5 шагов для тех, кто хочет отстоять балл, или что делать, если задание на ЕГЭ составлено некорректно? — blog.ege100.info

5 шагов для тех, кто хочет отстоять балл, или что делать, если задание на ЕГЭ составлено некорректно? — blog.ege100.info ЕГЭ
Содержание
  1. 1 задание
  2. 8 задание
  3. 8 частых ошибок на егэ по русскому языку и как их избежать
  4. Где ошибаются в егэ по русскому? наблюдения преподавателя
  5. Пунктуационные, орфографические и грамматические ошибки
  6. Ошибки по невнимательности
  7. 1 задание
  8. 8 задание
  9. Задание 12. не с разными частями речи
  10. Задание 13. ошибки в слитном и раздельном написании разных частей речи
  11. Задание 14. ошибки н и нн в разных частях речи
  12. Задание 19. ошибки в типах подчинения придаточных
  13. Задание 5. паронимы: типичные ошибки
  14. Задание 6. правильное образование формы слова
  15. Задание 7. распространенные грамматические ошибки
  16. Задание 9. пропущенная буква – ряд орфограмм
  17. Задания 22–23
  18. Неправильно рассчитанное время
  19. Отсутствие проверки
  20. Ошибки в сочинении
  21. Ошибки по невнимательности
  22. Пунктуационные, орфографические и грамматические ошибки
  23. Типичные ошибки учащихся на егэ по русскому языку

1 задание

На ЕГЭ 2022 года первое задание обновили, поэтому в нём может быть много ошибок. Разбираемся в изменениях вместе с Агнией Розенталь.

8 задание

Это самое ценное задание тестовой части ЕГЭ по русскому — за него можно получить 5 баллов, но и для решения нужно проделать немало работы. 

В 8 задании даны предложения, которые написаны с ошибкой, и нужно сопоставить саму ошибку и тип ошибки. Но сложность в том, что вариантов предложений больше, чем наименований ошибок. Поэтому кроме знаний здесь нужна внимательность. 


Совет: Решайте как можно больше тренировочных заданий. Вы приноровитесь к поиску ошибок и начнёте находить их быстрее. Воспользуйтесь нашей методичкой по 8 заданию, чтобы щёлкать варианты как орешки.

8 частых ошибок на егэ по русскому языку и как их избежать

У ЕГЭ по русскому языку репутация лёгкого экзамена: многие одиннадцатиклассники набирают по нему высокие баллы. Возможно потому, что русский язык для сдающих — родной. Однако без ошибок всё равно не обходится. 

О том, какие ошибки часто встречаются на ЕГЭ по русскому языку и как их избежать, рассказывает преподаватель русского языка в Вебиуме Агния Розенталь. 

Где ошибаются в егэ по русскому? наблюдения преподавателя

Пунктуационные, орфографические и грамматические ошибки

Их совершают те, кто не учит правила и «играет в угадайку». Советуем серьёзно подойти к изучению законов, по которым работает язык. Именно эти знания и проверяются на экзамене! 

Если вы теряетесь в огромном количестве информации, изученной за 11 лет в школе, можно посмотреть кодификаторы к экзаменам — документы, где содержатся все темы, которые могут попасться на ЕГЭ в любом из заданий. А можно спросить у репетитора или записаться на курсы подготовки к ЕГЭ: опытные преподаватели помогут составить план подготовки и проследят, чтобы в темах по русскому языку не осталось пробелов.

Ошибки по невнимательности

Забыли поставить запятую, неправильно выделили суффикс, промахнулись квадратиком в бланке ответов… От таких ошибок не застрахованы даже самые старательные отличники! Не торопитесь и внимательно проверяйте все ответы.

1 задание

На ЕГЭ 2022 года первое задание обновили, поэтому в нём может быть много ошибок. Разбираемся в изменениях вместе с Агнией Розенталь.

8 задание

Это самое ценное задание тестовой части ЕГЭ по русскому — за него можно получить 5 баллов, но и для решения нужно проделать немало работы. 

В 8 задании даны предложения, которые написаны с ошибкой, и нужно сопоставить саму ошибку и тип ошибки. Но сложность в том, что вариантов предложений больше, чем наименований ошибок. Поэтому кроме знаний здесь нужна внимательность. 

Совет: Решайте как можно больше тренировочных заданий. Вы приноровитесь к поиску ошибок и начнёте находить их быстрее. Воспользуйтесь нашей

методичкой по 8 заданию, чтобы щёлкать варианты как орешки.

Задание 12. не с разными частями речи

Чаще всего ученики прошлых лет ошибались в этих словах:

  • Недосчитаться;
  • Практически невыполнимое задание;
  • Он был не из робких;
  • Неописуемое волнение.

Задание 13. ошибки в слитном и раздельном написании разных частей речи

В этом задании можно запутаться, если не смотреть на контекст, в котором находятся выделенные слова. Поэтому обращайте внимание на это.

  • Подолгу;
  • Без умолку;
  • Сослепу;
  • Без зазрения совести;
  • Впору.

Задание 14. ошибки н и нн в разных частях речи

На это тоже стоит обратить внимание и скорректировать свою подготовку, если чувствуете, что затрудняетесь с ответом при решении КИМа.

  • Желанный;
  • Диковинный;
  • Приданое невесты;
  • Крашеный;
  • Мудрёный.

Задание 19. ошибки в типах подчинения придаточных

Чтобы выполнить это задание, следует запомнить:

  1. При наличии неповторяющегося соединительного/разделительного союза между однородными придаточными предложениями запятая не нужна.
  2. В предложениях с подчинением, которое осуществляется последовательно, одно придаточное предложение может попасть внутрь другого. Так подчинительный союз и союзное слово будут относиться к разным грамматическим основам, хоть и будут рядом. Они должны быть разделены запятой.

Если второе предложение нельзя убрать без изменения всего сложного предложения, то запятой на стыке двух подчинительных союзов не должно быть.

Задание 5. паронимы: типичные ошибки

В паронимах тоже совершают ошибки, но не всегда из-за незнания, сколько из-за того, что очень хотят сэкономить время. Из-за этого спешат и не вчитываются в варианты ответа, а ведь слова бывают очень похожи, часто даже отличаются всего на одну букву.

Например, можно ошибиться в таких словах:

  • «Представить» и «предоставить»;
  • «Невежа» и «Невежда»;
  • «Всякий» и «Всяческий»;
  • «Практичный» и «Практический» и другие.

Чтобы научиться решать это задание, следует много времени уделять практике и узнавать значение всех слов, которые вызывают сомнения. Со временем запас слов станет больше, так что ошибок будет меньше.

Задание 6. правильное образование формы слова

Ошибки ЕГЭ по русскому языку совершают и в номере 6. Все из-за того, что в затруднительных случаях ученики просто не знают, каким правилом проверить слово. Поэтому перед тем, как идти на экзамен, повторите:

  • Правила образования множественного числа имен существительных;
  • Разные времена глаголов;
  • Сравнительные степени прилагательных и наречий.

Чаще пользуйтесь словариком при подготовке, читайте книги — так вы и слова запомните, и с интересом проведете время.

Задание 7. распространенные грамматические ошибки

Грамматические ошибки ЕГЭ по русскому языку совершаются из-за неправильного образования и использования разных грамматических форм слов. К таким ошибкам относятся:

  1. Нарушения в употреблении форм существительных;
  2. Ошибки при образовании степеней сравнения;
  3. Неправильное образование местоименных форм;
  4. Ошибки в склонении числительных;
  5. Неправильное образование глагольных форм; 
  6. Нарушение норм беспредложного управления;
  7. Неправильное построение предложений с деепричастным оборотом.

Попрактикуйтесь с учителем в школе, если чувствуете, что можете допустить одну из этих ошибок.

Задание 9. пропущенная буква – ряд орфограмм

В задании №9 стоит обратить внимание на конкретные слова, в которых ошибаются ученики.

  • небезызвестный;
  • безыдейный;
  • сымитировать;
  • взимать.

Если вам попадется что-то из этого в КИМе, вы будете знать, что ответить, и заработаете баллы. 

Задания 22–23

22 задание в ЕГЭ по русскому языку звучит так: «Какие из высказываний соответствуют/противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов». А 23 задание направлено на понимание функций слов и их смыслового наполнения.

Ошибки в этих типах заданиях на ЕГЭ появляются из-за неправильно прочитанного вопроса или беглого анализа текста. Внимательно прочитайте вопросы: вас просят найти верные или НЕверные пункты?

Такие задания многими воспринимаются спорными при подготовке, потому что в тренировочных вариантах возникают неоднозначные формулировки. Не волнуйтесь: на экзамене тексты подбирают так, чтобы ответ был однозначным. От вас требуется только вдумчивое чтение и анализ.

Неправильно рассчитанное время

Это частая ошибка, которую школьники не отрабатывают, потому что не каждый день оказываются в условиях сдачи ЕГЭ. 

Постарайтесь хотя бы приблизительно засечь время, которое у вас уходит на написание тестовой части, черновика и чистовика сочинения. Высший пилотаж — заложить в расчёт ещё и время на проверку. Помните, что перенос ответов в бланк — тоже часть экзамена, и лучше сразу учитывать это, а не спешить в последние пять минут.

Отсутствие проверки

Это последствие неправильно рассчитанного времени на написание экзамена. Очень важно всё перепроверить. Особенно сочинение. Независимо от ваших знаний и подготовки вы можете не заметить повтор, описку или пропущенный знак препинания. Особенно обидно в таких ситуациях становится ребятам, которые грамотно пишут и заслуженно доверяют своим навыкам. 

В самих ошибках нет ничего плохого: даже у профессиональных писателей есть корректоры и редакторы. Но в условиях экзамена вы — сам(а) себе корректор! Так что счастливчикам с «врождённой грамотностью» советуем: доверяй, но проверяй 😉

Вот так. Как видите, страшной статистики по тем, кто неправильно выделил основную проблему в сочинении или не запомнил, где ударение в слове «звонит» — нет. Такие ошибки на ЕГЭ по русскому языку делают не очень часто, и их не стоит бояться. Если вы честно готовитесь — сдать плохо просто невозможно!

Агния Розенталь выделяет ещё несколько типичных ошибок, которые она замечала за своими учениками. Их может совершить каждый, кто готовится к ЕГЭ.

ЕГЭ по русскому языку — обязательный экзамен для получения аттестата, так что сдавать его придётся всем. Вероятно, на технических специальностях ваши навыки писать красиво и без ошибок оценят не так высоко, как на филфаке или журфаке, но баллы за ЕГЭ по русскому всё равно учитываются при поступлении — поэтому экзамен нужно сдавать хорошо. В конце концов, языком вам предстоит пользоваться всю жизнь! 

Как бы мы не ворчали на «шаблонность» сочинения, подготовка к нему может стать полезным опытом. Вы учитесь по-разному формулировать одну и ту же мысль и рассуждать, расширяя свой словарный запас. Так что воспринимайте ЕГЭ по русскому не как врага, а как возможность прокачать свои навыки, которые вам пригодятся в будущем.

Ошибки в сочинении

Здесь рискуют ошибиться те, кто не учил пунктуацию, орфографию и грамматику. Чтобы написать цельный и правильный с точки зрения правил русского языка текст, нужно объединить все полученные знания.

Главная ошибка — отсутствие подготовки к этому заданию. Даже если вы идеально знаете все правила, любите и не боитесь писать, нужно помнить, что у экзаменационного сочинения строгий формат. Обязательно потренируйтесь создавать текст в соответствии с ним: сверяйтесь с критериями, анализируйте тексты из тренировочных вариантов.

Ошибки по невнимательности

Забыли поставить запятую, неправильно выделили суффикс, промахнулись квадратиком в бланке ответов… От таких ошибок не застрахованы даже самые старательные отличники! Не торопитесь и внимательно проверяйте все ответы.

Пунктуационные, орфографические и грамматические ошибки

Их совершают те, кто не учит правила и «играет в угадайку». Советуем серьёзно подойти к изучению законов, по которым работает язык. Именно эти знания и проверяются на экзамене! 

Если вы теряетесь в огромном количестве информации, изученной за 11 лет в школе, можно посмотреть кодификаторы к экзаменам — документы, где содержатся все темы, которые могут попасться на ЕГЭ в любом из заданий.

Типичные ошибки учащихся на егэ по русскому языку

Приложение: презентация

Слайд 1. Типичные ошибки учащихся на ЕГЭ
по русскому языку

Слайд 2. I. Какова Ваша ЦЕЛЬ?

Вы хотите поступить по результатам ЕГЭ в вуз,
причем на бюджетное отделение? В большинстве
вузов «бюджетный» конкурс начинается с
уровня выше 80 тестовых баллов. Без подготовки
достичь таких результатов на ЕГЭ по русскому
языку практически невозможно.

Слайд 3.

ВДУМАЙТЕСЬ, эта истина стара как
мир: НИКТО НИКОГДА и НИЧЕМУ не сможет Вас научить
против вашей воли!

Но!

Слайд 4.

Если у Вас есть сильное желание и
мотивация, то ВСЕМУ и ВСЕГДА вы сможете
научиться.

Вы никогда не научитесь плавать, стоя на берегу!
И Вам никуда не деться от очевидного факта: без
тренировки в выполнении тестов при подготовке к
ЕГЭ по русскому языку об отличном результате
можно только мечтать. До посинения.

Слайд 5.

II. Типичные ошибки при заполнении
бланков ответов Единого государственного
экзамена

Слайды 6-10.

Обработка бланков ответов ЕГЭ
проводится на компьютерах. Бланки сканируются,
надписи и метки с них распознаются, переводятся в
«цифровой» формат и автоматически
проверяются. Эта технология позволяет
обрабатывать огромное количество бланков в
ограниченное время, но от участников
тестирования требует соблюдения некоторых
несложных правил. Все ошибки мы проиллюстрируем
реальными изображениями с бланков ответов, в
которых наглядно видно, что написано в бланке
ответов и что распознано компьютером. Некоторые
не верят, что такое бывает. Итак, начинаем:

Описание ошибки№ слайда с изображением,
иллюстрирующим ошибку
Что надо делать, чтобы эту
ошибку избежать
1. Бланк заполнен синей ручкой или
карандашом. На изображении, попавшем в компьютер
ничего не видно.
1Бланки ЕГЭ должны заполняться ЧЕРНОЙ
ГЕЛЕВОЙ РУЧКОЙ. Ручка должна оставлять четкий (не
жирный) след без проблесков. Возьмите на экзамен 2
хорошие черные гелевые ручки.
2. Бланк заполнен не по образцу
написания символов.
2В верхней части бланка ответов указано
как нужно писать буквы, цифры и другие допустимые
символы, чтобы они были успешно распознаны.
3. Проблемы с алфавитом у людей.3Если вы не знаете, как писать некоторые
буквы, посмотрите в верхнюю часть бланка ответов.
Там вы найдете все буквы русского алфавита и
цифры. Удивительная ситуация, но встречается
часто.
4. Неудачная попытка сделать отмену
неправильной метки. В компьютер в качестве
ответа на задание А6 одновременно попадут
варианты ответа 1 и 2
4Любая пометка (крестик, линия, даже
точка) в клеточках для ответов на часть А
распознается, как ответ, поэтому закрашивание не
отменит неверно выбранный вариант ответа. Для
замены ошибочного ответа в части А в бланке
присутствует специальная область. В поле из двух
окошек записывается номер тестового задания, а
рядом (в квадратах) следует указать верный
(исправленный) ответ на задание.
5. Орфографические ошибки в ответах.5Учите не только термины, но и их
правильное написание. Стыдно писать
«ДИМИТРИЙДОНЦОЙ» вместо
«ДМИТРИЙДОНСКОЙ». Обидно будет недополучить
балл, за «почти правильный ответ».

На этом наше повествование об ошибках
участников тестирования заканчиваем. В статье
были разобраны только типичные ошибки, которые
повторяются на каждом экзамене. Бывают еще и
индивидуальные (сокращают слова, путают поля, не
могут найти в своем документе номер и серию,
пишут с ошибками имена и отчества и т.д.), которые
систематизации не поддаются. Но большинства
ошибок можно избежать, если:

— перед тем как идти на экзамен, прочитать и
понять правила участия в ЕГЭ;

— на тестировании читать инструкцию к тесту,
который вы получили, а в тесте внимательно читать
инструкции к отдельным заданиям, если они есть;

— на тестировании быть внимательным и
собранным, сосредоточиться на выполнении теста.

Рекомендуется до реального экзамена
попробовать пройти похожую процедуру
тестирования в режиме ЕГЭ, чтобы выявить и
оценить негативные факторы с которыми вы,
возможно, столкнётесь на одном из самых важных
экзаменов в вашей жизни.

Слайд 11.

Подготовлено РЦОИ Ульяновской
области.

ege.karelia.ru

Слайд 12.

Выполняя

задание (А1) по
фонетике

, выпускник должен показать понимание
сущности русского словесного ударения, его
особенностей.

Как известно, русское ударение не только
нефиксированное, как, например, в татарском или
французском языках, но и свободное — то есть
способное «перетягиваться» с одного слога на
другой в разных формах одного слова или в
однокорневых словах (ср. стОл — но столА, нАчал —
началА).

Без умения произносить с правильным ударением
конкретные общеупотребительные слова разных
частей речи нельзя обойтись при выполнении
задания А1..

Хуже решаются задания, в которых использована
лексика с распространёнными в молодёжной речи
орфоэпическими ошибками (катАлог, нАчав, звОнит,
красивЕе, тортЫ).

Поэтому следует больше внимания уделять
изучению основных норм произношения и ударения
современного русского литературного языка. А
основой такого подхода и есть постоянное
внимание к звучащей речи, систематическая работа
с орфоэпическими словарями.

Слайд 13.

Чтобы справиться

с заданиями
по лексике

, нужно иметь достаточно большой
лексический запас слов, уметь правильно
употреблять слова с учетом их лексического
значения.

Наибольшие трудности возникали при
определении лексического значения
многозначного слова, имеющего в контексте только
одно значение.

Ошибки, связанные с употреблением паронимов,
достаточно часто встречаются в речи. Их причины
объясняются многозначностью аффиксов в русском
языке, различной сочетаемостью слов. Это
подтверждают и результаты выполнения
экзаменационного теста. Так, например, очень
часто смешивают паронимы представить и
предоставить
: Образование представит
огромные возможности (вместо: предоставит).

Допускают очень много грамматических ошибок,
состоящих в неправильном образовании и
использовании различных грамматических форм
слов, например:

1) нарушения в употреблении форм
существительных (неправильное образование форм
множественного числа существительных, например,
вкусные торта (из разговорной речи, норма: торты;
неправильный вариант формы рода, например:
пирожки с повидлой ( норма: …с повидлом); новый
туфель (норма: туфля); неверное образование
падежных форм: в аэропорте (норма: …аэропорту), у
новых туфлей (норма: у новых туфель); пара сапогов
(норма: пара сапог);

2) ошибки при образовании степеней сравнения:
звончее (норма: звонче); более моложе (форма
сравнительной степени данного прилагательного
избыточна);

3) неправильное образование местоименных форм:
вокруг их (норма: вокруг них); ихние книги (норма:
их книги);

4) ошибки в склонении числительных: в двух тысяч
первом году (норма: в две тысячи первом году);
менее семьдесят пяти рублей (норма: менее
семидесяти пяти рублей);

5) неправильное образование глагольных форм
(ошибки в образовании личных форм глаголов:
пробежи сто метров (норма: пробеги); жгёт костёр
(норма: разжигает); неверное образование видовых
форм глаголов: давай попробоваем (норма:
попробуем); неверное образование возвратных форм
глагола: оденьтеся теплее (норма: оденьтесь
теплее); ошибки при образовании деепричастий:
прочитая рассказ (норма: прочитав); пиша рассказ
(данная деепричастная форма в литературном языке
отсутствует).

6) Нарушение норм беспредложного управления:

Многие удивлялись простотой и естественностью
чеховских пьес. Правильно: Многие удивлялись
простоте и естественности чеховских пьес.

7) Однородные члены предложения управляют
различными падежными формами существительного:
Бабушка любила и гордилась своим единственным
внуком. Необходимо употребить разные дополнения:
Бабушка любила своего единственного внука и
гордилась им.

8) Неправильное построение предложений с
деепричастными оборотами:

а) безличное предложение не может иметь
деепричастного оборота: Раскрыв журнал, в нем
оказалось много новой информации. Правильно:
Когда я раскрыл журнал и стал его читать, в нем
оказалось много новой информации.

б) разные действующие лица выполняют основное
действие, выраженное сказуемым, и добавочное
действие, выраженное деепричастием: Раскрыв
свежую газету, мое внимание привлекло одно
интервью. Правильно: когда я раскрыл свежую
газету, мое внимание привлекло одно интервью.

9) Недопустимо соединение простой и составной
форм сравнительной и превосходной степени
прилагательных: более красивейший, более худший.
Правильно: более красивый, красивейший, худший.

10) При указании даты после порядкового
числительного существительное ставится в
родительном падеже, а не в дательном: правильная
форма: к первому января, к Восьмому марта.

11) Собирательные числительные не употребляются
с существительными, обозначающими лиц женского
пола, называющими взрослых животных, имеющими
обе формы числа. Соблюдая грамматические нормы,
нужно сказать: пять учениц класса, три красивых
дома. 

12). В официальных ситуациях общения в некоторых
формах глаголов прошедшего времени утрачивается
суффикс -ну-: правильная форма: расторг, увял, мок.

Низкие результаты ЕГЭ по морфемике и
словообразованию
можно объяснить формальным
подходом к разбору слова по составу, незнанием
морфологических особенностей некоторых частей
речи и форм (причастий, деепричастий),
отождествлением понятий «нулевое окончание» —
«отсутствие окончания», «словообразующие
аффиксы» — «формообразующие аффиксы».

Словообразование в тестах ЕГЭ является
заданием повышенной трудности, для решения
которого требуется найти в тексте слово,
образованное тем или иным способом, или,
наоборот, определить и записать способ
образования предложенного слова. Невыполнение
этого задания объясняется незнанием сущности
основных способов словообразования в русском
языке, особенно приставочно-суффиксального и
бессуффиксного..

Слайд 14.

1 задание

бесчувственно

услышанный

освещённый

безвольный

записка

Слайд 15.

2. Определите способ словообразования: безделье,
веселье, богомолье
.

Ответ:

дел(о) -> без-дель-[й]-(е) —
приставочно-суффиксальный способ;

весел(ый) -> весель-[й]-(е) — суффиксальный
способ;

бог(а) моли(ть)-> бог-о-моль-[й]-е —
сложение основ с суффиксацией.

Слайд 16.

3. В каждом ряду найдите лишнее слово. Объясните
ответ.

1) Воротник, задачник, ночник.

2) Разодеть, разомкнуть, разобрать.

3) Мудрствовать, свирепствовать, чествовать.

4) Попугайничать, скромничать, лентяйничать.

Ответ:

1. В слове ночник выделяются суффиксы -н- и -ик-
(ночь -> ноч-н-ой -> ноч-н-ик). В других словах —
суффикс -ник-.

2. В глаголе разодеть две приставки: раз- и о-
(ср. на-деть, раздеть). В остальных словах — одна
производная приставка разо-.

3. В слове чествовать выделяется суффикс -вова-
(честь -> чест-вова-ть). В других словах — суффикс -ствова-.

В глаголе скромничать вычленяется суффикс -ича-
(скромн-ый -> скромн-ича-ть). В остальных словах —
суффикс -нича-. Например: лен-тяй >
лентяй-нича-ть.

Слайд 17.

4. Выпишите из предложения слова, образованные
приставочно-суффиксальным способом.

Без четверти девять он выбрался из подземелья
на площадь, без пяти пересёк переулок и, обогнув
стоявшие возле подъезда автомобили, вошёл в
дверь, рядом с которой висела под стеклом чёрная
таблица «ГИНЕГА» (Ю. Трифонов).

Ответ: подземелье, переулок

Слайд 18.

5. Выпишите из предложения слова, образованные
бессуффиксным способом (с помощью нулевого
суффикса).

Все разновидности морфологического способа
образования слов довольно обстоятельно
изучаются в средней школе. Остановимся лишь на безаффиксном
(бессуффиксном,)
способе. Это —
образование новых слов без добавления суффикса: широкий
— ширь, глубокий — глубь, поливать — полив,
выходить — выход
.

Не все учёные признают существование
безаффиксного способа словообразования. Так,
Владимир Владимирович Лопатин, Елена Андреевна
Земская считают, что в словах типа ширь, даль,
бег, поворот
следует выделять нулевой
словообразовательный суффикс. Этот способ
словообразования предложили называть нулевой
суффиксацией
.

Он [мост] так и лежит брюхом на земле, на въезде в
город — как кит, выбросившийся на берег, или как
парусник, вынесенный на мель, озадачивая
приезжих своей откровенной постмодернистской
нефункциональностью.

  (Д. Рубина).

Ответ: въезд, мель

Слайд 19.

6. Выпишите из предложения слово, в котором
морфемы не располагаются линейно, а
накладываются друг на друга:

В её действиях была явная закономерность:
стоило ему пнуть ногой упругую и теплую
перегородку, отделявшую его от хаоса. и оттуда
приходило эхо — мягкое нажатие, сопровождаемое
густыми воркующими звуками, от которых слегка
содрогался весь мир. (В. Пелевин)

Ответ: пнуть

Слайд 20.

7. Выпишите из предложения слово с
множественной словообразовательной структурой:

Между ним и матерью вечно были какие-то раздоры.
Скажи, почему ты никогда не можешь ничего сделать
для других? Ведь это неблагородно, Лев! Это очень
низко. (Ю. Трифонов)

Ответ: неблагородно

Трудные случаи морфологического разбора

Разные варианты экзаменационной работы 2022 года
включали задания на определение различных частей
речи
и их категориальных признаков (например,
различных разрядов местоимений —
притяжательных, неопределенных,
определительных; прилагательных в превосходной
степени, а также прилагательных в сложной форме
превосходной степени; союзов — сочинительных и
подчинительных; производных предлогов; частиц).

В задании требуется выписать либо части речи
(например, частицы, союзы, предлоги), либо
отдельные формы или разряды, прилагательные в
превосходной степени; производный предлог;
краткое страдательное причастие;
неопределенное, притяжательное, определительное
местоимение. Затруднения экзаменуемых обычно
вызывает выявление местоимений различных
разрядов, а также служебных частей речи: союзов,
частиц, предлогов. В целом причины ошибочных
ответов в задании В2 заключаются в
поверхностном усвоении теоретической части
курса русского языка; выполняя морфологический
анализ, учащиеся не всегда способны комплексно
учитывать различные признаки, определяющие
принадлежность слова к той или иной части речи:
значение слова как части речи, морфологические
признаки и синтаксическую функцию слова в
предложении.

Функциональные омонимы

— этимологически
родственные слова, совпадающие по звучанию, но
относящиеся к разным частям речи, различаются
общим грамматическим значением,
морфологическими и синтаксическими признаками.

Лексические омонимы принадлежат к одной
части речи, обладают одинаковым общим
грамматическим значением.

Слайд 21.

Примеры:

Любое число делится на один. Один
ученик. Числительное

Выхожу один (одинокий) я на дорогу. Прилагательное

Остались одни (только, лишь) воспоминания. Частица

Пришёл отец, и с ним ещё один (кто-то). Неопределённое
местоимение

Слайд 22.

  1. Я вижу только один способ решить эту проблему.
  2. Я, признаюсь, рад, что вы одного мнения со мною (Н.
    Гоголь).
  3. Мне вспоминается один случай, который произошёл
    со мною несколько лет назад (М. Пришвин).
  4. Одни леса стояли стеной вокруг, и только дождь в
    траве огромный пляшет (И. Бродский).

Ответ:

  1. Числительное
  2. Прилагательное
  3. Местоимение
  4. Частица

Во всех предложениях употреблено слово один,
которое функционирует в качестве разных частей
речи.

В первом примере один — числительное:
обозначает определённое количество, которое
может быть обозначено цифрой.

Во втором предложении — прилагательное:
обозначает признак предмета, является синонимом
к прилагательному одинаковый.

В третьем предложении один — местоимение:
указывает на неопределённый признак предмета,
синонимично неопределённому местоимению некий.

В четвёртом предложении один — частица:
служит средством логического выделения слова,
перед которым стоит, возможна синонимическая
замена частицами только, лишь.

Слайд 23.

Переход в слова состояния:

  • наречий: Густо и пахуче дымит самовар (И.
    Бунин) > В кабаке было тепло, привычно, пахуче
    и шумно (М. Горький);
  • кратких прилагательных: Лицо его было молодо и свежо> На улице свежо;
  • существительных: Нужно выбрать подходящее время
    > Время ехать.

Слайды 24-25.

Различия между омонимичными частями речи

Слайд 26.

Часть «С» — задание с
развернутым ответом. Выполняется по исходному
тексту и проверяется экспертами. При выполнении
на ЕГЭ по русскому языку задания части «С»:

— создавать литературный шедевр не требуется,
равно как и проводить подробный лингвистический
анализ исходного текста;

— рекомендуемый объём письменной работы — не
менее 150 слов;

— 75 слов и менее — это НОЛЬ баллов;

— более 250 слов испортят настроение эксперту, а
уж он-то в долгу не останется.

Залог успеха при выполнении на ЕГЭ по русскому
языку части «С» — соблюдение всех
формальных критериев, которыми руководствуются
эксперты при выставлении оценок.

Слайд 27.

Вас ждёт успех на ЕГЭ!

Литература

  1. ege.karelia.ru
  2. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку:
    планирование занятий, организация урока, система
    упражнений. М., Педагогический университет
    «Первое сентября». 2009.
  3. Методическое письмо о проведении
    государственного выпускного экзамена по
    русскому языку в 2022-2022 учебном году. —
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
    ФЕДЕРАЦИИ. Федеральная служба по надзору в сфере
    образования и науки (Рособрнадзор).
Оцените статью
ЕГЭ Live