маркеры к комментарию
- Учебник по написанию и оформлению сочинения
План сочинения ЕГЭ
Структура сочинения состоит из следующих разделов:
Аргументы должны быть:
- Точными.
- Развёрнутыми и убедительными.
- Доказывать вашу точку зрения.
Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример. Не важно с одного произведения или разных. Помните, что писать аргументы одним абзацем — нельзя. Перед каждым аргументом должен идти тезис, так ка не понятно зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.
Все тесты
- Тест на темуИстория философии древней Греции: школы, яркие представители5 вопросов
- Тест на темуТайна рождения, правления и смерти царя Миноса5 вопросов
- Тест на темуАртемида — древнегреческая богиня охоты5 вопросов
- Тест на темуМифы и интересные факты о богине Бастет5 вопросов
- Тест на темуРоль и место бога Посейдона в древнегреческой мифологии5 вопросов
- Тест на темуОписание древнегреческого бога Гермеса5 вопросов
- Тест на темуПроисхождение и культ бога Юпитера в Древнем Риме5 вопросов
- Тест на темуКакие соседи были у Римской империи?5 вопросов
- Тест на темуКраткое описание шумерских городов-государств5 вопросов
- Тест на темуИстория второй войны Рима с Карфагеном5 вопросов
- Тест на темуПричины, ход и итоги восстания Спартака5 вопросов
- Тест на темуПричины распада державы Александра Македонского5 вопросов
- Тест на темуКак жили древние ацтеки: общество, жертвоприношения, наука5 вопросов
- Тест на темуОбраз жизни, права и обязанности метеков в Древней Греции5 вопросов
- Тест на темуИстория древнегреческого циклопа Полифема5 вопросов
- Тест на темуИстория древней Финикии5 вопросов
- Тест на темуКультура и искусство Древней Индии5 вопросов
- Тест на темуКультура и искусство Древнего Египта5 вопросов
- Тест на темуИстория битвы при Гавгамелах5 вопросов
- Тест на темуОсобенности спартанского воспитания и обучения5 вопросов
- Тест на темуКраткий экскурс в викторианскую эпоху5 вопросов
- Тест на темуКто в разные эпохи правил Англией5 вопросов
- Тест на темуИстория правления короля Сигизмунда 35 вопросов
- Тест на темуПричины и ход великого отступления 1915 года5 вопросов
- Тест на темуСуть и значение Русской Правды — первого свода законов5 вопросов
- Тест на темуОсновные положения доктрины Монро и итоги ее принятия5 вопросов
- Тест на темуИстория Смоленского сражения: предыстория, ход и итоги5 вопросов
- Тест на темуКраткая история государства Могулистан4 вопроса
- Тест на темуПричины появления и история существования Боспорского царства5 вопросов
- Тест на темуВосстание против Золотой Орды в Твери в 1327 году5 вопросов
- Тест на темуЖизнь посадских людей в средневековой Руси5 вопросов
- Тест на темуПредпосылки и теории образования Древнерусского государства5 вопросов
- Тест на темуОсновные положения “Правды Ярославичей”5 вопросов
- Тест на темуКатегории населения в Древней Руси5 вопросов
- Тест на темуВосстание в Киеве в 1068 году и разгром половцев5 вопросов
- Тест на темуИстория возникновения английского парламента5 вопросов
- Тест на темуХод битвы на Косовом поле и ее последствия5 вопросов
- Тест на темуОписание торгового пути из варяг в греки5 вопросов
- Тест на темуЧереда монгольских завоеваний: от Чингисхана до Тамерлана5 вопросов
- Тест на темуИстория Монгольской империи: становление, расцвет и падение5 вопросов
- Тест на темуОсобенности феодального общества в период Средневековья5 вопросов
- Тест на темуПричины и итоги гражданской войны в Англии5 вопросов
- Тест на темуКраткая история династии Гогенцоллернов в Германии5 вопросов
- Тест на темуКак проходила революция в США и чего удалось добиться?5 вопросов
- Тест на темуПричины и итоги кубинской революции5 вопросов
- Тест на темуУсловия и последствия заключения Парижского мира5 вопросов
- Тест на темуМир культуры эпохи Просвещения: художественная литература, музыка, живопись5 вопросов
- Тест на темуКраткое описание эпохи раннего Нового времени5 вопросов
- Тест на темуЗарождение и устройство республики соединенных провинций Нидерландов5 вопросов
- Тест на темуЧто спровоцировало распад арабского халифата?5 вопросов
- Тест на темуНазначение осадкомера и нюансы его использования5 вопросов
- Тест на темуОпределение и характеристики нулевого меридиана5 вопросов
- Тест на темуПервое кругосветное путешествие Фернана Магеллана5 вопросов
- Тест на темуСкандинавский полуостров5 вопросов
- Тест на темуВиды и источники питания рек5 вопросов
- Тест на темуНазвания и характеристика карликовых планет Солнечной системы5 вопросов
- Тест на темуОписание покровных ледников: характеристики, расположение5 вопросов
- Тест на темуКакие есть вулканы в Евразии: названия с описанием5 вопросов
- Тест на темуОпределение и расчет ресурсообеспеченности стран5 вопросов
- Тест на темуСписок республик России со столицами5 вопросов
- Тест на темуХарактеристики населения Урала: численность, плотность, размещение5 вопросов
- Тест на темуХарактеристики горы Народной: расположение на карте, климат5 вопросов
- Тест на тему10 самых крупных городов на Урале5 вопросов
- Тест на темуЖивотные, населяющие Северный Ледовитый океан5 вопросов
- Тест на темуМаршруты и виды внутреннего водного транспорта России5 вопросов
- Тест на темуОписание традиционных религий в России5 вопросов
- Тест на темуКакие животные обитают в Евразии5 вопросов
- Тест на темуОписание Пиренейского полуострова: рельеф, климат, страны5 вопросов
- Тест на темуГеографическое описание Японского моря5 вопросов
- Тест на темуГеографическое описание Южного Ледовитого океана5 вопросов
- Тест на темуПлемя бушменов: где и как живут кустарниковые люди5 вопросов
- Тест на темуСамые крупные экологические катастрофы мира5 вопросов
- Тест на темуОсновные законы, обеспечивающие движение планет Солнечной системы5 вопросов
- Тест на темуКак происходит процесс образования почвы5 вопросов
- Тест на темуОбщая географическая характеристика стран Зарубежной Европы5 вопросов
- Тест на темуОбзор крупных городов Франции5 вопросов
- Тест на темуОсобенности географического положения Франции5 вопросов
- Тест на темуСамые большие страны Зарубежной Европы5 вопросов
- Тест на темуКлиматические условия и природные зоны Египта5 вопросов
- Тест на темуСостав и характеристики экономически активного населения5 вопросов
- Тест на темуРасположение и характеристики Татарского пролива5 вопросов
- Тест на темуЕсть ли в России анклавы и где они находятся?5 вопросов
- Тест на темуФормы и особенности рельефа Северного Кавказа5 вопросов
- Тест на темуМногообразие природных ресурсов на Урале5 вопросов
- Тест на темуГеографическое описание реки Терек5 вопросов
- Тест на темуМногообразие природных ресурсов на Урале3 вопроса
- Тест на темуКраткая характеристика островов, принадлежащих России5 вопросов
- Тест на темуКак и почему рельеф местности влияет на климат?5 вопросов
- Тест на темуКак и из чего образуются горы?5 вопросов
- Тест на темуСтраны социалистического лагеря в 21 веке5 вопросов
- Тест на темуДеление Зарубежной Европы на субрегионы5 вопросов
- Тест на темуПонятие и расчет миграционного прироста населения5 вопросов
- Тест на темуХарактеристика арктического климатического пояса5 вопросов
Как автор позволяет читателю увидеть аспекты проблемы
С помощью:
- композиции текста, ведь в ней «отражается не просто авторская мысль, но движение авторской мысли…»( Е.А. Маймин)
- композиционных приёмов(повтора, усиления, противопоставления, монтажа). Они служат расстановке нужных автору акцентов и направленно «подают» читателю информацию о тексте.
- типов речи;
- художественной идеи, включающей в себя и направленную интерпретацию, и оценку автором определенных жизненных явлений;
- элементов композиции: предисловий, диалогов, монологов, художественных описаний портретов, пейзажей, интерьеров и т.п.;
выбора лица, от которого ведётся повествование:
а) Субъективное повествование.
В этот подвид входят почти вся проза, изложенная от первого лица. Рассказчик излагает не только объективно происходящее, но и свои собственные по этому поводу мысли, ощущения и чувства.
б) Объективное повествование.
В этом случае рассказчик-автор сообщает читателю только объективную сторону происходящего и утаивает свои собственные суждения. О них судят косвенно – из диалогов, действий и т.д.
в) «Автобиография», взгляд в прошлое ( ретроспектива)
Рассказчик описывает своё прошлое, но с новым пониманием, более зрелым и мудрым, чем в те времена.
Образец:
- (1) Шел май сорок третьего года.
- (2) На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих.
- (3) Суп был сварен с макаронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело.
- (4) В пару со мной угодил пожилой боец.
- (5) Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко.
- (6) Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая деревянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая…
- (7) Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет.
- (8) Зачерпывать-то он зачерпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплескивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше.
- (9) В котелке оказалась одна макаронина.
- (10) Одна на двоих.
- (11) Длинная, из довоенного теста, может, и из самой Америки, со «второго фронта».
- (12) Мутную жижицу мы перелили ложками в себя, и она не утолила, а лишь сильнее возбудила голод.
- (13) Ах, как хотелось мне сцапать ту макаронину, не ложкой, нет, с ложки она соскользнет обратно, шлепнется в котелок, рукою мне хотелось ее сцапать — и в рот!
- (14) Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом со мной сделаешь?
- (15) Ну, завезешь по лбу ложкой, ну, может, пнешь и скажешь: «Шакал!»
- (16) Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя.
- (17) В моих глазах жило одно лишь трагическое видение — белая макаронина…
- (18) Раздался тихий звук.
- (19) Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет…
- (20)Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась еще дородней и привлекательней своим царственным телом.
- (21) Мой напарник первый раз пристально глянул на меня — и в глубине его усталых глаз я заметил какое-то всепонимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности.
- (22) Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиньше, он загребет себе.
- (23) Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиньше.
- (24) Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул ее в вещмешок и ушел куда-то.
- (25) В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение.
- (26) И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь.
Как проследить развитие авторской мысли в тексте комментария
Для этого нужно исходный текст разделить на микротемы — предложения:
- объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы;
- выделить основную мысль каждой микротемы;
- сформулировать данную мысль;
- записать её в виде пункта плана.
Клише для вступления в сочинении:
- Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт…
- Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
- «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…
Недочёты, способные снизить балл
При комментировании сочинений иногда экзаменуемые допускают некоторые неявные ошибки, которые, однако, имеют сильное влияние при оценивании работы. К таким промахам стоит отнести:
В целом, чтобы успешно и правильно комментировать в сочинениях проблемы, требуется лишь постоянная практика под руководством преподавателей или профессионального репетитора. Опыт в подробном анализе художественных произведений поможет сдать экзамен по русскому языку на высокий балл.
Поиск главной проблемы текста
Написание комментария подразумевает, что экзаменуемый хорошо освоил умение работать с различной информацией. Как правило, в тексте она подразделяется на три вида:
- фактуальная (описание каких-либо процессов, событий и фактов);
- концептуальная (авторская оценка и понимание рассмотренных событий и отношений);
- скрытая или подтекстовая (то., о чём говорится неявно, а лишь намёками).
Для создания вдумчивого комментария к проблеме на ЕГЭ зачастую требуется правильно проанализировать именно концептуальную информацию и на основе этого материала составить своё мнение о точке зрения автора и его понимании мира.
Иногда раскрыть полностью замысел автора представляется довольно сложной задачей, поскольку далеко не всегда автор «прямым текстом» показывает читателю своё отношение и мнение к происходящему. И тогда экзаменуемому необходимо самому, проанализировав описанные события и действия, найти их взаимосвязь с видением проблемы автором.
Для полного понимания представленного текста необходимо внимательно и подробно оценить важные факты, поступки и высказывания. И на основании прочитанного нужно обобщить и сделать соответствующий вывод. Для этих целей рекомендуется пользоваться тремя основными вопросами:
- Что автор пытался передать читателю, описав этот поступок или событие?
- На основании чего можно понять, что автор придерживается именно такого отношения к данному событию?
- Какое значение для произведения имеют упомянутые события?
Правила написание комментариев
Вариант №1: Идём по тексту
Речевые клише для комментариев
- Размышляя над этим вопросом, писатель(публицист) вспоминает случай из собственной жизни и рассказывает о том, как…
- …приводит факты из биографии … и рассказывает о том, как…
- …делится любопытным жизненным наблюдением…
- …рассказывает историю о том, как….
- В центре внимания … — история из жизни…
Характеристика ДЕЙСТВИЙ автора исходного текста ( что делает автор, чтобы ответить на поставленный и м вопрос). По сути надо ответить на вопросы:
- о каких поступках своих героев рассказывает автор?
- какую оценку он дает поступкам своих героев?
- на каких мыслях своих героев акцентирует внимание? и т.п.
https://www.youtube.com/watch?v=XWLsWPUJIso
ХАРАКТЕРИЗУЕМ ДЕЙСТВИЯ АВТОРА, а не героев.
Речевые клише:
- Как подчеркивает автор текста…
- Этот случай заставил автора задуматься о том…
- Автор пытается понять причины того, почему…
- Автор обращает внимание читателей на тот факт, что… и т.п.
Характеристика ЧУВСТВ и ЭМОЦИЙ автора.
Речевые клише:
- Автор с возмущением
- негодованием
- нескрываемой тревогой
- искренним недоумением
- нескрываемым волнением
- восхищением… говорит о том, что…
- Автор осуждает героя за…
- Автор восхищается людьми, которые…
- Публициста удивляет тот факт, почему его герой…
Синтаксические маркеры к комментарию
Начало комментария |
|
Продолжение комментария |
|
Финальная часть комментария и переход к формулировке авторской позиции |
|
Учебник по написанию и оформлению сочинения
- План и структура сочинения
- Как написать сочинение
- Как написать сочинение по ЕГЭ
- Как написать сочинение по русскому языку
- Как написать сочинение по истории
- Как написать сочинение по обществознанию
- Как написать сочинение рассуждение
- Как написать сочинение по картине
- Критерии оценивания сочинения