Задание 24
Это задание на составление плана развёрнутого ответа.
Алгоритм выполнения
Выявить вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы (не менее трёх).Продумать формулировки пунктов плана так, чтобы они соответствовали теме.Придерживаться структуры плана. Составить сложный план с детализацией в подпунктах не менее двух пунктов плана, непосредственно раскрывающих тему по существу.
Исследовать каждый детализированный пункт: может ли он быть раскрыт как минимум в трёх подпунктах или только в двух.Посмотреть, «работают» ли пункты и подпункты на раскрытие заданной темы, не являются ли они формулировками абстрактно-формального характера, что не отражает специфики темы.
Проверить на неточности, ошибки и корректность формулировок.Баллы и критерииЗа задание 24 можно получить максимум 4 первичных балла. По критерию 24.1 «Раскрытие темы по существу» — 3 балла и ещё один по критерию 24.2 «Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана».
Что важно знать
Стоит помнить, что эксперты в первую очередь будут смотреть на соблюдение следующих условий: в вашем плане есть минимум три пункта, среди них хотя бы два пункта раскрывают тему по существу, и эти пункты должны быть детализированы в подпунктах в количестве не менее трёх, кроме тех случаев, когда в этом пункте может быть только два подпункта.
Как понять, какие пункты плана позволят раскрыть тему по существу? При проверке у экспертов будут критерии оценивания с образцовым планом, в котором будут выделены те самые пункты, позволяющие раскрыть тему по существу. Теперь ясно, что вам надо попасть пунктами из плана в два пункта из критериев проверяющих.
Ваши формулировки необязательно должны дословно совпадать с теми, что есть в образце у экспертов, но должны отражать особенности рассматриваемого явления, понятия, процесса. Поскольку не всегда можно угадать «идеальные» пункты из критериев, постарайтесь написать максимум пунктов, относящихся к данной теме.
Обратите внимание, что первый пункт-характеристика ключевого понятия темы не раскрывает тему по существу, а необходим как элемент сложного плана в случаях, когда вместе с этим пунктом насчитывается всего три пункта, например «Понятие политической партии».
Разберём несколько примеров по теме «Политические партии».
Пример 1
1. Понятие политической партии.2. Особенности политических партий как общественных организаций:а) наличие программы;б) наличие устава;в) наличие организационной структуры и др.3. Функции политических партий в демократическом обществе:а) представительство интересов большинства социальных групп;б) политическая социализация;в) участие в выборах (электоральная функция) и др.4.
Классификации политических партий:а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и др.);б) по организационному признаку (массовые, кадровые);в) по отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные);г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).5.
В первом примере по критерию 24.1 выставлено 3 балла:
- в плане не менее трёх пунктов;
- не менее двух пунктов, раскрывающих тему по существу (2, 3, 4);
- обязательные пункты детализированы в не менее трёх подпунктах.
По критерию 24.2 добавляем один балл, так как по 24.1 выставлено 3 балла и план корректный, не содержит ошибок и неточностей.
Итого за задание — 4 первичных балла.
Пример 2
1. Понятие политической партии.2. Функции политических партий:а) политическая социализация;б) политическая мобилизация;в) электоральная и др.3. Виды политических партий.4. Политические партии в России:а) «Единая Россия»;б) КПРФ;в) ЛДПР;г) «Новые люди» и др.
Во втором примере по критерию 24.1 выставлено 2 балла:
- в плане не менее трёх пунктов;
- не менее двух пунктов, раскрывающих тему по существу (2, 3);
- только один обязательный пункт детализирован в подпунктах. Обязательный пункт «Виды политических партий» есть, но не раскрыт.
По критерию 24.2 выставлено 0 баллов, так как по 24.1 заработано 2 балла.
Итого за задание — 2 первичных балла.
Пример 3
1. Признаки политических партий:а) наличие программы;б) наличие устава;в) наличие организационной структуры и др.2. Функции политических партий в демократическом обществе:а) представительство интересов большинства социальных групп;б) политическая социализация;в) участие в выборах (электоральная функция) и др.
В третьем примере по критерию 24.1 выставлено 0 баллов, так как план содержит менее трёх пунктов и не является сложным.По критерию 24.2 тоже 0 баллов, так как по 24.1 выставлено 0 баллов.
Итого за задание — 0 первичных баллов.
Задание № 23. важны поправки в конституцию
Только-только я порадовался за выпускников 2022 года из-за того, что им не придется писать мини-сочинение по высказываниям российского президента, которые регулярно стали появляться в вариантах экзамена где-то с 2022 года. Я в прошлом году на «Меле» даже поделился лайфхаком «Как написать сочинение по обществознанию, если дана цитата Путина».
Но, видно, рано радуемся. Разработчики заданий включили в новое задание № 23 термин, которого нет (видимо, пока нет) в учебниках федерального перечня. Это термин «социально-ценностная конституция». Разработчики заданий обеспокоены тем, как выпускники осваивают роль гражданина Российской Федерации.
Вот что они сообщают нам, учителям, в новых «Методических рекомендациях…»: «Почти четверть выпускников 11 класса не понимает таких основ конституционного строя Российской Федерации, как социальное государство, идеологическое многообразие, светское государство.
Многие экзаменуемые не понимают смысла п. 3 ст. 38 Конституции Российской Федерации: „Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях“ и п. 4 ст. 43: „Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования“.
Поэтому, надо полагать, и появилось это задание. И если вы думаете, что такую характеристику придумали наши известные разработчики Т. Лискова и О. Котова, вы глубоко заблуждаетесь. Они всего лишь взяли её, не указывая авторства, из цитаты… о, нет, не президента России!
Вот он, источник для этого задания. «В России появился основной закон нового типа — социально-ценностная Конституция. Она защищает не только человека, но и идеалы российского народа. Это значит, что мы получаем нерушимое основание для уверенности в будущем», — рассказала сопредседатель рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию России Талия Хабриева. Запомним это имя (стоит пройти по ссылке, ибо указанный источник реально помогает выполнить это задание).
Итак, теперь на ЕГЭ появилось специальное задание с развернутым ответом, для которого нам придется выучить все поправки в конституцию, принятые прошлым летом, и обосновывать их значимость. В наших учебниках этого пока нет.
Я не буду здесь воспроизводить ответ на задание из ключа. Читайте сами новую демоверсию. Добавлю только, что никто от нас не ждет собственного мнения и оценки принимаемых в нашей стране законов, мы должны только подтверждать, а не опровергать, и разработчики специально подчеркивают:
«Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространенное предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации (это означает, что нужно писать только то, что есть в тексте Конституции РФ.)
Правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания (от участника экзамена требуется не бессмысленное зазубривание, а знание и понимание того, что записано в Законе высшей юридической силы)».
Изменения в кимах егэ по обществознанию 2022 года (справка фипи):
«1. Из части 1 КИМ исключены задания 1, 2 и 20 по нумерации 2021 г.
2. Задание с кратким ответом на анализ графика спроса и предложения (задание 10 в КИМ 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом (задание 21 по нумерации 2022 г.).
3. В части 2 КИМ устранены дублирующие друг друга по проверяемым умениям задания (задания 22 и 26 исключены, задания 25 (позиция 25.1) и 23 из КИМ ЕГЭ 2021 г. сохранены в составном задании к тексту).
4. Максимальный балл за выполнение задания–задачи 22 (по нумерации 2022 г.) увеличен с 3 до 4 баллов.
5. В КИМ ЕГЭ 2022 г. не включено альтернативное задание, требующее написания мини-сочинения (задание 29 КИМ 2021 г.).
6. В часть 2 включено задание с развёрнутым ответом по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (задание 23 по нумерации 2022 г.).
7. Задание на составление плана развёрнутого ответа по предложенной теме (задание 28 в КИМ ЕГЭ 2021 г.) включено в составное задание, соединившее в себе составление плана и элементы мини-сочинения (задания 24 и 25 по нумерации 2022 г.).
8. Максимальный балл изменён с 64 до 57 баллов.
9. Общее время выполнения работы сокращено с 235 до 180 минут».
Хочешь БЕСПЛАТНО разобрать с опытным преподавателем все детали новых усложнённых вариантов ЕГЭ по обществознанию 2022 года — приходи на пробное занятие в Lancman School. Мы 13 лет готовим к ЕГЭ на высокие баллы и знаем об экзаменах и поступлении в хорошие вузы буквально всё. Решишь продолжить готовиться к ЕГЭ вместе с нами весь год — дадим скидку после бесплатного пробного занятия. Любой вопрос смело пиши сюда.
Если ты живешь не в Москве, но хочешь заниматься с лучшими столичными репетиторами и сдать ЕГЭ на 80 баллов, то регистрируйся на наши онлайн-курсы. В этом году мы включили в договор пункт, гарантирующий поступление на бюджет в любой вуз страны. Если ученик будет соблюдать все обговоренные условия, он обязательно поступит. В противном случае мы вернём деньги. Первое пробное занятие БЕСПЛАТНО.
Разбор ответов к егэ по обществознанию
Часть 1
Количество правильных ответов в формулировках заданий 2, 4, 5, 7–12, 14, 16 не фиксируется, их может быть от двух до четырех.Правильное выполнение каждого из заданий 1, 9 и 12 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Правильное выполнение каждого из заданий 2–8, 10, 11, 13–16 оценивается 2 баллами. Ответы на эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами)
Таким образом, за абсолютно верно выполненную первую часть ОГЭ по обществознанию вы можете набрать 29 баллов.
Номер Правильныйзадания ответ1 162 1253 111224 3465 2346 111237 4568 3459 12310 13411 23512 13513 3311214 14515 1321216 124
Часть 2
Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
17 Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.)Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) — Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность;
2) ответ на второй вопрос, например: когда государство оказывается выше права ИЛИ отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами ИЛИ государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами;
3) ответ на третий вопрос, например: именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона ИЛИ государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Даны правильные ответы на три вопроса — 2 балла
Даны правильные ответы только на два любых вопроса — 1 балл
Дан правильный ответ только на один любой вопрос.ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.ИЛИ Ответ неправильный — 0 баллов
Максимальный балл — 2
Типичные распространенные ошибки в задании 24
1. Количество пунктов. Если в плане несколько пунктов с видами или классификациями и их можно объединить, то эксперт засчитает их за один пункт.
Пример А
1. Классификации политических партий:а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и др.);б) по организационному признаку (массовые, кадровые);в) по отношению к проводимой политике (правящие и оппозиционные);г) по отношению к закону (легальные и нелегальные).
Пример Б
1. Классификация политических партий по идеологическому признаку:а) либеральные;б) консервативные;в) социалистические.2. Классификация политических партий по организационному признаку:а) массовые;б) кадровые.3. Классификация политических партий по отношению к проводимой политике:а) правящие;б) оппозиционные.4. Классификация политических партий по отношению к закону:а) легальные;б) нелегальные.
В обоих случаях пункты будут засчитаны как один.
2. Неправильное название функции или явления. Если забыли или не уверены, то лучше записать словосочетание, раскрывающее смысл: например, вместо «регулятивная функция» запишите «регулирование общественных отношений».
3. Формулировки пунктов плана имеют абстрактно-формальный характер и не отражают тему. Такие ответы представляют обобщённую модель без содержания. Продемонстрируем это на примерах В и Г.
Пример В
1. Политические партии:а) структура партии;б) признаки партии;в) виды.2. Значение политических партий:а) для общества;б) самой партии;в) человека.3. Функции политической партии в обществе:а) в экономике;б) политике;в) социальной сфере;г) духовной сфере.
Пример Г
1. Введение:а) понятие;б) структура;в) примеры.2. Основная часть:а) признаки;б) классификации;в) функции.3. Заключение:а) роль в мире;б) роль в России;в) роль в жизни общества.
4. Ответ на задание 24 не является планом, а по форме представлен в виде таблиц, схем, сплошного текста. Такому ответу выпускника, согласно критериям, выставляется 0 баллов как не соответствующему требованию задания (ответ Д).
Пример Д
Понятие политической партии. Особенности политических партий как общественных организаций: наличие программы и устава, организационной структуры и др. Функции политических партий в демократическом обществе: представительство интересов большинства социальных групп, политическая социализация, участие в выборах и др.
Учить — недостаточно. надо разбираться в повестке
Направленность экзамена меняется. Разработчики заданий хотят, чтобы школьники лучше ориентировались в реальных условиях российской действительности, и отмечают: «Вопросы и требования задания 25 конкретизируют отдельные аспекты заданной темы (пункты плана), в том числе применительно к реалиям современного российского общества и государства».
В Рособрнадзоре объяснили, как будет меняться модель экзамена: «Во главе угла этих стандартов не просто знание правил, фактов или формул, но их практическое применение. Акцент сделан на „то, что школа должна научить ребенка систематизировать, анализировать информацию, отбирать и комбинировать данные, делать на их основе прогнозы и выводы, рассуждать“», — подчеркнули в ведомстве.
Ну, а мы, учителя, похоже, обречены ловить на лету сигналы от всякого рода приближенных к главному должностному лицу государства экспертов. В конце концов, ничто не мешает разработчикам заданий продолжать цитировать нашего президента, не указывая прямо его фамилию, в других заданиях вместо ушедшего в прошлое мини-сочинения.
Что все это означает? Успешная сдача экзамена по обществознанию зависит от того, насколько широк кругозор выпускника, интересуется ли он тем, что происходит в стране и в мире, старается ли следить за событиями, умеет ли анализировать источники информации помимо учебника. Мне кажется, это позитивные изменения.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Часть 1
Ответом к заданиям 1–16 является последовательность цифр. Ответы запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
1 Ниже приведён перечень признаков. Все они, за исключением двух, характеризуют динамичный характер общества.
1) связь с природой; 2) изменение общественных отношений; 3) социальная мобильность; 4) отмена устаревших норм; 5) совершенствование социальной организации; 6) наличие социальных институтов.Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 1 6
2 Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность – зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.3)
Человек наследует моральные нормы.4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.
Ответ: 125 .
3 Установите соответствие между действиями и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЙСТВИЯ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ А) наблюдение 1) эмпирическийБ) эксперимент 2) теоретическийВ) описание объектаГ) объяснение существующих взаимосвязейД) формулирование закономерностей
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д
Ответ: 1 1 1 2 2
4 Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений массовой культуры.
1) ориентация на вкусы и запросы узкого круга знатоков и ценителей2) использование в фильме народной музыки и эпических сюжетов3) расчёт на усреднённый потребительский вкус4) пропаганда традиционных семейных ценностей, понятных большинству зрителей5) реализация создателями фильма в полной мере своих потребностей в самовыражении, высказывании взглядов, не разделяемых большинством6) позиционирование фильма как продукта для отдыха и развлечения
Ответ: 346 .
5 Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Коммерческие банки занимаются производством материальных благ, торговлей и страхованием имущества. 2) Паевые инвестиционные фонды объединяют средства для совместного приобретения активов и раздела связанных с этим рисков, прибыли или убытков. 3)
Ответ: 234 .
6 Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов согласно Налоговому кодексу РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ВИДЫ НАЛОГОВИ СБОРОВ В РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
А)сборы за пользование 1) федеральныеобъектами животного мира 2) местныеБ) налог на доходы 3) региональныефизических лицВ) водный налогГ) торговый сборД) транспортный налог
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д
Ответ: 1 1 1 2 3
7 Фирма «Лисичка» – ателье, специализирующееся на пошиве школьной формы. Найдите в приведённом списке примеры постоянных издержек фирмы «Лисичка» в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) оплата потреблённой электроэнергии2) приобретение тканей, ниток, фурнитуры3) выплата сдельной заработной платы работникам4) взносы по страхованию имущества фирмы5) оклады администрации6) погашение процентов по ранее взятому кредиту
Ответ: 456 .
8 Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.2) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.3) Один из критериев дифференциации социальных групп – доход.4)
Ответ: 345 .
9 В ходе социологического опроса работающих юношей и девушек страны Z им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие себе и своей семье.2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.3)
Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, среди девушек больше, чем среди юношей.4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.5) Бóльшая доля юношей по сравнению с девушками работает потому, что их работа очень нужна обществу.
Ответ: 123 .
10 Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.2) Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.3)
По способу легитимации власти различают легальный (рационально- легальный), традиционный и харизматический типы лидерства.4) Политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.5) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.
Ответ: 134 .
11 В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры.
1) зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей2) свободное и добровольное участие граждан в выборах3) наличие этапа предвыборной агитации4) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов5) процедура тайного голосования6) голосование по одномандатным округам
Ответ: 235 .
12 Какие из перечисленных позиций относятся к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) единство экономического пространства2) наличие официальной идеологии3) правовое государство4) приоритет судебной власти5) светское государство
Ответ: 135 .
13 Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛНОМОЧИЯ
А) обеспечение исполнения федерального бюджетаБ) осуществление управления федеральной собственностьюВ) осуществление помилованияГ) утверждение военной доктриныД) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации
СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙВЛАСТИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
1) Президент Российской Федерации2) Совет Федерации3) Правительство Российской Федерации
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г Д
Ответ: 3 3 1 1 2
14 Выберите верные суждения о правоохранительных органах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одна из функций правоохранительных органов – укрепление законности и правопорядка.2) Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов, называется адвокатура.3) Правоохранительные органы могут принимать соответствующие законы.4)
Ответ: 145 .
15 Установите соответствие между примерами и видами субъектов гражданского права в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) Чеченская РеспубликаБ) гражданин Российской Федерации К.Н. СтепановВ) производственный кооператив «Мимоза»Г) Ростовская областьД) акционерное общество «Луч»
ВИДЫ СУБЪЕКТОВ
1) публично-правовое образование2) юридическое лицо3) физическое лицо
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А Б В Г ДОтвет: 1 3 2 1 2
16 Александр, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z, решил стать гражданином Российской Федерации.При каких условиях Александр может подать заявление о приёме в гражданство Российской Федерации в общем порядке? Запишите цифры, под которыми указаны эти условия.
1) наличие законного источника средств к существованию2) обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство России3) наличие документа о профессиональном образовании4) владение русским языком5) наличие родственных связей в Российской Федерации6) наличие собственности на территории России
Ответ: 124 .
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (17–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (17, 18 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.Обратите внимание!
Не следует в развёрнутом ответе на любое из заданий 17–25 приводить больше позиций (признаков, характеристик, примеров, аргументов и т.д.), чем требуется в задании. Неточности и ошибки в «дополнительных» элементах ответа могут привести к снижению балла за выполнение задания.
Прочитайте текст и выполните задания 17–20.
Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом.
При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.
В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.
Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности.
Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется емуи начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.
С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.(С.И. Самыгин)
17 Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?
Ответ:
1) Государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.
2) Когда государство оказывается выше права ИЛИ отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами ИЛИ государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.
3) Именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона ИЛИ государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.
18 Автор пишет об отношениях между правом и государством. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство». (В объяснении смысла/определения понятия «государство» должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Ответ:
Государство – обладающая суверенитетом на определённой территории организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нём порядок и стабильность.
19 Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Ответ:
1) совершеннолетний гражданин Сергей Петров принял участие в выборах в качестве кандидата в муниципальное собрание (конституционное право);
2) 16-летний гражданин Макар Иванов прошёл предварительный медицинский осмотр при заключении трудового договора (трудовое право);
3) Лидия и Олег заключили брак (семейное право).
20 Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Ответ (любые 3 из 6-ти суждений):
1) право закрепляет форму государственного устройства, политический режим и форму правления определённого государства;
2) право определяет компетенцию государственных органов и компетенцию должностных лиц, которые представляют государственные органы;
3) право защищает граждан от произвола со стороны государства;
4) посредством права осуществляется государственная правотворческая деятельность, которая, в свою очередь, определяет потребность в регламентации (юридического характера) определённых отношений. Таким образом, при помощи правотворческой деятельности государства создаются законы, указы и иные рациональные юридические формы;
5) право регламентирует государственную деятельность: придаёт ей юридическую форму и вводит её в рамки юридических требований;
6) право упорядочивает жизнь общества, определяет границы дозволенного, делает поведение граждан более предсказуемым.
21 На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке легковых автомобилей в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара).
Как изменилась равновесная цена?
Что могло вызвать изменение предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастут доходы населения при прочих равных условиях?
Ответ:
1) равновесная цена уменьшилась;
2) одно обстоятельство (фактор) с объяснением влияния: благодаря внедрению новых высокопроизводительных технологий сократилось время производства одного автомобиля, что позволило увеличить количество произведённых автомобилей;
3) ответ на третий вопрос: рост доходов населения приведёт к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном однозначном указании изменения спроса и равновесной цены.)
22 В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг.Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива.
Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.В период с 2022 по 2022 г. наметился рост популярности дистанционного обучения, в школах страны Z на 25% увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий. В среднем доля учеников, имеющих доступ к видеоурокам, методическим материалам, выросла в 2,5 раза.
Социологические опросы позволили установить, что в Z преобладают семьи демократического типа.К какому типу относится общество страны Z? Каков тип экономической системы страны Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Какие черты характеризуют семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.)
Ответ:
1) ответ на первый вопрос: Z относится к обществу постиндустриального/информационного типа;
2) ответ на второй вопрос: рыночная;
3) ответ на третий вопрос: информатизация/компьютеризация образования;
(Ответ на каждый из вопросов 1-3 засчитывается только при наличии правильного однозначного указания типа общества, типа экономической системы и тенденции развития образования. Если в ответе на вопрос указано несколько различных типов, тенденций, то такой ответ на конкретный вопрос не засчитывается.)
4) ответ на четвёртый вопрос (две характеристики), например:
– муж и жена обладают в семье равными статусами (являются равноправными партнёрами);
– все виды домашних работ выполняются супругами взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашних обязанностей по гендерному признаку);
– решения по семейным вопросам принимаются совместно.
23 Конституцию Российской Федерации называют социально-ценностной конституцией.На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Ответ:1) в Конституции Российской Федерации утверждается ценность прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;2) в Конституции закреплены социальные ценности исторической памяти, патриотизма, детства и семьи;3) в Конституции закреплена ценность российской культуры, разнообразия культур народов России;4) в Конституции закреплён социальный характер Российского государства.
Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определённой теме. Выполните задания 24 и 25. Вам необходимо подготовить доклад по теме «Политические партии».
24 Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Ответ:
1. Понятие политической партии.
2. Особенности политических партий как общественных организаций:
а) наличие программы;
б) наличие устава;
в) наличие организационной структуры;
г) наличие партийного аппарата и др.
3. Функции политических партий в демократическом обществе:
а) представительство интересов большинства социальных групп;
б) политическая социализация;
в) участие в выборах (электоральная функция) и др.
4. Классификации политических партий:
а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и т.п.);
б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
в) по отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные);
г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).
5. Типы партийных систем:
а) однопартийная система;
б) двухпартийная система;
в) многопартийная система и её разновидности.
6. Политические партии в современной России.
25 Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие политические партии действуют в Российской Федерации?
(Назовите любые три партии.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)
Ответ:
1) в демократическом обществе важно учитывать властно значимые интересы различных социальных групп и организаций, представляемые разными политическими партиями
ИЛИ
политический плюрализм и многопартийность вытекают из свободы слова и права человека участвовать в политической деятельности;
2) партия «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР);
3) — волонтерский центры «Единой России» развернуты во всех регионах страны и объединяют десятки тысяч студентов разных вузов;
— КПРФ приняла участие в выборах в Государственную Думу;
— лидер ЛДПР в телепередаче представил позицию партии по актуальным внешнеполитическим вопросам.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.