В 2023 году ученики не пишут эссе: его отменили. Возможно, в будущем сочинение-рассуждение вернется в ЕГЭ по английскому языку. Именно поэтому КП публикует советы по подготовке к этому заданию, план и структуру письменной работы и критерии ее оценивания.

Возможно, в будущем сочинение-рассуждение вернется в ЕГЭ по английскому языку. Именно поэтому КП публикует советы по подготовке к этому заданию, план и структуру письменной работы и критерии ее оценивания.
- Немного статистики
- Структура ЕГЭ по английскому 2023
- Письменная часть
- Устная часть
- ЧАСТЬ 1. Официальные изменения ФИПИ
- ЧАСТЬ 2. Анализ всех изменений
- Изменения ЕГЭ по английскому 2023
- Задание 37 письменной части
- Задание 38 письменной части
- Задание 2 устной части
- Задание 3 устной части
- Задание 4 устной части
- Первая статистика ЕГЭ-2023
- Полный календарь ЕГЭ-2023 (с примерными датами проверки работ)
- Резервные дни:
- Минимальные баллы для получения аттестата и поступления в вузы
- Задания части «Письмо»
- Задание 40
- Задания устной части в ЕГЭ 2022 года
- Задание 2
- Задание 3
- Задание 4
- Советы по подготовке
- Темы эссе
- Примеры эссе
- План эссе
- Особенности ЕГЭ 2023 по другим иностранным языкам
- Критерии оценивания эссе
- И напоследок…
- Правила написания эссе
- Перевод баллов ЕГЭ 2023 в таблицах
- Шкала баллов ЕГЭ
- Мнение эксперта
- Перевод баллов ЕГЭ по другим предметам
Немного статистики
С каждым годом число участников ЕГЭ по английскому языку неуклонно растет. Например, в 2020 году экзамен сдавало 83 175 человек, в 2021 — 89 804, а в 2022 — уже 109 тысяч.
Вопрос в том, какие результаты получают участники экзамена. Средний балл в 2022 году составил 73,3. Лучше всего одиннадцатиклассники справляются с заданиями аудирования и чтения. Чуть хуже, но примерно одинаково(на уровне 70%) выпускники решили блоки Лексика и Грамматика и Письмо. Наиболее сложным разделом экзамена остается устная часть — средний процент ее выполнения около 65%:

Экзамен по английскому — не злобный цербер, а милый королевский корги. Но только при условии, что к этому предмету вы готовитесь системно. Разбираемся, как приручить ЕГЭ 2023 по английскому за 207 минут и как решать самые хитрые задания, чтобы получить 100 баллов. И заодно поговорим про ЕГЭ 2023 по другим иностранным языкам 🙃
В этой статье:

До ЕГЭ все меньше времени, и 11-классники уже на финишной прямой. Усилить подготовку и написать на максимальный балл поможет «ЕГЭ-гонка» 🏁 На экспресс-марафоне вы повторите ключевые разделы предмета, прорешаете множество заданий и попробуете симуляцию экзамена, а также узнаете все секреты ЕГЭ-2023 от преподавателей, написавших работу в досрочный период. Записывайтесь на марафон и придите первыми в гонке ЕГЭ!
Структура ЕГЭ по английскому 2023
Экзамен состоит из двух частей: письменной и устной. По сути, это два отдельных экзамена (да, вы можете не пойти на устную часть, но я так делать не советую, ведьчасть Говорение может добавить до 20 баллов к результату).
В этом году длительность экзамена осталась прежней: 207 минут. 3 часа 10 минут идут на письменную часть и 17 минут — на устную.
Письменная часть
Письменная часть делится на четыре блока:
- «Аудирование»;
- «Чтение»;
- «Грамматика и лексика»;
- «Письменная речь».
В каждом блоке (кроме «Письменной речи») — три задания, которые идут по нарастанию уровня сложности от базового к повышенному и затем к высокому. Задания базового уровня проверяют знания языка на уровне А2, повышенного — B1, высокого — B2. В блоке «Письменная речь» два задания базового и высокого уровней сложности соответственно.
Устная часть
Устная часть состоит из 4 заданий, которые также идут по повышению сложности.
<!—
window.yaContextCb.push(()=>{
Ya.Context.AdvManager.render({
renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-135984-12’,
blockId: ‘R-A-135984-12’
})
})—>
<!—
window.yaContextCb.push(()=>{
Ya.Context.AdvManager.render({
renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-135984-13’,
blockId: ‘R-A-135984-13’
})
})—>
- 31.08.2021
На этой странице мы детально разберем всё изменения, которые ожидают ЕГЭ по английскому языку в 2022 году.
Анализ состоит из 2-х частей:
- 1 часть — официальный список изменений от ФИПИ
- 2 часть — обзоры, видеоразборы, текстовый анализ изменений.
Перед тем как начать — посмотрите демоверсию ЕГЭ 2022 по английскому языку
ЧАСТЬ 1. Официальные изменения ФИПИ
В работу внесены следующие изменения.
В экзаменационную работу 2022 г. были внесены изменения в разделы 4 («Письменная речь») и 5 («Говорение»).
- Раздел 4 («Письменная речь») экзаменационной работы 2022 г. состоит из 2 заданий с развёрнутым ответом.
- В задании 39 предлагается написать электронное письмо личного характера в ответ на письмо-стимул зарубежного друга по переписке. В связи с изменением вида письменного сообщения были внесены изменения в критерии оценивания задания. Максимальное количество баллов за выполнение задания 39 не изменилось (6 баллов).
- В задании 40 необходимо создать развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы и выразить своё мнение по теме проекта. Задание 40 является альтернативным заданием; экзаменуемый выбирает один из предложенных вариантов задания (40.1 или 40.2) и выполняет его. В связи с изменением вида письменной работы были внесены изменения в критерии оценивания задания. Максимальное количество баллов за выполнение задания 40 не изменилось – 14 баллов.
В раздел 5 «Говорение» экзаменационной работы 2022 г. внесены следующие изменения.
- В задании 2 (условный диалог-расспрос) сокращено количество вопросов, которые должен задать участник экзамена, с 5 до 4. Соответственно, максимальное количество баллов за выполнение задания 2 – 4 балла.
- В задании 3 (условный диалог-интервью) необходимо ответить на 5 вопросов интервьюера на актуальную тему. Каждый ответ на вопрос интервьюера оценивается от 0 до 1 балла. Максимальное количество баллов за выполнение задания 3 – 5 баллов.
- В задании 4 предлагается оставить голосовое сообщение другу, вместе с которым выполняется проектная работа. В этом сообщении надо кратко описать две фотографии-иллюстрации к теме проекта, обосновать выбор фотографии-иллюстрации и выразить своё мнение по теме проектной работы.
- Соответствующие изменения были внесены в критерии оценивания выполнения задания. Максимальное количество баллов за выполнение задания 4 – 10 баллов.
- Время выполнения письменной части работы увеличено на 10 минут и составляет 3 часа 10 минут. Время выполнения заданий устной части работы увеличено на 2 минуты и составляет 17 минут.
ЧАСТЬ 2. Анализ всех изменений
Изменения ЕГЭ по английскому 2023
Раньше каждый блок письменной части (Аудирование, Чтение, Грамматика и лексика, Письменная речь) стоил 20 баллов. То есть всего за письменную часть можно было получить 80 баллов, плюс 20 за устную — суммарно 100 без необходимости перевода первичных баллов во вторичные.
Теперь в ЕГЭ 2023 по английскому языку максимум 86 первичных баллов:
- Аудирование — 14 баллов
- Чтение — 14 баллов
- Лексика и Грамматика — 18 баллов
- Письмо — 20 баллов
- Устная часть — 20 баллов
Изменились правила подсчета баллов в 1 и 2 заданиях блоков Аудирование и Чтение. В двух заданиях блока Лексика и Грамматика теперь на один вопрос меньше.
Помимо этого, ФИПИ немного уточнил пункты плана во втором письменном задании (теперь это задания 38.1 и 38.2 на выбор — анализ визуальной информации) и скорректировали план ответа в четвертом устном задании. Обновилась также и нумерация некоторых заданий.
Задание 37 письменной части
В задании 37, где в 2021 году нужно было написать письмо своему другу по переписке, в 2022 появилась более современная установка, которая сохраняется и в 2023, — нужно написать имейл. Это сделали, чтобы задание было приближенным к реальной жизни. Даже если это изменение кажется несущественным, от него одни плюсы:
- ура, больше не нужно указывать дату и адрес, давать ссылку на предыдущие контакты;
- можно использовать разговорные грамматические формы типа gonna и wanna и даже аббревиатуры вроде ASAP.
Нет, это не сон, подробнее об этом можно почитать здесь. При этом не забывайте, что все еще необходимо соблюдать основные правила письменного общения и нормы вежливости.
Задание 38 письменной части
Более серьезные изменения в прошлом году претерпело задание 38 (по старой нумерации — 40), в рамках которого с 2009 по 2021 гг. одиннадцатиклассники писали эссе с элементами рассуждения «Мое мнение». С 2022 года это задание представляет собой письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы или диаграммы.
Если вы уже успели накрутить себя, что теперь придется описывать страшные-ужасные графики, прямо как в IELTS, то сразу говорю: нет, не придется. Нет, это не графики. Нет, это вообще не как в IELTS (можете поверить мне на слово: я из Вышки и писала миллион описаний графиков). Так что отставить панику!


Это задание также встроено в определенную коммуникативную ситуацию:
- ученик выполняет проектную работу на указанную тему;
- он нашел статистические данные по теме;
- их надо прокомментировать и сравнить, выразив свое мнение;
- и привести свои рассуждения по теме проекта с обоснованием мнения.
Что не изменилось, так это возможность выбора. Ученикам по-прежнему предлагается два варианта задания. Выбрать можно любое, но я советую выбирать то, где вы сможете показать свой запас крутой лексики и грамматических конструкций во всей красе.
Однако все-таки у этого задания есть одно «но»: задание 38 в его настоящем виде — задание высокого уровня сложности, предназначенное для обучавшихся по программе углубленного уровня. То есть эксперты ФИПИ позиционируют его как дифференцирующее: ученики с уровнем А2 или В1 не должны иметь начальные навыки делового общения на иностранном языке (что включает в себя понимание таблиц и диаграмм). А вот те, кто претендует на уровень В2, уже должны. Только они и смогут справиться с этим заданием на высокий балл.
Задание 2 устной части
Для тех, у кого возникали трудности с вопросами, у меня хорошие новости! Начиная с прошлого года во втором задании устной части нужно задать не 5 вопросов, а 4. Соответственно, максимальный балл за это задание тоже 4.
Задание 3 устной части
Хорошие новости и для тех, кому не нравилось описывать картинку, — этого задания больше нет. Задание 3 с 2022 года представляет собой диалог-интервью. Ученику предлагается дать интервью на актуальную тему, развернуто ответив на пять вопросов. Для записи каждого ответа есть 40 секунд. Каждый из ответов оценивается по 0-1 баллов. Если дан развернутый ответ (две и более уместные фразы), нет существенных фонетических и лексико-грамматических погрешностей, то выставляется 1 балл. Максимальный балл за задание — 5.

Задание 4 устной части
Это задание высокого уровня сложности. Оно объединило в себе элементы описания и сравнения картинок, прибавив к ним элемент рассуждения. С 2022 участник экзамена находится в следующей коммуникативной ситуации: он вместе с другом выполняет проектную работу и нашел две фотографии по теме проекта, которые можно использовать как иллюстрации. Его задача состоит в том, чтобы записать голосовое сообщение (вау!) другу, представив две фотографии в рамках заданной проектной работы.
Как видите, это задание также постарались сделать более приближенным к реальной жизни.
После опыта ЕГЭ 2022 ФИПИ незначительно скорректировали пункты плана в этом задании, чтобы «голосовое» другу звучало более естественно и логично:
— сначала объяснить, почему именно эти картинки подходят к проекту,
— упомянуть 1-2 преимущества представленных на фото типов (типы шоппинга, отдыха и т.д.),
— дать 1-2 недостатка этих типов,
— выразить и объяснить своё мнение по теме проекта.


До основного этапа ЕГЭ-2023 осталось меньше двух месяцев. Наш постоянный ЕГЭ-блогер Михаил Ланцман помогает выпускникам и их родителям ничего не пропустить. В этом тексте — вся информация о датах, минимальных баллах и правилах.
Первая статистика ЕГЭ-2023
Более 700 тысяч участников зарегистрировались на ЕГЭ-2023, из них более 620 тысяч — выпускники текущего года, остальные — выпускники прошлых лет.
631 тысяча выпускников написали в конце 2022 года итоговое сочинение. 99,5% написавших итоговое сочинение получили «зачёт» и допуск к ЕГЭ. Остальные 0,5% школьников могут пересдать экзамен в дополнительные даты. Первая дача пересдачи уже прошла (1 февраля), второй раз пересдавать можно будет 3 мая.
54 зарубежные страны подтвердили готовность провести ЕГЭ-2023 на своей территории.
5 500 ППЭ (пунктов проведения экзаменов) будут работать на ЕГЭ в 2023 году.
99% ППЭ участвуют в программе онлайн-наблюдения за порядком проведения ЕГЭ в аудиториях.
1% ППЭ, находящиеся в труднодоступных регионах, ведут видеофиксацию всего, что происходит в аудиториях. Эти записи потом внимательно изучаются специалистами Рособрнадзора.
- 46% выпускников зарегистрировалось на ЕГЭ по обществознанию.
- 20% — на ЕГЭ по информатике и ИКТ.
- 19% — на ЕГЭ по биологии.
- по 16% -на ЕГЭ по истории и физике.
- 15% — на ЕГЭ по иностранному языку.
- 13% на на ЕГЭ по химии.
- 9% — на ЕГЭ по литературе.
- 3% — на ЕГЭ по географии.
Полный календарь ЕГЭ-2023 (с примерными датами проверки работ)
Основной период ЕГЭ-2023:
- 26.05.2023 (пятница) — география, литература, химия. Срок проверки — не позднее 12.06.2023
- 29.05.2023 (понедельник) — русский язык. Срок проверки — не позднее 17.06.2023
- 01.06.2023 (четверг) — математика (базовый и профильный уровни). Срок проверки — не позднее 21.06.2023
- 05.06.2023 (понедельник) — история, физика. Срок проверки — не позднее 21.06.2023
- 08.06.2023 (четверг) — обществознание. Срок проверки — не позднее 23.06.2023
- 13.06.2023 (вторник) — иностранный язык (письменно). Срок проверки — не позднее 24.06.2023
- 13.06.2023 (вторник) — биология. Срок проверки — не позднее 01.07.2023
- 16.06.2023 и 17.06.2023 (пятница, суббота) — иностранный язык (говорение). Срок проверки — не позднее 02.07.2023
- 19.06.2023 и 20.06.2023 (понедельник, вторник) — информатика и ИКТ (за компьютером). Срок проверки — не позднее 22.06.2023
Резервные дни:
- 22 июня (четверг) — русский язык
- 23 июня (пятница) — география, литература, иностранные языки (раздел «Говорение»)
- 26 июня (понедельник) — математика базового и профильного уровней
- 27 июня (вторник) — иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), биология, информатика
- 28 июня (среда) — обществознание, химия
- 29 июня (четверг) — история, физика
- 1 июля (суббота) — по всем учебным предметам
Минимальные баллы для получения аттестата и поступления в вузы
Минимум для получения аттестата
Для получения аттестата необходимо преодолеть минимальный порог баллов только по двум обязательным предметам — русскому языку и математике:
- ЕГЭ по русскому языку — не менее 24 тестовых баллов (по 100-балльной шкале)
- ЕГЭ по базовой математике — не менее 3 баллов (по 5-балльной шкале)
- ЕГЭ по профильной математике — не менее 27 баллов (по 100-балльной шкале)
Минимум для поступления в вузы
- ЕГЭ по русскому языку — не менее 36 баллов (по 100-балльной шкале)
- ЕГЭ по профильной математике — не менее 27 баллов (по 100-балльной шкале)
- ЕГЭ по биологии — не менее 36 баллов (по 100-балльной шкале)
- ЕГЭ по географии — не менее 37 баллов (по 100-балльной шкале)
- ЕГЭ по иностранным языкам (кроме китайского) — не менее 22 баллов (по 100-балльной шкале)
- ЕГЭ по информатике и ИКТ — не менее 40 баллов (по 100-балльной шкале)
- ЕГЭ по истории — не менее 32 баллов (по 100-балльной шкале)
- ЕГЭ по китайскому языку — не менее 22 баллов (по 100-балльной шкале)
- ЕГЭ по литературе — не менее 32 баллов (по 100-балльной шкале)
- ЕГЭ по обществознанию — не менее 42 баллов (по 100-балльной шкале)
- ЕГЭ по физике — не менее 36 баллов (по 100-балльной шкале)
- ЕГЭ по химии — не менее 36 баллов (по 100-балльной шкале)
Минимальные баллы для поступления в вузы, подведомственные Минобру
Существует ещё одна таблица минимальных пороговых значений баллов ЕГЭ-2023, утверждённый Министерством высшего образования и науки для подведомственных ему университетов. Список Минобрнауки содержит минимальные баллы, которые несколько выше, чем утвержденные Рособрнадзором. Эти пороговые значения Минобрнауки устанавливает для тех вузов, учредителем которых он является.
- ЕГЭ по русскому языку — не менее 40 баллов (по 100-балльной шкале)
- ЕГЭ по профильной математике — не менее 39 баллов (по 100-балльной шкале)
- ЕГЭ по биологии — не менее 39 баллов (по 100-балльной шкале)
- ЕГЭ по географии — не менее 40 баллов (по 100-балльной шкале)
- ЕГЭ по иностранным языкам — не менее 30 баллов (по 100-балльной шкале)
- ЕГЭ по информатике и ИКТ — не менее 44 баллов (по 100-балльной шкале)
- ЕГЭ по истории — не менее 35 баллов (по 100-балльной шкале)
- ЕГЭ по литературе — не менее 40 баллов (по 100-балльной шкале)
- ЕГЭ по обществознанию — не менее 45 баллов (по 100-балльной шкале)
- ЕГЭ по физике — не менее 39 баллов (по 100-балльной шкале)
- ЕГЭ по химии — не менее 39 баллов (по 100-балльной шкале)
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
В 2022 году в ЕГЭ по иностранному языку внесены изменения в части «Письмо» и «Устная часть». О том, что поменялось и как будут оцениваться выполненные задания, рассказывают эксперты Московского центра качества образования, кандидаты педагогических наук Алексей Конобеев и Екатерина Морозова.
Мы приведём примеры заданий ЕГЭ по английскому языку. Требования для всех языков аналогичны, равно как и критерии оценивания.
Задания части «Письмо»
В задании 39 с этого года нужно писать не личное письмо, как раньше, а электронное — сообщение по электронной почте. Правила общения для такого формата более гибкие, чем для написания личных писем, и выполнить задание теперь проще.
Что нужно сделать на экзамене
Нужно написать электронное письмо личного характера. Объем текста — 100–140 слов. С учетом допустимого отклонения от заданного объема в тексте может быть 90–154 слова. Если в тексте меньше 90 слов, то ответ будет оценён в 0 баллов, если в тексте больше 154 слов, то оцениваются только первые 140 слов.
- решение коммуникативной задачи — 0–2 балла
- организация текста — 0–2 балла
- языковое оформление высказывания — 0–2 балла
Всего за задание 39 можно получить 6 баллов.
Как получить высший балл за выполнение этого задания:
- ответить на три вопроса из письма-стимула;
- задать три вопроса об указанном в задании предмете;
- поблагодарить за полученное письмо и выразить надежду на дальнейшие контакты;
- придерживаться неофициального стиля (правильно выбрать обращение, заключительную фразу и подписать своё сообщение).
Чем электронное сообщение отличается от личного письма? В электронном письме не требуется писать адрес друга по переписке и свой адрес. Не надо перерисовывать и заполнять рамку шапки электронного сообщения. Не нужно указывать дату, так как в электронных сообщениях дата проставляется автоматически.
Не ссылайтесь на предыдущие контакты, это не обязательно. Достаточно просто поблагодарить за полученное сообщение или выразить положительные эмоции.
В остальном требования к ответу не изменились по сравнению с личным письмом.
Обратите внимание на следующие моменты:
- если на какие-то из вопросов в полученном электронном письме вы хотите ответить «не знаю», то нужно высказать любые предположения, иначе ответ не будет засчитан. Например, в ответ на вопрос «How are you going to spend summer?» («Как ты собираешься провести лето?») можно написать: «I do not know yet. Usually I visit my grandparents in summer, so I think I may spend summer in the same way this year» («Я пока ещё не знаю. Обычно я провожу лето у дедушки и бабушки, так что, я думаю, что и этим летом могу провести каникулы у них»);
- когда вы задаете вопросы, важно, чтобы вопрос не дублировал ту же самую информацию, которая уже есть в письме друга. Например, если в письме друг пишет: «I have won in a competition» («Я выиграл в конкурсе»), не нужно спрашивать: «What were the results of the competition?» («Каковы результаты конкурса?»);
- В самом первом вопросе назовите предмет, о котором идёт речь, так как если будет написано it («это, оно»), то адресат не сможет понять, о чём его спрашивают;
- стилистически в электронном письме можно использовать аббревиатуры, например ASAP, BTW, IMHO и другие.
Как поблагодарить за полученное сообщение:
- Thanks for your recent email.
- Thanks for your message.
- Thanks for writing to me.
- Great to hear from you.
- I’m always glad to get messages from you.
- Thanks for your message. I was very glad to hear from you.
- Thanks for writing to me. Great to hear from you.
Как выразить надежду на дальнейшее общение:
- Write back soon.
- Hope to hear from you soon.
- Please, write to me soon.
- Drop me a line.
В остальном требования к электронному сообщению не отличаются от рекомендаций к личному письму.

Задание 40
В этом задании нужно написать развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы. Для этого нужно:
- понять данные в таблице или в графике;
- сравнить и сопоставить наиболее важные из них;
- сформулировать возможную проблему в предложенной в задании сфере;
- предложить возможное решение этой проблемы;
- высказать своё мнение по предложенному в задании аспекту проектной работы.
Что нужно сделать на экзамене?
Необходимо выбрать один вариант задания из двух предложенных (40.1 или 40.2). В одном варианте нужно будет опираться на информацию в таблице, во втором — на информацию в графике.
Опираясь на заданную ситуацию, напишите рассуждение на определённую тему и раскройте все пункты задания, например:
- make an opening statement on the subject of the project;
- select and report 2–3 facts;
- make 1–2 comparisons where relevant;
- outline a problem that can arise with _________________________;
- conclude by giving your opinion on_____________________ in our life.
Объём текста — 200–250 слов. С учётом допустимого отклонения от заданного объёма в тексте может быть 180–275 слов. Если в тексте менее 180 слов, то ответ будет оценён в 0 баллов, если в тексте больше 275 слов, то оценят только первые 250 слов.
Что оценивается в задании 40
- решение коммуникативной задачи — 0–3 балла
- организация текста — 0–3 балла
- лексика — 0–3 балла
- грамматика — 0–3 балла
- орфография и пунктуация — 0–2 балла
Как получить высокий балл за это задание:
- передать коммуникативную ситуацию во введении: вы работаете над проектом (назвать проект) и нашли результаты опроса, проведённого в какой-то стране среди такой-то группы (назвать страну и кого опрашивали);
- описать найденные данные, проанализировать и сравнить их;
- выявить проблему в исследуемой сфере, предложить способ её решения;
- высказать мнение по тому аспекту проблемы, который указан в задании.
Обратите внимание: нужно не просто рассуждать, а указать, что ведётся работа над проектом. При рассуждении должны быть использованы данные из таблицы или графика.
- Не придумывайте что-либо — например, что это вы сами провели опрос. Согласно заданию, вы получили уже готовые данные — результаты проведённого кем-то опроса в другой стране. Обо всём этом надо написать во вступлении (первом абзаце): что идёт работа над проектом на такую-то тему, что для него найдены результаты опроса, проведённого в какой-то стране среди такой-то группы людей;
- В следующем абзаце укажите, что данные взяты из таблицы или графика и приведите примеры — два-три факта. При этом важно привести сами цифры из найденных данных, так как идёт анализ статистической информации. Цифры пишите цифрами, а не словами. В абзаце можно развернуто описать два факта, либо кратко — три факта;
- В следующем абзаце приведите одно-два сравнения данных из опроса, относящихся к теме проектной работы, и сделайте краткий вывод, например: «This book genre is twice as popular as that book genre. This may mean that readers like to read about something very different from their ordinary lives» («Этот жанр в два раза популярнее того жанра. Это может означать, что читатели любят читать о чём-то сильно отличающемся от их обычных жизней»).
Обратите внимание: нужно выбрать такие данные, о которых можно сказать что-то существенное. При этом желательно, чтобы во втором и в третьем абзацах были упомянуты все пять пунктов таблицы или графика.
Желательно распределить упоминаемые факты по абзацам, то есть не повторять в третьем абзаце факты, которые анализировались во втором. Не надо придумывать и добавлять какую-либо еще информацию, достаточно использовать только данные из таблицы (графика).
- В следующем абзаце опишите возможную проблему по указанному в задании аспекту и её возможное решение. Эта проблема может вытекать из данных опроса, но её можно придумать и самому. Проблему и решение нужно описать реалистично и логично. Например, написать, что чтение может привести к ухудшению зрения и, чтобы решить эту проблему, надо читать при хорошем освещении. Не пишите, что для решения проблемы нужно изобрести новый тип бумаги или экрана;
- Затем выскажите собственное мнение о том аспекте, который указан в задании, отметив, что это именно мнение автора экзаменационной работы, то есть напишите: «In my opinion…», «I believe…» («По моему мнению…», «Я считаю…»);
- В задании требуется описать проектную работу для школы, поэтому ответ должен быть выдержан в нейтральном стиле: не используйте риторические вопросы, сокращённые формы слов (Let’s, can’t), разговорные выражения;
- Обязательно используйте средства логической связи. Абзац нельзя начинать с союзов And, But, Because, но можно использовать другие вводные слова. При этом если в одном из абзацев вы используете слово Firstly («во-первых»), значит, в другом месте обязательно должно быть и слово Secondly («во-вторых»), иначе логичность и связность текста будут нарушены. Не забывайте выделять вводные слова запятыми!
Помните, что задание 40 — высокого уровня сложности, поэтому и лексика, и грамматика в ответе должны ему соответствовать. При описании таблиц и графиков можно использовать такие выражения, как:
- The project is aimed at…
- I have found some data presented in the (table, bar chart)…
- The percentage of people, the difference is significant, the problem that can arise with…
Проверьте, чтобы в тексте ответа были сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, а заключение состояло из нескольких предложений. Помните, что абзац не может состоять из одного предложения. Используйте разнообразные грамматические конструкции.

Задания устной части в ЕГЭ 2022 года
В устной части также изменились некоторые задания — рассмотрим их подробнее.
Задание 2
Теперь в нём нужно задать не пять, а четыре прямых вопроса. Других изменений во втором задании устной части нет.
Задание 3
Оно изменилось полностью. Начиная с 2022 года в этом задании нужно ответить на пять вопросов интервью. Каждый ответ должен состоять не менее чем из двух фраз и отвечать на все аспекты вопроса. Например, если в вопросе содержится не только запрос фактической информации, но и вопрос why? («почему?»), то дать ответ нужно на обе части вопроса. В этом случае достаточно, чтобы он состоял из двух фраз; нельзя отвечать одним словом, словосочетанием или неполным предложением (They do).
Задание 4
В четвертом задании есть коммуникативная ситуация: вы с другом работаете над проектом. Один из вас нашёл две фотографии, которые могут иллюстрировать проект, и оставляет голосовое сообщение другу, чтобы объяснить, почему эти фото подходят для проекта. При этом цель сообщения — не описание и сравнение двух фотографий, а доказательство, что их можно использовать в проекте. Для этого в сообщении надо:
- кратко описать две фотографии — иллюстрации к теме проекта;
- объяснить, чем они отличаются;
- обосновать выбор фотографии-иллюстрации;
- высказать и аргументировать своё мнение по теме проектной работы.
- решение коммуникативной задачи / содержание — 0–4 балла
- организация устного высказывания — 0–3 балла
- языковое оформление высказывания — 0–3 балла
План ответа дан в задании:
- give a brief description of the photos, justifying the choice of the photos for the project;
- say in what way the pictures are different, justifying the choice of the photos for the project;
- mention the advantages and disadvantages (1–2) of _____;
- express your opinion on the subject of the project — whether you would like to ____ and why.
Объём ответа должен состоять из 12–15 фраз. Он может быть и больше, но при этом нельзя выходить за рамки отведенного на ответ времени. Если объём ответа меньше 8 фраз, то за него поставят 0 баллов.
Как получить высший балл за задание 4 устной части ЕГЭ:
- обратиться к другу, поприветствовать его и сказать, о каком совместном проекте идет речь;
- кратко описать фотографии, указывая, как они связаны с темой проекта. В описание важно включать именно те детали, которые относятся к теме проекта. Описание должно соответствовать тому, что изображено на фото;
- указать одно-два различия, относящиеся к проекту. Желательно два, так как это поможет точнее обосновать важность фотографии для проекта;
- назвать преимущества и недостатки указанного в задании аспекта темы;
- выразить своё мнение по теме проекта и ответить на вопрос Whether you would like to… and why («Хотел бы ты… и почему»);
- в ответе также должна быть заключительная фраза, которая показывает, что сообщение закончено.
Надеемся, что информация об изменениях в экзамене, советы по выполнению заданий и примерные ответы помогут вам эффективно подготовиться к ЕГЭ по иностранному языку.
Ресурсы для подготовки к экзамену
- При подготовке к ЕГЭ полезными будут рекомендации Федерального института педагогических измерений. На сайте ФИПИ доступны Открытые варианты контрольных измерительных материалов ЕГЭ.
- Актуальные вебинары по особенностям ЕГЭ 2022 года (видеозаписи и анонсы предстоящих онлайн-мероприятий) можно найти на сайте РЦОИ города Москвы.
- Для самостоятельной подготовки к ЕГЭ столичные школьники могут воспользоваться материалами из Библиотеки МЭШ. В ней доступны как прошлые варианты тестов ОГЭ и ЕГЭ, так и тесты для проработки отдельных вопросов экзамена. Также выпускники могут воспользоваться самодиагностиками, тестовыми заданиями и видеоуроками.
- Еще один вид подготовки — диагностика в формате ЕГЭ. Проверить свои знания и потренироваться в заполнении экзаменационных бланков школьники могут в Центре независимой диагностики Московского центра качества образования. Записаться на них можно в разделе Центра на сайте МЦКО.
Изображение на обложке: Undrey / shutterstock / fotodom
Советы по подготовке
В кодификаторе указаны лексические блоки и грамматические темы, которые должны быть освоены одиннадцатиклассниками, поэтому вам в первую очередь сюда.
Слова лучше учить не списком, а в контексте. Например, придумывать с ними свои предложения. Чтобы запомнить их, выполняйте упражнения на подстановку в контекст. Еще очень эффективно учить слова с помощью карточек. Самое главное: не забывайте использовать выученную лексику в заданиях письменного блока и устной части.
Перед тем, как начать осваивать грамматику:
- распечатайте список тем из кодификатора;
- отметьте, какие вы помните хорошо, в каких сомневаетесь и какие совсем не знаете.
После этого идите от простого к сложному: не стоит бросаться в пассивный залог, если у вас есть проблемы с настоящим временем.
Темы эссе
Ученик должен выбрать одну из двух предложенных в задании проблем. При подготовке к экзамену необходимо проработать следующие тематические блоки:
- повседневная жизнь, покупки;
- жизнь в деревне и в городе;
- семья, друзья, навыки общения;
- путешествия;
- наука и технологии;
- работа, карьера, будущая профессия:
- праздники;
- хобби;
- здоровье;
- образование и иностранные языки;
- природа, проблемы экологии.
Следует помнить, что темы эссе составлены в проблемном ключе. Так, например, тема из блока «Образование и иностранные языки» может быть заявлена со следующей формулировкой: «В будущем дистанционное обучение станет единственной формой образования». Задача экзаменуемого аргументированно описать свой взгляд на заданную проблему.
Примеры эссе
В интернете можно найти большое количество готовых эссе. Однако следует понимать, что никакой гарантии в их правильности нет, поэтому за образцы их брать не рекомендуется. Из готовых ответов можно выписать и запомнить слова и словосочетания для вступления и заключения, а также обороты для выражения своего мнения и контраргументов. Самые лучшие примеры получатся путем собственноручного написания эссе.
План эссе
При написании эссе важно соблюдать план. Несоблюдение структуры письменного высказывания влечет за собой потерю баллов.
Ученик должен придерживаться следующего плана: введение, основная часть и заключение. Рассмотрим этим пункты более детально.
Во введении нужно определить проблему, на которую вы будете рассуждать. Здесь важно не просто переписать тему из бланка заданий, а переформулировать ее своими словами. Основную часть нужно разбить на три абзаца. В первом абзаце следует выразить свою точку зрения по проблеме и доказать ее 2-3 аргументами. Во втором абзаце необходимо представить противоположный взгляд. Здесь требуется подобрать 1-2 аргумента, которыми могут апеллировать оппоненты. Цель третьего абзаца – выразить свое несогласие с противоположным мнением. Нужно указать один весомый аргумент, который будет опровергать позицию из предыдущего абзаца.
В заключении ученик должен подвести итог, кратко выразив свое мнение по проблеме. Здесь задача экзаменуемого – тонко перефразировать мысль из введения.
Особенности ЕГЭ 2023 по другим иностранным языкам
Английский — не единственный иностранный язык, по которому можно сдать ЕГЭ. Есть также ЕГЭ по немецкому, французскому, испанскому и китайскому.
Экзамены по всем языкам, кроме китайского, идентичны экзамену по английскому: от частей, блоков и заданий до максимального количества баллов за каждый блок, ровно как и общего.
Интереснее выглядит ЕГЭ по китайскому. Блоки «Аудирование» и «Чтение» точно такие же, как и в ЕГЭ по английскому, только вопросов поменьше. Совсем другой вид имеет блок «Грамматика и лексика»: в нем учитывается специфика языка, поэтому каждое задание — это отдельный вопрос.
Например, в блоке «Грамматика и лексика» в ЕГЭ по китайскому спрашивают, какое сочетание тонов соответствует сочетанию тонов в данном слове, какое числительное представлено в иероглифической записи и т.д.
Ребята, сдающие китайский, точно так же пишут имейл другу. А вот второе письменное задание у них значительно проще: не нужно анализировать таблицы и диаграммы, достаточно ответить на вопрос и привести три аргумента для своего мнения. В устной части нет задания на чтение текста, но остались вопросы и описание картинки из фотоальбома — как в старой версии ЕГЭ по английскому языку до 2022 года. Есть также голосовое сообщение другу для обсуждения картинок для школьного проекта — из новой версии ЕГЭ 2022 и 2023.
Критерии оценивания эссе
За написание эссе максимально можно получить 14 баллов. Итоговый результат складывается из баллов по 5 критериям.
Критерий «Решение коммуникативной задачи» может принести 3 балла при соответствии письменного высказывания заявленному в задании плану. Если по этому критерию эксперты ставят ноль баллов, работа дальше не проверяется и считается невыполненной.
В критерии «Организация текста» проверяющие оценивают логичность высказывания, умение пользоваться словами-связками, деление на смысловые абзацы. Здесь можно получить от 0 до 3 баллов.
Критерий «Лексика» добавит еще 3 балла. Для этого нужно иметь большой словарный запас и знать способы словообразования.
В критерии «Грамматика» оценивается разнообразие грамматических форм. Максимальные 3 балла можно получить, если в сочинение нашлось не больше 1-2 грамматических ошибок.
И наконец критерий «Орфография и пунктуация» прибавит 2 балла за соблюдение норм орфографии и правильную расстановку запятых, точек, восклицательных и вопросительных знаков.
Демоверсия ЕГЭ по английскому языку
Задания, аналогичные по сложности и содержанию тем вопросам, которые встретятся школьникам на реальном экзамене

И напоследок…
От английского нужно получать удовольствие, поэтому не превращайте подготовку в пытку. Любое взаимодействие с языком, даже вне подготовки к экзамену, будет полезно. Поэтому в свободное время смотреть сериалы на английском не возбраняется. А если еще и без субтитров (ну, или хотя бы не с русскими), то вообще красота! И слушайте музыку, конечно же 😉
Правила написания эссе
Сочинение-рассуждение должно соответствовать заданной теме. Эссе, написанное по плану, без ошибок, но на смежную тему, будет оценено в ноль баллов.
Объем написанного текста формально должен находиться в пределах 200-250 слов. Однако допускается отклонение в 10%, которое расширяет минимальные и максимальные границы до 180-275 слов. При несоответствии этим объемам действуют строгие правила. Если ученик напишет эссе с использованием менее 180 слов, то вся работа будет оценена в 0 баллов. Если сочинение будет состоять более чем из 275 слов, то эксперты отсчитают от начала сочинения 250 слов и проверят только эту часть. В этом случае экзаменуемый рискует потерять часть структуры эссе, а это грозит снижением баллов.
Также по правилам эссе должно быть написано в нейтральном стиле. Разговорная лексика и сленг не должны присутствовать в тексте. В эссе, в отличие от личного письма, не допускается употребление кратких форм (don’t, I’m и других). Ученик должен уметь пользоваться полными формами (do not, I am).
Перевод баллов ЕГЭ 2023 в таблицах
Что означают линии в таблицах (пороги):
- Красная линия — это минимальный порог для получения аттестата
- Зеленая линия — это минимальный порог для поступления в вузы
- Оранжевая линия — это минимальный порог для поступления в подведомственные образовательные учреждения Минобрнауки
Шкала перевода баллов по РУССКОМ ЯЗЫКУ
Шкала перевода баллов по МАТЕМАТИКЕ
Шкала перевода баллов по БИОЛОГИИ
Шкала перевода баллов по ГЕОГРАФИИ
Шкала перевода баллов по ИСТОРИИ
Шкала перевода баллов по ИНФОРМАТИКЕ
Шкала перевода баллов по ЛИТЕРАТУРЕ
Шкала перевода баллов по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Шкала перевода баллов по ФИЗИКЕ
Шкала перевода баллов по ХИМИИ
Шкала перевода баллов по ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Шкала перевода баллов по КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Шкала баллов ЕГЭ
- 16.05.2023
Приводим полную шкалу баллов ЕГЭ по всем предметам. Эти таблицы помогут перевести первичные баллы в тестовые (то есть во вторичные баллы).
Предметы, которые включены в разбаловку ЕГЭ
- Русский язык
- Математика профильного уровня
Предметы по выбору
- Английский язык (и другие иностранные языки)
- Биология
- География
- Информатика
- История
- Литература
- Обществознание
- Физика
- Химия
Мнение эксперта
Кристина Великотская, преподаватель английского языка, директор школы иностранных языков A-School, (г. Подольск, Московская область):
— Многие преподаватели считают эссе самым трудным заданием ЕГЭ по английскому. В каком-то плане я с ними согласна, в каком-то – нет.
В чем сложности? Эссе, пожалуй, самое трудоемкое задание. ФИПИ рекомендует потратить на него 40 минут, плюс уровень этого задания – B2, а у многих выпускников на момент сдачи экзамена уровень гораздо ниже. Последние два года нет особой сложности в понимании темы эссе (как это было в предыдущие годы, когда давалась только одна тема без выбора). Как раз наоборот, сложность заключается в том, что тема слишком простая для того, чтобы была возможность блеснуть хорошей лексикой. Одно дело, если у вас тема, скажем, космос или выплата государственных пособий, совсем другое дело – рассуждение на тему хобби, спорт или поход по магазинам. При такой теме даже ученику с B2 или C1 сложно подобрать «хорошие» слова, которые ждут эксперты.
Временные рамки зависят от сложности и замудрености других заданий, особенно чтения, поэтому времени на эссе может не хватить.
В этом задании приходится сложно тем ребятам, у кого проблема с воображением. Все же им нужно привести три аргумента, подтверждающие их мнение, и еще один – противоположное.
Почему не так сложно? Эссе – это то же сочинение. Не знаете, как написать ту или иную фразу, – не беда, перефразируйте ее, употребите другой вокабуляр или другую грамматику, в которых вы на 100% уверены. Структура эссе уже давно ни для кого не секрет. На это задание можно неплохо «натаскать», поэтому для тех, кто серьезно и продолжительное время готовится к экзаменам, эта часть не должна вызывать особых затруднений. Некоторые аргументы могут быть заучены, что тоже сыграет на руку выпускникам.
Какие советы можно дать для успешной подготовки к эссе? Повышать свой общий уровень английского, совершенствоваться в лексике и грамматике, это безусловно поможет на экзамене.
Много писать. Я считаю, что перед экзаменом нужно написать хотя бы 20-30 эссе, получить по ним толковую обратную связь, тщательно проработать ошибки, тогда успех на экзамене вам обеспечен.
Выполнять креативные задания. Я каждый раз придумываю для учеников разные виды заданий: найдите ошибки в эссе, перефразируйте 20 тем, допишите один абзац, придумайте как можно больше «за» и «против», устройте дебаты. Все эти задания с одной стороны повышают критическое мышление, с другой – готовят к формату и содержанию в непринужденной, каждый раз новой форме.
Читать другие эссе. Это поможет набрать хороший словарный запас и видеть сильные и слабые стороны текста.
Много читать и слушать. Это могут быть подкасты, статьи, энциклопедии, даже художественная литература. Невозможно хорошо писать, если ты недостаточно читаешь.
За последние 7 лет я разработала рабочую методику подготовки к эссе, поэтому у моих учеников (даже со средним уровнем знаний языка) это задание не вызывает особых проблем. Думаю, мой опыт может служить доказательством, что с эссе на экзамене можно справиться.





