ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ОТ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ? — БОТАН

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ОТ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ? - БОТАН ЕГЭ

Отношение к позиции автора и его обоснование

  1. Отношение именно к позиции автора, а не к проблеме.
  2. Можно начинать со слов: «Я согласен с мнением автора, потому что/действительно…»
  3. Обоснование не должно дублировать текст, но может быть общим рассуждением.

Лучше в качестве обоснования приводить примеры из общественной жизни, истории, кино, литературы и т. п.

Как оценивается сочинение егэ: критерии и баллы

Всего – 25 баллов.

В переводе в 100-балльную систему это составит порядка 40 баллов ЕГЭ.

Как писать сочинение на егэ по русскому языку

Сочинение ЕГЭ – это задание № 27 в КИМах единого государственного экзамена по русскому языку. На весь экзамен отводится 3,5 часа, сколько из этого времени выделять на сочинение – решать вам. Минимальный объем, установленный ФИПИ, – 150 слов.

Позиция автора

В сочинении на ЕГЭ:

  • формулируем одновременно с проблемой;
  • отвечаем на вопрос: «Что думает автор по выбранной нами проблеме?»;
  • часто не выражена явно, но подменять своими домыслами тоже не стоит;
    • не высказываем собственное мнение.

Как сформулировать позицию автора:

  • Автор считает…
  • Цитата из текста.

Объем – 1-2 предложения. 

Пример сочинения егэ по русскому языку. задание№ 27 (по тексту ю. м. нагибина из демо-2022)

Юношеская любовь… Всегда ли она заметна с первого взгляда? Легко ли воскресить ее во взрослом возрасте? Именно проблему проявления юношеской любви поднимает в своем тексте Ю. М. Нагибин.

В центре повествования – выпускники школы Женя и Сережа. В последний учебный день в 10 классе девушка признается молодому человеку, что он много лет ей нравился. Сережа пытается вспомнить, что в своей прошлой школьной жизни он упустил из виду, почему всегда считал, что чувства чужды Жене, и не может вспомнить ничего, кроме крошечного эпизода знакомства. Так автор показывает нам, что юношеская любовь часто застенчива, незаметна, хотя может продолжаться очень долго.

Несмотря на позднее осознание, рассказчик рассчитывает исправить все в будущем: Сережа и Женя договариваются о встрече через 10 лет. Но судьба распоряжается иначе: майор авиации Евгения Румянцева погибает во время Великой Отечественной войны. Таким образом, юношеская любовь может так и остаться в отрочестве, оставив после себя только сожаления.

Дополняя друг друга, эти эпизоды показывают значимость юношеской любви в жизни человека, а также необходимость проживать ее своевременно.

По мнению автора, молодые люди часто не замечают юношескую любовь со стороны другого человека, но после жалеют о ней как о чем-то прекрасном и утраченном.

С мнением автора невозможно не согласиться: юношеская любовь часто практически незаметна, но всегда оставляет глубокий отпечаток на всей жизни человека. Так, в повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» между главными героями Таней, Филькой и Колей завязываются непростые отношения.

В результате, когда Таня уезжает из города в конце повести, становится ясно, что и Коля, и Филька были влюблены в девочку и что вся история их взаимоотношений оставила глубокий след в памяти каждого из них. Но, к сожалению, время идет вперед, и время юношеской любви тоже рано или поздно заканчивается.

Подводя итог, хочу сказать, что юношеская любовь прекрасна. Каждому человеку стоит попытаться не упустить ее, если она еще впереди, и сохранить о ней самые теплые воспоминания, если все уже в прошлом.

Разница между сочинениями

Критерии сравнения

Итоговое сочинение

Сочинение ЕГЭ

Время написания

3 часа 55 минут только на сочинение

3 часа 30 минут отводится на весь экзамен, сочинение – одно из 27 заданий

Период написания

Декабрь

Июнь

Объем (минимум)

250 слов

150 слов

Тема направления

На выбор

Предоставленная в тексте

Аргументация

Из литературы

Из текста

Количество критериев оценивания работы

5

12

Итоговое сочинение и сочинение на ЕГЭ по русскому – это два совершенно разных текста. В первом выпускник должен показать уровень развития речи, эрудиции, культуры и умение рассуждать и аргументировать свое мнение. Итоговое сочинение межпредметное, но считается литературоцентричным, потому что раскрывать тему, аргументировать свои мысли надо, опираясь на литературный материал.

Про ЕГЭ:  Азот. Химия азота и его соединений

Тем не менее написание любого сочинения предполагает знание литературного материала и отсутствие лишней «воды» в тексте. Повествование должно быть конкретным, без обтекаемых фраз. Для сдачи экзаменов и получения зачета требуется хорошо изучить структуру и отработать сочинения по разным направлениям на практике.

Связка

В сочинении ЕГЭ связка – это предложение, создающее логический мостик между двумя примерами из текста.

Связка должна содержать:

  1. Отсылку к информации из первого примера.
  2. Отсылку к информации из второго примера.
  3. Указание на смысловую связь между примерами (дополнение, противопоставление, уточнение…)

Формулировка проблемы

  1. Проблема проходит через весь текст.  
  2. Разбираем только одну проблему, а не несколько.
  3. Начинаем со слов «в данном тексте автор поднимает проблему…» либо через вопрос.

Чем отличается итоговое сочинение от сочинения по русскому языку?

А.Н. Рубенко

Сравнительная характеристика сочинений

по русскому языку и по литературе.

Как показывает практика, в настоящее время
многие обучающиеся испытывают затруднения при написании сочинения
по литературе, при этом школьниками прекрасно усвоены правила
создания сочинения по русскому языку. Очевидно, что раньше большая
часть усилий была направлена на выработку навыков, позволяющих
ребятам успешно сдать ЕГЭ по русскому языку, а письменным
творческим работам по литературе уделялось минимальное внимание.

В свете введения Итогового сочинения (изложения)
как допуска к сдаче ЕГЭ представляется важным показать обучающимся
разницу между частью 2 экзамена по русскому языку и работой,
которая должна продемонстрировать начитанность и личностную
зрелость выпускников.

Итоговое сочинение — новый вид проверочной
работы, апробированный в декабре 2022 года.

Как указано на сайте ФИПИ, «сочинение
оценивается по пяти критериям:

  1. соответствие теме;

  2. аргументация, привлечение литературного
    материала;

  3. композиция;

  4. качество речи;

  5. грамотность.

Важным уточнением является тот факт, что «опора
на художественное произведение при написании сочинения
подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный
текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования
примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений,
системой действующих лиц и т.д.». Для получения «зачета» за
«итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и
№ 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев
автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также
дополнительно «зачет» по одному из других критериев (№ 3- № 5)»[1].

Часть 2 в ЕГЭ по русскому языку «содержит 1
задание открытого типа с развёрнутым ответом(сочинение),
проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе
прочитанного текста». При проведении экзамена в 2022-2022 учебном
году «для оценки его выполнения была разработана система,
включающая 12 критериев. Одни предусматривали оценку
соответствующего умения баллами от 0 до 1; другие — от 0 до 2;
третьи — от 0 до 3 баллов. Максимальное количество первичных баллов
за вторую часть работы составило 24 балла» [2].

Исходя из затруднений, испытываемых обучающимися
при подготовке к зачету, целесообразным представляется
сопоставление структуры и содержания части 2 ЕГЭ по русскому языку
и Итогового сочинения.

На первом этапе анализа различие этих двух видов
письменных работ кажется минимальным, поскольку любое сочинение
содержит три компонента: вступление, основную часть и заключение.

Работа над аргументами также сходна, поскольку
включает следующие элементы:

Но существуют некоторые различия между частью 2
ЕГЭ по русскому языку и Итоговым сочинением. Сопоставим два
сочинения, рассмотрев объем, виды и содержание вступления, основной
части и заключения.

Первым существенным различием является объем
работы.

Объем

Виды и формы вступления также различаются.

Виды и формы вступления

Наибольшие различия между сочинением по русскому
языку и сочинением по литературе содержатся в основной части. *

Содержание основной части

Варианты заключений Итогового сочинения и части
2 ЕГЭ примерно схожи.

Виды заключения

Таким образом, тщательно разъяснив обучающимся
разницу между двумя видами работ, мы облегчаем и для учителя, и для
ученика их подготовку и успешное выполнение.

Список литературы:

  1. Итоговое сочинение (изложение). [Электронный
    ресурс] Режим
    доступа:fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie

  2. Методические рекомендации для учителей,
    подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ
    2022 года по русскому языку. [Электронный ресурс] Режим
    доступа:
    www.fipi.ru/sites/default/files/document/1440157880/metod-rek_russkiy_yazyk_2022.pdf

  3. Методические рекомендации по подготовке к итоговому
    сочинению (изложению) для участников итогового сочинения
    (изложения).[Электронный ресурс] Режим доступа:
    www.fipi.ru/sites/default/files/document/itog_soch/mr_dlya_uchastnikov.docx

  4. Методические рекомендации по подготовке к
    итоговому сочинению (изложению) для экспертов итогового
    сочинения (изложения).[Электронный ресурс] Режим
    доступа:www.fipi.ru/sites/default/files/document/itog_soch/mr_dlya_ekspertov.docx

  5. Письмо Рособрнадзора от 01.10.2022 г. №
    02-248. [Электронный ресурс] Режим
    доступа:www.fipi.ru/sites/default/files/document/itog_soch/pismo_ron_02-448.pdf</</p>

  6. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное
    сочинение в 11-м классе /Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С., под
    ред. Сениной Н.А. Ростов н/Д: Легион, 2022.

  7. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс
    интенсивной подготовки / Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Ростов
    н/Д: Легион, 2022.

Про ЕГЭ:  ЕГЭ-2021: как подготовиться без репетиторов. Гид по главным предметам | Мел

Структура итогового сочинения

  1. Вступление и раскрытие темы направления. 

Раскладываем тему на ключевые слова, проблему и проблемный вопрос (чтобы лучше ее понять). 

Например:

  • Тема: «Может ли жестокий человек ранить другого?»
  • Ключевые слова темы: «жестокий», «ранить другого».
  • Проблема: проявление жестокости по отношению к другим людям.

Вступление может быть разным в зависимости от направления и темы:

«Может ли жестокий человек ранить другого? Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд…»

«Жестокий человек – враг народа», – утверждает <Ф. И. О.>. Трудно не согласиться с этим высказыванием. Действительно…»

«Наверное, каждый человек хотя бы раз задумывался о том, что такое жестокость и что значит быть жестоким. На мой взгляд…»

  1. Аргументация с привлечением литературного материала. 

Аргументы – это доказательства вашей позиции и объяснение вашего тезиса, соответствующего направлению. Примеры из литературы – это иллюстрации вашего аргумента. 

Любой пример из любой литературы должен сопровождаться вашими рассуждениями, которые подчеркнут связь приведенного примера с рассматриваемой темой. 

Литературный материал – это не только произведения всех художественных жанров мировой и отечественной литературы, но и публицистика, мемуары, дневники, фольклор (кроме малых жанров: поговорок и пословиц, прибауток, считалок, потешек и т. д.). Согласно рекомендациям ФИПИ, при аргументации достаточно опираться на один текст. 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРГУМЕНТ = ТЕЗИС ПРИМЕР ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ МИКРОВЫВОД.

  1. Тезис.

Тезис – это четкая фраза, передающая вашу позицию относительно вопроса или цитаты, которую вы будете подкреплять аргументом. Если нет четкого тезиса, то логическая связь с аргументами будет нарушена.

Пример тезиса:

  • «Многие литературные примеры свидетельствуют о том, что жестокий человек не только несчастен сам по себе, но и делает несчастными других».
  1. Логический переход.

Логический переход – это словесная подводка к литературной аргументации.

В примерах в пунктах 3 и 4 тезис и логический переход к аргументам из литературы совмещены в одном предложении.

Пример подводки:

  • «Множество поэтов и писателей затрагивали похожую проблему в своих произведениях».
  1. Пример из литературы по теме – это иллюстрация в виде конкретного эпизода из произведения.

Здесь вы демонстрируете проверяющему, что действительно читали произведение, знаете эпизоды из произведения и можете их приводить в пример по назначению.

В примере из литературы желательно назвать Ф. И. О. автора и имена героев, а также постараться описать конкретный эпизод, а не пересказать всю книгу/рассказ целиком и в общих словах.

Пример из литературы – это не аргумент, он – иллюстрация к аргументу!

Что из произведения можно привести в пример в каждом направлении и теме:

  • конкретную ситуацию;
  • конфликт между героями;
  • взгляды героя;
  • характер героя и его поступки.

Клише к эпизодам:

  • «Автор повествует о…»;
  • «Автор описывает…»;
  • «Писатель обращает наше внимание на…»;
  • «Писатель осуждает/ставит в пример/заостряет наше внимание/размышляет…»
  1. Микровывод.

Микровывод к примеру – это ваш личный вывод по приведенному эпизоду. Он демонстрирует проверяющему, насколько хорошо вы поняли прочитанное произведение и сумели его грамотно встроить в контекст сочинения. В выводе мы пишем, почему именно этот эпизод подходит к теме, и доказывает тезис.

Клише к микровыводу:

  • «Писатель считает, что…»;
  • «Автор хочет донести до нас мысль о том, что…»;
  • «Писатель подводит нас к мысли…»

Пример полного аргумента итогового сочинения из литературы (с тезисом, примером и микровыводом):

Пример итогового сочинения

Тема: Герой романа «Отцы и дети» утверждал: «Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник». Хороший или плохой работник человек?

«Природа не храм, а мастерская. И человек в ней работник», – утверждал Евгений Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». С одной стороны, герой был прав: человек действительно оказывает значительное влияние на окружающий его мир, преобразует действительность и подчиняет себе стихии.

Подобную позицию разделяют многие русские классики, поднимая вопрос влияния человека на природу в своих произведениях. Так, еще в первой половине XX века М. А. Булгаков создает повесть «Собачье сердце», в которой главный герой – профессор Преображенский – пытается превратить собаку в человека.

Наконец, операция проходит успешно, но так кажется только вначале: Шариков связывается не с теми людьми, начинает вести себя неподобающим образом и грубит своему создателю. Все это вынуждает профессора провести обратную операцию: эксперимент по преобразованию творения природы оказался неудачным. М. А. Булгаков будто предупреждает человечество: природа все равно сильнее, и мы не в состоянии взять над ней верх.

Про ЕГЭ:  ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ С ОГЭ И ЕГЭ (из опыта ра. Работа №4657

Еще более мрачные картины представляют нам авторы книг о будущем. В романе Е. И. Замятина «Мы» прогрессивное и достигшее высшего счастья человечество отгородилось от природы стеной в буквальном и переносном смысле: город-государство окружает купол «Зеленой стены», за которым бушует дикий лес, а сами люди взяли под контроль все, что есть в них живого, в том числе эмоции.

Хотя главный герой романа и рассказчик Д-503 – сознательный гражданин, разделяющий идеи своего государства, читая его записи, мы не можем отделаться от ужаса: в мире без эмоций и связи с природой не хочется жить. Так автор доносит до нас мысль: человек не должен заходить слишком далеко в своей борьбе с природой, потому что тогда он перестанет быть человеком.

Подводя итог, хочу сказать, что человек может быть работником в мастерской природы, но он должен относиться к тому, что его окружает, с уважением. А это значит – ограничить свое вмешательство, рассматривать природу как союзника, иначе, как плохой работник, человек может нанести непоправимый вред в первую очередь себе.

Направления и темы итогового сочинения

Каждый год в конце августа или начале сентября утверждаются пять новых направлений. Они открыты и публикуются на сайте ФИПИ с разъяснениями, о чем писать по темам, которые будут предложены в рамках каждого из направлений. Список конкретных тем закрытый, его разрабатывает Рособрнадзор. Ученики получают их во время экзамена. Участник итогового сочинения может сделать выбор из пяти вариантов.

Тема может выглядеть по-разному:

  • как высказывание, с которым надо согласиться или опровергнуть его;
  • как вопрос, на который нужно ответить.

Примеры тем из «Методических рекомендаций для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2022–2020 уч. г.»

Несколько примеров тем в рамках направлений на итоговом сочинении 2020–2021 уч. года (в одном из регионов):

  • Направление 1: «Забвению не подлежит»

Тема: «Согласны ли Вы с утверждением А. И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?

  • Направление 2: «Я и другие».

Тема: «Что мешает доверию между людьми?»

  • Направление 3: «Время перемен».

Тема: «Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?»

  • Направление 4: «Разговор с собой».

Тема: «Почему люди обманывают себя?»

  • Направление 5: «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».

Тема: «Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?»

В чем заключается разница между направлением и темой?

Тематические направления текущего учебного года с разъяснениями, о чем нужно писать в итоговых сочинениях, выкладываются на сайте ФИПИ.

Алгоритм написания итогового сочинения с соблюдением требований фипи

  1. Читаем пять предложенных тем и выбираем одну из них, подчеркиваем ключевые слова.
  2. Сразу продумываем свою позицию и два примера из литературных произведений, которые раскрывают ключевые слова темы и аргументируют ваше мнение.
  3. Если вы выбрали не вопрос, а цитату, то можете переделать ее в вопрос, на который будет удобно отвечать (так мы пишем вступление).
  4. Объясняем ключевые понятия (так мы подводим вступление к раскрытию темы) и формулируем ответ на поставленный вопрос (свое мнение).
  5. Подбираем аргументы к своему мнению и пишем к каждому аргументу выводы.
  6. Пишем общий вывод по теме на основе всего вышеизложенного.
  7. Проверяем написанное сочинение на ошибки:
    • орфографию (ошибки в написании слов);
    • пунктуацию (знаки препинания);
    • фактические ошибки (имена, даты, названия, сюжеты);
    • лексические повторы (речь);
    • остальные речевые ошибки;
    • грамматические ошибки;
  8. Переписываем сочинение на чистовик.

Как писать итоговое сочинение

Ежегодное итоговое сочинение – это творческая работа по литературе, которую выпускники школы пишут в первую среду декабря. Она оценивается по системе «зачет/незачет». Положительный результат дает допуск к экзаменам по всем предметам ЕГЭ.

На работу отводится 3 часа 55 минут. Ограничений по максимальному объему для итогового сочинения нет, но лимитирован минимум: текст не должен быть меньше 250 слов. Если ученик не дотянет до нижнего порога, то получит за всю работу 0 – то есть незачет.

Композиция итогового сочинения (согласно требованиям ФИПИ):

Вывод

  1. Пересказ первого абзаца сочинения.
  2. Ответ на вопросы, если они были поставлены.
  3. В нем не должно быть новой информации.
  4. Служит для закольцовывания текста.

Сопоставление сочинения егэ ря и итогового сочинения

Оцените статью
ЕГЭ Live