План сочинения егэ-2022 по русскому языку
Формулировка проблемы данного текста. 1 балл
* Текст известного русского писателя (публициста, прозаика и т.д. см., что написано об авторе в конце текста ) ФИО заставил меня задуматься над проблемой ( сочетание слова проблема с сущ. в Р.п.), например, над проблемой отцов и детей; над проблемой роли книги в жизни человека.) сформулировать вопрос по проблеме и записать в форме вопросительного предложения.
* Текст русского писателя, прозаика и драматурга А.П.Чехова заставил меня задуматься над какой? (сложной, важной, серьёзной, актуальной, злободневной, философской …) проблемой осознания цели своего труда. Ради чего люди совершают свой ежедневный трудовой подвиг?
2 абзац
Комментарий к сформулированной проблеме данного текста 1-ый пример-иллюстрация с указанием и пояснением. 6 баллов
* Раскрывая проблему, ФИО (автора текста) обращает внимание читателя на главного героя (рассказчика, героя-рассказчика) повествования, который ( кратко пересказываем сюжет и подводим к примеру-иллюстрации).
* Автор (с грустью, с сожалением… другие чувства) пишет, что (приводим 1-ый пример-иллюстрацию ( можно цитату из текста или кратко пересказываем своими словами )… пояснение
Пояснение к примерам (художественный текст)
* Автор знакомит читателя с героями текста… мини- вывод
* Автор не случайно обращает наше внимание на… мини- вывод
* Поступок героя показывает, что… мини- вывод
* Слова ( мысли) героя позволяют увидеть… мини- вывод
* Эти события автор описывает, чтобы мини- вывод
* Автор хочет сказать, что…. мини- вывод.
В мини- выводе обязательно используем вводные слова ( по моему мнению, по-моему, думаю, известно, на мой взгляд). Не забывайте обособлять вводные слова на письме!
Например, По моему мнению, донос на друга — это предательство.
Пояснение к примерам (публицистический текст)
*Писатель хочет сказать, что…
* Этот пример показывает, что…
* Смысл этого высказывания в том, что…
* Эти слова убедительно доказывают, что…
* Я думаю, этим примером автор хотел показать…
* Приведённые слова содержат глубокий смысл…
3 абзац
2-ой пример-иллюстрация с указанием и пояснением.
* Для того чтобы читатель разобрался в чувствах (мыслях, ощущениях и т.п.) героя, автор отмечает, что… пояснение мини-вывод
* В предложении № … писатель отмечает ( замечает и т.д.), что… пояснение мини-вывод …Автор уверен, что…
4 абзац
Указать и проанализировать смысловую связь между примерами .
1. Объяснение
* Оба примера из текста объясняют важную мысль автора : (написать какую мысль…)
* Размышляя над проблемой, автор хочет объяснить…
* С помощью этих примеров автор объясняет, как (зачем, почему и т.д.)…
* Приведённые примеры позволяют автору объяснить…
2. Противопоставление
* Автор противопоставляет данные примеры, чтобы показать…
* Противопоставляя эти примеры (поступки героев и т.п.), автор хочет подчеркнуть…
* С помощью противопоставления автор показывает разные стороны…
* Благодаря антитезе мы видим различные точки зрения на…, что делает рассуждение более объективным и убедительным.
* Один пример противопоставлен другому, но оба они иллюстрируют важную мысль автора: написать какую…
3. Сравнение
* Писатель сравнивает… какие качества героев выявляются в сравнении…
* Сравнивая этих героев, мы видим…
* Благодаря сравнению писатель выделяет лучшие стороны…
* Сопоставляя различные точки зрения на интересующий его вопрос, автор показывает…
* Сопоставление этих примеров позволяет автору показать сложность (неоднозначность) ситуации…
4. Причина-следствие
* Почему — же герой так поступает? Ответ на этот вопрос мы находим далее.
* Приведённые примеры показывают причины и следствия поступков героя…
* Анализируя эти примеры, мы понимаем причину изображённых событий…
* Таким образом , эти примеры позволяют понять, почему…
5. Определение понятия
* Автор определяет значение слова «…» (раскрыть содержание понятия «…»).
* Приведенные примеры показывают сложность и многогранность понятия «…»
* Эти примеры позволяют лучше понять значение слова « …»
5 абзац
Отражение позиция автора ( рассказчика). 1 балл
В художественном тексте авторская позиция выражена косвенно (не прямо)
* Писатель не выражает прямо свою позицию, но подводит читателя к мысли о том, что…
В публицистическом тексте позиция автора выражена чётко и ясно
* Позиция автора чётко выражена. Он убеждён, что…
6 абзац
Сформулировать и обосновать своё отношение к позиции автора по проблеме текста.1 балл (Ответ на вопрос: почему я согласен/не согласен с позицией автора)
* Я полностью согласен с автором и считаю, что…(обоснование).
(Даже соглашаясь с автором, сформулируйте свою позицию иными фразами).
7 абзац
Заключение (достаточно одного предложения)
* Таким образом, можно сделать вывод, что…
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Максимальное количество баллов за всю письменную работу — 25.
Решу егэ
Ниже представлены ученические решения экзаменационных заданий. Оцените каждое из них в соответствии с критериями проверки заданий ЕГЭ. После нажатия кнопки «Проверить» вы узнаете правильный балл за каждое из решений. В конце будут подведены итоги.
Задание 2167
Задание 2168
Задание 2169
Задание 2170
Задание 2171
Задание 2172
Задание № 2167
(1)Помню, еще в 60-е годы, когда слушал я о правительственных наградах труженикам сельского хозяйства, вырастившим хороший урожай кукурузы, меня мучила мысль: а почему же американское правительство не наградило орденом фермера Гарста, вырастившего на своей ферме рекордный урожай кукурузы?
(2)Да за что же ему орден-то давать? (3)Постарался, получил за свою кукурузу приличные деньги. (4)Что еще? (5)И тут же сам собой получился вывод: награждая орденами и медалями за честный, хороший труд, правительство как бы официально подтверждает, что оно недоплачивает труженикам! (6)Больше того, выдавая награды передовикам, оно внушает трудящимся массам мысль, что честный, добросовестный труд – это такое геройство, такой подвиг, что он под силу только немногим героям, а от обычных людей требовать честной работы нельзя!
(7)Это обескураживающее открытие долго не давало мне покоя, пока совершенно случайно я не нашел разгадку в «Жизни двенадцати цезарей» Светония. (8)Оказывается, цезарь Август был очень скуп на почетные государственные награды. (9)За услуги государству он всегда старался расплатиться деньгами. (10)И только уж тогда, когда услуга не поддавалась денежной оценке, он со скрипом соглашался устроить такому человеку чествование, триумф, почетный знак или иную государственную награду. (11)Когда Августа спрашивали, почему он так скуп на награды, он отвечал, что деньги всегда можно найти, но если упадет репутация государственной награды, то восстановить ее ничем нельзя.
(12)Вот в чем дело! (13)Вот почему правительственные награды нельзя давать за честный, качественный, добросовестный труд, за который можно расплатиться деньгами. (14)Награды нужно давать за такие деяния, за такие услуги государству, выполняя которые человек ставит на карту свое имя, репутацию, семью, здоровье, самою жизнь.
(15)Много лет я считал эти рассуждения бесспорными. (16)Но сейчас я вдруг понял: нет, они не абсолютны! (17)Они справедливы, когда государство благоденствует и процветает. (18)Но когда Отечество в опасности и у государства нет средств на справедливую оплату, оно вправе давать за труд правительственные награды как признание заслуг, невыразимых в денежном исчислении. (19)Вот почему я новыми глазами смотрю теперь на стариков, когда вижу на их пиджаках и кофтах скромную медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
(Г. Смирнов)
Показать текстСпрятать текст
Пояснение
Основные проблемы:
Проблема соотношения цели и средств её осуществления (какими средствами должно пользоваться государство, чтобы поощрять граждан?)
Позиция автора:
Если у государства хватает средств на справедливую оплату, то лучше заплатить труженику, чем дать ему награду. Награду стоит давать за настоящие подвиги, совершая которые, человек «ставит на карту свое имя, репутацию, семью, здоровье, самою жизнь».
№ | Критерии оценивания ответа на задание 27 | Баллы |
---|---|---|
I | Содержание сочинения | |
K1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет | 1 | |
Проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно. *Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов | 0 | |
K2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет | 6 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет | 5 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны. Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет | 4 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны. Проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет | 3 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны. Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснений к примерам-иллюстрациям нет. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к примеру-иллюстрации. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет | 2 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания сформулированной проблемы. Пояснений к примеру-иллюстрации нет. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет | 1 | |
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст. ИЛИ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания сформулированной проблемы, не приведены. ИЛИ В комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста. ИЛИ Прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема. ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ текста. ИЛИ Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста | 0 | |
K3 | Отражение позиции автора исходного текста | |
Позиция автора (рассказчика) по прокомментированной проблеме исходного текста сформулирована верно. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет | 1 | |
Позиция автора исходного текста сформулирована неверно. ИЛИ Позиция автора исходного текста не сформулирована | 0 | |
K4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | |
Отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано | 1 | |
Отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста не сформулировано и не обосновано. ИЛИ Формулировка и обоснование отношения (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста не соответствуют сформулированной проблеме. ИЛИ мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен/не согласен с автором») | 0 | |
II | Речевое оформление сочинения | |
K5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют | 2 | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена 1 логическая ошибка. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется 1 нарушение абзацного членения текста. Логических ошибок нет ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется 1 нарушение абзацного членения текста. Допущена 1 логическая ошибка | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено 2 и более логических ошибки. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется 2 и более случая нарушения абзацного членения текста. Логических ошибок нет. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется 2 и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено 2 и более логических ошибки | 0 | |
K6 | Точность и выразительность речи | |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. *Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 | 2 | |
Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи. ИЛИ Работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли | 1 | |
Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи | 0 | |
III | Грамотность | |
K7 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | 0 | |
K8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) | 3 | |
Допущены одна–три ошибки | 2 | |
Допущены четыре-пять ошибок | 1 | |
Допущено шесть и более ошибок | 0 | |
K9 | Соблюдение языковых норм | |
Грамматических ошибок нет | 2 | |
Допущены одна-две ошибки | 1 | |
Допущено три и более ошибок | 0 | |
K10 | Соблюдение речевых норм | |
Допущено не более одной речевой ошибки | 2 | |
Допущены две-три ошибки | 1 | |
Допущено четыре и более ошибок | 0 | |
K11 | Соблюдение этических норм | |
Этические ошибки в работе отсутствуют | 1 | |
Допущены одна и более этических ошибок | 0 | |
K12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | |
Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | 1 | |
Допущены одна и более фактических ошибок в фоновом материале | 0 | |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) | 25 |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150–300 слов. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 — орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
К8 — пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).
Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 — допущено не более двух ошибок;
К8 — допущено не более двух ошибок;
К9 — грамматических ошибок нет;
К10 — допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
№ | Критерий | Баллы |
---|---|---|
К1 | Формулировка проблем исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | Поставьте оценку в баллах: |
К6 | Точность и выразительность речи | Поставьте оценку в баллах: |
К7 | Соблюдение орфографических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | Поставьте оценку в баллах: |
К9 | Соблюдение языковых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К10 | Соблюдение речевых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К11 | Соблюдение этических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | Поставьте оценку в баллах: |
Задание № 2168
(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…
(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы — распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.
(10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.
(16)И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17)3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.
(20)И в наш сложный век, когда искусство миpa мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, — в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства — будить и освещать в соплеменнике чувство родины.
(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25)Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины…
(По В. Конецкому)
Источник текста: Единый государственный экзамен 2022. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ- М.: Интеллект-Центр, 2022-224 с.
Текст № 10. Эти тексты были использованы на едином государственном экзамене в 2002-2022 годах.
Банк ФИПИ № блока F48818
Показать текстСпрятать текст
Пояснение
№ | Критерий | Баллы |
---|---|---|
К1 | Формулировка проблем исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | Поставьте оценку в баллах: |
К6 | Точность и выразительность речи | Поставьте оценку в баллах: |
К7 | Соблюдение орфографических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | Поставьте оценку в баллах: |
К9 | Соблюдение языковых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К10 | Соблюдение речевых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К11 | Соблюдение этических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | Поставьте оценку в баллах: |
№ | Критерий | Баллы |
---|---|---|
К1 | Формулировка проблем исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | Поставьте оценку в баллах: |
К6 | Точность и выразительность речи | Поставьте оценку в баллах: |
К7 | Соблюдение орфографических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | Поставьте оценку в баллах: |
К9 | Соблюдение языковых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К10 | Соблюдение речевых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К11 | Соблюдение этических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | Поставьте оценку в баллах: |
№ | Критерий | Баллы |
---|---|---|
К1 | Формулировка проблем исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | Поставьте оценку в баллах: |
К6 | Точность и выразительность речи | Поставьте оценку в баллах: |
К7 | Соблюдение орфографических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | Поставьте оценку в баллах: |
К9 | Соблюдение языковых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К10 | Соблюдение речевых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К11 | Соблюдение этических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | Поставьте оценку в баллах: |
№ | Критерий | Баллы |
---|---|---|
К1 | Формулировка проблем исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | Поставьте оценку в баллах: |
К6 | Точность и выразительность речи | Поставьте оценку в баллах: |
К7 | Соблюдение орфографических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | Поставьте оценку в баллах: |
К9 | Соблюдение языковых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К10 | Соблюдение речевых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К11 | Соблюдение этических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | Поставьте оценку в баллах: |
Задание № 2169
(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…
(3)Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4)Что это значит – духовная жажда?
(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19)Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлениями: «священный сéрдца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…
(С. Соловейчик)
Показать текстСпрятать текст
Пояснение
Основные проблемы:
1) проблема духовности (необходимо ли современному человеку это понятие? Что значит, «жить духовной жизнью» в современную нам эпоху?);
2) проблема истинного содержания понятия духовности (не подменяется ли сегодня это понятие другими?);
3) проблема духовности в искусстве (можно ли говорить о духовности/бездуховности искусства?).
Позиция автора:
1) духовность — то качество, к которому многие стремятся, часто бессознательно; духовность — это сила духа, активное стремление к добру, правде, красоте, по иски идеала, посещение театров и чтение книг может быть и бесполезным для души человека;
2) не зная, в чём проявляется духовность, многие зачастую путают это понятие с другими — с интеллигентностью, воспитанностью, образованностью; одна ко в каждом из них — собственное содержание;
3) искусство должно быть духовным, и тогда чело век сможет найти в нём собеседника, а также источник высоких стремлений.
№ | Критерий | Баллы |
---|---|---|
К1 | Формулировка проблем исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | Поставьте оценку в баллах: |
К6 | Точность и выразительность речи | Поставьте оценку в баллах: |
К7 | Соблюдение орфографических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | Поставьте оценку в баллах: |
К9 | Соблюдение языковых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К10 | Соблюдение речевых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К11 | Соблюдение этических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | Поставьте оценку в баллах: |
№ | Критерий | Баллы |
---|---|---|
К1 | Формулировка проблем исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | Поставьте оценку в баллах: |
К6 | Точность и выразительность речи | Поставьте оценку в баллах: |
К7 | Соблюдение орфографических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | Поставьте оценку в баллах: |
К9 | Соблюдение языковых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К10 | Соблюдение речевых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К11 | Соблюдение этических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | Поставьте оценку в баллах: |
№ | Критерий | Баллы |
---|---|---|
К1 | Формулировка проблем исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | Поставьте оценку в баллах: |
К6 | Точность и выразительность речи | Поставьте оценку в баллах: |
К7 | Соблюдение орфографических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | Поставьте оценку в баллах: |
К9 | Соблюдение языковых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К10 | Соблюдение речевых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К11 | Соблюдение этических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | Поставьте оценку в баллах: |
Задание № 2170
(1)Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры». (2)Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием «Шиzа». (3)Захочется перекусить, а на дверях ресторана красуется «Бiблiотека». (4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь – на первой странице сообщение «Кур$ валют». (5)Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Аllигатор». (6)В смятении подходишь к окну, видишь на стене соседнего дома приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь только понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.
(7)Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям – вопрос непростой и неоднозначный. (8)Языковая стихия берёт из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. (9)Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведёт не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.
(10)Англо- и иноязычными словами в их натуральном написании сегодня пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. (11)Но одно дело, когда просто употребляется лексика на латинице, и совсем другое, если чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. (12)Любой юрист подтвердит, что это нарушение гораздо более тяжкое.
(13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее – их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. (14)Им кажется: внимание потенциальных потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы. (15)Дескать, наш глаз невольно цепляется за неправильное сочетание. (16)Расчёт, вероятно, оправдывается, но насколько велика его отдача? (17)На мой взгляд, подобный подход к формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное – становится банальным.
(18)Варианты Zемфира (равно как и Глюк’OZA) и «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы. (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка. (20)Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу.
(21)Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит».
(По С. Казначееву)
Показать текстСпрятать текст
Пояснение
№ | Критерий | Баллы |
---|---|---|
К1 | Формулировка проблем исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения нарушены, в работе есть 2 логические ошибки: 1. Неуместное цитирование: «использование слов или символов, которые принадлежат иностранным языкам, а точнее сказать: чрезмерное их использование, вскоре может привести к вымиранию русской речи». При этом комментарий подтверждается цитатой из текста: «Обогащается или портится родная речь…». 2. Нарушение речевой связности, нарушение логики развития мысли: «А иногда на ум приходят самые невероятные мысли. Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать …» Поставьте оценку в баллах: |
К6 | Точность и выразительность речи | Поставьте оценку в баллах: |
К7 | Соблюдение орфографических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | В работе есть нарушения пунктуационной нормы, допущено более 2 ошибок: «использование слов или символов, которые принадлежат иностранным языкам, а точнее сказать: чрезмерное их использование, вскоре может привести к вымиранию русской речи» (вместо запятой при выделении вводной конструкции необоснованно употреблено двоеточие); «Мне становится обидно за себя, за то место, где я живу и , в конце концов, за свою Родину» (не отделено запятой придаточное определительное); «констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит»». (поставлены лишние знаки – кавычки и точка). Поставьте оценку в баллах: |
К9 | Соблюдение языковых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К10 | Соблюдение речевых норм | В работе есть нарушение речевой нормы, допущено более 3 ошибок, связанных с неточным употреблением слов, с нарушением лексической сочетаемости: «заслуги других людей», «какой ценой дались этим людям их заслуги», «каждый хочет выделиться по-своему», «смешение … слов», «язык и лексикон засорялись», с нарушением стилистической нормы: «высказывает не совсем отрицательное мнение», «искажая написание и произношение родной речи», «забыть свой язык, вскоре и традиции…», «не за горами и тот момент, когда с лица Земли пропадёт и русский народ», «примеры такого рода» Поставьте оценку в баллах: |
К11 | Соблюдение этических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | Поставьте оценку в баллах: |
№ | Критерий | Баллы |
---|---|---|
К1 | Формулировка проблем исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста | Позиция автора исходного текста в работе отражена: «Мне понятна позиция автора. Автор пишет о том, что замена букв русского алфавита, на латинские и иные графические символы, приводит не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм». Позиция автора текста отражена верно. Действительно, автор считает, что «слепое» использование заимствований сегодня приводит к искажению алфавита, разрушению слова, нарушению функционирования языка, утрате культурных традиций. Поставьте оценку в баллах: |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | мнением автора, и из моего жизненного опыта я могу привести несколько аргументов») по проблеме исходного текста и аргументирует его, приводя 1 аргумент из жизненного опыта: «названия новых магазинов, все меньше и меньше пишут русскими буквами, заменяя их на какие-нибудь символы. Ведь для привлечения молодёжи люди готовы ломать слова.» По мнению автора, высказывание «Если все слова или отдельные буквы будут заменины, на какие нибудь символы, то это приведёт к уничтожению русского алфавита.» тоже является аргументом, однако это не аргумент, а предположение, совпадающее с тем, о чём говорит в тексте и С. Казначеев. Также не является аргументом следующее высказывание автора: «Насколько я помню, русский алфавит тоже меняли, но уже на протяжении нескольких веков он остаётся неизменным». Автор работы, во-первых, допускает фактическую ошибку, а во-вторых, эти факты вряд ли связаны с жизненным опытом пишущего. Поставьте оценку в баллах: |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения нарушены, в работе есть 4 логические ошибки: 1. Аргументы не подтверждают тезис. 2. Необоснованное обобщение: «Через несколько лет некоторые буквы будут заменены на другие символы, что приведёт к нехорошим последствиям. Может произойти что угодно, даже небольшая революция» 3. Нарушение логики развития мысли: «…нашему правительству нужно принять закон о написании букв в русском алфавите. А вообще, это сами люди должны решать, какой алфавит им выберать, тот, который был создан нашими предками, или тот, который больше подходит нынешней современной молодёжи». 4.Нарушение логики между предложениями: «Насколько я помню, русский алфавит тоже меняли» ( а ещё что меняли?) Поставьте оценку в баллах: |
К6 | Точность и выразительность речи | Поставьте оценку в баллах: |
К7 | Соблюдение орфографических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | В работе есть нарушения пунктуационной нормы, допущено более 2 ошибок: «с мнением автора, прочитанного мною текста» (неверно определено главное слово при распространённом определении, выраженным причастным оборотом); «замена букв русского алфавита, на латинские и иные графические символы, приводит…», «названия новых магазинов, всё меньше и меньше пишут…» (нет условий для постановки запятой); «если скоро все слова..будут заменины, на какие нибудь символы..» (нарушение границ придаточного условного в структуре сложноподчинённого предложения); «люди должны решать какой алфавит..»( не отделено придаточное изъяснительное от главной части); «тот который был создан..предками, или тот который…») (не отделены придаточные определительные (местоименно-определительные) Поставьте оценку в баллах: |
К9 | Соблюдение языковых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К10 | Соблюдение речевых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К11 | Соблюдение этических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | Поставьте оценку в баллах: |
№ | Критерий | Баллы |
---|---|---|
К1 | Формулировка проблем исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | Комментария к сформулированной проблеме исходного текста нет. Проблему исходного текста автор комментирует так: « Но сегодня наш язык очень засорён различными жаргонизмами, просторечными и иностранными словами, а родные (русские) слова постепенно забываются… По словам автора, великий и могучий алфавит принесён в жертву золотому тельцу. Русским людям это горько и обидно сознавать, но в этом виноваты только мы сами. Мы не ценим заслуги других людей, например, Кирилла и Мефодия, подаривших нам алфавит, или Владимира Даля, отдавшего всю свою жизнь изучению русского языка. Мы говорим на языке Кирилла и Мефодия и пользуемся словами, введёнными Владимиром Далем, но вряд ли хоть кто-то из живущих в ХХI веке задумывался над тем, какой ценой дались этим людям их заслуги». Как видим, в комментарии автор работы использует фрагменты исходного текста («великий и могучий алфавит принесён в жертву золотому тельцу»), который служит комментарием к не сформулированной в сочинении проблеме (проблема коммерциализации культуры; что недопустимо в процессе коммерциализации культуры?). В работе допущена фактическая ошибка: Владимир Даль составлял словарь живого великорусского языка, а не вводил в язык придуманные им слова. Поставьте оценку в баллах: |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | Автор работы высказывает собственное мнение («По правде говоря, мне не совсем понравился этот текст и авторская критика, его отношение к формированию имиджа певицы Zемфиры или охранных систем Аllигатор. Это называется пиар, ведь каждый хочет выделиться по-своему, любой человек имеет на это право. автор слишком критикует смешение иностранных слов с русскими. Что в этом плохого?») по проблеме исходного текста и аргументирует его, приводя 2 аргумента на основе жизненного и читательского опыта: 1 аргумент – «Я сама читаю литературу на иностранном языке, слушаю и перевожу английские песни и очень часто употребляю в речи иностранные слова. В то же время я не забываю и о русской литературе и считаю, что русские писатели – самые лучшие среди мировых классиков.»; 2-й аргумент – «Но вспомните слова Льва Николаевича Толстого. Ведь он написал свой роман-эпопею на французском языке, а только потом он был переведён на русский язык.» (экзаменуемый допустил фактическую ошибку в фоновых знаниях: в романе много фрагментов на французском языке, и перевод к этим фрагментам сделан Толстым, но роман написан на русском языке). 3-й аргумент – «Язык и лексикон засорялись всегда. Это неизбежно…» Поставьте оценку в баллах: |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения нарушены, в работе есть 3 логические ошибки: 1. Нарушение логической связи на границе предложений («Это и есть главная проблема, затронутая в тексте, которую можно сформулировать как нарушение норм и функций языка. По словам автора, великий и могучий алфавит принесён в жертву золотому тельцу.» «Ведь он написал свой роман-эпопею на французском языке, а только потом он был переведён на русский язык. Язык и лексикон засорялись всегда.» 2. Логическая лакуна, разрыв: «Язык и лексикон засорялись всегда. Это неизбежно, поэтому не нужно этой бесполезной критики. Логический разрыв (какой критики?) Что бы мы не говорили, родным языком для нас всегда останется русский». Поставьте оценку в баллах: |
К6 | Точность и выразительность речи | Поставьте оценку в баллах: |
К7 | Соблюдение орфографических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | Поставьте оценку в баллах: |
К9 | Соблюдение языковых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К10 | Соблюдение речевых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К11 | Соблюдение этических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | Поставьте оценку в баллах: |
Задание № 2171
(1)В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы. (2)Если сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит ничего не сказать о сверкании росного утра. (3)Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие — чисто кровавого цвета, третьи — матово светятся изнутри, четвертые — молочно-голубые, пятые — белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (4)Можно написать, как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью, лиловостью и белизной луговых цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени, свою синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их быть то синими, то желтыми. (5)Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них, светлая и холодная, огромными упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. (6)Можно написать, какой яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу, и как красив осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое. (7)Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идет по росистому цветущему лугу. (8)Может быть, он не обращает внимания на то, как в крохотной росинке четко виднеются еще более крохотные отраженные ромашки, выросшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку, и вот передать его невозможно.
(9)Вы проснетесь позже, часов в девять, десять, когда в поля и луга нахлынет зной и все высушит и все погасит, и вы будете думать, что таким всегда и бывает окружающий вас мир, не подозревая о том, насколько, например, цветущий куст сирени или вишенья отличается от нецветущего. (10)Ведь тому, кто никогда не видел цветения вишневого сада, невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишневом саду.
(В. Солоухин)
Показать текстСпрятать текст
Пояснение
№ | Критерий | Баллы |
---|---|---|
К1 | Формулировка проблем исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | Поставьте оценку в баллах: |
К6 | Точность и выразительность речи | Поставьте оценку в баллах: |
К7 | Соблюдение орфографических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | Поставьте оценку в баллах: |
К9 | Соблюдение языковых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К10 | Соблюдение речевых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К11 | Соблюдение этических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | Поставьте оценку в баллах: |
№ | Критерий | Баллы |
---|---|---|
К1 | Формулировка проблем исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | Поставьте оценку в баллах: |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | Поставьте оценку в баллах: |
К6 | Точность и выразительность речи | Поставьте оценку в баллах: |
К7 | Соблюдение орфографических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | Поставьте оценку в баллах: |
К9 | Соблюдение языковых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К10 | Соблюдение речевых норм | Поставьте оценку в баллах: |
К11 | Соблюдение этических норм | Поставьте оценку в баллах: |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | Поставьте оценку в баллах: |
Задание № 2172
(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.
(2)Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная. (3)Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5)Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью. (7)Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.
(8)Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…
(По В. Астафьеву)
Показать текстСпрятать текст
Пояснение
Наверх
Вернуться на основную страницу «Школы экспертов»
Наверх
Требования к оформлению сочинения
- Тема сочинения записывается без кавычек. Если название сочинения — это цитата, то её нужно написать в кавычках. В этом случае слово «тема» не пишется!
- Эпиграф записывается в правой стороне листа, без кавычек. Под словами эпиграфа, на следующей строке, укажите фамилию автора, можно и название произведения указать. В итоге после фамилии автора поставьте запятую и в кавычках на этой же строке запишите название произведения. Фамилия и инициалы автора, название произведения в скобки не заключаются, точка после них не ставится.
- Слово План пишется после эпиграфа, если таковой имеется, или же сразу после темы, посередине строки. После слова План ставится точка.
- Части плана (вступления, основной части и заключения) обозначаются римскими цифрами. После римских цифр ни точка, ни скобка не ставятся. Части могут быть развернутыми и содержать не менее трёх пунктов, обозначенных арабскими цифрами (без скобок), после которых ставится точка. В пунктах могут быть подпункты (не менее двух), обозначенные буквами, после которых ставится скобка.
- При переносе формулировки частей сочинения, пунктов или подпунктов на следующую строку место под римскими, арабскими цифрами, буквами остаётся свободным.
- После формулировки любой из частей сочинения ставится точка. Следующая формулировка пишется с заглавной буквы. Так же расставляются знаки препинания и при написании формулировок пунктов основной части вступления, заключения, не имеющих подпунктов. Если же пункт (пункты) имеет подпункты, то после формулировки такого пункта ставится двоеточие, а после формулировок подпунктов – точка с запятой. Формулировки подпунктов в этом случае пишутся со строчной буквы. После формулировки последнего подпункта ставится точка, и формулировка следующего пункта или следующей части начинается с заглавной буквы.
- Формулировки частей сочинения, пунктов должны нести максимум информации, которую можно заключить в короткой фразе.
- В формулировках плана недопустимы глаголы в любой форме, кроме формы инфинитива.
- Нежелательны в формулировках плана вопросительные предложения.
- Если автор составляет цитатный план или использует цитаты в некоторых формулировках, то следует цитату заключить в кавычки, а фамилию автора записать в конце цитаты и заключить её в скобки.
- В соответствии с планом в сочинении должны быть выделены абзацы. В сочинении должно быть (хорошо, если будет, 7 абзацев).
- Сочинение пишется после плана с красной строки.
- Даты в сочинении пиши цифрами: век – римскими, год, число – арабскими, все другие числительные рекомендуется писать прописью. Если сделаешь запись века арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не скажется на оценке, но лучше этого не делать.
- При оформлении цитат следует руководствоваться пунктуационными правилами, изложенными в учебнике русского языка, поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка, записываются по средине листа и без кавычек.
- Не используйте большое количество цитат, всего должно быть в меру. Не забывайте о наличии собственных мыслей в сочинении.
- Сочинение должно быть написано аккуратно, разборчиво.
Запомни!
- На написание сочинения будет выделено 3 часа 55 минут (235 минут). Для участников с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов продолжительность испытания увеличивается на 1,5 часа. Правильно распределяй время на написание сочинения:
- Осмыслить и выбрать тему — 25-30 минут.
- Работа над составлением плана — 30-40 минут.
- Работа над черновиком — 1 час или 30-40 минут.
- Переписать работу на чистовик — 1 час.
- Оставшееся время используйте на проверку сочинения.
- объём сочинения должен составлять минимум 150 слов. Если сочинение, претендует на высокий балл, то нужно превысит этот объём. Как показывает практика — до 300 слов;
- работу следует писать с опорой на текст-источник, в противном случае сочинение не оценивается;
- пересказанный или переписанный исходный текст без творческой переработки — анализа, комментария, собственных умозаключений — оценивается нулём баллов;
- работа оценивается по трем параметрам: содержание, речевое оформление, грамотность (максимальный балл — 24);
- следует писать сочинение аккуратно, разборчивым почерком и ориентировать его на эксперта, оценивающего текст. Выпускник должен хорошо знать критерии оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку.
Решай задание 27 по русскому языку
Смотри также: