Анализ всех стихотворений кодификатора ЕГЭ по литературе и Каир подготовки к ЕГЭ по лирической литературе А. С. Пушкина

Анализ всех стихотворений кодификатора ЕГЭ по литературе и Каир подготовки к ЕГЭ по лирической литературе А. С. Пушкина ЕГЭ

Прежде чем приступить к подготовке, выпускникам стоит детально изучить кодификатор, разработанный специалистами ФИПИ специально для ЕГЭ по литературе,  который будет проходить в 2023 году.

Изменения в 2023 года

В КИМах 2023 года будет только одно небольшое изменение, которое затронет задание №9 на множественный выбор.

Ранее в условии было указано количество правильных ответов, их количество было фиксировано – 3 из 5 предложенных. Начиная с 2023 года, экзаменуемый не будет знать точного числа правильных позиций. В зависимости от компоновки КИМа в вопросе №9 может оказаться от 2 до 4 правильных ответов.

Представленная на сайте ФИПИ демоверсия дает такую формулировку обновленного задания.

Новая формулировка задания №9 ЕГЭ по литературе

В остальном Единый Государственный Экзамен по литературе останется прежним:

  • вопросов в КИМе – 12;
  • отсутствие тестовых заданий, которые считаются самыми простыми в предметах «обществознание», «история», «биология» и др.;
  • продолжительность экзамена – 235 мин (3 ч. 55 мин.);
  • макс. первичный балл – 53;
  • мин. первичный балл (для аттестата) – 15;
  • мин. тестовый балл (для ВУЗов Минобранауки) – 40.
  • демонстрационный вариант КИМа, в котором представлено содержание и формулировка разных заданий;
  • спецификация, в которой детализирована структура КИМов и система оценивания экзаменационной работы;
  • кодификатор по литературе, содержащий полный перечень требований к проверяемым в 2023 году результатам освоения программы, а также полный список рекомендаций для чтения.

Документация ФИПИ для ЕГЭ по литературе

Все педагоги и репетиторы едины во мнении – подготовка должна начинаться с ознакомления с этими тремя документами, ведь из них выпускник почерпнет основную информацию о том, что его ждет на экзамене и как эксперты будут оценивать его работу.

В 2023 году представленный на сайте ФИПИ кодификатор для ЕГЭ по дисциплине «литература» включает в себя такие основные элементы:

  1. Полный перечень требований к результатам освоения ФГОС СОО для базового и углубленного уровня.
  2. Проверяемые в заданиях элементы содержания (список литературы с делением на три категории – А, В, С).
  3. Перечень терминов и понятий из торической части.

Перечень требований к освоению программы

Первое, на что необходимо обратить внимание, прорабатывая документ – это список того, что должен знать и уметь 11-классник согласно ФГОС:

Также кодификатор ЕГЭ от ФИПИ приводит полный перечень требований, которые будут соответствовать базовому и углубленному уровню знаний по предмету «литература».

В данном разделе разъясняется, как может представлять литературный материал кодификатор ФИПИ. Допускается четыре степени детализации:

  1. писатель + произведение;
  2. писатель + произведение + информация в скобках;
  3. писатель без указания списка произведений;
  4. список писателей (поэтов).

Также документ дает разъяснение к буквенным обозначениям, которые встречаются в списке для чтения. В 2023 году кодификатор по литературе делит все позиции, вошедшие в список произведений, рекомендованных для ознакомления перед ЕГЭ, на три группы:

  • «А» – произведения базового уровня, которые обязательно необходимо знать, так как они точно будут встречаться в 1-й части КИМа;
  • «В» – произведения углубленного уровня (возможно, некоторые из данного списка выпускникам необходимо будет проработать самостоятельно);
  • «С» – произведения, которые изучаются в специализированных классах (не являются обязательными, но их стоит прочитать для расширения кругозора).

Соответственно, анализируя приведенный в кодификаторе 2023 года список литературы, необходимо понимать, что на ЕГЭ по литературе в обязательном порядке встретятся произведения из списка «А». Тем не менее, педагоги настоятельно рекомендуют проработать и позиции из уровня «В», а при наличии возможности и уровня «С», так как это значительно расширит ваш банк аргументов. Эксперты высоко ценят, если формулируя свой ответ, экзаменуемый ссылается не только на литературу базового уровня, а и на произведения расширенного списка.

https://youtube.com/watch?v=ekjTUOG_nCo%3Ffeature%3Doembed

В приложении также приведен полный перечень терминов, которыми должен оперировать 11-классник, претендующий на высокие баллы на ЕГЭ по литературе.

Основные термины для ЕГЭ по литературе

В 2023 году кодификатор по литературе рекомендует всем выпускникам, сдающим ЕГЭ по данному предмету, освоить такой список произведений:

Раздел №1 (теоретические понятия)

Кодификатор по литературе, раздел 1 списка

Раздел №2 (Древнерусская литература)

В этот раздел традиционно вошло только одно произведений – «Слово о полку Игореве».

https://youtube.com/watch?v=AeN3O20obvs%3Ffeature%3Doembed

Раздел №3 (XVIII век)

Тут представлены только два автора – Д.И. Фонвизин и Г.Р. Державин.

Кодификатор - Раздел №3 (литература XVIII век)

Раздел №4 (I половина IXX в.)

Данный период известен, как «золотой век» русской поэзии, поэтому в списке ФИПИ представлено много известных поэтов, произведения которых относятся к спискам «А» и «В», а значит стоит прочитать их все. Повести и романы раздела №4 также обязательны к ознакомлению.

Кодификатор по литературе (I половина IXX в.)

Раздел №5 (II половина IXX в.)

Самый объемный раздел списка литературы, ведь именно в этот период свои произведения написали всемирно известные русские классики: Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов.

Кодификатор по литературе (II половина IXX в.)

Раздел №6 (конец XIX – начало XX в.)

Период становления критического реализма в литературе. Именно в это время писали А.П. Чехов, И. Северянин, И.А. Бунин.

Кодификатор по литературе (конец XIX – начало XX в.)

Раздел №7 (I половина XX в.)

Для российской поэзии этот период стал «серебряным веком». Его яркими представителями стали:

  • поэты: А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, М.И. Цветаева, А.А. Ахматова, А.Т. Твардовский;
  • прозаики: И.А. Бунин, М. Горький, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, Б.Л. Пастернак, А.П. Платонов.

Кодификатор по литературе ( I половина XX в.)

Кодификатор по литературе ( I половина XX в.)

Раздел №8 (II половина XX — XXI в.)

Обратите внимание, что список прозаиков второй половины XX — XXI в. Не детализирован. Это значит, что выпускники могут выбрать для ознакомления любые произведения указанных авторов.

Кодификатор по литературе ( II половина XX - XXI в..)

Также в раздел №8 вошли поэты и драматурги указанного временного периода:

Кодификатор по литературе ( II половина XX - XXI в..)

Отдельно 11-классникам стоит уделить внимание творчеству таких зарубежных поэтов и прозаиков:

Кодификатор по литературе (зарубежные авторы)

Как правильно читать произведения

С чего начать подготовку, а также как правильно читать и разбирать произведения, которые вошли в основной документ ФИПИ, смотрите в этом вебинаре.

https://youtube.com/watch?v=Mbm5sWCDBNw%3Ffeature%3Doembed

Для
подготовки к ЕГЭ

Лирика
А. С. Пушкина

https://interesnyefakty.org/wp-content/uploads/Foto-Pushkina-27.jpg

Подруга
дней моих суровых,

Одна
в глуши лесов сосновых

Давно,
давно ты ждешь меня.

Ты
под окном своей светлицы

Горюешь,
будто на часах,

И
медлят поминутно спицы

В
твоих наморщенных руках.

Глядишь
в забытые вороты

На
черный отдаленный путь:

Теснят
твою всечасно грудь.

1.К
какому жанру относится стихотворение А.С. Пушкина «Няне»?

2.Как
называется обращение не к прямому лицу(«Подруга дней моих суровых, Голубка
дряхлая моя!»)

 3.Назовите
лексическое средство, использованное автором:

                              
Давно, давно ты ждёшь меня.

 4.Какое
изобразительно-выразительное средство использует поэт, наделяя неодушевлённые
предметы признаками живых существ: «медлят поминутно спицы»? 

7.Укажите
размер, которым написано стихотворение «Няне».

8.Назовите
стилистический приём, использованный поэтом для придания стиху особой звуковой
выразительности: «аво, аво
ты жёшь мея.

9.
Укажите термин, которым обозначается созвучие концов стихотворных строк («суровых
– сосновых», «светлицы – спицы»).

 10.Как
называется вид рифмовки, использованный Пушкиным в этом стихотворении?

 11.Назовите
троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких: «подруга
дней моих суровых» – няня.

15.
Какие чувства вызывает у лирического героя воспоминание о близком человеке?

16.
Какие стихотворения русских поэтов обращены к близкому человеку и какие мотивы
сближают их со стихотворением «Няне»?

17.1.
Какие «чувства добрые» стремился пробудить А.С. Пушкин своей лирикой?

Время
написания

        
Стихотворение «Няне» написано в 1826 году в михайловской ссылке. Няня Арина
Родионовна была в это время для Пушкина единственным близким человеком,
разделявшим с ним одиночество и тяготы ссылки, собеседником и слушателем его
произведений. Народные сказки и «преданья старины», которые она рассказывала
Пушкину, проникали глубоко в его душу и впоследствии становились основой его
произведений – сказок, которые он напишет позже.

        
Тема этого небольшого стихотворения – любовь и нежность, которую испытывает поэт
к своей няне. Эти чувства можно назвать сыновними, а в образе няни увидеть
материнские черты.

Главная
мысль (идея)

        
Поэт хочет выразить нежность и признательность дорогому человеку, обрисовать
образ няни самыми точными и яркими красками.

Жанр
стихотворения – послание. Пушкин использует свой излюбленный стихотворный
метр: четырёх- и пятистопный ямб. Система рифмовки – перекрёстная с
чередованием мужских и женских рифм.

Образ
няни создаётся с помощью нежных и трогательных эпитетов: «Подруга дней моих
суровых, голубка дряхлая моя».

Чтобы
передать образ ожидания, беспокойство няни о нём, поэт показывает одну
деталь:

И
медлят поминутно спицы

В
твоих наморщенных руках.

И
это изображение оказывается очень точным, психологичным, передающим
напряжение и грусть ожидания.

Действие
описывается в настоящем времени, таким образом поэт как бы останавливает
время – это ожидание длится всегда: любовь, забота, тревога няни (матери) о
своём питомце никогда не исчезнет.

Разговор
книгопродавца с поэтом»

Прекрасно. Вот же вам совет;
Внемлите истине полезной:
Наш век — торгаш; в сей век железный
Без денег и свободы нет.
Что слава?— Яркая заплата
На ветхом рубище певца.
Нам нужно злата, злата, злата:
Копите злато до конца!
Предвижу ваше возраженье;
Но вас я знаю, господа:
Вам ваше дорого творенье,
Пока на пламени труда
Кипит, бурлит воображенье;
Оно застынет, и тогда
Постыло вам и сочиненье.
Позвольте просто вам сказать:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Что ж медлить? уж ко мне заходят
Нетерпеливые чтецы;
Вкруг лавки журналисты бродят,
За ними тощие певцы:
Кто просит пищи для сатиры,
Кто для души, кто для пера;
И признаюсь — от вашей лиры
Предвижу много я добра.
      Поэт
Вы совершенно правы. 
Вот вам моя рукопись. 
Условимся.

Коринна
– возлюбленная римского поэта Овидия, красоту которой он воспевал в своих
стихах.

Кифера
– прозвище богини любви и красоты Афродиты по месту её культа – острову Кифера,
лежащему к югу от Пелопоннеса в Ионическом море.

1.Какой
художественный приём использован автором для усиления смысловой выразительности
текста?

Нам
нужно злата, злата, злата:

Копите
злато до конца!

 2.Как
называются образные определения, придающие поэтической речи особую
выразительность: «звуки дивные», «пламенным недугом», «послушные слова»,
«звонкой рифмой»?

 3.Как
называется стилистическая фигура, основанная на повторении начальных слов:

Там
слаще голос мой звучал,

 4.Назовите
средство художественной изобразительности, основанное на соотнесении предметов
и явлений:

Где
та была, которой очи,

Как
небо, улыбались мне?

 5.Какое
художественное средство использовано автором: «приюты скал», «пир воображенья»,
«шёпот речки»?

 6.Как
называются такие слова как«младые», злато, вкруг?

7.Что
А.С. Пушкин характеризует так: «Яркая заплата на ветхом рубище певца»?

 8.Как
называются эмоциональные, не требующие ответа вопросы:

Что слава? шёпот
ли чтеца?

Гоненье ль низкого
невежды?

 10.Укажите
термин, используемый в литературоведении для обозначения высказывания, которое
стало крылатым, превратилось в изречение:

Но можно рукопись продать.

           
Блажен, кто молча был поэт

           
И, терном славы не увитый,

           
Презренной чернию забытый,

           
Без имени покинул свет!

           
Ах, мысль о той душе завялой

           
Могла бы юность оживить

           
И сны поэзии бывалой

           
Толпою снова возмутить!

 13.Назовите
фигуру, состоящую в замене однословного наименования предмета или действия
описательным многословным выражением:

«любимца
муз и граций» – поэта, «любезный баловень природы» – юноша.

 14.Как
называется устойчивое выражение, употреблённое автором:

           
Но слава заменила вам

           
Мечтанья тайного отрады:

 15.Каким
термином принято обозначать эмоциональное содержание художественного
произведения, чувства, страстное воодушевление, которые автор вкладывает в
текст, ожидая сопереживания читателя?

 16.В
произведении создана ситуация особого речевого общения поэта и книгопродавца.
Как называется такая форма общения?

 17.Какой
троп использован автором: «сердце поймёт», «бурлит воображенье», «грёзы
рождались»?

 18.Имя
какого древнегреческого поэта было связано с утверждением радостей и
наслаждений жизни? Ответ найдите в стихотворении.

 19.Какой
приём использован автором: «Иль иволги напев живой»,
«Уж разгласить успела слава»?

 20.Как
называется стихотворная форма, в которой не учитывается количество слогов,
порядок расположения ударных и безударных слогов, а ритм создаётся
интонационной соизмеримостью стихов:

                       
Вы совершенно правы.

                       
Вот вам моя рукопись

 21.Какой
приём использован автором: «Уста волшебные шептали»,
«Кипит, бурлит воображенье»?

 22.Из
стихотворения выпишите фамилию поэта, яркого представителя русского романтизма.
Ему принадлежит баллада «Светлана», где есть строки:

                       
Слава нас учили – дым;

                       
Свет – судья лукавый.

 23.Из
стихотворения выпишите название горы, которая, согласно мифам Древней Греции,
была обителью муз.

 24.Укажите
фамилию английского поэта, в творчестве которого многократно встречается мысль
о суетности славы. Например, в «Дон Жуане» он пишет:

                       
Что слава? Просто холм, а мы спешим

                       
Добраться до вершины поскорее.

 15.
В чём смысл диалога, представленного в стихотворении?

16.
В каких произведениях русской лирики создаётся ситуация столкновения разных
точек зрения?

Пока
не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

Про ЕГЭ:  Все курсы ЕГЭ по биологии 2023 года для подготовки к экзамену учеников 11 классов в онлайн-школе

1.Для
усиления выразительности речи поэт отступает от обычного порядка слов, например:
«молчит его святая лира», «тоскует он в забавах мира». Как называется этот
приём?

 2.Укажите
название средства художественной изобразительности, широко представленного в
стихотворении: «священной жертве», «суетного света», «святая лира»,
«божественный глагол».

 3.Укажите
средство художественной изобразительности, основанное на переносе свойств одних
предметов на другие («тоскует он в забавах мира»).

 4.Как
называется приём очеловечивания, одушевления образов неживой природы, к
которому прибегает А.С. Пушкин в своём стихотворении («Молчит его святая лира»,
«Душа поэта встрепенётся»)?

 5.Как
называется приём звукописи, основанный на повторе согласных звуков: «В заботах суетного света»,
«К ногам народного
кумира»?

 6.Назовите
вид тропа, основанный на прояснении понятия, явления и придании ему особой
эмоциональной окраски путём сопоставления с другим понятием, явлением («Душа
поэта встрепенётся, как пробудившийся орёл»).

 7.Назовите
стилистический приём, придающий стиху особую выразительность: «Не клонит
гордой головы»,
«В широкошумные
дубровы»?

 8.Укажите
термин, которым обозначается созвучие концов стихотворных строк, являющееся
важным средством организации стиха (глагол – орёл; мира – кумира; полн – волн).

 9.Назовите
тип рифмовки в следующих строках:

 10.Назовите
тип рифмовки в следующих строках:

 11.Каким
размером написано стихотворение?

12.Как
называется приём противопоставления художественных образов, например: «душа
вкушает хладный сон» и «душа поэта встрепенётся»?

 13.Замените
старославянизм «хладный» русским синонимом.

 14.Назовите
лексическое средство, использованное автором:

И
меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

 15.Выпишите
изстихотворение имя древнегреческого покровителя искусств.

 16.Как
называется главная мысль, лежащая в основе всего произведения?

 
15 .Как в стихотворении «Поэт» проявляется избранничество поэта?

 16.
В творчестве каких поэтов XIX – XX века отразился конфликт поэта и толпы?

В
пустыне мрачной я влачился,

На
перепутье мне явился;

Перстами
легкими как сон

Моих
зениц коснулся он:

Как
у испуганной орлицы.

Моих
ушей коснулся он,

И
их наполнил шум и звон:

И
внял я неба содроганье,

И
горний ангелов полет,

И
гад морских подводный ход,

И
дольней лозы прозябанье.

И
он к устам моим приник,

И
вырвал грешный мой язык,

И
празднословный и лукавый,

И
жало мудрыя змеи

В
уста замершие мои

И
он мне грудь рассек мечом,

И
сердце трепетное вынул,

И
угль, пылающий огнем,

Во
грудь отверстую водвинул.

Как
труп в пустыне я лежал,

И
бога глас ко мне воззвал:

«Восстань,
пророк, и виждь, и внемли,

И,
обходя моря и земли,

Глаголом
жги сердца людей».

Какая тема
является ведущей в стихотворении?

 4.Укажите
название лексического средства, использо­ванного в следующих словосочетаниях:
«десницею кровавой», «вещие зеницы», «перстами легкими».

 5.Определите
размер, которым написано стихотворение.

 6.Как
называется повторение слов или словосочетаний в начале стихотворных строк?

И
их наполнил шум и звон:

И
внял я неба содроганье,

И
горний ангелов полет,

 7.Усиление
эмоционального звучания происходит за счет того, что действия группируются в порядке
их постепенного усиления Как называется такой прием?

 8.Как
называются слова, выражения, синтаксические конструкции, вышедшие из активного
употребления и используемые для воссоздания исторического колорита эпох и, для
придания речи оттенка торжественности: «персты», «зеницы», «вещие», «десница»?

9.В
словосочетаниях «уста замершие», «десницею кровавой», «сердце трепетное»
определяемое слово стоит перед определением, что способствует выделению образа,
усилению его эмоционального воздействия. Какой приём используется в этих
случаях?

15.
В чем видит А.С. Пушкин назначение поэта и как эта позиция выражена в
стихотворении «Пророк»?

16.
В каких произведениях XIX-XX вв. звучат размышления о назначении поэта и чем
они близки стихотворению А. С. Пушкина «Пророк

Время
написания

А.С.
Пушкин написал стихотворение «Пророк» в 1826 году. Это было время расправы
властей над участниками декабристского восстания, многие из которых были
пушкинскими друзьями. Стихотворение было отчасти ответом на эти события.

О
возникновении замысла и формы стихотворения Пушкин рассказывал: «Я как-то
ездил в монастырь Святые горы, чтобы отслужить панихиду по Петре Великом.
Служка попросил меня подождать в келье. На столе лежала открытая Библия, и я
взглянул на страницу. Это был Иезекиль – я прочёл отрывок и перефразировал в
«Пророке»,

Стихотворение
первоначально представляло собою часть цикла четырёх стихотворений под
заглавием «Пророк», противоправительственного содержания, посвящённых
событиям 14 декабря. Остальные три стихотворения были уничтожены и до нас не
дошли.

Главная
мысль (идея) 

           
Явление «шестикрылого серафима» помогает поэту обрести дар прозрения,
научиться видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных
людей, постичь великие тайны бытия. Это возвышает его над людьми, но вместе с
тем и накладывает огромную ответственность. В минуты творческого вдохновения
поэт обретает нечеловеческую обострённость видения мира, он отрешается от
своего обычного состояния и может постичь то, что недоступно обыкновенным
людям.

           
Миссия пророка представлена так:

                       
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

                       
Исполнись волею моей –

                       
И, обходя моря и земли,

                       
Глаголом жги сердца людей.

           
Жанр стихотворения – философская притча. Стихотворный метр – четырёх- и
пятистопный ямб, система рифмовки – перекрёстная с чередованием мужских и
женских рифм.

           
Стихотворение состоит из трёх частей. В первой части раскрывается состояние
«пророка» до того, как «бога глас к нему воззвал». Он, «томимый духовной
жаждой», в «пустыне мрачной» «влачился». Во второй же части описывается его
встреча с посланником Бога – «шестикрылым серафимом», который преобразует
сущность поэта – вырывает «грешный язык, и празднословный, и лукавый» и
вставляет на его место «жало мудрыя змеи». Обретение нового языка – это
обретение новой мудрости. Поэт описывает, как дары Всевышнего обретаются всё
большими мучениями. Страдания описаны по нарастающей: от лёгкого болезненного
прикосновения к «зеницам» до рассечения груди мечом:

                       
И он мне грудь рассек мечом,

                       
И сердце трепетное вынул,

                       
И угль, пытающий огнем,

                       
Во грудь отверстую водвинул.

           
В стихотворении описана вертикальная картина мироздания – от «горнего» мира
до мира «дольнего», от ангелов до лозы.

           
Большую роль в стихотворении играют старославянизмы (перстами, зеницы, уста,
виждь, внемли). Архаичная лексика придаёт стихотворению особую
торжественность и силу. Частые повторы (половина строк стихотворения
начинается с союза «и») также придают стихотворению торжественное библейское
звучание. Одновременно этот приём нагнетает напряжение, связанное с муками
перерождения человека и пророка.

           
Пушкин также использует эпитеты (духовная жажда, пустыня мрачная), сравнения
(«перстами лёгкими, как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной
орлицы», «как труп в пустыне я лежал»).

           
Можно сказать, что Пушкин в стихотворении «Пророк» описал опыт личного
мистического прозрения.

Любви,
надежды, тихой славы

Недолго
нежил нас обман,

Как
сон, как утренний туман;

Но
в нас горит еще желанье,

Под
гнетом власти роковой

Мы
ждем с томленьем упованья

Как
ждет любовник молодой

Пока
сердца для чести живы,

Мой
друг, отчизне посвятим

Товарищ,
верь: взойдет она,

Россия
вспрянет ото сна,

И
на обломках самовластья

Для создания
поэтических образов Пушкин использует определения: «святая вольность»,
«прекрасные порывы», «пленительное счастье» и др.  Как в литературоведении
называются подобные определения?

Какой
художественный прием используется Пушкиным для изображения силы страсти, с
которой лирический герой ожидает «вольности святой»?

Определите
характер рифмовки во втором четверостишье стихотворения.

И в начале, и в
конце стихотворения создается один и тот же поэтический образ сна («Как сон,
как утренний туман» — «Россия вспрянет ото сна»). Как называется такой
художественный прием?

Для какого литературного
направления характерны образы звезды, огня, темы рока, любовного томления,
воплощённые в этом стихотворении?

Какое средство
иносказательной выразительности использовано Пушкиным в заключительных строках
стихотворения («звезда пленительного счастья», «на обломках самовластья»)?

Поэтическая мысль
в стихотворении А.С.Пушкина развивается последовательно от прошлого к
настоящему, от настоящего к будущему. Какая часть речи помогает этого добиться?

С каким из слов
первого четверостишия соотносится слово «упованье»?

Укажите название
синтаксического средства, которое используется в строках «Мой друг,
отчизне посвятим»,«Товарищ, верь: взойдет она» 
и делает стихотворение
эмоциональным.

Перестановка слов
или частей фразе придаёт речи особую выразительность («нежил нас обман»,
«исчезли юные забавы», «горит ещё желанье»). Как называется эта стилистическая
фигура?

Как называется вид
звукописи, при котором в стихотворной речи происходит повторение одинаковых
гласных звуков («Покасвободою горим»)

 13.
Как называется троп, имеющий значение преуменьшения или
нарочитого смягчения:

Мы
ждем с томленьем упованья

Как
ждет любовник молодой

15.
В чём состоит новаторство Пушкина в этом стихотворении?

16.
В чем особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских
поэтов раскрывает в своей лирике тему свободы?

  
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

  
К нему не зарастет народная тропа,

  
Вознесся выше он главою непокорной

  
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

  
Мой прах переживет и тленья убежит —

  
И славен буду я, доколь в подлунном мире

              
Жив будет хоть один пиит.

  
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

  
И назовет меня всяк сущий в ней язык,

  
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

              
Тунгус, и друг степей калмык.

  
И долго буду тем любезен я народу,

  
Что чувства добрые я лирой пробуждал,

  
Что в мой жестокий век восславил я Свободу

             
И милость к падшим призывал

  
Веленью божию, о муза, будь послушна,

  
Обиды не страшась, не требуя венца,

  
Хвалу и клевету приемли равнодушно

             
И не оспоривай глупца.  (1836)

*
«Я воздвиг памятник» (лат.). Эпиграф взят из оды Горация, знаменитого римского
поэта (65-8 гг.до н.э.)

К какому роду
литературы принадлежит это произведение?

 2.Выпишите
из третьей строфы слово, когда-то имевшее значение «народ».

Как называется
повторение одинаковых слов в начале поэтических строк (этот приём встречается в
третьей и четвёртой строфах)?

4.В
стихотворении есть противопоставление «нерукотворного памятника» и
«Александрийского столпа». Как по-другому называется противопоставление,
контраст?

 5.
Запишите в порядке возрастания цифры, обозначающие названия трёх поэтических
средств, встречающихся в первой строфе стихотворения.

слова высокого стиля

7.
Как называется средство художественной выразительности, основанное на переносе
свойств одних предметов или явлений на другие («Нет, весь я не умру – душа в
заветной лире // Мой прах переживет и тленья убежит»)?

15.
В творчестве каждого настоящего поэта есть важные стихотворения, в которых
сформулирована его поэтическая программа. Их так и называют – «программные
стихи». Отнесли бы вы это стихотворение Пушкина к программным?

 16.
В творчестве каких русских поэтов нашла воплощение тема поэта ипоэзии и в чем
их произведения созвучны стихотворению А.С. Пушкина

На
холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит
Арагва предо мною.

Мне
грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль
моя полна тобою,

Ничто
не мучит, не тревожит,

И
сердце вновь горит и любит — оттого,

Что
не любить оно не может.

1.Как
называется приём противопоставления, ко­торый использован автором для
характеристики эмо­ционального состояния: «мне грустно и легко»?

 2.Какой
троп, основанный на переносе свойств од­ного явления на другое по их
сходству, использует ав­тор в строчке: «И сердце вновь горит и
любит»?

 3.Как
называется вид рифмовки, который исполь­зован автором в стихотворении?

 4.Как
называется стилистический приём, состоя­щий в нарушении привычного порядка
слов, например, в постановке определяемого слова перед определением («печаль
моя», «унынья моего»)?

 6.Определите
стихотворный размер, которым на­писано произведение.

 7.Из
приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и
приёмов, использованных поэтом в последних четырёх строках данного
стихотворения.

Развернутый
ответ

15.
Каковы функции лаконичной пейзажной за­рисовки, которой открывается
стихотворение, рас­сказывающее о любви?

 16.
В каких произведениях русских поэтов исполь­зование образов природы помогает
передать внутрен­ние переживания человека?

Анализ
стихотворения А.С.Пушкина

Время
написания

Описание
природы служит автору способом выражения чувств лирического героя.

Главная
мысль (идея)

Это
стихотворение о любви всепоглощающей, подчиняющей себе все другие чувства.

Жанр
стихотворения – элегия. Оно относится к интимной лирике.

Стихотворение
написано чередующимися шестистопными и четырёхстопными ямбами. Длинные и
короткие стихи симметрично следуют друг за другом.

Пушкин
достигает в этом стихотворении «нагой простоты», стремясь сделать его
предельно искренним и ясным. В стихотворении только одна метафора – «сердце
горит», но она так тривиальна, привычна, что даже не воспринимается как
метафора.

        
В стихотворении происходит чередование описаний природы и строк, в которых
высказывается эмоциональное состояние лирического героя. Между описанием
природы и выражением чувства нет никакой логической связи. Но оба описания
связаны неразрывно. Связь здесь не логическая, а эмоциональная: пейзаж
создаёт лирическое настроение.

Про ЕГЭ:  ЕГЭ 2020, математика, производная и первообразная, исследование функций, задача 12 (профильный уровень), рабочая тетрадь, Ященко И.В., Шестаков С.А., 2020

        
В описании природы скрыто противопоставление двух начал: первая строка рисует
холмы, поднятые к небу. Во второй изображена текущая в расщелине глубокая
река. Первые строки рождают по ассоциации образы высоты и глубины.

        
Также важен образ «ночной мглы». В нём сразу два образа – ночи и лунного
света, по ассоциации несущие чувство умиротворения и покоя, «светлой печали».

        
Внутреннее состояние лирического героя находится в согласии с окружающим
пейзажем. Чувства, испытываемые им, противоречивы: «грустно и легко» – и в то
же время они связаны, как глубина и высота пейзажа вокруг, как ночь и лунный
свет. Оксюморон «печаль моя светла» оказывается тоже логичным: как ночная
темнота, пронизанная лунным светом, не страшна, так и печаль пронизана
светом, потому что «печаль моя полна тобою».

        
Образ неназванной возлюбленной становится источником света.

        
Безличные конструкции «мне грустно», «мне легко» создают ощущение событий,
происходящих органично, без усилий самого героя – это состояние, а не
действие.

        
Но глаголы, описывающие «дело» сердца, становятся энергичными: «горит»,
«любит».

        
Последняя строчка звучит как бы обречённо:

                  
И сердце вновь горит и любит – оттого,

                  
Что не любить оно не может.

        
Но в этой неизбежности больше света и радости, полноты чувства, чем уныния.
Любовь, о которой говорит поэт в этом стихотворении, – жертвенная, нежная,
щедрая.

Приветствую
тебя, пустынный уголок,

Приют
спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где
льется дней моих невидимый поток

На
лоне счастья и забвенья.

Я
твой: я променял порочный двор цирцей,

Роскошные
пиры, забавы, заблужденья

На
мирный шум дубров, на тишину полей,

На
праздность вольную, подругу размышленья.

Я
твой: люблю сей темный сад

С
его прохладой и цветами,

Сей
луг, уставленный душистыми скирдами,

Где
светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде
передо мной подвижные картины:

Здесь
вижу двух озер лазурные равнины,

Где
парус рыбаря белеет иногда,

За
ними ряд холмов и нивы полосаты,

На
влажных берегах бродящие стада,

Овины
дымные и мельницы крылаты;

Я
здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся
в истине блаженство находить,

Свободною
душой закон боготворить,

Роптанью
не внимать толпы непросвещенной,

Участьем
отвечать застенчивой мольбе

И
не завидовать судьбе

Злодея
иль глупца — в величии неправом.

Оракулы
веков, здесь вопрошаю вас!

Слышнее
ваш отрадный глас.

Он
гонит лени сон угрюмый,

К
трудам рождает жар во мне,

И
ваши творческие думы

В
душевной зреют глубине.

Но
мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди
цветущих нив и гор

Друг
человечества печально замечает

Везде
невежества убийственный позор.

Не
видя слез, не внемля стона,

На
пагубу людей избранное судьбой,

Здесь
барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило
себе насильственной лозой

И
труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь
на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь
рабство тощее влачится по браздам

Здесь
тягостный ярем до гроба все влекут,

Надежд
и склонностей в душе питать не смея,

Здесь
девы юные цветут

Для
прихоти бесчувственной злодея.

Опора
милая стареющих отцов,

Младые
сыновья, товарищи трудов,

Из
хижины родной идут собой умножить

Дворовые
толпы измученных рабов.

О,
если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто
в груди моей горит бесплодный жар

И
не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Увижу
ль, одрузья! народ неугнетенный

И
рабство, падшее по манию царя,

И
над отечеством свободы просвещенной

                                                                                        
Взойдет ли наконец прекрасная
заря?                                                        

1.К
какому роду литературы относится стихотворение «Деревня»?

 2.«Душистыми
скирдами», «влажные берега», «мельницы крылаты» – к какому средству
художественной изобразительности прибегает автор?

 3.«О,
если б голос мой умел сердца тревожить!» – к какой риторической фигуре 
обращается автор для усиления эмоционального напряжения речи?

 4.«Почто
в груди моей горит бесплодный жар» – назовите средство художественной
изобразительности, которое использует автор?

 5.В
последних строчках стихотворения звучит гражданская страстность. Каким термином
принято называть такую идейно-эмоциональную настроенность художественного
произведения?

 6.Укажите
название художественного приёма, позволяющего противопоставить мир столичной
жизни миру деревни.

7.Как
называется описание картин природы в первой части стихотворения?

 8.Из
приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и
приёмов, использованных поэтом в последней строфе данного стихотворения.

 10.Какую
риторическую фигуру использует автор?

 11.Для
какого литературного направления характерен приподнятый, ораторскийтон речи,
использование славянизмов (сей, лоно, рыбаря, тягостный ярем),античных образов
(«двор цирцей», «оракулы веков»)?

 15.Какой
вид рифмовки использован в строках:

Я
здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся
в истине блаженство находить,

Свободною
душой закон боготворить,

Роптанью
не внимать толпы непросвещенной,

15.
Как в изображении картин помещичьей жизни автор «Деревни» сочетает
обличительно-сатирический пафос с элегическими нотами?

16.
В каких произведениях русской литературы XX века предстаёт образ деревни и в
чём его отличие от пушкинского? 

Последняя
туча рассеянной бури!

Одна
ты несешься по ясной лазури,

Одна
ты наводишь унылую тень,

Одна
ты печалишь ликующий день.

Ты
небо недавно кругом облегала,

И
молния грозно тебя обвивала;

И
ты издавала таинственный гром

И
алчную землю поила дождем.

Довольно,
сокройся! Пора миновалась,

Земля
освежилась, и буря промчалась,

И
ветер, лаская листочки древес,

Тебя
с успокоенных гонит небес.

1.Как
называется вид рифмовки, который использует А.С.Пушкин в этом стихотворении?

 2.Укажите
название художественного приёма, к которому прибегает А.С.Пушкин в следующих
строках:

несешься
по ясной лазури,

 3.Как
называется приём «очеловечивания» явлений природного мира, к которому прибегает
А.С.Пушкин, рисуя образ тучи?

 4.Назовите
художественный приём, основанный на противопоставлении разнородных явлений
(«унылая тень» – «ликующий день»).

 5.Каким
размером написано стихотворение А.С.Пушкина «Туча» (без указания количества
стоп)?

6.Назовите
художественное средство, многократно использованное в стихотворении и
усиливающее эмоциональное звучание образов («ясная лазурь», «алчная земля»,
«унылая тень»)?

 7.Как
называется группа стихов (строк), составляющих един­ство и связанных
определенным расположением рифм.

 8.Как
называется синтаксическое средство выразительности, представляющее собой
сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью («Последняя туча
рассеянной бури!»)?

 9.Как
называется прием фонетической организации стиха, использованный автором: «лаская
листочки древес»?

11.Как
называется общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи?

15.
Каков философский смысл стихотворения «Туча»?

 16.
Кто из русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и
человека?

В
пустыне чахлой и скупой,

На
почве, зноем раскаленной,

Анчар,
как грозный часовой,

Стоит
— один во всей вселенной.

Его
в день гнева породила,

И
зелень мертвую ветвей

И
корни ядом напоила.

Яд
каплет сквозь его кору,

К
полудню растопясьот зною,

К
нему и птица не летит,

И
тигр нейдет: лишь вихорь черный

На
древо смерти набежит —

И
мчится прочь, уже тлетворный.

И
если туча оросит,

Блуждая,
лист его дремучий,

С
его ветвей, уж ядовит,

Стекает
дождь в песок горючий.

Послал
к анчару властным взглядом,

И
тот послушно в путь потек

И
к утру возвратился с ядом.

Принес
он смертную смолу

Да
ветвь с увядшими листами,

И
пот по бледному челу

Принес
– и ослабел и лег

Под
сводом шалаша на лыки,

И
умер бедный раб у ног

А
царь тем ядом напитал

И
с ними гибель разослал

К
соседям в чуждые пределы.    

(
А.С. Пушкин, 1828)

Как называется
положенное в основу стихотворения А.С. Пушкина изображение абстрактного понятия
или явления через конкретный образ?

Каким размером
написано стихотворение А.С. Пушкина «Анчар»?

В начале
стихотворения даётся описание пустыни. Как называется подобное описание в
художественном произведении?

Укажите название
стилистического приёма, придающего стиху особую звуковую выразительность
(«И тот послушно в путь потёк»).

Как — в
соответствии с основной проблематикой — называются стихотворения, в которых,
как в «Анчаре», поднимаются наиболее общие проблемы: добра и зла,
жизни и смерти?

 9.Стихотворение
«Анчар» чётко делится на две части, резко противопоставленные друг
другу: в первой рассказывается о «древе смерти» (первые пять строф),
во второй — о человеческих взаимоотношениях. Как называется такой приём,
лежащий в основе композиции стихотворения?

 15.
Как в пушкинском стихотворении соотносятся два содержательных пласта – описание
анчара и рассказ о гибели раба?

 16.
В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром
человеческих взаимоотношений и в чем эти произведения можно сопоставить с
пушкинским «Анчаром»?

15..
Почему стихотворение композиционно делится на две части: мир природы и мир
людей?

 16.
Кто из русских писателей обращался к проблеме мирового зла и что сближает их
произведения со стихотворением А.С. Пушкина?

Изыде
сеятель сеяти семена своя.

              
(Евангелие от Матфея)

Свободы
сеятель пустынный,

Я
вышел рано, до звезды;

Рукою
чистой и безвинной

В
порабощённые бразды

Бросал
живительное семя –

Но
потерял я только время,

Паситесь,
мирные народы!

Вас
не разбудит чести клич.

К
чему стадам дары свободы?

Их
должно резать или стричь.

Наследство
их из рода в роды

Ярмо
с гремушкою да бич.

(А.С.
Пушкин, 1823)

Бросал
живительное семя  — речь идет о политических стихотворениях и
радикальных высказываниях, которыми отмечена жизнь поэта в Петербурге и
Кишиневе.

Укажите термин,
которым в литературоведении называют цитату, пословицу, изречение и
т.п., помещённые обычно после заглавия, в которых автор поясняет
замысел, идею произведения.

Как называется
вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое (Вас
не разбудит чести клич)?

Как в
литературоведении называется вопрос, не требующий ответа (К чему стадам
дары свободы?)?

Как называется
выразительное, эмоционально-оценочное определение, содержащее оценку
автором предмета, явления (рукой безвинной, порабощённые бразды)?

Определите
размер стихотворения.

Как называется
небольшое иносказательное повествование, заключающее моральное или
религиозное поучение, лежащее в основе стихотворения?

 7.
Определите тип рифмовки:

Свободы
сеятель пустынный,

Я
вышел рано, до звезды;

Рукою
чистой и безвинной

В
порабощённые бразды

Как называется
максимально приближенный к автору герой, от лица которого ведётся
повествование в стихотворении?

Как называется
однозначное, легко узнаваемое иносказание, закреплённое традицией, условно
изображающее отвлечённое понятие или явление через похожий конкретный образ:
«К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из
рода в роды ярмо с гремушкою да бич»?

Развернутый
ответ

15.
Как средства художественной выразительности помогли автору
передать пафос (настроение, отношение автора к изображаемому)
стихотворения?

Мчатся
тучи, вьются тучи;

Невидимкою
луна

Освещает
снег летучий;

Мутно
небо, ночь мутна.

Еду,
еду в чистом поле;

Страшно,
страшно поневоле

Средь
неведомых равнин!

Коням,
барин, тяжело;

Вьюга
мне слипает очи;

Все
дороги занесло;

Хоть
убей, следа не видно;

Сбились
мы. Что делать нам!

В
поле бес нас водит, видно,

Да
кружит по сторонам.

Посмотри;
вон, вон играет,

Дует,
плюет на меня;

Вон
— теперь в овраг толкает

Одичалого
коня;

Там
верстою небывалой

Он
торчал передо мной;

Там
сверкнул он искрой малой

И
пропал во тьме пустой».

Мчатся
тучи, вьются тучи;

Невидимкою
луна

Освещает
снег летучий;

Мутно
небо, ночь мутна.

Сил
нам нет кружиться доле;

Колокольчик
вдруг умолк;

«Кто
их знает? пень иль волк?»

Вьюга
злится, вьюга плачет;

Кони
чуткие храпят;

Вот
уж он далече скачет;

Лишь
глаза во мгле горят;

Кони
снова понеслися;

Вижу:
духи собралися

Средь
белеющих равнин.

Бесконечны,
безобразны,

В
мутной месяца игре

Закружились
бесы разны,

Сколько
их! куда их гонят?

Что
так жалобно поют?

Домового
ли хоронят,

Ведьму
ль замуж выдают?

Мчатся
тучи, вьются тучи;

Невидимкою
луна

Освещает
снег летучий;

Мутно
небо, ночь мутна.

Мчатся
бесы рой за роем

В
беспредельной вышине,

Визгом
жалобным и воем

А.С.
Пушкин, 1830

В данном
стихотворении А.С. Пушкин сочетает элементы реальной действительности с
элементами чудесного и сверхъестественного. Как называется такой способ
отображения жизни?

В стихотворении
использован особый способ иносказания, заключающийся в изображении
абстрактной идеи через конкретные образы враждебных человек у сил – духов,
бесов, домового, ведьмы. Как называется такой художественный  приём?

3.
Какую стилистическую фигуру использует А.С. Пушкин, создавая при помощи
 ряда слов и рефренов выразительную картину снежной круговерти?

Мчатся
тучи, вьются тучи;

Невидимкою
луна

Освещает
снег летучий;

Мутно
небо, ночь мутна.

Еду,
еду в чистом поле;

Страшно,
страшно поневоле

Средь
неведомых равнин!

4.
Укажите вид тропа, основанного на сопоставлении предметов и явлений:

Закружились
бесы разны,

5.
Какой способ рифмовки использовал А.С. Пушкин в этом стихотворении?

6.
Во второй и третьей строфе стихотворения воспроизводится речь ямщика. Как
  называется развёрнутое высказывание персонажа литературного
произведения?

7.
Укажите размер стихотворения (без указания количества стоп).

10.
Как называется повторение отдельных слов и оборотов в конце нескольких
относительно самостоятельных отрезков речи:

Хоть
убей, следа не видно;

Сбились
мы. Что делать нам!

Развернутый
ответ

15.
Согласны ли вы с мнением литературоведа Е. Эткинда, что композиция
стихотворения «Бесы» является симметрической?

 16.
Какие русские поэты обращались к теме поиска жизненного пути?

Безум­ных
лет угас­шее ве­се­лье

Мне
тя­же­ло, как смут­ное по­хме­лье.

Про ЕГЭ:  Можно ли не приводить пример из литературы в сочинении на ЕГЭ по русскому языку и отношение к позиции автора и обоснование собственной позиции (аргументация в составе ЕГЭ по русскому языку)

Но,
как вино — пе­чаль ми­нув­ших дней

В
моей душе чем старе, тем силь­ней.

Мой
путь уныл. Сулит мне труд и горе

Но
не хочу, о други, уми­рать;

Я
жить хочу, чтоб мыс­лить и стра­дать;

И
ведаю, мне будут на­сла­жде­нья

Меж
го­ре­стей, забот и тре­вол­не­нья:

Порой
опять гар­мо­ни­ей упьюсь,

Над
вы­мыс­лом сле­за­ми обо­льюсь,

И
может быть — на мой закат пе­чаль­ный

Блес­нет
лю­бовь улыб­кою про­щаль­ной.

ка­жи­те
род ли­те­ра­ту­ры, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся пуш­кин­ская «Эле­гия».

Как на­зы­ва­ет­ся
со­зву­чие кон­цов сти­хо­твор­ных строк (уми­рать — стра­дать; пе­чаль­ный —
про­щаль­ной и т. п.)?

Из при­ведённого
ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов,
ис­поль­зо­ван­ных по­этом в сти­хо­тво­ре­нии. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке воз­рас­та­ния
без про­бе­лов и за­пя­тых.

Опре­де­ли­те раз­мер,
ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние А. С. Пуш­ки­на «Эле­гия» (без ука­за­ния
ко­ли­че­ства стоп)

Как со­дер­жа­тель­но
со­от­но­сят­ся между собой пер­вая и вто­рая стро­фы сти­хо­тво­ре­ния
А. С. Пуш­ки­на «Эле­гия»?

В каких про­из­ве­де­ни­ях
рус­ской по­э­зии со­дер­жит­ся фи­ло­соф­ское осмыс­ле­ние по­этом соб­ствен­но­го
бытия и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пуш­кин­ской «Эле­ги­ей»?

Промелькнувшая юность вызывает грусть не только потому, что
миновала. Чем старше становится поэт, тем больше осознает свои ошибки и
потраченное зря время. Печаль об этом становится все сильнее.

Но вторая строфа неожиданно звучит оптимистично. Несмотря на
предстоящую жизнь «меж горестей, забот и треволненья», лирический
герой верит, что его еще ждут наслаждения, гармония и любовь. Две последние
строки стихотворения соединяют грусть первой части и оптимизм второй в красивый
заключительный аккорд: «блеснет любовь улыбкою прощальной».

Позитивный финал не характерен для романтической элегии, но
традиционен для Пушкина, который принимал жизнь со всеми бедами и радостями.
Источником вдохновения для поэта могло стать любое событие. Чтобы творить, ему
нужны перемены в жизни, даже страдания. Поэтому герой провозглашает: «я
жить хочу, чтоб мыслить и страдать»
.

Пушкин весьма оригинально
использовал символы романтической поэзии: бурное море, вино,
похмелье, закат
. Здесь как бы все перепутано. Напрашивается сравнение
веселья с вином, а у Пушкина – «смутное похмелье», да еще «угасшее»,
хотя молодость обычно ассоциируется с рассветом, утром или днем. В то же время
с вином сравнивается печаль. Слово «волнуемое» больше подходит
к молодости, прошлому героя. А у поэта оно соотносится с «грядущим
морем»
. Но эти несоответствия перекликаются с образами второй строфы и
создают цельное впечатление. В будущем поэт станет упиваться не безумствами
молодости, а гармонией. Закат жизни будет окрашен любовью.

Первая часть «Элегии» посвящена прошлому и статична. Поэтому в
ней только один глагол – «сулит». Зато есть много эпитетов: «безумных
лет», «смутное похмелье», «угасшее веселье», «волнуемое море»
. Во второй
строфе множество глаголов придают размышлениям автора живость и оптимизм: «не
хочу умирать», «мыслить», «страдать», «ведаю», «будут», «блеснет»
. Почти
все существительные в стихотворении абстрактны: печаль, труд, горе,
любовь, веселье, заботы, вымысел
. Это обусловлено глубиной философского
обобщения в размышлениях поэта.

«И.И.
Пущину» А.С. Пушкин

И
я судьбу благословил,

Когда
мой двор уединенный,

Да
голос мой душе твоей

Дарует
то же утешенье,

Да
озарит он заточенье

Лучом
лицейских ясных дней!

Назовите лирический жанр, к которому относится приведённое
стихотворение А. С. Пушкина.

Назовите средство художественной выразительности, к которому неоднократно
прибегает автор стихотворения («друг бесценный», «ясных дней»).

Как называется стилистический приём, усиливающий звуковую
выразительность стиха («Печальным снегом занесённый»)?

Укажите термин, которым обозначается использование одинаковых
слов в начале стихотворных строк:

Да голос мой душе твоей

Да озарит он заточенье

Каким размером написано стихотворение А. С. Пушкина «И. И.
Пущину»?

15.Как
в стихотворении А. С. Пушкина передана мысль о «бесценности» подлинной дружбы?

16.Кто
из русских писателей обращался в своём творчестве к теме дружбы и что сближает
их произведения со стихотворением А. С. Пушкина?

Скачано с www.znanio.ru

Задания к стихотворениям взяты из Открытого банка заданий ЕГЭ (ФИПИ)

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит –

И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

Принес – и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.  (1828 г.)

1. В начале стихотворения даётся описание пустыни. Как называется
подобное описание в художественном произведении?

2. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных
средств и приёмов, использованных автором в первой строфе данного
стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны: 1)инверсия;
2)гипербола; 3)метафора; 4)сравнение; 5)анафора.

3. Как называется образное определение, служащее средством художественной
выразительности («вихорь чёрный», «песок горючий» и т.п.)?

4. Укажите название стилистического приёма, придающего стиху особую
звуковую выразительность: «И тот послушно в путь потёк».

5. Укажите размер, которым написано стихотворение А.С. Пушкина
«Анчар» (без указания количества стоп).

6. Как в пушкинском стихотворении соотносятся два содержательных
пласта: описание анчара и рассказ о гибели раба? (5-10 предл.)

* Анчар – древо яда.(Прим. Пушкина.)

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

(А.С. Пушкин,1835 г.)

1. Как называется прием «очеловечивания» явлений природного мира, к
которому прибегает А.С. Пушкин, рисуя образ «последней тучи рассеянной бури»?
Укажите термин.

2. Назовите художественный прием, основанный на противопоставлении
разнородных явлений («унылая тень» – «ликующий день»).

3. Назовите художественное средство, многократно используемое в
стихотворении и усиливающее эмоциональное звучание образов («ясная лазурь»,
«алчная земля», «унылая тень» и т.п.).

4. Определите размер, которым написано стихотворение «Туча».

5. Каков философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Туча» и кто из
русских поэтов следовал пушкинской традиции в изображении природы и человека?
(5-10 предл)

3)Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–16.

 Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой — я променял порочный двор Цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой — люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты;

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе

И не завидывать судьбе

Злодея иль глупца — в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

В уединеньи величавом

Слышнее ваш отрадный глас.

Он гонит лени сон угрюмый,

К трудам рождает жар во мне,

И ваши творческие думы

В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,

Надежд и склонностей в душе питать не смея,

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея.

Опора милая стареющих отцов,

Младые сыновья, товарищи трудов,

Из хижины родной идут собой умножить

Дворовые толпы измученных рабов.

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания

 10.Укажите жанр стихотворения.

11.Какой приём использовал автор в следующих строках?

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

12.Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те 3 на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных
средств, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в первой строфе сти­хо­тво­ре­нии (цифры
ука­жи­те в любом порядке).

 13.В первой строфе стихотворения поэт использует следующий вид
рифмы: АВАВ. Как называется такая рифма?

14.Каким размером написано стихотворение?

15.На основе какого приёма построена композиция стихотворения? С
какой целью автор применил данный приём?

16.А.С. Пушкин в стихотворении обличает «барство дикое», заканчивая
произведение риторическим вопросом о судьбе народа и Родины. Приведите два
примера стихотворений русских поэтов, которые заканчиваются риторическим
вопросом? Сопоставьте их с произведением «Деревня» и определите роль данного
синтаксического средства.

15.Композиционно стихотворение состоит из двух частей,
противопоставленных друг другу. Такой приём называется антитеза.

Автор использует этот приём, чтобы подчеркнуть, насколько красива
природа родного края, как народ любит свой труд, работа на земле ему не в
тягость, а в радость. Однако рабское положение народа возмущает поэта. Он
задаётся вопросом: придёт ли время, когда люди станут свободными.

  1. Риторический вопрос — синтаксическое средство выразительности. Он
    нередко используется поэтами в конце стихотворений.

Так, М.Ю. Лермонтов заканчивает стихотворение «Поэт» риторическим
вопросом:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда, на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?..

Слова эти обращены к поэту, который, к сожалению¸ «на злато
променял» внимание людей, которые когда-то «благоговейно» внимали его словам.
Его стих звучал, «как колокол на башне вечевой, во дни торжеств и бед
народных». Автор обращается к поэту с вопросом, когда же он вновь станет
«пророком», проснётся и станет ,как прежде, вещать людям правду.

Н.А. Некрасов тоже заканчивает стихотворение «Размышление
у парадного подъезда»
 риторическим вопросом:

Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Это вопрос, обращённый к русскому народу, который «стонет» от ужасного
положения по всей России, в любом её уголке. В вопросе одновременно звучит
призыв к народу: проснуться, перестать мириться с рабским положением,
унижением, начать борьбу за свободу.

Оба эти стихотворения сближает с «Деревней» А.С.Пушкина то, что
риторические вопросы в них в конце выражают основную мысль, идею автора,
усиливают внимание читателей к ней, звучат своеобразным призывом .

1)Ответы на задания к стихотворению «Анчар»:

3. Эпитет /или эпитеты

4. Аллитерация /или звукопись

6. Задание, требующее написания развёрнутого ответа в объёме 5–10
предложений

 (по стихотворению А.С. Пушкина «Анчар»)
Как в стихотворении А.С.Пушкина соотносятся два содержательных пласта: мир
природы и мир человека?

Мир природы (описание анчара) и мир человека (рассказ о гибели раба) в
стихотворении соотносятся по смыслу и композиционно, выражая авторскую идею.
Анчар в стихотворении представлен как древо зла, несущее смерть всему живому.
Даже тигр, образ которого может воплощать угрозу и зло, «нейдёт» к
анчару. Однако природа будто изолирует анчара от живого мира и не допускает к
«грозному часовому» его обитателей. Такова идея первой части
стихотворения.
На фоне пустынного пейзажа и неотделимого от него анчара во много раз
усиливается впечатление от описанной во второй части хладнокровной и
презрительной жестокости, с которой «человека человек/ Послал к анчару
властным взглядом». Так, из-за бессердечности одного человека несчастный
раб не только погибает сам, но и становится соучастником в совершении дел, ведь
«непобедимый владыка» идёт с ядовитыми стрелами на другие племена.
Возможно, автор хотел показать: то, что принято считать злом в могущественной
природе, несоотносимо и несравнимо с тем злом, которое совершает человек.

3)Ответы на задания к стихотворению «Туча»:

2. Аллитерация /или звукопись

3. Эпитет /или эпитеты

6. Задание, требующее написания развёрнутого ответа в объёме 5–10
предложений. (вернуться)

Скачано с www.znanio.ru

Оцените статью
ЕГЭ Live