Как безошибочно сформулировать проблему текста? Смотри примеры

ЕГЭ

Идея текста что это?

Автор посредством текста аппелирует к читателю, чтобы сообщить ему важную информацию, идею текста.

Идея— это основная мысль произведения, которую автор рассматривает в своем тексте, размышляет над той или иной проблемой.

Важно!

Идея текста не является проблемой.

Идея текста тесно связана с позицией автора, потому что и в выражении позиции автора, и в главной мысли (идея) текста отражается то, что тревожит автора, что значимо для него, чем он считает нужным поделиться со своим читателем.

Позицию автора, руководствуясь критериям оценки сочинения, выпускник должен формулировать только после комментария проблемы.

Идея утверждает систему ценностей автора текста, важных для любого человека, поэтому идея — это ответ на вопрос, представляющий интерес для автора.

Тема текста что это?

Все предложения текста связаны одной общей темой, независимо от количества частей (абзацев) текста.

Тема устанавливает содержание текста.

Тема— это то, о ком (или о чём) говорится в произведении: люди, явления, факты, события и тому подобное.

Если тема текста ясна (например, текст о дружбе), выпускник зачастую пишет в сочинении всё, что он может сказать по этой теме.

Подобные сочинения, пусть даже интересные, грамотные и в целом хорошие, не получат баллов, потому что написаны не по критериям оценки сочинения. (см. статью «Требования к сочинению ЕГЭ»).

Тема сама по себе нейтральна, она не содержит какой-либо оценки содержания.

Формулировка проблемы в основной части сочинения

Формулировку проблемы текста можно разместить в основной части сочинения непосредственно перед её комментарием.

Начиная основную часть с формулирования проблемы, автор сочинения может практически сразу переходить к комментированию проблемы, показывая таким образом свое умение читать и анализировать текст.

Например:

Рассказывая об участии доктора Юрия Живаго в бою, писатель поднимает проблему нравственного выбора человека на войне. Об этом говорит тот факт, что находясь в отряде красных партизан, доктор сочувственно следит за тем, как ведут себя белогвардейские мальчики и юноши, гибнущие во время боя. (Текст №3)

В таком случае можно воспользоваться любым способом формулировки проблемы, в зависимости от предпочтения автора сочинения.

Что такое проблема текста?

Проблема – это трудный вопрос, предполагающий собой глубокое и разностороннее исследование.

Само слово «проблема» выпускник непременно должен написать в сочинении хотя бы один раз, чтобы проверяющий сочинение видел: выпускник понимает, что такое проблема текста, и умеет оперировать данным понятием.

Проблема текста – это сложный вопрос и/или задача, рассматриваемые автором текста, которые требуют разрешения.

Проблема текста, как правило, имеет множество вариантов решения.

Автор в тексте лишь выражает своё мнение и даёт возможность читателям поразмышлять вместе с ним, как можно разрешить тот или иной вопрос.

Например, в тексте о природе автор может размышлять над вопросом «Почему человек относится потребительски к окружающему миру?», в тексте о детстве остановить свой выбор на вопросе, «Какие события, произошедшие в детстве, могут повлиять на дальнейшую судьбу человека?», а в тексте о музыке предложить подумать, «Как воспринимается музыка человеком?».

Любой текст автор пишет на определенную им тему.

Единство темы обеспечивается целостностью текста, независимо от его объёма.

Например, писатель может написать рассказ или статью на тему войны.

В своём произведении он может освещать разные вопросы: В чём состоял подвиг советских солдат в годы войны? Какие поступки люди совершали в годы войны? Как дети переживали военные события? и другие.

Любой из перечисленных выше вопросов может иметь различные ответы, в зависимости от позиции автора по нему.

Присутствие различных мнений, разных вариантов решения подобных вопросов говорит о существовании какой-либо проблемы.

В одном экзаменационном тексте таких проблемных вопросов может быть несколько, обычно, от двух до семи.

На каждый вопрос писатель предлагает свой, отличный от других путь его решения.

Проблема текста предполагает возможность многообразных мнений о тех или иных фактах и явлениях в жизни как всего общества, так и отдельных людей.

В исходном тексте чаще всего рассматривается несколько проблем (в этом случае говорят о проблематике текста), но писать сочинение нужно только по одной из них, потому что это требование самого задания («сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста»).

Как определиться, какую из проблем положить в основу собственного сочинения?

Самый оптимальный вариант – выбирать ту проблему, для комментирования которой можно без особого труда найти примеры-иллюстрации в исходном тексте и сформулировать позицию автора.

Можно писать сочинение также по неглавной проблеме, но все части работы (смотрите статью «Структура сочинения») должны быть посвящены той проблеме, которую выпускник заявил в своем сочинении.

Виды проблем текста

Содержание практически всех экзаменационных текстов связаны с человеком, его внутренним миром, взаимоотношениями с внешней средой.

В зависимости от содержания проблемы делятся на виды:

Где в сочинении формулировать проблему текста?

Исходя из критериев оценивания сочинения, формулировку проблемы можно писать в любой части сочинения (введении, основной части, заключении).

Однако наиболее приемлемыми и общепринятыми являются два места: во введении в сочинение и в начале основной части сочинения.

Как использовать типовые речевые конструкции?

  1. Из списка предложенных конструкций необходимо выбирать только те, которые более точно передают мысли автора сочинения или автора исходного текста.
  2. В готовые речевые конструкции важно правильно включать информацию исходного текста, в случае необходимости менять форму слов в них, не забывая о требованиях грамматики и культуры речи.
  3. Тщательно продумывать логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.

Грамотное использование речевых конструкций поможет выпускникам избежать типичных ошибок при формулировании проблемы текста.

Как определить и сформулировать проблему текста?

Как отличить проблему от идеи и темы текста?

Достаточно часто выпускники смешивают понятия «тема», «идея» и «проблема» и вместо формулировки проблемы текста называют его тему или идею (основную мысль текста), или начинают пересказывать эпизоды текста.

Причиной появления подобных ошибок является незнание важных понятий, которые ученик должен использовать в сочинении.

Чтобы таких ошибок не было, надо уметь различать тему, идею и проблему текста, а для этого необходимо знать определение этих понятий.

Нравственные (этические) проблемы

Затрагивают духовный мир людей, а также правила поведения, принятые в обществе.

Нравственные проблемы появляются из-за несоблюдения установленных правил поведения; совершения безнравственных поступков, которые противоречат общественным моральным нормам.

Например, проблема нравственного выбора человека; проблема отношения к пожилым людям; проблема выбора средств для достижения цели; проблема лжи во спасение.

Отличия проблемы текста от идеи и темы

В обычной жизни понятия «идея» и «проблема» часто воспринимаются как синонимы, что в корне неверно.

Проблема текста обнаруживает авторский подход к теме и сопоставляет различные жизненные ценности.

Проблема текста – вопрос, который заботит автора.

В тексте проблема зачастую прячется за поведением героев, за тем, что и как они говорят, фактами из жизни, различными историческими событиями, являющимися иллюстрацией проблемы.

Отличие проблемы текста от идеи и темы текста состоит в том, что

  • тема текста отвечает на вопрос, о чём написано произведение;
  • идея текста отвечает на вопрос, какие мысли автор хочет донести до читателя;
  • проблема текста — это сам/и вопрос/ы, решаемый/е писателем посредством содержания произведения.

Например, в тексте №1 В.А.Каверин рассказывает о подвиге разведчиков Тумике и Корневе, которые готовы ценой своей жизни выполнить задание командира.

Тема текста: подвиг разведчиков в годы Великой Отечественной войны.

Идея текста: писатель в данном рассказе показал, как в годы войны люди готовы пожертвовать своей жизнью ради близких и родных людей, ради защиты Отечества.

Главная проблема текста: готовность людей к самопожертвованию во время войны.

Решая данную проблему, В.А. Каверин отвечает на вопрос: «Ради чего или кого человек готов пожертвовать своей жизнью?».

Теперь вы знаете, что такое проблема текста, виды проблем текста, отличия проблемы текста от темы и идеи.

О том, как найти проблему в тексте и как сформулировать проблему в сочинении ЕГЭ читайте в следующих статьях.

Политические проблемы

Отражают функционирование государственной власти, партий, течений или общественных групп.

Если вовремя не разрешить какую-либо политическую проблему, может начаться политический конфликт, который при отсутствии необходимых мер может перейти в вооруженный.

Например, проблема отношения к малым народам, проблема самоопределения стран, проблема национализма, терроризма, международные конфликты.

Социальные проблемы

Затрагивают вопросы организации жизни социума.

Социальные проблемы по-своему воздействуют на человека и, с позиции большинства членов сообщества, являются довольно серьёзными проблемами.

Например, проблема роли взрослых в жизни подростков; проблема отношения людей к труду, проблема социальной справедливости/несправедливости, проблема соблюдения прав человека.

Способы формулировки проблемы

Существуют четыре способа формулировки проблемы.

Их использование зависит от стиля речи исходного текста, места формулировки проблемы в сочинении и выбора автора сочинения, какой способ ему применить.

Философские проблемы

Касаются всех общих вопросов, адресуемых человеком миру, который его окружает.

Принципиальная характеристика философских проблем — невозможность их окончательного решения.

Они называются также «вечными» проблемами.

Формулирование проблемы в форме риторических вопросов

Проблему текста можно формулировать в форме риторических вопросов, после которых делается отсылка к исходному тексту.

Например:

Что значит для людей Родина? Какое значение она имеет в человеческой жизни? Эти вопросы задает писатель А.Н.Толстой в своей статье. (Текст №24)

В чём проявляется преданность людям? Кого можно назвать преданным человеком? Эти вопросы волнуют многих людей, в том числе и автора текста Л.А. Чарскую. (Текст №2)

Формулирование проблемы своими словами

Данный способ хорошо использовать как при анализе художественного стиля, так и публицистического.

В случае, если проблему можно сформулировать кратко, то подойдёт конструкция в форме сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа («проблема чего?»).

Например:

Известный писатель А.Н. Толстой анализирует проблему значения роли Родины в жизни человека. (Текст №24)

Рассказ Л.А. Чарской ярко иллюстрирует проблему преданности близким людям. (Текст №2)

Формулирование проблемы ссылками на номера предложений

Если в исходном тексте есть авторская формулировка проблемы, то вместо цитирования можно просто указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.

Например:

Проблема отношения к отчему дому сформулирована В.П.Астафьевым в 16 предложении (Текст №18).

Наиболее распространённым и удобным является первый способ формулировки проблемы.

ВНИМАНИЕ!

При формулировке проблемы в форме сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа, необходимо избегать конструкций с нанизыванием нескольких существительных подряд в родительном падеже.

Например:

В тексте поднимается проблема повышения культуры речи людей.

В таких случаях лучше заменить подобную конструкцию на риторический вопрос: «Какие существуют способы повышения культуры речи?» (Текст №26)

Формулирование проблемы цитированием

Бывают случаи, когда в публицистическом тексте можно найти авторскую формулировку проблемы.

Тогда её можно процитировать в форме прямой или косвенной речи, а также при помощи вводной конструкции.

Например:

«Я всё чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным», — начинает свой текст Н.И.Пирогов. (Предложение с прямой речью)

«Н.И.Пирогов считает, что «трудно быть истинно благодарным». (Предложение с косвенной речью)

«По словам Н.И.Пирогова, «трудно быть истинно благодарным». (Предложение с вводной конструкцией) (Текст №13)

Экологические проблемы

Отражают взаимоотношения людей с окружающей средой.

Экологические проблемы приводят к уничтожению окружающей среды, и даже способны привести к уничтожению человечества.

Например, проблема взаимосвязи человека и природы, глобальная экологическая катастрофа, проблема потребительского отношения человека к окружающему миру; проблема негативного влияния цивилизации на взаимоотношения человека с природой.

Эстетические проблемы

Касаются вопросов восприятия человеком прекрасного.

Эстетические проблемы тесно связаны с воспитанием и развитием эстетических чувств и представлений, художественным вкусом, идеалом и другими составляющими эстетического сознания человека.

https://www.youtube.com/watch?v=NQFtdHl8c9I

Например, проблема роли книги в интеллектуальном, нравственном развитии человека; проблема снижения интереса к чтению художественных книг; проблема восприятия музыки человеком; проблема силы воздействия художественного творчества на человека.

Оцените статью
ЕГЭ Live