- А теперь проверьте себя, ребята,помните ли вы, что обозначают данные понятия?
- Алгоритм выполнения задания 24 егэ по русскому языку | методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему: | образовательная социальная сеть
- Алгоритм выполнения задания № 24.
- Антонимы.
- Задание 24 егэ по русскому языку 2023: теория и практика
- Запомните, как записывать ответ!
- Контекстные антонимы.
- Лексическое значение слова.
- Переносное значение слова.
- Просторечная лексика.
- Разговорная лексика.
- Синонимы.
- Термины.
- Устаревшие слова.
- Фразеологизмы.
А теперь проверьте себя, ребята,помните ли вы, что обозначают данные понятия?
- Синонимы.
- Контекстные синонимы.
- Антонимы.
- Контекстные антонимы.
- Фразеологизмы.
- Переносное значение слова.
- Термины.
- Разговорные слова.
- Устаревшие слова.
- Просторечные слова.
- Лексическое значение.
Таков алгоритм выполнения задания № 24.
Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!
Вера Александровна.
Алгоритм выполнения задания 24 егэ по русскому языку | методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему: | образовательная социальная сеть
Меджидова М.Б.
Алгоритм выполнения задания 24 ЕГЭ по русскому языку
ЕГЭ по русскому языку — это обязательная форма итоговой аттестации выпускников. Для успешной сдачи экзамена необходима систематическая и целенаправленная подготовка, требующая повторения всех основных разделов школьного курса русского языка. Практика подготовки обучающихся к ЕГЭ показала, что особое затруднение вызывает выполнение задания 24. Оно проверяет умение находить и правильно определять изобразительно-выразительные средства языка, используемые авторами в текстах. За выполнение задания 24 может быть начислено от 0 до 4-х баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает 1 балл (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущены 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение (Официальный информационный портал ЕГЭ. (www.ege.edu.ru)).
При подготовке обучающихся к выполнению данного типа заданий необходимо особое внимание уделить терминологическому аппарату. В данном пособии впервые предложено распределение всех изобразительно — выразительных средств на четыре группы: тропы, лексические средства, синтаксические средства и приёмы. Это намного облегчит выполнение задания 24. Пособие начинается со СЛОВАРЯ ТЕРМИНОВ.
Также в нём предложены выдержки текстов как художественных, так и публицистических, на основе которых написаны фрагменты рецензий. В них анализируются языковые особенности текстов. Необходимо вставить на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из предложенного списка.
Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, готовящимся к ЕГЭ, а также учителям русского языка.
Тропы
1 | Эпитет | Художественное, образное определение, обычно выражается прилагательными, реже существительными или наречиями | На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн. |
2 | Метафора (Развернутая метафора) | Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов (скрытое сравнение). Развернутая метафора – это метафора, выраженная не в одном слове, а в целом предложении. | Мертвая тишина. Колесом за сини море солнце скатилось. Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, а вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной(разв.метафора). |
3 | Сравнение | Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого (выражается через союзы будто, точно, словно, как, как будто, сравнительную степень прилагательного) | Река покраснела, как девушка. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием. |
4 | Литота | Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого–либо явления | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка |
5 | Гипербола | Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера силы, значения и т.д. какого – либо явления | Пот катился градом. В сто сорок солнц закат пылал. |
6 | Синекдоха | Разновидность метонимии, употребление части вместо целого или целого вместо части | Швед, русский колет, рубит, режет. |
7 | Олицетворение | Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ | Отговорила роща золотая. |
8 | Ирония | Троп, состоящий в употреблении слова или выражения, в смысле обратном буквальному, с целью насмешки (создание комического эффекта) | Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на слона. |
9 | Метонимия | Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними | Стальной оратор дремлет в кобуре – револьвер. Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал. |
10 | Перифраз | Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты | Лев-царь зверей. Унылая пора, очей очарованье (Осень). |
11 | Аллегория | Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа | Хитрость показывается в образе лисы, жадность – в образе волка, трусость – в образе зайца, весы означает правосудие, сердце — любовь |
Лексические средства
1 | Антонимы | Слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположные значения | Они никогда не говорили друг другу ты, а всегда вы | |
2 | Контекстные антонимы | Это слова, которые считаются антонимами только в данном контексте | Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил, при подчиненных же диким медведем рыкал. | |
3 | Синонимы | Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение | Конница – кавалерия, смелый – храбрый. | |
4 | Контекстные синонимы | Это слова, которые считаются синонимами только в данном контексте | Морские суда, покинутые своими командами, иногда годами блуждают по океанам, пока их не поглотит пучина. Не раз эти бродяги океанов становились источниками морских легенд. | |
5 | Фразеологизмы | Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову | На краю света ( «далеко»), зуб на зуб не попадает ( «замерз») | |
6 | Разговорная лексика | Это слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринужденности и поэтому не всегда уместны в письменной | Работяга, белобрысый, разиня, читалка | |
7 | Просторечные слова | Слова, выражения, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок | Башка (голова), муторный (неприятный) | |
8 | Профессиона- лизмы (специальная лексика) | Слова, составляющие принадлежность речи к той или иной профессиональной группе | Скальпель, капельница, шприц – в речи врачей; камбуз, кок, склянка – в речи моряков | |
9 | Термины (специальная лексика) | Слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве | Фонетика, наклонение, рифма, косинус, цитоплазма | |
10 | Книжная лексика | Слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике | Гипотеза – предположение, генезис – происхождение. | |
11 | Заимствованные слова | Это слова, которые взяты из другого языка | Олимпиада, энциклопедия, жалюзи | |
12 | Диалектизмы | Слова, распространенные на определенной территории | Курень – сигарета, гутарить – говорить, кочет — петух | |
13 | Архаизмы | Устаревшие слова, замененные в современном языке синонимами | Лоно – грудь, выя – шея, лани- ты -щеки | |
14 | Историзмы | Слова, служившие названием исчезнувших предметов, понятий, явлений | Кушак, боярин, кафтан, треуголка | |
Старославянизмы | Это слова, заимствованные из старославянского языка, языка богослужебных книг | Собеседование, грядущее, изложить | ||
15 | Неологизмы | Это новые слова, которые появляются в языке для обозначения новых предметов, понятий, явлений | Портал, сайт, маркетинг, дилер | |
16 | Эмоционально – оценочные слова | Слова, отражающие отношение говорящего к кому – либо или чему – либо и выражающие оценку | Мамочка, голубчик, торгаш, разгильдяй, оболтус | |
17 | Паронимы | Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении | Величественный-великий, адресат-адресант | |
18 | Научная лексика | Слова для передачи научной информации | Энциклопедия, рефераты | |
19 | Общеупотреби- тельная лексика | Слова русского языка, которые известны и понятны всем, употребляются всеми | Думать, деревья, располагать, лгун | |
20 | Жаргонизмы (специальная лексика) | Это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой | Телевизор – телек, домашнее задание — домашка | |
22 | Крылатые слова | Яркие и меткие выражения писателей, ученых, общественных деятелей и т.д. | Служить бы рад, да прислуживаться тошно | |
23 | Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами | Слова, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (-очк, -оньк, -еньк и т.д.), для выражения доброты, заботы, ласки к миру и к людям | Домик, Машуля, сказочка,столик | |
24 | Индивидуально – авторское слово | Авторский неологизм, слово, придуманное или образованное автором текста | Я свирел в свою свирель | |
25 | Эмоционально – окрашенные слова | Слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. Эмоциональная окраска может быть положительной и отрицательной | Лузгать – грызть семечки (отрицательная), куколка (положительная) | |
26 | Канцеляризмы | Слова, характерные для стиля деловых бумаг. | Имеет место отсутствие запасных частей. | |
Синтаксические средства.
1 | Ряды однородных членов | Несколько слов предложения, относящихся к одному и тому же слову, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одной части речи | По вечерам дедушка смотрел телевизор, или читал, или уходил к соседу. |
2 | Вопросительные предложения | Предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что – либо или удостовериться в чем — либо | Ты действительно был дома? |
3 | Восклицательные предложения | Предложения, в котором выражение содержания мысли сопровождается выражением чувства говорящего | У нас большая радость! |
4 | Риторические вопросы | Это вопросы, не требующие ответа (либо ясен сам по себе, либо вопрос обращен к условному собеседнику) | Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены нынче грозить? |
5 | Риторические восклицания | Восклицательные предложения, которые в тексте выполняют роль усиления эмоциональности и выразительности речи | Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство! |
6 | Риторические обращения | Риторическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому – либо или чему – либо для усиления выразительности речи | Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой. |
8 | Синтаксический параллелизм | Одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи | Око зрит – невидимейшую даль, Сердце зрит – невидимейшую связь,Ухо пьет – невидимейшую молвь. |
9 | Вводные слова | Это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает | Стало жарко, значит, в доме затопили печи. |
10 | Вводные предложения | Это предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания | Калиныч, как я узнал после, каждый день ходил с барином на охоту. Время, казалось, остановилось. |
11 | Вставные конструкции | Это слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения | Однажды вечером (это было в начале 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи, бегущие мимо луны. |
12 | Односоставные предложения | Это предложения, имеющие только один главный член. | Видишь синий небосвод. Зима. |
13 | Определенно –личные предложения | Это предложения, которые называют действие говорящего или собеседника или выражают побуждение к действию. Главный член выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения. | Взбегу на холм и упаду в траву. Нехотя вспомнишь и время былое, вспомнишь и лица, давно позабытые. |
14 | Неопределенно – личные предложения | Односоставные предложения, в которых лицо, совершающее действие, не названо, не определено. | В кабинете спорят(гл.в форме 3-го лица наст. вр.или буд.вр.).В лагере долго вспоминали вожатого (гл.множ.числа прош.вр.).Сделали бы уроки побыстрее (усл.наклонение). |
15 | Безличные предложения | Предложения с одним главным членом – сказуемым, в которых не называется тот, кто производит действие. | Стоит подумать над этой проблемой. На улице вечереет. |
16 | Назывные предложения | Это тип односоставных предложений, в которых только один главный член — подлежащее | Шепот, робкое дыханье, трели соловья… |
17 | Неполные предложения | Это предложения, в которых отсутствуют какие – либо структурно – необходимые члены, главные или второстепенные | -Как тебя зовут? -Меня Федей (зовут). Летом светает рано, а зимой – поздно. |
18 | Обращение | Слово или сочетание слов, называющее лицо,которому адресована речь. | Что ты рано в гости, осень, к нам пришла. |
19 | Сравнительный оборот | Оборот, выражающий сравнение и представляющий собой часть простого предложения | И березы стоят, как большие свечки. |
20 | Уточняющие конструкции | Это уточняющие слова и уточняющие словосочетания (уточняющие обстоятельства, определения, дополнения и т.д.) | Там, в горах, повалил снег. Поздно вечером, часов в десять, я вышел в сад. |
Приемы
1 | Аллитерация | Повторение одинаковых или однородных согласных в тексте, придающее ему особую звуковую выразительность | Грохочет эхо по горам, как гром, гремящий по громам |
2 | Градация | Расположение синонимов в порядке возрастания или убывания смыслового и эмоционального значения | Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком. |
3 | Инверсия | Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок слов, с целью усилить выразительность речи (обратный порядок слов) | Белеет парус одинокой в тумане моря голубом |
4 | Синтаксический параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи | В синем море волны хлещут, В синем небе звезды блещут. |
5 | Лексический повтор | Повтор одного и того же слова для усиления эмоционального воздействия | Казалось в природе все уснуло: спала река, спали деревья, спали облака. |
6 | Звукопись | Художественный прием, заключающий в создании образов путем подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рев мотора) | Ветер веет и вьется украдками меж ветвей, над водой наклоненных.. (слышится ветер с помощью повторения в) |
7 | Антитеза (противопоставление) | Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. | Мне грустно потому, что весело тебе. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая. |
8 | Анафора | Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание | Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем.. |
9 | Эпифора | Стилистический прием, заключающийся в повторении одних и тех слов в конце отрывков, из которых состоит высказывание | Деточка, Все мы немножечко лошади, Каждый из нас по- своему лошадь |
10 | Оксюморон | Сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художест-венном образе | Мертвые души. Сладкая горечь воспоминаний. Убогая роскошь. |
11 | Цитирование | Это прямое использование текста из какого – нибудь источника | Сократ вывел формулу «ума» и «глупости», до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого». |
12 | Вопросно – ответная форма изложения | При вопросно – ответной форме изложения автор задает вопросы и сам же на них отвечает | Что плохого в насмешливом взгляде?! А все плохо! Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз. |
13 | Парцелляция | Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно – смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы | Запомни, что услышал сегодня. Надолго. Навсегда. (Можно передать одним предложением) |
Формы речи
Алгоритм выполнения задания 24
А: (3) Мать – это первая родина. (43) Худая, тонкая рука моей матери провела меня через все сложности.
Б: (5) Мать по крови, мать, давшая жизнь, или женщина, заменившая мать, ставшая ею в силу каких – то жизненных обстоятельств, этот образ никогда не теряет своей притягательности, своей силы, и любой человек невольно соотносит свою жизнь, свои уже взрослые поступки с тем зачастую неуловимым, неощутимым, незримым научением, которое пришло к нему от матери.
В: (2)И самым чистым, самым светлым, самым важным, большим и значимым навсегда остаётся образ матери. (5) Мать по крови, мать, давшая жизнь, или женщина, заменившая мать, ставшая ею в силу каких – то жизненных обстоятельств, этот образ никогда не теряет своей притягательности, своей силы, и любой человек невольно соотносит свою жизнь, свои уже взрослые поступки с тем зачастую неуловимым, неощутимым, незримым научением, которое пришло к нему от матери.
Г: (20) В нашей семье было принято держать свои чувства на привязи.
« Юрий Маркович Нагибин рассуждает о серьёзных мировоззренческих вопросах. Особенно трогают слова писателя о матери. Выразить свои мысли и чувства автору помогают разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А)_______( «Мать- это первая родина» в предложении 3; «рука моей матери провела меня через все сложности» в предложении 43) и (Б)_______( «неуловимым, неощутимым, незримым научением» в предложении 5), приём-(В)_______( «самым» в предложении 2, «мать» в предложении 5), лексическое средство – (Г)____ ( «держать чувства на привязи» в предложении 20)».
Проанализируем список терминов, перечисленных в задании. Сгруппируем их:
- Тропы отметим буквой «Т»,
- Лексические средства — «Л»,
- Синтаксические средства – «С»,
- Приёмы – «П».
Список терминов:
- восклицательное предложение — С
- метафора – Т
- индивидуально – авторское слово — Л
- диалектизм — Л
- цитирование — П
- риторическое обращение — С
- эпитет — Т
- лексический повтор — П
- фразеологизм – Л
Таким образом, область поиска указанного языкового средства сузилась.
В задании сказано, что первые два средства А и Б – тропы. Как мы видим, в списке их два: метафора и эпитет.
Вспоминаем определения этих языковых средств, перечитываем указанные в скобках примеры, обращаемся к самим предложениям в тексте.
Третье средство – В – приём. В списке их два: цитирование и лексический повтор.
И наконец, четвертое средство – Г- лексическое средство. А их среди терминов три: индивидуально – авторское слово, диалектизм, фразеологизм.
А теперь сопоставляем определения с примерами. Расставляем цифры в нужном порядке:
Ответ:
Задание выполнено!
Давайте обобщим.
- Прочитать рецензию.
- Найти в тексте рецензии слова: тропы, лексические средства, синтаксические средства, приёмы.
- Прочитать список терминов.
- Сгруппировать понятия.
- Вспомнить определения этих понятий, сопоставить с примерами.
- Расположить цифры в нужном порядке.
Выполняем сами!
Задание 1.
А: (8) От предыдущих поколений человечеству досталось по наследству убеждение, будто люди от рождения равны и вследствие этого с ними надо обходиться одинаково. (9) Однако сущность справедливости состоит как раз в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.
Б: (13) Как наивно, как просто, как мелко!
В: (14) На самом деле люди не равны ни телом, ни душою, ни духом. (15) Они родятся существами различного пола, с различным здоровьем и силой, с совершенно различными предрасположенностями, дарами, инстинктами и желаниями, они принадлежат к различному духовному уровню, и с ними (в силу справедливости!) надо обходиться различно. (23) Она старается уловить в человеке его сущность и своеобразие и соответственно этому обходиться с ним.
Г: (6) Так проблема искажается страстями и окутывается предрассудками. (7) Целые поколения застревают в этих предрассудках, и замечаешь порой, как само слово «справедливость» вызывает язвительную улыбку.
Фрагмент рецензии:
« И.А.Ильин строит свои размышления о справедливости на основе такого приёма, как (А)______(предложения 8, 9). Использование таких синтаксических средств, как (Б)______(предложение 13) и (В)_____ (например, предложения 14, 15, 23) придаёт этим размышлениям эмоциональность. Философичность текста удачно подчёркивается таким тропом, как (Г)_____( «проблема …окутывается предрассудками», «поколения застревают в этих предрассудках» в предложениях 6 и 7)».
Список терминов:
- устаревшие слова — Л
- термины — Л
- метафора — Т
- эпитеты — Т
- риторический вопрос — С
- противопоставление — П
- ряды однородных членов — С
- восклицательное предложение — С
- парцелляция — П
Ответ:
Задание 2.
А: (22) Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.
Б: (17) В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней.
В: (2) «Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3) Я затратил на это восемьдесят лет и все еще не могу сказать, что достиг цели».
(8) « Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, — говорил Пушкин. – (9) Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».
Г: (22) Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.
Фрагмент рецензии:
« Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует такое синтаксическое средство выразительности, как (А)_____(предложение 22). Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как (Б)_____( «В разные годы разные книги и разные писатели» в предложении 17) и (В)_______ (предложения 2-3, 8-9). Такой троп, как (Г)______( предложение 22), образно определяет нравственный стержень литературного творчества».
Список терминов:
- ряды однородных членов
- литота
- лексический повтор
- эпитеты
- цитирование
- диалектизм
- развёрнутая метафора
- риторический вопрос
- восклицательные предложения
Ответ:
Задание 3.
А: (1) Он нёс меня на себе восемь километров. (13) Восемь километров Серёжка нёс меня на себе. (31) Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (5) Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках.
Б: (3) Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4) И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня…
В: (32) Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.
Г: (33) Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце мое до сих пор кровоточит.
Фрагмент рецензии.
« Герой М.Худякова вспоминает случай, который заставил его задуматься о многом. Такие приёмы, как (А)_______( «нёс меня на себе восемь километров», «восемь километров…нёс меня в предложениях 1,13, 31; «помню» в предложении 5) и (Б)_______(предложения 3-4) в сочетании с сравнительными оборотами задают тревожно – напряжённый тон всему тексту. Противоречивость поступка Серёжки Леонтьева подчёркивает такое лексическое средство, как (В)_________ ( «спас» — «предал» в предложении 32), а такой троп, как (Г)___________ ( «сердце кровоточит» в предложении 33), передаёт потрясение героя.
Список терминов:
- контекстные антонимы
- метафора
- риторический вопрос
- парцелляция
- литота
- диалектизм
- ряд однородных членов
- эпитет
- лексический повтор
Ответ:
Задание 4.
А: (21) На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (28) Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.
Б: (28) Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.
В: (20) Поступок этих людей – не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо. (25) Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг – одно, а выполнение нравственного долга – другое.
Г: (9) На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы. (14) Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам…
Фрагмент рецензии.
« Г.Н.Бочаров часто выражает свою мысль с помощью таких лексических средств, как (А)______(« атмосферу, обстановку» в предложении 21, « столкновения, конфликта» в предложении 28) и (Б)_______( «общественный» — «личный» в предложении 28) . Передать точнее мысли и чувства публицисту помогают такой приём, как (В)______(предложения 20, 25), и такое синтаксическое средство, как (Г)______(предложения 9, 14)».
Список терминов:
- риторический вопрос
- антонимы
- диалектизмы
- литота
- олицетворение
- противопоставление
- ряды однородных членов
- контекстные синонимы
- восклицательные предложения
Ответ:
Задание 5.
А: (16) На подобный вопрос Конфуций ответил: « Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (17) Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (18) Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».
Б: (19) Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (20) Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из неё всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве.
В: (23) Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (24) Нет! (25) Именно он и победит.
Г: (27) Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (28) Хороший пример.
Фрагмент рецензии.
« Стремясь разобраться в причинах безнравственных поступков, автор прибегает к использованию такого приёма, как (А)______(предложения 16-18). Мысль о необходимости воспитывать в людях культуру автор подчёркивает с помощью такого синтаксического средства, как (Б)______( в предложениях 19, 20), а использование таких приёмов, как (В)______( предложения 23-25) и (Г)_______(предложения 27-28), помогает подвести итог авторским размышлениям».
Список терминов:
- сравнение
- термин
- парцелляция
- цитирование
- риторический вопрос
- эпитет
- вопросно – ответная форма изложения
- ряд однородных членов
- гипербола
Ответ:
Ответы к заданиям
Алгоритм выполнения задания № 24.
- Внимательно прочитайте задание, поймите, какое слов (-а) вам нужно найти.
- Вспомните правило, что обозначает данное слово(-а) .
- Запишите ответ.
Антонимы.
Антонимы — это противоположные по смыслу слова (забраковать – одобрить, оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивый).
- Из предложения 21 выпишите антонимы.
(21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.
Ответ: бездарныхталантливых
Задание 24 егэ по русскому языку 2023: теория и практика
(1)На сломе отрочества, в преддверии юности меня постигло печальное открытие, что я не имею точки опоры. (2)У меня нет ни способностей, ни хотя бы тяги к чему-либо, кроме чтения книг и футбола.
(3)В раннем детстве я обещал стать художником, но свежесть чистого, не обременённого знанием и предвзятостью восприятия недолго обманывала окружающих, да и меня самого. (4)Так, даже куда лучше, рисовали многие дети. (5)Страстность, с какой я предавался сперва игре в мушкетёров, потом коллекционированию папиросных коробок, марок и, наконец, бабочек, заставляла близких верить, что во мне аккумулирована не совсем обычная энергия. (6)Но шло время, и увлечения замирали одно за другим, не давая даже иллюзии каких-то успехов. (7)Ни одна моя коллекция не достигла уровня хотя бы рядовой маниакальности. (8)А потом была география и безумие географических карт, завесивших все стены комнаты. (9)Но теперь уже никто не считал, что я буду вторым Пржевальским или Миклухо-Маклаем. (10)Вскоре карты отправились туда же, где изгнивали коллекции бабочек, плесневели альбомы с марками, — в залавок на кухне. (11)А потом начались судорожные попытки увлечься химией, физикой, электротехникой и честно-горестные признания: не моё, не моё, не моё…
(12)И только когда я выходил на сыромятницкое футбольное поле, отделённое пропастью от остального мира, и трусцой направлялся в центр, на своё место, всё тягостное, обременяющее, висящее на мне, как вериги: мучительная неудовлетворённость собой; твёрдая уверенность, что мне не стать человеком своего времени — таким в нашей семье считали учёного, инженера, строителя; не покидающая ни на миг убеждённость, что окружающие люди лучше, умнее, талантливее, чище меня; оплошности, неловкости, оговорки, грубость с матерью, несправедливость к другу, боязнь вызова к доске на уроках математики, обиды на учителей, тоска о любимых книжных героях, с которыми никогда не встретиться в жизни, — всё это давящее, угнетающее развеивалось дымом, я становился пустым, лёгким и чистым.
(13)Мгновения, протекавшие от выхода на поле до первого удара по мячу, были для меня самыми лучшими из всего, что дарил футбол. (14)Я чувствовал себя способным взлететь, раствориться в пространстве. (15)Спорт наступал потом, а сейчас свершалось причащение светлой благодати мира. (16)Конечно, так было не всегда, когда-то я просто гонял мяч, упоённо и бездумно, до полного изнеможения, которое тоже было счастьем, ибо ты утолил жажду, взял от жизни всё, что мог. (17)Но в описываемую пору детство и отрочество миновали, начиналось самое грозное — юность. (18)Явления, вещи и обстоятельства утрачивали свой простой смысл и становились знаками какого-то другого, тайного бытия. (19)И сам я уже принадлежал не себе, не очевидности происходящего, а тому, что таилось за покровом…
(20)И вот однажды настал такой незабываемый день, когда наш тренер Жюль Вальдек обзвонил по телефону родителей своих избранников, чтобы узнать, как относятся они к «футбольной карьере» сына. (21)Не знаю, как отнеслись родители Чегодаева и Алексеева к непривычной французской учтивости тренера, но у меня дома звонок Вальдека был воспринят трагически.
(22)— Ты помнишь пророчество Леонардо да Винчи? — обратился ко мне отец, после того как мама разбитым голосом сообщила о звонке Вальдека.
(23)— Какое пророчество?
(24)— «Настанет время, — заговорил отец голосом пророка, — и люди будут бегать за куском свиной кожи, наполненной воздухом, с громкими криками и ругательствами».
(25)— Ругаться на поле запрещено, — машинально сказал я, потрясённый предвидением гения Ренессанса.
(26)— Не в этом дело, — сказал отец. (27)— Леонардо говорит о грядущем футболе как о пришествии Антихриста.
(28)— Мне уже сейчас кажется, — вставила мама, — что человечество делится на спартаковцев и динамовцев.
(29)— Что вы сказали Вальдеку? — спросил я.
(30)— Мы сказали, что не вмешиваемся в твои дела.
(31)— Вы только этим и занимаетесь. (32)Но вы хоть не обхамили его?
(33)— Я думала, что воспитываю человека будущего, учёного или инженера… — далёким, эпическим голосом начала мать.
(34)— Оказывается, я приняла все муки ради левого края или правого инсайда.
(35)— Я центрфорвард.
(36)— Что же ты сразу не сказал! — насмешливо воскликнул отец.
(37)— Тогда дело другое. (38)Миллионы миллионов лет жаждала твоя душа вырваться из мрака небытия, чтобы воплотиться в центрфорварда. (39)А тебе самому не страшно?
(40)— Нет. (41)Я всё равно ничего не умею.
(42)— Ты же отличник!
(43)— В этом весь и ужас. (44)Ребята, которые знают, кем будут, не отличники. (45)А отличники — я, Нина Демидова, Бамик — кем мы будем? (46)И кто мы есть?.. (47)У меня хоть футбол…
(48)— Тебе и семнадцати нет!..
(49)— Когда надо, вы говорите: здоровенный восемнадцатилетний оболтус… (50)Я чувствую себя человеком только на поле.
(51)— Бедный мальчик! — сказала мама. (52)— Бедный, бедный мальчик!
(53)— Слушай! — вскричал отец, осенённый внезапной идеей.
(54)— А почему бы тебе не попробовать писать? (55)У нас в роду все словесники. (56)Вдруг у тебя талант?
(57)— О чём мне написать? — спросил я, приободрённый последней фразой отца.
(58)— Боже мой, об этом не спрашивают! (59)Пиши о том, что тебя волнует. (60)О том же футболе.
(61)— Нет, — сказал я твёрдо. (62)— О футболе я не буду писать.
(63)— Тогда о том, что тебя не так волнует. (64)Чтоб ты мог спокойно подумать, поискать слова для изображения виденного и пережитого. (65)Ну, о какой-нибудь поездке, интересной встрече. (66)Вон Чехов взял и написал рассказ о чернильнице.
(67)— Я что-то не читал… (68)Ладно, попробую. (69)А если из этого ничего не выйдет?..
(70)— Что ж, — отец вздохнул, и я впервые увидел, что он старый человек, — тогда играй в футбол…
(71)Я никогда не обманывал родителей и старался написать как можно лучше о поездке нашего класса в Лосинку, но, видимо, ко мне не перешли гены моих родственников. (72)Отец прочёл моё произведение и не сказал ни слова… (73)Путь в школу Вальдека был открыт…
(По Ю. Нагибину)
Из предложений 6–11 выпишите слово со значением «сильное пристрастие к чему-либо».
Запомните, как записывать ответ!
- Можно записать слово или слова в той форме, в которой они даны в тексте ( высокуюнебольшую).
- Можно записать в начальной форме данные слова (высокийнебольшой).
- Никаких пробелов, запятых, дефисов быть не должно!
Контекстные антонимы.
Контекстные антонимы — это слова, которые являются антонимами только в данном контексте. Противопоставление подобных слов является чисто индивидуальным авторским решением.
Например: один день – вся жизнь, волки — овцы, поэт – стихотворец.
- Из предложения 8 выпишите контекстные антонимы.
(8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет.
Ответ: орёлкуропатка.
Лексическое значение слова.
Задание № 24.
Лексическое значение слова.
Задание № 24, ребята, несложное. Здесь нужно просто хорошо знать некоторые определения, касающиеся лексики, и уметь их находить в тексте.
А вот этих терминов много, все их надо помнить.
Давайте рассмотрим типы вопросов, которые могут быть вам предложены в задании № 24, рассмотрим примеры и вспомним правила. Итак, начнём!
Переносное значение слова.
Переносное значение слова – вторичные значения слова, вызванные переносом внешнего сходства или внутренней сути чего-либо (остался оттенок грусти).
- Из предложения 2-3 выпишите слово в переносном значении.
(2)К невысокой деревянной двери вели каменные ступеньки, а над черепичной крышей возвышались две большие кирпичные трубы. (3)На стенах, оконных решётках, дверях и крыше — всюду были заметны сероватые следы времени.
Ответ: следы
Просторечная лексика.
Просторечные слова – это слова разговорной лексики, но имеющие свои особенности :
-нарушающие языковые нормы ( траНвай вместо траМвай, квАртал вместо квартАл)
— нарушающие моральные нормы, грубые слова (башка, притащиться)
— вульгарна, бранная лексика, оскорбляющая человека.
- Из предложений 1—3 выпишите просторечное слово.
(1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди — люди «комплексующие». (2)Слабаки. (3)Именно они, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары.
Ответ: слабаки
Разговорная лексика.
Разговорная лексика — слова, использующиеся в устной речи, часто в бытовом общении (хвастунишка, читалка, задира.)
- Из предложения 27 выпишите разговорное слово.
(27)— Здо-о-рово! — протянул он с удовольствием.
Ответ: здорово
Пояснение: значение данного слова — « хорошо, замечательно».
Синонимы.
Синонимы — это слова одной части речи, которые отличаются оттенками значений и стилистическим применением в речи (великолепный, превосходный, изумительный, роскошный, отличный, замечательный, классный, супер).либо выписать, либо подобрать к сову
- Из предложения 33 выпишите синоним к слову «жили, помещались»
(ЗЗ)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами.
Ответ: ютились
- Из предложений 9-10 выпишите синонимы.
9)Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. (10)В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны.
Ответ: выгодыпреимуществ
Контекстные синонимы.
Контекстные синонимы — это слова, которые являются синонимами только в данном контексте.
Например: по характеру это была добрая, мягкая женщина.
Синонимы данных слов вне текста:
Добрый — сердечный, душевный, жалостливый, человечный и др.
Мягкий — пухлый, пластичный, эластический, пушистый.
- Выпишите контекстные синонимы из предложения 12.
(12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время.
Ответ: развлекаетсяубиваетвремя
Термины.
Термины – названия определённых понятий, которые используются в той или иной области знаний (например: государство, демократия).
- Из предложения 24 выпишите термин
(24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертнуюустановку», ничем не возмещая ему это.
Ответ: экстравертнуюустновку
Устаревшие слова.
Устаревшая лексика (архаизмы)- это устаревшие слова, вышедшие из постоянной речи , так как с течением времени были заменены другими словами (очи- глаза, ланиты- щёки).
- Из предложений 13-14 выпишите устаревшее слово
(13)Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. (14)Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки — постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.
Ответ: окаянный
Фразеологизмы.
Фразеологизмы — устойчивые словосочетания, которые по значению равны одному слову .
С точки зрения стилистической окраски фразеологизмы бывают:
— разговорные: бежать сломя голову — быстро, работать спустя рукава – лениться
— книжные: яблоко раздора, звёздный час
— просторечные: вкручивать мозги, дурья башка
- Из предложений 4-5 выпишите фразеологизм.
(4) Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было!
Ответ: вавилонскоестолпотворение
- Из предложения 4 выпишите фразеологизм.
4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов.
Ответ: ставиласьнакарту
- Из предложений 20-21 выпишите фразеологизм, который имеет значение «сначала»
(20)Поступок этих людей — не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.(21)На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость.